Научная статья на тему 'Клиническое юридическое образование и его особенности в вузах системы МВД'

Клиническое юридическое образование и его особенности в вузах системы МВД Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
332
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКАЯ КЛИНИКА / LEGAL CLINIC / КЛИНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CLINICAL EDUCATION / ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / PRACTICAL SKILLS / ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / LEGAL ASSISTANCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Миняйленко Н. Н., Пархоменко И. К.

Рассматриваются вопросы клинического юридического образования. Раскрываются основные цели деятельности юридических клиник в образовательных учреждениях: образовательная, социальная и взаимодействия полиции с населением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Clinical legal education and its peculiarities in the universities of the ministry of internal affairs

The article considers the questions of clinical legal education. Discusses the main objectives of activity of legal clinics in the educational institutions: educational, social and police interaction with the public.

Текст научной работы на тему «Клиническое юридическое образование и его особенности в вузах системы МВД»

УДК 37

КЛИНИЧЕСКОЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В ВУЗАХ СИСТЕМЫ МВД

НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ МИНЯЙЛЕНКО,

начальник адъюнктуры (очного и заочного обучения) Санкт-Петербургского военного института ВВ МВД России,

кандидат юридических наук, профессор; ИРИНА КОНСТАНТИНОВНА ПАРХОМЕНКО, доцент кафедры гражданского процесса Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются вопросы клинического юридического образования. Раскрываются основные цели деятельности юридических клиник в образовательных учреждениях: образовательная, социальная и взаимодействия полиции с населением.

Ключевые слова: юридическая клиника, клиническое образование, практические навыки, юридическая помощь.

Annotation. The article considers the questions of clinical legal education. Discusses the main objectives of activity of legal clinics in the educational institutions: educational, social and police interaction with the public.

Keywords: legal clinic, clinical education, practical skills, legal assistance.

В настоящее время клиническое движение или клиническое образование получает все большее распространение. Говоря о клиническом юридическом образовании, в первую очередь, имеют в виду образовательную программу профессиональной подготовки юристов.

Еще в 1850-х годах известный цивилист, профессор Казанского университета Д. Мейер высказался за введение клинической формы подготовки юристов, которая в период обучения позволяла применять полученные знания и умения в ходе оказания юридической помощи. Устройство клиники виделось профессору «весьма простым». Бедные люди, нуждающиеся в советах и помощи по каким-либо, касающимся их, в присутственных местах делам, обращаются по усмотрению своему к заведующему практикой, в присутствии его учеников сообщают надлежащий случай, который и подвергается обсуждению, результатом чего может быть, смотря по данным, какое-либо одобряемое наставником указание. По желанию советующегося тут же может быть для него безвозмездно сочинена нужная бумага — прошение, докладная записка, проект акта и т.д. Если дело таково, что интересант станет

являться неоднократно, то оно может быть поручено одному из практикантов, так что на попечении каждого из них может остаться по одному делу или по несколько, разумеется, под руководством и ответственностью наставника. Практическая деятельность эта отнюдь не должна доходить до ходатайства по делу, не совместимого с назначением учебного заведения, почему строго исключаются всякие сношения с присутственными местами и действия, основанные на верящих письмах1.

В 1990-х годах наблюдается новый этап развития юридических клиник в России. В 1995 г. на базе Петрозаводского государственного университета была открыта первая юридическая клиника на постсоветском пространстве.

Создание юридических клиник в современной российской истории проходило на базе не только вузов, но и НКО. Наиболее крупными юридическими клиниками, включенными в образовательный процесс вуза и работающими с реальными клиентами, были клиники, созданные на базе Архангельского государственного технического университета (директор Т.А. Зыкина), Красноярского государственного университета (директор А.С. Горелик), Санкт-Петербургского госу-

дарственного университета (директор Е.Н. Доброхотова), Северо-Кавказского государственного технического университета (директор Л.А. Воскобитова), Тверского государственного университета (директор Л.П. Михайлова). Данный этап закончился тем, что в 2003 г. клиницистами первого поколения современных российских юридических клиник были разработаны минимальные стандарты юридических клиник. К началу 2000 гг. в России насчитывалось более 100 юридических клиник2.

На сегодняшний день, юридические клиники организуются при вузах, учебно-научных центрах, центрах поддержки правовых реформ, правозащитных, политических, иных общественных организациях, а так же при органах власти и самоуправления.

Особое внимание на необходимость создания юридических клиник среди вузов системы МВД обратил внимание Министр внутренних дел Российской Федерации генерал — полковник полиции В.А. Колокольцев, посетивший Санкт-Петербургский университет МВД России 1 июля 2014 г. Министр ознакомился с деятельностью юридической клиники Санкт-Петербургского университета МВД России и внес предложение по обмену опытом с другими образовательными организациями системы МВД. В ходе реализации данного предложения в октябре 2014 г. в Санкт-Петербургском университете МВД России прошел первый всероссийский экспертный семинар «Юридическая клиника как фактор повышения качества юридического образования», который в настоящее время стал ежегодным.

Существование юридической клиники — площадки, где гражданам оказывается бесплатная юридическая помощь, безусловно, представляется важным для каждого юридического вуза, в том числе и системы МВД. Генерал—лейтенант полиции В.А. Ку-дин, начальник Санкт-Петербургского университета МВД России отметил, что юридические клиники в образовательных организациях отражают три цели: образовательную, социальную и цель взаимодействия полиции с населением3.

Остановимся на рассмотрении каждой цели более подробно.

Образовательная цель является многоплановой и касается самих курсантов, выработки у них определенных профессиональных и личностных компетенций. Необходимо стремиться к тому, что-

бы в процессе обучения курсанты получали навыки и умения, необходимые для будущей правоприменительной деятельности. Для этого требуется совершенствование подготовки обучаемых к работе в юридической клинике и повышение качества методик ее деятельности.

Особую роль в этом образовательном процессе играют преподаватели — кураторы, от уровня квалификации, опыта и мастерства которых во многом зависит успешность работы курсантов по опросу клиентов и их консультированию.

Последовательное включение обучаемых в решение реальных правовых ситуаций, выполнение ими задач по применению норм права с целью защиты интересов гражданина, охраняемых законом, обеспечивает непрерывность и последовательность вхождения будущего юриста в профессиональную деятельность4.

Сегодня особенно важным для формирования профессиональных компетенций будущих юристов является практическая направленность.

В этой связи, консультирование можно рассматривать как метод практического обучения, благодаря которому начинает формироваться представление о системе практических навыков, которые необходимо формировать у обучающихся.

По мнению некоторых авторов, возрастание роли юридических знаний происходит, прежде всего, потому что это образовательный процесс, который способствует активности курсантов, служит основой для реализации их знаний в различных отраслях права, приучает их к ответственности за разрешение конкретной правовой ситуации5.

Открытие клиник при юридических вузах способствует учебной составляющей данного вопроса, поскольку специфика учебного заведения направлена, в первую очередь, на обучение и на сокращение разрыва между академическим образованием и навыками использования полученных знаний на практике, что является одним из современных требований к выпускникам. Значительное место занимает индивидуальная работа преподавателя с обучаемым, цель которой состоит в том, чтобы научить самостоятельно осуществлять основные виды работы.

Уровень развития государства и общества определяется его способностью обеспечить гарантированные конституцией социальные, экономические,

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

политические и иные права и свободы человека и гражданина, направленные на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека6.

Помимо основных социальных гарантий, Конституция Российской Федерации в ст.48 гарантирует

" 7

каждому право на получение юридической помощи'. При этом положения названой статьи Конституции предусматривали отсылочную норму, устанавливающую, что в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Эта норма нашла свое отражение в Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. N° 324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»8.

Социальная функция работы юридических клиник проявляется в том, что определенные категории населения получают бесплатную юридическую помощь.

Социальная составляющая находит свое воплощение еще и том, что создание юридических клиник ставит перед собой цель воспитать юристов нового поколения. В этой связи, представляется важным уделять пристальное внимание юридической профессиональной этике, поскольку помимо цели формирования навыков и умений, связанных с оказанием юридической помощи, здесь реализуется и цель получения навыков работы с населением, которая является не менее важной по своей значимости9. Это способствует формированию у курсантов твердых этических убеждений и понимания гуманности профессии юриста10.

Повышение доступности правовой информации для населения является одной из важнейших задач в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации. Вместе с тем, в ст. 23 ФЗ от 21 ноября 2011 г. № 324, которая посвящена непосредственно юридическим клиникам, указано, что одной из целей ее функционирования является правовое просвещение населения. Юридическая клиника способствует приобретению навыков правового информирования и консультирования граждан в целях популяризации знаний о правах, свободах и обязанностях граждан, о порядке их осуществления и создает условия доступности правовой информации для малообеспеченных слоев населения.

Цель взаимодействия полиции с населением посредством функционирования юридической клиники достигается за счет проявления гуманитарного,

открытого, демократического характера деятельности органов внутренних для по отношению к населению, их способности оказывать непосредственную юридическую помощь гражданам.

Продвижению клинического образования в высших учебных заведениях способствуют принимаемые нормативные акты: Приказ Минобразования России от 30 сентября 1999 г. № 433, которым был утвержден перечень учебных заведений, предусматривающих открытие и функционирование юридических клиник; Решение коллегии Министерства юстиции Российской Федерации от 23 ноября 2012 г. «О состоянии системы оказания бесплатной помощи в Российской Федерации»; положения Федерального закона « О бесплатной помощи в Российской Федерации»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 ноября 2012 г. № 994 «Об утверждении порядка создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридических клиник и порядка их деятельности в рамках негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи».

Таким образом, говоря о нормативном регулировании юридических клиник можно сказать, что они строят свою деятельность на основании правовых актов, таких как федеральный закон и закон субъектов РФ, приказов Минобрнауки и приказа начальника образовательного учреждения11.

Большинство авторов, занимающихся вопросами развития юридического клинического образования, акцентируют внимание на том, что в настоящее время, наряду с теоретико-абстрактным, академическим обучением, акцент смещается в сторону «развивающего обучения». Таким образом, на современном этапе актуальным становится вопрос о том, в каких условиях обучаемые получают юридические знания и имеют ли они навыки применения этих знаний на практике.

Решение проблемы отсутствия у выпускников юридических вузов необходимых элементарных умений и навыков, необходимых для начала практической деятельности требует комплексного подхода, позволяющего целенаправленно и последовательно решать обозначенную проблему.

Юридические клиники в образовательных учреждениях системы МВД России функционируют сравнительно недавно, но опыт их деятельности позволяет

говорить о возникающих трудностях, обусловленных двойственностью их статуса.

Не всегда учитывается специфика подготовки специалистов в ведомственных вузах. Так, если проанализировать статистику, то можно сделать вывод, что граждане обращаются с вопросами, относящимися к следующим отраслям права: гражданское, гражданское процессуальное, земельное, семейное, жилищное, право социального обеспечения. В этой связи можно выделить следующую проблему: обучение в вузах МВД происходит в основном по уголовно-правовой специализации, что создает большие трудности, связанные с подготовкой курсантов для консультирования.

Обеспечение мест проведения консультаций (доступность для граждан, при условии пропускного режима на территории), возможность доступа к справочно-поисковым системам, выход в Интернет — без решения этих вопросов говорить о полноценном консультировании не приходится; все это является важными условиями для оказания полноценной квалифицированной помощи.

Роль юридических клиник все больше возрастает. Это связано с тем, что в сфере юридического образования все больше внимания уделяется практической составляющей и тем, что в современном обществе отмечается тенденция увеличения числа субъектов, нуждающихся в бесплатной, но в то же время качественной юридической помощи.

Юридическое клиническое образование в России набирает силу. Это свидетельствует о его эффективности и востребованности. От деятельности юридических клиник выигрывают все участники данного процесса. Обучающиеся приобретают необходимые знания, умения и навыки. Педагоги достигают цели обучения, формируют компетенции. Клиенты получают юридическую помощь достаточно высокого качества на безвозмездной основе.

Важным и актуальным представляется налаживание взаимных связей и обмена опытом между различными структурами, оказывающими юридическую помощь гражданам. Помимо взаимного обмена опытом, между юридическими клиниками разных вузов необходимо устанавливать контакты как с государственными органами, так и другими организациями, занимающимися оказанием юридической помощи в целях взаимного сотрудничества.

Поскольку основной акцент — практическая составляющая, на наш взгляд, было бы целесообразно систематически организовывать встречи преподавателей, кураторов и курсантов с практическими работниками, на которых бы рассматривались актуальные проблемы применения гражданского законодательства.

Разные вузы имеют свой положительный опыт, а так же сталкиваются с разными проблемами, в этой связи проведение совместных семинаров способствует обмену опытом и повышению эффективности работы юридических клиник.

1 См.: МейерД. О значении практики в системе современного юридического образования. Казань, 1855. С. 44.

2 См.: Шугрина Е.С. Юридические клиники в России: новое или хорошо забытое старое? // Актуальные проблемы российского права. 2013. № 7.С. 8.

3 См.: Юридическая клиника как фактор повышения качества юридического образования: материалы всероссийского экспертного семинара 14—15 октября 2014 г., СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, С. 5.

4 См.: Есаян.К.К. Некоторые аспекты юридического клинического образования в формировании профессиональных навыков юриста // Юридическая клиника как фактор повышения качества юридического образования: материалы всероссийского экспертного семинара 14-15 октября 2014 г., СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России ,С.8.

5 См.: Попова Е.С. Методика проведения тренинговых занятий по дисциплине « организация юридической помощи при защите прав граждан» в Санкт-Петербургском университете МВД России. // Юридическая клиника как фактор повышения качества юридического образования: материалы всероссийского экспертного семинара 14—15 октября 2014 г., СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, С. 31.

6 См.: Хазов Е.Н. Понятие, содержание и особенности социально-нравственных гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина Право и жизнь. 2010. № 141 (3); Ха-зов Е.Н. Понятие, содержание и особенности экономических гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина Право и жизнь. 2010. № 140 (2).

7 Конституция Российской Федерации (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. 4 августа 2014 г., № 31, ст. 4398. http://www.pravo.dov.ru. ЗубовИ.Н., Хазов Е.Н., Эри-ашвили Н.Д., Багет А.М., Белоновский В.Н., Освелюк А.М., Опале-ва А.А., Миронов А.Л., Булавин С.П., Егоров С.А., Зинченко Е.Ю., ПрудниковА.С., ПавловЕ.А. Конституционное право России. Учебник (для бакалавров) 7-издание М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. Права и свободы человека и гражданина, их соблюдение. Хазов Е.Н. Охрана и защита и роль органов местного самоуправления в их реализации Государственная служба и кадры. 2014. № 2. С. 51—53.

8 Собрание законодательства Российской Федерации, 2011. № 48. Ст. 6725.

9 Пархоменко И.К. К вопросу о реализации принципа приоритета учебной деятельности в рамках работы юридической клиники. // Юридическая клиника как фактор повышения качества юридического образования: материалы всероссийского экспертного семинара 14—15 октября 2014 г., СПб: Изд-во СПб ун-та МВД России, С. 51.

10 Артемьев А.М., Хазов Е.Н. Роль правовой культуры и правосознания в деятельности сотрудников милиции Закон и право. 2003. № 5. С. 43—46. Хазов Е.Н. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина в России: теоретические основы и проблемы реализации. автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. Московский университет МВД Российской Федерации. Москва, 2011.

11 Куртяк И.В. Юридическая клиника: опыт и перспективы в образовательных организациях МВД России // Юридическая клиника как фактор повышения качества юридического образования: материалы всероссийского экспертного семинара 14— 15 октября 2014 г., СПб: Изд-во СПб ун-та МВД России, С. 45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.