УДК 340
ПРОБЛЕМЫ И ПРЕСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИИ КАК ВАЖНОГО ЭЛЕМЕНТА СОЦИАЛЬНОГО ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
© Светлана Викторовна ВОРОБЬЕВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права, e-mail: [email protected] © Артем Викторович ВОРОБЬЕВ Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, студент института права; АНО «Юридический центр «Гарант», г. Тамбов, Российская Федерация, юрисконсульт, e-mail: [email protected]
С правовых позиций рассмотрено понятие, сущность и значение права на бесплатную квалифицированную юридическую помощь. Проведено исследование данного института как важного элемента социального правового государства. Определены основные принципы и критерии качества предоставления юридической помощи. Проанализированы современные проблемы и перспективы развития бесплатной юридической помощи в России.
Ключевые слова: социальное правовое государство; бесплатная юридическая помощь; квалифицированная юридическая помощь; право на квалифицированную юридическую помощь.
Социальное правовое государство - государство, которое служит обществу, стремится исключить или свести к минимуму социальные различия, характеризуется конституционным правлением, развитой правовой системой и верховенством правового закона в общественной жизни, существующей системой социального контроля над властью и наличием эффективных механизмов, гарантирующих правовую социальную защищенность личности и обеспечивающих ей актив-
ное и беспрепятственное пользование всем комплексом общепризнанных прав и свобод.
Бесспорно, что социальное правовое государство есть такая форма организации власти политического строя, которая всецело подчиняется задаче государственно-правового обеспечения приоритетов человека в обществе и характеризуется верховенством эффективно действующего в общественной жизни закона утверждением высокого престижа права, его созидательно-конструктивной, активной роли в социальном про-
грессе, наличием специальных политикоюридических механизмов, гарантирующих правовую и социальную защищенность гражданам от произвола стимулирующих активное использование ими прав и свобод, удовлетворение правовыми способами законных интересов.
Российская Федерация в ст. 7 Конституции РФ провозглашается социальным государством. Поэтому сегодня особенно актуальным является обеспечение реализации конституционного права на бесплатную квалифицированную юридическую помощь. В современной России система бесплатной юридической помощи начала создаваться в 2002 г., первоначально бесплатную юридическую помощь оказывали адвокаты. Следующим шагом в обеспечении реализации конституционного положения о праве на бесплатную юридическую помощь стало принятие постановления Правительства РФ от 22 августа 2005 г. № 534 «О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам» [1].
Проведенный эксперимент показал актуальность и нуждаемость людей в системе государственной бесплатной юридической помощи. Значительным шагом в обеспечении права на бесплатную юридическую помощь стало принятие федерального закона от 21 ноября 2011 № 324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» [2].
Конституция РФ в ст. 48 гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи. Она же устанавливает, что «в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно». Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» по своим целям является одним из средств построения социально-правового государства, т. к. целями федерального закона являются:
1) создание условий для реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на получение квалифицированной юридической помощи, оказываемой бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим федеральным законом, другими федеральными законами и законами
субъектов Российской Федерации (далее -бесплатная юридическая помощь);
2) формирование и развитие государственной системы бесплатной юридической помощи, а также содействие развитию негосударственной системы бесплатной юридической помощи и ее поддержка со стороны государства;
3) создание условий для осуществления прав и свобод граждан, защиты их законных интересов, повышения уровня социальной защищенности, а также обеспечение их доступа к правосудию.
Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» в ст. 5 закрепляет основные принципы оказания бесплатной юридической помощи. Принципы оказания бесплатной юридической помощи следует рассматривать как институциональные начала или идеи, выражающие сущность и основные черты комплексного функционального института бесплатной юридической помощи. Оказание бесплатной юридической помощи основывается на следующих принципах: 1) обеспечение реализации и защиты прав, свобод и законных интересов граждан; 2) социальная справедливость и социальная ориентированность при оказании бесплатной юридической помощи; 3) доступность бесплатной юридической помощи для граждан в установленных законодательством Российской Федерации случаях; 4) контроль за соблюдением лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, норм профессиональной этики и требований к качеству оказания бесплатной юридической помощи; 5) установление требований к профессиональной квалификации лиц, оказывающих бесплатную юридическую помощь; 6) свободный выбор гражданином государственной или негосударственной системы бесплатной юридической помощи; 7) объективность, беспристрастность при оказании бесплатной юридической помощи и ее своевременность; 8) равенство доступа граждан к получению бесплатной юридической помощи и недопущение дискриминации граждан при ее оказании; 9) обеспечение конфиденциальности при оказании бесплатной юридической помощи.
С учетом функциональной природы данного межотраслевого института, указанные принципы имеют неоднородный характер,
объединяя в себе различные отраслевые начала правового регулирования. Например, с одной стороны, право на бесплатную юридическую помощь, выступая частным случаем права на квалифицированную юридическую помощь, является необходимым элементом правового государства. С другой - в безвозмездном предоставлении квалифицированной юридической помощи в установленном законом случаях проявляется социальная сущность государства.
Далее следует отметить, что основное социальное назначение юридической помощи заключается в обеспечении защиты прав, свобод и законных интересов граждан. Исходя из этого, обязанностью государства является предоставление бесплатной юридической помощи в любой ситуации публичного обвинения, привлечения к ответственности или ограничения прав и свобод граждан. В данном случае не должно иметь значение имущественное положение гражданина или какие-то психофизиологические особенности. Государство обязано создать условия, при которых реализация права на доступ к правосудию не будет зависеть от личной правовой осведомленности человека или его финансовых возможностей. Люди, которые не могут оплатить услуги юриста, тоже должны иметь возможность защитить свои права.
Учитывая социальную составляющую рассматриваемого института, существенный вклад в развитие системы оказания бесплатной юридической помощи вносит Тамбовское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России». Данная организация более пяти лет осуществляет деятельность в сфере оказания бесплатной юридической помощи населению, в соответствии с уставом участвует в юридическом обучении граждан и разъяснении действующего законодательства, а также осуществляет информационную деятельность в электронных и печатных средствах массовой информации и информационных сетях (в порядке, определенном действующим законодательством). В соответствии с Методическими рекомендациями Ассоциации юристов России [3], основаниями для правового консультирования являются непосредственные устные обращения (личный прием), письменные обращения, а также при наличии технической возможно-
сти обращения, принятые посредством электронной почты и с использованием средств Интернета. В Тамбовской области в настоящее время юрисконсультами юридического центра на постоянной основе оказываются юридические консультации при помощи системы видеофонии - жители 11 районов области могут задать свой вопрос юристу напрямую - путем онлайн общения [4, с. 348].
Таким образом, бесспорен тот факт, что юридическая помощь как социальное благо необходима любому социуму. В последние годы в Российской Федерации сложилась определенная система приоритетных прав граждан, реализации которых государство оказывает всемерную поддержку, именно к таким правам относится право на юридическую помощь. Взаимодействие юридической помощи и социальных прав заключается в том, что юридическая помощь в некоторых своих аспектах сама обладает элементами социального права. Бесплатная юридическая помощь - разновидность социальной помощи в рамках социальных обязательств государства и общества перед наиболее социально незащищенными группами населения [5, с. 154].
Как ранее было указано в ч. 1 ст. 48 Конституции РФ закрепляется право на квалифицированную юридическую помощь. Конституционный признак квалифицированности помощи направлен на обеспечение реальной и эффективной защиты прав и свобод граждан, прежде всего, на судебную защиту своих прав и свобод.
В российском законодательстве отсутствует единое понимание того, что подразумевается под квалифицированной юридической помощью. Это, в свою очередь, приводит к неопределенности в вопросе об обеспечении государством рассматриваемого конституционного права граждан. Толкование содержания квалифицированной юридической помощи в рамках ч. 1 ст. 48 Конституции РФ предполагает, что эта помощь оказывается не любым лицом, а квалифицированным специалистом, обладающим специальными познаниями в области права. Специальные познания могут быть подтверждены дипломом о высшем образовании и иными документами о юридическом образовании, а также документами, подтверждающими наличие у данного лица опыта работы по юридической
специальности либо прохождение им соответствующей стажировки.
В международных правовых актах и в законодательстве Российской Федерации установлены основные ориентиры стандартов качества юридической помощи. Так, в Основных положениях о роли адвокатов (приняты VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступлений, август 1990 г., Нью-Йорк) и Основных принципах, касающихся роли юристов (приняты VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, 27 августа - 7 сентября 1990 г., Гавана), специально указывается, что правительства должны обеспечивать надлежащую квалификацию и подготовку юристов и знание ими профессиональных идеалов и моральных обязанностей, а также прав человека и основных свобод, признанных национальным и международным правом. О квалифицированном характере юридической помощи говорится также в Декларации о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1998 г. № 53/144) [6, с. 15].
В свою очередь, Конституционный суд Российской Федерации в одном из своих постановлений указал, что «гарантируя право на получение именно квалифицированной юридической помощи, государство должно, во-первых, обеспечить условия, способствующие подготовке квалифицированных юристов для оказания гражданам различных видов юридической помощи... и, во-вторых, установить с этой целью определенные профессиональные и иные квалификационные требования и критерии». Но и принятый новый закон не смог решить ряд проблем, связанных с реализацией права на бесплатную юридическую помощь. В новом законе не выработано критерия качества оказываемых юридических услуг. Многие ученые справедливо отмечают необходимость создания стандарта качества юридических услуг.
К сожалению, не только в России, но и во многих других европейских странах стандарты, установленные для оказания бесплатной юридической помощи, в большинстве случаев сильно занижены или так «размыты», что ее практически не существует.
Юридическая помощь воспринимается многими государствами, включая Россию, не как насущная необходимость, а как второстепенная потребность или как разновидность благотворительности. Расходы на ее финансирование из бюджета выделяются соответственно такому подходу.
Также Конституционный суд РФ в постановлениях от 23 декабря 1999 г. № 18-П и от 23 января 2007 г. № 1-П указывал, что конституционному праву граждан на квалифицированную юридическую помощь корреспондирует обязанность государства предоставить достаточные гарантии ее оказания. Конституционный суд не исключает возможность установления в законе квалификационных требований, связанных с качеством юридической помощи и необходимостью защиты публичных интересов, если в результате равную возможность их выбора будут иметь все лица независимо от статуса и конституционно-правовой формы, т. е. все граждане и организации.
Требование эффективности юридической помощи предполагает введение и специального термина - «минимальные стандарты квалифицированной юридической помощи», подразумевающего:
- наличие юридического образования у лица, оказывающего юридическую помощь;
- предъявление к лицу, оказывающему отдельные виды юридической помощи, специальных требований (квалификационный экзамен, стаж и т. д.);
- активное оказание юридической помощи.
В российском законодательстве не установлено единообразных требований ко всем лицам, оказывающим юридическую помощь. Лишь в некоторых нормативных документах такие требования сформулированы в отношении отдельных лиц, осуществляющих подобную деятельность. К этим лицам, прежде всего, относятся адвокаты, нотариусы, патентные поверенные, прокурорские работники. Так, согласно части ст. 1 федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее - закон об адвокатуре) [7] адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в по-
рядке, установленном законом, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.
В научной литературе постоянно высказывается идея о законодательном упорядочении квалификационных признаков оказания юридической помощи, среди которых основными могут быть наличие юридического образования, профессионального опыта, соблюдение определенных этических норм. Кроме того, учитывая, что такая помощь гарантируется государством, предлагается расширить контрольные функции последнего, в т. ч. через механизм введения специальных экзаменов, стажировок.
Однако для законодателя является проблемой определение квалифицированной юридической помощи. Если брать во внимание формальный аспект критерия «квалифицированная» применительно к юридической помощи, то законодатель а) не дал единообразного перечня тех требований, которые соотносятся с этим признаком; б) не указал исчерпывающий перечень тех субъектов, которые оказывают такую помощь. Даже в судебном процессе согласно ГПК РФ и АПК РФ квалифицированную юридическую помощь помимо адвокатов могут оказывать и иные лица.
Так, в соответствии с ч. 3 ст. 59 АПК РФ представителями граждан могут выступать в арбитражном суде адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица. Патентными поверенными могут быть лица без юридического образования (п. 2 ст. 2 федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 316-ФЗ «О патентных поверенных»), членами избирательных комиссий, в т. ч. ЦИК России с недавнего времени могут быть лица без юридического образования. Нельзя не отметить, что формальные признаки не являются гарантией получения квалифицированной юридической помощи. Наличие юридического образования фактически не означает достаточный уровень оказания квалифицированной юридической помощи [8, с. 44].
В последние годы Правительство Российской Федерации пытается уточнить понятия «юридическая помощь» и «квалифицированная юридическая помощь». Понятие «профессиональная» юридическая помощь -не менее условное, чем «квалифицирован-
ная», в условиях отсутствия четких критериев. Ведь нельзя же признать отсутствие профессионализма в оказании юридической помощи специалистами профсоюзов, правозащитных организаций, различных юридических коммерческих организаций, специалистов различных правовых управлений и отделов органов исполнительной власти и т. д.
Выделим признаки квалифицированной юридической помощи:
- квалифицированная юридическая помощь - это деятельность по оказанию юридических услуг;
- квалифицированная юридическая помощь может оказываться только лицами, имеющими специальные познания в области права;
- квалифицированная юридическая помощь предполагает не просто предоставление юридических услуг специалистом, а оказание именно качественной юридической помощи.
Следует отметить, что не всякая юридическая помощь, которая оказывается лицом, имеющим специальные познания в области права, является квалифицированной. Поэтому следует выделить критерий оценки юридической помощи, как квалифицированной. Этот критерий является оценкой качества, грамотности оказываемой помощи. При этом большие трудности возникают при определении показателей, по которым можно судить о том, что помощь была оказана юридически грамотно.
Вероятнее всего, эти показатели должны быть заложены в нормативно-правовых актах, в требованиях к претендентам на оказание юридической помощи (сдача специального экзамена, включающего не только теоретические, но и практические вопросы, стажировка, опыт работы и т. д.) [9, с. 30].
Понятие «право на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи» производно от понятия «право на получение квалифицированной юридической помощи» и отличается только тем, что в рассматриваемом случае квалифицированная юридическая помощь предоставляется бесплатно, а круг лиц, которые могут воспользоваться такой помощью, ограничен. Круг лиц, которым предоставляется бесплатная квалифицированная юридическая помощь, а также случаи предоставления такой помощи
устанавливаются федеральными законами. Контроль за качеством оказываемой помощи могут проводить специальные лица или органы (как, например, квалификационная комиссия в адвокатской палате). Субъект оказания юридической помощи, не имеющий никакого контроля качества оказываемых услуг, вряд ли обеспечит надлежащее качество.
Таким образом, сама по себе бесплатная юридическая помощь может быть как квалифицированной, так и неквалифицированной. Однако если речь ведется о праве на бесплатную помощь, то законодательно может быть закреплено лишь право на бесплатную квалифицированную юридическую помощь, т. к. достаточно сложно представить, чтобы у граждан возникла потребность в получении бесплатной неквалифицированной юридической помощи. По сути, право на бесплатную неквалифицированную юридическую помощь не имеет качества особого социального блага, требующего определенного обеспечения и гарантирования.
Институт бесплатной юридической помощи интенсивно развивается, но существует много проблем в его реализации.
В юридической литературе установлено, что право на бесплатную квалифицированную юридическую помощь заключается в возможности получения физическими лицами юридических услуг на территории Российской Федерации без взимания за это платы в какой бы то ни было форме, оказываемых специальными субъектами, которым предоставлено право и (или) возложена обязанность оказывать такую помощь, реализуемое во всех случаях возникновения потребности в юридических услугах при соблюдении определенных федеральным законом условий [10, с. 56].
И необходимо отметить, что право на бесплатную квалифицированную юридическую помощь и право на квалифицированную юридическую помощь соотносятся как часть и целое. Различие между правом на квалифицированную юридическую помощь и правом на бесплатную квалифицированную юридическую помощь можно провести:
- по субъектам. Применительно к праву на квалифицированную юридическую помощь круг субъектов неограничен, применительно к праву на квалифицированную бесплатную юридическую помощь - ограничен;
- по условиям оказания помощи. Право на квалифицированную бесплатную юридическую помощь реализуется путем предоставления лицу квалифицированных юридических услуг на бесплатной основе, при реализации же права на квалифицированную юридическую помощь эти услуги могут оказываться как платно, так и бесплатно.
Также следует признать, что на основе анализа места права на бесплатную квалифицированную юридическую помощь в системе конституционных прав - право на бесплатную квалифицированную юридическую помощь это личное (гражданское), позитивное, относительное, индивидуальное право человека, относящееся к правам первого поколения и требующее для своей реализации обеспечения со стороны государства.
В основе института бесплатной юридической помощи выделено два основных правовых начала: с одной стороны, право на бесплатную юридическую помощь, выступая частным случаем права на квалифицированную юридическую помощь, является необходимым элементом правового государства, с другой - в безвозмездном предоставлении квалифицированной юридической помощи в установленном законом случаях проявляется социальная сущность государства. Основное социальное назначение юридической помощи заключается в обеспечении защиты прав, свобод и законных интересов граждан. Исходя из этого, обязанностью государства является предоставление бесплатной юридической помощи в любой ситуации публичного обвинения, привлечения к ответственности или ограничения прав и свобод граждан. В данном случае не должно иметь значение имущественное положение гражданина или какие-то психофизиологические качества.
Одним из дискуссионных вопросов по данной проблеме является то, что предоставление бесплатной юридической помощи только гражданам искажает действительный смысл ст. 48 Конституции РФ, закрепляющей данное право, а также ущемляет права лиц без гражданства, беженцев и т. п. Вместе с тем на указанных лиц нельзя распространить положения федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», регламентирующих предоставление такой помощи гражданам Российской Феде-
рации. В данном случае необходим более дифференцированный подход: следует отдельно предусмотреть те категории правовых вопросов, по которым лицам без гражданства должна оказываться бесплатная юридическая помощь, поскольку они могут и не совпадать с кругом дел, предусмотренных законом о бесплатной юридической помощи. Например, представляется вполне логичным предоставление такой помощи по вопросам, связанным с приобретением российского гражданства. Обоснована необходимость принятия специального закона о юридической помощи иностранным гражданам и лицам без гражданства либо включения соответствующей главы в закон о бесплатной юридической помощи.
Особого внимания заслуживает следующая проблема: невозможно предусмотреть все возможные правовые вопросы, по которым должна оказываться такая помощь. Для разрешения данной проблемы следует изменить сам подход законодателя к роли и значению объектного критерия оказания бесплатной юридической помощи. Следует предусмотреть категории дел, по которым такая помощь не оказывается, например: вопросы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. Все же остальные правовые вопросы должны рассматриваться в качестве допустимых для использования бесплатной юридической помощи.
Система негосударственной бесплатной юридической помощи по своей сути носит дополнительный, субсидиарный характер по отношению к государственной системе бесплатной юридической помощи. Государственная система бесплатной юридической помощи могла бы существовать в Российской Федерации и при отсутствии негосударственной системы, в то время как обратная ситуация была бы прямым нарушением ч. 1 ст. 48 Конституции РФ [11, с. 189].
В силу этого содержание обязанности государства, корреспондирующей праву на бесплатную квалифицированную юридическую помощь применительно к двум вышеназванным системам бесплатной юридической помощи, различается. С помощью государственной системы бесплатной юридической помощи государство предоставляет квалифицированные юридические услуги как непосредственно (например, через государ-
ственные юридические бюро), так и опосредованно (например, путем финансирования предоставления таких услуг адвокатами). Целесообразно оказывать государственную поддержку юридических клиник и негосударственных центров бесплатной юридической помощи как организационной, так и финансовой.
Вместе с тем необходимо отметить, что существующая система финансового обеспечения государственной системы бесплатной юридической помощи нуждается в совершенствовании. В настоящее время финансирование расходов на оказание бесплатной юридической помощи (за исключением юридической помощи по уголовным делам) возложена на субъекты РФ. Следствием является диспропорция качества оказания бесплатных юридических услуг жителям различных субъектов РФ из-за существенных различий в финансовом состоянии указанных субъектов [12, с. 244].
Такая ситуация является недопустимой, поскольку право на бесплатную квалифицированную юридическую помощь является не только одним из направлений социального обеспечения населения, но и средством обеспечения нормального правопользования граждан (возможностью каждого быть защищенными всеми правовыми средствами). Возможность граждан Российской Федерации пользоваться бесплатной юридической помощью не должна зависеть от того, в каком субъекте РФ они проживают. В силу этого финансирование мероприятий по обеспечению предоставления гражданам бесплатных юридических услуг должно быть полностью расходным обязательством Российской Федерации.
Еще одной существенной проблемой при реализации бесплатной юридической помощи является необходимость изменения требований к уровню и виду образования, предъявляемых к некоторым участникам систем бесплатной юридической помощи. В связи с этим необходимо внести изменения в ст. 8 федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», изложив ее в следующей редакции.
«1. Участники государственной системы бесплатной юридической помощи могут оказывать бесплатную юридическую помощь только при наличии у них высшего юридиче-
ского образования, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Участники негосударственной системы бесплатной юридической помощи могут оказывать бесплатную юридическую помощь при наличии у них высшего юридического образования, среднего профессионального юридического образования, либо ученой степени по юридической специальности, за исключением случаев, установленных настоящим федеральным законом или иными федеральными законами».
Итак, юридическая помощь - это важное условие обеспечения деятельности современного демократического правового государства и обеспечения гражданину реальной возможности воспользоваться комплексом конституционных прав и свобод. Юридическая помощь публична по своей природе и является разновидностью социальной помощи человеку.
Закон обеспечивает, в первую очередь, доступность юридической помощи, тем самым в целом положительно влияет на правовую грамотность населения в целом. Однако существуют сложности при его реализации, так, например, нет взаимодействия с адвокатским сообществом (адвокаты не заинтересованы оказывать помощь в рамках программы, не желают ехать в отдаленные районы). Кроме того, «неудобен» этот закон (как и обсуждаемый федеральный закон) тем, что гражданину, обращающемуся за помощью необходимо предоставить достаточно большое количество документов, доказывая, что он малоимущий. Неэффективна и система информирования граждан о возможности получения ими такой помощи.
В рамках рассмотрения данной темы следует сделать следующие выводы: неотъемлемым условием повышения эффективности реализации бесплатной юридической помощи является централизация ее оказания; требуется устранить препятствие для граждан для осуществления своего права на получение бесплатной помощи; улучшить финансирование института бесплатной юридической помощи; важным элементом является также введение оказания бесплатной юридической помощи не только по делам гражданским, но и административным; не только в суде первой инстанции, но и кассации, также необходимо ввести жесткие механизмы кон-
троля за деятельностью организаций, осуществляющих бесплатную юридическую помощь, в т. ч. и по вопросам качества предоставляемых юридических услуг. Вероятнее всего, эти показатели должны быть заложены в нормативно-правовых актах, в требованиях к претендентам на оказание юридической помощи (сдача специального экзамена, включающего не только теоретические, но и практические вопросы, стажировка, опыт работы и т. д.) [13-18].
Можно выделить несколько задач государства в решении этого вопроса: а) установление баланса государственных и негосударственных институтов оказания юридической помощи, государственная поддержка социальных инициатив по юридическому обслуживанию нуждающихся; б) усиление ответственности адвоката перед доверителем, в т. ч. совершенствование механизма привлечения адвоката к уголовной, гражданско-правовой и дисциплинарной ответственности; в) привлечение к ответственности за предоставление некачественной юридической помощи любых законных субъектов ее оказания и т. д.
На сегодня законодатель и Правительство РФ начали серьезное продвижение по пути уточнения и расширения понятия «юридическая помощь как конституционная обязанность государства перед человеком и обществом». Следует назвать ряд таких направлений: 1) расширение собственно содержания юридической помощи: а) повышение уровня правового сознания населения путем пропаганды юридических знаний; б) правовое информирование и консультирование населения; в) защита нарушенных прав и охраняемых законом интересов граждан, осуществляемая государственными органами; г) профессиональная юридическая защита, оказываемая адвокатами и государственными юридическими бюро; 2) признание юридической помощи в качестве разновидности социальной помощи, а не только правовой услуги (правовое обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов; защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в т. ч. предоставлением им квалифицированной юридической помощи; гарантирование в качестве вида социальной поддержки консультации по правовым вопросам и другие виды юридической помощи
в психиатрических и психоневрологических учреждениях и т. д.); 3) признание ряда участников оказания бесплатной юридической помощи (юридические клиники, правозащитные организации и т. д.) и создание новых субъектов оказания юридической помощи (государственные юридические бюро); 4) взаимодействие юридических клиник с государственными органами и учреждениями, некоммерческими организациями, оказание бесплатной юридической помощи социально незащищенным слоям населения; 5) выработка системы проверки и оценки качества предоставляемой помощи и установление стандартов оказания бесплатной юридической помощи.
1. О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам: постановление Правительства Российской Федерации от 22.08.2005 г. № 534 (с изм. и доп. от 13.11.2006 г.) // Собрание законодательства РФ. 2005. № 35. Ст. 3615.
2. О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации: федеральный закон
Российской Федерации от 21.11.2011 г. № 324-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 48. Ст. 6725.
3. ЦЯЬ: http://www.alrf.ru/docs/ustav.
4. Воробьев А.В. Понятие, формы и значение юридической помощи в России на современном этапе // Актуальные вопросы юридической науки и практики: сборник научных трудов членов Тамбовского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России». Вып. 3 / отв. ред. Н.С. Ельцов. Тамбов, 2012.
5. Плетень А.С. Конституционное право на бесплатную юридическую помощь и механизм его реализации в современной России. М., 2008.
6. Соболева А. Бесплатная юридическая помощь: российская практика и стандарты Совета Европы // Российская юстиция. 2003. № 5.
7. Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ (с изм. и доп. от 21.11.2011 г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 23. Ст. 2102.
8. Кудрявцев В. Л. Конституционное право на получение квалифицированной юридической помощи и некоторые формы ее реализации в контексте деятельности адвоката-защитника: (законодательство, правовые позиции КС РФ, теория) // Российская юстиция. 2006. № 4.
9. Невская О. В. Что такое квалифицированная юридическая помощь? // Адвокат. 2007. № 11.
10. Тихомирова Л.В. Бесплатная юридическая помощь. Правовые акты и формы документов (изд. 2). М., 2012.
11. Конституция Российской Федерации: доктринальный комментарий (постатейный) / под ред. Ю. А. Дмитриева. М., 2009.
12. Научно-практический комментарий к ФЗ от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» / под ред. Д.Н. Козака. М., 2003.
13. Адвокатура в России / под ред. Г.Б. Мирзое-ва. М., 2010.
14. Бойков А.Д. Статус адвоката: содержание, квалификационные требования и принципы адвокатской деятельности. М., 2010.
15. Галоганов А.П. Правовой статус адвокатуры: российская законодательная модель и конституционные принципы обеспечения прав человека. М., 2011.
16. Карпикова Т.А. Статус адвокатской деятельности: актуальные научные подходы // Адвокатская практика. 2009. № 1.
17. Научно-практический комментарий к ФЗ от 21.11.2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в РФ» (постатейный) / под ред. Ю.А. Дмитриева. М., 2012.
18. Родионова О.В. Социальная функция государства: правовая сущность и проблемы субъектов ее осуществления на современном этапе // Государство и право. 2006. № 8.
Поступила в редакцию 10.09.2012 г.
UDC 340
PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF FREE LEGAL HELP INSTITUTE IN RUSSIA AS IMPORTANT ELEMENT OF SOCIAL CONSTITUTIONAL STATE
Svetlana Viktorovna VOROBYOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Law, Associate Professor of Theory of State and Law Department, e-mail: [email protected]
Artem Viktorovich VOROBYOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Student of Law Institute; ANO “Legal Center “Garant”, Tambov, Russian Federation, e-mail: [email protected]
From legal positions the concept, essence and value of the right to the free qualified legal help is considered. Research of this institute as important element of the social constitutional state is carried out. The basic principles and criteria of quality of granting a legal help are defined. Modern problems and prospects of development of a free legal help in Russia are analyzed. Key words: social constitutional state; free legal help; qualified legal help; right of qualified legal help.