Научная статья на тему 'Учебная бизнес-среда ВГУЭС-Сити как инновационная площадка для развития предпринимательских компетенций'

Учебная бизнес-среда ВГУЭС-Сити как инновационная площадка для развития предпринимательских компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-СРЕДА / УЧЕБНАЯ БИЗНЕС-ФИРМА / ОПЕРАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ПОГРУЖЕНИЕ / ТЬЮТОР / BUSINESS ENVIRONMENT / BUSINESS TRAINING COMPANY / OPERATIONAL AND TECHNOLOGICAL IMMERSION / TUTOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Масюк Наталья Николаевна, Межонова Людмила Владимировна, Шиловская Лариса Леонидовна

В статье рассматриваются вопросы функционирования и развития инновационного проекта Программы стратегического развития ВГУЭС по созданию учебной бизнес-среды ВГУЭС-СИТИ, а также проблемы, которые предстоит решить в ходе реализации проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Масюк Наталья Николаевна, Межонова Людмила Владимировна, Шиловская Лариса Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training business environment VSUES CITY is an innovative platform for the development of entrepreneurial skills

This article discusses the operation and development of the innovative project Strategic Development Program VSUES to create educational business environment VSUES CITY, as well as problems to be solved in the course of the project.

Текст научной работы на тему «Учебная бизнес-среда ВГУЭС-Сити как инновационная площадка для развития предпринимательских компетенций»

УДК 378.1

Масюк Наталья Николаевна Межонова Людмила Владимировна Шиловская Лариса Леонидовна1

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Россия. Владивосток

Учебная бизнес-среда ВГУЭС-СИТИ как инновационная площадка для развития предпринимательских компетенций

В статье рассматриваются вопросы функционирования и развития инновационного проекта Программы стратегического развития ВГУЭС по созданию учебной бизнес-среды ВГУЭС-СИТИ, а также проблемы, которые предстоит решить в ходе реализации проекта.

Ключевые слова и словосочетания: бизнес-среда, учебная бизнес-фирма, операционно-технологическое погружение, тьютор.

Проект учебной бизнес-среды ВГУЭС-СИТИ был разработан авторами настоящей статьи и заявлен как один из инновационных проектов Программы стратегического развития ВГУЭС в 2011 г., с 2012 г. началась его реализация. С тех пор прошло два года, и сегодня можно подвести некоторые итоги.

Мы начинаем серию публикаций, связанных с разработкой и реализацией проекта, а также теми проблемами, с которыми приходится сталкиваться в процессе его развития.

Но прежде представим идею проекта. Основная задача, которую ставили разработчики в глобальном масштабе, сводится к воспитанию нового поколения молодых людей (предпринимателей), обладающих креативным и критическим мышлением, предприимчивостью и способностью принимать взвешенные решения в условиях неопределенности, профессиональной мобильностью, способностью к работе в команде и самостоятельной работе, способных организовать бизнес и принять на себя ответственность за его ведение. Социально ответственный бизнес - это успешно развивающийся

1 Л.Л. Шиловская в период разработки и запуска проекта работала во ВГУЭС в должности проректора по развитию, не только участвовала в его создании, но и активно способствовала развитию основного замысла проекта. 88

бизнес, который дает в долгосрочном периоде хорошие показатели деятельности, соблюдает налоговое законодательство и правила ведения бизнеса, установленные в Российской Федерации. Именно на воспитание этих качеств, навыков и компетенций направлен данный проект. Была выдвинута гипотеза, что специально организованное инновационное образовательное бизнес-пространство в университете для осуществления студенческой предпринимательской деятельности в условиях, максимально приближенных к условиям реального бизнеса, создаст условия для формирования предпринимательских и инновационных компетенций будущих выпускников, повысит их конкурентоспособность на рынке труда и обеспечит самозанятость в условиях рынка.

В задачи подготовительного этапа проекта входили:

- определение понятия инновационной учебной бизнес-среды;

- разработка концепции и моделей организации инновационной учебной бизнес-среды университета, максимально приближенной к условиям реального бизнеса;

- разработка соответствующих технологий организации деятельности обучающихся на основе интеграции образовательной, производственной и предпринимательской деятельности в условиях взаимодействия внутренних и внешних стейкхолдеров;

- разработка организационной процедуры и алгоритма создания инновационной учебной бизнес-среды.

Под понятием «инновационная учебная бизнес-среда» мы подразумеваем социум, отличающийся от обычной среды более высокими по содержанию и интенсивности характеристиками совместной проектной деятельности и общения, эмоционально и интеллектуально насыщенной атмосферой сотрудничества и созидания. В такой среде наиболее полно актуализируются межличностные и межгрупповые механизмы продуктивности и успешного развития личности. Инновационную учебную бизнес-среду можно представить как инновационную образовательную площадку, состоящую из совокупности обособленных учебных бизнес-единиц и обеспечивающей инфраструктуры, миссия которых состоит в воспроизведении реальных бизнес-процессов, все функции по управлению которыми выполняют обучающиеся. Однако сами по себе бизнес-единицы не могут функционировать до тех пор, пока не создано правовое поле их деятельности, не написаны регламенты функционирования, а также не сформирована «внешняя» по отношению к этим бизнес-единицам инфраструктура.

Бизнес-единицы создаются на основании инновационного метода операционно-технологического погружения, который обеспечивает воз-

89

можность формирования у обучающихся профессиональных и предпринимательских компетенций. Метод заключается в том, что обучающиеся помещаются в условия, максимально приближенные к реальным [4]. Так, например, в учебном ресторане студенты не только занимаются приготовлением пищи, но и сами себя обслуживают, являясь одновременно как работниками (исполнителями услуг), так и клиентами ресторана - потребителями услуг. В учебной гостинице студенты не только администрируют процессы заезда-выезда гостей, но и воспроизводят все расчетные операции с помощью квазиденег, а также, проживая в гостинице, являются потребителями предоставляемых услуг [2, 3]. Приобретая опыт исполнителя, организатора и потребителя услуг бизнеса, обучающийся изучает все бизнес-процессы изнутри, что позволяет ему в последствии качественно управлять данным объектом.

На основе метода операционно-технологического погружения разработана циклическая модель практико-ориентированного обучения как технологическая основа создания учебных (модельных) бизнес-единиц.

Основные специфические принципы, положенные в основу циклической модели организации практико-ориентированного обучения на основе метода операционно-технологического погружения, отражены в табл. 1 [1].

Усиливающее системное и интегрирующее влияние оказывает особый принцип «образовательно-технологической преемственности образовательных структур», который заключается в сохранении основных принципов, методов и технологий организации образовательной деятельности при переходе в рамках университетского комплекса из одного подразделения в другое и с одного уровня образования на другой. Это принцип обеспечивает технологическую связанность образовательных, производственных и бизнес-процессов и образовательных структур в целом, позволяет создавать учебные бизнес-фирмы в виде межструктурных проектов, а также гармонично включать в деятельность учебных бизнес-единиц обучающихся разных уровней образования и разных направлений профессиональной подготовки.

Необходимыми условиями, способствующими формированию такой среды, по мнению экспертов, являются: административный ресурс, вовлечение бизнес-стейкхолдеров в образовательный процесс, совершенствование методов обучения и изучения предпринимательства [5].

Создание инновационной учебной бизнес-среды в вузе - это сложный многоступенчатый процесс осуществления организационных, материально-технических, социальных и психологических изменений. На наш взгляд, главным направлением создания ИУБС является внедрение регулярного менеджмента и интегрированных технологий управления человеческими ресурсами.

90

Таблица 1

Специфические принципы практико-ориентированного обучения на основе метода операционно-технологического погружения

№ Наименование принципа Содержание

1 Принцип интеграции программ Объединение программ как по горизонтали (освоение смежных профессий), так и по вертикали (освоение профессиональных программ разных уровней одного направления подготовки)

2 Блочно-модульный принцип Формирование различных вариантов программ, включающих отдельные модули в свою структуру (блочно-модульное представление учебной информации)

3 Принцип цикличности Равномерное по времени чередование этапов теоретического и практического обучения

4 Принцип единства теории и практики Соединение обучения с трудом

5 Принцип приближения учебных условий к реальным Максимальное приближение лабораторно-практической базы к условиям реального производства

6 Принцип оптимальности использования лабораторной базы Непрерывное использование лабораторной базы через организацию деятельности модельных (учебных) институциональных бизнес-единиц

7 Принцип конкурсности Конкурсное распределение (отбор) обучающихся на производственную практику (индустриальную адаптацию) по заявкам работодателя (на оплачиваемые должности)

8 Принцип открытости Общественная оценка качества подготовки специалистов на этапах промежуточной и итоговой аттестации

9 Принцип предпринимательской активности Формирование компетенций ведения предпринимательской деятельности в рамках учебных бизнес-фирм

10 Принцип индустриальной адаптации Закрепление теоретических навыков во время работы в реальной индустрии в период производственной практики

Рассмотрим подробнее технологию создания инновационной развивающей учебной бизнес-среды. Для этого разложим технологию на организационную процедуру и алгоритм создания.

91

Организационная процедура создания ИУБС представляет собой совокупность условий, регламентов, комплекс системных мероприятий по организации инновационного бизнес-пространства, имитирующего условия функционирования учебных бизнес-фирм в условиях, приближенных к реальным.

Организационная процедура создания ИУБС предполагает выполнение следующего алгоритма:

1. Принятие решения о создании учебной бизнес-среды и встраивании ее в учебный процесс (приказ ректора по университету; корректировка рейтинговой системы с учетом работы студентов в учебных бизнес-фирмах и др.).

2. Разработка методических положений и рекомендаций по функционированию вспомогательной инфраструктуры, имитирующей «внешнюю среду», а именно:

а) положения об учебных фирмах, регламентирующего порядок регистрации, функционирования и ликвидации учебных фирм (аналог Гражданского кодекса и закона об акционерных обществах);

б) положения об уплате налогов (аналог Налогового кодекса);

в) положения о правонарушениях ведения внутреннего бизнеса и др.;

г) положения о взаимодействии учебных бизнес-фирм с внутренними подразделениями университета и др.

3. Создание обеспечивающей инфраструктуры, а именно:

а) налогового органа, исполняющего как функцию взимания налогов, так и функцию регистрации бизнес-фирм;

б) органа статистики, выполняющего учетную функцию;

в) органа финансового контроля, осуществляющего контроль за деятельностью бизнес-фирм.

4. Разработка основ денежной системы и порядка хождения «внутренних» денег, в т.ч. виртуальных, как средства обращения и средства платежа.

5. Создание учебного банка и платежных терминалов для организации платежей между фирмами, а также уплаты налогов и взносов.

6. Обучение тьюторов для сопровождения предпринимательской деятельности студентов на всех стадиях предпринимательского цикла.

7. Регистрация студенческих бизнес-фирм и т.д.

Примером реализации вышеизложенной концепции и процедуры может служить проект создания инновационной учебной бизнес-среды «ВГУЭС-СИТИ», включенный в Программу стратегического развития Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ВГУЭС) и реализуемый с 2012 г.

В университете введен курс «Основы предпринимательства» для студентов всех специальностей ВПО, для большинства экономических специ-92

альностей читается также курс «Малый и средний бизнес», где занятия ведут опытные преподаватели-консультанты, прошедшие профессиональную переподготовку по модулю «Динамическая модель обучения предпринимательству» (Россия - США). Они же впоследствии являются тьюторами (наставниками), сопровождающими деятельность учебных бизнес-фирм.

В процессе обучения и работы в учебных бизнес-фирмах студенты осваивают не только технологические азы той или иной профессиональной деятельности, но и общие вопросы действующего законодательства в сфере предпринимательства, а также налогообложение и бухгалтерский учет, некоторые юридические и маркетинговые вопросы. Здесь же они получают основы технологии генерирования и отбора бизнес-идей, написания бизнес-планов, моделирования бизнесов, принимают участие в различных тренингах и т.д. Все знания, навыки и компетенции, полученные на этом этапе, формируют у молодежи активную жизненную позицию, способствуют пропаганде самой идеи предпринимательства, а также оказывают выпускникам помощь в адаптации к условиям рынка.

Профиль создаваемых учебных бизнес-фирм, особенно в сфере ВПО, чаще всего (хотя и не всегда) соответствует профилю основной образовательной программы, на которой обучается студент. Например, студент, обучающийся на программе «маркетинг», может создать фирму, оказывающую маркетинговые услуги; на программе «юриспруденция» - юридическую конса-линговую фирму, которая будет оказывать услуги по разработке учредительных документов и регистрации фирм; на программе «бухгалтерский учет» -фирму, оказывающую бухгалтерские услуги по принципу аутсорсинга, и т.д.

Однако наибольший интерес представляют так называемые производственные фирмы или фирмы «прикладного» характера, которые производят продукцию либо оказывают сервисные услуги. К ним относятся: учебный ресторан, учебная гостиница, фотоателье, ателье по пошиву одежды, туристическое агентство, клининговая компания и др. В этой части подключается сфера СПО, поскольку именно здесь представлен целый спектр возможностей организации учебных бизнес-фирм прикладного характера в соответствии со специальностями подготовки. Особо следует отметить студентов направления «менеджмент», которые могут быть использованы как «наемные управленцы» в любой компании.

В целом функционирование инновационной учебной бизнес-среды направлено на пропаганду идеи предпринимательства среди обучающихся, обеспечение своевременной и качественной информационной поддержкой

93

студентов, консультационное сопровождение студентов, желающих открыть собственное дело, от бизнес-планирования до реальной работы.

Наиболее успешные учебные фирмы получают возможность участвовать в конкурсе проектов в инновационном бизнес-инкубаторе, где могут рассчитывать на финансовую и консультационную поддержку. Будущее таких фирм - это выход в реальный бизнес.

В заключение можно сформулировать следующие выводы:

1. Инновационная учебная бизнес-среда позволяет формировать представления студентов об организации собственного дела, об управлении бизнесом, а также о сложных взаимоотношениях между хозяйствующими субъектами в бизнес-среде. Здесь прослеживаются два аспекта: во-первых, знания, полученные в ходе обучения, должны быть реализованы на практике. Во-вторых, участники данного проекта привыкают учиться, способны и готовы продолжать свое обучение после окончания вуза. Это важно, потому что в быстро меняющемся мире способности выпускников продолжать учиться на протяжении всей их карьеры могут быть их лучшим активом и лучшим показателем их будущего успеха.

2. Инновационная учебная бизнес-среда является платформой для создания организационного и социально-психологического фундамента формирования предпринимательских компетенций обучающихся и повышения качества образовательных услуг.

1. Межонова Л.В. Метод операционно-технологического погружения как инновационная основа создания модельных (учебных) институциональных бизнес-единиц в вузе / Л.В. Межонова, Н.Н. Масюк // Науковедение: Интернет-журнал. - 2012. - № 4. - С. 40.

2. Масюк Н.Н. Международная интеграция образовательных программ ВГУЭС / Н.Н. Масюк, Л.Л. Шиловская, П.В. Петрищев // Университетское управление. - 2012. - №3. - С. 80 - 86.

3. Масюк Н.Н. Бенчмаркинг как инновационный способ повышения конкурентоспособности университета на международном рынке образовательных услуг / Н.Н. Масюк, П.В. Петрище // Современные проблемы науки и образования - 2012. - №6.

4. Межонова Л.В. Методический инструментарий разработки организационно-экономического механизма управления интеграционными процессами в университетском комплексе / Л.В. Межонова. - М.: ИТКОР, 2013. - 52 с.

5. Developing Entrepreneurial Graduates. Putting entrepreneurship at the center of higher education. September 2008. URL: http://www.ncee.-org.uk/publication/developing_entrepreneurial_graduates.1.pdf.

94

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.