Научная статья на тему 'Моделирование практических занятий по оказанию правовых услуг'

Моделирование практических занятий по оказанию правовых услуг Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
404
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Огарёв-Online
Область наук
Ключевые слова
ГРУППОВАЯ ДИСКУССИЯ / ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПОГРУЖЕНИЕ В ПРАКТИКУ / ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ / ЭЛЕКТРОННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ КЛИНИКА / ЮРИДИЧЕСКАЯ КЛИНИКА / ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / ЮРИДИЧЕСКОЕ КЛИНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кляченкова Ирина Сергеевна

В статье рассмотрены модели практических занятий по оказанию правовых услуг. Выявлено, что именно практическое обучение играет доминирующую роль в получении полноценных знаний и навыков в области юриспруденции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the models of practical classes on providing legal services. The authors demonstrate that practical training plays the dominating role in gaining comprehensive knowledge and skills in law.

Текст научной работы на тему «Моделирование практических занятий по оказанию правовых услуг»

КЛЯЧЕНКОВА И. С.

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ОКАЗАНИЮ ПРАВОВЫХ УСЛУГ Аннотация. В статье рассмотрены модели практических занятий по оказанию правовых услуг. Выявлено, что именно практическое обучение играет доминирующую роль в получении полноценных знаний и навыков в области юриспруденции.

Ключевые слова: юридическое клиническое образование, юридическая клиника, юридическая помощь, практическое занятие, демонстрационный эксперимент, погружение в практику, электронная юридическая клиника, групповая дискуссия, интерактивное обучение.

KLYACHENKOVA I. S.

MODELS OF PRACTICAL CLASSES ON PROVIDING LEGAL SERVICES Abstract. The article considers the models of practical classes on providing legal services. The authors demonstrate that practical training plays the dominating role in gaining comprehensive knowledge and skills in law.

Keywords: legal clinical education, legal clinic, legal aid, practical class, demonstration experiment, immersion in practice, electronic legal clinic, group discussion, interactive training.

Российская Федерация - это правовое государство. Одним из основных свойств правового государства является наличие такого принципа, как равенство перед законом. В свою очередь он включает в себя такую составляющую, как равный доступ к правовой системе. «Это положение актуально в современной России, так как некоторые люди из-за социального неравенства не всегда имеют возможность и большие шансы на выигрыш судебного дела, в отличие от тех, граждан, которые имеют лучший доступ к ресурсам для защиты своих интересов» [5, с. 117]. Сглаживание подобных тенденций сопряжено с наличием многих трудностей. Государство всячески пытается поддержать незащищенные слои населения, проводит соответствующую политику и принимает правовые акты. Так, 15 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон №324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (далее Федеральный закон) [1]. Настоящим Федеральным законом устанавливается: гражданам Российской Федерации предоставляются гарантии на получение бесплатной юридической помощи в России, сформированы организационно-правовые основы создания государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи и организационно-правовые основы деятельности по правовому информированию и правовому просвещению населения [6, с. 11].

Федеральный закон закрепил, что участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи являются юридические клиники. «Целью создания данных юридических клиник является, с одной стороны, оказание консультативной и иной правовой помощи населению, а с другой - получение студентами практических навыков, необходимых в их будущей профессии» [2, с. 127].

Проблема качества юридического образования связана с тем, что современному юридическому образованию присущ учебный план, насыщенный теоретическими дисциплинами. Однако явно недостаточно предметов, позволяющих обучать практическим навыкам. Это приводит к тому, что при изучении каждой из дисциплин акцент делается, прежде всего, на предмет и метод, содержание и специфику дисциплины. Во время прохождения практики (зачастую в правоохранительных, судебных органах или властных структурах) студенты вместо реальной юридической работы занимались и занимаются преимущественно технической деятельностью - подшивают дела и разносят повестки. Поэтому во многих случаях практика студентов сводится к пассивному наблюдению за деятельностью практикующих юристов.

Еще в 1855 году Д. И. Мейер в работе «О значении практики в системе современного юридического образования» обосновывает необходимость клинической формы подготовки юристов. На сегодняшний день почти по всех вузах при юридических факультетах созданы или создаются юридические клиники. В этой связи поясним термин «юридическая клиника».

В частности, профессор Т. В. Худойкина пишет: «термин юридическая клиника используется сегодня в двух значениях: 1) как организационная структура; 2) как специальная учебная программа. В первом значении юридическая клиника представляет собой структурное подразделение, в котором студенты вырабатывают практические навыки, т. е. клиникой называется место, где студент может практически применить свои знания. В такой организации будущие юристы, учатся правильно опрашивать клиентов, квалифицированно их консультировать, технически точно составлять исковые заявления и другие юридические документы, разрешать сложные этико-профессиональные проблемы и т. д. Во втором значении юридическая клиника понимается как клиническая учебная программа, а именно образовательная программа профессиональной подготовки социально ориентированных юристов» [2, с. 19].

Большую роль в подготовке студентов-юристов играет практика. И для того, чтобы студенты смогли правильно оказывать юридическую помощь гражданам, им необходима тщательная подготовка. Достигнуть хорошего результата можно путем моделирования практических занятий по оказанию правовых услуг.

На практических занятиях могут применяться различные интерактивные методы обучения, например, «мозговой штурм, ролевая игра, разбор фабул, работа в малых группах, анализ дела, тренинг и др.» [4, а 20].

Мы считаем, что одним из практических занятий должно быть «занятие-наблюдение» или можно назвать его «демонстрационный эксперимент». Как в медицинской клинике студенты-практиканты следят за действиями своего врача-наставника, например, при осмотре больного, проведении операции, беседы с больным, так и студенты-юристы должны воочию понаблюдать за деятельностью практикующего юриста при общении с гражданами, посмотреть какие методы он при этом использует, в какой манере происходит общение, как задаются вопросы, как проводится первоначальное консультирование обратившегося за помощью в юридическую клинику. Так, например, такое занятие практикуется при подготовке студентов к работе в юридической клинике в Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева. Студенты выпускного курса, под руководством преподавателей, демонстрируют на своем примере как проводить приемы граждан в юридической клинике. При необходимости разыгрываются различные трудные ситуации, которые могут возникнуть на практике, показываются пути их решения. Также старшекурсники отвечают на вопросы студентов, которые только планируют начать работу в юридической клинике. Данное занятие должно способствовать формированию у студента представления о реальной практической деятельности юриста и в дальнейшем помочь ему в проведении самостоятельной консультации.

Следующей моделью, продолжением демонстрационного эксперимента, может служить практическое индивидуальное задание, модель погружения в практику каждого студента. Она учит клинициста самостоятельности, этической культуре юриста. Полученный навык с помощью данного вида занятия студент должен попытаться воплотить в жизнь и сам поучаствовать в консультации обратившегося гражданина по оказанию правовой помощи. Обратившимся гражданином в данной модели занятия и обучения может стать, например, преподаватель или же студент, уже проводивший прием граждан. В результате у студента формируется еще одно качество - первоначальное профессиональное общение с гражданами.

Следует рассмотреть и такую модель практических занятий как решение правовых задач. Данное занятие требует от студентов крайней внимательности и способности правильно оценивать ту или иную правовую ситуацию. Чтобы прийти к правильному решению задачи студенту-юристу необходимо проанализировать достаточно большой массив законодательства, выбрать конкретную правовую норму, под действие которой подпадает данная ситуация (задача). При необходимости нужно ознакомиться с практикой судов и постановлений Верховного суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного

суда Российской Федерации. Решение правовых задач развивает у студента логическое мышление, способность анализировать, правильно ориентироваться при выборе той или иной отрасли права, знакомит студента с проблемами, которые могут возникнуть при применении закона.

Полезна будет и такая модель практического занятия, как групповая дискуссия. Давно известно, что в юридической науке существует множество спорных вопросов, которые обсуждаются специалистами, учеными разных отраслей права. Постоянно ведутся дискуссии относительно правильности толкования закона, его применения, трансформирования законодательства. Соответственно и клиницисты столкнуться с этим положением в мире юридической науки и практики. Поэтому групповые дискуссии должны обучить студента правильно истолковывать норму права, а не придерживаться только ее буквального толкования. Также при ее проведении у студента вырабатываются такие навыки, как умение слушать и взаимодействовать с другими участниками дискуссии, рассматривать предмет спора со всех сторон, обосновывать и главное доказывать свою точку зрения, при этом опираясь на нормы права, проявление лидерских качеств, умение находить нетипичные или новые решения тех или иных ситуаций.

Интерес представляет и такая модель как творческое занятие. На нем студентам может быть предложено, например, графически (нарисовать, начертить) изобразить ту или иную ситуацию, то есть разложить ее по частям, также - составить фабулу какого-либо дела. Данная модель обучения позволяет выявить видение студентом сути дела, то есть, то, как он его воспринял, позволяет наставнику-преподавателю проанализировать это видение, вычленить ошибки и указать на них клиницисту. Способствует это и групповому взаимодействию студентов-клиницистов.

Немаловажным в работе студента-клинициста является и помощь гражданам в составлении каких-либо юридических документов: справок, писем, ходатайств, учредительных документов, составление исковых заявлений, встречных исков, кассационных жалоб, заявлений на принесение протестов, отзывов на исковое заявление, составление предпринимательских договоров, сопутствующих документов. Для этого нужно организовывать такую модель практического занятия, как «работа с документами». Модель требует от студента усидчивости, аккуратности, знаний делопроизводства, грамотности и все это развивается в процессе проведения занятий, методом проб и ошибок.

Профессия юриста сложна не только тем, что требует постоянного повышения квалификации, обновления знаний, так как применяемое законодательство постоянно меняется, но и тем, что каждая ситуация, которую приходится разбирать юристу, влияет на него не только как на профессионала, но в первую очередь и как на человека. Юрист

пропускает все эмоции через себя. Поэтому, мы считаем, что уже со студенчества необходимо проводить такое практическое занятие, как «психологический тренинг». Необходимо подготовить студентов-юристов к психологическим трудностям, которые могут возникнуть при осуществлении юридической деятельности. Основными задачами данной психологической подготовки могут служить: выработка психологической устойчивости студента-юриста при возникновении различных трудных ситуаций, формирование навыков и умений поведения в стрессовых ситуациях и др. Чтобы прийти к положительным результатам и достижению поставленных задач, для студента, при практическом занятии, можно искусственно сформировывать затруднительные ситуации, при этом руководитель со стороны наблюдает за клиницистом, при необходимости поправляет его или помогает ему.

Нельзя не отметить, что в современных условиях необходима для применения такая модель практического занятия, как компьютерное обучение. Просмотр различного рода презентаций, а возможно и онлайн бесед, или проведение онлайн конференций вносит достаточно большой вклад в обучение студента-юриста, развивает его кругозор, позволяет зрительно усваивать необходимую информацию. Интернет позволяет быстро воспользоваться справочно-правовыми системами, в которых мы можем ознакомиться, например, с каким-либо нормативно-правовым актом в его действующей редакции. Это достаточно упрощает работу клинициста.

Следует отметить, что А. В. Дружинина предлагает создать электронную юридическую клинику. Она пишет, что «Современная юридическая клиника - это сочетание традиционных форм (консультирование при личном приеме граждан по правовым вопросам, оказание помощи в составлении заявлений, жалоб, претензий, запросов и др. документации) и инновационных форм, включающих, прежде всего, оказание правовой помощи населению на основе электронных технологий: электронное онлайн консультирование, электронное делопроизводство...» [3, а 80]. «Представляется целесообразным организовать следующим образом деятельность электронной юридической клиники (юридической клиники онлайн): на официальном сайте вуза создается раздел «Электронная юридическая клиника», действующая для зарегистрированных пользователей в режиме, как открытого форума, так и форума, функционирующего на условиях анонимности» [3, а 81]. Возможно, что интерактивное обучение в будущем будет играть доминирующую роль в процессе обучения оказанию правовых услуг.

Итак, возможны различные модели практических занятий по оказанию правовых услуг: «групповая дискуссия», «составление юридических документов», «психологический тренинг» и др., но наиболее эффективным из них является «практическое индивидуальное задание». Их применение необходимо при обучении студентов-юристов, а также важно

вырабатывать новые практико-ориентированные варианты обучающих занятий. Все это является важной составляющей современного юридического клинического образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации: Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - № 48. -ст. 6725.

2. Брыжинская Г. В., Худойкина Т. В. Подготовка социально ориентированного юриста // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». - 2013. - № 56-1. - С. 127-128.

3. Дружинина А. В. Формирование компетенций в процессе обучения студентов-бакалавров в юридической клинике // Научно-исследовательские публикации. - 2014. - № 8 (12). - С. 78-82.

4. Худойкина Т. В. Юридическая клиника как инновационная форма обучения студентов-юристов // Интеграция образования. - 2014. -Т. 18. - № 1 (74). - С. 19-24.

5. Худойкина Т. В. Законодательные основы и практические проблемы оказания бесплатной юридической помощи в Республике Мордовия // Финно-угорский мир. - 2013. -№ 3 (16). - С. 115-119.

6. Hydoykina T. V., Evteeva S. G. The free qualified legal aid in Russia: theoretical and practical problems // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2013. - Т. 6. - № 1. - С. 11-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.