КИЛЬМЯШКИНА Д. В., МАМОНКИНА А. А., НЕМЕЧКИН В. Н.
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ КЛИНИЧЕСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются особенности организации и функционирования юридических клиник, бесплатных юридических консультаций зарубежных стран (на примере США, Польши, Японии и Нидерландов). Предлагаются варианты заимствования позитивного опыта зарубежных стран. Проводится сравнение организации процесса оказания юридической помощи юридическими клиниками в различных странах.
Ключевые слова: юридическая клиника, юридическое образование, бесплатная правовая консультация, зарубежный опыт.
KILMYASHKINA D. V., MAMONKINA A. A., NEMECHKIN V. N.
INTERNATIONAL PRACTICES OF ORGANIZING OF CLINICAL LEGAL TRAINING
Abstract. The article considers the features of organizing and functioning of legal clinics and pro bono legal advice abroad. The study is based on the experience of USA, Poland, Japan, and the Netherlands. A comparative analysis of organizing of assistance to legal clinics in a number of countries is presented. Consequently, the authors suggest borrowing the most successful international practices.
Keywords: legal clinic, legal education, free legal assistance, international experience.
Большая роль в модернизации российского клинического юридического образования отведена исследованию опыта организации бесплатного консультирования в зарубежных странах. Практику оказания бесплатной юридической помощи в зарубежных странах необходимо всесторонне изучать и адаптировать позитивный опыт для современной России.
Термин «клиническое юридическое образование» появился в США в 20-30-х годах XX века и стал отражением определенного течения в юридическом образовании. В настоящее время юридические клиники функционируют практически во всех юридических вузах Америки, причем они являются немаловажным условием их аккредитации [5, с. 20].
Одним из первых американских ученых, посвятивших проблеме организации юридических клиник свое внимание, был Д. Франк, который написал в 1933 году заметку «Почему бы не создать клинику для юристов?» [6]. В своей работе Франк проводит аналогию между юридическим клиническим и медицинским образованием, предлагает позаимствовать идеи из медицинского образования.
Появление юридической клиники в США связано с появлением метода «case study» в юридическом образовании. Данный метод впервые был апробирован профессором Кристофером Лангелем в Гарварде. Суть метода в том, что студенты не только разбирают какие-либо теоретические правовые конструкции, но и изучают решения судов, обсуждают мотивировку принятия конкретного решения, вопросы квалификации, наличия или отсутствия юридических фактов. Со временем работа в юридических клиниках с факультативного характера переходит в разряд обязательной, а часы работы в них считаются за академические и для студентов, и для преподавателей.
В 60-70-х годах XX века остро встают социальные проблемы, назревает политический кризис. Такие обстоятельства послужили толчком к более тесной интеграции юридических клиник в систему юридического образования. «Развитию юридических клиник в Америке широко способствовали программы, организованные Фондом Форда - такие как The National Council on Legal Clinics (NCLC), образованный в 1959 году, и Council on Legal Education for Professional Responsibility (CLEPR) созданный в 1968 году, который уже за первые 5 лет своей работы выдал более 100 грантов на создание возможностей практики для молодых юристов. К 1973 году из 147 юридических вузов Америки в 125 из них уже имелись юридические клиники в той или иной форме» [2].
Таким образом, на сегодняшний день в Америке сложились три варианта организации юридических клиник, о которых написала сотрудница Московского представительства ABA/CEELE Марша Ливи, автор книги «Профессиональные навыки юриста: опыт практического обучения»:
- клиника при университете и районная клиника, расположенная на территории микрорайона вне университета, которые предоставляют студентам возможность работать с реальными клиентами;
- специальные юридические клиники по системе «Street Law». «Данная система является примером правовой клиники с отсутствием реального клиента» [4, с.67].
- практика - когда студенты работают вне факультета с настоящими юристами по делам последних.
Что касается Европы, то первая юридическая клиника появилась в Польше в Ягеллонском университете (г. Краков) 1 октября 1997 года. Особенностями клинического юридического образования в Польше является то, что юридические клиники заключают договоры о сотрудничестве с Омбудсменом [3, с. 75]. Целью данного договора является совместное проведение мероприятий по правовому просвещению. Аналогом такого взаимодействия в российских юридических клиниках является проведение тематических семинаров для клиницистов специалистами в различных областях права. Также
особенностью польских юридических клиник является то, что руководство и финансирование осуществляет Фонд юридических клиник, за счет которых организуется страхование ответственности юридических клиник за причиненный вред. Договор страхования заключается вузом, который выступает страхователем.
Достаточно богат опыт оказания бесплатной юридической помощи в Японии. В 1952 года Ассоциацией адвокатов Японии была учреждена Ассоциация бесплатной юридической помощи (Ассоциация БЮП), которая имела 4 источника финансирования: пожертвования адвокатских образований; возмещение средств клиентами (японская система бесплатной юридической помощи не предполагает оказания помощи в форме пожертвования, а строится, скорее, на системе займов - клиент обязан возместить стоимость расходов Ассоциации БЮП рассроченным платежом); обязательные пожертвования со стороны адвокатов (адвокаты, получающие средства от Ассоциации БЮП, возвращают ей 20% от этих средств в качестве пожертвований); пожертвования подсудимых [2, с. 22].
Кроме того, в Японии утверждена служба телефонного консультирования (Call-центры) по всей стране, которая предоставляет информацию о том, куда лицо может обратиться за получением помощи. Подобное телефонное консультирование, на наш взгляд, необходимо организовать в российских юридических клиниках. На данный момент, по телефону юридическая клиника информирует лишь по организационным вопросам юридической клиники, фактическая же помощь населению по телефону не осуществляется.
В условиях социально-экономического кризиса, когда не все граждане в силу финансовых, физиологических и иных жизненных возможностей могут прийти на прием в клинику, актуальным становится вопрос о развитии интернет-консультирования. Данный вопрос является актуальным не только для России, но и для Японии: так, люди, обратившиеся в офис, имеют право получать и передавать правовую информацию в свободном доступе через сеть интернет информационной службы японского центра правовой поддержки.
Система интернет-консультирования широко внедрилась в практику бесплатного юридического консультирования в Нидерландах. Существует специальное интерактивное приложение для консультаций в режиме online, которое помогает пользователю разобраться в юридических аспектах рассматриваемого конфликта в различных отраслях права. При необходимости данная программа переадресует посетителей на сайт бюро по оказанию юридической помощи, предлагает пользователю большое количество документации для решения конкретных конфликтных ситуаций [2, с. 23]. Такое бюро находится на содержании государства и граждане с низкими доходами получают юридическую помощь за минимальное вознаграждение или бесплатно. По нашему мнению, аналог подобного online
приложения можно организовать в российских юридических клиниках. В рамках такого приложения можно обеспечить консультирование в режиме online по вопросам, не требующим непосредственного контакта. Также нет препятствий для создания интернет-портала о юридических клиниках при российских вузах, где можно указывать информацию о работе клиники, заведующем, клиницистах, контактах.
В Нидерландах юридическая помощь подразделяется на два вида: первичную и вторичную. Первичную помощь оказывает бюро, где помимо профессиональных юристов также работают и студенты вузов. В системе высшего образования существует специальное направление, предполагающее получение студентами юридической квалификации путем прохождения практики в консультациях для малообеспеченных слоев населения. Таким образом, участие студентов в оказании первичной бесплатной юридической помощи через бюро, тесная связь такой помощи с образовательной деятельностью делают нидерландское бюро похожим на российские юридические клиники. Вторичная же помощь оказывается частными адвокатами или юридическими фирмами, куда могут быть направлены клиенты из бюро, если необходима специализированная помощь или судебное представительство. При этом такая двухступенчатая система не предполагает разделения оказываемой помощи на квалифицированную и неквалифицированную. Оба вида считаются полноценными способами оказания юридической помощи. Такую двухуровневую систему можно было бы предусмотреть и в законодательстве Российской Федерации.
В заключение следует отметить, что практику оказания бесплатной юридической помощи в зарубежных странах необходимо всесторонне изучать. Но, безусловно, развитие клинического юридического образования в Российской Федерации должно вестись путем не бездумного копирования и насаждения зарубежных практик, а путем профессиональной адаптации позитивного опыта для современной России. Внедрение как собственных разработок, так и позитивного опыта зарубежных стран в процесс организации клинического юридического образования способствует более эффективной работе юридических клиник как бесплатных консультаций, а также повышению правовой культуры и правосознания граждан, что позитивно скажется на становлении гражданского общества в РФ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Александрова Е. Ю., Блинов О. И. Зарубежный опыт оказания бесплатной юридической помощи в рамках юридических клиник. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ksp.mgimo.ru/research/rs01.html.
2. Бессонова В. В. Юридические клиники как участники гражданского общества в системе правового просвещения // Юридические записки. - 2013. - № 3. - С. 18-25.
3. Ивановская А. Н., Павлова И. В. Зарубежный опыт деятельности юридических клиник // Юридическая клиника. Вып. III: Сб. мат. Всеросс. науч.-практич. конф. «Юридическая клиника в системе высшего юридического образования и в сфере оказания бесплатной юридической помощи». - СПб.: Санкт-Петербургский имени В. Б. Бобкова филиал РТА, 2013. - С. 73-78.
4. Поляков М. Б. История возникновения юридических клиник и клинического юридического образования // Российский юридический журнал. - 2010. - № 2. - С. 66-68.
5. Худойкина Т. В. Юридическая клиника как инновационная форма обучения студентов-юристов // Интеграция образования. - 2014. - Т. 18. - № 1 (74). - С. 19-24.
6. О Фемиде // Официальный сайт Юридического университета Алтайского государственного университета. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.law.asu.ru/Femida/about/.