Научная статья на тему 'Бесплатная юридическая помощь: организационно-экономический аспект'

Бесплатная юридическая помощь: организационно-экономический аспект Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
342
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКАЯ КЛИНИКА / БЕСПЛАТНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / ТЬЮТОР / ОПЕРАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ПОГРУЖЕНИЕ / LEGAL CLINIC / LEGAL AID / TUTOR / OPERATIONAL AND TECHNOLOGICAL IMMERSION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Масюк Наталья Николаевна

Рассматриваются организационные и экономические проблемы деятельности юридических клиник, создаваемых в высших учебных заведениях с целью оказания бесплатной юридической помощи, а также пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Масюк Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Free legal aid: organizational and economic aspects

The article examines the organizational and economic problems of legal clinics established in institutions of higher education in order to provide free legal assistance, as well as their solutions.

Текст научной работы на тему «Бесплатная юридическая помощь: организационно-экономический аспект»

УДК 347.962:342.7

Масюк Наталья Николаевна

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток, Россия

Бесплатная юридическая помощь: организационно-экономический аспект

Рассматриваются организационные и экономические проблемы деятельности юридических клиник, создаваемых в высших учебных заведениях с целью оказания бесплатной юридической помощи, а также пути их решения.

Ключевые слова и словосочетания: юридическая клиника, бесплатная юридическая помощь, тьютор, операционно-технологическое погружение.

Сегодня в России существует система оказания бесплатной юридической помощи, которая делится на государственную и негосударственную. Организационно и экономически эти две составляющие существенно различаются.

Государственную бесплатную юридическую помощь оказывают:

- федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения;

- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения;

- органы управления государственных внебюджетных фондов;

- государственные юридические бюро;

- адвокаты (наделяются правом);

- нотариусы (наделяются правом). Негосударственную помощь оказывают:

- юридические клиники (студенческие консультативные бюро, студенческие юридические бюро и др.);

- негосударственные центры бесплатной юридической помощи. Если государственная помощь подкреплена финансовыми вложениями государства и для ее организации существует система нормативно-правовых актов и должностных регламентов, то система негосударственной бесплатной юридической помощи еще нуждается в доработке и совершенствовании.

Остановимся подробнее на организации юридических клиник в высших учебных заведениях.

В России с 15 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон РФ 21 ноября 2011 г. №324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» [1]. Данный закон затрагивает, в том числе, вопросы деятельности юридических клиник, рассматривая их в качестве основного составного элемента системы бесплатной юридической помощи.

Деятельность юридических клиник имеет двойственный характер. С одной стороны, они представляют собой определенную форму образовательной деятельности, целью которой является формирование профессионалов в юридической сфере. В этом заключается образовательная функция юридических клиник, помогающих студентам закрепить полученные теоретические знания на практике и приобрести соответствующие компетенции. Кроме того, они позволяют им контактировать с клиентом, то есть напрямую взаимодействовать с потребителем консультационной услуги, не только используя свои теоретические знания, но и демонстрируя личностные качества и психологические особенности.

С другой стороны, деятельность юридических клиник нацелена на удовлетворение общественной потребности в получении определёнными категориями лиц бесплатной юридической помощи. Подчеркнём, что этот, второй, аспект характерен только для тех клиник, которые работают с реальными клиентами и ведут реальные дела. В этом их вторая, социальная, функция. И наличием данной социальной функции клиническое юридическое образование отличается от всех остальных форм образовательной деятельности. Обращение в юридическую клинику сегодня - это один из немногих способов получения бесплатной правовой помощи малоимущими гражданами. Социальную значимость юридических клиник трудно переоценить. И студенты, работающие в юридических клиниках, становятся социально ответственными участниками гражданского общества.

Традиционно бесплатная юридическая помощь оказывается в виде:

- правового консультирования в устной и письменной форме;

- составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;

- представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях, хотя этот перечень можно считать открытым.

На сегодняшний день юридические клиники созданы практически во всех российских вузах, осуществляющих подготовку юристов. Более того, наличие юридической клиники является составной частью образовательного стандарта подготовки юристов по ФГОС. Именно в юридической клинике студенты получают определенные навыки юри-

дической практики и представление о том, в чем нуждаются люди и как можно защитить их права, опираясь на закон. Как правило, их работу контролируют преподаватели, которые имеют значительный опыт практического использования права; они помогают студентам получить практический опыт, подстраховать их, обеспечить компетентное и профессиональное представление клиентов.

Однако организационно вопрос функционирования юридической клиники в вузе проработан недостаточно. Начать следует с того, что не определен организационный статус юридической клиники, поэтому в одних вузах юридическая клиника является институциональной единицей, в других - виртуальным структурным подразделением, не имеющим штатных сотрудников.

Кроме этого, существуют системные организационно-экономические проблемы, сдерживающие развитие и становление юридических клиник, основными из которых:

- отсутствие четких нормативных документов, регламентирующих деятельность клиники вообще и отдельных действующих лиц в частности;

- отсутствие мотивации преподавателей к участию в работе юридических клиник;

- отсутствие специально подготовленных тьюторов, осуществляющих правовое сопровождение консультационной деятельности клиник.

Остановимся подробнее на каждой проблеме.

Первая может быть решена разработкой функциональной ролевой модели юридической клиники, где организационно будут прописаны взаимоотношения всех участников консультационного процесса, статус клиники, а также разработаны соответствующие регламенты.

Вторая и третья проблемы - мотивация преподавателей (кураторов) и привлечение тьюторов могут для их разрешения быть объединены в одну экономическую проблему - отсутствие финансовых ресурсов. Как преподавателям, так и тьюторам необходимо платить, поскольку любой труд должен оплачиваться. Но вот в этом и есть основное препятствие в ее разрешении - дополнительных денег на оплату этой части работы у вузов, как правило, нет. А работать на чистом энтузиазме долго клиники не смогут, вернее, смогут, но от этого весьма серьезно пошатнутся качественные показатели оказываемой юридической помощи.

Здесь также несколько слов хочется сказать по поводу привлечения кураторов из числа преподавателей. Их заинтересованность должна быть определена на стадии распределения учебной нагрузки, а это означает, что часы для курирования работы юридической клиники должны быть предусмотрены учебным планом, а именно его вариативной частью.

Что касается тьюторов, то у них несколько другая функция, нежели у кураторов. Если куратор (преподаватель) отвечает за теоретическую подготовку консалтинговой услуги в своей области права, в которой он специализируется, то тьютор не учит и не помогает студенту в явном виде, как правило, он не дает правильных ответов, а осуществляет вовлечение студента в самостоятельную практическую деятельность, грамотно и технично направляет студента, управляя процессом его погружения в технологию освоения нового знания и транслирования его на клиента.

Позволим здесь провести некоторую аналогию между обучающим процессом в юридической клинике и методом «операционно-технологического погружения», используемым при обучении сервисным специальностям [2]. И в том и в другом случае имеет место практическое погружение студента в технологию предоставления той или иной услуги под руководством тьютора с целью приобретения необходимых компетенций и закрепления их на практике путем транслирования полученных знаний.

В связи с этим напрашивается словесный портрет идеального тьютора: это высоконравственный, обладающий междисциплинарным знанием, образованный человек, имеющий опыт практической юридической деятельности, владеющий педагогическим инструментарием обучения молодежи и взрослых. Совершенно естественно, что такой специалист нуждается в достойном вознаграждении.

Далее несколько слов о мотивации студента. Должна быть разработана система бонусов и поощрений. Студент должен видеть очевидные плюсы того, что он работает в клинике. Это может быть удостоверение работника юридической клиники, которое по итогам окончания вуза будет иметь какое-то значение при трудоустройстве, либо бонусы, которые будут как-то облегчать непосредственно сам учебный процесс, дополнительные баллы, учитываемые в «рейтинговой» системе, и многое другое: главное, чтобы это студенту было нужно и он хотел это получить.

Справедливости ради надо отметить, что в отдельных университетах существуют примеры лучших практик организации юридической клиники, к их числу можно отнести Санкт-Петербургский государственный университет [3].

Во-первых, в этом вузе для юридической клиники отведено 3 этажа отдельного здания. Все кабинеты оснащены по последнему слову техники: современные компьютеры с выходом в Интернет, подключение к полнотекстовым правовым базам и др. Особо следует отметить оснащение web-камерами, которые позволяют наблюдать за процессом консультирования студентами клиентов в реальном масштабе времени.

Но более важным, на наш взгляд, является то, что работа в юридической клинике - обязательная часть учебного процесса. И в этой работе участвует не только директор клиники, но и 40 кураторов, за каждым из которых закреплено не более трех студентов. Но тем не менее, включение этих занятий в учебный план - полностью инициатива вуза и является скорее не правилом, а исключением.

Примером другого подхода к организации юридической клиники может служить Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. Отличительной особенностью организации работы здесь является деятельность юридической клиники в тесном сотрудничестве с Адвокатской палатой Приморского края под патронажем Управления юстиции Минюста по Приморскому краю. Студенты оказывают консультационные услуги не только под контролем преподавателей, но и в присутствии опытных адвокатов. Директором клиники является тьютор - опытный юрист, в прошлом возглавлявший один из судов Приморского края. Однако часть системных организационных и экономических проблем, перечисленных выше, не решена и здесь.

Все вышеизложенное позволяет сделать следующий вывод. Юридические клиники являются неотъемлемым элементом современной подготовки юридических кадров, это, безусловно, очень важная составляющая юридического образования, позволяющая, в конечном итоге, повысить конкурентоспособность выпускников - юристов на рынке труда. Но для того чтобы она приносила те плоды, которые в идеальной модели она может и должна приносить, достигались поставленные цели, в нее необходимо вкладывать множество сил и ресурсов, прежде всего финансовых.

1. О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации: федер. закон Российской Федерации №324-Ф3 от 21 ноября 2011 г.

2. Межонова Л.В. Метод операционно-технологического погружения как инновационная основа создания модельных (учебных) институциональных бизнес-единиц в вузе / Л.В. Межонова, Н.Н. Масюк // Науковедение. - 2012. - №4.

3. Рынок юридических услуг населению Российской Федерации: аналитический отчет (апрель - июнь 2010).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.