УДК 347.965.41
Н.Ю. Комлев
ЮРИДИЧЕСКАЯ КЛИНИКА В ВЕДОМСТВЕННОМ ВУЗЕ: ОПЫТ КАЗАНСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА
МВД РОССИИ
LEGAL CLINIC IN THE DEPARTMENTAL UNIVERSITY: THE EXPERIENCE OF KAZAN LAW INSTITUTE OF MIA OF RUSSIA
В статье раскрываются содержание, принципы, специфика, результаты деятельности юридической клиники в образовательной организации МВД России. Приводится авторское понимание термина «юридическая клиника». Показаны качественно-количественные характеристики и практическая ориентация деятельности юридической клиники на примере Казанского юридического института МВД России.
Ключевые слова: юридическая клиника, практическая направленность клинического метода, социально ориентированная миссия полиции, качественное юридическое образование.
The paper describes the content, principles, peculiarities and results of activities of legal clinics in the educational organization of the MIA of Russia. The author provides an understanding of the term «legal clinic». Qualitative and quantitative characteristics and practical orientation of activities of the legal clinic by the example of Kazan Law Institute MIA of Russia are shown.
Key words: legal clinic, practical clinical method, a socially-oriented mission of the police, high-quality legal education.
Современные реалии российского правотворчества и правоприменения требуют постоянного совершенствования отечественного юридического образования. Одним из эффективных способов консолидации юридических знаний в профессиональной подготовке специалистов, в частности полицейских кадров, выступает развитие практически ориентированного клинического образования и дальнейшая институционализация юридических клиник ведомственных вузов системы МВД России.
Впервые термин «юридическая клиника» употребил в 1855 году Дмитрий Иванович Мейер - известный российский юрист-цивилист, преподававший в Казанском и Санкт-Петербургском университетах. В работе «О значении практики в системе юридического образования» он писал, что «клиника сама по себе означает только применение знания к делу» [1]. Мейер обосновал необходимость учреждения юридических клиник для организации практики будущих юристов по аналогии с опытом медицинских факультетов. Первая юридическая клиника, которая называлась «юридической консультацией» была создана педагогом-новатором в Казанском университете в 1861 году, где студентам в ходе консультаций «всех желающих» был показан процесс применения зако-
нодательства на практике. В пользу закрепления правовых знаний в ходе реализации практически направленного клинического метода высказывались дореволюционные юристы: А. Люблинский, П. Казанский, Н. Дружинин, И. Иосилевич и многие другие [2, С. 257-262]. Окончательно термин «юридическая клиника» вошел в научный и учебный оборот в конце XIX века в связи с дискуссией о преподавании права в России. В зарубежном юридическом образовании первое упоминание термина «юридическая клиника» встречается в работах немецкого профессора Георга Фроммгольда в 1900 г. В 20-30-е годы XX века идея создания клиник активно обсуждалась в Западной Европе и США. С 60-х годов и по настоящее время в западных странах наблюдается бум в развитии клинического юридического образования, когда университеты, частные фонды и предприниматели активно стимулируют развитие юридических клиник.
Руководитель юридической клиники Академического правового института при ИГП РАН И.Н. Лукьянова отмечает в ретроспективном контексте, что современное российское юридическое клиническое образование институционализировалось лишь в середине 90-х годов прошлого столетия. В новой России по всей стране стали появ-
Комлев Николай Юрьевич, кандидат юридических наук, начальник кафедры гражданско-правовых дисциплин Казанского юридического института МВД России е-шак [email protected] © Комлев Н.Ю., 2017
Статья получена: 03.04.2017. Статья принята к публикации: 19.05.2017. Статья опубликована онлайн: 20.06.2017.
ВЕСТНИК
Казанского юридического института МВД России
№ 2(28)2017
ляться юридические клиники, в которых студенты обучались базовым навыкам юридической профессии и, как правило, закрепляли их, оказывая юридическую помощь малоимущим или социально уязвимым слоям населения [3, С. 9-11].
В системе ведомственного образования первые юридические клиники возникли в 90-е годы прошлого века и в нулевые годы наступившего столетия. Активная работа по организации деятельности юридических клиник ведется в Московском, Краснодарском и Санкт-Петербургском университетах МВД России, Волгоградской, Нижегородской академиях МВД России и других вузах. В 2011 году и в Казанском юридическом институте МВД России была создана юридическая клиника [4].
В настоящее время накоплен немалый опыт создания и функционирования юридических клиник, консультационных центров в ведомственных вузах МВД России. Он рассмотрен, в частности, в рамках Всероссийского экспертного семинара «Юридическая клиника как фактор повышения качества юридического образования» в Санкт-Петербургском университете МВД России в октябре 2014 года. В ходе семинара обсуждались актуальные вопросы: организация деятельности юридической клиники в ведомственном вузе; методы обучения курсантов практическим навыкам и контролю качества оказываемой юридической помощи; организация обучения и образовательные технологии, применяемые в юридических клиниках; совершенствование методического обеспечения юридических клиник; взаимодействие образовательных организаций высшего образования в области деятельности юридических клиник; взаимодействие образовательных организаций высшего образования с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и с органами местного самоуправления по вопросу оказания бесплатной юридической помощи отдельным категориям граждан; общественная оценка деятельности юридических вузов как фактор обеспечения качественного юридического образования.
Участники дискуссии высказались за развитие юридических клиник в вузах МВД, поскольку ведомственная специфика профессионального образования полицейских не является препятствием для развития клинического образования в области юриспруденции, и оно лишь способствует социально ориентированной полицейской деятельности.
Практический опыт работы юридических клиник обобщен в работах Н.Н. Ершова (Нижегородская академия МВД России), О.А. Малютиной [5] (Рязанский филиал Московского университета МВД Рос-
сии имени В.Я. Кикотя), в статье В.В.Семенова [6, С. 107-110] (Волгоградская академия МВД России), в научном издании Н.В. Котельникова, А.Н. Садкова [7, С. 62-66], а также ряде других публикаций.
В настоящее время правовое регулирование деятельности юридических клиник упорядочено действующим Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», который в ст. 22 предусмотрел, что юридические клиники могут оказывать бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме, в составлении заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера1. Вместе с тем «юридическая клиника» - все еще дискуссионное понятие. Так, в правовой литературе встречается неоднозначное понимание этого термина. Упомянутая выше И.Н. Лукьянова под юридической клиникой понимает структурное подразделение вуза, в котором студенты обучаются базовым навыкам юридической профессии и, как правило, закрепляют их, оказывая юридическую помощь малоимущим или социально уязвимым слоям населения [3, С. 9-11]. М.Ю. Осипов считает, что юридическая клиника - это социально-правовой институт, целью которого является оказание бесплатной юридической помощи и в рамках которого осуществляется обучение практическим навыкам работы юриста на базе знаний, полученных в юридическом вузе [8, С. 144-150]. Другие авторы указывают на то, что юридическая клиника - это средство, при помощи которого студенты могут понять свою будущую работу через опыт; юридическая клиника - дополнительная возможность получить практические навыки работы юриста, совершенствовать профессиональные знания [9, С. 47-52; 11]. Однако данные определения не в полном объеме отражают всю сущность и много-аспектность деятельности юридических клиник.
Исходя из обобщения научных публикаций в области клинического образования, опираясь на базовые положения юридической науки, действующее законодательство, а также с учетом полученного собственного опыта в рамках функционирования юридической клиники Казанского юридического института МВД России, считаем необходимым уточнить содержание этого широко обсуждаемого термина. Так, в практической работе юридической клиники наш коллектив опирается на основополагающие принципы и положения деятельности клиники, такие как: служение праву (законность); гуманизм (социальная справедливость); добросо-
1 О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-Ф3 (ред. от 28.11.2015) // Российская газета. 2011. № 263.
вестность; добровольность участия; профессионализм; конфиденциальность, погружение курсантов в конкретную правовую ситуацию или проблему; реализация учебы посредством активизаций знаний в форме консультирования клиентов, ориентация на практическое составление юридических документов и их научная экспертиза, компетент-ностный подход, поддержание социально ориентированной репутации ведомственного вуза и в целом системы МВД России.
Отсюда под конструкцией «юридическая клиника» следует понимать общественно полезную деятельность структурного подразделения вуза, направленную на безвозмездное оказание правовой помощи населению, формирование и развитие профессиональных компетенций, предусмотренных государственными образовательными стандартами у обучающихся, участвующих в оказании бесплатной юридической помощи, а также научное осмысление вопросов, с которыми обращаются граждане в юридическую клинику, формирование собственной позиции, выявление причин и условий возникновения той или иной проблемной правовой ситуации.
Юридическая клиника осуществляет свою деятельность на общественных началах, обеспечивая непосредственное сочетание теоретического и практического обучения курсантов по оказанию юридических услуг для приобретения обучающимися навыков правового информирования и консультирования граждан в целях обеспечения доступности правовой информации для малоимущих слоев населения, популяризации знаний о правах, свободах и обязанностях граждан, о порядке их осуществления и защиты, а также для формирования у курсантов твердых этических убеждений и понимания гуманности профессии юриста.
В настоящее время российское общество столкнулось с необходимостью изменения качества и содержания профессиональной подготовки курсантов юридических вузов системы МВД с целью повышения уровня их подготовки для практической социально ответственной деятельности, что предусмотрено ФЗ «О полиции»1. Данное обстоятельство обусловило потребность в преобразовании действовавшей ранее системы образования, характеризовавшейся преобладанием теоретико-абстрактного, академического обучения. В КЮИ МВД России акцент в образовании будущих полицейских заметно смещается в сторону развивающего, практико-ори-ентированного обучения, в качестве главной цели которого ставится развитие способностей и профессионального потенциала личности курсанта - буду-
щего юриста-практика в системе МВД России.
Достижению указанной цели способствует реализация следующих конкретных задач обучения:
1) приобретение и закрепление теоретических и практических знаний, умений, навыков, составляющих компетентностную основу профессиональной деятельности;
2) развитие способностей и профессионального потенциала курсанта, необходимых для эффективной реализации профессиональных задач;
3) формирование у курсантов основ профессионального мастерства, развитие общекультурных и профессиональных практически значимых компетенций, составляющих готовность к будущей профессиональной деятельности.
В качестве основной задачи юридической клиники в этом контексте следует выделить получение практического опыта применения знаний курсантами в ходе оказания безвозмездной юридической помощи гражданам в сфере гражданского, гражданско-процессуального, семейного, земельного, трудового и административного права.
Согласно Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. № 324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» в оказании бесплатной юридической помощи юридическими клиниками участвуют лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных организациях высшего образования, под контролем лиц, имеющих высшее юридическое образование, ответственных за обучение указанных лиц и деятельность юридической клиники в образовательной организации высшего образования2. После собеседования с психологами института к работе в юридической клинике Казанского юридического института МВД России привлекаются курсанты 3 курса в количестве 20 человек, показавшие хорошие и отличные теоретические знания в ходе обучения.
В течение 2010-2016 гг. курсанты оказывали юридическую помощь населению на территории института и в трех опорных пунктах охраны общественного порядка г. Казани по следующим адресам: ул. Магистральная, 35; ул. Отрадная, 32; ул. Бигичева, 24/45; ул. Горсоветская, 25а. За это время в Клинику обратилось более 700 человек, которые в ходе консультирования получили исчерпывающие ответы на интересующие их вопросы. Как видно на диаграмме, ежегодно за последние 5 лет количество обращающихся юридическую клинику института за безвозмездной правовой помощью постоянно увеличивается.
Согласно анализу результатов работы в 2016 и
2 О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-Ф3 (ред. от 19.12.2016) // Российская газета. 2011. № 28.
3 О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-Ф3 (ред. от 28.11.2015) // Российская газета. 2011. № 263.
ВЕСТНИК
Казанского юридического института МВД России
№ 2(28)2017
45 40 35 30 25 20 15 10 5 0
□ Магистральная, 35 ■ Бигичева, 24/45
□ Отрадная, 32
□ Горсоветская, 25а
2012 2013 2014 2015 2016
начале 2017 годов, было рассмотрено 236 обращений. По каждому из них даны исчерпывающие ответы. Так выглядит качественный анализ обращений граждан в юридическую клинику нашего института по вопросам, вызвавшим наибольший интерес:
1. Семейные споры - 30,5 %
2. Оформление сделок с недвижимостью - 23,7 %
3. Трудовые споры - 15,3 %
4. Жилищные споры - 14,4 %
5. Принятие наследства - 11,4 %
6. Защита прав потребителей - 3 %
7. Юридическая помощь по кредитам - 1,7 %
Приведем пример проблемы, с разрешением которой приходится сталкиваться нашим курсантам и преподавателям. В юридическую клинику обратилась гражданка Н., которая пояснила, что с 2013 года состояла в церковном браке с гражданином Г. Официально брак не был зарегистрирован, т.к. гр-ка Н., являясь вдовой героя России, получала ежемесячные выплаты, а при заключении нового брака утрачивала бы данное право. В 2015 году Н. и Г. приобрели трехкомнатную квартиру, оформив право собственности на последнего. В 2016 году они решили совместно больше не проживать, и Г. заявил, что Н. никаких прав на данную квартиру не имеет, т.к. собственником является он один. Н. интересовалась возможностью выделения доли в квартире. Гр-ке Н. было разъяснено, что на основании действующего законодательстве и судебной практики данный спор может быть разрешен положительно в суде первой инстанции при возможности доказать факт совместного проживания Н. и Г., а также подтвердить обоюдное участие в приобретении данного жилья.
В работе юридической клиники активное участие принимают все преподаватели кафедры гражданско-правовых дисциплин, а также представители кафедры уголовного процесса, кафедры
административного права, административной деятельности и управления органов внутренних дел, кафедры уголовного права, кафедры криминалистики и другие сотрудники института и курсанты. Этот бесценный опыт позволяет нашим курсантам не только лучше учиться, но и постигать смысл профессии: ее высокую социальную миссию - помогать людям, защищать граждан от преступных посягательств.
Таким образом, важнейшим ориентиром современного юридического образования является подготовка нового поколения юристов-практиков, ориентированных на гуманистические ценности демократического общества, разделяющих и поддерживающих императив социально ориентированной, сервисной миссии полиции в правовом государстве, реализующих в своей служебной деятельности глобальную идею социальной справедливости, что объединяет правоведов в единое профессиональное сообщество.
Качественныйконтент-анализобращенийграж-дан, выполненный на кафедре гражданско-правовых дисциплин, показывает, что нуждающихся в оказании бесплатной юридической помощи интересуют острые вопросы в сфере гражданского и семейного права, трудового и земельного права, административного и жилищного права, а также практики правоприменения на местах. Данное обстоятельство подтверждает необходимость совместного участия в деятельности юридической клиники не только базовых юридических кафедр института, но и квалифицированных практических работников. Некоторый опыт такой совместной работы уже имеется, поскольку юридическая клиника института привлекает к работе представителей Конституционного суда Республики Татарстан и Верховного суда Республики Татарстан,
а также представителей адвокатского сообщества.
В целом же следует сделать вывод, что накопленный опыт работы юридической клиники в Казанском юридическом институте МВД России является одним из ключевых факторов, влияющих на качество юридического образования в контексте практической ориентации обучения. Освоение теоретических знаний и их апробация на практике в ходе юридических консультаций - лучший способ закрепления профессиональных компетенций,
предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами. Участие курсантов ведомственного вуза в работе юридической клиники - это именно тот путь, который позволяет самым ответственным и пытливым из них получить качественное юридическое образование, наилучшим образом освоить и закрепить профессиональные знания, умения и навыки при оказании правовой помощи по широкому кругу юридических вопросов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Мейер Д. О значении практики в системе современного юридического образования. Казань, 1855.
2. Галай Ю.Г. «Юридические клиники» в дореволюционной России // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2009. № 6 (1).
3. Лукьянова И.Н. Современное юридическое клиническое образование в России : достижения и перспективы // Юридическое образование и наука. 2015. № 2.
4. О Юридической клинике : приказ КЮИ МВД России от 30.09.2011г. № 134.
5. Ершов Н.Н., Малютина О.А. Юридическая клиника в системе образовательных организаций МВД России : опыт работы // Проблемы правоохранительной деятельности. 2015. № 3.
6. Семенов В.В. Деятельность юридических клиник образовательных учреждений системы МВД России (на примере центра правовой помощи населению Рязанского филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя) // Вестник рязанского филиала Московского университета МВД России. 2016. № 10.
7. Котельников Н.В., Садкова А.Н. Оказание безвозмездных публичных юридических услуг в рамках деятельности внештатной юридической клиники Волгоградской академии МВД России // Юридическая клиника как фактор повышения качества юридического образования : материалы Всероссийского экспертного семинара. СПб. : СПбУ МВД России, 2015.
8. Осипов М.Ю. К вопросу о создании научных юридических клиник в России // Журнал российского права. 2016. № 10.
9. Шугрина Е.С. Анализ и обобщение российского опыта организации образовательных кластеров гуманитарного профиля на базе образовательных организаций высшего образования // Административное право и процесс. 2015. № 5.