Научная статья на тему 'Отдельные проблемы доступности для граждан бесплатной юридической помощи (на примере Приволжского федерального округа)'

Отдельные проблемы доступности для граждан бесплатной юридической помощи (на примере Приволжского федерального округа) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
595
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЕСПЛАТНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / GOVERNMENTAL AUTHORITIES / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ / GOVERNMENTAL SYSTEM OF FREE OF CHARGE LEGAL SUPPORT / FREE OF CHARGE LEGAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Авершин Виктор Витальевич

В статье рассматриваются отдельные проблемы доступности для граждан бесплатной юридической помощи на примере законодательства субъектов Российской Федерации, входящих в состав Приволжского федерального округа. Законодательство рассматриваемых субъектов Российской Федерации представляет интерес в части установления региональных особенностей правового регулирования отношений в сфере оказания бесплатной юридической помощи, которые обуславливают необходимость их изучения и совершенствования. В работе проведен анализ федеральных и региональных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Приволжского федерального округа, регулирующих отношения в сфере оказания гражданам Российской Федерации бесплатной юридической помощи. Методологический потенциал включает следующие методы исследования: сравнительно-правовой, логический, институциональный, формально-юридический. В статье исследовано федеральное и региональное законодательство в сфере оказания гражданам бесплатной юридической помощи и выявлены отдельные проблемы, требующие решения. Обосновывается вывод, что организационно-правовые основы деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи в регионах требуют совершенствования с учетом расширения деятельности по правовому информированию и правовому просвещению населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICULAR DIFFICULTIES IN ACCESS TO THE FREE OF CHARGE LEGAL SUPPORT FOR CITIZENS (BY THE EXAMPLE OF VOLGA FEDERAL DISTRICT)

Particular difficulties in access to the free of charge legal support for citizens are examined in the article by the example of subjects of the Russian Federation belonging to the Volga Federal District. The legislation of regions of the Russian Federation at hand is interesting regarding the determination of regional specificities in legal regulation in the sphere of the free of charge legal support, which proves the necessity of their examination and further development. Current research presents the analysis of both federal and regional normative legal acts regulating relations in the sphere of the free of charge legal support for citizens of the Russian Federation which are implemented in regions of the Russian Federation belonging to the Volga Federal District. The methodological potential included the following research methods: comparative-legal, logical, institutional, and technical. Both federal and regional legislation in the sphere of the free of charge legal support for citizens is examined in the article and thereupon there is determined a number of particular problems, which require a solution. The necessity of further development of organizational and legal principles regulating work of the free of charge legal support governmental system in regions is substantiated in terms of increase in the activity on legal informing and legal education of citizens.

Текст научной работы на тему «Отдельные проблемы доступности для граждан бесплатной юридической помощи (на примере Приволжского федерального округа)»

УДК 342.4

В. В. Авершин

кандидат юридических наук, доцент кафедра частного и публичного права Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация

ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ГРАЖДАН БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ (НА ПРИМЕРЕ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)

Аннотация. В статье рассматриваются отдельные проблемы доступности для граждан бесплатной юридической помощи на примере законодательства субъектов Российской Федерации, входящих в состав Приволжского федерального округа. Законодательство рассматриваемых субъектов Российской Федерации представляет интерес в части установления региональных особенностей правового регулирования отношений в сфере оказания бесплатной юридической помощи, которые обуславливают необходимость их изучения и совершенствования. В работе проведен анализ федеральных и региональных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Приволжского федерального округа, регулирующих отношения в сфере оказания гражданам Российской Федерации бесплатной юридической помощи. Методологический потенциал включает следующие методы исследования: сравнительно-правовой, логический, институциональный, формально-юридический. В статье исследовано федеральное и региональное законодательство в сфере оказания гражданам бесплатной юридической помощи и выявлены отдельные проблемы, требующие решения. Обосновывается вывод, что организационно-правовые основы деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи в регионах требуют совершенствования с учетом расширения деятельности по правовому информированию и правовому просвещению населения.

Ключевые слова: бесплатная юридическая помощь, органы государственной власти, государственная система бесплатной юридической помощи.

V. V. Avershin

Candidate of law, associate professor Department of Private and Public Law Penza State University, Penza, the Russian Federation

PARTICULAR DIFFICULTIES IN ACCESS TO THE FREE OF CHARGE LEGAL SUPPORT FOR CITIZENS (BY THE EXAMPLE OF VOLGA FEDERAL DISTRICT)

Abstract. Particular difficulties in access to the free of charge legal support for citizens are examined in the article by the example of subjects of the Russian Federation belonging to the Volga Federal District. The legislation of regions of the Russian Federation at hand is interesting regarding the determination of regional specificities in legal regulation in the sphere of the free of charge legal support, which proves the necessity of their examination and further development. Current research presents the analysis of both federal and regional normative legal acts regulating relations in the sphere of the free of charge legal support for citizens of the Russian Federation which are implemented in regions of the Russian Federation belonging to the Volga Federal District. The methodological potential included the following research methods: comparative-legal, logical, institutional, and technical. Both federal and regional legislation in the sphere of the free of charge legal support for citizens is examined in the article and thereupon there is determined a number of particular problems, which require a solution. The necessity of further development of organizational and legal principles regulating work of the

free of charge legal support governmental system in regions is substantiated in terms of increase in the activity on legal informing and legal education of citizens.

Key words: free of charge legal support, governmental authorities, governmental system of free of charge legal support.

Конституцией Российской Федерации гарантировано каждому право на получение квалифицированной юридической помощи. Законом предусматриваются случаи бесплатного оказания юридической помощи.

Основами государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденными Президентом РФ 28.04.2011 № Пр-1168, предусматривается, что одним из основных направлений государственной политики является совершенствование деятельности в области оказания квалифицированной юридической помощи, в том числе создание эффективной системы бесплатной юридической помощи [21].

При этом вопросы эффективности защиты и качества бесплатной юридической помощи в Российской Федерации выступают также и предметом рассмотрения Европейского суда по правам человека [3; 23].

Федеральным законом № 324-Ф3 от 21.11.2011 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» [11] установлены основные гарантии реализации права граждан Российской Федерации на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации, организационные, правовые основы формирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи и деятельности по правовому информированию и правовому просвещению населения.

В связи с этим представляется справедливым утверждение о том, что в отечественном законодательстве принцип «pro bono» (от лат. pro bono publico - ради общественного блага) «от благородного правового принципа проделал путь к универсальному политическому лозунгу и завершил его юридическим оформлением в виде федерального закона» [24].

Оказание бесплатной юридической помощи осуществляется участниками государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи, а также иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Принятые в развитие Федерального закона № 324-Ф3 от 21.11.2011 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» законодательные акты субъектов Российской Федерации Приволжского федерального округа направлены на регулирование отдельных вопросов оказания гражданам Российской Федерации бесплатной юридической помощи на соответствующих территориях.

Мониторинговые исследования региональных нормативных правовых актов в рассматриваемой сфере за период 2014-2015 гг. осуществлялись Министерством юстиции Российской Федерации [1; 4].

Все рассматриваемые законы регулируют объем полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, а также участников государственной системы бесплатной юридической помощи.

При этом большинство субъектов Приволжского федерального округа законодательно закрепляют возможность участия в государственной системе бесплатной юридической помощи как адвокатов, так и специально создаваемых государственных юридических бюро - Самарская область, Саратовская область, Оренбургская область, Республика Башкортостан, Нижегородская область, Ульяновская область, Кировская область, Пермский край, Удмуртская Республика [5; 6; 7; 8; 9; 12; 14; 16; 17].

Предпочтение в оказании бесплатной юридической помощи адвокатам отдается в Республике Марий Эл, Республике Мордовия, Республике Татарстан, Чувашской Республике [10; 13; 19; 22].

И наконец, Пензенская область и Тамбовская область определяют участниками государственной системы бесплатной юридической помощи только государственные юридические бюро[15; 20].

Совпадая в основных моментах правового регулирования отношений в сфере оказания бесплатной юридической помощи, законодательство рассматриваемых субъектов Российской Федерации представляет интерес в части установления региональных особенностей.

Особый интерес вызывает реализация полномочий по расширению перечня категорий граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, а также случаев ее оказания, как пример помощи государства наиболее уязвимым в социальном отношении категориям граждан.

Дополнительные категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, установлены практически всеми субъектами Приволжского федерального округа. Исключение составляет Республика Татарстан.

Наиболее широкий перечень таких категорий содержит Закон Ульяновской области от 03.10.2012 № 131-30 «О бесплатной юридической помощи на территории Ульяновской области», устанавливающий право на получение бесплатной юридической помощи, в том числе таких массовых категорий, как фактически проживающие на территории Ульяновской области граждане, не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства или места пребывания [2].

Наиболее короткий перечень категорий граждан, право на получение бесплатной юридической помощи которым предоставлено законодательством субъектов Российской Федерации, содержит Закон Республики Марий Эл от 04.12.2003 № 47-3 «Об оказании гражданам юридической помощи бесплатно», к числу указанных граждан относя ветеранов труда и ветеранов труда Республики Марий Эл.

При этом, основываясь на принципе социальной справедливости и социальной ориентированности при оказании бесплатной юридической помощи, закрепленном в п. 2 ст. 5 Федерального закона от 21.11.2011 № 324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», данный механизм позволяет субъектам Российской Федерации оперативно реагировать на запросы общества и может использоваться для ликвидации социального напряжения в отношении тех или иных наиболее уязвимых категорий граждан.

Так, Законом Пермского края от 29.06.2016 № 666-ПК «О внесении изменений в Закон Пермского края «О бесплатной юридической помощи в Пермском крае» дополнительно установлено право на получение всех видов бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи граждан, являющихся вкладчиками финансово-кредитных организаций, вкладчиками и участниками негосударственных пенсионных фондов, у которых отозвана лицензия на осуществление деятельности по приему вкладов, пенсионных взносов или страховых взносов, деятельность которых приостановлена или прекращена, в отношении которых решением суда введена одна из процедур, установленная Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», - по вопросам получения возмещения по вкладу (вкладам), страховых и иных компенсационных выплат.

В целом перечень категорий граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, целесообразно регулярно пересматривать в сторону его расширения, предусмотрев возможность оказания таким гражданам прежде всего правового консультирования, как наиболее доступного вида бесплатной юридической помощи, носящего в том числе информационную и образовательную функцию.

Представляется, что, в целом, должна быть создана такая система оказания бесплатной юридической помощи, которая выявляла, учитывала и действовала в отношении всех категорий социально незащищенных граждан, конкретный состав которых обусловлен региональными особенностями. Возможно создание в регионах государственных информационных систем, аккумулирующих информацию об указанных категориях граждан и фактах оказания им бесплатной юридической помощи.

В отношении реализации полномочий субъектов Российской Федерации по расширению перечня случаев оказания бесплатной юридической помощи необходимо отметить, что Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» в качестве одного из основных принципов оказания бесплатной юридической помощи выделяет доступность бесплатной юридической помощи для граждан только в установленных законодательством Российской Федерации случаях.

Хотя согласно п. 1 ч. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» его целями является создание условий для реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на получение квалифицированной юридической помощи, оказываемой бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

При таких обстоятельствах ограничение принципа доступности бесплатной юридической помощи для граждан случаями, установленными законодательством Российской Федерации, не отвечает целям указанного федерального закона.

В настоящее время дополнительные случаи оказания бесплатной юридической помощи установлены в Республике Мордовия, Удмуртской Республике, а также Оренбургской и Ульяновской областях.

Представляется целесообразным распространить указанную практику и в других субъектах, поскольку это позволит максимально индивидуализировать решение проблемы оказания бесплатной юридической помощи и повысить уровень гарантий доступности ее оказания.

Также необходима корректировка ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.11.2011 № 324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». Действующая редакция указанной нормы предполагает ограничение участия адвокатов в функционировании государственной системы бесплатной юридической помощи, в части оказания гражданам бесплатной юридической помощи случаями, предусмотренными только федеральными законами.

Введение в рассматриваемую норму возможности оказания адвокатами гражданам бесплатной юридической помощи в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, исключит неоправданное сужение возможностей адвокатуры и усилит влияние регионального законодательства на данные отношения, что, в конечном счете, позволит более широкому перечню нуждающихся гражданам получать квалифицированную бесплатную юридическую помощь.

В отношении экстренных случаев оказания бесплатной юридической помощи и определения порядка принятия решений о ее оказании гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, полномочия в субъектах реализованы по-разному.

В ряде субъектов соответствующие полномочия реализованы непосредственно в законах, регулирующих отношения по оказанию бесплатной юридической помощи на соответствующей территории (статья 10 Закона Удмуртской Республики от 17.12.2012 № 70-РЗ «Об оказании бесплатной юридической помощи в Удмуртской Республике», ст. 18 Закона Нижегородской области от 02.11.2012 № 144-З «О бесплатной юридической помощи в Нижегородской области», ст. 3

Закона Саратовской области от 23.04.2012 № 63-3CO «Об оказании бесплатной юридической помощи в Саратовской области»).

В других субъектах полномочия по определению порядка принятия решений об оказании в экстренных случаях бесплатной юридической помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, делегированы высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации (ст. 7 Закона Чувашской Республики от 30.03.2012 № 20 «О бесплатной юридической помощи в Чувашской Республике», ч. 3 ст. 9 Закона Республики Башкортостан от 24.12.2012 № 638-з Правительством Республики Башкортостан «О бесплатной юридической помощи в Республике Башкортостан», п. 5 ч. 2 ст. 1 Закона Республики Мордовия от 30.03.2012 № 14-З «О бесплатной юридической помощи в Республике Мордовия»).

Отвечают ли условия указанных нормативных правовых актов требованию доступности для граждан бесплатной юридической помощи? Экстренный случай предполагает оказание бесплатной юридической помощи максимально эффективно и в минимальный срок с момента обращений за ней.

Правовое регулирование указанного срока представлено следующим образом:

Пензенская область - четыре рабочих дня на принятие решения об оказании в экстренном случае бесплатной юридической помощи гражданину, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, либо об отказе в оказании такой помощи с указанием причин отказа и два рабочих дня на направление по почте гражданину (выдачу лично) уведомления о принятом решении.

Удмуртская Республика - решение об оказании в экстренном случае бесплатной юридической помощи либо об отказе в такой помощи принимается в течение двух рабочих дней со дня обращения гражданина.

Республика Башкортостан - заявление об оказании в экстренном случае бесплатной юридической помощи гражданину, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, рассматривается в течение 3 рабочих дней со дня его поступления. Заявитель информируется в течение одного рабочего дня о принятом решении.

Нижегородская область - срок оказания бесплатной юридической помощи составляет не более трех рабочих дней со дня обращения гражданина.

Республика Мордовия - заявление для получения бесплатной юридической помощи в экстренном случае гражданином, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, у адвоката рассматривается в течение двух рабочих дней.

Заявление вместе с прилагаемыми к нему документами, поступившее в исполнительный орган государственной власти Республики Мордовия или подведомственное учреждение, рассматривается незамедлительно, а при невозможности незамедлительного рассмотрения не позднее двух рабочих дней со дня его поступления.

Саратовская область - государственное юридическое бюро или адвокат в день обращения рассматривает представленные документы и принимает решение об оказании гражданину бесплатной юридической помощи в связи с трудной жизненной ситуацией либо о невозможности оказания ему такой помощи.

В случае отказа в оказании бесплатной юридической помощи заявителю направляется мотивированное уведомление о причинах отказа в течение трех рабочих дней.

Республика Татарстан - один рабочий день на принятие соответствующего решения.

Пермский край - исполнительные органы государственной власти Пермского края и подведомственные им учреждения оказывают бесплатную юридическую помощь в срок не более трех рабочих дней со дня обращения гражданина.

Тамбовская область - срок составляет не более трех рабочих дня со дня регистрации заявления в учреждении.

Таким образом, сроки на принятие в рассматриваемых субъектах Российской Федерации решения об оказании в экстренном случае бесплатной юридической помощи гражданину, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, существенно разнятся. Такое положение с учетом низкого реального уровня осведомленности граждан о возможностях оказания бесплатной юридической помощи, составе компетентных органов, являющихся адресатами соответствующих обращений граждан, перечне требуемых документов, не позволяет реализовать имеющийся потенциал бесплатной юридической помощи, особенно в городских и сельских поселениях.

Решение задачи унификации правового регулирования данного вопроса осложняется также отсутствием законодательного закрепления понятий «гражданин, оказавшийся в трудной жизненной ситуации» и «экстренный случай оказания бесплатной юридической помощи» в рамках отношений по правовому регулированию оказания бесплатной юридической помощи.

В связи с этим, в целях реального обеспечения доступности, соблюдения установленного Федеральным законом от 21.11.2011 № 324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» принципа своевременности оказания бесплатной юридической помощи, представляется целесообразным законодательно определить указанные термины, а также минимизировать сроки на принятие решений об оказании такой помощи в экстренных случаях.

Также целесообразно регламентировать механизм содействия в оказании гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, помощи по оформлению и представлению документов, необходимых для принятия решения об оказании им бесплатной юридической помощи. Такое содействие может заключаться в консультировании граждан о требованиях, предъявляемых к соответствующим документам и возможностях гражданина по их получению.

В связи с этим, принимая во внимание все большее количество функционирующих государственных информационных систем, вовлеченных в межведомственное взаимодействие, процесс сбора, а также перечень документов, подтверждающих право гражданина и необходимых для принятия решения об оказании ему бесплатной юридической помощи, нуждаются в максимальном упрощении и минимизации.

Таким образом, законодательство рассмотренных субъектов Российской Федерации направлено на обеспечение основных гарантий реализации права граждан Российской Федерации на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи. Вместе с тем организационно-правовые основы деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи в регионах требуют совершенствования с учетом расширения деятельности по правовому информированию и правовому просвещению населения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Доклады о деятельности Министерства юстиции Российской Федерации в сфере обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной юридической помощью / Сайт Министерства юстиции Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: // minjust.ru /ru/ press/news/doklad- o- deyatelnosti-ministerstva-yusticii-rossiyskoy-federacii-v-sfere-obespecheniya (дата обращения: 23.10.2017).

2. Защитят от непогоды // Российская газета. — 2016. — №7113 (245) / Интернет-портал «Российской газеты» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rg.ru/ 2016/10/27/bezdomnym-predlozhili-dat-pravo-na-besplatnogo-advokata.html (дата обращения: 27.10.2017).

3. Информация о Постановлении ЕСПЧ от 21.06.2016 по делу «Васенин (Vasenin) против России» (жалоба № 48023/06) / Правовой Сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 20.10.2017).

4. Мониторинг в сфере оказания бесплатной юридической помощи за 1 полугодие 2015 г. / Сайт Министерства юстиции Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://minjust.ru/ru/node/231167 (дата обращения 26.10.2017).

5. О бесплатной юридической помощи в Кировской области: закон Кировской области от 22.02.2011 № 607-30 / Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/17176022/ (дата обращения: 22.10.2017).

6. О бесплатной юридической помощи в Нижегородской области: закон Нижегородской области от 02.11.2012 № 144-3 / Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/36543775/ (дата обращения: 21.10.2017).

7. О бесплатной юридической помощи в Оренбургской области: закон Оренбургской области от 27.06.2012 № 886/253-V-03 / Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/27523224/ (дата обращения: 19.10.2017).

8. О бесплатной юридической помощи в Пермском крае: закон Пермского края от 07.11.2012 № 111-ПК / Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.garant.ru/hotlaw/perm/430850/ (дата обращения: 29.10.2017).

9. О бесплатной юридической помощи в Республике Башкортостан: закон Республики Башкортостан от 24.12.2012 № 638-з / Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.garant.ru/hotlaw/bashkor/443149/ (дата обращения: 20.10.2017).

10. О бесплатной юридической помощи в Республике Мордовия: закон Республики Мордовия от 30.03.2012 № 14-3 / Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.garant.ru/hotlaw/mordovia/391495/ (дата обращения: 17.10.2017).

11. О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации: федер. закон № 324-Ф3 от 21.11.2011 / Правовой Сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121887/ (дата обращения: 20.10.2017).

12. О бесплатной юридической помощи в Самарской области: закон Самарской области от 13.06.2012 № 51-ГД / Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.garant.ru/hotlaw/samara/407214/ (дата обращения: 25.10.2017).

13. О бесплатной юридической помощи в Чувашской Республике: закон Чувашской Республики от 30.03.2012 № 20 / Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/17556995/ (дата обращения: 18.10.2017).

14. О бесплатной юридической помощи на территории Ульяновской области: закон Ульяновской области от 03.10.2012 № 131-3О / Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/15357195/ (дата обращения: 21.10.2017).

15. О реализации на территории Пензенской области Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»: закон Пензенской области от 10.04.2012 № 2222-ЗПО / Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.garant.ru/hotlaw/penza/394102/ (дата обращения: 17.10.2017).

16. Об оказании бесплатной юридической помощи в Саратовской области: закон Саратовской области от 23.04.2012 № 63-3СО / Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.garant.ru/hotlaw/ saratov/396896/ (дата обращения: 27.10.2017).

17. Об оказании бесплатной юридической помощи в Удмуртской Республике: закон УР от 17.12.2012 № 70-РЗ / Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/15814486/ (дата обращения: 27.10.2017).

18. Об оказании бесплатной юридической помощи гражданам в Республике Татарстан: закон РТ от 02.11.2012 № 73-3РТ / Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/22507897/ (дата обращения: 29.10.2017).

19. Об оказании гражданам юридической помощи бесплатно: закон Республики Марий Эл от 04.12.2003 № 47-З / Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/20789313/ (дата обращения: 26.10.2017).

20. Об организации оказания бесплатной юридической помощи отдельным категориям граждан в Тамбовской области: закон Тамбовской области от 02.10.2012 № 188-З / Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.garant.ru/hotlaw/tambov/426048/ (дата обращения: 17.10.2017).

21. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28.04.2011 № Пр-1168) / Правовой Сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113761/ (дата обращения: 20.10.2017).

22. Сержантов Д.М. Региональные особенности участия адвокатов в системе бесплатной юридической помощи / Д.М. Сержантов, Ю.С. Кручинин // Адвокатская практика. — 2016. — № 4. — С. 19-23.

23. Шепелева О.С. Дело «Васенин против России»: эффективность защиты и качество бесплатной юридической помощи. Комментарий к Постановлению ЕСПЧ от 21 июня 2016 г. (жалоба № 48023/06) /О.С. Шепелева // Международное правосудие. — 2016. — № 4. — С. 3-11.

24. Яртых И.С. Бесплатная юридическая помощь: история, мифы и реальность / И.С. Яртых // Актуальные проблемы российского права. — 2015. — № 12. — С. 81-86.

REFERENSES

1. Doklady o deiatel'nosti Ministerstva iustitsii Rossiiskoi Federatsii v sfere obespecheniia grazhdan Rossiiskoi Federatsii besplatnoi iuridicheskoi pomoshchHu. (Reports on activity of the Ministry of Justice of the Russian Federation in the sphere of providing citizens of the Russian Federation with free legal aid). Available at: http://minjust.ru/ru/press/news/ doklad-o-deyatelnosti-ministerstva-yusticii-rossiyskoy-federacii-v-sfere-obespecheniya (accessed 23.10.2017).

2. Will protect from bad weather. Rossiiskaia gazeta = Russian newspaper, 2016, №7113 (245). Available at: https://rg.ru/2016/10/27/bezdomnym-predlozhili-dat-pravo-na-besplatnogo-advokata.html (accessed 27.10.2017).

3. Informatsiia o Postanovlenii ESPCh ot 21.06.2016 po delu «Vasenin (Vasenin) protiv Rossii» (zhaloba № 48023/06) (Information on the Resolution of ECHR from 21.06.2016 in the matter of "Vasenin against Russia" (complaint no. 48023/06)). Available at: http://www.consultant.ru/ (accessed 20.10.2017).

4. Monitoring v sfere okazaniia besplatnoi iuridicheskoi pomoshchi za 1 polugodie 2015 g. (Monitoring in the sphere of rendering free legal aid in 1 half-year 2015.). Available at: http://minjust.ru/ru/node/231167 (accessed 26.10.2017).

5. O besplatnoi iuridicheskoi pomoshchi v Kirovskoi oblasti: zakon Kirovskoi oblasti ot 22.02.2011 № 607-Z0 (On free legal aid in the Kirov region: the law of the Kirov region from

22.02.2011 no. 607-Z0). Available at: (accessed 22.10.2017).

6. O besplatnoi iuridicheskoi pomoshchi v Nizhegorodskoi oblasti Zakon Nizhegorod-skoi oblasti ot 02.11.2012 № 144-Z (On free legal aid in the Nizhny Novgorod Region: the law of the Nizhny Novgorod Region from 11.02.2012 no. 144-Z). Available at: http://base.garant.ru/ 36543775/ (accessed 21.10.2017).

7. O besplatnoi iuridicheskoi pomoshchi v Orenburgskoi oblasti: zakon Orenburgskoi ob-lasti ot 27.06.2012 № 886/253-V-OZ (On free legal aid in the Orenburg region: the law of the Orenburg region from 27.06.2012 no. 886/253-V-OZ). Available at: http://base.garant.ru/ 27523224/ (accessed: 19.10.2017).

8. O besplatnoi iuridicheskoi pomoshchi v Permskom krae: zakon Permskogo kraia ot

07.11.2012 № 111-PK (On free legal aid in Perm region: the law of Perm region from 7.11.2012 no. 111-PK). Available at: https://www.garant.ru/hotlaw/perm/430850/ (accessed 29.10.2017).

9. O besplatnoi iuridicheskoi pomoshchi v Respublike Bashkortostan: zakon Respubliki Bashkortostan ot 24.12.2012 № 638-z (On free legal aid in the Republic of Bashkortostan: the

law of the Republic of Bashkortostan from 24.12.2012 no. 638-z). Available at: http://www.garant.ru/hotlaw/bashkor/443149/ (accessed 20.10.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. O besplatnoi iuridicheskoi pomoshchi v Respublike Mordoviia: zakon Respubliki Mor-doviia ot 30.03.2012 № 14-Z (On free legal aid in the Republic of Mordovia: the law of the Republic of Mordovia from 30.03.2012 no. 14-Z). Available at: http://www.garant.ru/hotlaw/ mordovia/391495/ (accessed 17.10.2017).

11. O hesplatnoi iuridicheskoi pomoshchi v Rossiiskoi Federatsii: feder. zakon № 324-FZ ot 21.11.2011 (On free legal aid in the Russian Federation: the federal law no. 324-FZ from 21.11.2011). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121887/ (accessed 20.10.2017).

12. O besplatnoi iuridicheskoi pomoshchi v Samarskoi oblasti: zakon Samarskoi oblasti ot 13.06.2012 № 51-GD (On free legal aid in the Samara region: the law of the Samara region from 13.06.2012 no. 51-GD). Available at: https://www.garant.ru/hotlaw/samara/407214/ (accessed 25.10.2017).

13. O besplatnoi iuridicheskoi pomoshchi v Chuvashskoi Respublike: zakon Chuvashskoi Respubliki ot 30.03.2012 № 20 (On free legal aid in the Chuvash Republic: the law of the Chuvash Republic from 30.03.2012 no. 20). Available at: http://base.garant.ru/17556995/ (accessed 18.10.2017).

14. O besplatnoi iuridicheskoi pomoshchi na territorii Ul'ianovskoi oblasti: zakon Ul'ianovskoi oblasti ot 03.10.2012 № 131-ZO (On free legal aid in the territory of the Ulyanovsk region: the law of the Ulyanovsk region from 03.10.2012 no. 131-ZO): http://base.garant.ru/ 15357195/ (accessed 21.10.2017).

15. O realizatsii na territorii Penzenskoi oblasti Federal'nogo zakona «O besplatnoi iuridicheskoi pomoshchi v Rossiiskoi Federatsii»: zakon Penzenskoi oblasti ot 10.04.2012 № 2222-ZPO (On realization in the territory of the Penza region of the Federal law "On Free Legal Aid in the Russian Federation": the law of the Penza region from 10.04.2012 no. 2222-ZPO). Available at: http://www.garant.ru/hotlaw/penza/394102/ (accessed 17.10.2017).

16. Ob okazanii besplatnoi iuridicheskoi pomoshchi v Saratovskoi oblasti: zakon Sa-ratovskoi oblasti ot 23.04.2012 № 63-ZSO (On rendering free legal aid in the Saratov region: the law of the Saratov region from 23.04.2012 no. 63-ZSO): http://www.garant.ru/hotlaw/ saratov/396896/ (accessed 27.10.2017).

17. Ob okazanii besplatnoi iuridicheskoi pomoshchi v Udmurtskoi Respublike: zakon UR ot 17.12.2012 № 70-RZ (On rendering free legal aid in the Udmurt Republic: the law UR from 17.12.2012 no. 70-RZ). Available at: http://base.garant.ru/15814486/ (accessed 27.10.2017).

18. Ob okazanii besplatnoi iuridicheskoi pomoshchi grazhdanam v Respublike Tatar-stan: zakon RT ot 02.11.2012 № 73-ZRT (On rendering free legal aid to citizens in the Republic of Tatarstan: the law RT from 02.11.2012 no. 73-ZRT). Available at: http://base.garant.ru/ 22507897/ (accessed 29.10.2017).

19. Ob okazanii grazhdanam iuridicheskoi pomoshchi besplatno: zakon Respubliki Marii El ot 04.12.2003 № 47-Z (On rendering legal aid to citizens it is free: the law of the Republic of Mari El from 04.12.2003 no. 47-Z). Available at: http://base.garant.ru/20789313/ (accessed 26.10.2017).

20. Ob organizatsii okazaniia besplatnoi iuridicheskoi pomoshchi otdel'nym kategoriiam grazhdan v Tambovskoi oblasti: zakon Tambovskoi oblasti ot 02.10.2012 № 188-Z (On the organization of rendering free legal aid to separate categories of citizens in the Tambov region: the law of the Tambov region from 02.10.2012 no. 188-Z). Available at: http://www.garant.ru/ hotlaw/tambov/ 426048/ (accessed 17.10.2017).

21. Osnovy gosudarstvennoi politiki Rossiiskoi Federatsii v sfere razvitiia pra-vovoi gramotnosti i pravosoznaniia grazhdan (utv. Prezidentom RF 28.04.2011 № Pr-1168) (Bases of state policy of the Russian Federation in the sphere of development of legal literacy and sense of justice of citizens (it is approved President of Russian Federation 28.04.2011 no. Pr-1168)). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113761/ (accessed 20.10.2017).

22. Serzhantov D.M., Kruchinin Iu.S. Regional features of lawyers participation in the free legal assistance system. Advokatskaia praktika = Advocate's Practice, 2016, no. 4, pp. 19-23 (in Russian).

23. Shepeleva O.S. Case Vasenin v. Russia: Effectiveness of defense and the quality of the free legal aid. A commentary to the judgment of the ECHR of 21 June 2016 (application

no. 48023/06. Mezhdunarodnoe pravosudie = International Justice, 2016, no. 4, pp. 3-11 (in Russian).

24. Iartykh I.S. Free legal aid: history, myth and reality. Aktual'nye problemy rossiis-kogo prava = Actual Problems of Russian Law, 2015, no. 12, pp. 81-86 (in Russian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Авершин Виктор Витальевич — кандидат юридических наук, доцент, кафедра частного и публичного права, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: [email protected].

AUTHOR

Avershin Viktor Vital'evich — Candidate of law, associate professor, department of Private and Public Law, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, the Russian Federation, e-mail: [email protected].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Авершин В.В. Отдельные проблемы доступности для граждан бесплатной юридической помощи (на примере Приволжского федерального округа) / В.В. Авершин // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2017. — Т. 5, № 4 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://esj.pnzgu.ru.

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Avershin V. V. Particular difficulties in access to the free of charge legal support for citizens (by the example of Volga Federal District). Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2017, vol. 5, no. 4, available at: http://esj.pnzgu.ru (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.