Научная статья на тему 'Юридические клиники как субъект оказания бесплатной юридической помощи'

Юридические клиники как субъект оказания бесплатной юридической помощи Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3309
1338
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕСПЛАТНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / ЮРИДИЧЕСКИЕ КЛИНИКИ / КЛИНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ / FREE LEGAL AID / LEGAL CLINICS / CLINICAL EDUCATION / NON-GOVERNMENTAL SYSTEM OF LEGAL AID

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гайворонская Яна Владимировна

Затронуты вопросы клинического юридического образования на примере работы юридической клиники «Эфора» структурного подразделения Юридической школы Дальневосточного федерального университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal clinics as the subject of the provision of free

This article raises questions of juridical education at the clinic by the example of the legal clinic "Ephorus" the structure of the Law School of the Far Eastern Federal University.

Текст научной работы на тему «Юридические клиники как субъект оказания бесплатной юридической помощи»

УДК 340.1

Гайворонская Яна Владимировна

Дальневосточный федеральный университет Владивосток, Россия

Юридические клиники как субъект оказания бесплатной юридической помощи

Затронуты вопросы клинического юридического образования на примере работы юридической клиники «Эфора» - структурного подразделения Юридической школы Дальневосточного федерального университета.

Ключевые слова и словосочетания: бесплатная юридическая помощь, юридические клиники, клиническое образование, негосударственная система юридической помощи.

Юридическая клиника - программа подготовки социально ориентированных юристов на базе вузов или некоммерческих организаций. Студенты под наблюдением преподавателей-кураторов оказывают правовую помощь социально незащищенным гражданам, осуществляют правовую защиту общественных интересов. В России клиническое движение получило развитие с конца 90-х годов ХХ в. Огромную роль в популяризации и развитии клинического образования сыграл Санкт-Петербургский институт права им. Принца П.Г. Ольденбургского. В 1995 г. при институте была создана юридическая клиника, а в 1996 г. -клиника правовой педагогики «Живое право» (предполагает проведение занятий со школьниками в популярной, чаще игровой, форме, для формирования правовой грамотности и уважения к праву). В результате партнерского проекта по стратегическому развитию юридических клиник совместно с Институтом «Право общественных интересов» (PILI) в 2005 г. был создан Фонд развития клинического юридического образования, который в 2010 г. был интегрирован в Центр клинического юридического образования института. Институт проводит занятия по подготовке кураторов и преподавателей юридических клиник. В мероприятиях института с начала его деятельности принимала и принимает участие юридическая клиника «Эфора».

Дальневосточный государственный университет присоединился к клиническому движению в самом его начале. Юридическая клиника «Эфора» была создана при Юридическом институте ДВГУ в 2000 г. на основании Приказа Минобразования РФ № 433 от 30 сентября 1999 г.

«О правовых консультациях («правовых клиниках») для населения на базе вузов, осуществляющих подготовку юридических кадров» [3]. Многие преподаватели и студенты клиники прошли стажировки в юридических клиниках центральных вузов страны, принимали участие в конференциях и иных мероприятиях в рамках развития клинического движения. В настоящее время юридическая клиника действует как структурное подразделение Юридической школы Дальневосточного федерального университета.

Клиническое юридическое образование является эффективной формой соединения теории и практики в преподавании юриспруденции. У юридической клиники две основные функции: учебная и социальная. Во-первых, клиника представляет собой особую форму учебного процесса, ориентированную на развитие практических профессиональных навыков студентов-юристов и предполагающую дополнительную подготовку студентов по сравнению с общим учебным планом на основе особой программы. Во-вторых, клиника предназначена для оказания бесплатной юридической помощи населению. Предполагается оказание юридической помощи, прежде всего, социально незащищенным слоям населения, но клиника может расширить перечень обслуживаемых категорий граждан, никаких прямых законодательных ограничений на этот счет нет.

Обучение по программе клинического образования включает 2 этапа. Первый - дополнительные аудиторные занятия. Программа рассчитана на один учебный семестр и включает в себя следующие темы: понятие, значение и виды юридических клиник; делопроизводство в юридической клинике; интервьюирование клиента; консультирование; анализ дела и выработка позиции по делу; юридическая техника; юридическая этика; технология ведения переговоров. Занятия в клинике направлены на выработку практических профессиональных знаний. Студенты обязаны выполнить программу в полном объеме и отработать все навыки самостоятельно.

В обучении по программе «Юридическая клиника» используются интерактивные методы, которые позволяют более полно вовлечь студента в работу, помочь ему проявить себя, преодолеть страх перед аудиторией, научить формировать и высказывать собственное мнение, то есть превратить его из пассивного наблюдателя в деятельного участника происходящего.

После окончания первого этапа подготовки в клинике студенты продолжают практическое обучение в форме студенческой бесплатной юридической консультации для малоимущих и социально незащищенных граждан. Это - второй этап обучения в юридической клинике.

Практическая работа студентов состоит в оказании бесплатной правовой помощи по вопросам гражданского права; семейного права; жилищного права; трудового права; наследственного права; земельного права; административного права; права социального обеспечения и др. Эта работа включает в себя: личный прием граждан, консультирование, подборку нормативно-правовых актов, подготовку и составление юридических документов, представительство интересов граждан в судах, органах государственной власти и местного самоуправления.

В юридической клинике также применяется программа дополнительного обучения. Эти занятия не предусмотрены учебным планом по специальности, хотя необходимы для успешной работы на практике. Программа дополнительного обучения каждый год видоизменяется в зависимости от потребностей клиники и студентов. Занятия могут проводиться в виде лекции, совместного обсуждения, а также тренингов и практических занятий.

За время своей деятельности ЮК «Эфора» проделала значительную работу в сфере оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения школьников. Показательны в этом плане хотя бы мероприятия последних лет. Например, 30 января 2012 г. юридическая клиника совместно с Приморским региональным отделением Ассоциации юристов России участвовала во Всероссийском дне бесплатной юридической помощи, приуроченном к вступлению в силу Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в РФ» (далее - Закон о бесплатной юридической помощи) [1]. В данном мероприятии также принимали участие члены Общественного совета при УМВД по Приморскому краю, представители Адвокатской и Нотариальной палат, специалисты из Федеральной антимонопольной службы, Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, Федеральной службы по финансовым рынкам и др. Студенты клиники вели приём граждан в помещении студенческой общественной приёмной Юридической школы. В феврале - марте 2012 г. юридическая клиника совместно с администрацией Приморского края осуществила выездную работу по оказанию бесплатной юридической помощи гражданам в муниципальных образованиях Приморского края. Работа проводилась под руководством Управления Минюста по Приморскому краю, совместно с юристами из Приморского РО «Ассоциации юристов России» и адвокатами местных муниципальных образований. В ноябре - декабре 2011 г. студентами юридической клиники была организована и проведена серия открытых уроков для школьников. Студенты юридической клиники провели занятия на тему: «Уголовная ответственность несовершеннолетних». Данное ме-

роприятие проводилось совместно с Центром правового просвещения Юридической школы ДВФУ при поддержке Управления по делам молодежи администрации г. Владивостока.

Об эффективности деятельности юридической клиники говорит и тот факт, что распоряжением председателя Законодательного Собрания Приморского края № 1070 от 19.10.2011 г. Юридическая клиника «Эфора» за высокий профессионализм коллектива, решение задач развития у студентов практических навыков профессиональной деятельности, значительный вклад в оказание правовой помощи малоимущим и социально не защищенным слоям населения была награждена Почетной грамотой Законодательного Собрания Приморского края.

Юридическая клиника «Эфора» оказывает следующие виды правовой помощи:

- информационную (предоставление информации по правовым вопросам);

- консультационную (ответы на вопросы граждан по поводу конкретных жизненных ситуаций);

- документационную (составление проектов документов по просьбе граждан);

- представительскую (представление интересов клиента в суде в рамках гражданского судопроизводства).

Всего за время работы юридической клиники с 2000 г. по 31 декабря 2012 г. за юридической помощью обратился 4441 гражданин.

До последнего времени основной функцией юридической клиники была учебная. Клиника развивалась, прежде всего, как особая учебная программа, дающая студентам дополнительные знания и помогающая сформировать практические навыки консультационной работы и работы с документами. Основную свою задачу руководство клиники видело в организации дополнительных лекционных и консультационных курсов с приглашением практикующих юристов, использовании активных методов обучения, организации дополнительных программ по изучению справочно-правовых систем и т.д. С этих позиций работа с клиентами рассматривалась не столько как самоценная деятельность, сколько как способ получения практических навыков студентами.

С введением в действие Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в РФ» статус и приоритеты деятельности юридической клиники изменились. Закон отнес юридические клиники к субъектам негосударственной системы бесплатной юридической помощи. Вслед за законом был издан приказ Минобрнауки России от 28.11.2012 г. №994 «Об утверждении Порядка создания образовательными учреждениями

высшего профессионального образования юридических клиник и порядка их деятельности в рамках негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи» (далее - Приказ о порядке создания юридических клиник) [2]. В названных документах на первое место среди целей деятельности клиник было поставлено создание условий для реализации конституционного права граждан на получение квалифицированной бесплатной юридической помощи (ст. 23 Закона о бесплатной юридической помощи и п. 5 Приказа о порядке создания юридических клиник). Кроме этого, к целям деятельности клиник отнесено:

- создание условий для осуществления прав и свобод граждан, защиты их законных интересов. Повышения уровня социальной защищенности, а также обеспечение их доступа к правосудию;

- правовое просвещение населения и формирование у обучающихся по юридической специальности навыков оказания юридической помощи.

Как видим, социальные функции в деятельности клиники явно выходят на первое место. Это предполагает существенные изменения и в организации работы клиник. Например, по принятым стандартам клинического образования заочное консультирование по письмам, по телефону изначально не допускалось. Это было связано с тем, что юридическая клиника как форма учебного процесса должна, прежде всего, преследовать цели развития у студентов коммуникативных навыков, соблюдения норм профессиональной этики, ответственности за порученное дело. Однако Приказ о порядке создания юридических клиник установил, что оказание бесплатной юридической помощи осуществляется клиникой в ходе личного приема граждан, дистанционно с использованием средств телефонной, почтовой связи, сети Интернет и электронной почты, а также путем проведения выездных мероприятий (п. 7 Приказа). Такое правовое регулирование, с одной стороны, существенно расширяет перспективы и возможности юридических клиник в оказании бесплатной юридической помощи. С другой - создает и новые сложности. Пожалуй, одной из основных проблем, которые должна решить клиника при вузе, является обеспечение необходимого качества оказываемой юридической помощи. Студенты оказывают правовую помощь под контролем лиц, имеющих высшее юридическое образование, ответственных за обучение студентов и деятельность клиники в вузе. По сложившейся практике такие лица называются кураторами. Институт профессиональных кураторов, знакомых со спецификой клинического образования и имеющих профессиональные юридические навыки, это основа деятельности любой клиники. В практике юридической клиники «Эфора» функ-

ции кураторов выполняли преподаватели вуза. Оптимальным было назначение кураторами преподавателей из числа практикующих юристов. Эта система была жизнеспособной, пока клиника ориентировалась, прежде всего, на выполнение учебной функции и не ставила своей задачей массовое консультационное обслуживание граждан. В условиях, когда главной задачей клиники становится оказание бесплатной юридической помощи населению, институт внутривузовского кураторства будет неэффективным. Опыт развитых клинических центров западных и центральных регионов России показывает, что крупные социально ориентированные клиники тесно сотрудничают с профессиональным сообществом своего города и региона. Клиника как социальная структура хорошо развивается там, где есть сотрудничество с органами юстиции и адвокатским сообществом. Крупные клиники Санкт-Петербурга, Саратова, Ульяновска, Твери и других городов в качестве кураторов привлекают практикующих адвокатов и сотрудничают с аппаратом Уполномоченных по правам человека и территориальных управлений Министерства юстиции. Учитывая, что клиника - это субъект негосударственной системы бесплатной юридической помощи, действующий на добровольных началах, никакого финансирования ее деятельности не предусматривается. В связи с этим все бремя и учебной, и социальной деятельности клиники ложится на плечи вуза. Юридические клиники имеют большие перспективы и возможности в сфере оказания правовой помощи и проведения мероприятий по правовому просвещению населения. В клиниках сосредоточена талантливая, творчески активная молодежь, из которой можно и нужно сформировать высокопрофессиональных социально ориентированных юристов. Кроме этого, клиника не связана жесткими законодательными ограничениями с точки зрения обслуживаемых категорий населения и необходимости предоставления документов, подтверждающих доход и социальный статус обращающихся. В связи с этим в клинику могут быть переадресованы граждане, которым по формальным критериям может быть отказано в предоставлении бесплатной юридической помощи.

Однако клиникам в системе оказания бесплатной юридической помощи требуется поддержка. Ведь за каждой студенческой консультацией стоит работа куратора, проверяющего правильность подготовленных материалов и способного взять на себя в случае необходимости проблемные ситуации, которые пока не под силу студентам. Без такого реального кураторства оказываемая юридическая помощь станет весьма формальной. Если ожидать, что клиника будет качественно обслуживать большой поток населения, то придется признать, что потенциала вуза

окажется недостаточно. Если довести ситуацию до крайности, то окажется, что преподаватели вуза фактически начнут заниматься только оказанием бесплатной помощи населению вместо выполнения своих основных функций. На это не согласны ни преподаватели, ни вуз.

Выход из создавшейся ситуации видится в тесной интеграции субъектов системы бесплатной юридической помощи. Обобщая опыт деятельности других российских клиник, а также запросы студентов юридической клиники «Эфора», сформулируем ряд предложений, касающихся форм сотрудничества юридических клиник с другими субъектами системы оказания бесплатной юридической помощи населению.

Во-первых, оговорим тот вид помощи, в котором наиболее заинтересована юридическая клиника. Представляется необходимым, чтобы Приморское отделение «Ассоциации юристов России», Адвокатская палата Приморского края, представители управления Министерства юстиции РФ по Приморскому краю и Уполномоченного по правам человека, других органов и организаций края, входящих в систему бесплатной юридической помощи, выступали в качестве внешних кураторов-консультантов юридической клиники «Эфора». К этим кураторам-консультантам могли бы обращаться студенты клиники для проверки подготовленных материалов консультаций или за помощью в подготовке консультаций по наиболее сложным обращениям. Мы очень надеемся, что такая форма сотрудничества, хоть и несколько обременительная для внешних консультантов, все же будет внедрена в г. Владивостоке. Понятно, что иные субъекты системы оказания бесплатной юридической помощи мало заинтересованы в таком виде деятельности. Однако есть и иные варианты сотрудничества, которые, как представляется, будут взаимовыгодными как для клиники, так и для государственных органов и организаций профессионального сообщества.

Во-вторых, перспективным с точки зрения участия клиники выглядит дистанционное оказание бесплатной юридической помощи с использованием сети Интернет. Студентов клиники можно привлечь к работе электронных приемных. В этом случае студенты могут готовить материалы публикуемых ответов на вопросы граждан, делать обзоры обращений и подборки материалов по наиболее часто задаваемым вопросам, а лица, ответственные за деятельность электронных приемных, проверять подготовленные консультации. При таком варианте сотрудничества интересы всех сторон будут соблюдены: представители государственных органов будут разгружены от значительного объема работ, а студенты будут получать практические навыки работы с законодательством и профессиональную проверку подготовленных материалов.

В-третьих, еще одним способом сотрудничества клиники с иными субъектами системы оказания бесплатной юридической помощи мог бы стать институт стажеров. В этом случае студенты в качестве стажеров присутствуют во время ведения приема граждан профессиональными юристами. Обычно в дни оказания бесплатной юридической помощи сотрудники государственных органов и иных организаций дают устные консультации гражданам. Так как студент присутствует при консультации, в дальнейшем он может уже на базе клиники при необходимости продолжить работу с гражданином путем составления проектов юридических документов. Такой механизм позволит увеличить и объем, и качество оказываемой гражданам юридической помощи. В рамках таких стажировок студенты могут выполнять отдельные поручения сотрудников государственных органов (не обязательно связанные с оказанием бесплатной правовой помощи населению), получая тем самым дополнительные профессиональные навыки, с одной стороны, и помогая сотрудникам-кураторам - с другой.

Есть и еще один момент, касающийся сотрудничества юридической клиники с профессиональным сообществом. Он напрямую не связан с оказанием бесплатной юридической помощи, но находится в русле современной правовой политики российского государства и является актуальным с точки зрения всестороннего развития нашего региона. Это связано с таким документом, как Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденные Президентом РФ 28.04.2011 г. №Пр-1168 [4]. К мерам государственной политики в области совершенствования законодательства Российской Федерации и правоприменения этим документом отнесены, в частности, обеспечение доступности всем слоям населения юридических услуг, в том числе оказываемых адвокатами и нотариусами; поэтапное введение практики оказания адвокатами и нотариусами юридической помощи и содействия гражданам при получении ими государственных и муниципальных услуг, а также их участие в правовом просвещении граждан и развитии правосознания населения. Само принятие закона о бесплатной юридической помощи можно рассматривать в качестве одного из мероприятий по реализации указанных «Основ государственной политики...».

Мы говорим об этом, потому что считаем, что все профессиональное юридическое сообщество края заинтересовано в реализации данного документа и должно принять участие в проведении мероприятий по развитию правовой грамотности и правосознания граждан. И в этом направлении деятельности у юридической клиники большой потенциал. Сту-

денты старших курсов могут принимать участие в проведении тематических лекториев, готовить раздаточные материалы, участвовать в организации и координации просветительских мероприятий, писать проекты публикаций для средств массовой информации и т.п.

В заключение хотелось бы выразить надежду на развитие сотрудничества субъектов системы оказания бесплатной юридической помощи. Юридическая клиника «Эфора» готова к активной деятельности и открыта для различных предложений и форм взаимодействия.

1. О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации: федер. закон от 21.11.2011 №324-Ф3. Доступно из справ.-прав. системы «Кон-сультантПлюс».

2. Об утверждении порядка создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридических клиник и порядка их деятельности в рамках негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи: приказ Минобрнауки России от 28.11.2012 №994.

3. О правовых консультациях («правовых клиниках») для населения на базе вузов, осуществляющих подготовку юридических кадров: приказ Минобрнауки от 30.09.1999 №433.

4. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан: утв. Президентом РФ 28.04.2011 // Российская газета. - 14.07.2011. - №151.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.