Наука. Теория. Практика
юридические клиники в системе образовательных организаций мвд россии:
опыт работы
legal clinics in the educational institutions of the ministry of interior of russia: experience
УДК 34.09
Н.Н. ЕРШОВ,
кандидат юридических наук, доцент (Нижегородская академия МВД России) e-mail: ersnn@yandex.ru
О.А. МАЛЮТИНА,
кандидат юридических наук (Нижегородская академия МВД России) e-mail: maljutinaoa@rambler.ru
N.N. YERSHOV,
Candidate of Legal Sciencies, docent (Nizhny Novgorod Academy of Ministry of Interior of Russia)
O.A. MALYUTINA,
Candidate of Legal Sciencies, docent (Nizhny Novgorod Academy of Ministry of Interior of Russia)
Аннотация: в статье проводится анализ отечественного законодательства, регулирующего оказание бесплатной юридической помощи. Авторы исследуют перспективы организации оказания бесплатной юридической помощи юридическими клиниками, созданными образовательными организациями системы МВД России с учетом положений нового законодательства, регулирующего рассматриваемую сферу общественных отношений.
Ключевые слова: юридическая клиника; бесплатная юридическая помощь; качество юридического образования.
Abstract: the article analyzes the domestic legislation regulating the provision of free legal aid. The authors explore the prospects of the organization providing free legal aid to legal clinics, educational institutions created by the Ministry of Interior of Russia, taking into account the provisions of the new legislation regulating the sphere under consideration of public relations.
Keywords: legal clinic; free legal aid; quality legal education.
За последние несколько лет в сфере оказания бесплатной юридической помощи наметились существенные изменения. Предусмотренное ст. 48 Конституции Российской Федерации право на квалифицированную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Феде-
рации» (далее - Закон № 324) [2] реализуется в т.ч. в рамках негосударственной системы бесплатной юридической помощи. Субъектный состав негосударственной системы бесплатной юридической помощи регламентирован ч. 2 ст. 22 Закона № 324 и перечень участников не является закрытым. В настоящей статье мы остановимся лишь на одном участнике негосударственной
42
Проблемы правоохранительной деятельности 3’15
Наука. Теория. Практика
системы бесплатной юридической помощи - юридических клиниках.
Юридические клиники в России - явление не новое. Первое упоминание о них приходится на середину XIX века, когда известный цивилист Д. Мейер высказался в пользу обучения через практику по аналогии с медицинской подготовкой [20, с. 21]. Забытый опыт (клиника Мейера просуществовала около 10 лет) возродили в начале 20 столетия, когда к идее создания юридических клиник вернулись, о чем упоминает в своих работах А. Люблинский [20, с. 31].
По мнению ряда авторов, юридические клиники сегодня - одна из самых распространенных форм оказания бесплатной юридической помощи. Причем их возникновение не связано с принятием Закона № 324 и относится к более раннему периоду [25, с. 898-906; 16, с. 8-11; 15, с. 888]. На сегодняшний день по информации АНО «Центр юридических клиник» в России действует 235 юридических клиник [27].
Правовой статус юридических клиник определен Законом № 324, предоставившим заинтересованным субъектам право создавать их в форме юридического лица либо структурного подразделения образовательных организаций высшего образования (не определяя вида такого структурного подразделения). Правовую основу деятельности юридических клиник составляет уже упоминаемый Закон № 324 [2], Приказ Минобрнауки России № 994 [5], определивший порядок создания юридических клиник и порядок их деятельности в рамках негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи. Термин «юридическая клиника» встречается также в Приказах Минобрнауки, утвердивших федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «Юриспруденция» [6, 7]. Отметим, что ни один из рассматриваемых нормативных актов не вменяет вузам в обязанность создание юридических клиник [18, с.10-11]. Согласно нормам законодательства - это «дело добровольное».
Анализ нормативных правовых актов позволяет определить, что законодатель понимает под «юридической клиникой». Рассматриваемое понятие раскрывается в трех аспектах:
- как место прохождения студентами учебной и производственной практики [6];
- как инновационная технология обучения, развивающая навыки консультационной
работы, принятия решений, межличностной коммуникации, лидерские и другие необходимые юристу личностные и профессиональные качества [7];
- как форма оказания учащимися бесплатной юридической помощи населению [8].
Отметим, что ч. 2 ст. 1 Закона № 324 предусмотрена возможность создания юридических клиник только образовательными организациями высшего профессионального образования для реализации права граждан на получение квалифицированной юридической помощи, повышения уровня социальной защищенности населения, правового просвещения населения и в то же время - формирования у обучающихся по юридической специальности навыков оказания юридической помощи. В числе таких организаций находятся и образовательные организации системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, что предоставляет им возможность создания юридических клиник. Есть ли принципиальная разница в организации и правовом регулировании юридических клиник образовательных организаций системы МВД России?
Правовую основу деятельности юридических клиник образовательных организаций системы МВД России составляют упоминаемые ФЗ № 324, Приказ Минобрнауки № 994, Устав соответствующего образовательного учреждения, Положение о юридической клинике, а также нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность сотрудника полиции [3, 4]. Учитывая особенности организационно-правовой формы образовательных организаций системы МВД России, возможность создания последними юридических клиник в качестве юридического лица не рассматривается. Что же касается юридических клиник как структурного подразделения - это вопрос, входящий в компетенцию учредителя (в отношении рассматриваемых образовательных организаций полномочия учредителя выполняет МВД России).
Полагаем, что под определением понятия «юридическая клиника» в образовательных организациях системы МВД России следует понимать технологию обучения, направленную на формирование профессиональных и профессионально-специальных компетенций, необходимых в профессиональной деятельности сотрудников полиции, способствующую достижению образовательных, педагогических, воспитательных, социально значимых целей.
Создание юридических клиник образовательными организациями системы МВД Рос-
Проблемы правоохранительной деятельности 3’15
43
Наука. Теория. Практика
сии преследует несколько целей. Перечислим, на наш взгляд, наиболее значимые:
a) педагогические (обучение на основе взаимодействия и педагогики сотрудничества);
b) образовательные (подготовка юристов, ориентированных на гуманистические ценности демократического общества; взаимодействие юридической науки и юридической практики; развитие навыков организации и ведения юридической работы и т.д.) [14, с.119-120];
c) воспитательные (профессиональная ориентация, адаптация и специализация студентов; влияние на формирование у студентов активной гражданской позиции и правосознания; укрепление престижа юридической профессии; развитие философии юриста, твердых этических убеждений, понимания гуманности профессии юриста и т.д.);
d) социально значимые (оказание юридической помощи социально незащищенным категориям граждан; повышение уровня правовой культуры, правосознания и юридической грамотности населения региона и пр.).
Тот факт, что юридическое клиническое образование позволяет сократить разрыв между знаниями и навыками, получаемыми студентами юридических факультетов в образовательных организациях, и требованиями работодателей к подготовке специалистов в сфере юриспруденции, находясь при этом на передовой практикоориентированного подхода в образовании и соответствуя современным тенденциям развития образования, является бесспорным. Анализ деятельности юридических клиник в России позволяет высказать предположение о том, что юридическое клиническое образование получает свое развитие в ведущих юридических вузах страны (в их числе Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина, Саратовская государственная академия и т.д.).
Опыт работы юридической клиники позволяет высказать мнение о том, что выбор организационно-правовой формы существования юридической клиники обусловлен правовым статусом вуза, принимающего решение о ее создании. Законодательство предоставляет каждой образовательной организации высшего образования самостоятельно выбрать не только указанные формы, но и определить уровень профессиональных компетенций, необходимых для оказания бесплатной юридической помощи. Соответственно, определяя формы оказания юридической помощи, субъектный состав лиц, участвующих в ее оказании, круг вопросов, по которым предоставляется бесплатная юридическая помощь,
вуз определяет внутреннюю структуру организации и деятельности юридической клиники.
Полагаем, что формы, методы, перечень отраслей права, в которых оказывается бесплатная юридическая помощь, находятся под влиянием специфики образовательного учреждения высшего профессионального образования. Так, юридическая клиника, созданная на базе Академии ФСИН России, ориентирована на оказание первичной юридической помощи сотрудникам и осужденным; юридическая клиника на базе Волгоградской академии МВД России определила более широкий спектр вопросов, по которым оказывается бесплатная юридическая помощь, включив в него наряду с гражданским, семейным, трудовым правом вопросы финансового, уголовного, уголовно-процессуального права и т.д.
Накопленный опыт и анализ деятельности юридических клиник позволяет выявить следующие проблемные аспекты в их деятельности: отсутствие налаженного процесса взаимодействия как между юридическими клиниками, так и последних с государственными органами, адвокатскими палатами, региональными подразделениями Российской ассоциации юристов; возникновение конфликта интересов при оказании бесплатной юридической помощи; отсутствие критериев оценки «эффективности» оказания бесплатной юридической помощи; отсутствие единообразных методических рекомендаций по организации деятельности юридических клиник.
В соответствии с выявленными проблемами полагаем, что в числе приоритетных следует выделить следующие направления развития юридических клиник, в т.ч. и в образовательных организациях системы МВД России:
1. Интеграция юридической клиники в образовательный процесс вуза (создание образовательного «кластера», учебного полигона на базе юридической клиники; введение в курс обучения дисциплин, факультативов, направленных на обеспечение деятельности юридических клиник).
2. Развитие юридического клинического образования, включающее разработку учебнометодических материалов, подготовку пособий, практикумов для студентов и преподавателей, обучение преподавателей интерактивным методам обучения студентов практической деятельности (специальные программы повышения квалификации для преподавателей), проведение межвузовских конференций, семинаров, зимних (летних) школ клиницистов (для студентов и преподавателей) и т.п. ме-
44
Проблемы правоохранительной деятельности 3’15
Наука. Теория. Практика
роприятий, направленных на создание единой образовательной среды в сфере юридического клинического образования [16, с. 8-11].
3. Подготовка минимальных стандартов деятельности юридических клиник, направленных, прежде всего, на обеспечение качества оказываемой курсантами (слушателями) юридической помощи. Начало работы в этом направлении уже положено - стандарты деятельности участников негосударственной системы бесплатной юридической помощи разработаны авторским коллективом Автономной некоммерческой организации «Центр развития юридических клиник» [27].
4. Использование юридической клиники как средства и метода повышения уровня подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России по соответствующим направлениям, формы реализации образовательной программы, позволяющей обеспечить получение обуча-
ющимися студентами (курсантами) профессиональных навыков и компетенций.
5. Развитие и дальнейшее межрегиональное и международное сотрудничества клиник, вузов, правозащитных организаций, СМИ.
Подводя итог рассмотрению роли и места юридических клиник в образовательных организациях системы МВД, отметим, что юридические клиники позволяют приобрести практические навыки по соответствующей специальности, сформировать и применить на практике знания в определенных областях в «лабораторных» условиях. Развитие юридического клинического образования возложено на ведущие юридические вузы страны, обеспечивающие, в том числе, и учебно-методическое обеспечение юридического клинического образования, что, безусловно, становится стимулом для дальнейшего развития системы негосударственной бесплатной юридической помощи.
Литература —
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». http://www.pravo. gov.ru, 30.12.2012
2. Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6725.
3. Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3 «О полиции» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
4. Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ « О службе в органах внутренних дел» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 49 (ч. 1). Ст. 7020.
5. Приказ Минобрнауки России от 28.11.2012 № 994 «Об утверждении Порядка создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридических клиник и порядка их деятельности в рамках негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи» // Российская газета. 2012. № 298.
6. Приказ Минобрнауки РФ от 04.05.2010 № 464 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»)» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. № 26.
7. Приказ Минобрнауки РФ от 14.12.2010 № 1763 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»)» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. № 14.
8. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28.04.2011 № Пр-1168) // Российская газета. 2011. № 151.
9. Бардин Л.Н. Правовые основы поддержки негосударственной системы бесплатной юридической помощи // Юрист. 2014. № 9. С. 25-28.
10. Виноградова ПА. Квалифицированная юридическая помощь как гарантия защиты государством прав человека // Адвокатская практика. 2014. № 3. С. 47-52.
11. Волков А. Сказки о потерянном времени // ЭЖ-Юрист. 2012. № 43. С. 1,3.
12. Гончарова Н.М. Российская модель организации оказания бесплатной юридической помощи // Омбудсмен. 2013. № 2. С. 30-35.
13. Доброхотова Е.Н. Юридические клиники и деятельность pro bono. Их отношение к системам бесплатной юридической помощи // Закон. 2012. № 11. С. 55-62.
14. Ершов Н.Н. «Некоторые проблемы и перспективы развития юридических клиник в образовательных организация системы МВД России // Вопросы гражданского права в деятельности правоохранительных органов: материалы 3-й Международной научно - практической конференции / сборник статей / под ред. Н.Н. Ершова, М.В. Карпычева. - Н.Новгород, 2014. С. 119-120.
15. ЗахаровВ.В. Юридическая клиника в структуре академической подготовки юристов в России XIX - начала XX в. // Актуальные проблемы российского права. 2013. № 7. С. 888-897.
16. КулаковаВ.Ю., Маркова Т.Ю., СамсоноваМ.В. Юридические клиники в России: состояние и перспективы развития // Юридическое образование и наука. 2014. № 2. С. 8-11.
17. Ласкина Н.В, Новикова НА, Лежнева Н.С, Тимофеева НЮ, Слесарев СА, Вахрушева ЮН. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2014.
18. Нарутто С.В. Образовательные технологии в юридической клинике // Актуальные проблемы российского права. 2013. № 7. С. 907-916.
19. Новикова А.Э, Шепелева О.С. Оценка и обеспечение качества программ бесплатной юридической помощи // Закон. 2012. № 11. С. 73-78.
Проблемы правоохранительной деятельности 3’15
45
Наука. Теория. Практика
20. Организация и управление в юридической клинике: опыт практической деятельности в современной России / отв. ред. Л.А.Воскобитова, Л.П. Михайлова, Е.С. Шургина. - М., 2003.
21. Панченко В.Ю. Информационная открытость профессиональной деятельности юристов как фактор повышения качества юридической помощи // Юридический мир. 2013. № 1. С. 65-67.
22. Петикян С.Г. Доступность бесплатной квалифицированной юридической помощи // Юрист. 2014. № 4. С. 9-11.
23. Попова А.Д. Общественные механизмы расширения доступности юридической помощи как часть процесса становления гражданского общества // Гражданское общество в России и за рубежом. 2014. № 1. С. 28-31.
24. Чумакова О.В. Роль государственных юридических бюро в реализации прав граждан на бесплатную юридическую помощь // Современное право. 2014. № 4. С. 46-51.
25. Шугрина Е.С. Юридическая клиника в России: новое или хорошо забытое старое? // Актуальные проблемы российского права. 2013. № 7. С. 898-906.
26. Яшина О.Н. Сравнительно-правовой анализ законодательных актов, принятых субъектами Российской Федерации и регулирующих оказание бесплатной юридической помощи на их территориях // Адвокат. 2013. № 4. С. 35-40.
27. http://codolc.com/news/read/157/
References
1. Federal law of 29.12.2012 № 273-FZ “On education in Russian Federation”. http://www.pravo.gov.ru, 30.12.2012
2. Federal law of 21.11.2011 № 324-FZ “On free legal aid in the Russian Federation” // Sz the Russian Federation. 2011. № 48. PT. 6725.
3. Federal law of 07.02.2011, № 3 “On police” // Collected legislation of the Russian Federation. 2011. № 7. PT. 900.
4. The Federal law from 30.11.2011 № 342-FZ “On service in bodies of internal Affairs” // collected legislation of the Russian Federation. 2011. № 49 (h. 1). PT. 7020.
5. Order of the Ministry of education and science of Russia dated 28.11.2012 № 994 “About approval of the Procedure of creation of educational institutions of higher professional education legal clinics and their activities within the non-state system of rendering free legal aid” // The Russian newspaper. 2012. № 298.
6. Order of the Ministry of education and science of the Russian Federation dated 04.05.2010 № 464 “On approval and enactment of Federal state educational standard of higher professional education on training direction 030900 Jurisprudence (qualification (degree) “bachelor”)” // Bulletin of normative acts of Federal bodies of Executive power. 2010. № 26.
7. Order of the Ministry of education and science of the Russian Federation dated 14.12.2010 № 1763 “On approval and enactment of Federal state educational standard of higher professional education on training direction 030900 Jurisprudence (qualification (degree) “master”)” // Bulletin of normative acts of Federal bodies of Executive power. 2011. № 14.
8. Fundamentals of state policy of the Russian Federation in the sphere of development of legal literacy and legal awareness of citizens (appr. Russian President 28.04.2011 № PR-1168) // Rossiyskaya Gazeta. 2011. № 151.
9. Bardin L.N. Legal framework to support non-governmental systems of free legal aid / Lawyer. 2014. № 9. Pp. 25-28.
10. Vinogradova P.A. Qualified legal advice as a guarantee of government protection of human rights // Law practice. 2014. № 3. P. 47-52.
11. Volkov A. Tale of time lost // EJ-Lawyer. 2012. № 43. P. 1, 3.
12. Goncharova N.M. The Russian model of providing free legal aid // Ombudsman. 2013. № 2. P. 30-35.
13. Dobrokhotova E.N. Legal clinics and pro bono activities. Their relation to systems of free legal aid // Law. 2012. № 11. P. 55-62.
14. Ershov N.N. “Some problems and prospects of development of legal clinics in the educational organization of the Ministry of internal Affairs of Russia // Issues of civil rights in law enforcement: proceedings of the 3rd International scientific - practical conference / collection of articles / under the editorship of N.N. Ershov, M.V. Kirpicheva. - N. Novgorod, 2014. P. 119-120.
15. Zakharov V.V. The Legal clinic in the structure of academic training of lawyers in Russia XIX - early XX century // Actual problems of Russian law. 2013. № 7. P. 888-897.
16. Kulakova V.Yu, Markova T.Yu., Samsonova M.V. The Legal clinic in Russia: state and development prospects // Legal education and science. 2014. № 2. P. 8-11.
1 7. Laskina N.V., Novikova NA, Lezhneva N.S., Timofeeva N.Yu, Slesarev SA., Vakhrusheva Yu.N. Commentary to the Federal law of 29 December 2012 № 273-FZ “On education in Russian Federation” (itemized) // ATP ConsultantPlus. 2014.
18. Narutto S.V Educational technologies in the legal clinic // Actual problems of Russian law. 2013. № 7. P. 907-916.
19. Novikova AE, Shepeleva O.S. Evaluation and quality assurance of programs of free legal aid // Law. 2012. № 11. P. 73-78.
20. Organization and management of the legal clinic: practical experience in modern Russia / OTV. edited by L.A. Voskobitova, L.P. Mikhailova, E.S. Sargina. - M., 2003.
21. Panchenko V.Yu. Transparency of professional activity of lawyers as a factor of improving the quality of legal assistance // Legal world. 2013. № 1. P. 65-67.
22. Petikyan S.G. The Availability of free qualified legal assistance / Lawyer. 2014. № 4. P. 9-11.
23. Popova A.D. Public mechanisms to increase the availability of legal aid as part of the process of formation of civil society // Civil society in Russia and abroad. 2014. № 1. P. 28-31.
24. Chumakova O.V. The Role of the state legal bureaus in the implementation of the rights of citizens to free legal aid // the Modern right. 2014. № 4. P. 46-51.
25. Shugrina E.S. Legal clinic in Russia: a new or well forgotten old? // Actual problems of Russian law. 2013. № 7. P. 898-906.
26. Yashina O.N Comparative legal analysis of legislative acts adopted by subjects of the Russian Federation and regulating the provision of free legal assistance in their areas // The Lawyer. 2013. № 4. P.35-40.
27. http://codolc.com/news/read/157/
(Статья сдана в редакцию 17.07.2015)
46
Проблемы правоохранительной деятельности 3’15