РОМОДАНОВА О. Н., ДРАНЖЕВСКИЙ М. Д.
СОТРУДНИЧЕСТВО ЮРИДИЧЕСКИХ КЛИНИК
Аннотация. В статье представлены возможности сотрудничества и объединения юридических клиник России с целью решения актуальных проблем, существующих в сфере юридического клинического образования. Рассматривается актуальное состояние и перспективы нормативного правового регулирования деятельности юридических клиник.
Ключевые слова: юридическая клиника, бесплатная юридическая помощь, сотрудничество юридических клиник, объединение юридических клиник, законодательство в сфере бесплатной юридической помощи.
ROMODANOVA O. N., DRANZHEVSKY M. D.
COOPERATION OF LEGAL CLINICS
Abstract. The article considers the ways of cooperation and association of legal clinics of Russia in order to solve the modern problems in clinical legal training. The authors study the current state and prospects of normative regulation of legal clinics' activities.
Keywords: legal clinic, pro bono legal aid, cooperation of legal clinics, association of legal clinics, pro bono legal aid legislation.
По данным АНО «Центр развития юридических клиник», в настоящее время в России действует почти 250 юридических клиник (далее - ЮК). Юридическая клиника является структурным подразделением вуза, где студенты могут совершенствовать свои профессиональные навыки, одновременно оказывая помощь гражданам. Это и определяет специфику ЮК - помощь оказывают студенты под руководством высококвалифицированных преподавателей или практикующих юристов [1]. Но, несмотря на столь значительный полезный эффект как для студентов, так и для общества в целом, к сожалению, далеко не всегда учебное заведение уделяет достаточное внимание проблемам ЮК, считая, что она не играет большой роли в учебном процессе. Поэтому юридическим клиникам для решения многих проблем необходимо тесно сотрудничать и обмениваться опытом.
Начиная с 90-х годов XX века, когда в России появились первые юридические клиники, было предпринято несколько попыток объединить их в ассоциацию или союз. Попытки эти не увенчались возникновением постоянно действующей структуры. Однако профессиональное сообщество не оставляло надежды на создание общеклинического объединения и в 2011 году была создана Автономная некоммерческая организация «Центр развития юридических клиник». Органы управления Центра - Правление и Экспертный
совет - состоят из руководителей и преподавателей юридических клиник. Очень важно, что накопленный ранее опыт работы бережно сохраняется и обобщается, среди создателей и экспертов Центра находятся люди, которые начинали юридическое клиническое движение в России 20 лет назад.
Центр развития юридических клиник нацелен на поддержание деятельности единого профессионального сообщества клиницистов, что облегчает обмен опытом, позволяет наладить постоянные партнерские связи, осуществлять совместные проекты и многое другое. Клиники вовлекаются в деятельность Центра посредством заключения договора о сотрудничестве между Центром и вузом, в рамках которого действует юридическая клиника. В настоящее время Центр развития юридических клиник заключил партнерские соглашения с сорока ведущими юридическими вузами России и стран СНГ.
30-31 октября 2014 года состоялась V Всероссийская конференция юридических клиник «Современные проблемы работы юридических клиник в системе высшего образования России», организованная АНО «Центр развития юридических клиник» и Московским государственным юридическим университетом им. О. Е. Кутафина (МГЮА). Это юбилейная конференция, которая, по традиции, ежегодно проводится в середине осени и собирает представителей юрклиник со всей России. За пять лет был пройден колоссальный путь от небольших встреч энтузиастов своего дела до масштабной конференции с участием не только юрклиник, но и общероссийских организаций, а также федеральных органов власти.
Участники конференции вспоминали историю создания Центра развития юридических клиник. В тот момент, пять лет назад, обсуждались возможности сотрудничества юридических клиник и создания их ассоциации с учетом наличия препятствующих этому проблем. Это и конкуренция вузов за студентов и собственный статус, и отсутствие достаточного материально-финансового обеспечения деятельности клиник. Однако эти проблемы не помешали созданию профессионального клинического сообщества, объединяющего истинных знатоков своего дела.
Юридическая клиника - это уникальное явление, одна из немногих возможностей тесного и честного сотрудничества между вузами. Сотрудничество это состоит как в выполнении социальной миссии профессионального юридического сообщества - оказании бесплатной юридической помощи гражданам, так и создании новых интерактивных методов обучения. В связи с этим открывается огромное количество конкретных способов взаимодействия для высших учебных заведений:
- обмен опытом и проведение конференций;
- разработка учебно-методических комплексов;
- проведение совместных тренингов и курсов по повышению квалификации преподавателей и студентов;
- создание единых баз данных и диспетчерских служб;
- издание журналов и сборников статей;
- взаимодействие с органами государственной власти, как федеральными, так и субъектов;
- создание особых образовательных кластеров;
- обсуждение методик деятельности, гарантий качества как высшего образования, так оказания бесплатной юридической помощи.
Можно привести немало примеров реализации перечисленных вариантов сотрудничества юрклиник, объединенных Центром. Это ежегодное проведение школ для студентов (летняя школа в Калининграде на базе БФУ им. И. Канта, зимние и летние школы «Академия прав человека» в Санкт-Петербурге, Школы клиницистов в Подмосковье), регулярное проведение тренингов и мастер-классов для преподавателей и кураторов юридических клиник, создание единой базы юридических клиник в РФ, карта бесплатной юридической помощи России (www.codolc.com), создание единых диспетчерских служб в регионах для записи граждан на прием.
В настоящее время государственные органы ставят вопрос о регулировании деятельности юридических клиник и стандартизации их работы. Для решения данного вопроса была создана Правительственная комиссия по вопросам реализации ФЗ «О бесплатной юридической помощи в РФ» [3]. Однако к стандартизации деятельности юридических клиник следует подходить очень осторожно в силу больших различий между клиниками и вузами. Все вузы разные: юридические университеты, федеральные университеты, ведомственные академии, МГУ и СпбГУ, работающие по собственным образовательным стандартам - в них ставятся разные задачи деятельности юридических клиник, различается сам подход к клинике (например, клиника может быть обязательной для всех студентов частью учебной программы или быть факультативным элементом, клиника может иметь обязательный подготовительный интерактивный курс или не иметь такового и т.д.). Поэтому, как показывает двадцатилетняя практика деятельности, возможны разные модели деятельности юридических клиник, все они доказали свою жизнеспособность и юридический вуз (факультет) может выбирать ту модель, которая ему наиболее подходит.
Сейчас к сфере регулирования деятельности ЮК относятся ФЗ «О бесплатной юридической помощи в РФ» и Приказ Минобрнауки России [4]. Следует отметить, что данные акты имеют рамочный характер и не лишают действующие и создаваемые юрклиники своей индивидуальности. Любые иные акты, регламентирующие деятельность
юридических клиник, должны быть гибкими и допускать существование разнообразных форм клинической деятельности. Более того, разработка подобных актов в настоящий момент может стать основным направлением сотрудничества юридических клиник. Их разработка, а затем добровольное принятие конкретными юридическими клиниками, будет означать, во-первых, что профессиональное сообщество определилось с тем, какую деятельность стоит относить к деятельности юридических клиник, а какую - к иным формам деятельности преподавателей и студентов вузов, а во-вторых, что юридические клиники, добровольно возложившие на себя исполнение разработанных актов, признаны профессиональным сообществом. В качестве примера подобного совместного нормотворчества можно привести Стандарты деятельности участников негосударственной системы бесплатной юридической помощи, разрабатывавшиеся в течение долгого времени клиниками, входящими в систему Центра развития ЮК, и принятые в 2013 году на Четвертой Всероссийской конференции юридических клиник. Указанные Стандарты более года обсуждались представителями огромного количества юрклиник ведущих вузов России на конференциях и семинарах, и ряд ЮК руководствуется ими в своей повседневной деятельности.
Регулирование деятельности юридических клиник может относится к компетенции Министерства образования и науки РФ. Это вполне очевидно: клиники создаются в вузах и, прежде всего, преследуют образовательную цель. Сам по себе термин «юридическая клиника» сегодня используется в двух значениях 1) как организационная структура; 2) как специальная учебная программа [5]. И оба определения данного понятия относятся к сфере регулирования Минобрнауки России. Будучи организационной структурой, ЮК является подразделением вуза и, как следствие, должна регулироваться тем же органом, что и сам вуз. Являясь специальной учебной программой, ЮК входит в сферу образования, что составляет предмет регулирования названного министерства [6].
Конечно, деятельность юридических клиник имеет социально полезный эффект. В первую очередь, оказывается консультативная или иная правовая помощь населению, которое не имеет возможности оплатить услуги юриста [7], но, прежде всего, юридическая клиника - часть учебного процесса. Государство не должно перекладывать на плечи юрклиник обязанность обеспечения граждан бесплатной юридической помощью. Оно должно выполнять данную функцию за счет специально созданных для этого инструментов, таких как, например, госюрбюро, субсидируемая юридическая помощь и т.д.
Налаживание диалога с органами государственной власти, прежде всего, с Министерством образования, является другим актуальным направлением сотрудничества юридических клиник. Очевидно, что только единая позиция вузов по вопросам
регулирования клинической деятельности может быть воспринята государством. Выработка такой позиции - задача профессионального сообщества, экспертов, действительно имеющих представление о предмете предполагаемого регулирования - юридических клиниках.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дранжевский М. Д. Юридические клиники в системе бесплатной юридической помощи в России // Информационный бюллетень Уполномоченного по правам человека в Томской области. - 2013. - С. 25-31.
2. Постановление Правительства РФ № 1293 от 12 декабря 2012 «О Правительственной комиссии по вопросам реализации Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 51. -Ст. 7228.
3. Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. № 324-Ф3 // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 48. -Ст. 6725.
4. Приказ Минобрнауки России № 994 от 28 ноября 2012 года «Об утверждении Порядка создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридических клиник и порядка их деятельности в рамках негосударственной системы бесплатной юридической помощи».
5. Худойкина Т. В. Юридическая клиника как инновационная форма обучения студентов-юристов // Интеграция образования. - 2014. - Т. 18. - № 1 (74). - С. 19-24.
6. Постановление Правительства РФ от 3 июня 2013 года №466 «Об утверждении положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации».
7. Брыжинская Г. В., Худойкина Т. В. Подготовка социально ориентированного юриста // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». - 2013. - № 56-1. - С. 127-128.