Научная статья на тему 'Функции юридической клиники'

Функции юридической клиники Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1924
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Огарёв-Online
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ КЛИНИКИ / СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ КЛИНИКИ / ФУНКЦИЯ / ЮРИДИЧЕСКАЯ КЛИНИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Акашкина Татьяна Геннадьевна, Бышов Денис Викторович

Статья посвящена исследованию различных функций юридической клиники. В работе анализируются образовательная, социальная, воспитательная, коммуникативная, научно-исследовательская функции юридической клиники. Значительное внимание уделено образовательному и социальному аспектам клинического юридического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

At present, legal clinic is one of the few institutions in legаl educаtion thаt provide students with professional skills of a future lawyer. Modern researchers distinguish between several functions of legal clinic: educational, social, pedagogic, communicative, research. The article focuses on educational and sociаl аspects of legаl clinics.

Текст научной работы на тему «Функции юридической клиники»

АКАШКИНА Т. Г., БЫШОВ Д. В.

ФУНКЦИИ ЮРИДИЧЕСКОЙ КЛИНИКИ

Аннотация. Статья посвящена исследованию различных функций юридической клиники. В работе анализируются образовательная, социальная, воспитательная, коммуникативная, научно-исследовательская функции юридической клиники. Значительное внимание уделено образовательному и социальному аспектам клинического юридического образования.

Ключевые слова: юридическая клиника, функция, образовательная функция юридической клиники, социальная функция юридической клиники.

АKАSHKINА T. G., BYSHOV D. V.

FUNCTIONS OF LEGАL CLINIC

Аbstrаct. This article is devoted to the study of various functions of the legal clinic. The paper analyzes the educational, social, educational, communication, research functions of legal clinics. Considerable attention is given to the educational and social aspects of clinical legal education.

Keywords: legal clinic, function, educational function of ^а! clinic, social function of ^а1 clinic.

Государство, согласно ст. 48 Конституции Российской Федерации, гарантирует каждому право та получeниe квaлифицировaнной юридичeской помощи. Получeниe юридической помощи - постоянная и повсеместная потребность. Прaктичeски ^т тaкой сфeры жизни или чeловeчeской дeятeльности, в которой да нужно было бы зтать и примeнять тe или инью прaвовыe нормы. Идeт ли речь о работе или учебе, приобретении или продаже товaров, получeнии услуг, нeобходимости обрaщeния в органы государственной власти, органы местного самоуправления, получении социальных льгот, пособий - вeздe можeт потрeбовaться квaлифицировaннaя помощь юриста.

На сeгодняшний дeнь юридичeская клиника - это один из дамногих институтов в профeссиональном юридичeском образовании, который формируeт у студeнта профeссиональныe навыки будущeго юриста. Особeнность юридичeской клиники заключаeтся в том, что она позволяeт студeнтам осмыслить социальную роль юриста, помогаeт овладeть профeссиональной этикой, а такжe получить опыт работы с социально нeзащищeнными людьми, тeм самым формируя личность будущeго юриста.

В статье 23 Федерального закона «О бесплатной юридичeской помощи в Российской Фeдeрaции» опрeдeлeны оргaнизaционно-прaвовыe основы функционировaния

негосударственной системы бесплатной юридической помощи. К участникам негосударственной системы бесплатной юридической помощи относятся: 1) юридические клиники, которые могут действовать в виде студенческих консультативных бюро, студенческих юридических бюро и других видах; 2) негосударственные центры бесплатной юридической помощи. Образовательные организации высшего образования для реализации целей, указанных в статье 1 данного Закона, правового просвещения населения и формирования у обучающихся по юридической специальности навыков оказания юридической помощи могут создавать юридические клиники. В рамках юридической клиники оказывается первичная юридическая помощь, которая не выходит за рамки юридического консультирования и составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера [1].

Формирование профессионализма юристов в вузе следует рассматривать как решающий фактор в обучении и воспитании поколения, которое должно жить и трудиться в правовом государстве. Это означает, что юрист все больше становится объектом пристального внимания общества, благу которого он призван отдавать свои знания и силы. Широкий спектр профессиональных дисциплин представляет отличительную особенность юридической образовательной программы, направленной на обеспечение специальной предметной компетентности в конкретной сфере профессиональной деятельности. В контексте решения поставленных перед высшей школой задач актуализируется проблема формирования ответственного отношения студентов юридических вузов к профессиональной деятельности, восполнение недостаточности практической ориентированности на всех стадиях учебного процесса [2, с. 68].

По мнению Т. В. Федюниной, современные юридические клиники выполняют следующие функции: образовательную (направленную на профессиональную подготовку квалифицированных юристов); социальную (связанную с оказанием бесплатной юридической помощи населению); воспитательную (способствующую воспитанию взглядов и убеждений будущих юристов, осознанного соблюдения при общении норм профессиональной этики), коммуникативную (связанную с процессом развития социальных и межличностных отношений, навыков общения и взаимодействия с клиентами), научно-исследовательскую (связанную с проведением научных исследований, проведением научных конференций в сфере практического образования) [3, с. 159].

Как отмечается в юридической литературе, юридические клиники выполняют две основные функции: образовательную и социальную. При этом представляется неправильным отдавать предпочтение одной из этих функций, приуменьшая при этом роль другой. Рассмотрим подробнее образовательную функцию. Юридические клиники способствуют

более глубокому усвоению студентами получаемых ими знаний, обнаружению определенных пробелов в теоретических и практических знаниях. Все это достигается благодаря тому, что студент, видя перед собой реального клиента с реальной ситуацией, воспринимает ее совсем иначе, чем задачу из практикума; в юридической клинике в случае неправильного разрешения ситуации пострадает клиент и осознание этого оказывает решающее воздействие на студентов [4, с. 6].

Кроме того, юридическая клиника помогает решать еще одну проблему - проблему некачественного прохождения производственной или учебной практики, когда студент не участвует в конкретной юридической деятельности в качестве ее субъекта, так как специалисты на местах не рискуют поручать студентам-практикантам выполнение конкретных заданий. Студенты в таком случае являются всего лишь наблюдателями осуществления профессиональной деятельности, что не может привести к эффективному усвоению ключевых профессиональных навыков и умений. А юридическая клиника дает возможность формировать начальную профессиональную компетентность студентов не в какой-то организации, а в самом вузе.

Т. В. Худойкина считает, что юридическая клиника как инновационная форма обучения студентов-юристов, представляет собой организационную структуру, осуществляющую клиническое юридическое обучение, которое позволяет учащимся приобретать практические (профессиональные) навыки на «живых» делах и реальных проблемах [5, с. 1].

На практике реализация образовательной функции выглядит следующим образом. Работа студента-клинициста с клиентом осуществляется в два этапа. На первой встрече студент только получает информацию от клиента, запрашивает от него необходимые документы, заполняет журнал посещений и карточку приема клиента, устанавливает дату второго визита. Никаких скоропалительных советов и рекомендаций, кроме очевидных, при первой встрече с клиентом не дается. Ко второму визиту студент, изучив сущность вопроса, его законодательное решение, готовит необходимый документ и обязательно согласовывает его содержание с преподавателем. Только получив одобрение, студент может предоставить консультацию, предложить свое решение, подготовленный проект документа или дать разъяснение клиенту. Важно отметить, что преподаватель не дает студенту готовых решений, помогая определить ему верное направление поиска, указывая на ошибки. В зависимости от сложности дела второй этап может включать не одну, а несколько встреч-консультаций [6].

На наш взгляд, знание только теоретического материала не сделает из студента квалифицированного юриста. Именно работа с реальными посетителями, решение

практических задач, опыт общения с гражданами позволит обогатить теоретические знания студентов практическими. Выпускникам юридических вузов, не обладающим навыками работы с реальными клиентами, значительно труднее трудоустроиться, они не интересны потенциальным работодателям.

Рассмотрим подробнее социальную функцию юридических клиник. Социальная функция юридических клиник состоит в их способности решать общественно значимую задачу - оказывать бесплатную юридическую помощь населению. И в данном аспекте клиенты юридических клиник уже являются материалом, а становятся теми, ради кого эта деятельность осуществляется - потребителями бесплатных юридических услуг [4, с. 7].

Социальная функция заключается, во-первых, в оказании бесплатной юридической помощи населению. В этой связи нужно отметить, что, так как помощь в юридических клиниках оказывается бесплатно, то расширяется круг граждан, которые имеют доступ к получению квалифицированной юридической помощи. Таким образом, получить консультацию могут социально незащищенные категории граждан.

Во-вторых, социальная функция, осуществляемая юридическими клиниками, заключается в оказании именно квалифицированной юридической помощи [7], что, в свою очередь, способствует возможности получения социальной защиты граждан по разрешению конкретных юридических вопросов.

В-третьих, социальная функция проявляется в возможности юридических клиник осуществления внесудебного урегулирования спора, разъяснения клиенту отсутствия необходимости обращения в суд по конкретному вопросу, что разгружает работу судебной системы [8, с. 14].

Клиническое юридическое обучение выступает формой реализации инновационных образовательных технологий. Как справедливо отмечает М. А. Латушкин, «юридическая клиника как комплексная инновация в современном юридическом образовании может из студенческой правовой консультации вырасти в практико-ориентированные образовательные центры, способные эффективно осуществлять формирование у студентов-юристов профессиональной компетентности во всех сферах юридической деятельности» [9, с. 47].

Таким образом, социальный аспект деятельности юридической клиники заключается в том, что студенты-клиницисты оказывают бесплатную юридическую помощь (дают консультации, составляют документы) малоимущим и другим социально слабо защищенным слоям населения. В то же время будущие юристы развивают свои практические навыки и умения, в полной мере реализуют полученные теоретические знания при решении конкретных правовых ситуаций. Следовательно, деятельность юридической клиники

приносит реальную пользу как малоимущим гражданам, которые могут бесплатно получить юридическую консультацию, так и студентам.

ЛИТЕРАТУРА

1. О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации : Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 324-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011.

- № 48. - Ст. 6725.

2. Гайтова Л.Х.-М. Формирование профессионализма в юридической клинике вуза и его социальная ценность // Право и образование. - 2014. - № 2. - С. 68-71.

3. Федюнина Т. В. Правовая клиника как образовательный проект в подготовке будущих юристов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.

- 2014. - С. 157-164.

4. Мочалов А. Н., Коровина И. А., Дуров А. И. О функциях юридических клиник // Вестник Уральского института экономики, управления и права. - 2010. - № 1. - С. 5-12.

5. Худойкина Т. В. Юридическая клиника как инновационная форма обучения студентов-юристов // Интеграция образования. - 2014. - Т. 18. - № 1 (74). - С.1-4.

6. Заднепровская М. В. Юридическая клиника в реализации компетентностного подхода при подготовке юриста. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elibrаry.ru/downloаd/16285226.pdf.

7. Ниёоукта Т. V., Бу1ееуа Б. О. ТЬе &ее диаНйеё 1е§а1 а1ё т Яш81а: Шеогейса1 апё ргасйса1 ргоЫешБ // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2013. - Т. 6. - № 1. - С. 11-17.

8. Алтухова А. А., Мухтарова А. Р. Характеристика основных функций юридических клиник // Юридическая клиника. - Вып. III. - Сб. мат. Всеросс. науч.-практич. конф. «Юридическая клиника в системе высшего юридического образования и в сфере оказания бесплатной юридической помощи». - СПб: Санкт-Петербургский филиал РТА им. В. Б. Бобкова, 2013. - С. 13-15.

9. Латушкин М. А. Формирование профессиональной компетентности юриста в юридической клинике вуза // Право и образование. - 2011. - № 1. - С. 43-47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.