О главном
УДК 278 В.А. Кудин*
Юридическая клиника
как фактор повышения качества юридического образования
В статье рассматривается юридическая клиника Санкт-Петербургского университета МВД России как фактор повышения юридического образования. Юридическая клиника представляет собой важный инструмент повышения качества подготовки высококвалифицированных юристов, что особенно существенно в образовательной организации МВД России. Выполняя важную социальную функцию обеспечения правовой помощи малоимущим гражданам, она способствует усилению взаимодействия населения и органов внутренних дел, что вносит вклад в повышение авторитета последних. Основными направлениями дальнейшего развития института юридической клиники являются развитие нормативно-правовой базы её деятельности, организационное закрепление статуса, а также упрочение материальной базы юридической клиники.
Ключевые слова: юридическая клиника, цель образовательная, цель социальная, взаимодействие полиции с населением.
V.A.Kudin*. Legal clinic - Institute improving the quality of legal education. This article discusses the legal clinic in St. Petersburg University Russian Interior Ministry as a factor of legal education. Legal Clinic is an important tool to improve the training of highly qualified lawyers, which is especially important in an educational institution Ministry of Internal Affairs of Russia. Performing an important social function, providing legal assistance to needy citizens, it enhances the interaction of people and the Interior Ministry, which contributes to raising the profile of the latter. The main directions of further development of the institution of legal clinics are the development of the legal framework of its activities; institutionalized status, as well as strengthening the material base of the legal clinic.
Keywords: legal clinic, the purpose of educational, social purpose, the purpose of the interaction of the police with the public.
К числу важнейших задач образовательных организаций высшего образования следует отнести удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии граждан посредством получения высшего, а в ряде случаев и послевузовского профессионального образования. Образовательные организации являются центрами развития науки посредством научных исследований, творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся. Полученные при этом результаты используются в образовательном процессе. В вузах осуществляется подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов и руководящих работников. Велико их значение в сохранении и приумножении нравственных, культурных и научных ценностей общества, распространении знаний среди населения, повышении его образовательного и культурного уровня. Однако всё-таки основной задачей образовательных организаций высшего образования является удовлетворение потребности общества и государства в квалифицированных специалистах с высшим профессиональным образованием и научно-педагогических кадрах высшей квалификации.
В тех образовательных организациях, которые готовят высококвалифицированных юристов, достаточное внимание должно уделяться различным формам и методам обучения будущих правоведов. В Санкт-Петербургском университете МВД России, являющимся одним из ведущих учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации, где осуществляются подготовка, переподготовка и повышение квалификации сотрудников с высшим профессиональным образованием для органов внутренних дел 52 субъектов Российской Федерации, а также подготовка специалистов для иностранных
* Кудин, Василий Анатольевич, начальник Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации. Санкт-Петербургский университет МВД России. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 744-70-65. E-mail: [email protected].
* Kudin, Vasily Anatolievich, head of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, candidate of jurisprudence, professor, the deserved lawyer of the Russian Federation. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Ph.: 8(812)-744-70-65. E-mail: [email protected].
© Кудин В.А., 2014
государств, будущие юристы получают глубокие теоретические знания. Однако обеспечение качества образовательного процесса в Санкт-Петербургском университете и других образовательных организациях МВД России осуществляется не только за счёт выполнения Государственных образовательных стандартов, но и путём привития курсантам, слушателям и студентам навыков практической деятельности.
Поэтому в нашем вузе такое больше внимание уделяется практической стороне обучения, неотъемлемыми компонентами которой выступают ознакомительная практика, производственная практика и практика работы в юридической клинике университета. Существование последней является необходимым условием полноценной подготовки будущих юристов. Кроме того, посещая юридическую клинику, малообеспеченные граждане, которые не могут позволить себе оплатить работу профессионального юриста, имеют возможность получить необходимую правовую помощь. Это способствует укреплению авторитета МВД России у населения.
Следует отметить, что в нашей стране уже принят ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность юридических клиник. Прежде всего, нужно указать на Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N° 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»
[1]. Специфика регулирования данного рода общественных отношений отражена в Законе Санкт-Петербурга от 11 октября 2012 г. № 474-80 «О бесплатной юридической помощи в Санкт-Петербурге»
[2]. Но ещё 30 сентября 1999 г. по Министерству образования Российской Федерации был обнародован приказ «О правовых консультациях (правовые клиники)» [3] для вузов, осуществляющих подготовку юридических кадров. Этот акт явился основой для создания правовой базы организации и деятельности юридических клиник в вузах Российской Федерации.
Затем последовали приказы Министерства образования и науки Российской Федерации - от 28 ноября 2012 г. № 994 «Об утверждении Порядка создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридических клиник и порядок их деятельности в рамках негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи» [5] и от 14 декабря 2010 г. № 1763 «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 «юриспруденция» (квалификация (степень) «магистр»)» [4]. Именно в этом образовательном стандарте закреплён термин «юридическая клиника». На основе федеральных и региональных норм права разработано и принято положение о юридической клинике в Санкт-Петербургском университете МВД России [6]. Указанные акты составляют нормативно-правовую базу существования юридической клиники в нашей образовательной организации. Тем самым созданы правовые условия для развития одного из важнейших направлений повышения качества образовательного процесса в университете.
Среди всей совокупности целей создания и функционирования юридической клиники главной, безусловно, является образовательная цель. Она является многоплановой и сводится прежде всего к тому, чтобы под руководством преподавателей у обучаемых формировались определенные профессиональные, личностные компетенции. Необходимо стремиться, чтобы курсанты, слушатели и студенты получали навыки и умения, необходимые им в будущей практической правоприменительной деятельности в органах внутренних дел. Для этого требуется совершенствование подготовки обучаемых к работе в юридической клинике и повышение качества методик её деятельности. Следует подчеркнуть особую роль преподавателей-кураторов, от уровня квалификации, практического опыта и мастерства которых во многом зависит успешность работы курсантов, слушателей по опросу клиентов, их консультированию, составлению юридических документов. Необходимо также отметить, что участие в работе юридической клиники способствует формированию у самих курсантов и слушателей навыков корректного поведения в отношении представителей всех контингентов населения, отчётливого понимания роли юриста в жизни общества, повышению уровня правового сознания и правовой культуры.
Социальная цель юридической клиники проявляется в возможности для определённого круга лиц безвозмездно пользоваться её услугами. При этом в полной мере реализуются принципы осуществления бесплатной юридической помощи (ст. 5 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»), которые предусматривают: обеспечение реализации и защиты прав, свобод и законных интересов граждан; социальную справедливость и социальную ориентированность при оказании бесплатной юридической помощи; доступность бесплатной юридической помощи для граждан в установленных законодательством Российской Федерации случаях; контроль за соблюдением лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, норм профессиональной этики и требований к качеству оказания бесплатной юридической помощи; установление требований к профессиональной квалификации лиц, оказывающих бесплатную юридическую помощь; свободный выбор гражданином государственной или негосударственной системы бесплатной юридической помощи; объективность, беспристрастность при оказании бесплатной юридической помощи и ее своевременность; равенство доступа граждан к получению бесплатной юридической помощи и недопущение дискриминации граждан при ее оказании; обеспечение конфиденциальности при оказании бесплатной юридической помощи.
Право на получение всех видов бесплатной юридической помощи, предусмотренных этим Федеральным законом, в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи имеют следующие категории граждан:
1) граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума;
2) инвалиды I и II группы;
О главном
3) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда;
4) дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;
5) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»;
6) несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);
7) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;
8) граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;
9) граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Предоставление бесплатной правовой помощи гражданам, имеющим определённый социальный статус, посредством функционирования юридической клиники создаёт условия для достижения такой цели, как усиление взаимодействия сотрудников органов внутренних дел с населением. Это становится возможным за счёт проявления гуманитарного, открытого, демократического характера деятельности органов внутренних дел по отношению к населению, их способности оказывать непосредственную юридическую помощь указанным выше контингентам граждан.
Оказание бесплатной юридической помощи курсантами, слушателями и студентами университета под руководством преподавателя-куратора формирует в сознании граждан облик полицейского, представителя власти, должностного лица, который может не только применять меры принуждения в отношении лиц, нарушивших закон, но и способен преследовать гуманитарные, социальные цели, помогать гражданам решить правовые конфликты, способствуя таким образом укреплению стабильности в обществе, поддержке протекающих в нём позитивных процессов и тем самым влияя на укрепление общественного порядка и обеспечение общественной безопасности.
На необходимость создания и успешной деятельности юридических клиник обратил внимание министр внутренних дел Российской Федерации генерал-полковник В.А. Колокольцев, который при посещении 1 июля 2014 г. Санкт-Петербургского университета МВД России оценил деятельность университета в этом направлении и предложил поделиться организационным опытом юридической клиники с другими вузами МВД России. Из 21 образовательной организации Министерства юридические клиники уже организованы и действуют в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя, Санкт-Петербургском университете МВД России, Волгоградской Академии МВД России, Нижегородской академии МВД России, Омской академии МВД России, Восточно-Сибирском институте МВД России, Казанском юридическом институте МВД России, Уфимском юридическом институте МВД России. В Воронежском юридическом институте МВД России юридическая клиника действует ещё с 2006 г.
Представители многих из перечисленных, а также ряда образовательных организаций, не входящих в МВД России, участвовали в работе Всероссийского экспертного семинара «Юридическая клиника как фактор повышения качества юридического образования», который прошёл 14-15 октября 2014 г. в Санкт-Петербурге. На этом научно-практическом мероприятии отмечалось, что организация юридических клиник в образовательных организациях МВД России способствует развитию эффективных образовательных технологий, обеспечивающих современное юридическое образование курсантов, слушателей и студентов.
В Санкт-Петербургском университете МВД России, а также в других образовательных организациях накоплен значительный опыт функционирования юридических клиник. Его обобщение и анализ дают возможность сделать ряд выводов, которые должны быть учтены в процессе совершенствования деятельности этого важнейшего элемента системы обучения будущих юристов.
Первоочередной задачей является разработка Министерством образования и науки Российской Федерации проекта стандартов деятельности юридических клиник, которые могут быть сформированы на базе общих стандартов оказания юридической помощи, с последующим вынесением их на широкое обсуждение профессиональным сообществом юристов. Одновременно тому же Министерству следует утвердить Типовое положение о юридических клиниках.
Необходимо сформулировать принципы общественной оценки деятельности юридических клиник МВД России как фактора обеспечения качественного юридического образования в образовательных организациях МВД России.
В образовательных организациях целесообразно использование различных форм включения юридической клиники в образовательный процесс с учетом имеющихся в этих вузах ресурсов и
специфики подготовки курсантов, слушателей и студентов, прежде всего по направлениям «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность» и «Юриспруденция».
Настало время включения в рабочие учебные планы образовательных организаций МВД России (в вариативную часть) дисциплины «Профессиональные навыки юриста (Организация юридической помощи при защите прав граждан)», предусмотрев проведение практических занятий курсантов, слушателей и студентов в юридических клиниках.
Предлагается в образовательных организациях осуществлять деятельность юридических клиник на основе законодательства Российской Федерации, локальных нормативных актов образовательных организаций, отражающих имеющиеся у них ресурсы и специфику обучения курсантов, слушателей и студентов по приоритетным направлениям подготовки, Кодекса профессиональной этики сотрудников юридической клиники, а также уже упоминавшегося нами Типового положения о юридических клиниках. Надлежит также предусмотреть в локальных нормативных актах образовательных организаций о юридических клиниках закрепление механизма контроля качества оказываемых бесплатных юридических услуг.
Представляется важным в целях обеспечения успешного функционирования юридических клиник образовательным организациям: придать юридическим клиникам статус структурных подразделений этих организаций; предусмотреть в штатном расписании определённое число должностных единиц, ответственных за работу юридических клиник (при необходимости установив для них определённый объём учебной нагрузки); выделять юридическим клиникам оборудованные помещения, обеспечив доступность их для граждан, удобное время работы, курсантов, слушателей и студентов, оказывающих юридические услуги населению.
Поскольку некоторые посетители юридических клиник не в полной мере способны управлять своим эмоциональным состоянием, имеет смысл предусмотреть возможность участия психологов в процессе интервьюирования и консультирования этих граждан.
Требуется усиление взаимодействия образовательных организаций МВД России с исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по вопросу оказания бесплатной юридической помощи отдельным категориям граждан. Эта мера позволит наиболее полно реализовать социальную функцию юридической клиники.
Необходимо организовать взаимодействие образовательных организаций с территориальными органами Министерства юстиции Российской Федерации по вопросам оказания бесплатной юридической помощи населению, проведения мониторинга деятельности по оказанию бесплатной юридической помощи населению, а также правового просвещения населения.
Вполне уместным является создание при Министерстве образования и науки Российской Федерации координационного органа и банка данных по систематизации информации о юридических клиниках, изучению и обобщению передового опыта их деятельности.
Наконец, целесообразно создание при региональных управлениях Министерства юстиции Российской Федерации реестра юридических клиник (центров образовательных организаций), распространение сведений о них в средствах массовой информации и Интернете.
Таким образом, юридическая клиника представляет собой важный инструмент повышения качества подготовки высококвалифицированных юристов, что особенно существенно в образовательной организации МВД России. Выполняя важную социальную функцию обеспечения правовой помощи малоимущим гражданам, она способствует усилению взаимодействия населения и органов внутренних дел, что вносит определенный вклад в повышение авторитета последних. Основными направлениями дальнейшего развития института юридической клиники являются развитие нормативно-правовой базы её деятельности; организационное закрепление статуса, а также упрочение материальной базы юридической клиники.
Список литературы
1. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 324-Ф3 № «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 48. - Ст. 6725 (в ред. от 21 июля 2014 г.).
2. Закон Санкт-Петербурга от 11 октября 2012 г. № 474-80 «О бесплатной юридической помощи в Санкт-Петербурге» // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. - 2012. - № 31 (в ред. от 2 июля 2014 г.).
3. Приказ Миноброзования России 30 сентября 1999 г. № 433 «О правовых консультациях (правовые клиники)» // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. - 1999. - № 11.
4. Приказ Минобрнауки России от 4 мая 2010 г. № 464 (в ред. от 31 мая 2011 г.) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) "бакалавр")» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 мая 2010 г. № 17337) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2011. - № 14.
5. Приказ Минобрнауки России от 28 ноября 2012 г. № 994 «Об утверждении Порядка создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридических клиник и порядка их деятельности в рамках негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи» (Зарегистрировано в Минюсте России 19 декабря 2012 г. № 26198) // Российская газета. -2012. - 26 дек. - № 298.
6. Приказ ФГКОУ ВПО СПбУ МВД России от 29 августа 2014 г. № 428 «Об утверждении положения о юридической клинике».