Мониторинг государственной поддержки бесплатной юридической помощи
Чумакова О. В.*
Аннотация. Автором описываются правовые основы взаимодействия негосударственной системы бесплатной юридической помощи с органами государственной власти и местного самоуправления. Приводятся аргументы о наличии у участников негосударственной системы бесплатной юридической помощи права на предоставление им органами власти и местного самоуправления льгот и поддержки. Приводятся аргументы о необходимости поддержки как социально ориентированных некоммерческим организаций, так и юридических клиник вузов. Проводится сравнительное исследование количества негосударственных центров бесплатной юридической помощи и количества случаев оказанной ими случаев бесплатной юридической помощи, а также количество юридических клиник вузов и количества случаев оказываемой ими юридической помощи по федеральным округам.
Ключевые слова: негосударственная система бесплатной юридической помощи, образовательные организации, юридические клиники, негосударственные центры бесплатной юридической помощи, льготы и поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций.
Для того, чтобы социально незащищенные граждане Российской Федерации могли успешно реализовать свои конституционные права на получение квалифицированной юридической помощи, необходимо доработать схему взаимодействия негосударственной системы бесплатной юридической помощи с органами государственной власти и местного самоуправления.
Государство должно обеспечить равноправие граждан РФ при получении квалифицированной юридической помощи (в том числе и бесплатной). Однако анализ показывает, что качество и возможность получения такой помощи от региона к региону сильно различается [1]. Не может быть, по нашему мнению, различий в обеспечении конституционных прав граждан в зависимости от их места проживания. Следовательно, основы правоотношений по бесплатной юридической помощи также должны быть едиными на всей территории Российской Федерации. Некоторые авторы считают необходимым принять «Социальный кодекс Российской Федерации» [2] или вообще по-другому организовать оказание такой помощи [3, 4]. Однако автор не видит необходимости в подобной кодификации или ломке сложившейся организационной структуры. По нашему мнению, для регулирования правоотношений связанных с оказанием бесплатной юридической помощи достаточно ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» и
законов субъектов РФ, принятых на основе него. На наш взгляд, большее внимание следует уделить таким вопросам как взаимодействие участников негосударственной системы и уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Негосударственные центры бесплатной юридической помощи, созданные в качестве юридических лиц, некоммерческие организации, являющиеся учредителями таких центров, могут на добровольной основе заключать соглашение о взаимодействии с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или его территориальными органами в случае, если такие полномочия предоставлены им уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Таким соглашением предусматривается поддержка, всех вышеназванных или определенных видов бесплатной юридической помощи. Кроме того, должны быть сформулированы дополнительные требования к указанным организациям, и меры их государственной поддержки. Хочется обратить внимание на то, что перечень этот является открытым и может быть дополнен при заключении конкретного соглашения заинтересованными в его принятии органами власти и негосударственными центрами бесплатной юридической помощи.
«Негосударственные центры бесплатной юридической помощи могут быть созданы как в качестве самостоятельного юридического лица -
* Чумакова Ольга Владимировна, кандидат юридических наук, доцент Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), директор юридической клиники, Российская Федерация, г. Москва. E-mail: 79154238394@yandex.ru
некоммерческой организации, так и структурной единицы юридического лица.»1 Между тем остался открытым вопрос: могут ли быть участниками соглашения с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти некоммерческие организации, создавшие негосударственный центр бесплатной юридической помощи как свое структурное подразделение (структурную единицу)? На наш взгляд, соответствующее уточнение должно быть внесено в Закон о бесплатной юридической помощи.
Кроме Закона о бесплатной юридической помощи2, вопросы поддержки некоммерческих организаций, являющихся участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи, регулируются и другими федеральными законами. В частности, Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»3.
Участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи являются юридические клиники и негосударственные центры бесплатной юридической помощи4.
Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (ст. ст. 22, 23, 29) предусмотрено, что коллегии адвокатов, адвокатские бюро и адвокатские палаты субъектов Российской Федерации являются некоммерческими организа-циями5. А законодательством о бесплатной юридической помощи предусмотрено, что некоммерческие организации, адвокаты, адвокатские образования, адвокатские палаты субъектов Российской Федерации, нотариусы, нотариальные палаты могут создавать негосударственные центры бесплат-
1 Ст.24 Федеральный закон от 21.11.2011 N 324-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) // «Собрание законодательства РФ», 28.11.2011, N 48, ст. 6725.
2 Ст. 27 Федеральный закон от 21.11.2011 N 324-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) // «Собрание законодательства РФ», 28.11.2011, N 48, ст. 6725.
3 Статья 31.1. Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 02.05.2015) «О некоммерческих организациях» В данном виде документ опубликован не был. Первоначальный текст документа опубликован в изданиях «Собрание законодательства РФ», 15.01.1996, N 3, ст. 145, «Российская газета», N 14, 24.01.1996.
4 Ст. 22, Федерального закон от 21.11.2011 N 324-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) // «Собрание законодательства РФ», 28.11.2011, N 48, ст. 6725.
5 Ст. 22, ст.23, ст.29 Федерального закона от 31.05.2002
N 63-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Об адвокатской деятельности
и адвокатуре в Российской Федерации" В данном виде документ опубликован не был. Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Парламентская газета", N 104, 05.06.2002,"Российская газета", N 100, 05.06.2002, "Собрание
законодательства РФ", 10.06.2002, N 23, ст. 2102.
ной юридической помощи6. Следовательно, органы государственной власти и органы местного самоуправления могут осуществлять поддержку коллегий адвокатов, адвокатских бюро и адвокатских палат субъектов РФ как некоммерческих организаций, являющихся участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи. Порядок и формы такой поддержки установлены Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
«Образовательные организации высшего образования самостоятельно либо совместно с иными некоммерческими организациями могут создавать юридические клиники и/или негосударственные центры бесплатной юридической помощи».7 Юридические клиники содействуют развитию негосударственной системы бесплатной юридической помощи и ее поддержки со стороны государства, создают условия для осуществления прав и свобод граждан, защиты их законных интересов, способствуют повышению уровня социальной защищенности, а также обеспечению доступа населения к правосудию. Кроме того юридические клиники содействуют правовому просвещению населения и формированию у обучающихся по юридической специальности практических навыков оказания юридической помощи.
По законодательству РФ8 образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями, которые создаются в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций9. Исходя из этого, органы государственной власти и органы местного самоуправления могут осуществлять поддержку образовательных организаций высшего образования как некоммерческих организаций, являющихся участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи.
В Белгородской области по данным Министерства юстиции одна юридическая клиника, при
6 Ст.24 Федерального закон от 21.11.2011 N 324-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) // «Собрание законодательства РФ», 28.11.2011, N 48, ст. 6725.
7 Приказ Минобрнауки России от 28.11.2012 N 994 «Об утверждении Порядка создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридических клиник и порядка их деятельности в рамках негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи» (Зарегистрировано в Минюсте России 19.12.2012 N 26198) «Российская газета», N 298, 26.12.2012
8 Ст. 21 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об образовании в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598.
9 Ст. 22 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об образовании в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598.
этом по состоянию на 1 июля 2015 года силами ее сотрудников была оказана правовая помощь 1115 гражданам. В Брянской области по данным Миноб-рнауки России 2 юридические клиники и они проконсультировали 180 человек. Во Владимирской области на 4 юридической клиники пришлось 90 посетителей. В Воронежской и Ивановской областях по одной клинике и проконсультировали их сотрудники 260 и 121 человека соответственно. В Калужской и Костромской областях по 3 юридические клиники, которые приняли 1339 и 42 посетителя соответственно. В Москве по данным Ми-нобрнауки России 14 юридических клиник, но, по данным проводимого Минюстом России мониторинга, они почему-то никого не проконсультировали. Данные по ситуации в Москве абсолютно не достоверны, так как в Москве юридических клиник намного больше. Только сотрудники юридической клиники Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России) за 2014-15 учебный год проконсультировали более 400 человек. Абсолютное недоумение вызывают данные по Московской области. По данным представленным в Минюст России на территории Московской области нет ни одной юридической клиники, при этом указано, что принято 652 гражданина. В Орловской области 4 юридические клиники, их консультанты оказали помощь 8 гражданам. В Рязанской области 355 клиентов на 3 клиники, в Смоленской области 80 посетителей на 2 юридические клиники. Ситуация в Тамбовской области аналогична ситуации в Московской области. Юридических клиник по данным мониторинга нет, при этом 541 человек получил юридическую помощь. В Тверской области 35 посетителей на 3 юридические клиники, в Тульской и Ярославской областях по одной клинике. Только в Тульской области было 47 клиентов, а данных по числу консультаций в Ярославской области нет.
В Республике Карелия по данным Минобрна-уки 1 юридическая клиника и 109 человек, которым оказана помощь. В Республике Коми на две клиники 195 случаев оказания бесплатной юридической помощи. В Калининградской области по данным Мониторинга юридических клиник нет, но при этом 20 граждан было проконсультировано. В Архангельской области 4 клиники и 156 случаев оказания правовой помощи. В Мурманской области 10 граждан получили помощь в 2 клиниках. В Новгородской области 1 клиника и 409 юридических консультаций. В Псковской и Вологодской областях по 3 юридической клиники и 131 и 153 случаев оказания бесплатной юридической помощи соответственно. В Санкт-Петербурге 578 случаев оказания юридических консультаций в 12 клиниках.
В Приволжском федеральном округе дела с работой юридических клиник обстоят следующим образом. В Республике Башкортостан 6 юридических клиник, оказавших помощь 664 гражданам. В Кировской области 5 клиник и 292 случая оказания бесплатной юридической помощи. В Республике Марий Эл и Республике Мордовия по 2 юридические клиники, их сотрудники оказали помощь 541 и 318 гражданам соответственно. В Нижегородской области 14 юридических клиник и совсем нет данных о количестве тех, кому помощь оказана. В Оренбургской области на три юридические клиники 282 клиента. В Пензенской области и Пермском крае по пять юридических клиник, в которых была оказана помощь 135 и 73 гражданам соответственно. В Самарской и Саратовской областях по 6 юридических клиник, в них были даны консультации 373 и 1858 гражданам соответственно. В Республике Татарстан 5 клиник и 989 случаев оказания бесплатной юридической помощи. В Удмуртской Республике 3 клиники и 261 гражданин, получивший правовую помощь. В Ульяновской области 2 юридические клиники и ни одного зарегистрированного случая оказания помощи гражданам. В Чувашской Республике тоже 2 клиники, но в отличие от Ульяновской области, 164 гражданина получили юридическую помощь.
В Северо-Кавказском федеральном округе в каждом субъекте есть юридические клиники. В Кабардино-Балкарской Республике по данным Ми-нобрнауки 1 клиника и 0 случаев оказания правовой помощи. В Карачаево-Черкесской Республике 1 клиника, в которой помощь оказана 14 гражданам В Республике Дагестан 2 клиники, но никому помощь не была оказана. В Республике Ингушетии 1 клиника и 32 случая оказания Бесплатной юридической помощи. В Республике Северная Осетия -Алания 2 клиники в которых помощь оказали 94 гражданам. Ставропольский край представлен 14 юридическими клиниками, которые проконсультировали 482 клиента. В Чеченской Республике 2 клиники и 0 случаев оказания бесплатной юридической помощи.
В Южном Федеральном округе тоже во всех субъектах есть юридические клиники. В Республике Адыгея их три, но ни одному гражданину по данным Мониторинга Минюста России помощь не была оказана. В Астраханской области 14 юридических клиник и 261 случай оказания бесплатной юридической помощи. В Волгоградской области 6 клиник, они оказали помощь 177 гражданам. В Республике Калмыкия 2 клиники, но данных о количестве проконсультированных граждан нет. В Краснодарском крае 12 юридических клиник и 198 проконсультированных граждан. В Ростовской об-
ласти 7 клиник и 1150 случаев оказания бесплатной юридической помощи.
В Уральском Федеральном округе дела с оказанием бесплатной юридической помощи обстоят следующим образом. В Курганской области 3 юридические клиники и 63 случая оказания бесплатной юридической помощи. В Свердловской области 17 клиник и 244 посетителей. В Тюменской области 1 клиника и 318 консультаций. Ханты-Мансийский округ - Югра представлен в мониторинге Минюста России двумя клиниками и 198 их клиентами. В Челябинской области 6 клиник и 386 проконсультированных граждан. В Ямало-Ненецком округе 1 клиника и 0 случаев оказания бесплатной юридической помощи.
Не во всех субъектах Сибирского Федерального округа есть юридические клиники. По данным Минобрнауки клиники нет в Республики Тыва, но при этом по данным мониторинга 17 граждан было проконсультировано. Правда, не понятно кем. В Республике Алтай 1 клиника и 19 случаев оказания бесплатной юридической помощи. В Алтайском крае 8 клиник и 491 гражданин, получивший консультацию. В Республике Бурятия 2 клиники, сотрудники которых оказали помощь 75 гражданам. В Забайкальском крае 130 случаев оказания бесплатной юридической помощи приходится на 5 юридических клиник. В Иркутской области 7 юридических клиник и 372 клиента на всех них. В Кемеровской области 150 консультаций на 13 юридических клиник. В Красноярском крае в единственной клинике правовая помощь была оказана 352 гражданам. В Новосибирской области 364 консультации было оказано 11 юридическими клиниками. В Омской области 550 случаев оказания бесплатной юридической помощи на 5 юридических клиник. В Томской области сотрудниками 1 юридической клиники проконсультировали 413 граждан. В Республике Хакасия 1 клиника и 172 случая оказания бесплатной юридической помощи.
В Дальневосточном Федеральном округе юридической клиники нет только в Чукотском автономном округе. В Республике Саха (Якутия) 3 клиники, силами сотрудников которых было проконсультировано 150 граждан. К Камчатском крае 94 гражданина получили правовую помощь в 2 клиниках. В Приморском крае 3 клиники и в них было 28 посетителей. В Хабаровском крае 4 клиники и 167 случаев оказания правовой помощи. В Еврейской автономной области 1 клиника и 59 посетителей. В Амурской и Сахалинской области нет зарегистрированных посетителей, а юридических клиник 1и 2 соответственно. В Магаданской области 1 клиника и 64 случая оказания бесплатной юридической помощи.
В Крымском Федеральном округе 2 клиники есть в Севастополе и 13 зафиксированных случаев оказания бесплатной юридической помощи, а в Республике Крым 231 гражданин получил правовую помощь, при этом в мониторинге указано, что юридических клиник там нет.
Далее хотелось бы проанализировать ситуацию, связанную с деятельностью юридических клиник по федеральным округам. Согласно диаграмме, (см. приложение 1) больше всего юридических клиник по данным Минобрнауки в Приволжском федеральном округе. Там их 66. На 2-м месте Сибирский федеральный округ в котором 55 юридических клиник, на 3-м Центральный федеральный округ с 52 клиниками. Меньше всего юридически клиник по данным Минобрнауки в Крымском федеральном округе. Там речь идет только о 2 клиниках. Данная ситуация вполне обоснована. Этот регион сравнительно недавно стал снова частью Российской Федерации. И на полноценное развитие клинического движения еще просто не хватило времени. Сейчас юридические вузы Крымского федерального округа осуществляют переход на российские стандарты образования. Постепенно будут появляться новые юридические клиники и получат свое дальнейшее развитие ныне действующие.
Реальная ситуация связанная с деятельностью юридических клиник в России сильно отличается от результатов мониторинга, проводимого Минюстом России и данных, приводимых Миноб-рнауки.
Более объективную картину можно увидеть, воспользовавшись интерактивной картой Автономной некоммерческой организации «Центр развития юридических клиник».10 К примеру, в Москве по данным Центра 53 юридические клиники, а не 14 как указано в Мониторинге Минюста России.
Так же автор проанализировал количество случаев оказания бесплатной юридической помощи по федеральным округам. На первом месте с 5950 гражданами, получившими правовую помощь опять находится Приволжский федеральный округ. А вот Центральный и Сибирский федеральные округа поменялись местами с 5521 и 3105 случаев оказания бесплатной юридической помощи соответственно. Замыкает рейтинг Крымский федеральный округ в котором правовую помощь получили 244 человека.
Не меньше, чем юридические клиники Вузов правовую помощь населению оказывают социально-ориентированные некоммерческие организации.
По данным Минюста России, в Брянской области действует 1 негосударственный центр бес-
10 http://codolc.com/clinics/
Количество юридических клиник в федельном округе (По данным Минобрнауки на 01.07.15)
Основной Основной
Основной
Основной
Основной
Основной
■ Центральный федеральный округ Основной и Северо-Западный федеральный округ
Приволжский федеральный округ
■ Северо-Кавказский федеральный округ Я Южный федеральный округ - Уральский федеральный округ
Сибирским федеральный округ Основ! юй Дальневосточный федеральный округ Крымский федеральный округ
Основной
Количество случаев, оказанной бесплатной юридической помощи юридическими клиниками (По данным Минобрнауки на 01.07.15)
Основнб&новной
Основной
Основной
Основной
Основно1
Основной
■ Центральный федеральный округ
■ Северо-Западный федеральный округ Приволжский федеральный округ
■ Северо-Кавказский федеральный округ И Южный федеральный округ
: Уральский федеральный округ
Основной„ ,. ,,
Сибирским федеральный округ
Дальневосточным федеральный округ
Крымский федеральным округ
Основной
платной юридической помощи, но данных о том, что силами его сотрудников была оказана правовая помощь гражданам, нет. В Воронежской области 3 центра, в который юридическую помощь получили 442 человека и 2 соглашения о взаимодействии территориального органа Минюста России с негосударственными центрами. В Ивановской области 10 негосударственных центров и 1498 случаев оказания бесплатной юридической помощи. В Липецкой области 1031 консультация на 4 центра. В Москве зарегистрированы 6 центров и 496 граждан, получившие юридическую консультацию. В Москов-
ской области 870 граждан и 1 негосударственный центр, оказавший им помощь. В Тамбовской области 8 центров, 8394 случая оказания бесплатной юридической помощи и одно соглашение. В Тульской области 1 негосударственный центр и 400 граждан получивших правовую помощь.
В Калининградской области 679 консультаций приходятся на 3 негосударственных центра. Данные по Вологодской области очевидно не совсем достоверны, т.к. по данным мониторинга 1749 случаев оказания бесплатной юридической помощи и при этом 0 негосударственных центров. В
Санкт-Петербурге 222 случая оказания бесплатной юридической помощи двумя негосударственными центрами. В Ненецком автономном округе 1 центр и 99 правовых консультаций.
Что же касается данных о негосударственных центрах бесплатной юридической помощи в федеральных округах, то по данным Мониторинга проводимого Минюстом России, бесспорным лидером по их количеству стал Центральный федеральный округ (34 центра), за ним следует Дальневосточный федеральный округ (33 центра), на 3-м месте Сибирский федеральный округ (22 центра). Меньше всего СО НКО в Крымском федеральном округе (2 центра). По нашему мнению, государству следует увеличить количество участников государственной системы в Крымском федеральном округе, а также создать наиболее благоприятные условия для деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций. В регионе, который ранее жил по законам другого государства, необходимо предоставить гражданам доступ к правосудию с наименьшими бюрократическим препонами. В ЦФО зарегистрирован 13131 случай оказания бесплатной юридической помощи, на 2-м месте Северо-Кавказский федеральный округ. В других федеральных округах активность СО НКО значительно ниже.
Согласно ст. 31 Федерального закона «О некоммерческих организациях», органы государственной власти и органы местного самоуправления могут оказывать некоммерческим организациям экономическую поддержку, в т.ч. путем предоставления гражданам и юридическим лицам,
оказывающим некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах и иных льгот.
Приоритет получения поддержки от органов государственной власти и органов местного самоуправления у социально ориентированных некоммерческих организаций. Органы государственной власти и органы местного самоуправления могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими поддержки и защиты граждан; оказания юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям, правового просвещения населения, деятельности по защите прав и свобод человека и гражданина. Все эти виды деятельности должны быть указаны в учредительных документах. Также и коллегии адвокатов, адвокатские бюро и адвокатские палаты субъектов РФ должны отразить в их учредительных документах вышеуказанные виды деятельности, и только после этого они смогут претендовать на получение статуса социально ориентированных некоммерческих организаций.
Так в каких же формах может оказываться поддержка социально ориентированным некоммерческим организациям? Законодательно предусмотрены финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка. Кроме того, речь может идти о предоставлении социально ориентированным некоммерческим организациям и юридическим лицам, оказывающим социально
Количество негосударственных центров бесплатной юридической помощи
Основной
Основной
Основно
Основной
Основной
Основной
н Северо-Западный федеральный окру|
В Приволжский федеральный округ
а Северо-Кавказский федеральный Основнойокруг
■ Южный федеральный округ
Ос,ювнойУральскиЙФ^еР^ьный округ
■ Сибирский федеральный окру
Основной
Дальневосточной федеральный округ Крымский федеральный округ
Количество случаев, оказанной бесплатной юридической помощи негосударственными центрами
Основной
Основной
Основной
Основн
Основной
Основной
Основной
■ Северо-Западный федеральный округ Приволжский Федеральный округ
■ Северо-Кавказский федеральный округ
■ Южный федеральный округ
Уральский федеральный округ
Основной ■ Сибирский федеральный округ Основной
■ Дальневосточный федеральны и округ Крымский федеральный округ
ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку льгот по уплате налогов и сборов.
Оказание финансовой поддержки таким организациям может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет ассигнований из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов путем предоставления субсидий.
Оказание имущественной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления путем передачи во владение и (или) пользование таким некоммерческим организациям государственного или муниципального имущества. Переданное имущество может использоваться только по целевому назначению.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местные администрации вправе утверждать перечни государственного и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций). Вышеуказанное имущество может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) пользование на долгосрочной основе (в т. ч. по льготным ставкам арендной платы) социально ориентированным некоммерческим организациям.
Продажа переданного социально ориентированным некоммерческим организациям госу-
дарственного или муниципального имущества, переуступка прав пользования им, передача прав пользования им в залог и внесение прав пользования таким имуществом в уставный капитал любых других субъектов хозяйственной деятельности запрещены.
Как уже было сказано ранее, одним из полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации является оказание содействия развитию негосударственной системы бесплатной юридической помощи и обеспечение ее поддержки.
Согласно данным мониторинга, проводимого Минюстом России,11 на 01 июня 2014 года только в 24 субъектах Российской Федерации были приняты решения органов государственной власти, направленные на развитие негосударственной системы бесплатной юридической помощи и обеспечение ее поддержки. Решения об оказании содействия развитию были приняты в: Курганской, Свердловской, Иркутской, Архангельской, Мурманской, Псковской, Самарской, Ульяновской, Владимирской, Курской, Липецкой, Тамбовской, Тульской областях, Алтайском, Забайкальском, Камчатском краях, Республиках Бурятия, Хакасия, Калмыкия, Карелия, Чувашской Республике, Карачаево-Чер-касской Республике, в Санкт-Петербурге, Ненецком автономном округе.
Согласно данным мониторинга на 1 полугодие 2015 года, проводимого Минюстом России,
11 Данные мониторинга Министерства юстиции Российской Федерации на 01.06. 2014 года
уже в 31 субъекте Российской Федерации приняты решения органов государственной власти, направленные на развитие негосударственной системы бесплатной юридической помощи и обеспечение ее поддержки12.
Рядом субъектов Российской Федерации обеспечено принятие законов и иных нормативно-правовых актов по регулированию порядка государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, в том числе оказывающих бесплатную юридическую помощь.
Кроме того, в Республике Хакасия, во Владимирской и Курганской областях приняты программы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, которыми предусматривается выделение субсидий.
В некоторых региональных бюджетах предусмотрены средства на поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций, в том числе в сфере бесплатной юридической помощи. В частности подобные расходные статьи есть в бюджетах республик Карелия, Калмыкия, Бурятия, Хакасия, Алтайском и Камчатском краях, Тамбовской и Ульяновской областях. Проводится отбор таких некоммерческих организаций на конкурсной основе.
По результатам подобного конкурса в 2015 году была выделена субсидия некоммерческой организации в размере 300 тыс. руб. на программу повышение правовой культуры и оказание бесплатной юридической помощи в Республике Бурятия. В Республике Хакасия выделен грант некоммерческой организации на реализацию целевой социальной программы по бесплатной юридической помощи в размере 60 тыс. руб. В Камчатском крае приняты решения о выделении субсидий некоммерческим организациям в размере 155,5 тыс. руб. и 50 тыс. руб. на программы повышения правой культуры и оказания бесплатной юридической помощи. Адвокатская палата Курганской области в 2013 году получила 20 тыс. руб. на целевое финансирование Негосударственного центра бесплатной юридической помощи, созданного при Адвокатской палате Курганской области.
Решением администрации Тамбовской области утвержден перечень социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей субсидий из областного бюджета в 2013 году. Органами местного самоуправления Тамбовской области в 2015 было организовано проведение единых
12 Аналитическая справка о проведении мониторинга по реализации Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» и в сфере правового просвещения населения за 1 полугодие 2015 г.
дней бесплатной юридической помощи с привлечением студентов юридических клиник.
Постановлением Правительства Ульяновской области в 2013 году предоставлена субсидия из областного бюджета Ульяновской области Ульяновскому региональному отделению Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России».
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области приняло решение о заключении соглашения о сотрудничестве с юридическими клиниками, в рамках которых специалисты клиник будут привлекаться для участия в социально-значимых мероприятиях и акциях по оказанию бесплатной юридической помощи.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона о бесплатной юридической помощи органы местного самоуправления также могут оказывать содействие развитию негосударственной системы бесплатной юридической помощи и обеспечивать ее. Только в 2-х субъектах Российской Федерации органами местного самоуправления обеспечена реализация данных полномочий.
Так, администрациями города г. Мурманска и муниципальных районов Иркутской области приняты программы развития, в которых предусмотрены меры поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.
Кроме того, в Чувашской Республике имеются решения администраций г. Чебоксары и г. Ново-чебоксарска по выделению помещений для негосударственных центров бесплатной юридической помощи.
В Камчатском крае в 2015 году были приняты решения о выделении ежегодной субсидии региональному отделению Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России». Адвокатская палата Курганской области в 2014 году получила 50 тыс. руб. на целевое финансирование Негосударственного центра бесплатной юридической помощи, созданного при Адвокатской палате Курганской области.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона органы местного самоуправления также могут оказывать содействие развитию негосударственной системы бесплатной юридической помощи и обеспечивать ее. Только в 8 субъектах Российской Федерации органами местного самоуправления обеспечена реализация данных полномочий: приняты программы развития, в которых предусмотрены меры поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, имеются решения по выделению помещений для него-
сударственных центров бесплатной юридической помощи.
Конечно, необходимо продолжать работу по взаимодействию органов государственной власти субъектов Российской Федерации и негосударственной системы бесплатной юридической помощи в регионах. Однако автор согласен с Е.В. Рябцевой, которая считает, что «необходимо закрепить систему контроля за качеством оказания негосударственной бесплатной юридической помощи, а также ответственность лиц, которые ее оказывают» [5].
С учетом того, что некоммерческие организации и иные учредители негосударственных центров бесплатной юридической помощи осуществляют деятельность за счет собственных средств, которых явно не много, государственная и муниципальная поддержка участников негосударственной системы бесплатной юридической помощи, несомненно, будет способствовать достижению целей Закона о бесплатной юридической помощи и реализации конституционных прав граждан на квалифицированную юридическую помощь.13
Литература
1. Атагимова Э.И., Макаренко Г.И. Состояние и проблемы оказания бесплатной юридической помощи населению // Мониторинг правоприменения. 2015. № 2. С. 52-58.
2. Бардин Л.Н. Правовые основы поддержки негосударственной системы бесплатной юридической помощи // Юрист. 2014. № 9. С. 25-28.
3. Макаренко Г.И., Михалевич В.В. Дистанционное оказание юридических услуг населению через создание Всероссийского бюро справедливости // Мониторинг правоприменения. 2012. № 4. С. 4-9.
4. Атагимова Э.И., Макаренко Г.И. Правовое просвещение: проблемы и пути решения // Мониторинг правоприменения. 2015. № 1 (14). С. 64-68.
5. Рябцева Е. В. Право на доступ к правосудию через призму оказания бесплатной юридической помощи // Российский судья. 2015. № 2. С. 6-8.
Government support for a non-governmental free legal aid system
Ol'ga Chumakova, Ph.D. in Law, Associate Professor at the All-Russian State University of Justice (The Russian Law Academy of the Ministry of Justice of the Russian Federation), Law School Clinic Director, Russian Federation, Moscow.
E-mail: 79154238394@yandex.ru
Abstract. The author describes the legal foundations for the interaction of a non-governmental free legal aid system with public authorities and local self-government bodies. Arguments are presented about the right of the participants of the non-governmental free legal aid system to benefits and support on the part of public authorities and local self-government bodies. Arguments are presented about the need to support socially oriented non-governmental organisations as well as law school clinics of higher education institutions. A comparative study of the number of non-governmental free legal aid centres and cases of free legal aid provided by them as well as of the number of law school clinics of higher education institutions and cases of legal aid provided by them per federal districts is carried out.
Keywords: non-governmental free legal aid system, education institutions, law school clinics, nongovernmental free legal aid centres, benefits and support for socially oriented non-governmental organisations.
References
1. Atagimova E.I., Makarenko G.I. Sostoianie i problemy okazaniia besplatnoi iuridicheskoi pomoshchi naseleniiu, Monitoring pravoprimeneniia, 2015, No. 2, pp. 52-58.
2. Bardin L.N. Pravovye osnovy podderzhki negosudarstvennoi sistemy besplatnoi iuridicheskoi pomoshchi, Iurist, 2014, No. 9, pp. 25-28.
3. Makarenko G.I., Mikhalevich V.V. Distantsionnoe okazanie iuridicheskikh uslug naseleniiu cherez sozdanie Vserossiiskogo biuro spravedlivosti, Monitoring pravoprimeneniia, 2012, No. 4, pp. 4-9.
4. Atagimova E.I., Makarenko G.I. Pravovoe prosveshchenie: problemy i puti resheniia, Monitoring pravoprimeneniia, 2015, No. 1 (14), pp. 64-68.
5. Riabtseva E. V. Pravo na dostup k pravosudiiu cherez prizmu okazaniia besplatnoi iuridicheskoi pomoshchi, Rossiiskii sud'ia, 2015, No. 2, pp. 6-8.
13 Ч.3 ст.26 Федеральный закон от 21.11.2011 N 324-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) // «Собрание законодательства РФ», 28.11.2011, N 48, ст. 6725.