Научная статья на тему 'Юридическая клиника как инструмент практической подготовки обучающихся в образовательных учреждениях МВД России'

Юридическая клиника как инструмент практической подготовки обучающихся в образовательных учреждениях МВД России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
216
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКАЯ КЛИНИКА / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / МВД РОССИИ / LEGAL CLINIC / STUDENTS OF MIA OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ахмедов Руслан Маратович, Рамазанова Карина Каримовна

Рассматривается значение юридической клиники как инструмента практической подготовки обучающихся в образовательных учреждениях МВД России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ахмедов Руслан Маратович, Рамазанова Карина Каримовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Law clinic as a tool for practical training of students in educational institutions of the MIA of Russia

The paper discusses the importance of the legal clinic as a tool for practical training of students in educational institutions of the MIA of Russia.

Текст научной работы на тему «Юридическая клиника как инструмент практической подготовки обучающихся в образовательных учреждениях МВД России»

УДК 34 ББК 67

ЮРИДИЧЕСКАЯ КЛИНИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МВД РОССИИ

РУСЛАН МАРА ТОВИЧ АХМЕДОВ,

начальник кафедры гражданского и трудового права,

гражданского процесса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент E-mail: [email protected]; РАМАЗАНОВА КАРИНА КАРИМОВНА, старший преподаватель кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

кандидат юридических наук E-mail: [email protected]

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматривается значение юридической клиники как инструмента практической подготовки обучающихся в образовательных учреждениях МВД России

Ключевые слова: юридическая клиника, обучающиеся, МВД России.

Annotation. The paper discusses the importance of the legal clinic as a tool for practical training of students in educational institutions of the MIA of Russia.

Keywords: legal clinic, students of MIA of Russia.

Современное обучение в образовательных учреждениях МВД России требует от научно-педагогического состава использование интерактивных форм обучения, которые стали неотъемлемой частью учебного процесса в высших образовательных учреждениях. При этом среди множества различных интерактивных методов обучения фундаментальным, составляющим по большому счёту содержание и основу любого из них выступает метод практического познания, как наиболее существенного для подготовки именно высококвалифицированных специалистов для органов внутренних дел.

По мнению Зверевой Е.А., «... осуществление преподавательской деятельности на основе творческих заданий приводит к качественному изменению самой деятельности: из репродуктивной, которая направлена на принятие обучающимся информации, её дальнейшую переработку и демонстрацию степени её усвоения, она превращается в продуктивную и

творческую»1. Тем более, непрерывное реформирование институтов государства и общества, а также принятия значительного объёма нормативного правового материала и неоднозначной судебной практики, требуют от обучающихся по гражданско-правовой специализации в результате освоения учебных дисциплин, постоянных значительных усилий при самостоятельной подготовке к учебным занятиям.

В этой связи, необходимо отметить, что выполнение практических заданий посредством реализации основанных на опыте практической деятельности профильных подразделений органов внутренних дел, позволит развить творческие способности и знания у обучающихся для последующего применения в своей практической деятельности по профилю обучения.

Для качественного усвоения практической части учебного материала, в том числе прохождения преддипломной практики, а также выработке у обучающихся навыков практической деятельности ряд

специалистов в области высшего образования предлагают повсеместно создавать в образовательных учреждениях — юридические клиники. Которые могут являться как структурными, так и нештатными подразделениями при образовательном учреждении, осуществляющем подготовку специалистов с высшим образованием.

Родоначальником юридической клиники в отечественном высшем образовании принято считать Дмитрия Ивановича Мейера (1 сентября 1819 — 18 января 1856) - известного российского юриста-цивилиста, общественного деятеля. В 1855 г. Мейер был избран профессором Петербургского университета по кафедрам гражданского права и истории русского права, где издал свою последнюю работу монографию «О значении практики в системе юридического образования» (1855), в которой высказал мысль о необходимости заранее готовить слушателей к рациональным приёмам в практическом применении законов, тем самым, предохраняя их от опасности подпасть под влияние рутины и вразумляя в неуместности безусловного доверия к природному здравому смыслу, не развитому наукой.

В 1897 году присяжный поверенный Иосиф Соломонович Иосифлевич сформулировал задачу юридической клиники2. Он писал: «вместо отвлеченного рассуждения о теоретическом правиле, демонстрируйте перед читателем конкретное дело, откройте ему лабораторию юристов-практиков, разверните перед ним весь процесс борьбы, которая происходила между сторонами или между ними и судом, и это принесет, по моему мнению, двойную пользу. С одной стороны, этим путем лучше усвояется самое теоретическое правило, а с другой, что еще важнее, знакомишься со способом применения правовых начал, со способом постановки диагноза дела и лечения его и, таким образом, приобретается знание и искусство вместе. Это будет своего рода юридическая клиника, которой, к сожалению, у нас нет... Вместо осмысленной постановки вопроса, вытекающего из дела и разумного, логического, толкового и справедливого разрешения существенных вопросов и правильного применения общих начал права, очень часто спорят о предметах, фактах, вовсе не важных или маловажных.».

Следуя этой программе, Иосилевич опубликовал в «Юридической газете» (за 1897-1898 годы) цикл из 30 практических статей под общим названием «Юридическая клиника».

Первое упоминание термина «юридическая клиника» в зарубежной литературе относится к 1900 году, когда в журнале «Deutsche Juristen-Zeitung» была опу-

бликована статья профессора Георга Фроммгольда под названием «Juristische Kliniken». «Указывая на то огромное значение, какое имеют для врачебной практики клиники, существующие при медицинских факультетах и академиях, Фроммгольд предлагает наподобие их устроить клиники при юридических высших учебных заведениях, где учащиеся разбирали бы под руководством профессора не вымышленные или отжившие юридические казусы, а оказывали бы непосредственную юридическую помощь нуждающимся в том лицам, занимаясь живыми, неразрешенными еще делами»3.

Своё перерождение, как инструмента практической подготовки обучающихся в образовательных учреждениях, в том числе в системе подготовки специалистов для МВД России, рассматриваемая идея получила в начале XXI века4. Более того, некоторые ВУЗы ввели клиническое образование не просто как дополнительную форму обучения, но и как основной специализированный предмет, утвержденный образовательными стандартами. Так, 14 декабря 2010 г. был утвержден приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1763 «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»)5, приказ от 04 мая 2010г. № 464 «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»)6.

В этой связи, по мнению Кулаковой В.Ю., Марковой Т.Ю., важной задачей «современного юридического образования является подготовка нового поколения юристов, ориентированных на гуманистические ценности демократического общества, признающих общечеловеческие ценности, разделяющих глобальную идею социальной справедливости и объединенных этими идеями в единое профессиональное сообщество. Решение данной задачи возможно только путём объединения в учебном процессе единства трёх элементов: обучения знаниям, выработки навыков м воспитания качеств»7.

В зависимости от категорий дел, которые рассматриваются в юридической клинике, выделяют «юридические клиники общего права; специализированные юридические клиники; юридические клиники общего права, но с ограничениями (например, без «уголовных дел»). Юридические клиники общего права рассматривают любые дела. Круг дел, рассматриваемых специализированными клиниками, явля-

ется ограниченным. Специализация клиники может определяться отраслью права (экологическая клиника, клиника трудового права и т.п.) или особенностями клиентов (клиника по работе с беженцами, клиника по работе с осужденными, клиника по работе с инвалидами, пенсионерами и т.п.); специализация клиники может определяться особенностями региона»8.

В соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 28 ноября 2012 г. № 994 «Об утверждении Порядка создания, который предусматривает порядок создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридических клиник и порядок их деятельности в рамках негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи» основное назначение юридической клиники состоит9:

• в создании условий для реализации, установленного Конституцией Российской Федерацией права граждан на получение квалифицированной бесплатной юридической помощи, оказываемой бесплатно в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федера-ции»10, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

• в создании условий для осуществления прав и свобод граждан, защиты их законных интересов, повышения уровня социальной защищенности, а также обеспечения их доступа к правосудию;

• в правовом просвещении населения и формирования у обучающихся по юридической специальности навыков оказания юридической помощи.

В настоящее время в образовательных учреждениях МВД России юридические клиники функционируют в различных организационно-правовых формах. Так, в Санкт-Петербургском университете МВД России, Уфимском юридическом институте МВД России, Ростовском юридическом институте МВД России юридическая клиника является нештатным структурным подразделением, в Нижегородской академии МВД России штатным подразделением учебного отдела, в Московском университета МВД России имени В.Я. Кикотя юридическая клиника создана на базе Научного общества курсантов, слушателей.

При рассмотрении Положении о деятельности отдельных юридических клиник при образовательных учреждениях МВД России необходимо отметить, что отсутствует единая унифицированная правовая форма деятельности юридических клиник, структурная организация и соподчиненность, штатная структура,

что соответственно приводит к многообразию форм подхода к реализации данного вида деятельности в составе образовательного учреждения МВД России. Также необходимо отметить, что отсутствует единообразное понимание данного вопроса со стороны и соответствующих Департаментов МВД России, курирующих деятельность образовательных учреждении МВД России.

Сложность в деятельности юридических клиник при образовательных учреждениях МВД России проявляется и в самой специфике деятельности образовательного учреждения, которые обучают высококвалифицированных специалистов для органов внутренних дел. Т.е. сотрудников полиции, в обязанности которых входит достаточно широкий спектр действий (ст. 12 Федерального закона от 07 февраля 2011 г. № 3 — ФЗ «О полиции»11.

Трудно не согласиться с Жуковой Н.В., которая утверждает, что отдельный вопрос это и сложившийся определенный стереотип у населения в отношении сотрудников полиции, при котором в полицию обращаются за помощью в случае причинения вреда в результате правонарушения или преступления и когда перед глазами гражданина предстает человек в форме полицейского, то не у всех возникает желание обратиться за юридической помощью12.

Таким образом, необходимо отметить, что деятельность юридических клиник в образовательных учреждениях МВД России по настоящее время в качественном виде не урегулировано в полном объёме. Как следствие, мнения специалистов о необходимости и значимости юридических клиник в деятельности образовательных учреждений МВД России является неоднозначным. Одни считают, что деятельность юридических клиник нецелесообразно, т.к. не согласуется с основными направлениями деятельности органов внутренних дел13. Другие, считают, что это «технология обучения, направленная на формирование профессиональных и профессионально-специальных компетенций, необходимых в профессиональной деятельности сотрудников полиции, способствующая достижению образовательных, педагогических, воспитательных, социально значимых целей»14. При этом обучающиеся в образовательных учреждениях МВД России в юридических клиниках овладевают навыками нормотворческой деятельности, правового контроля, договорно-правовой работы, судебно-исковой работы, информационно-правовой деятельности, организационно-правовой работы15. Что значительно способствует выпускникам образовательных учреждений МВД России в дальнейшем при трудоустройстве в практические подразделения органов внутренних дел быстрому вхождению в

должность и качественному выполнению служебных обязанностей.

Таким образом, необходимо отметить, что изучение и анализ деятельности юридических клиник в образовательных учреждениях МВД России будет продолжено. И конечно же, велика роль в решении данного вопроса профильных Департаментов и территориальных подразделений МВД России, курирующих деятельность образовательных учреждений МВД России и являющихся основными работодателями при трудоустройстве выпускников, тем более, что 09 января 2017 г. Министр внутренних дел генерал полиции Российской Федерации приказом № 1 утвердил «Концепцию правового регулирования и юридического сопровождения деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации на период с 2017 по 2021 год».

1 См. подробно: Зверева Е.А. Творческие задания как средство развития самодеятельности студентов в учебно-воспитательном процессе: Автореферат дисс. ... канд. Юрид. Наук. -Киров, 2007. - С. 9.

2 См. подробно: Жаботинский М.В., Макаренко А.И. Актуальные проблемы, связанные с реализацией деятельности юридической клиники // Юридическая клиника как фактор повышения качества юридического образования (к 70-летию со дня создания юридической службы системы МВД России). Материалы III ежегодного всероссийского экспертного семинара: Санкт-Петербург, 25 мая 2016 г. / сост. к.ю.н. С.С. Желонкин. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2016. - С. 29 - 30.

3 См. подробно: Люблинский А. О «юридических клиниках». Российское понимание термина «юридическая клиника» // Журнал Министерства Юстиции. - январь 1901 года. - С. 175 - 181.

4 См. подробно: Юридическая клиника как фактор повышения качества юридического образования (к 70-летию со дня создания юридической службы системы МВД России). Материалы

III ежегодного всероссийского экспертного семинара: Санкт-Петербург, 25 мая 2016 г. / сост. к.ю.н. С.С. Желонкин. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2016. - 128 с.

5 Первоначальный текст документа опубликован в издании «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 14, 04.04.2011 (федеральный государственный образовательный стандарт не приводится).

6 Первоначальный текст документа опубликован в издании «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 26, 28.06.2010 (Приказ).

7 См. подробно: Кулакова В.Ю., Маркова Т.Ю., Самсонова М.В. Юридические клиники в России: состояние и перспективы развития // Юридическое образование и наука. 2014. № 2. - С. 8.

8 См.: Шугрина Е.С. Юридическая клиника в России: новое или хорошо забытое старое? // Актуальные проблемы российского права. 2013. № 7. - С. 898 - 906.

9 Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 ноября 2012 г. № 994 «Об утверждении Порядка создания, который предусматривает порядок создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридических клиник и порядок их деятельности в рамках негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи» // Российская газета от 26 декабря 2012 г., № 298.

10 См.: Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 324 - ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ от 28.11.2011., № 48. Ст. 6725.

11 См.: Федеральный закон № 3 - ФЗ «О полиции» от 07 февраля 2011 г. // «Российская газета», № 25, 08.02.2011.

12 См. подробно: Жукова Н.В. Особенности функционирования юридических клиник в образовательных учреждениях МВД России // Юридическая клиника как фактор повышения качества юридического образования (к 70-летию со дня создания юридической службы системы МВД России). Материалы III ежегодного всероссийского экспертного семинара: Санкт-Петербург, 25 мая 2016 г. / сост. к.ю.н. С.С. Желонкин. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2016. - С. 39.

13 См.: Федеральный закон № 3 - ФЗ «О полиции» от 07 февраля 2011 г. // «Российская газета», № 25, 08.02.2011.

14 См.: Ершов Н.Н., Малютина О.А. Юридические клиники в системе образовательных организаций МВД России: опыт работы // Проблемы правоохранительной деятельности. 2015. № 3. - С. 39.

15 См.: Ст. 2 приказа МВД РФ от 5 января 2007 г. № 6 «Об утверждении Наставления по организации правовой работы в системе МВД России».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.