Раздел II ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 34.096, ББК 67.75© О.В. Анохина, Г.В.Елисеева
О.В. Анохина, Г.В.Елисеева
К ВОПРОСУ О РОЛИ ЮРИДИЧЕСКОЙ КЛИНИКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ
Авторы рассматривают вопрос о формировании правового сознания и повышению уровня правовой культуры, при этом предлагается ряд мер идеологического и организационного характера, призванных способствовать созданию комфортной социально-правовой среды.
Подчеркивается особая роль юридической клиники при оказании бесплатной юридической помощи в процессе формирования правового сознания студентов высших учебных заведений. Также в статье отмечено, что создание и функционирование юридических клиник как формы оказания студентами высших учебных заведений бесплатной квалифицированной юридической помощи населению является одной из мер государственной политики в области образования и воспитания подрастающего поколения, юридического образования и подготовки юридических кадров. Уделяется особое внимание формированию правового сознания студентов ВУЗов, формированию правовой компетентности.
Также авторы статьи сравнивают отечественный и зарубежный опыт оказания бесплатной юридической помощи, так как в настоящее время в иностранных государствах сложились определенные системы по оказанию бесплатной юридической помощи со своими особенностями. Авторы указывают в исследовании, что деятельность юридической клиники Сибирского института бизнеса и информационных технологий строится с учетом опыта зарубежных стран.
В заключении авторы статьи делают вывод о том, что работа студентов в юридической клинике может способствовать воспитанию толерантности и гуманизма среди молодежи.
Ключевые слова: правовое сознание, правовая культура, правовое образование, юридическая клиника, бесплатная юридическая помощь.
Правовое сознание понимается несколько шире, хотя можно отметить, что сознание и образование - это процессы, которые протекают параллельно. В настоящее время формирование правового сознания является актуальной проблемой, так как правовое пространство активно расширяется [7]. Без элементарных правовых сведений об изменениях в законодательстве в современном российском обществе сложно адаптироваться.
Наряду с формированием правовой компетентности студентов юридических вузов правовое сознание необходимо студентам не юридических специальностей, тем, кто повышает квалификацию, работодателям, родителям учащихся общеобразовательных учреждений, молодым специалистам.
Россия - это правовое, демократическое государство, как провозглашено в Конституции Российской Федерации. При оценке действующей Конституции существует точка зрения о том, что необходимо включить отдельной главой конституционные нормы, регламентирующие институт гражданского общества в России: его составляющие, формы и методы взаимодействия с государством, модель взаимоотношений. Скорее всего, следует согласиться, что цивилизованное
современное государство должно быть, во-первых, правовым, а значит, обладающим признаком наличия развитого гражданского общества. Достичь такой характеристики в отсутствии высокой правовой культуры, правового воспитания, а главное, правосознания граждан такого государства, невозможно.
Создание и функционирование юридических клиник как формы оказания студентами высших учебных заведений бесплатной квалифицированной юридической помощи населению является одной из мер государственной политики в области образования и воспитания подрастающего поколения, юридического образования и подготовки юридических кадров.
В 1855 году Д. И. Мейер в своей работе «О значении практики в системе современного юридического образования» обосновывает необходимость клинической формы подготовки юристов. Д. И. Мейер проводил аналогию между правовой и медицинской подготовкой: «В самом деле, звание юриста, как и звание врача, практическое, и потому как практическое приготовление учащихся к врачебной науке происходит в школе, точно так же практическое приготовление юриста должно совершаться там же». История развития юридических клиник в России
имеет богатую историю. Еще в середине девятнадцатого века Д. И. Мейер организовал юридическую клинику на юридическом факультете Казанского университета. Он устраивал в университете консультации для посторонних лиц, которым давал юридические советы в присутствии студентов [1, с. 16].
Инновационная деятельность Д. И. Мейера послужила примером для современных представителей российского гражданского общества в лице практикующих юристов, т. е. путем их участия в деятельности студенческих юридических приемных и клиник будет реализовываться своеобразная функция саморазвития общества.
Организация аналогичных юридических клиник на современном этапе является также качественным подспорьем для реализации положений Федерального закона от 21.11.2011 года № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». Согласно части 2 статьи 22 данного федерального закона участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи являются юридические клиники (студенческие
консультативные бюро, студенческие юридические бюро и другие) и негосударственные центры бесплатной юридической помощи. Следовательно, формирование и развитие юридических клиник и студенческих приемных на территории Российской Федерации имеет правовую базу и богатую историческую основу, но главное, оно имеет вполне конкретную и особо важную цель в виде подготовки будущих бакалавров юристов, как активных участников российского гражданского общества, даже несмотря на возможный, подчас вынужденный, выбор работы по иной специальности.
В настоящее время в Сибирском институте бизнеса и информационных технологий функционирует юридическая клиника. Организация и порядок деятельности юридической клиники предусмотрена приказом Минобрнауки России от 28 ноября 2012 года № 994 «Об утверждении порядка создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридических клиник и порядка их деятельности в рамках негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи». Такая форма работы успешно применяется для формирования у студентов навыков оказания правовой помощи в виде информирования и консультирования граждан, а также в целях организации прохождения практики. Юридические клиники помогают воспитывать социально ответственное поколение юристов, активных участников гражданского общества.
Бесплатная юридическая помощь
предоставляется в виде:
1) правового консультирования в устной и письменной форме;
2) составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;
3) представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.
Богат зарубежный опыт оказания бесплатной юридической помощи. В настоящее время в странах сложились определенные системы по оказанию бесплатной юридической помощи со своими особенностями. В Бельгии обязанности по оказанию бесплатной юридической помощи возлагаются преимущественно на профессиональных юристов (адвокатов). Именно им поручено обеспечивать правовое консультирование и представлять граждан, обратившихся в суд в поисках правосудия. Исключительно важную роль в бельгийской системе оказания бесплатной юридической помощи играет коллегия адвокатов. Предоставление первичной юридической помощи обеспечивается в рамках Комиссии по бесплатной юридической помощи. Вторичная юридическая помощь, а также помощь и представительство интересов клиента в судебном разбирательстве и во внесудебном порядке поручена Бюро бесплатной юридической помощи, учрежденному в рамках Ассоциации адвокатов [3 с. 375].
Немецкая система оказания бесплатной юридической помощи с точки зрения сравнения ее с другими подобными системами является уникальной, и тому есть несколько причин. Это чистая модель ]Мюаге [6], в рамках которой отсутствует какая-либо централизованная структура по управлению системой бесплатной юридической помощи. Услуги бесплатной юридической помощи оказываются практически исключительно частнопрактикующими адвокатами при ограничении роли государства в финансировании системы. Оказание помощи, прежде всего, ориентировано на представительство в суде и предполагает сравнительно небольшой спектр услуг за пределами судебного разбирательства. Расходы на бесплатную юридическую помощь в сравнении с другими странами являются довольно скромными, однако необходимо учитывать, что Германия -крупнейший рынок услуг страхования на случай юридических расходов в мире. Более 40 % всего населения охвачены данным видом страхования. Существование хорошо развитой системы страхования снижает потребность в финансируемой государством бесплатной помощи в тех областях права, в которых риск оказаться стороной правового спора покрывается коммерческим страхователем. Традиционно неохваченной страхованием на случай юридических расходов остается область семейного права, и поэтому неудивительно, что 80 % средств, выделяемых на платную юридическую помощь, расходуется на семейные дела [2, с. 84].
В Японии в 1952 г. Ассоциацией адвокатов Японии была учреждена Ассоциация бесплатной юридической помощи (Ассоциация БЮП), которая имела 4 источника финансирования:
1) пожертвования адвокатских образований;
2) возмещение средств клиентами (японская система бесплатной юридической помощи не предполагает оказания помощи в форме пожертвования, а строится, скорее, на системе займов - клиент обязан возместить стоимость расходов Ассоциации БЮП рассроченным платежом);
3) обязательные пожертвования со стороны адвокатов (адвокаты, получающие средства от Ассоциации БЮП, возвращают ей 20 % этих средств в виде пожертвования);
4) пожертвования подсудимых (в немалом количестве случаев подсудимые по уголовным делам жертвуют собственные средства общественным организациям, выражая таким образом свое раскаяние; Ассоциация БЮП также неоднократно становилась получателем таких «искупительных пожертвований»).
Повышение правовой культуры населения через систему образования и воспитания признается более эффективной и успешной по сравнению с ужесточением наказания за несоблюдение правовых и социальных норм. Поэтому главная государственная задача - повышение уровня культуры населения в целом и подрастающего поколения в частности, оказывающей первостепенное влияние на формирование сознания и поведение человека [6].
Для этого соответствующее воспитание предлагается вести с детского сада. В общеобразовательную школьную программу будут включены задачи по приобщению детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми: внимательность, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается, уважение к окружающим, а также развитие ценностно-смысловой сферы личности. Так, например, в Японии учреждена служба телефонного консультирования (сеть колл-центров) по всей стране. Лица, у которых возникают юридические проблемы, могут обратиться за помощью в колл-центр, предоставляющий информацию, например, о том, куда лицо может обратиться за получением помощи. В основном клиентам предлагают обратиться в один из офисов Центра правового консультирования, управляющего всей системой оказания бесплатной юридической помощи, и там проконсультироваться с адвокатом. Колл-центры также принимают запросы по электронной почте. [8, с. 194].
Заслуживает внимание опыт Голландии по внедрению интерактивного приложения для
консультаций в режиме онлайн, называемое КесМ'ш]2ег - «Дорожная карта правосудия», которая на основе нескольких альтернативных вариантов шаг за шагом помогает пользователю разобраться в юридических аспектах рассматриваемого конфликта в жилищном, трудовом, семейном праве, в вопросах защиты прав потребителей и административном праве. При необходимости программа «Дорожной карты правосудия» переадресует посетителей на сайт бюро и по оказанию юридической помощи, который предлагает пользователям большое количество документации и первостепенной задачей ставит предоставление информации по всем юридическим вопросам, в отличие от «Дорожной карты правосудия», где акцент делается на конкретных конфликтных ситуациях [5, с. 375].
Учитывая имеющийся зарубежный опыт, юридическая клиника Сибирского института бизнеса и информационных технологий определила дальнейшие направления развития: так, например, в апреле 2015 года начал работу проект «онлайн правовое консультирование» и сегодня любой желающий может, зайдя на сайт Сибирского института бизнеса и информационных технологий, получить квалифицированную бесплатную юридическую консультацию.
В настоящее время студенты ведут работу в направлении правового просвещения и правового консультирования как школьников начальных классов, так и старшеклассников. Студенты старших курсов под руководством преподавателей, используя не только информационно-правовой материал, но и мультимедиа-оборудование, презентации по правовым тематикам, оказывают юридическую поддержку и ведут разъяснительную работу по вопросам состояния и применения действующего законодательства.
Также мы считаем, что работа студентов в юридической клинике может способствовать воспитанию толерантности и гуманизма среди молодежи. Ведь, как указывает в своей статье Г.В. Елисеева: «уважение и терпимость к людям независимо от их происхождения, религии, социального и имущественного положения, национальности, должны прививаться ребенку еще с детства, а затем и в учебных заведениях. Этому может поспособствовать проведение различных семинаров, конференций, круглых столов по вопросам толерантного отношения друг к другу и профилактике различных форм дискриминации в обществе» [4, с. 103]. Юридическая клиника, на наш взгляд, воспитывает в студентах чувство уважения к гражданам, обращающимся в нее, независимо от их национальности, расы или социального происхождения.
В структуре образовательного комплекса студенты юридической клиники Сибирского
института бизнеса и информационных технологий выполняют следующие специфические по своему содержанию функции:
- образовательную: расширяют, дополняют и углубляют знания, получаемые в учебном заведении;
- информационную: расширяют осведомленность граждан в правовых вопросах, увеличивает возможность доступа граждан к получению правовой информации о возможности защиты гарантированных государством прав и свобод;
- разъяснительную: обеспечивают адекватность уяснения сообщаемых сведений, доступность решений Европейского суда и обеспечения единства применения общих стандартов в области прав человека;
- идеологическую: популяризуют идеи и концепции, отражающие особые интересы социальных общностей и групп;
- агитационно-пропагандистскую: распространяют сведения о деятельности юридической клиники в целях привлечения новых членов;
- консультативную: распространяют функциональные знания о едином понимании прав человека, необходимые гражданам в повседневной жизни.
В заключение хотелось бы отметить, что правовое воспитание и повышение правовой культуры - это длительный процесс, затрагивающий изменение объективных условий жизни общества, целенаправленную идеологическую,
организационную работу, осуществление комплекса специально-юридических мер. В концентрированном виде эти меры должны быть сориентированы на то, чтобы создать социально-правовую среду и утвердить у людей веру в право. Иначе невозможно говорить о формировании правового государства и гражданского общества.
Библиографический список
1. Биггелаар П. Бесплатная юридическая помощь в Нидерландах [Текст] / П. Биггелаар // В кн. : Бесплатная юридическая помощь: модель взаимодействия государства и гражданского общества (зарубежный и российский опыт): Сборник докладов. - М.: ООО »Акварель», 2011. - 375 с. - (Серия «Доступ к правосудию» / Институт права и публичной политики. Проект «Повышение доступности правосудия для малоимущих групп населения Российской Федерации»). - С. 26-44.
2. Гибенс С. Методы изучения систем бесплатной юридической помощи: пример Бельгии [Текст] / С. Гибенс // В кн.: Бесплатная юридическая помощь: модель взаимодействия государства и гражданского общества (зарубежный и российский опыт): Сборник докладов. - М.: ООО «Акварель», 2011. - 375 с. - (Серия «Доступ к правосудию» / Институт права и публичной политики. Проект «Повышение доступности правосудия для малоимущих групп населения Российской Федерации»). - С. 9-25.
3. Дружинина А. В. Становление юридической клиники в вузах России [Текст] / А.В. Дружинина. // Юридическое образование и наука. - 2011. - № 4. - С. 16-18.
4. Елисеева Г. В. Правовые основы противодействия проявлениям терроризма и экстремизма в молодежной среде [Текст] / Г.В. Елисеева. // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2016. - № 1 (17). - С. 101-104.
5. Килиан М. Бесплатная юридическая помощь по гражданским делам в Германии [Текст] / М. Килиан // В кн. : Бесплатная юридическая помощь: модель взаимодействия государ- ства и гражданского общества (зарубежный и российский опыт): Сборник докладов. - М.: ООО »Акварель», 2011. - 375 с. - (Серия «Доступ к правосудию» / Институт права и публичной политики. Проект «Повышение доступности правосудия для малоимущих групп населения Российской Федерации»). - С. 84-109.
6. Концепция правового просвещения до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: pravo.khv.ru // (Дата обращения: 22.12.2015 г.)
7. Лунева Д. В., Сидоров С. В. Потенциал специалиста-правоведа в обеспечении социальной защиты учащихся // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя. - ИКЬ: http://si-sv.com/publ/6-1-0-138 (дата обращения: 19.12.2015).
8. Танабе М. История бесплатной юридической помощи в Японии [Текст] / М. Танабе // В кн. : Бесплатная юридическая помощь: модель взаимодействия государства и гражданского общества (зарубежный и российский опыт): Сборник докладов. - М.: ООО »Акварель», 2011. - 375 с. - (Серия «Доступ к правосудию» / Институт права и публичной политики. Проект «Повышение доступности правосудия для малоимущих групп населения Российской Федерации»). - С. 194-204.
References
1. Biggelaar P. Besplatnaja juridicheskaja pomoshh' v Niderlandah / P. Biggelaar // V kn. : Besplatnaja juridicheskaja pomoshh': model' vzaimodejstvija gosudarstva i grazhdanskogo obshhestva (zarubezhnyj i rossijskij opyt): [FreelegalaidintheNetherlands. Inthebook.] Sbornikdokladov. - M.: OOO »Akvarel'», 2011. - 375 p.
2. GibensS. Metodyizuchenijasistembesplatnojjuridicheskojpomoshhi: primerBel'gii / S. Gibens // Vkn. : Besplatnaj ajuridicheskaj apomoshh': model' vzaimodej stvij agosudarstvaigrazhdanskogoobshhestva (zarubezhnyjirossijskijopyt) [Methodsofstudyingsystemsoffreelegalaid: thecaseofBelgium]: Sbornikdokladov. - M.: OOO «Akvarel'», 2011. - 375 p.
3. Druzhinina A. V. Stanovlenie juridicheskoj kliniki v vuzah Rossii / A.V. Druzhinina. // [Formation of legal clinics at universities in Russia.] Juridicheskoe obrazovanie i nauka. - 2011. - № 4. - P. 16-18.
4. Eliseeva G.V. Pravovye osnovy protivodejstviya proyavleniyam terrorizma i ehkstremizma v molodezhnoj srede / G.V. Eliseeva. //[Legal basis for countering manifestations of terrorism and extremism in the youth environment.] Vestnik Sibirskogo instituta biznesa i informacionnyh tekhnologij. - 2016. - № 1 (17). - P. 101-104.
5. Kilian M. Besplatnaja juridicheskaja pomoshh' po grazhdanskim delam v Germanii / M. Kilian // V kn. : Besplatnaja juridicheskaja pomoshh': model' vzaimodejstvija gosudar- stva i grazhdanskogo obshhestva (zarubezhnyj i rossijskij opyt) [Free legal assistance in civil matters in Germany]: Sbornik dokladov. - M.: OOO »Akvarel'», 2011. -375 p.
6. Koncepcija pravovogo prosveshhenija do 2020 goda [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: pravo.khv.ru // (Data obrashhenija: 22.12.2015 g.)[The concept of legal education up to 2020 [Electronic resource]. - Access mode: pravo.khv.ru // (reference date: 22.12.2015 g.)]
7. Luneva D. V., Sidorov S. V. Potencial specialista-pravoveda v obespechenii social'noj zashhity uchashhihsja [Potential of a specialist-lawyer in ensuring social protection of pupils] // Sidorov S.V. Sajt pedagoga-issledovatelja. -URL: http://si-sv.com/publ/6-1-0-138 (data obrashhenija: 19.12.2015).
8. Tanabe M. Istorija besplatnoj juridicheskoj pomoshhi v Japonii / M. Tanabe // V kn. : Besplatnaja juridicheskaja pomoshh': model' vzaimodejstvija gosudarstva i grazhdanskogo obshhestva (zarubezhnyj i rossijskij opyt) [History of free legal aid in Japan: Sbornik dokladov]. - M.: OOO »Akvarel'», 2011. - 375 p.
TO THE QUESTION OF THE ROLE OF THE LEGAL CLINIC IN THE ACTIVITIES OF FUTURE
LAWYERS
Olga V. Anokhina,
head of the legal clinic of the Siberian Institute of Business and Information Technologies
Galina V. Eliseeva,
Senior Lecturer, Faculty of Full-time Tuition of the Siberian Institute of Business and Information Technologies
The authors consider the formation of legal consciousness and raising the level of legal culture. At the same time, a number of ideological and organizational measures are proposed to help create a comfortable social and legal environment.
It emphasizes the special role of the legal clinic in providing free legal assistance in the process of forming the legal consciousness of students in higher educational institutions. Also in the article it was noted that the creation and functioning of legal clinics as a form of providing free qualified legal aid to the population by higher education institutions is one of the measures of state policy in the field of education and upbringing of the younger generation, legal education and training of legal personnel.
Particular attention is paid to the formation of the legal consciousness of university students, the formation of legal competence.
In addition, the authors of the article compare the domestic and foreign experience of providing free legal assistance, since at present foreign systems have established certain systems of providing free legal aid with their own peculiarities. The authors note in the study that the activities of the legal clinic of the Siberian Institute of Business and Information Technologies are built taking into account the experience of foreign countries.
In conclusion, the authors of the article come to the conclusion that the work of students in a legal clinic can contribute to the education of tolerance and humanism among young people.
Keywords:rule of law,civil society, legal culture, legal education, legal clinic, free legal aid.
Сведения об авторах:
Анохина О. В. - руководитель юридической клиники НОУ ВПО «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий» (644116, Российская Федерация, г. Омск, ул. 24 Северная, д. 196, корп. 1), email: [email protected].
Елисеева Г. В. - старший преподаватель факультета очного обучения НОУ ВПО «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий» (644116, Российская Федерация, г. Омск, ул. 24 Северная, д. 196, корп. 1), e-mail: [email protected].
Статья поступила в редакцию 22.11.2017 г.