INTEGRATION OF EDUCATION. 2014, No. 1 УДК 371.2:001.895:34-057.875
юридическая клиника как инновационная форма обучения студентов-юристов
Т. В. Худойкина
(Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева)
Рассматривается процесс модернизации юридического образования в современной России, ставящий акцент на развитие практической подготовки будущих юристов, в которой большую роль играет клиническое обучение. Определяется значение юридической клиники как организационной структуры и специальной учебной программы; исследуются направления ее деятельности, анализируется роль юридической клиники в вузе, определяется ее значение для студентов, преподавателей, клиентов. Раскрываются содержание и программа клинического юридического обучения. Формируются рамки инновационной (клинической) программы, включающие общие и специальные учебные курсы.
Ключевые слова: клиника; клиническое юридическое обучение; студенты; практические навыки; клиенты; консультирование; составление документов.
A law clinic as an innovative method OF TEACHING LAW STUDENTS
T. V. Khudoykina (OgarevMordovia State University)
The paper discusses the process of the modernization of Russian legal education, in which a special focus is on practical training of future lawyers; an important role in this process belongs to clinical teaching. There determined the value of a legal clinic as an organizational structure and a special training program. The integration of these values allows identifying the nature of the legal clinic as an innovative method for training law students; the essence of the method is to develop the students’ professional competences through dealing with “real” cases and solving real problems. The paper describes the content and programme of clinical legal education, presents an innovative (clinical) curriculum, including general and special training courses, areas of the legal clinic activity and rules for the legal work of students under the guidance of teachers to provide free legal services for low-income and underprivileged citizens. The author elaborates on possible offsite trips for the purpose of providing free legal aid and legal public awareness (the reception of citizens in the offices of government and municipal institutions, legal assistance to non-government organizations, thematic seminars, walk-in days, visits to the regions of the Republic, etc.). The author further analyses the role of the legal clinic at higher institutions and its value for students, teachers and clients.
Keywords: clinical; clinical legal education; students; practical skills; clients; advising; drafting documents.
Термин «юридическая клиника» используется сегодня в двух значениях: 1) как организационная структура; 2) как специальная учебная программа.
В первом значении юридическая клиника представляет собой структурное подразделение, в котором студенты вырабатывают практические навыки, т. е. клиникой называется место, где студент может практически применить свои знания. В такой организации будущие юристы учатся правильно опрашивать клиентов, квалифицированно их консультировать, технически точно составлять исковые заявления и другие юридические документы, разрешать сложные этико-профессиональные проблемы и т. д.
Во втором значении юридическая клиника понимается как клиническая учебная программа, а именно образовательная программа профессиональной подготовки социально ориентированных юристов. В этом плане можно применять такие категории, как клиническое юридическое образование, клиническое юридическое обучение, которое реализуется на базе юридических клиник как структурных подразделений, создающихся при высших учебных заведениях или общественных организациях, где студенты под руководством преподавателей бесплатно оказывают юридическую помощь малоимущим и другим социально слабозащищенным гражданам.
© Худойкина Т. В., 2014 19
В идеале оба этих значения должны определять сущность юридической клиники как инновационной формы обучения студентов-юристов, представляющей собой организационную структуру, осуществляющую клиническое юридическое обучение, которое позволяет учащимся приобретать практические (профессиональные) навыки на «живых» делах и реальных проблемах.
С 20-30-х гг. XX в. идея организации клиник начала усиленно обсуждаться в США и частично вводиться в практику. Сегодня юридические клиники есть практически во всех юридических вузах Америки, причем они являются немаловажным условием их аккредитации.
В середине 90-х гг. XX в. юридические клиники стали появляться в европейских странах. В России первая клиника открылась в 1995 г. в Петрозаводском государственном университете, а к настоящему времени они созданы уже во многих вузах, осуществляющих подготовку студентов-юристов. Многие российские клиники возникли при поддержке Американской ассоциации юристов и различных фондов (Фонда Форда, Фонда Сороса. Фонда «Евразия», Российского фонда правовых реформ и др.). Так, за счет гранта, выделенного Фондом «Евразия», при финансовой поддержке Агентства международного развития США в Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева в 2000 г. также была организована юридическая клиника. С 1 июня 2001 г., после реализации проекта, она приобрела статус структурного подразделения юридического факультета, а с 1 марта 2004 г. университет на основании Приказа Минобразования России № 944 [2] был включен в Перечень вузов, осуществляющих подготовку юридических кадров, на базе которых предусмотрено открытие правовых консультаций (правовых клиник) для населения. Данный перечень был утвержден Приказом Министерства образования Российской Федерации № 433 от 30 сентября 1999 г. [3].
Клиническое обучение является серьезным дополнением стандартного юридического образования, способствует при-
обретению практического опыта студентами. Так, студенты работают в клинике уже в качестве юристов: самостоятельно принимают и опрашивают граждан, готовят консультации, составляют различные правовые документы, обращаются в муниципальные органы. Меняется сам вектор обучения: от теоретического обсуждения чужого практического опыта (чем насыщены традиционные занятия) и наблюдения за работой специалистов-практиков, как, например, в процессе ознакомительной практики либо помощи в их работе, что делается на производственной практике, до полноценной самостоятельной работы. Однако всегда следует помнить, что юридическая клиника не является студенческим консультационным бюро, так как в ней работают и преподаватели, наблюдающие за работой студентов-юристов. Они проводят с ними практические (групповые и индивидуальные) занятия, проверяют качество подготовленных консультаций, документов и т. п.
Схема функционирования любой юридической клиники обычно одинакова: обучение и практическая деятельность. Работа юридической клиники Мордовского государственного университета осуществляется по двум направлениям: 1) клиническое обучение; 2) оказание правовой помощи населению республики.
В рамках инновационной (клинической) программы в течение всего учебного года проводятся практические занятия, на которых применяются интерактивные методы обучения, такие как мозговой штурм, ролевая игра, разбор фабул, работа в малых группах, анализ дела, тренинг и др. Обучение в клинике направлено на выработку не только профессиональных, но и коммуникативных навыков (овладение коммуникативно-речевой стратегией и тактикой [4]). Программа включает общие клинические («Введение в клиническое обучение»; «Правила работы в юридической клинике»; «Делопроизводство»; «Интервьюирование клиента (первичный прием и опрос)»; «Анализ дела и выработка позиции по делу»; «Юридическое консультирование»; «Профессиональная этика и профессиональная техника без-
опасности»; «Подготовка юридических документов») и специальные клинические учебные курсы: «Составление исковых заявлений»; «Особенности составления трудовых и гражданско-правовых договоров»; «Проблемы защиты прав потребителей» и др.
Основное же приобретение практических навыков происходит в процессе работы по «живым» делам. Юридическая помощь - это всегда адресное правовое содействие, поскольку оно ориентировано на конкретного субъекта и конкурентную проблемную правовую ситуацию [1, с.7]. Данный процесс начинается с интервьюирования клиента и заканчивается консультированием либо составлением юридических документов. Студент самостоятельно выполняет все действия юриста, однако правовая помощь населению оказывается ими под контролем преподавателей. В большинстве случаев преподаватель-куратор не вмешивается в контакт студента с клиентом.
Работа студентов-клиницистов по конкретному делу контролируется преподавателями с учетом отраслевой принадлежности рассматриваемых правоотношений. Студент обязан предоставить преподавателю полученные результаты по делу, согласовать содержание консультаций, проектов юридических документов. Поэтому, в конечном итоге, такая бесплатная юридическая помощь, оказываемая гражданам, становится квалифицированной [5].
Итак, сами методы работы в юридической клинике обеспечивают качественную помощь обратившимся за счет обучения студентов по специальной учебной программе, совместной работы клиницистов в парах и малых группах, неоднократной проверки деятельности студентов куратором, достаточного времени для подготовки консультации или юридического документа, возможности обращения за помощью к практикам, обязательной проверки подготовленных ответов преподавателями.
Студенты могут оказывать следующие виды бесплатных юридических услуг: устные и письменные юридические
консультации, составление документов (писем, справок, ходатайств, договоров, учредительных документов), составление исковых заявлений, кассационных жалоб, встречных исков, претензий, правовое информирование граждан.
Работа с клиентами проводится непосредственно в приемной юридической клиники. В выездном формате организация работы может осуществляться с целью оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения. В частности, юридической клиникой МГУ им. Н. П. Огарева проводились следующие выездные мероприятия: 1) студенты дежурили в региональной общественной приемной Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе и в Прокуратуре Ленинского района г. Саранска, вели прием граждан вместе с заместителем прокурора; 2) осуществлялся прием граждан в муниципальном учреждении «Многофункциональный центр» г. о. Саранск (был заключен договор на проведение практики студентов-клини-цистов по оказанию правовых консультаций малоимущим и другим социально незащищенным категориям населения Республики Мордовия); 3) проводились выездные семинары по правам и льготам инвалидов в различных сферах (социальной, трудовой, медицинской, жилищной, налоговой и др.) на базе Мордовской республиканской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» (студенты-клиницисты выступали с докладами по определенным темам, отвечали на вопросы и распространяли среди участников подготовленные памятки по правам и льготам инвалидов); 4) работали в приемной Общественной палаты Республики Мордовия (прием граждан, экспертиза нормативных правовых актов); 5) оказывалась помощь Мордовской республиканской общественной организации «Комитет солдатских матерей» (выездная проверка подготовленных ими исковых заявлений, проводилось правовое информирование); 6) с 2008 г. проводились выездные мероприятия в районах Республики Мордовия, оказывались бес-
платные юридические услуги, осуществлялось правовое информирование, позже отправлялись подготовленные ответы на заданные вопросы по почте; 7) совместно с Мордовским отделением Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» проводились дни открытых дверей; 8) организовывались консультации по вопросам защиты прав потребителей совместно с сотрудниками Роспотребнадзора; 9) проводились тематические семинары на разных факультетах МГУ им. Н. П. Огарева по актуальным правовым вопросам для студентов неюридических специальностей и направлений подготовки. Это еще одна из эффективных технологий обучения. Такие виды работы позволяют, с одной стороны, осуществлять правовое просвещение среди студентов неюридических факультетов, доступным способом рассказывать об интересных юридических вопросах, давать рекомендации по тем или иным правовым проблемам, а с другой - студенты-клиницисты в процессе подготовки материала для проведения семинаров совершенствуют свои знания в той или иной отрасли права.
Пользу от создания юридической клиники получают все стороны, задействованные в процессе ее работы.
1. Вуз. Клиника, осуществляя правовое просвещение, оказывая бесплатную юридическую помощь, участвуя в решении общественных проблем, что является миссией юридического факультета, выполняет социальную роль и помогает университету занять достойное место в регионе. Обеспечивая связь студентов под руководством преподавателей с населением, юридическая клиника своей каждодневной ответственной работой формирует общественное мнение о юридическом факультете, об университете в целом. Качественно данная консультация, правильно оказанная правовая услуга дают основания клиенту повторно обратиться в юридическую клинику (часто граждане спрашивают того же студента как «своего адвоката»). Надеемся, что наши выпускники (студенты-клиницисты) будут и в будущем более внимательно
относиться к малоимущим гражданам, так как юридическая клиника играет значительную роль в подготовке именно социально ориентированного юриста.
Важна не только позитивная оценка социальной роли учебного заведения. На рынке образовательных услуг возможность получения клинического юридического образования является конкурентным преимуществом, что способствует привлечению абитуриентов. Как показывает практика, выпускники юридической клиники демонстрируют работодателям свою профессиональную подготовку, что способствует их трудоустройству, а это тоже важно для авторитета вуза.
Наконец, если вузы хотят пройти государственную аккредитацию, получить федеральное бюджетное финансирование, достойно представить себя на международном уровне, то применение практи-ко-ориентированных (инновационных) форм обучения должно стать обязательным требованием к учебному процессу.
2. Студенты. Клиническое юридическое обучение помогает вырабатывать корпоративную культуру, культуру общения между студентами, преподавателями и клиентами; развивает такие качества, как социальная активность, дисциплинированность, ответственность за порученное дело, пунктуальность, профессионализм и практические навыки (опрос клиента, консультирование, подготовка юридического документа, глубокое изучение дела, его анализ, выработка позиции по делу и т. п.). Студенты вовлекаются в реальную работу в роли консультанта, в работу с правоприменительными органами и правозащитными организациями, перенимают опыт специалистов. Известно, что профессиональные навыки можно приобрести только тогда, когда сам попробуешь что-то сделать. Справедливо изречение: «Скажи, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня (или сделай со мной), и я научусь».
3. Преподаватели. Преподаватели -участники клинической программы, готовясь к клиническим занятиям, изучая и применяя интерактивные методики обучения, начинают использовать их при
проведении академических дисциплин и в общем учебном процессе. Стремление студентов разобраться в правовых проблемах заставляет преподавателей более продуктивно проводить занятия. Таким образом, работа по клинической программе повышает качество юридического образования.
4. Клиенты. Конечно, деятельность юридической клиники направлена на реализацию, в первую очередь, учебных целей, поэтому студенты не обязаны принимать всех обращающихся. Данная структура не может решить все проблемы, связанные с оказанием бесплатных юридических услуг в городе или регионе, зато гарантирует качественную помощь своим клиентам. Клиентами в большинстве юридических клиник являются малоимущие граждане (чей доход ниже прожиточного минимума) и другие социально слабозащищенные категории населения (пенсионеры, инвалиды, безработные и др.), для которых юридическая клиника - единственно возможное средство доступа к правовой помощи.
Итак, клиническое юридическое обучение позволяет студентам научиться качественно и эффективно оказывать юридическую помощь: работать с клиентами, составлять необходимые документы и т. п. Повсеместно целью создания и функционирования юридических клиник должно быть повышение практического (профессионального) уровня юридического образования на основе специального обучения и оказания реальных правовых услуг населению на безвозмездной основе. Оказание будущими юристами правовых услуг, вовлечение их в работу, например, с правозащитными организациями (коллегиями адвокатов), предоставляет возможность совершенствовать свои знания и получать практические навыки во время обучения в вузе.
Следовательно, клиническое юридическое образование направлено на изменение самого вектора обучения. Этот
вектор, как правило, направлен от теории к практике, потому студент вынужден сначала осваивать теоретические положения, а уже затем осознавать, где они могут применяться. Работа в клинике ставит перед студентом жизненную ситуацию и предлагает ему ее решить, в процессе решения он сам начинает понимать, каких знаний оказывается недостаточно, и, как следствие, процесс клинического обучения начинает двигаться от практической работы к теоретическим основам, а потом наоборот, но уже на более высоком (качественном) уровне.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Панченко, В. Ю. О понятии юридической помощи / В. Ю. Панченко // Государство и право. -2012. - № 12. - С. 5-12.
2. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 1 марта 2004 г. № 994 «О дополнении Перечня вузов, осуществляющих подготовку юридических кадров, на базе которых предусмотрено открытие правовых консультаций («правовых клиник») для населения (первая очередь), утвержденного приказом Минобразования России от 30 сентября 1999 г. № 433» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
3. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 30 сентября 1999 г. № 433 «О правовых консультациях («правовых клиниках») для населения на базе вузов, осуществляющих подготовку юридических кадров» // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. - 1999. - № 11.
4. Усманова, Е. Ф. Специфика коммуникативного взаимодействия в профессиональной юридической деятельности / Е. Ф. Усманова, Г. В. Брыжинская // Практика коммуникативного поведения в социально-гуманитарных исследованиях : материалы IV междунар. на-уч.-практ. конф. 1-2 декабря 2013 года. - Прага, Vedecko vydavatelske centrum “Sociosfera-CZ”, 2013. - С. 37-42.
5. Худойкина, Т. В. Бесплатная квалифицированная юридическая помощь в России : теоретические и практические проблемы / Т. В. Худойкина, С. Г. Евтеева // Журн. Сибирского федерального университета. Сер. Гуманитарные науки. - 2013. -Т. 6, № 14. - С. 11-17.
Поступила 06.11.13.
Об авторе:
Худойкина Татьяна Викторовна, заведующий кафедрой правовых дисциплип ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева» (г. Саранск, Россия), доктор юридических паук, профессор, [email protected]
Для цитирования: Худойкипа, Т. В. Юридическая клиника как ипповациоппая форма обучения студентов-юристов / Т. В. Худойкипа // Интеграция образования. - 2014. - N° 1 (74). - С. 19-24.
REFERENCES
1. Panchenko V. Y. O ponyatii yuridicheskoy pomoshchi [On the concept of legal aid]. Gosudarstvo ipravo [State and law]. 2012, no. 12, pp. 5-12.
2. Prikaz Ministerstva obrazovaniya Rossiyskoy Federatsii ot 1 marta 2004 g. № 994 “O dopolnenii Perechnya vuzov, osushchestvlyayushchikh podgotovku yuridicheskikh kadrov, na baze kotorykh predusmotreno otkrytiye pravovykh konsultatsiy (“pravovykh klinik”) dlya naseleniya (pervaya ochered), utverzhdennogo prikazom Minobrazovaniya Rossii ot 30 sentyabrya 1999 g. № 433” [Ministry of Education of the Russian Federation Order dated March 1, 2004 No 994 “On addition to the list of law higher schools which provide legal advisory services (“law clinics”) for the public, approved by the Order of the Russian Ministry of Sept. 30, 1999 No 433”]. Legal-information web system “Consultant Plus”.
3. Prikaz Ministerstva obrazovaniya Rossiyskoy Federatsii ot 30 sentyabrya 1999 g. № 433 “O pravovykh konsultatsiyakh (“pravovykh klinikakh”) dlya naseleniya na baze vuzov, osushhestvlyajushchikh podgotovku yuridicheskikh kadrov” [Ministry of Education of the Russian Federation of September 30, 1999 No 433 “On legal advisory services (“legal clinics”) for the public on the basis of law higher schools”]. Byulleten Ministerstva obrazovanyija Rossiyskoy Federatsii [Bulletin of the Ministry of Education]. 1999, no 11.
4. Usmanova E. F., Bryzhinskaja G. V. Specifika kommunikativnogo vzaimodejstvija v professional’noj juridicheskoj dejatel’nosti [Specifics of communicative interaction in professional juridical work]. Praktika kommunikativnogo povedenija v social’no-gumanitarnyh issledovanijah: materialy VI mezhdunarodnoj nauch-no-prakticheskoj konferencii 1-2 dekabrja 2013 goda [Proceedings of 4th research and practice conference
“Communicative behavior practice in social and humanitarian researches”]. Praga, Vedecko vydavatelske centrum “Sociosfera-CZ”, 2013, pp. 37-42.
5. Khudoykina T. V, Yevteeva S. G. Besplatnaya kvalifitsirovannaya yuridicheskaya pomoshch v Rossii: teoreticheskiye i prakticheskiye problemy [Free qualified legal assistance in Russia: theoretical and practical problems]. Zhurnal Sibirskogo federa’nogo universiteta. Seriya "Gumanitarnye nauki" [Journal of Siberian Federal University. Series “Humanities”]. 2013, vol. 6, no. 14, pp. 11-17.
About the author:
Khudoykina Tatyana Victorovna, Head of Chair of Legal Disciplines, Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russia), Doctor of ledal sciences, Professor, [email protected]
For citation: Khudoykina T. V. Juridicheskaja klinika kak innovacionnaja forma obuchenija studentov-juristov [A law clinic as an innovative method of teaching law students]. Integracija obrazovanija [Integration of Education]. 2014, no. 1 (74), pp. 19-24.