КУПЦОВА О. В., МАРТАСОВ Д. В.
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И НЕГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
Аннотация. В статье анализируются государственная и негосударственная системы бесплатной юридической помощи, направления и формы их взаимоотношений. Предложена классификация соглашений между участниками данных систем, а также форм взаимодействия этих субъектов.
Ключевые слова: бесплатная юридическая помощь, государственная система бесплатной юридической помощи, негосударственная система бесплатной юридической помощи, юридическая клиника, соглашение, формы взаимодействия.
KUPTSOVA O. V., MARTASOV D. V.
COOPERATION OF STATE AND NON-STATE SYSTEMS OF PRO BONO LEGAL AID
Abstract. The article analyzes the state and non-state systems of pro bono legal aid. Particularly, the types and forms of their cooperation are considered. The authors present a classification of agreements between representatives of the systems and forms of cooperation between them.
Keywords: pro bono legal aid, state system of pro bono legal aid, non-state system of pro bono legal aid, legal clinic, agreement, forms of cooperation.
Федеральным законом от 21 ноября 2011 года №324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (далее - Закон «О бесплатной юридической помощи») определены участники государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи [1]. К участникам государственной системы бесплатной юридической помощи отнесены федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения, органы управления государственных внебюджетных фондов, государственные юридические бюро, а также адвокаты, нотариусы и иные субъекты, наделенные правом участия в данной системе в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут самостоятельно определять перечень участников данной системы.
Т. В. Худойкина отмечает, что существует два варианта формирования государственной системы бесплатной юридической помощи: смешанный, когда в субъекте Российской Федерации одновременно могут осуществлять деятельность государственные
юридические бюро и адвокаты, и альтернативный, когда приоритет отдается только одному из названных субъектов бесплатной юридической помощи [2, с. 139].
В Мордовии согласно Закону от 30 марта 2012 года № 14-З «О бесплатной юридической помощи в Республике Мордовия» к участникам государственной системы бесплатной юридической помощи относятся органы государственной власти (Государственное Собрание Республики Мордовия, Правительство Республики Мордовия, Государственный комитет Республики Мордовия по делам юстиции) и подведомственные им учреждения, адвокаты, привлекаемые к участию в государственной системе бесплатной юридической помощи, иные участники, предусмотренные Законом «О бесплатной юридической помощи» (ст. 2) [3]. В Республике Татарстан в рамках государственной системы бесплатную юридическую помощь оказывают органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, органы управления внебюджетных фондов и адвокаты (ст. 9 Закона Республики Татарстан от 2 ноября 2012 года № 73-3РТ «Об оказании бесплатной юридической помощи гражданам в Республике Татарстан») [4]. Таким образом, и в Республике Мордовия, и в Республике Татарстан действует альтернативный вариант: участие в оказании бесплатной юридической помощи принимают только адвокаты, юридические бюро не созданы.
В Республике Башкортостан участниками государственной системы бесплатной юридической помощи являются республиканские органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, органы управления государственных внебюджетных фондов, Государственное юридическое бюро Республики Башкортостан, а также адвокаты, нотариусы и другие субъекты в соответствии с законодательством (ст. 3 Закона Республики Башкортостан «О бесплатной юридической помощи в Республике Башкортостан» от 24 декабря 2012 года № 638-З) [5]. В данном случае наблюдается смешанная система оказания бесплатной юридической помощи.
Участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи в Российской Федерации выступают юридические клиники (студенческие консультативные бюро, студенческие юридические бюро и пр.) и негосударственные центры бесплатной юридической помощи (ст. 22 Закона «О бесплатной юридической помощи»).
Государственные и негосударственные системы бесплатной юридической помощи не являются обособленными и не могут функционировать отдельно одна от другой. Существуют различные формы взаимодействия данных систем.
Согласно статье 26 Закона «О бесплатной юридической помощи», уполномоченный
федеральный орган исполнительной власти, его территориальные органы и
негосударственные центры бесплатной юридической помощи, созданные в качестве
2
юридических лиц, некоммерческие организации, являющиеся учредителями негосударственных центров бесплатной юридической помощи, осуществляют взаимодействие на принципах социального партнерства, заключая соглашения о взаимодействии. Таким соглашением должно предусматриваться, в частности, осуществление некоммерческими организациями поддержки всех видов бесплатной юридической помощи и (или) определение иных видов оказания бесплатной юридической помощи, дополнительные требования к данным организациям, меры их государственной поддержки.
На договорной основе строиться взаимодействие юридических клиник с органами государственной власти и институтами гражданского общества. Так, юридические клиники активно сотрудничают с органами прокуратуры [6, с. 83-84]. В соглашениях между данными субъектами предусматривается направление студентов-клиницистов на производственную и преддипломную практику, их участие в качестве общественных помощников в органах прокуратуры, оказание прокурорскими работниками помощи студентам в принятии квалифицированных решений по обращениям граждан. Во многих субъектах Российской Федерации юридические клиники при вузах активно взаимодействуют с Уполномоченным по правам человека, Уполномоченным по правам ребенка, Ассоциацией юристов России. Юридической клиникой Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва заключены соглашения о взаимодействии и сотрудничестве с Адвокатской палатой Республики Мордовия и Коллегией адвокатов «Республиканская юридическая защита», студенты данной клиники оказывали помощь малоимущим гражданам в рамках взаимодействия с Многофункциональным центом Мордовии [7, с. 117].
Юридической клиникой Волгоградского государственного университета заключены соглашения с Управлением министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области, с Уполномоченным по правам человека в Волгоградской области, Волгоградской областной правозащитной организацией родителей военнослужащих «Материнское право», с Некоммерческим партнерством «Лига защиты прав пациентов», Волгоградским региональным отделением Ассоциации юристов России и с другими органами государственной власти и общественными организациями области [8, с. 141].
В соглашениях между юридическими клиниками и правоохранительными
структурами целесообразно указывать в частности участие представителей органов
государственной власти, органов местного самоуправления, негосударственных организаций
в проведении лекций и семинаров при обучении студентов-клиницистов (для передачи
профессионального опыта), обсуждение актуальных проблем юридической практики,
направление студентов на практику, стажировку в данные структуры, проведение
совместных конференций и конкурсов по проблемам оказания бесплатной юридической помощи.
Соглашениями между органами власти и участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи может предусматриваться оказание экономической поддержки некоммерческим организациям, в том числе предоставление налоговых льгот.
Негосударственные участники бесплатной юридической помощи могут быть признаны социально ориентированными некоммерческими организациями, если в учредительных документах данных юридических лиц будет указана деятельность, связанная с оказанием юридической помощи гражданам на безвозмездной либо на льготной основе гражданам, некоммерческим организациям, либо осуществление правового просвещения граждан. Социально ориентированная некоммерческая организация может претендовать на следующие виды поддержки (по терминологии законодательства - формы поддержки): финансовую (в форме предоставления субсидий); имущественную (органы государственной власти или органы местного самоуправления могут на безвозмездной основе предоставлять некоммерческим организациям на праве владения и (или) пользования недвижимое имущество для осуществления этими организациями уставных целей); консультативную (в форме проведения семинаров, лекций, совещаний, форумов и иных подобных мероприятий с участием социально ориентированных организаций, подготовки методических материалов, участия представителей социально ориентированных некоммерческих организаций в обсуждении проектов нормативно-правовых актов); информационную (создаются федеральные, региональные и муниципальные информационные системы по вопросам бесплатной юридической помощи) [9, п. 3 ст. 31.1].
В целом соглашения между субъектами государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи в зависимости от предмета можно разделить на три группы: соглашения, которые заключаются с целью оказания консультативной помощи субъектам негосударственной системы; соглашения, заключаемые с целью оказания материальной помощи; соглашения, заключаемые с целью участия субъектов государственной системы в совместных конференциях, семинарах и т. д.
Таким образом, взаимодействие участников государственной и негосударственной
систем бесплатной юридической помощи осуществляется по различным направлениям
(имеет разные виды) и, как правило, строится на договорной основе (на основе соглашений).
Формами выражения такого взаимодействия является: участие представителей
государственной системы в образовательном процессе при подготовке студентов-
клиницистов; прохождение студентами-клиницистами практики в соответствующих
учреждениях и организациях; совместные конференции, семинары, круглые столы по
4
проблемам бесплатной юридической помощи; конкурсы студенческих научных работ, организуемые участниками государственной системы по указанной проблематике; предоставление органами власти некоммерческим организациям имущества, налоговых льгот. Данные формы взаимодействия могут быть классифицированы на финансовые, имущественные, консультативные, информационные, образовательные.
ЛИТЕРАТУРА
1. О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации: федер. закон от 21 нояб. 2011 г. № 324-Ф3 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2011. - № 48. -Ст. 6725.
2. Худойкина. Т. В. Формирование системы бесплатной юридической помощи в регионах Приволжского федерального округа // Регионология. - 2014. - № 1. -С.138-144.
3. О бесплатной юридической помощи в Республике Мордовия: Закон Республики Мордовия от 30 марта 2012 г. № 14-З // Известия Мордовии. - 2012. - № 47-15.
4. Об оказании бесплатной юридической помощи гражданам в Республике Татарстан»: Закон Республики Татарстан от 2 нояб. 2012 г. № 73-3РТ // Ведомости Государственного Совета Татарстана. - 2012. - № 11 (I часть). - Ст. 1667.
5. О бесплатной юридической помощи в Республике Башкортостан: Закон Республики Башкортостан от 24 дек. 2012 г. № 638-з // Ведомости Государственного Собрания -Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан. - 2013. - № 3(405). - Ст. 108.
6. Пахомова С. Ю., Сливина И. А. Общественно-государственное партнерство в сфере правового просвещения: проблемы формирования системы оказания бесплатной юридической помощи в регионе // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2013. - № 4 (35). - С. 80-84.
7. Худойкина Т. В. Законодательные основы и практические проблемы оказания бесплатной юридической помощи в Республике Мордовия // Финно-угорский мир. -2013. - № 3(16). - С. 115-119.
8. Заднепровская М. В. Юридическая клиника в реализации компетентностного подхода при подготовке юриста // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2014. -№ 1 (28). - С. 137-142.
9. О некоммерческих организациях: федер. закон от 12 янв. 1996 г. № 7- ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1996. - № 3. - Ст. 145.