Научная статья на тему 'Юридическая клиника как форма интерактивного обучения юристов'

Юридическая клиника как форма интерактивного обучения юристов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
727
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Огарёв-Online
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / НАСЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ И УМЕНИЯ / СТУДЕНТ КЛИНИЦИСТ / ЮРИДИЧЕСКАЯ КЛИНИКА / ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Данилина Ольга Петровна, Хохлова Елена Михайловна

В статье юридическая клиника рассматривается как форма обучения студентов-юристов. Формируется понятийный аппарат и анализируется деятельность юридической клиники, ее целей и способов обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the legal clinic as a form of law students’ training. The study formulates the conceptual framework of legal clinics. The authors analyze the activities of legal clinic, its objectives and training methods.

Текст научной работы на тему «Юридическая клиника как форма интерактивного обучения юристов»

ДАНИЛИНА О. П., ХОХЛОВА Е. М.

ЮРИДИЧЕСКАЯ КЛИНИКА КАК ФОРМА ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ЮРИСТОВ Аннотация. В статье юридическая клиника рассматривается как форма обучения студентов-юристов. Формируется понятийный аппарат и анализируется деятельность юридической клиники, ее целей и способов обучения.

Ключевые слова: юридическая клиника, интерактивный метод обучения, юридическая помощь, население, студент-клиницист, профессиональные навыки и умения.

DANILINA O. P., KHOKHLOVA E. M.

LEGAL CLINIC AS A FORM OF LAWERS' INTERACTIVE TRAINING Abstract. The article considers the legal clinic as a form of law students' training. The study formulates the conceptual framework of legal clinics. The authors analyze the activities of legal clinic, its objectives and training methods.

Keywords: legal clinic, interactive training method, legal aid, population, student-clinician, professional skills and abilities.

В последнее время все чаще в юридических кругах обсуждаются вопросы о кардинально новых методиках и интерактивных формах обучения студентов-юристов. Следует признать, что существующие формы и процесс образования в значительной степени устарели. Лекции, семинары, коллоквиумы, зачеты и экзамены - все это было 100-200 лет назад и существует и сегодня. Современные реалии требуют большей свободы творчества при проведении занятий, поэтому интерактивные методы, опираясь на «инновационность», «современность», «практичность» стали популярными в образовательном процессе [1, с. 4].

Следует отметить, что основной базой любого интерактивного метода обучения является юридическая практика. Несомненно, профессия юриста требует не только знания теоретического материала, но и способности применить его на практике. В этой связи становится не так важно, какие формы интерактивного обучения студентов использует преподаватель. Это могут быть открытые лекции с юристами-профессионалами, которые на практике многого достигли, дебаты, ситуационно-ролевые игры, учебный суд и т.д. С первого курса основной задачей является обучение студентов-юристов трезвому оцениванию и пониманию происходящего в судах, органах управления и, конечно же, взаимоотношениям между людьми. Будущий юрист с первых дней обучения должен воспринимать право не только как теоретический материал, но и как «живое», постоянно

изменяющееся и динамичное явление. В этой связи перед преподавателем ставится задача привить студенту новые знания и умения для работы с реальным материалом в обычной жизни.

Рассмотрим клиническую форму обучения юристов как интерактивный метод. Для начала нужно дать ответы на вопросы: Что такое юридическая клиника? Какое место этот метод занимает среди других интерактивных методов обучения студентов?

Одно из первых упоминаний о юридической клинике содержится в статье профессора А. Люблинского под названием «О «юридических клиниках». Российское понимание термина «юридическая клиника», опубликованной в январе 1901 года [2, с. 175]. В ней автор описывает то, как он видит юридическую клинику в России, обозначает ее основные принципы, цели и задачи. В статье указано на каких началах строится данная деятельность:

1) в юридические клиники будут обращаться те, кто нуждается в юридической помощи, при этом данная помощь должна быть оказана на безвозмездной и бесплатной основе;

2) так как юридическая помощь оказывается студентами-клиницистами под руководством заведующего, то данная деятельность не должна выходить за пределы данной аудитории, поскольку данные лица не могут выступать в суде или административных учреждениях;

3) если основной массой людей, обратившихся за помощью, является бедное население, то можно сделать вывод о том, что юридические клиники - это особый вид благотворительных учреждений;

4) оказывая юридическую помощь населению бесплатно, юридические клиники подают серьезную заявку для конкуренции с профессионалами, осуществляющими адвокатскую деятельность;

5) в силу того, что юридические клиники требуют основательной теоретической подготовки, введение данной формы обучения становится возможным только для студентов старших курсов в обязательном порядке.

Еще одно определение юридической клиники дается Худойкиной Т. В. в статье «Юридическая клиника как инновационная форма обучения студентов-юристов», в которой говорится, что «сущность юридической клиники как инновационной формы обучения студентов-юристов, представляющей собой организационную структуру, осуществляющую клиническое юридическое обучение, которое позволяет учащимся приобретать практические (профессиональные) навыки на «живых» делах и реальных проблемах» [3, с. 20].

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что юридическая клиника - это форма обучения студентов-юристов, заключающаяся в оказании бесплатной, специализированной, безвозмездной, профессиональной юридической помощи нуждающемуся населению, посредством приобретенных ими практических навыков и использования их в практической сфере.

Важно отметить, что население на сегодняшний момент обладает очень низким уровнем правовой грамотности. Из этого следует вывод о том, что не каждый человек может верно и четко сформулировать суть своей проблемы. Так, например, на вопрос Корреспондента ИА «ГАРАНТ»: «Как Президент и как юрист, скажите, пожалуйста, Владимир Владимирович, насколько высока правовая культура у россиян сегодня? Как повысить правовую грамотность наших граждан, и с какого возраста это следует начинать?» - заданный на Ежегодной большой пресс-конференции Президента России В. В. Путина, был дан ответ: «Как в детских садах учат элементарной грамоте, начинают приобщать к культуре в семьях, так же нужно прививать и правовую культуру. И если уровень правовой культуры у нас еще не очень высокий, то в этом виноваты не граждане, а государство само» [4]. В связи с этим стоит сказать, что одной из целей юридических клиник является повышение уровня правовой грамотности населения.

Рассматривая юридические клиники как форму интерактивного обучения студентов-юристов, не следует забывать об их социальной направленности. Клиническое юридическое образование - это одна из методик преподавания в юридических вузах, посредством которой студенты оказывают квалифицированную помощь реальным клиентам под руководством преподавателей и практикующих юристов. Так, клиническое юридическое образование позволяет студентам-юристам полностью реализовать на практике полученные навыки и научиться применять нормы права в реальной профессиональной ситуации. Поэтому, они стремятся к достижению самых разных целей, включая защиту прав и свобод человека и гражданина, прав потребителей, окружающей среды, интересов уязвимых социальных групп и т. д.

Деятельность юридических клиник строится не только на основе оказания правовой помощи населению. Большая часть вопросов, с которой обращаются граждане, касается не правовых отношений, а кардинально иных видов социальных отношений. Зачастую граждане, обращаясь за помощью к юристам, пытаются с помощью правовых средств, разрешить свои морально-этические конфликты или споры. Большинство таких конфликтов вытекает, как правило, из сферы семейных отношений. К наиболее частым случаям относятся: недовольство соседей по поводу развернувшегося у вас дома ремонта, конфликт супругов на фоне брачно-семейных обязательств и т. д. Студенты, которые

участвуют в разрешении таких дел, учатся применению не только юридических норм в отношении данного конфликта, но и морально-этических, сложившихся в нашем обществе.

Итак, следует признать, что юридические клиники являются современной и необходимой интерактивной формой обучения будущих юристов, деятельность которых не должна заканчиваться простым консультированием населения. При проведении мастер-классов специалистами разных отраслей права у студентов-клиницистов формируется полная, реальная картина действительности, им прививаются профессиональные, психологические и этические навыки, что еще раз говорит о социальной направленности деятельности юридических клиник.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гутников А. Б. Чему послужит интерактивное обучение в юридическом вузе XXI века? О методах и не только // Современные формы и методы обучения праву: Материалы Всероссийской научно-методической конференции (Санкт-Петербург, г. Пушкин, 1-3 февраля 2008 г.). - Саратов, 2008. - С. 5-12.

2. Люблинский А. О «юридических клиниках». Российское понимание термина «юридическая клиника» // Журнал Министерства Юстиции. - 1901. - Кн. 1. - С. 175-181.

3. Худойкина Т. В. Юридическая клиника как инновационная форма обучения студентов-юристов // Интеграция образования. - 2014. - Т. 18. - № 1 (74). - С. 19-24.

4. СПС «Гарант». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.tver.ru/content/vypusk-novostei-ot-190208.

5. Федеральный закон от 21.11.2011 N 324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/12191964.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.