УДК 378.634+378.147 ББК Ч448.027.9+Х0р
ГСНТИ 14.35.07
Код ВАК 13.00.08
Эктов Алексей Владимирович,
аспирант, ассистент, кафедра теории и методики профессионального образования, Тульский Государственный Университет; 300012, г. Тула, пр-т Ленина, д. 92; e-mail: a.ectov@yandex.ru
О ВОЗМОЖНОСТИ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ КЛИНИКИ В УСЛОВИЯХ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: юридическое образование; юридические клиники; дистанционное обучение; профессионализм.
АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается процесс модернизации дистанционного юридического образования в современной России, ставящий акцент на развитие практической подготовки будущих юристов, в которой большую роль играет клиническое обучение. Определяются преимущества дистанционной формы обучения как для учащегося, так и для образовательного учреждения. Утверждается, что практическая, прикладная направленность содержания подготовки будущего юриста всегда связана в первую очередь с требованиями работодателей. Сформулированы педагогические принципы, реализация которых обеспечивает максимальную эффективность практико-ориентиро-ванной направленности подготовки будущего юриста в вузе и, соответственно, формирования профессиональных компетенций на требуемом уровне сформированности. Приводится исторический обзор развития клинического образования в зарубежных странах и России. Рассматриваются понятие клинического юридического образования и два основных подхода к пониманию термина «юридическая клиника». Определяется значение юридической клиники как организационной структуры и специальной учебной программы; исследуются направления деятельности такой клиники, анализируется роль юридической клиники в вузе, определяется ее значение для студентов, преподавателей, клиентов. Раскрываются содержание и программа клинического юридического обучения. Формируются рамки дистанционной клинической программы, включающие общие и специальные учебные курсы. В заключении акцентируется внимание на недостатках дистанционных юридических клиник и путях их преодоления. Особое внимание уделяется вопросу итогового результата прохождения дистанционного клинического обучения студентами.
Ektov Alexey Vladimirovich,
Post-graduate Student, Assistant Lecturer of the Department of Theory and Methods of Professional Education, Tula State University, 300012, Tula, Lenina, 92.; e-mail: a.ectov@yandex.ru.
ON THE POSSIBILITY OF EXISTENCE OF A LEGAL CLINIC
IN A PRACTICE-ORIENTED DISTANCE LEARNING IN HIGHER EDUCATION
KEYWORDS: legal education; legal clinics; distance learning; professionalism.
ABSTRACT. The article deals with the process of modernization of distance legal education in modern Russia, which places the emphasis on the development of practical training of future lawyers, in which clinical training plays an important role. The benefits of distance learning for both the student and the educational institutions are described. It is alleged that the practical, applied focus of training of the future lawyer is always connected with the requirements of employers. Pedagogical principles, the implementation of which ensures maximum efficiency of a practice-oriented focus of training of future lawyers in higher school and, consequently, the formation of professional competencies at the required level, are formulated. A historical overview of the development of clinical education in foreign countries and Russia is provided. The concept of clinical legal education is defined; two main approaches to the understanding of the term "legal clinic" are given. The author defines the value of the legal clinic as an organizational structure and a special training program; he analyzes the areas of its activity, studies the role of a legal clinic at the university determined by its value for students, teachers and customers. The article reveals the content and program of clinical legal education. The frameworks of distance clinical programs that include general and specific courses are identified. In conclusion, attention is focused on the disadvantages of legal clinics and ways to avoid them. Particular attention is paid to the final result of distance clinical training of students.
О^
»дной из серьезных проблем юридического образования является недостаточная подготовка выпускников к самостоятельной практической деятельности. Это обусловлено, прежде всего, традициями академического образования, неразвитостью практико-ориентированных методов обучения. Кроме того, на сегодняшний день среди преподавателей отсутствует единство в понимании того, в чем должно
заключаться обучение студентов практической деятельности, а также каким образом это должно осуществляться.
На этом фоне развитие компьютерных технологий открыло возможности формирования новых форм и способов обучения, в числе которых и дистанционное обучение (ДО). ДО имеет безусловные плюсы, способствующие его все более широкому распространению: доступность и экономичность
© Эктов А. В., 2016
(возможность обучаться по любой программе в любом регионе страны без отрыва от производства и при отсутствии затрат на поездки), индивидуальный темп обучения, высокая технологичность (при которой в образовательный процесс включены новые достижения в сфере телекоммуникационных и информационных технологий). Причем дистанционное обучение имеет преимущества не только для обучающегося, но и для образовательного учреждения: значительное снижение затрат на проведение обучения, возможность одновременного обучения для большого количества человек, не зависящая от размеров учебной аудитории.
При построении практико-ориентиро-ванной и личностно актуализированной системы преподавания правовых дисциплин в рамках дистанционного обучения в вузе мы выделяем следующие общие принципы построения данной методики:
1) индивидуализация обучения как учет индивидуального социального опыта студентов, личных жизненных ориентиров и ближайших жизненных планов и потребностей;
2) связь с жизнью, ориентир при отборе содержания учебного правового материала на наиболее типичные конфликтные ситуации в обществе;
3) практическая направленность и самостоятельность, то есть формирование у студентов-юристов умения самостоятельно применять правовые знания для осмысления реальной действительности и определения путей решения жизненных проблем, проектировать варианты своего правового поведения;
4) связь теоретических и практико-ори-ентированных знаний как условие осмысления сущности и значения правовых знаний, формирование позитивных ценностных ориентаций студентов (аксиологический компонент правового образования);
5) гуманность как постоянная забота о подготовке студентов к защите своих прав;
6) педагогический оптимизм - вера педагога в возможности с помощью правового, в том числе и дистанционного, обучения сделать процесс адаптации студентов к окружающей жизни более успешным.
Таким образом, вышеизложенные принципы должны выступать ориентирами при структурировании модели преподавания правовых дисциплин студентам, выборе форм и методов проведения занятий.
Однако в современных условиях по-прежнему актуальной проблемой отечественного юридического образования является недостаточная подготовка студентов бакалавриата и магистратуры к практической деятельности, обусловленная прежде всего
разрывом между академическим образованием и запросами трудовой практики.
Решение общепризнанной проблемы отсутствия у большинства выпускников юридических вузов элементарных умений и навыков, необходимых для начала практической деятельности, требует комплексного подхода, предусматривающего одновременное формирование методических, материально-технических ресурсов и педагогических кадров, позволяющих целенаправленно и последовательно решать обозначенную проблему. Эффективность такой деятельности зависит от правильной постановки задач и использования педагогических средств, позволяющих их решить. Способом решения проблемы подготовки бакалавров и магистров по специальности «Юриспруденция», обладающих к моменту присвоения квалификации о высшем образовании знаниями, умениями, навыками, а также профессионально значимыми личностными качествами, соответствующими запросам работодателей и общества в целом, является обучение студентов в юридической клинике [7].
Для лучшего понимания сущности юридической клиники обратимся к истории развития клинического образования в мире. Существование идеи юридической клиники в США следует связать с развитием метода «case study» в Гарварде. Метод заключался в том, что студенты не изучают отвлеченные теоретические правовые конструкции, а разбирают решения высших судов и обсуждают причины принятия именно такого решения, вопросы квалификации деяний, наличия или отсутствия каких-либо юридических фактов. Деятельность американских юридических клиник была направлена прежде всего на получение практических навыков юриста, также важным был социальный аспект - помощь малоимущим гражданам. Чуть позже часы работы в таких клиниках стали засчитываться как академические и увеличилось количество предметов, развивающих практические навыки, например, юридическое письмо и адвокатская деятельность. Именно в 60-х гг. начала формироваться та система клинического юридического образования США, которая так широко известна сейчас [4].
В Англии юридических клиник началось с 1970-х гг. Поводом для этого были развитие интереса к данному явлению в США, с одной стороны, и повышенное внимание студентов к вопросу социальной справедливости - с другой. На базе крупнейших университетов были созданы юридические клиники. Некоторые из них помогали только своим студентам, некоторые оказывали полноценную помощь населе-
нию по широкому кругу вопросов. Как и в США, клиники здесь носили добровольный характер и никак не поощрялись [4].
Первая юридическая клиника Германии возникла в университете Ганновера. По каждому конкретному делу работа студента выполняется в два этапа. На первом этапе два студента-юриста встречаются с клиентом и выясняют у него все фактические обстоятельства дела. На втором этапе (через 1-2 недели) студенты-юристы, проработав вопрос и проконсультировавшись с адвокатами, встречаются с клиентом и дают ответ на интересующий его вопрос, составляют необходимые документы, предоставляют рекомендации. Более того, работа в клинике университета Ганновера позволяет клиницистам не изучать определенные академические предметы, т. е. клиника интегрирована в образовательный процесс юридического факультета, что также очень важно [5].
Для современного российского юридического образования юридические клиники являются относительно новым явлением. Идею о необходимости приближения традиционно теоретического юридического образования к практическим нуждам высказал еще в середине XIX в. профессор Казанского университета Д. И. Мейер, писавший в 1855 г.: «Звание юриста, как и звание врача практическое, и потому как практическое приготовление учащихся к врачебной науке происходит в школе, точно так же практическое приготовление юриста должно совершаться там же». Таким образом, в Казанском университете с конца 1830-х гг. студентов начали учить составлять деловые бумаги. С 1846 г. в учебный план были включены практические занятия, на которых слушатели разбирали гражданские и уголовные дела [3, с. 61].
Принцип действия первых юридических клиник, возникших на базе Казанского университета, был следующим. Малоимущие люди, нуждающиеся в советах и помощи по касающимся их делам, обращались к заведующему практикой. Затем эти люди излагали суть своей проблемы перед учениками заведующего практикой. После этого происходило совместное обсуждение проблемы, результатом которого могло быть одобренное заведующим указание либо безвозмездно составленный документ. Если такие граждане обращались неоднократно, то они закреплялись за определенным практикантом [3, с. 62].
Развитие юридического клинического образования на протяжении прошлого столетия привело к постепенному включению обучения студентов в образовательные стандарты стран, открытию множества новых юридических клиник (в том числе спе-
циализированных), проведению различных международных конференций и форумов, посвященных данной теме, а также созданию международных фондов по поддержке и развитию такого образования [6]. Т. е. юридическое клиническое движение прошло в своем развитии путь от полного отсутствия официального юридического признания до нормативного оформления и закрепления и иных фактов, свидетельствующих о признании важности юридического клинического движения на современном этапе в Российской Федерации.
Как мы видим, клиническое юридическое образование - это явление, первоначально возникшее из-за проблемы разрыва теории и практики. В деятельности если не всех, то, по меньшей мере, большинства юридических клиник тесно переплетены два аспекта - образовательный и социальный. В научной литературе отмечается, что образовательная функция юридических клиник ориентирована вовнутрь, на самих студентов-клиницистов. Социальная функция, напротив, направлена вовне, на лиц, не являющихся субъектами образовательного процесса [10, с. 82].
Сегодня можно выделить два основных подхода к пониманию термина «юридическая клиника».
Во-первых, под юридической клиникой понимается структурное подразделение образовательной организации (самостоятельное юридическое лицо, созданное образовательной организацией), выступающее в качестве учебной площадки (лаборатории), на которой реализуются практико-ориентиро-ванные программы обучения навыкам профессиональной деятельности, прежде всего посредством привлечения студентов к оказанию бесплатной юридической помощи социально незащищенным категориям граждан [11, с. 19].
Во-вторых, юридической клиникой или юридическим клиническим (практическим) обучением именуют совокупность методов практического обучения студентов под руководством и во взаимодействии с преподавателями-практиками навыкам и умениям, необходимым для будущей самостоятельной профессиональной деятельности в качестве юриста [11, с. 20].
По мнению М. А. Латушкина, юридические клиники, создаваемые как структурные подразделения вузов, при надлежащей организационно-технической, материально-финансовой и учебно-методической поддержке могут стать «инкубаторами», где возможно создание условий для формирования у студентов всех необходимых общекультурных и профессиональных компетенций [9, с. 47]. Вне всяких сомнений, ос-
новная задача юридической клиники - повышение образовательного уровня студентов путем приобретения ими практических профессиональных юридических навыков (обучение навыкам ведения интервью, консультирования, переговоров, составлении заявлений, жалоб, ходатайств и т. д.).
Однако в этом состоит лишь часть образовательного аспекта деятельности клиники. Не менее важно то, что работа в клинике, безусловно, создает у студентов представление о том, что значит быть юристом в конкретном обществе. Другими словами, юридическая клиника является формой передачи не только профессиональных знаний и навыков, но и правовых ценностей и идеалов. Клиника, как отмечается специалистами, должна становиться социально значимым и серьезным испытанием для каждого студента, желающего действительно получить качественные знания в области юриспруденции [13].
Российская практика использования дистанционных технологий при организации работы студенческих юридических клиник включает прием вопросов посредством интернет-приемных, консультирование через скайп, по телефону, с использованием возможностей электронной почты или специально созданных сайтов, а также с применением иных дистанционных технологий.
Наиболее распространенной формой оказания правовых услуг юридическими клиниками вузов является непосредственное консультирование в письменной и устной форме лиц, обратившихся в такие структурные подразделения в часы приема. Но в условиях социально-экономического кризиса, когда не все граждане в силу финансовых (отсутствие денежных средств на проезд), физиологических (инвалиды, пенсионеры) и иных жизненных возможностей (занятость на работе, удаленность от городского, краевого центров) могут прийти на прием в клинику, актуальным является вопрос о развитии системы интернет-консультирования. Так, в Японии информационные службы японского центра правовой поддержки помимо оказания юридической помощи в виде консультации людям, обратившимся в офис, вправе предоставлять правовую информацию в свободном доступе по телефону и в сети Интернет [1, с. 49].
При этом онлайн-консультирование эффективно в том случае, когда вопрос конкретен, не требует уточнения каких-либо дополнительных обстоятельств и необходимо лишь только в этой ситуации поработать с соответствующими нормативно-правовыми актами. В случае же, если вопрос не точен, требует какой-либо дополнительной информации, можно попросить клиента
также через Интернет уточнить свою просьбу (в том числе и в режиме on-line) или прийти (если это возможно) на консультацию лично. В случае направления обращения посредством Интернета может быть предоставлен адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.
Необходимо поддержать точку зрения о том, что государству следует принимать меры по разработке информационно-поисковых экспертных систем, позволяющих пользователю в диалоговой форме получать необходимую ему правовую информацию [15, с. 8].
Уже сегодня на сайтах юридических факультетов, при которых функционируют юридические клиники, представляется возможным создание специального раздела с интеграцией платформы MOODLE, который содержал бы специальные онлайн-кур-сы, отдельные мультимедийные тематические материалы и пр., разработанные в соответствии с темами проводимых занятий. Помимо использования платформы MOODLE непосредственно для осуществления деятельности в сфере правового просвещения, она могла бы быть успешно использована и во внутренней деятельности самой клиники [14, с. 16].
Однако деятельность клиник сопряжена с рядом проблем различного характера. Так, в науке высказываются опасения по поводу обеспечения надлежащего уровня квалифицированности оказываемой помощи [2, с. 2]. И это, безусловно, является проблемой, но лишь потому, что нуждающиеся в услугах юристов граждане не всегда относятся с доверием к студентам.
Сама же проблема видится несколько надуманной ввиду предпринятых законодателем мер:
- состав оказываемых услуг усечен до дачи консультаций и составления документов;
- помощь оказывается под контролем лиц, имеющих высшее юридическое образование, и под их ответственность (обычно в этом качестве выступают преподаватели вузов, имеющие реальную юридическую практику) [12].
Т. е. для повышения качества оказываемой юридической помощи особо пристальное внимание стоит уделять и подготовке профессорско-преподавательского состава, работающего в юридической клинике, т. к. здесь работа строится на принципах, отличающихся от «стандартных занятий», методах взаимодействия преподавателя -студента (от субординационного к коорди-
национному сотрудничеству). Кроме требований относительно квалификации, стажа работы, высоких личностных качеств преподавателей необходимо учитывать связь с практической составляющей, а также владение активными методами обучения. Для повышения качества работы преподавателей клиники необходимо предусмотреть обязательные курсы по работе в юридической клинике, расширить возможности прохождения курсов повышения квалификации по направлению «Юридическая клиника», а также их распространенность и заинтересованность вузов в подготовке кадров по данному направлению.
При подготовке к занятиям и в процессе их проведения у студента укрепляется уважение к праву, закону, формируется ценностно-правовая ориентация. Помощь в решении серьезных проблем общества, таких как низкий уровень правовой культуры и правовой нигилизм, не столько развивает в студентах навыки работы с аудиторией и
основы преподавания, сколько дает возможность осознать свою роль в осуществлении защиты прав человека, упрочить позитивное отношение к правовым ценностям и реалиям.
Внимание следует уделить и вопросу итогового результата прохождения дистанционного клинического обучения. Ведь кроме полученных навыков по оказанию бесплатной юридической помощи и достигнутому социальному эффекту студент должен обязательно иметь итоговый документ об обучении в юридической клинике (например, сертификат), а также (при наличии в вариативной части изучаемых в вузе дисциплин дисциплины «Юридическое клиническое обучение») и запись в дипломе. Особо необходимо подчеркивать для работодателя достижения студента, его подготовленность к практической работе, его активную гражданскую позицию и заинтересованность участия в социальных проектах региона и страны в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Боровик И. Е. Оказание бесплатной правовой помощи в Японии в соответствии с Законом о всесторонней юридической поддержке (сравнительный анализ с законодательством России) // Адвокат. 2010. № 11. С. 47-61.
2. Дзугаев Б. Кто будет платить за бесплатную помощь? / / ЭЖ-Юрист. 2011. № 50. С. 2.
3. Дудырев Ф. Ф., Малков В. П. Юридические клиники в России: возвращение через 150 лет // Правозащитник Урала. 2002. № 5-6. С. 61-63
4. Зарубежный опыт оказания бесплатной юридическо помощи в рамках юридических клиник. Ч. I / Александрова Е. Ю., Блинов О. И. М. : КСП МГИМО, 2011. URL: http://ksp.mgimo.ru/researcli/rs01.html.
5. Зарубежный опыт оказания бесплатной юридическо помощи в рамках юридических клиник. Ч. II / Александрова Е. Ю., Блинов О. И. М. : КСП МГИМО, 2011. URL: http: //ksp.mgimo.ru/researcli/rs02.html.
6. Клиническое юридическое образование в вопросах и ответах Клиническое юридическое образование. URL: http: www.lawclinic.ru article.phtml?id=l#l.
7. Концепция программы развития юридического клинического образования и юридических клиник в РФ. URL: http://www.lawacademy.ru/docs/nid/Konf_koncept_2014.pdf.
8. Кулакова В. Ю., Маркова Т. Ю., Самсонова М. В. Юридические клиники в России: состояние и перспективы развития / / Юридическое образование и наука. 2014. № 2. С. 8-11.
9. Латушкин, М. А. Формирование профессиональной компетентности юриста в юридической клинике вуза // Право и образование. 2011. № 1. С. 43-47.
10. Мурзина А. В. Влияние работы в юридической клинике на качество знаний студентов в педагогическом вузе // Клиническое юридическое образование : мат-лы семинара для преподавателей. СПб., 14-18 дек. 2000 г. СПб., 2000. С. 82.
11. Профессиональные навыки юриста : учеб. пособие для академического бакалавриата / под ред. Т. Ю. Марковой, М. В. Самсоновой. М. : Юрайт, 2016.
12. Ст. 23 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 324-ФЗ // Российская газета. 2011. № 263. 23 нояб.
13. Трофимов М. Юридическая клиника: история и развитие термина. URL: http: //www.law.edu.ru/ doc/ document.asp?docID=1129111.
14. Худойкина Т. В., Евтеева С. Г. Бесплатная квалифицированная юридическая помощь в России: теоретические и практические проблемы / / Журн. Сибир. фед. ун-та. Сер. Гум. науки. 2013. Т. 6. № 14. С. 11-17.
15. Червяковский А. В. Печатное и электронное официальное опубликование нормативных правовых актов // Современное право. 2011.№ 3. С. 8-11.
REFERENCES
1. Borovik I. E. Okazanie besplatnoy pravovoy pomoshchi v Yaponii v sootvetstvii s Zakonom o vsesto-ronney yuridicheskoy podderzhke (sravnitel'nyy analiz s zakonodatel'stvom Rossii) / / Advokat. 2010. № 11. S. 47-61.
2. Dzugaev B. Kto budet platit' za besplatnuyu pomoshch'? // EZh-Yurist. 2011. № 50. S. 2.
3. Dudyrev F. F., Malkov V. P. Yuridicheskie kliniki v Rossii: vozvrashchenie cherez 150 let // Pravo-zashchitnik Urala. 2002. № 5-6. S. 61-63
4. Zarubezhnyy opyt okazaniya besplatnoy yuridichesko pomoshchi v ramkakh yuridicheskikh klinik. Ch. I / Aleksandrova E. Yu., Blinov O. I. M. : KSP MGIMO, 2011. URL: http://ksp.mgimo.ru/researcli/rs01.html.
5. Zarubezhnyy opyt okazaniya besplatnoy yuridichesko pomoshchi v ramkakh yuridicheskikh klinik. Ch. II / Aleksandrova E. Yu., Blinov O. I. M. : KSP MGIMO, 2011. URL: http://ksp.mgimo.ru/researcli/rs02.html.
6. Klinicheskoe yuridicheskoe obrazovanie v voprosakh i otvetakh Klinicheskoe yuridicheskoe obrazovanie. URL: http: www.lawclinic.ru article.phtml?id=l#l.
7. Kontseptsiya programmy razvitiya yuridicheskogo klinicheskogo obrazovaniya i yuridicheskikh klinik v RF. URL: http://www.lawacademy.ru/docs/nid/Konf_koncept_20i4.pdf.
8. Kulakova V. Yu., Markova T. Yu., Samsonova M. V. Yuridicheskie kliniki v Rossii: sostoyanie i perspektivy razvitiya // Yuridicheskoe obrazovanie i nauka. 2014. № 2. S. 8-11.
9. Latushkin, M. A. Formirovanie professional'noy kompetentnosti yurista v yuridicheskoy klinike vuza / / Pravo i obrazovanie. 2011. № 1. S. 43-47.
10. Murzina A. V. Vliyanie raboty v yuridicheskoy klinike na kachestvo znaniy studentov v pedagogicheskom vuze // Klinicheskoe yuridicheskoe obrazovanie : mat-ly seminara dlya prepodavateley. SPb., 14-18 dek. 2000 g. SPb., 2000. S. 82.
11. Professional'nye navyki yurista : ucheb. posobie dlya akademicheskogo bakalavriata / pod red. T. Yu. Markovoy, M. V. Samsonovoy. M. : Yurayt, 2016.
12. St. 23 Federal'nogo zakona «O besplatnoy yuridicheskoy pomoshchi v Rossiyskoy Federatsii» ot 21.11.2011 № 324-FZ // Rossiyskaya gazeta. 2011. № 263. 23 noyab.
13. Trofimov M. Yuridicheskaya klinika: istoriya i razvitie termina. URL: http: //www.law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1129111.
14. Khudoykina T. V., Evteeva S. G. Besplatnaya kvalifitsirovannaya yuridicheskaya pomoshch' v Rossii: teoreticheskie i prakticheskie problemy // Zhurn. Sibir. fed. un-ta. Ser. Gum. nauki. 2013. T. 6. № 14. S. 11-17.
15. Chervyakovskiy A. V. Pechatnoe i elektronnoe ofitsial'noe opublikovanie normativnykh pravo vykh aktov // Sovremennoe pravo. 2011.№ 3. S. 8-11.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. О. В. Заславская.