ДАНИЛИНА О. П., ХОХЛОВА Е. М.
ЮРИДИЧЕСКАЯ КЛИНИКА КАК ФОРМА ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ЮРИСТОВ Аннотация. В статье юридическая клиника рассматривается как форма обучения студентов-юристов. Формируется понятийный аппарат и анализируется деятельность юридической клиники, ее целей и способов обучения.
Ключевые слова: юридическая клиника, интерактивный метод обучения, юридическая помощь, население, студент-клиницист, профессиональные навыки и умения.
DANILINA O. P., KHOKHLOVA E. M.
LEGAL CLINIC AS A FORM OF LAWERS' INTERACTIVE TRAINING Abstract. The article considers the legal clinic as a form of law students' training. The study formulates the conceptual framework of legal clinics. The authors analyze the activities of legal clinic, its objectives and training methods.
Keywords: legal clinic, interactive training method, legal aid, population, student-clinician, professional skills and abilities.
В последнее время все чаще в юридических кругах обсуждаются вопросы о кардинально новых методиках и интерактивных формах обучения студентов-юристов. Следует признать, что существующие формы и процесс образования в значительной степени устарели. Лекции, семинары, коллоквиумы, зачеты и экзамены - все это было 100-200 лет назад и существует и сегодня. Современные реалии требуют большей свободы творчества при проведении занятий, поэтому интерактивные методы, опираясь на «инновационность», «современность», «практичность» стали популярными в образовательном процессе [1, с. 4].
Следует отметить, что основной базой любого интерактивного метода обучения является юридическая практика. Несомненно, профессия юриста требует не только знания теоретического материала, но и способности применить его на практике. В этой связи становится не так важно, какие формы интерактивного обучения студентов использует преподаватель. Это могут быть открытые лекции с юристами-профессионалами, которые на практике многого достигли, дебаты, ситуационно-ролевые игры, учебный суд и т.д. С первого курса основной задачей является обучение студентов-юристов трезвому оцениванию и пониманию происходящего в судах, органах управления и, конечно же, взаимоотношениям между людьми. Будущий юрист с первых дней обучения должен воспринимать право не только как теоретический материал, но и как «живое», постоянно
изменяющееся и динамичное явление. В этой связи перед преподавателем ставится задача привить студенту новые знания и умения для работы с реальным материалом в обычной жизни.
Рассмотрим клиническую форму обучения юристов как интерактивный метод. Для начала нужно дать ответы на вопросы: Что такое юридическая клиника? Какое место этот метод занимает среди других интерактивных методов обучения студентов?
Одно из первых упоминаний о юридической клинике содержится в статье профессора А. Люблинского под названием «О «юридических клиниках». Российское понимание термина «юридическая клиника», опубликованной в январе 1901 года [2, с. 175]. В ней автор описывает то, как он видит юридическую клинику в России, обозначает ее основные принципы, цели и задачи. В статье указано на каких началах строится данная деятельность:
1) в юридические клиники будут обращаться те, кто нуждается в юридической помощи, при этом данная помощь должна быть оказана на безвозмездной и бесплатной основе;
2) так как юридическая помощь оказывается студентами-клиницистами под руководством заведующего, то данная деятельность не должна выходить за пределы данной аудитории, поскольку данные лица не могут выступать в суде или административных учреждениях;
3) если основной массой людей, обратившихся за помощью, является бедное население, то можно сделать вывод о том, что юридические клиники - это особый вид благотворительных учреждений;
4) оказывая юридическую помощь населению бесплатно, юридические клиники подают серьезную заявку для конкуренции с профессионалами, осуществляющими адвокатскую деятельность;
5) в силу того, что юридические клиники требуют основательной теоретической подготовки, введение данной формы обучения становится возможным только для студентов старших курсов в обязательном порядке.
Еще одно определение юридической клиники дается Худойкиной Т. В. в статье «Юридическая клиника как инновационная форма обучения студентов-юристов», в которой говорится, что «сущность юридической клиники как инновационной формы обучения студентов-юристов, представляющей собой организационную структуру, осуществляющую клиническое юридическое обучение, которое позволяет учащимся приобретать практические (профессиональные) навыки на «живых» делах и реальных проблемах» [3, с. 20].
Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что юридическая клиника - это форма обучения студентов-юристов, заключающаяся в оказании бесплатной, специализированной, безвозмездной, профессиональной юридической помощи нуждающемуся населению, посредством приобретенных ими практических навыков и использования их в практической сфере.
Важно отметить, что население на сегодняшний момент обладает очень низким уровнем правовой грамотности. Из этого следует вывод о том, что не каждый человек может верно и четко сформулировать суть своей проблемы. Так, например, на вопрос Корреспондента ИА «ГАРАНТ»: «Как Президент и как юрист, скажите, пожалуйста, Владимир Владимирович, насколько высока правовая культура у россиян сегодня? Как повысить правовую грамотность наших граждан, и с какого возраста это следует начинать?» - заданный на Ежегодной большой пресс-конференции Президента России В. В. Путина, был дан ответ: «Как в детских садах учат элементарной грамоте, начинают приобщать к культуре в семьях, так же нужно прививать и правовую культуру. И если уровень правовой культуры у нас еще не очень высокий, то в этом виноваты не граждане, а государство само» [4]. В связи с этим стоит сказать, что одной из целей юридических клиник является повышение уровня правовой грамотности населения.
Рассматривая юридические клиники как форму интерактивного обучения студентов-юристов, не следует забывать об их социальной направленности. Клиническое юридическое образование - это одна из методик преподавания в юридических вузах, посредством которой студенты оказывают квалифицированную помощь реальным клиентам под руководством преподавателей и практикующих юристов. Так, клиническое юридическое образование позволяет студентам-юристам полностью реализовать на практике полученные навыки и научиться применять нормы права в реальной профессиональной ситуации. Поэтому, они стремятся к достижению самых разных целей, включая защиту прав и свобод человека и гражданина, прав потребителей, окружающей среды, интересов уязвимых социальных групп и т. д.
Деятельность юридических клиник строится не только на основе оказания правовой помощи населению. Большая часть вопросов, с которой обращаются граждане, касается не правовых отношений, а кардинально иных видов социальных отношений. Зачастую граждане, обращаясь за помощью к юристам, пытаются с помощью правовых средств, разрешить свои морально-этические конфликты или споры. Большинство таких конфликтов вытекает, как правило, из сферы семейных отношений. К наиболее частым случаям относятся: недовольство соседей по поводу развернувшегося у вас дома ремонта, конфликт супругов на фоне брачно-семейных обязательств и т. д. Студенты, которые
участвуют в разрешении таких дел, учатся применению не только юридических норм в отношении данного конфликта, но и морально-этических, сложившихся в нашем обществе.
Итак, следует признать, что юридические клиники являются современной и необходимой интерактивной формой обучения будущих юристов, деятельность которых не должна заканчиваться простым консультированием населения. При проведении мастер-классов специалистами разных отраслей права у студентов-клиницистов формируется полная, реальная картина действительности, им прививаются профессиональные, психологические и этические навыки, что еще раз говорит о социальной направленности деятельности юридических клиник.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гутников А. Б. Чему послужит интерактивное обучение в юридическом вузе XXI века? О методах и не только // Современные формы и методы обучения праву: Материалы Всероссийской научно-методической конференции (Санкт-Петербург, г. Пушкин, 1-3 февраля 2008 г.). - Саратов, 2008. - С. 5-12.
2. Люблинский А. О «юридических клиниках». Российское понимание термина «юридическая клиника» // Журнал Министерства Юстиции. - 1901. - Кн. 1. - С. 175-181.
3. Худойкина Т. В. Юридическая клиника как инновационная форма обучения студентов-юристов // Интеграция образования. - 2014. - Т. 18. - № 1 (74). - С. 19-24.
4. СПС «Гарант». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.tver.ru/content/vypusk-novostei-ot-190208.
5. Федеральный закон от 21.11.2011 N 324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/12191964.