Библиографический список
1. Костенко, Д.Н. Что есть право? Правопонимание в контексте натуралистического мировоззрения II Правовестник. - 2012. - 28 окт.
2. Фролов, С.Н. Связь концепций происхождения права и типов правопонимания: дис. ... канд. юр. наук. - М., 2007.
3. Веденин, В.С. Влияние правопонимания на становление и развитие институтов российского права (на примере патентного права): автореф. дис. ... канд. юр. наук. - Владимир, 2007.
4. Матюхин, A.A. Поиски оснований правопонимания в условиях общественных изменений II Научные труды «Aдилет» (Aлматы). - 2003. - № 2(14).
5. Лапаева, В.В. Типы правопонимания: правовая теория и практика. - М., 2012.
6. Aлександрова, СЛ. Правопонимание и права человека: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Владимир, 2007.
7. Вобликов, В.Ю. Правопонимание в современной российской теории права II Журнал Credo new. - 2006. - № 3.
8. Поляков, A^. Общая теория права: феноменолого-коммуникативный подход: курс лекций. - СПб., 2003.
9. Попов, В.И. Правопонимание в советской юридической науке: дис. ... канд. юр. наук - М., 2001.
10. Скоробгатов, A^. Современные концепции правопонимания: учеб. пособие. - Казань, 2010.
11. Железнова, Н.Д. Правопонимание и судебная практика: теоретические проблемы взаимодействия: автореф. дис. ... канд. юр. наук. -Нижний Новгород, 2001.
12. Столяренко, Л.Д. Сто экзаменационных ответов по психологии I Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. - Ростов-на-Дону, 2001. Bibliography
1. Kostenko, A.N. Chto estj pravo? Pravoponimanie v kontekste naturalisticheskogo mirovozzreniya II Pravovestnik. - 2012. - 28 okt.
2. Frolov, S.N. Svyazj koncepciyj proiskhozhdeniya prava i tipov pravoponimaniya: dis. ... kand. yur. nauk. - M., 2007.
3. Vedenin, V.S. Vliyanie pravoponimaniya na stanovlenie i razvitie institutov rossiyjskogo prava (na primere patentnogo prava): avtoref. dis. ... kand. yur. nauk. - Vladimir, 2007.
4. Matyukhin, A.A. Poiski osnovaniyj pravoponimaniya v usloviyakh obthestvennihkh izmeneniyj II Nauchnihe trudih «Adilet» (Almatih). - 2003. -№ 2(14).
5. Lapaeva, V.V. Tipih pravoponimaniya: pravovaya teoriya i praktika. - M., 2012.
6. Aleksandrova, S.A. Pravoponimanie i prava cheloveka: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. - Vladimir, 2007.
7. Voblikov, V.Yu. Pravoponimanie v sovremennoyj rossiyjskoyj teorii prava II Zhurnal Credo new. - 2006. - № 3.
8. Polyakov, A.V. Obthaya teoriya prava: fenomenologo-kommunikativnihyj podkhod: kurs lekciyj. - SPb., 2003.
9. Popov, V.I. Pravoponimanie v sovetskoyj yuridicheskoyj nauke: dis. ... kand. yur. nauk - M., 2001.
10. Skorobgatov, A.V. Sovremennihe koncepcii pravoponimaniya: ucheb. posobie. - Kazanj, 2010.
11. Zheleznova, N.D. Pravoponimanie i sudebnaya praktika: teoreticheskie problemih vzaimodeyjstviya: avtoref. dis. ... kand. yur. nauk. - Nizhniyj Novgorod, 2001.
12. Stolyarenko, L.D. Sto ehkzamenacionnihkh otvetov po psikhologii I L.D. Stolyarenko, S.I. Samihgin. - Rostov-na-Donu, 2001.
Статья поступила в редакцию 12.11.12
УДК 347.965:34.037:342.722 (470) (045)
Ostapenko A.S., Mazur D.V. TO THE ISSUE OF LEGAL AID IN THE RUSSIAN FEDERATION. This article is devoted to the urgent issues of the constitutional right for legal aid in light of 21.11.12 Federal Law «On the Legal Aid in the Russian Federation».
Key words: qualified legal aid, the system of legal aid, the participants of the system of legal aid.
А.С. Остапенко, канд. юр. наук, доц. ФГБОУ ВПО «Хабаровская академия экономики и права», г. Хабаровск, E-mail: [email protected]; Д.В. Мазур, студент 4-го курса юридического факультета ФГБОУ ВПО «Хабаровская академия экономики и права», г. Хабаровск, E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Настоящая статья посвящена раскрытию актуальных вопросов реализации конституционного права на бесплатную квалифицированную юридическую помощь в свете принятого 21 ноября 2012 года Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».
Ключевые слова: квалифицированная юридическая помощь, система бесплатной юридической помощи, участники системы юридической помощи.
Потребность в получении юридической помощи возникает постоянно и повсеместно. Практически нет такой сферы жизни или деятельности, в которой не нужно было бы знать и правильно применять те или иные правовые нормы. Права человека и их защита - обязательные элементы в понимании сущности и содержания правового государства. В Российской Федерации провозглашен курс на построение правового государства. Статья 1 Конституции РФ закрепляет, что Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления [1], а человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ). Данные положения задали мощный импульс к разработке и формированию отечественной концепции прав человека и их защиты, что в дальнейшем должно привести к построению гражданского общества. В современной России, когда рыночные отношения и институты гражданского общества находятся в стадии формирования, государство обязано создавать такие условия, которые будут признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека как выражение сущности нового конституционного развития, в котором вся полнота власти принадлежит её суверену - многонациональному народу России.
Гарантия государственной защиты прав и свобод человека (ст. 45 Конституции РФ) в свою очередь требует гарантий на получение квалифицированной юридической помощи, основы которой заложены в положении ч.1 ст. 48 Конституции РФ, согласно которой каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Положения ч. 1. ст. 48 Конституции РФ получили свое развитие в Федеральном законе «О бесплатной юридической помощи» (далее - «Федеральный закон»). Данный Федеральный закон в июне 2011 года был внесен Президентом РФ, и после принятия Государственной Думой и одобрения Советом Федерации РФ уже 21 ноября 2011 года был подписан главой государства. А 15 января 2012 года вступил в силу и стал новым регулятором отношений связанных с реализацией конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи. Для нашей страны данный закон стал первым нормативным актом, комплексно урегулировавшим вопросы всей системы бесплатной юридической помощи.
Прежде всего, необходимо отметить, что нововведением принятого федерального закона является установление двухуровневой системы бесплатной юридической помощи:
1) государственная (в которую включены: федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения; органы управления государственных внебюджетных фондов; государственные юридические бюро);
2) негосударственная (участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи определены юридические клиники (студенческие консультативные бюро, студенческие юридические бюро и другие) и негосударственные центры бесплатной юридической помощи). При этом федеральный закон определяет, что негосударственный центр бесплатной юридической помощи может быть создан в качестве юридического лица -некоммерческой организации или структурной единицы юридического лица либо может юридическим лицом и не являться.
Следующим достижением Федерального закона является определение видов юридической помощи. Так, ст. 6 Федерального закона предусмотрены следующие виды бесплатной юридической помощи:
- правовое консультирование в устной и письменной форме;
- составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;
- представление интересов граждан в судах, государственных и муниципальных органах и организациях.
Кроме того, законодательно установлено, что бесплатная помощь может быть оказана на всех стадиях судебного разбирательства.
Нельзя оставить без внимания существенное расширение принятым федеральным законом круга лиц, которым юридическая помощь может быть оказана бесплатно1. Так, право на бесплатную помощь имеют малоимущие граждане, инвалиды I и II группы, ветераны Великой Отечественной войны, герои Российской Федерации, Советского Союза и Социалистического труда, дети-инвалиды, дети, оставшимся без попечения родителей, дети-сироты, несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также некоторые другие категории граждан.
При этом предусмотрено право регионального законодателя расширить этот перечень, а также определить порядок принятия решений об оказании в экстренных случаях бесплатной юридической помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (ст. 12 Федерального закона). Так, например, статьей 8 Закона Республики Дагестан [2] установлено, что право на получение бесплатной юридической помощи помимо категорий граждан, установленных федеральным законом, имеют также следующие категории граждан: 1) неработающие инвалиды III группы; 2) вдовы ветеранов Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда; 3) ветераны боевых действий; 4) члены семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий; 5) многодетные родители и родители воспитывающие детей в возрасте до 14 лет в неполных семьях; 6) граждане, проживающие в труднодоступных и отдаленных местностях Республики Дагестан; 7) граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.
Вместе с тем принятый федеральный закон не лишен недостатков, которые могут осложнить эффективное функционирование системы юридической помощи в нашей стране. Говоря о субъектах оказания юридической помощи, считаем важным отметить три основных камня преткновения:
1) каким квалификационным требованиям должны отвечать лица, допущенные государством оказывать юридическую помощь;
2) каким образом создать надлежащие условия гражданам для реализации конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи;
3) как обеспечить надлежащие условия лицам, оказывающим юридическую помощь, в том числе адвокатам - для эффективного осуществления их деятельности.
Данные проблемы прямо вытекают из содержания п. 3 Определения Конституционного Суда РФ от 8 ноября 2005 г. № 439-О [3]. Конституционный суд указал, что именно «государство... обязано не только обеспечить подготовку квалифицированных юридических кадров и определить квалификационные требования в отношении лиц, оказывающих юридическую по-
1 В соответствии с ранее действовавшей системой юридической помощи в нашей стране, бесплатно могли получить юридическую помощь только лица, указанные в ст. 26 Федерального закона об адвокатуре. При этом главным критерием оказания им такой помощи был - финансовый критерий - малообеспеченность.
мощь... но и создать надлежащие условия гражданам для реализации этого конституционного права, а лицам, оказывающим юридическую помощь, в том числе адвокатам, - для эффективного осуществления их деятельности». Анализ правовых позиций Конституционного Суда РФ показывает, что самым тяжёлым и острым является вопрос о субъекте оказания квалифицированной юридической помощи, остальные два - затрагиваются, но не так часто и в большей степени в контексте первого.
Здесь необходимо отметить, что на адвокатов новый федеральный закон возлагает большие обязанности по оказанию бесплатной юридической помощи, поскольку именно их деятельность, согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» [4], характеризуется как квалифицированная юридическая помощь. И это не случайно, так как в п. 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 28.01.1997 № 2-П [5] указано, что, гарантируя право на получение именно квалифицированной юридической помощи, государство должно, во-первых, обеспечить условия, способствующие подготовке квалифицированных юристов для оказания гражданам различных видов юридической помощи, и, во-вторых, установить с этой целью определенные профессиональные и иные квалификационные требования и критерии.
Так, развивая данную правовую позицию, Конституционный Суд РФ в своем Постановлении уже от 16.07.2004 № 15-П в абз. 5 п. 2 [6] указал, что «Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» предусмотрено, что для приобретения статуса адвоката, дающего, в том числе, право участвовать в судопроизводстве в качестве представителя, доверителя, необходимы определенный уровень юридического образования, стаж работы по юридической специальности или стажировка в адвокатском образовании, положительное решение квалификационной комиссии, принимаемое после сдачи квалификационного экзамена, отсутствие непогашенной или не снятой судимости за совершение умышленного преступления.
Кроме того, в целях реализации конституционных прав граждан и их объединений, в частности права на судебную защиту и права на получение квалифицированной юридической помощи, названным Федеральным законом предусмотрены специальные требования к организации адвокатской деятельности и адвокатуры, а также комплекс правовых гарантий, обеспечивающих независимость адвоката при осуществлении им своих обязанностей, полноту и качество предоставляемых юридических услуг, страхование риска его ответственности за нарушение условий заключенного с доверителем соглашения». Вместе с тем, на адвокатов «возложена публичная обязанность обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина (в том числе по назначению судов), гарантируя тем самым право каждого на получение квалифицированной юридической помощи, что вытекает из ч.1 ст. 45 и ст. 48 Конституции РФ».
Поскольку ч. 1 ст. 48 Конституции РФ не уточняет, кем именно должна быть обеспечена квалифицированная юридическая помощь нуждающемуся в ней гражданину, конституционную обязанность государства обеспечить каждому желающему достаточно высокий уровень любого из видов предоставляемой юридической помощи нельзя трактовать как обязанность пользоваться помощью только адвоката. Соответственно, право потерпевшего на получение юридической помощи не может повлечь за собой возникновение у него обязанности обращаться за юридическими услугами только к членам адвокатского сообщества.
Лицом, оказывающим именно квалифицированную юридическую помощь, может быть как минимум человек с высшим юридическим образованием. Это подтверждается положением ст. 8 Федерального закона, согласно которому именно наличие высшего юридического образования является главным квалификационным требованием для оказания юридической помощи. Вряд ли только указанное требование сделает оказываемую юридическую помощь квалифицированной.
В настоящее время необходимо решить следующую задачу - определить достаточный и необходимый перечень требований к лицам, оказывающим юридическую помощь, а также перечень критериев, по которым оказываемая юридическая помощь будет являться квалифицированной. Как известно, законодатель уполномочил Минюст России разработать и установить единые требования к качеству оказываемой гражданам бесплатной юридической помощи, а также обеспечить контроль за соблюдением лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, норм профессиональной этики и установленных требований к качеству юридической помощи (п. 7 ст. 11 Федерального закона). До настоящего времени такие требования не установлены.
Статья 15 Федерального закона лишь дает перечень публичных органов, которые являются участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, но нет ни одного указания на конкретное лицо, которое должно будет эту помощь оказывать. Лишь в п. 2 делается оговорка, что адвокаты, нотариусы и другие субъекты, оказывающие бесплатную юридическую помощь, могут наделяться правом участвовать в государственной системе бесплатной юридической помощи в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов РФ. Причем, согласно ст. 16 Федерального закона, федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения, органы управления государственных внебюджетных фондов оказывают гражданам бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к их компетенции, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для рассмотрения обращений граждан.
Следуя этой формулировке, может получиться так, что чиновник без юридического образования - работник указанного органа будет заниматься оказанием бесплатной юридической помощи, причем такая же ситуация возможна и на местном уровне, так как закон [7] напрямую допускает возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в области обеспечения гарантий права граждан на получение бесплатной юридической помощи. К сожалению, в настоящее время очень редко можно встретить квалифицированного юриста на местном уровне. Пожалуй, в данном случае нельзя вести речь об оказании квалифицированной юридической помощи.
Стремясь охватить всех возможных субъектов оказания юридической помощи, законодатель в ст. 19 Федерального закона закрепляет, что нотариусы в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи оказывают бесплатную юридическую помощь гражданам, обратившимся за совершением нотариальных действий, исходя из своих полномочий путем консультирования по вопросам совершения нотариальных действий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о нотариате. Однако нотариус и ранее осуществлял данную деятельность, тем более, что это вынесено в обязанность нотариуса по ст. 16 Основ законодательства о нотариате [8]. Так, указано, что нотариус обязан «оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий, с тем, чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред». По сути, это также бесплатная юридическая консультация.
Положения ст. 24 Федерального закона [7] говорят о том, что в целях оказания гражданам бесплатной юридической помощи некоммерческие организации, адвокаты, адвокатские образования, адвокатские палаты субъектов Российской Федерации, нотариусы, нотариальные палаты могут создавать негосударственные центры бесплатной юридической помощи. Законодатель обошел стороной финансовую составляющую данной нормы. В законе не определено на основе каких финансовых ресурсов данные центры будут функционировать. Очевидно, что бремя финансового содержания ляжет на плечи лиц, учредивших такой центр, и не имеется никаких гарантий того, что такие существенные некомпенсируемые расходы указанными лицами
Библиографический список
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8. 9.
будут как-то компенсированы.
В систему юридической помощи в России в соответствии с принятым Федеральным законом включены юридические клиники. В новом федеральном законе указано, что в оказании бесплатной юридической помощи в юридических клиниках участвуют лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, под контролем лиц, имеющих высшее юридическое образование, ответственных за обучение указанных лиц и деятельность юридической клиники в образовательном учреждении высшего профессионального образования (ст. 23). Представляется, что оказываемая в данном случае помощь лишь отчасти будет квалифицированной, поскольку нельзя объективно оценить результаты такого консультирования. Пожалуй, наличие опыта практической деятельности у преподавателя, курирующего деятельность юридической клиники в вузе, способствовало бы достижению оптимального результата работы системы юридической помощи. Поэтому представляется целесообразным наделить возможностью правового консультирования студентов юридических клиник только при наличии преподавателя, непосредственно участвующего в системе оказания бесплатной юридической помощи и (или) при наличии у него опыта практической деятельности по юридической специальности не менее одного года.
В настоящей статье представлена попытка сформулировать достоинства и недостатки нового Федерального закона, которые, с одной стороны, способствуют развитию системы юридической помощи в нашей стране, а с другой - осложняют ее эффективное функционирование. Несомненно, что с течением времени Федеральный закон будет подвергнут соответствующим редакциям, чтобы полностью обеспечить потребность населения в бесплатной квалифицированной юридической помощи. Практическая ценность данного закона состоит в том, что он стал первым нормативным актом, комплексно регулирующим вопросы построения в России системы юридической помощи.
Однако принятый Федеральный закон открыл еще одну проблему современного российского общества - проблему квалифицированных юридических кадров. В соответствии с современным толковым словарем юристом - это «специалист по правоведению, юридическим наукам; практическим деятелем в области права» [9, с. 956]. Принятый закон заставляет нас обратить особое внимание на развитие юриспруденции и юридического образования в стране. Поскольку комплексная реализация закона о бесплатной юридической помощи возможна при том условии, что российский юрист будет действительно специалистом по правоведению, юридическим наукам и практическим деятелем в области права, а этого, в свою очередь, невозможно добиться без надлежащего качества юридического образования в государстве, тем более что международное право все активнее интегрируется в право национальное. Согласно Основных принципов, касающихся роли юристов [10] правительства, профессиональные ассоциации юристов и учебные заведения обеспечивают надлежащую квалификацию и подготовку юристов и знание ими профессиональных идеалов и моральных обязанностей, а также прав человека и основных свобод, признанных национальным и международным правом. Защищая права своих клиентов и отстаивая интересы правосудия, юристы должны содействовать защите прав человека и основных свобод, признанных национальным и международным правом, и во всех случаях действовать независимо и добросовестно в соответствии с законом, признанными нормами и профессиональной этикой юриста.
Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. [в ред. от 30.12.2008 № 7-ФКЗ] // Российская газета. - 21.01.2009. - № 7.
О бесплатной юридической помощи в Республике Дагестан: Закон Республики Дагестан от 14 июня 2012г. № 32 // СПС «Гарант». Определение Конституционного Суда РФ от 8 ноября 2005 г. № 439-О. // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 5. - Ст. 633. Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ [в ред. от 21.11.2011] // Российская газета. - 05.06.2002. - № 100.
Постановление Конституционного Суда РФ от 28.01.1997 № 2-П «По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 47 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами граждан Б.В. Антипова, Р.Л. Гитиса и С.В. Абрамова» // Вестник Конституционного Суда РФ. - 1997. № 1.
Постановление Конституционного Суда РФ от 16.07.2004 № 15-П «По делу о проверке конституционности части 5 статьи 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросами Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, Губернатора Ярославской области, Арбитражного суда Красноярского края, жалобами ряда организаций и граждан» // Вестник Конституционного Суда РФ. - 2004. - № 6.
О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ // Российская газета. -23.11.2011. - № 263.
Основы законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 [в ред. от 06.12.11] // Российская газета. - 13.03.93. Современный толковый словарь русского языка / гл. ред. С.А. Кузнецов. - М., 2004.
10. Основные принципы, касающиеся роли юристов: приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. - Гавана, 1990. - П. 9, 10, 14.
Bibliography
1. Konstituciya Rossiyjskoyj Federacii: prinyata vsenarodnihm golosovaniem 12.12.1993 g. [v red. ot 30.12.2008 № 7-FKZ] // Rossiyjskaya gazeta. - 21.01.2009. - № 7.
2. O besplatnoyj yuridicheskoyj pomothi v Respublike Dagestan: Zakon Respubliki Dagestan ot 14 iyunya 2012g. № 32 // SPS «Garant».
3. Opredelenie Konstitucionnogo Suda RF ot 8 noyabrya 2005 g. № 439-O. // Sobranie zakonodateljstva RF. - 2006. - № 5. - St. 633.
4. Ob advokatskoyj deyateljnosti i advokature v Rossiyjskoyj Federacii: Federaljnihyj zakon ot 31.05.2002 № 63-FZ [v red. ot 21.11.2011] // Rossiyjskaya gazeta. - 05.06.2002. - № 100.
5. Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 28.01.1997 № 2-P «Po delu o proverke konstitucionnosti chasti chetvertoyj statji 47 Ugolovno-processualjnogo kodeksa RSFSR v svyazi s zhalobami grazhdan B.V. Antipova, R.L. Gitisa i S.V. Abramova» // Vestnik Konstitucionnogo Suda RF. - 1997. № 1.
6. Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 16.07.2004 № 15-P «Po delu o proverke konstitucionnosti chasti 5 statji 59 Arbitrazhnogo processualjnogo kodeksa Rossiyjskoyj Federacii v svyazi s zaprosami Gosudarstvennogo Sobraniya - Kurultaya Respubliki Bashkortostan, Gubernatora Yaroslavskoyj oblasti, Arbitrazhnogo suda Krasnoyarskogo kraya, zhalobami ryada organizaciyj i grazhdan» // Vestnik Konstitucionnogo Suda RF. - 2004. - № 6.
7. O besplatnoyj yuridicheskoyj pomothi v Rossiyjskoyj Federacii: Federaljnihyj zakon ot 21.11.2011 № 324-FZ // Rossiyjskaya gazeta. - 23.11.2011. - № 263.
8. Osnovih zakonodateljstva RF o notariate ot 11 fevralya 1993 g. № 4462-I [v red. ot 06.12.11] // Rossiyjskaya gazeta. - 13.03.93.
9. Sovremennihyj tolkovihyj slovarj russkogo yazihka / gl. red. S.A. Kuznecov. - M., 2004.
10. Osnovnihe principih, kasayuthiesya roli yuristov: prinyatih vosjmihm Kongressom OON po preduprezhdeniyu prestupnosti i obratheniyu s pravonarushitelyami. - Gavana, 1990. - P. 9, 10, 14.
Статья поступила в редакцию 16.10.12
УДК 316.6
Pashayev Kh.P. SOCIO-LEGAL ANALYSIS OF CORRUPTION AS THE MAIN ELEMENTS OF ORGANIZED CRIME.
On the basis of criminological, deviantological, sociological Research, in the article identified the concept of corruption as a key element of organized crime and the ways of its penetration into the power and governance structures. Key words: corruption, organized crime, officials, state power.
Х.П. Пашаев, канд. филос. наук, доц. каф. уголовного, административного права и процесса Горно-Алтайского гос. университета, E-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ КОРРУПЦИИ
КАК ОСНОВНОГО ЭЛЕМЕНТА ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
На основе криминологических, девиантологических, социологических исследований в статье обозначены понятия коррупции как основного элемента организованной преступности и пути ее проникновения во властные и управленческие структуры.
Ключевые слова: коррупция, организованная преступность, должностные лица, государственная власть.
Коррупция (от лат. соггитреге - растлевать, лат. согшрйо -подкуп, порча) - термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Наиболее часто термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите. Соответствующий термин в европейских языках обычно имеет более широкую семантику, вытекающую из первичного значения исходного латинского слова. Характерным признаком коррупции является конфликт между действиями должностного лица и интересами его работодателя либо конфликт между действиями выборного лица и интересами общества. Многие виды коррупции аналогичны мошенничеству, совершаемому должностным лицом, и относятся к категории преступлений против государственной власти. В международных документах коррупция определяется как выполнение должностным лицом каких-либо действий или бездействие в сфере его должностных полномочий за вознаграждение в любой форме в интересах дающего такое вознаграждение, как с нарушением должностных инструкций, так и без их нарушения. Поэтому наиболее простое определение коррупции - подкупаемость, продажность государственных чиновников, должностных лиц, политических и общественных деятелей. В частности, в Справочнике ООН о международной борьбе с коррупцией записано: «Коррупция -это злоупотребление государственной властью для получения выгоды с личной целью» [1], однако, многие учёные и практики высказывают мысль о том, что такое определение коррупции не вписывается в правовые рамки. По их мнению, борьбу надо вести не с явлением (поскольку это философская категория), а с конкретными действиями [2].
Коррупция - это основной путь проникновения во властные и управленческие структуры экономичной и организованной пре-
ступности, которая характеризуется зависимостью законодательной и управленческой практики от узкогрупповых, корпоративных интересов определённых преступных структур, поэтому понятие «коррупция», во многих случаях, тесно связано с понятием «организованная преступность».
Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий дискреционной властью - властью над распределением каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, экзаменатор, врач и т. д.). Главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли (ренты), связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором -риск разоблачения и наказания. Согласно макроэкономическим и политэкономическим исследованиям, коррупция является крупнейшим препятствием к экономическому росту и развитию, способным поставить под угрозу любые преобразования [3].
Коррупция в настоящее время превратилась в мировую проблему, о чем со всей очевидностью свидетельствуют международные документы, например, Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, принятая резолюцией Генеральной Ассамблеи от 15 ноября 2000 года, Конвенция ООН против коррупции, принятая резолюцией Генеральной Ассамблеи от 31 октября 2003 года, где прямо подчеркивается, что государства участники настоящей Конвенции обеспокоены серьезностью порождаемых коррупцией проблем и угроз для стабильности и безопасности общества, тем, что коррупция подрывает демократические институты и ценности, этические ценности и справедливость, наносит ущерб устойчивому развитию и правопорядку; наиболее опасны связи между коррупцией и другими формами преступности, в частности организованной и экономической преступностью, включая отмывание денежных средств.