Научная статья на тему 'Техника клинического юридического обучения'

Техника клинического юридического обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
482
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Огарёв-Online
Область наук
Ключевые слова
КЛИНИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / МЕТОД / МЕТОДИКА / ПРИЕМ / ТЕХНИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Милаева Ольга Геннадьевна, Хохлова Елена Михайловна

В статье определяется понятие «техника» применительно к клиническому обучению студентов-юристов. Анализируется практическая деятельность юридической клиники, раскрывается ее социальная направленность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the term "technique" in relation to clinical education of law students. The authors analyze the practical activities of a legal clinic and its social orientation.

Текст научной работы на тему «Техника клинического юридического обучения»

МИЛАЕВА О. Г., ХОХЛОВА Е. М. ТЕХНИКА КЛИНИЧЕСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье определяется понятие «техника» применительно к клиническому обучению студентов-юристов. Анализируется практическая деятельность юридической клиники, раскрывается ее социальная направленность.

Ключевые слова: техника, клиническое обучение, прием, метод, методика.

MILAEVA O. G., KHOKHLOVA E. M. TECHNIQUES OF CLINICAL LEGAL TRAINING

Abstract. The article considers the term "technique" in relation to clinical education of law students. The authors analyze the practical activities of a legal clinic and its social orientation.

Keywords: technique, clinical training, method, methodology.

Понятие «техника» трактуется в науке неоднозначно. Так, по C. И. Ожегову, техника - совокупность навыков и приемов в каком-либо виде деятельности, мастерства [1, с.795]. Техника рассматривается, как «совокупность орудий и средств труда, применяемых в общественном производстве, а также область человеческой деятельности, связанная с их изготовлением, применением и усовершенствованием»; как «совокупность машин, механических орудий, устройств»; как «совокупность профессиональных приемов, используемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве» [2, с. 363].

В правовой действительности под техникой понимается система методологий, отражающих движение научного знания через техническую деятельность с помощью совокупности технических устройств (средств, приемов) к получению необходимого результата. Применительно к юридической деятельности следует говорить о юридической технике, к законотворчеству - о законотворческой, к сфере правоприменения - о правоприменительной. При этом предикат «юридическая», «законодательная», «правоприменительная», отражающий конкретную функциональную принадлежность, является исключительно показателем направленности конкретного вида юридической деятельности, а не отражением сущности категории «техника» [3, с. 254].

Техника клинического юридического обучения представляется нам как искусство, которое осуществляется поэтапно на основе системы методологий преподавания дисциплин студентам-клиницистам, совокупности средств, приемов и методик.

Техника клинического юридического обучения в юридической деятельности необходима и обоснованно востребована. В настоящее время в негосударственной системе оказания бесплатной юридической помощи все актуальнее становится такой феномен, как

1

«юридическая клиника». Популярность юридических клиник объясняют такие факторы, как всеобщий доступ, безвозмездность правовой помощи, сохранение правовых консультаций для населения на правах структурных подразделений вузов. Кроме того, в сфере юридического образования все более востребованной становится практическая, компетентностная составляющая, а современное общество приходит к выводу необходимости увеличения числа субъектов оказания бесплатной качественной юридической помощи.

Термин «юридическая клиника» используется в разных значениях. В первом значении юридическая клиника представляет собой структурное подразделение, в котором студенты вырабатывают практические навыки, т. е. клиникой называется место, где студент может практически применить свои знания. В такой организации будущие юристы учатся правильно опрашивать клиентов, квалифицированно их консультировать, технически точно составлять исковые заявления и другие юридические документы, разрешать сложные этико-профессиональные проблемы и т. д.

Во втором значении юридическая клиника понимается как клиническая учебная программа, а именно образовательная программа профессиональной подготовки социально ориентированных юристов. В этом плане можно применять такие категории, как клиническое юридическое образование, клиническое юридическое обучение, которое реализуется на базе юридических клиник как структурных подразделений, создающихся при высших учебных заведениях или общественных организациях, где студенты под руководством преподавателей бесплатно оказывают юридическую помощь малоимущим и другим социально слабозащищенным гражданам [4, с. 19].

Деятельность юридической клиники складывается из образовательного и социального направлений необходимых для ее реализации. Первое предусматривает дополнительное обучение студентов-клиницистов, в рамках которого вырабатываются практические навыки юриста. Оно направленную на профессиональную подготовку квалифицированных юристов. Второе направление деятельности юридической клиники заключается в непосредственной юридической помощи населению, в первую очередь малоимущим гражданам, т. е. тем, кому оплатить услуги адвоката представляется затруднительным. Преимущество юридического клинического образования в том, что студент должен не просто держать в памяти информацию, полученную в рамках основного обучения, но и уметь ее применить на практике [5, с. 111].

Деятельность юридической клиники включает клиническое обучение студентов-юристов, их работу в приемной юридической клиники. В некоторых клиниках осуществляются выездные мероприятия.

Для того, чтобы правовое консультирование студентами-юристами было наиболее эффективно как для консультирующей стороны, так и для консультируемой, необходимо пройти клиническое юридическое обучение, заключающееся в приобретении соответствующих навыков, компетенций, методов работы с клиентами предусмотренных учебными программами. Данный вид обучения должен быть последовательным и поэтапным. Так, теоретическая основа правового анализа ситуации и информирования клиента как составная часть обучения студентов юридической клиники должна включать следующие аспекты: анализ правовой ситуации; основы правового информирования; способы получения и передачи информации; использование справочно-правовых систем [6, с. 157-158].

В технике клинического юридического обучения применяются разные приемы, способы и методики, составляющих технику клинического юридического обучения. Так, по источнику получения знаний студентом-клиницистом в процессе обучения можно выделить словесные, практические и наглядные методы. Словесные методы включают в себя устные лекции преподавателей, объяснения, инструктажи, рассказы, беседы. В группу практических методов обучения входят практические задания, тренинги, деловые игры, анализ и решение конфликтных ситуаций. В группу наглядных относят демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей, использование технических средств, просмотр кино- и телепрограмм.

Технику клинического юридического обучения составляют определенные формы и способы. В способах обучения выделяют: индивидуальное обучение; индивидуально-групповой способ; групповой способ; коллективный способ. Формами организации обучения студентов-клиницистов являются лекции, юридические консультации, а также практические семинары.

Клиническое обучение направлено на накопление, углубление знаний и овладение приемами для оперирования ими в процессе профессиональной деятельности. При формировании приемов и навыков у студентов-клиницистов, ознакомлении их с основными понятиями юридической клиники и этапами приема граждан проводятся специальные учебные курсы, практические семинары, разработанные преподавателями-кураторами. В течение учебного года в рамках программы «Юридическая клиника» проводятся общие и специальные учебные спецкурсы. Общие учебные клинические курсы: «Введение в юридическую клинику»; «Делопроизводство в юридической клинике»; «Профессиональная этика юриста. Этический кодекс юридической клиники»; «Интервьюирование клиента»; «Юридическое консультирование клиента»; «Анализ дела. Выработка позиции по делу»; «Процесс подготовки юридических документов», «Особенности составления исковых

заявлений», «Особенности составления гражданско-правовых и трудовых договоров» [4, с. 19].

Для соблюдения принципа профессионализма лиц, оказывающих юридическую помощь, к студентам, проходящим клиническое юридическое обучение целесообразно предъявлять определенные требования. Привлечение к участию в юридических клиниках учащихся 2-4 курсов (бакалавриата), 4-5 курсов (специалитета), так как именно на этих этапах начинается изучение специальных дисциплин. А студентов, имеющих научные достижения в той или иной области права и специализирующихся на конкретных правовых вопросах, успешно прошедших собеседование по отраслям права, их соответственно распределить на группы [7, с. 43].

Зачисление студентов в юридическую клинику осуществляется приказом декана юридического факультета (ректора юридического института). Так как обучение и практическая работа студентов в юридической клинике осуществляется без отрыва от процесса обучения на юридическом факультете в свободное от основных занятий время и в соответствии с образовательными стандартами и режимом работы юридической клиники, то значимым является образовательный элемент юридической клиники. Поэтому при учреждении юридической клиники вузу целесообразно принимать программу дополнительного образования студентов, имеющей своей целью получение ими практических навыков юриста. Положительным является то, что студенты работают под руководством адвокатов и преподавателей вузов, проходят стажировку в юридических клиниках других вузов России, что способствует повышению их специально-юридического уровня. Такую деятельность студентов-клиницистов можно приравнивать к прохождению учебной и производственной практик. Как правило, срок практики в различных вузах примерно одинаков и по общему правилу включает два этапа: теоретическое обучение и практическая работа в клинике [8, с. 87].

Для клинической формы обучения не подходят привычные методы и приемы преподавания, поэтому оно проходит, как правило, несколько этапов:

1. Первый этап предполагает лекции, в ходе которых студенты изучают историю правозащитного движения, основные правила юридической этики и этикета: формируются, прежде всего, общекультурные компетенции. Студенты осознают значимость будущей профессии. Также лекции включают правила по выработке навыков интервьюирования, консультирования клиентов, анализа материалов дела, юридическую технику писем и др. Практические навыки формируются в процессе деловых игр, решения различных практических ситуаций и с использованием других инновационных педагогических приемов. Этот этап обучения занимает 3 месяца.

2. На втором этапе студенты уже оказывают юридическую помощь по несложным делам совместно с руководителем. Занятия на этом этапе проводятся с целью закрепления полученных знаний. Именно здесь наиболее четко прослеживается связь теории и практики с учетом профильной направленности.

3. На третьем этапе обучения студенты самостоятельно под руководством наставников осуществляют прием граждан, ведут делопроизводство. Руководитель знакомится с делом, проверяет план работы и подготовленные студентами разъяснения; консультирует по наиболее сложным вопросам [9, с. 16-18].

При клиническом юридическом обучении эффективно применение интерактивных методик обучения. К ним относится и тренинг, с помощью которого можно учить действовать корректно, эффективно сотрудничать с социальной средой, познавать себя и других в водовороте практической деятельности. Формами тренинга в юридической клинике являются: 1) мозговой штурм (чрезвычайно интенсивный процесс генерирования идей, высказывания предложений и хороший способ научить студентов реализовывать теоретические знания на практике; 2) ролевые игры (дают возможность смоделировать определенную ситуацию в ролях и в процессе игры приобрести навыки профессиональной этики, критического мышления, коммуникации, решения правовых проблем); 3) работа в малых группах (развивает навыки наблюдения и комментирования профессиональных действий коллег, позволяющих запомнить, как следует вести себя в той или иной ситуации, какие нормы права применить для решения проблемного вопроса); 4) дискуссия (позволяет выявить различные точки зрения для решения определенной проблемы или спорного вопроса и получить навыки публичного выступления, научиться уважать мнения других коллег) [10, с. 41].

Таким образом, оказанию юридическими клиниками качественной юридической помощи в достаточном объеме на надлежащем профессиональном уровне будет способствовать следующее:

- практическая реализация различных методик юридического клинического обучения (сотрудничество между преподавателем и студентом, обмен информацией, совместное решение проблем, оценка действий коллег и своего собственного поведения, применение интерактивных методик обучения);

- привлечение студентов-юристов только старших курсов к прохождению практики в юридических клиниках, способствующих оказанию юридически грамотной и эффективной консультации, а также правовой помощи населению;

- прохождение клинического юридического обучения должно базироваться на специальной технике, включающей практико-ориентированные формы и методы

5

преподавания учебных курсов. Именно такие технические приемы позволяют успешно вырабатывать профессиональные навыки, а, следовательно, эффективно реализовать в будущем различные правоотношения, регулируемые правовыми нормами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М.: Рус. яз., 1990. - 921 с.

2. Евгеньева А. П. Словарь русского языка: Т. 4. - М.: Рус. яз., 1988. - 800 с.

3. Шарно О. И. Соотношение категорий «техника» и «технология» в контексте правореализации // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5: Юриспруденция. - 2012. - № 1 (16). - С. 251-257.

4. Худойкина Т. В. Юридическая клиника как инновационная форма обучения студентов-юристов // Интеграция образования. - 2014. - Т. 18. - № 1 (74). - С. 19-24.

5. Ильина Т. Н., Артемьева И. В. Юридическое клиническое образование в России: традиции и современное состояние // Общество: политика, экономика, право. - 2012. - № 3. -С.108-114.

6. Ерохина М. Г. Правовой анализ ситуации и информирование клиента в юридической клинике // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. -2013. - № 3. - С. 157-162.

7. Фасхутдинова Р. Д., Кручинин В. Н. Некоторые проблемы функционирования системы оказания бесплатной юридической помощи населению // Научно-исследовательские публикации. - 2014. - № 6 (10). - С. 39-43.

8. Баранов В. М., Назарова И. С., Червонюк В. И. Технолого-юридическая культура правоведа (дидактические проблемы формирования) // Юридическая техника. - 2009. - № 3. - С. 76-93.

9. Дружинина А. В. Становление юридической клиники в вузах России // Юридическое образование и наука. - 2011. - № 4. - С. 16-18.

10. Лоджук М. Т. Юридическое клиническое образование студентов в современной Украине // Всероссийский журнал научных публикаций. - 2013. - № 5 (20). - С. 40-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.