Научная статья на тему '«Дистанционная» юридическая клиника как форма практико-ориентированного обучения в вузе'

«Дистанционная» юридическая клиника как форма практико-ориентированного обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
752
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционная юридическая клиника / практическая деятельность / профессиональные компетенции / контроль / юрист. / remote legal clinic / practical activities / professional competence / control / lawyer.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эктов Алексей Владимирович

В начале работы раскрывается актуальность обозначенной темы: недостаточный объем профессионально ориентированной деятельности, ослаблено внимание к деятельностному содержанию практики, недостаточная связь практической деятельности студентов с их академической подготовкой и др. Обозначен современный вектор движения проблемы практико-ориентированного обучения юристов, который крайне актуален в рамках дистанционного обучения и отражает запросы будующих работодателей. Специфика дистанционного обучения (самостоятельная форма работы) позволяет получить первичное освоение элементов профессиональной работы, формирование некоторых умений и компетенций юриста. С опорой на опыт предшественников автор статьи предлагается введение виртуальной (дистанционной) юридической клиники как обязательного образовательного компонента для всех бакалавров со второго года обучения (получающих образование в дистанционной форме). Также приведены различные взгляды на понятие и предназначение юридических клиник. Отмечается, что функционирование юридических клиник в вузе на основе электронных технологий не противоречит федеральному законодательству. Описываются технические аспекты выполнения дистанционной юридической клиникой ключевых функций. Предложено авторское видение основных компонентов (содержания) дистанционной юридической клиники в вузе. Представлены уже существующие в России дистанционные студенческие юридические консультации и их основные технологии взаимодействия с клиентом. Обозначена специфика начала обучения и основной алгоритм работы в дистанционной юридической клинике (трехуровневая система построения). Особое внимание уделяется развертыванию системы контроля в рамках дистанционной клиники (принципы, виды и пр.). Поэтапно представлен алгоритм работы клиники. В заключение учтены возможные опасности и представлены существующие проблемы современных дистанционных юридических клиник, решение которых позволит вывести данную форму обучения на более качественный уровень.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Эктов Алексей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«Remote» Legal Clinic as a Form of Practice-Focused Training in Higher Education Institution

In the beginig the work reveals the relevance of topics: insufficient volume of professionally oriented activities, weakened attention to the activity content of practice, lack of communication with practical activities of students with their academic preparation, etc. Here is marked a motion vector of problems in practice-oriented training for lawyers which is extremely relevant in the framework of distance learning and with the requests of future employers. The specificity of distance learning (independent form of work) allows you to get the initial development of the elements of professional work, the formation of some skills and competencies of a lawyer. The experience of predecessors was studied and basing on it the author of the article proposes the introduction of a virtual (distance) legal clinic as a mandatory educational component for all bachelors from the second year of study (receiving education in distance form). Various views on the concept and purpose of legal clinics are also given. It is noted that functioning of legal clinics in the University on the basis of electronic technologies does not contradict the Federal legislation. The technical aspects of the remote legal clinic performing key functions are described. The author's vision of the main components (content) of the distance legal clinic at the University is proposed. The article presents the existing remote student legal consultations in Russia and their main technologies of interaction with the client. The specificity of the beginning of training and the basic algorithm of work in a remote legal clinic (three-level system of construction) are presented. Particular attention is paid to the deployment of a control system within a remote clinic (principles, types, etc.). The algorithm of the clinic operation is presented in stages. In conclusion, possible dangers are taken into account and the existing problems of modern remote legal clinics are presented, the solution of which will allow us to bring this form of training to a higher level.

Текст научной работы на тему ««Дистанционная» юридическая клиника как форма практико-ориентированного обучения в вузе»

УДК 37.013.46

А. В. Эктов

https://orcid.org/0000-0001-5271-0424

«Дистанционная» юридическая клиника как форма практико-ориентированного обучения в вузе

В начале работы раскрывается актуальность обозначенной темы: недостаточный объем профессионально ориентированной деятельности, ослаблено внимание к деятельностному содержанию практики, недостаточная связь практической деятельности студентов с их академической подготовкой и др. Обозначен современный вектор движения проблемы практико-ориентированного обучения юристов, который крайне актуален в рамках дистанционного обучения и отражает запросы будующих работодателей. Специфика дистанционного обучения (самостоятельная форма работы) позволяет получить первичное освоение элементов профессиональной работы, формирование некоторых умений и компетенций юриста. С опорой на опыт предшественников автор статьи предлагается введение виртуальной (дистанционной) юридической клиники как обязательного образовательного компонента для всех бакалавров со второго года обучения (получающих образование в дистанционной форме). Также приведены различные взгляды на понятие и предназначение юридических клиник. Отмечается, что функционирование юридических клиник в вузе на основе электронных технологий не противоречит федеральному законодательству. Описываются технические аспекты выполнения дистанционной юридической клиникой ключевых функций. Предложено авторское видение основных компонентов (содержания) дистанционной юридической клиники в вузе. Представлены уже существующие в России дистанционные студенческие юридические консультации и их основные технологии взаимодействия с клиентом. Обозначена специфика начала обучения и основной алгоритм работы в дистанционной юридической клинике (трехуровневая система построения). Особое внимание уделяется развертыванию системы контроля в рамках дистанционной клиники (принципы, виды и пр.). Поэтапно представлен алгоритм работы клиники. В заключение учтены возможные опасности и представлены существующие проблемы современных дистанционных юридических клиник, решение которых позволит вывести данную форму обучения на более качественный уровень.

Ключевые слова: дистанционная юридическая клиника, практическая деятельность, профессиональные компетенции, контроль, юрист.

A. V. Ektov

«Remote» Legal Clinic as a Form of Practice-Focused Training in Higher Education Institution

In the beginig the work reveals the relevance of topics: insufficient volume of professionally oriented activities, weakened attention to the activity content of practice, lack of communication with practical activities of students with their academic preparation, etc. Here is marked a motion vector of problems in practice-oriented training for lawyers which is extremely relevant in the framework of distance learning and with the requests of future employers. The specificity of distance learning (independent form of work) allows you to get the initial development of the elements of professional work, the formation of some skills and competencies of a lawyer. The experience of predecessors was studied and basing on it the author of the article proposes the introduction of a virtual (distance) legal clinic as a mandatory educational component for all bachelors from the second year of study (receiving education in distance form). Various views on the concept and purpose of legal clinics are also given. It is noted that functioning of legal clinics in the University on the basis of electronic technologies does not contradict the Federal legislation. The technical aspects of the remote legal clinic performing key functions are described. The author's vision of the main components (content) of the distance legal clinic at the University is proposed. The article presents the existing remote student legal consultations in Russia and their main technologies of interaction with the client. The specificity of the beginning of training and the basic algorithm of work in a remote legal clinic (three-level system of construction) are presented. Particular attention is paid to the deployment of a control system within a remote clinic (principles, types, etc.). The algorithm of the clinic operation is presented in stages. In conclusion, possible dangers are taken into account and the existing problems of modern remote legal clinics are presented, the solution of which will allow us to bring this form of training to a higher level.

Keywords: remote legal clinic, practical activities, professional competence, control, lawyer.

Проблема практико-ориентированного обучения в том виде, в котором она сейчас актуализируется, весьма сложна. В самом общем плане ее

обеспечение находится в плоскости процесса движения (если брать такой критерий, как организационные формы) от традиционной, лекционно-

© Эктов А. В., 2018

практической, схемы к индивидуальной. Если же рассматривать такой критерий различия видов обучения, как характер педагогического взаимодействия, то это движение от авторитарного к личностно-ориентированному [6, с. 34].

Одной из основных проблем современного дистанционного юридического образования в Российской Федерации является недостаточная подготовка выпускников бакалавриата к самостоятельной практической деятельности. Общепризнанной причиной выступает недостаточный объем профессионально ориентированной деятельности, которая будущим юристам может быть доступна в процессе дистанционного обучения в вузе. Также ослаблено внимание к деятельност-ному содержанию практики, качеству ее психолого-педагогического сопровождения, связи практической деятельности студентов с их академической подготовкой - то есть всему тому, что непосредственно способствует становлению профессионально важных личностных качеств будущего юриста и формированию у него компетенций.

В свою очередь, основным запросом работодателей, в том числе и зарубежных, является формирование у выпускников готовности к самостоятельному решению вопросов и задач правового характера в различных отраслях экономики и профессиональной деятельности. На это также ориентируют ФГОС ВО, согласно которым в вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения, развивающих навыки консультационной работы, принятия решений, межличностной коммуникации, лидерские и другие необходимые юристу личностные и профессиональные качества [11, с. 125].

Кроме того, важно учитывать, что основным методом обучения студентов навыкам практической работы в условиях дистанционного образования является систематическая самостоятельная работа под руководством преподавателей-кураторов (тьюторов) [2, с. 57]. На занятиях в дистанционной форме возможна лишь демонстрация навыков, знакомство и первичное освоение элементов профессиональной работы, формирование некоторых умений и компетенций. Одно из возможных решений обозначенной проблемы - создание в вузах дистанционных юридических клиник и организация на их базе обучения студентов, а также использование принципов и методов юридического клинического (практического) обучения при преподавании основных дисциплин [15, с. 91].

Сегодня юридические клиники стали распространенным явлением и в зарубежных странах, и в России. Их эффективность в подготовке юристов подтверждена опытом в ведущих отечественных юридических вузах на протяжении более двух десятилетий [10, с. 14]. В научном и профессиональном сообществе (на многочисленных конференциях, «круглых столах», семинарах) высказываются различные взгляды по поводу понятия и предназначения юридических клиник. Стоит согласиться с мнением авторов учебно-практического пособия «Юридическая клиника и современное юридическое образование в России», которые считают, что создание и функционирование юридической клиники - это стратегическая задача «любого юридического высшего учебного заведения, находящегося в настоящее время в рамках постоянной конкурентной "борьбы" за абитуриентов в связи с перенасыщенностью не только рынка юридических услуг, но и рынка по предоставлению юридического образования в целом по стране» [19, с. 4].

Работа в клинике ставит перед студентом реальную жизненную ситуацию, решая которую студент начинает понимать, каких знаний ему недостаточно, и обращается к теоретическим основам, а затем опять возвращается к практической деятельности - уже на более высоком уровне [14, с. 18]. Следовательно, можно сделать вывод о том, что клиническое юридическое обучение помогает студенту самореализоваться, совершенствовать свои умения и знания, способствует развитию в нем деловых качеств, формирует нравственные и моральные устои, что в дальнейшем поможет ему качественно осуществлять свою профессиональную деятельность.

Стоить отметить, что функционирование юридических клиник на основе электронных технологий полностью отвечает требованиям современного федерального законодательства: «В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается замена специально оборудованных помещений их виртуальными аналогами, позволяющими обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью» [9, ст. 7.1.3.].

Следует подчеркнуть, что работа дистанционной юридической клиники также должна строиться с учетом указанных выше функций. И? в свою очередь, дистанционную работу юридической клиники можно определить как консультирование и правовое информирование граждан (и прочие

формы взаимодействия), осуществляемые без непосредственной встречи с ними, с использованием интернета. При этом технически дистанционная работа может осуществляться, в частности, 1) путем обмена электронными сообщениями с гражданином по электронной почте; 2) через виртуальную приемную - интернет-страницу, содержащую форму, заполнение которой гражданином позволяет ему отправить в юридическую клинику электронное обращение, в том числе по вопросу оказания бесплатной юридической помощи, и/или интернет-страницу, на которой публикуются ответы на обращение граждан; 3) смешанным путем (например, обращение может поступать через виртуальную приемную, а ответ направляться по электронной почте) и др. При этом ряд вузов России уже успешно реализует данную возможность. Так, в 2012 г. Омский государственный университет одним из первых среди вузов России организовал работу находящейся на его базе юридической клиники в режиме онлайн. Каждый желающий может обратиться за консультацией посредством программы <^куре», а также направить обращение на электронную почту. На сайте Иркутского государственного университета также можно получить виртуальную юридическую консультацию. Для того чтобы задать вопрос, гражданину необходимо кратко обозначить тему обращения (к примеру, «продажа квартиры», «вступление в наследство»), а также указать полное имя (включая фамилию, собственное имя и отчество), в 3-4 предложениях максимально полно сформулировать свой вопрос, а также предоставить информацию о своей электронной почте. Обращение рассматривается в течение 7-14 дней, а затем вопрос и ответ на него публикуются на сайте в разделе «Ответы консультантов». Юридические клиники, созданные на базе московских вузов, осуществляют онлайн-консультирование через популярную социальную сеть «Вконтакте - https://vk.com» [8, с. 103]. Этот выбор был обусловлен тем, что большинство социальных сетей располагает удобным и достаточно ненавязчивым сервисом оповещения пользователей о поступивших ответах на их сообщения, что облегчает гражданам поиск ответа на вопрос.

Практика появления и развития первых студенческих юридических клиник, основанных на ИКТ, и осуществления ими основной деятельности в online-режиме показывает, что наличие в вузах таких служб интенсифицировало процесс обращения граждан к студентам-юристам, а также существенно улучшило навыки будущих специа-

листов в дистанционном консультировании [12, с. 131]. Однако заметим, что дистанционные студенческие юридические клиники в большей степени используют правовые проблемы клиентов, в первую очередь, как учебный материал и лишь затем как возможность при решении учебных проблем попутно помочь обратившемуся за помощью клиенту, используя полученные в процессе обучения знания, что, в конечном итоге, формирует практические навыки, то есть компетенции обучающихся в правильном разрешении юридических коллизий [7, с. 156].

Специфика работы юридической клиники такова, что началу практической работы Дистанционной юридической клинике обязательно должен предшествовать организационно-обучающий этап, на котором определяется состав функциональной подгруппы Дистанционной юридической клиники, выбирается (назначается) координатор-консультант, студенты-консультанты знакомятся с особенностями работы в Дистанционной юридической клинике, правилами взаимодействия участников, получают ответы на возникающие в ходе обучения вопросы.

Высокая эффективность дистанционной работы юридической клиники, как показывает опыт, может быть достигнута с использованием трехуровневой системы построения дистанционной юридической клиники. Структура дистанционной клиники определяется целями, достижение которых должно осуществляться в рамках работы юридической клиники: обеспечение учебного процесса в соответствии с учебным планом (то есть обучение студентов) и обеспечение надлежащего качества работы дистанционной приемной (то есть обеспечение качественной юридической помощи). В то же время структура дистанционной клиники должна характеризоваться гибкостью и вариативностью, учитывать конкретные обстоятельства, в которых осуществляется работа юридической клиники: особенности учебного плана в текущем семестре, количественного и качественного состава участников дистанционной клиники и т. п. Участниками дистанционной клиники являются заявители, студенты-консультанты, консультант-координатор, преподаватель-

координатор (куратор дистанционной юридической клиники). На первом уровне осуществляется непосредственное консультирование и правовое информирование, когда задействованы студенты-консультанты дистанционной клиники. Второй и третий уровни представляют собой уровни внеш-

него контроля и управления дистанционной работой.

При этом в основу системы контроля дистанционной работы целесообразно заложить ряд принципов контроля качества оказания бесплатной юридической помощи, которые должны определять общую направленность и характер мер, принимаемых в клинике в целях контроля дистанционной работы [16, с. 148]. Принцип образовательной направленности контроля, по нашему мнению, означает, что контроль дистанционной работы осуществляется не только в целях обеспечения качества оказания бесплатной юридической помощи, но также в целях развития у практиканта профессиональных и общекультурных компетенций в соответствии с рабочей программой, регламентирующей порядок и сроки прохождения практики в юридической клинике. Принцип патронажа практиканта содержит в себе не только контролирующую, но и педагогическую составляющую, суть которой заключается в том, что практикант сам готовит ответ на обращение гражданина, а субъекты контроля (иные, чем практикант) направляют его внимание на те юридические нюансы обращения, которые необходимо исследовать и проработать, и на те личностные особенности практиканта, над которыми ему целесообразно поработать в целях профессионального совершенствования. Реализация принципа патронажа практиканта, во-первых, позволяет ему погрузиться в профессиональную деятельность и приобрести первоначальные навыки, необходимые юристу. Во-вторых, - в той или иной мере контролировать содержание опыта, усваиваемого практикантом, и определять, получение какого опыта ему требуется для лучшего профессионального развития. Последнее из упомянутых достоинств имеет существенное значение для формирования положительного отношения практиканта к будущей профессии [1, с. 54].

Поскольку один человек не может иметь специальных знаний во всех отраслях права, целесообразно привлекать к работе в юридических клиниках несколько специалистов, контролирующих дистанционную работу по вопросам, относящимся к областям их знаний.

Исходя из существующей практики, возможно выделить пять основных видов контроля в условиях дистанционной юридической клинике вуза [4, с. 76]:

1. Контроль допустимости оказания бесплатной юридической помощи гражданину, обратившемуся в виртуальную приемную.

2. Контроль хода работы над рассмотрением обращения: предварительная проверка соответствия профиля знаний специалиста, назначаемого для патронажа хода работы практиканта, который осуществляет работу над рассмотрением конкретного обращения, специфике вопросов, указанных в обращении; текущая проверка правильности понимания практикантом сути принятого обращения; текущая проверка правильности направления поиска правовой информации, избранного практикантом.

3. Контроль соблюдения практикантом сроков подготовки ответа на обращение гражданина, установленных в юридической клинике.

4. Контроль качества подготовленного практикантом ответа на обращение гражданина (до правового консультирования): проверка правильности, юридической обоснованности и полноты ответа; проверка логичности и простоты изложения ответа; проверка правильности указания реквизитов нормативно-правовых актов и иных документов, которые используются для обоснования ответа; проверка соблюдения норм профессиональной этики в тексте ответа; проверка ответа на соответствие правилам русского языка.

5. Контроль качества правового консультирования практикантом гражданина: проверка и изучение электронной переписки между практикантом и гражданином. Осуществление этого вида контроля целесообразно проводить только в том случае, если программное обеспечение, установленное на компьютерах, или возможности интернет-сайта, посредством которого происходит контакт клиники с гражданином, позволяют 1) обмениваться с ним электронными сообщениями в режиме реального времени; 2) фиксировать содержание электронных сообщений, которыми обменивались практикант и гражданин в ходе правового консультирования.

При этом необходимо подчеркнуть, что непосредственная подготовка ответа на вопрос является обязанностью самого консультанта, иные лица лишь контролируют качество ответа, посредством методической и организационной поддержки помогая консультанту приобрести необходимые навыки оказания бесплатной юридической помощи [5, с. 40]. Цепочка взаимодействий участников дистанционной юридической клиники запускается в момент получения вопроса заявителя. Вопрос должен поступать, прежде всего, куратору дистанционной юридической клиники для оценки его соответствия критериям приемлемости и определения возможности дальнейшей работы по

данному вопросу [3, с. 293].

После оценки приемлемости вопроса куратор направляет вопрос с соответствующим примечанием консультанту-координатору, который либо распределяет данный вопрос среди студентов-консультантов для подготовки ответа, либо отправляет вопрос в архив. Заявителю вопроса высылается соответствующее уведомление.

Если вопрос характеризуется повышенной сложностью, его можно направить одновременно нескольким студентам-консультантам. Таким образом, студенты будут учиться работать в команде, развивая коммуникативные компетенции, что крайне важно для дистанционной формы образования [13, с 125].

Подготовленный первоначальный вариант ответа направляется для первичного контроля на второй уровень дистанционной юридической клиники, например, консультанту-координатору. В случае некорректности подготовленного первоначального варианта ответа он возвращается на первый уровень - студенту-консультанту для исправления отмеченных недостатков.

На основе доработанных и исправленных ответов консультант-координатор готовит итоговый ответ, направляемый на третий уровень - куратору дистанционной юридической клиники. Куратор осуществляет окончательную проверку качества подготовленного ответа, при необходимости возвращая ответ для доработки на второй уровень -консультанту-координатору. Окончательно сформированный ответ направляется консультантом-координатором заявителю.

С другой стороны, электронное обращение в дистанционную юридическую клинику влечет ряд проблем. Именно сложность дистанционного оказания юридической помощи является причиной неукоснительного соблюдения правила об изучении правоустанавливающих документов до принятия мер по разрешению проблемной ситуации. Нередко правовая неосведомленность граждан вызывает проблемы при постановке вопроса, что создает трудности у неопытного консультанта при понимании и, как следствие, разрешении казуса. Немаловажным является тот факт, что клинические занятия требуют известной теоретической подготовки, многие утверждают, что ведение их возможно лишь на последних курсах [17, с. 194]. Следует с этим не согласиться. Учебные планы подготовки бакалавров предусматривают изучение таких дисциплин, как гражданское право, уголовное право, административное право и ряда других дисциплин, которые наиболее важны в

практической деятельности юристов уже со второго курса [18, с. 42].

Специфика исключительно дистанционного общения с заявителем предполагает установление определенных требований также и к стилю, содержанию и структуре подготавливаемых ответов. Стиль и содержание ответа должны отличать полнота, точность, лаконичность, юридическая безупречность, безукоризненная грамотность, логичность и последовательность изложения. Стиль изложения можно охарактеризовать как «смягченный» официально-деловой. Ответ в рамках правового консультирования может быть условно разделен на следующие части: приветствие, краткий ответ на поставленный вопрос, юридическое обоснование ответа, развернутый ответ на вопрос, рекомендации по разрешению правовой проблемы. На начальных этапах бакалаврам будет крайне сложно придерживаться указанных норм.

Существует опасность, что основное внимание будет сосредоточено на становление нормативно-материальной базы клиник, регламентацию их внутреннего распорядка и процедурный аспект деятельности. Это отстраняет аспект мотивацион-ный, и обновленная форма учебной практики будущих юристов не становится созвучной идее формирования профессиональных компетенций, как достижения личностного образовательного результата [20, с. 284].

Таким образом, при опоре на современные образовательные технологии компетенции бакалавра, предусмотренные ФГОС ВПО, почти в полном объеме поддерживаются и развиваются в условиях дистанционной юридической клиники, которая выступает в качестве инновационной составляющей дистанционного образовательного пространства вуза, дополняющей традиционные образовательные технологии в способах формирования профессиональных компетенций у студентов-юристов.

Библиографический список

1. Абдалова, О. И. Использование технологий электронного обучения в учебном процессе [Текст] / О. И. Абдалова, О. Ю. Исакова // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2014. - № 12. - С. 50-55.

2. Демичев, А. А. Проблема использования методик дистанционного обучения в преподавании курса гражданского процессуального права [Текст] / А. А. Демичев // Юридическое образование и наука. -2007. - № 2. - С. 56-62.

3. Докучаева, И. М., Швецов, Н. М. Роль юридических клиник вузов в формировании профессиональных навыков будущего юриста [Текст] /

И. М. Докучаева, Н. М. Швецов // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 8. - С. 291-297.

4. Карандашов, И. И., Кузьменко, А. В. Специальная система контроля дистанционной работы с использованием сети Интернет в юридической клинике [Текст] / И. И. Карандашов, А. В. Кузьменко // Петербургский юрист. - 2015. - № 1. - С. 70-80.

5. Кузьменко, А. В. Особенности дистанционного оказания бесплатной юридической помощи [Текст] / А. В. Кузьменко // Бесплатная юридическая помощь: политика, практика, образование. Альманах экспертного сообщества / под ред. Е. Н. Доброхотовой [Препринт]. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2016. -С. 38-43.

6. Левитан, К. М. Юридическая педагогика [Текст] : учебник / К. М. Левитан. - М. : Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 432 с.

7. Мартынов, А. В. Правовые основы деятельности юридических клиник в современной России: исторические этапы, современное состояние и проблемные вопросы [Текст] / А. В. Мартынов // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. -

2015. - № 1. - С. 155-170.

8. Новикова, М. М. Электронное обеспечение работы юридических клиник как гарантия доступности предоставления бесплатной юридической помощи [Текст] / М. М. Новикова // Бесплатная юридическая помощь : законодательное регулирование и практика применения в Российской Федерации : материалы международной научно-практической конференции аспирантов, преподавателей, практических работников (Саратов, 29, 30 сентября 2015 г.). - Саратов : Саратовский источник, 2015. - С. 102-106.

9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 декабря 2016 г. № 1511 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата)» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] / Правовой сервер «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ сош_аос_ LAW_210 457/

10. Профессиональные навыки юриста [Текст] : учеб. пособие для академического бакалавриата / под ред. Т. Ю. Марковой, М. В. Самсоновой. - М. : Юрайт,

2016. - 317 с.

11. Самсонова, М. В. Формирование практических навыков при преподавании дисциплины «Гражданский процесс»: использование опыта юридических клиник [Текст] / М. В. Самсонова // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. - 2015. - № 9. - С. 122128.

12. Соколова, Н. В. Дистанционное оказание бесплатной юридической помощи силами студенческих юридических клиник: проблемы и пути решения [Текст] / Н. В. Соколова // Бесплатная юридическая помощь: законодательное регулирование и практика применения в Российской Федерации : материалы

международной научно-практической конференции аспирантов, преподавателей, практических работников, Саратов, 29-30 сентября 2015 г. - Саратов, 2015. -С. 128-131.

13. Счастливцев, А. Н. Юридическая клиника как форма адаптации выпускников к будущей профессиональной деятельности [Текст] / А. Н. Счастливцев // Механизм оказания бесплатной юридической помощи в Российской Федерации: состояние и перспективы развития : сборник научных трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции, Тамбов, 20 июня 2013 г. - Тамбов, 2014. - С. 125-128.

14. Эктов, А. В. К вопросу о практико-ориентированном дистанционном обучении в гуманитарном вузе [Текст] / А. В. Эктов // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 5. - С. 17-22.

15. Эктов, А. В. К вопросу оценки профессиональных компетенций бакалавров юриспруденции в условиях дистанционной формы обучения [Текст] /

A. В. Эктов // Педагогическое образование в России. -2017. - № 4. - С. 87-94.

16. Эктов, А. В. О возможности существования юридической клиники в условиях практико-ориентированного дистанционного обучения в вузе [Текст] / А. В. Эктов // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 6. - С. 146-151.

17. Эктов, А. В. Технологии практико-ориентированного дистанционного обучения юристов в вузе [Текст] / А. В. Эктов // Известия ТулГУ Педагогика. Вып. 1.Тула Изд-во Тул. - 2017. - С. 191-199.

18. Эктов, А. В. Формирование профессиональной компетентности бакалавров юридической специальности в условиях дистанционного обучения [Текст] / А. В. Эктов // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 3. - С. 38-43.

19. Юридическая клиника и современное юридическое образование в России [Текст] : учебно-практическое пособие / В. Р. Габрахманов,

B. Я. Григенча, С. Л. Дегтярев и др. ; отв. ред.

C. Л. Дегтярев. - М. : Волтерс Клувер, 2004. - 256 с.

20. Hoffman, T. The meanings of competency [Текст] / T. Hoffman // Journal of European Industrial Training. - 1999. - Vol. 23. - № 6. - P. 275-285.

Bibliograficheskij spisok

1. Abdalova, O. I. Ispol'zovanie tehnologij jelektron-nogo obuchenija v uchebnom processe [Tekst] / O. I. Abdalova, O. Ju. Isakova // Distancionnoe i virtu-al'noe obuchenie. - 2014. - № 12. - S. 50-55.

2. Demichev, A. A. Problema ispol'zovanija metodik distancionnogo obuchenija v prepodavanii kursa gra-zhdanskogo processual'nogo prava [Tekst] / A. A. Demichev // Juridicheskoe obrazovanie i nauka. -2007. - № 2. - S. 56-62.

3. Dokuchaeva, I. M., Shvecov, N. M. Rol' ju-ridicheskih klinik vuzov v formirovanii professional'nyh navykov budushhego jurista [Tekst] / I. M. Dokuchaeva, N. M. Shvecov // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. -2011. - № 8. - S. 291-297.

4. Karandashov, I. I., Kuz'menko, A. V. Special'naja sistema kontrolja distancionnoj raboty s ispol'zovaniem seti Internet v juridicheskoj klinike [Tekst] / I. I. Karandashov, A. V. Kuz'menko // Peterburgskij jurist. - 2015. - № 1. - S. 70-80.

5. Kuz'menko, A. V. Osobennosti distancionnogo oka-zanija besplatnoj juridicheskoj pomoshhi [Tekst] / A. V. Kuz'menko // Besplatnaja juridicheskaja pomoshh': politika, praktika, obrazovanie. Al'manah jekspertnogo soobshhestva / pod red. E. N. Dobrohotovoj [Preprint]. -SPb. : Izd-vo S.-Peterb. un-ta, 2016. - S. 38-43.

6. Levitan, K. M. Juridicheskaja pedagogika [Tekst] : uchebnik / K. M. Levitan. - M. : Norma: NIC INFRA-M, 2015. - 432 s.

7. Martynov, A. V. Pravovye osnovy dejatel'nosti ju-ridicheskih klinik v sovremennoj Rossii: istoricheskie jetapy, sovremennoe sostojanie i problemnye voprosy [Tekst] / A. V. Martynov // Vestnik Nizhegorodskogo uni-versiteta im. N. I. Lobachevskogo. - 2015. - № 1. -S. 155-170.

8. Novikova, M. M. Jelektronnoe obespechenie raboty juridicheskih klinik kak garantija dostupnosti pre-dostavlenija besplatnoj juridicheskoj pomoshhi [Tekst] / M. M. Novikova // Besplatnaja juridicheskaja pomoshh' : zakonodatel'noe regulirovanie i praktika primenenija v Rossijskoj Federacii : materialy mezhdunarodnoj nauch-no-prakticheskoj konferencii aspirantov, prepodavatelej, prakticheskih rabotnikov (Saratov, 29, 30 sentjabrja 2015 g.). - Saratov : Saratovskij istochnik, 2015. - S. 102-106.

9. Prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki RF ot 1 dekabrja 2016 g. № 1511 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovanija po napravleniju podgotovki 40.03.01 Juris-prudencija (uroven' bakalavriata)» (s izmenenijami i dopolnenijami) [Jelektronnyj resurs] / Pravovoj server «Konsul'tant Pljus». - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_ LAW_210 457/

10. Professional'nye navyki jurista [Tekst] : ucheb. posobie dlja akademicheskogo bakalavriata / pod red. T. Ju. Markovoj, M. V Samsonovoj. - M. : Jurajt, 2016. -317 s.

11. Samsonova, M. V. Formirovanie prakticheskih navykov pri prepodavanii discipliny «Grazhdanskij process»: ispol'zovanie opyta juridicheskih klinik [Tekst] / M. V. Samsonova // Vestnik Universiteta imeni O. E. Kutafina. - 2015. - № 9. - S. 122-128.

12. Sokolova, N. V Distancionnoe okazanie be-splatnoj juridicheskoj pomoshhi silami studencheskih juridicheskih klinik: problemy i puti reshenija [Tekst] / N. V. Sokolova // Besplatnaja juridicheskaja pomoshh': zakonodatel'noe regulirovanie i praktika primenenija v Rossijskoj Federacii : materialy mezhdunarodnoj nauch-no-prakticheskoj konferencii aspirantov, prepodavatelej, prakticheskih rabotnikov, Saratov, 29-30 sentjabrja 2015 g. - Saratov, 2015. - S. 128-131.

13. Schastlivcev, A. N. Juridicheskaja klinika kak forma adaptacii vypusknikov k budushhej professional'noj

dejatel'nosti [Tekst] / A. N. Schastlivcev // Mehanizm okazanija besplatnoj juridicheskoj pomoshhi v Rossijskoj Federacii: sostojanie i perspektivy razvitija : sbornik nauchnyh trudov po materialam Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Tambov, 20 ijunja 2013 g. -Tambov, 2014. - S. 125-128.

14. Jektov, A. V. K voprosu o praktiko-orientirovannom distancionnom obuchenii v gumanitar-nom vuze [Tekst] / A. V Jektov // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2016. - № 5. - S. 17-22.

15. Jektov, A. V. K voprosu ocenki professional'nyh kompetencij bakalavrov jurisprudencii v uslovijah distancionnoj formy obuchenija [Tekst] / A. V Jektov // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2017. - № 4. -S. 87-94.

16. Jektov, A. V O vozmozhnosti sushhestvovanija juridicheskoj kliniki v uslovijah praktiko-orientirovannogo distancionnogo obuchenija v vuze [Tekst] / A. V Jektov // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2016. - № 6. - S. 146-151.

17. Jektov, A. V. Tehnologii praktiko-orientirovannogo distancionnogo obuchenija juristov v vuze [Tekst] / A. V Jektov // Izvestija Tul-GU. Pedagogika. Vyp. 1Tula Izd-vo Tul. - 2017. -S. 191-199.

18. Jektov, A. V. Formirovanie professional'noj kom-petentnosti bakalavrov juridicheskoj special'nosti v uslovijah distancionnogo obuchenija [Tekst] / A. V. Jektov // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. -2016. - № 3. - S. 38-43.

19. Juridicheskaja klinika i sovremennoe ju-ridicheskoe obrazovanie v Rossii [Tekst] : uchebno-prakticheskoe posobie / V. R. Gabrahmanov, V Ja. Gri-gencha, S. L. Degtjarev i dr. ; otv. red. S. L. Degtjarev. -M. : Volters Kluver, 2004. - 256 s.

20. Hoffman, T. The meanings of competency [Tekst] / T. Hoffman // Journal of European Industrial Training. - 1999. - Vol. 23. - № 6. - P. 275-285.

Reference List

1. Abdalova O. I. Use of technologies of electronic training in educational process / O. I. Abdalova, O. Yu. Isakova // Distance and virtual learning. - 2014. -№ 12. - P. 50-55.

2. Demichev A. A. Problem of use of distance learning techniques in teaching a course of civil procedural law / A. A. Demichev // Legal education and science. -2007. - № 2. - P. 56-62.

3. Dokuchayeva I. M., Shvetsov N. M. Role of legal clinics of higher education institutions in formation of the future lawyer's professional skills / I. M. Dokuchayeva, N. M. Shvetsov // Siberian Pedagogical Magazine. -2011. - № 8. - P. 291-297.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Karandashov I. I., Kuzmenko A. V. The special control system of remote work with use of the Internet in legal clinic / I. I. Karandashov, A. V Kuzmenko // St. Petersburg lawyer. - 2015. - № 1. - P. 70-80.

5. Kuzmenko A. V. Features of remote rendering free legal aid / A. V Kuzmenko // Free legal aid: politician,

practician, education. The almanac of expert community / under the editorship of E. H. Dobrokhotova [Pre-print]. -SPb. : Saint-Petersburg Publishing House, 2016. -P. 38-43.

6. Levitan K. M. Legal pedagogics: textbook / K. M. Levitan. - M. : Norma: Research Center INFRA-M, 2015. - 432 p.

7. Martynov A. V. Legal bases of legal clinics activity in modern Russia: historical stages, current state and problematic issues / A. V Martynov // Bulletin of Nizhny Novgorod University named after N. I. Lobachevsky. -2015. - № 1. - P. 155-170.

8. Novikova M. M. Electronic support of operation of legal clinics as warranty of accessibility of provision of free legal aid / M. M. Novikova // Free legal aid: legislative regulation and practice of application in the Russian Federation: materials of the international scientific and practical conference of graduate students, teachers, practical workers (Saratov, 29, on September 30, 2015). - Saratov: Saratovsky Istochnik, 2015. - P. 102-106.

9. The Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of December 1, 2016 № 1511 «About the approval of the federal state educational standard of the higher education in the direction of preparation 40.03.01 Law (bachelor degree level)» (with changes and additions) [An electronic resource] / the Legal server of Konsultant Plus. - Access mode: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_ LAW_210 457/

10. Professional skills of the lawyer: manual for the academic bachelor degree / under the editorship of T. Yu. Markova, M. V. Samsonova. - M. : Yurait, 2016. - 317 p.

11. Samsonova M. V. Formation of practical skills when teaching discipline «Civil process»: use of experience of legal clinics / M. V. Samsonova // Bulletin of University named after O. E. Kutafin. - 2015. - № 9. -Page 122-128.

12. Sokolova N. V Distant rendering free legal aid by forces of student's legal clinics: problems and solutions / N. V. Sokolova // Free legal aid: legislative regulation and practice of application in the Russian Federation:

materials of the international scientific-practical conference of graduate students, teachers, practical workers, Saratov, on September 29-30, 2015 - Saratov, 2015. -P. 128-131.

13. Schastlivtsev A. N. Legal clinic as the form of graduates' adaptation to future professional activity / A. N. Schastlivtsev // Mechanism of rendering free legal aid in the Russian Federation: status and perspectives of development: the collection of scientific works on materials of the All-Russian scientific and practical conference, Tambov, on June 20, 2013 - Tambov, 2014. - P. 125-128.

14. Ektov A. V. To the question of the practice-oriented remote learning in liberal arts college / A. V. Ektov // Pedagogical Education in Russia. - 2016. -№ 5. - P. 17-22.

15. Ektov A. V. To the question of assessment of professional competences of bachelors in law in the conditions of remote form of education / A. V Ektov // Pedagogical Education in Russia. - 2017. - № 4. - P. 87-94.

16. Ektov A. V. On possibility of existence of legal clinic in the conditions of the practice-focused distance learning in higher education institution /A. V Ektov // Pedagogical Education in Russia. - 2016. - № 6. - Page 146-151.

17. Ektov A. V. Technologies of the practice-focused distance learning of lawyers in higher education institution / A. V. Ektov // Izvestiya TulSU. Pedagogics. Issue 1. Publishing House Tula. - 2017. - P. 191-199.

18. Ektov A. V Formation of professional competence of bachelors of legal specialty in the conditions of distance learning / A. V. Ektov // Pedagogical Education in Russia. - 2016. - № 3. - P. 38-43.

19. Legal clinic and modern legal education in Russia: educational and practical grant / V R. Gabrakhmanov, V. Ya. Grigencha, S. L. Degtyarev, etc.; editor-in-chief S. L. Degtyarev. - M. : Volters Kluver, 2004. - 256 p.

20. Hoffman T. The meanings of competency] / T. Hoffman // Journal of European Industrial Training. -1999. - Vol. 23. - № 6. - P. 275-285.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.