КЛИНИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ ЮРИСТОВ
Худойкина Т.В.
4. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА; ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.01)
4.1. КЛИНИЧЕСКОЕ (ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ) ОБУЧЕНИЕ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ: НОРМАТИВНО-
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И РЕАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Худойкина Татьяна Викторовна, д-р юрид. наук, профессор. Должность: заведующая кафедрой. Место работы: Национальный исследовательский Мордовский государственный университет. Подразделение: кафедра правовых дисциплин. E-mail: [email protected]
Аннотация
Задачи: в статье раскрывается роль клинического юридического обучения в процессе практической подготовки современного студента-юриста. Анализируются законодательные основы и проблемы совершенствования юридических клиник как структурных подразделений вузов. Выводы: на сегодняшний день нормативное правовое регулирование вопросов организации и деятельности юридических клиник в России является незначительным. Действующие законодательные и подзаконные акты не предусматривают обязанность вуза создавать юридические клиники, не устанавливают требований к их организационной форме и содержанию. Предложения: юридические клиники должны стать обязательным элементом образовательной программы; необходимы более четкая регламентация статуса юридических клиник, улучшение их финансирования, решение проблемы учета нагрузки преподавателей по руководству работой клиницистов, и др.
Ключевые слова: клиническое обучение, юридическая клиника, студенты, практические навыки.
CLINICAL (PRACTICE-ORIENTED) EDUCATION OF FUTURE LAWYERS: THE LEGAL FRAMEWORK AND REAL POSSIBILITIES Hudoykina Tatyana Victorovna, Dr of law, Professor/ Position: Head of chair. Place of employment: National Research Mordovia State University/ Department: chair of the legal disciplines. E-mail: [email protected]
Annotation
Objectives: the article reveals the role of clinical legal education in the process of practical training of the modern law students. The legal framework and problems of improvement of legal clinics as structural units of universities are analysed. Conclusions: normative legal regulation of organization and activities of legal clinics are insignificant in Russia to date. The existing laws and regulations do not provide for the obligation of the University to form legal clinics, and do not identify the requirements for their organizational form and content. Suggestions: the legal clinic should be a compulsory part of the educational program; more precise regulation of the status of legal clinics is needed, a solution to the problem of teachers' caseload in guiding the work of clinicians etc. Keywords: clinical education, law clinic, the students, practical skills.
Процесс модернизации юридического образования в современной России ставит акцент на развитие практической подготовки будущих юристов, в которой большую роль играет клиническое обучение. Такое клиническое (практико-ориентированное) обучение студентов должно активно осуществляться сегодня на базе юридических клиник [2, с. 205].
Клиническое юридическое обучение способствует воспитанию нового поколения юристов, осознающих право в социальном контексте. Положительной особенностью клинической части юридического образования следует считать овладение студентами основами профессиональной этики [4, с. 194-195] и практическими навыками.
Роль юридических клиник заключается, с одной стороны, в приобретении студентами практических навыков, необходимых в их будущей профессии (образовательная составляющая), а с другой - в оказании бесплатных правовых услуг населению (социальная составляющая). Оба этих направления закрепляются сегодня в российском законодательстве.
Пока отсутствует единое легальное определение понятия «юридическая клиника». Этот термин используется в небольшом количестве нормативных правовых актов и иногда в разном значении.
Проведенный анализ российского законодательства по данной проблематике позволил сделать вывод о том, что уже до начала 2000 г. в нашей стране существовали определенные нормативно-правовые основы для создания юридических клиник.
Первоначальным нормативным правовым актом, обусловившим появление многих юридических клиник в России, является Приказ Министерства образования РФ от 30 сентября 1999 г. № 433 «О правовых консультациях («правовых клиниках») для населения на базе ВУЗов, осуществляющих подготовку юридических кадров». В данном Приказе была поддержана идея создания клиник на правах структурных подразделений вузов, и был утвержден перечень вузов (осуществляющих подготовку юридических кадров), на базе которых предусмотрено их открытие. Первоначально этот перечень насчитывал 9 высших учебных заведений, позже в него были добавлены еще 8 вузов и т.д. На сегодняшний день по неофициальным данным, собранным Центром развития юридических клиник (созданным в 2011 г. по инициативе Студенческих консультаций г. Москвы), в Российской Федерации действует более 200 клиник.
Последующее развитие законодательства, затрагивающего в той или иной мере деятельность юридических клиник, осуществлялось и по образовательному направлению и по социальному. Термин «юридическая клиника» был включен в федеральные образовательные стандарты по квалификациям «бакалавр» и «магистр», утвержденные соответственно Приказами Министерства образования и науки РФ от 4 мая 2010 г. № 464 и от 14 декабря 2010 г. № 1763. В первом стандарте юридическая клиника определяется как место прохождения студентами учебной и производственной практики (к сожалению, в новом стандарте, который утвержден 1 декабря 2016 г. и вступит в действие с 1 сентября 2017 г. уже нет упоминания о юридических клиниках). В стандарте по квалификации «магистр» термин «юриди-
3'2017
Пробелы в российском законодательстве
ческая клиника» употребляется в следующих значениях: как инновационная технология обучения, с помощью которой развиваются навыки консультационной работы и т.п.; и как место прохождения практики.
О социальном направлении юридических клиник упоминается в Основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденных 28 апреля 2011 г. Указом Президента РФ № Пр-1168. В данном документе отмечено, что одной из мер государственной политики в сфере образования является распространение положительного опыта вузов, готовящих юридические кадры, по созданию и функционированию (деятельности) юридических клиник как формы оказания обучающимися бесплатных юридических услуг.
Социальная направленность рассматриваемых организаций также раскрывается в Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. № 324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». В статье 22 указывается, что юридические клиники (они могут также называться студенческими консультативными бюро или юридическими бюро и др.) являются участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи. Их создание возможно только на базе вузов. В статье 23 данного закона закреплено, что в юридических клиниках правовые услуги на безвозмездной основе оказываются лицами, которые обучаются по юридической специальности или юридическому направлению подготовки (студентами), именно под контролем (руководством) лиц, с высшим юридическим образованием, ответственных за клиническое обучение. Последними являются, как правило, преподаватели (ими могут быть и приглашенные практические работники).
Нормативным документом, регулирующим работу юридических клиник, является Приказ № 994 Министерства образования и науки РФ от 28 ноября 2012 г. Он устанавливает порядок создания высшими учебными заведениями таких клиник и порядок их деятельности, цели и некоторые другие вопросы, в том числе, осуществление выездных мероприятий для лиц, которые не имеют возможности обратиться в клинику по месту ее нахождения в связи с состоянием здоровья. Анализ данного приказа позволяет сделать вывод о том, что юридические клиники в большей степени рассматриваются как средство оказания бесплатной юридической помощи; об образовательном процессе говорится только в контексте их создания.
Действующие нормативные правовые акты не предусматривают обязанность вуза создавать юридические клиники, не устанавливают требований к их организационной форме, содержанию и методам обучения студентов практическим навыкам. Все отдано на усмотрение высших учебных заведений (обязательность прохождения практики в юридической клинике, программы клинического обучения и т.п.).
В связи с тем, что нормативное правовое регулирование организации и деятельности юридических клиник является незначительным, требуется более четкая регламентация статуса юридических клиник. Проблема неопределенности их статуса в законодательстве породила проблему организационной формы на практике (они могут быть лабораториями, центрами, отделами либо могут создаваться «без какой-либо конкретизации» [6, с. 901]).
Юридические клиники должны стать обязательным элементом образовательной программы, как для бакалавров, так и для магистров. Они должны функционировать только в том случае, если будут созданы все ус-
ловия, обеспечивающие оказание именно квалифицированной юридической помощи. Для этого деятельность данных организаций должна быть построена по следующему сценарию. В рамках клинического юридического обучения студенты сначала проходят специальную учебную подготовку, в ходе которой осваивают правила опроса клиента, анализа дела, юридического консультирования, технику составления юридических документов, особенности профессиональной этики. В специализированных (узкого профиля) клиниках возможно изучение основ переговорного процесса [1, с. 188-190] и медиации, техники проведения экспертизы нормативных правовых актов [5, с. 42-44], и др. Затем применяют полученные знания в процессе практической деятельности (приобретают профессиональные навыки). Прием граждан должен осуществляться студентами в свободное от основного учебного процесса время; работа в клинике по оказанию правовых услуг населению может быть также включена в расписание общеобразовательных занятий, если это предусмотрено учебным планом [3, с.11]. Студенты, работающие в клинике, не имеют права представлять и защищать интересы своих клиентов в судебных и иных государственных органах, а могут только консультировать по различным правовым проблемам и составлять документы юридического характера (исковые заявления, жалобы, претензии и т.д.), также могут осуществлять правовое информирование и просвещение населения.
Необходимо решить проблемы финансирования юридических клиник, кадрового обеспечения высококвалифицированными преподавателями, имеющими практический опыт работы юриста, решить в большинстве вузов вопрос учета нагрузки преподавателей по руководству работой клиницистов. Важно создать систему специальной подготовки преподавателей, задействованных в практико-ориентированном обучении студентов. Необходимо включение в российское законодательство большего количества норм, которые бы регулировали вопросы деятельности юридических клиник на базе образовательных организаций, что будет способствовать дальнейшему развитию и совершенствованию данных структур.
Список литературы:
1. Брыжинская Г.В. Условия эффективного ведения переговоров // Глобальный научный потенциал. 2015. № 11 (56). С. 188-190.
2. Брыжинская Г.В., Кочнева М.Н. Практико-ориентированное обучение студентов (на примере работы юридических клиник) // Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики. Материалы XII Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Волжский университет им. В.Н. Татищева. Тольятти, 2015. С. 205-208.
3. Кулакова В.Ю., Маркова Т.Ю., Самсонова М.В. Юридические клиники в России: состояние и перспективы развития // Юридическое образование и наука. 2014. № 2. С. 8-11.
4. Худойкина Т.В., Купцова О.В. Этический кодекс как корпоративный акт юридической клиники // Пробелы в российском законодательстве. 2015. № 5. С. 193-195.
5. Худойкина Т.В., Лукьянов А.А. Технико-юридическая экспертиза как форма оценки качества законопроектов и законодательных актов // Пробелы в российском законодательстве. 2011. № 6. С. 41-44.
6. Шугрина Е.С. Юридическая клиника в России: новое или хорошо забытое старое? // Актуальные проблемы российского права. 2013. № 7. С 898-906.
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат», оценка оригинальности - 88,61%