УДК 378.1
Масюк Наталья Николаевна Межонова Людмила Владимировна Шиловская Лариса Леонидовна1
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Россия. Владивосток
Учебная бизнес-среда ВГУЭС-СИТИ как инновационная площадка для развития предпринимательских компетенций
В статье рассматриваются вопросы функционирования и развития инновационного проекта Программы стратегического развития ВГУЭС по созданию учебной бизнес-среды ВГУЭС-СИТИ, а также проблемы, которые предстоит решить в ходе реализации проекта.
Ключевые слова и словосочетания: бизнес-среда, учебная бизнес-фирма, операционно-технологическое погружение, тьютор.
Проект учебной бизнес-среды ВГУЭС-СИТИ был разработан авторами настоящей статьи и заявлен как один из инновационных проектов Программы стратегического развития ВГУЭС в 2011 г., с 2012 г. началась его реализация. С тех пор прошло два года, и сегодня можно подвести некоторые итоги.
Мы начинаем серию публикаций, связанных с разработкой и реализацией проекта, а также теми проблемами, с которыми приходится сталкиваться в процессе его развития.
Но прежде представим идею проекта. Основная задача, которую ставили разработчики в глобальном масштабе, сводится к воспитанию нового поколения молодых людей (предпринимателей), обладающих креативным и критическим мышлением, предприимчивостью и способностью принимать взвешенные решения в условиях неопределенности, профессиональной мобильностью, способностью к работе в команде и самостоятельной работе, способных организовать бизнес и принять на себя ответственность за его ведение. Социально ответственный бизнес - это успешно развивающийся
1 Л.Л. Шиловская в период разработки и запуска проекта работала во ВГУЭС в должности проректора по развитию, не только участвовала в его создании, но и активно способствовала развитию основного замысла проекта. 88
бизнес, который дает в долгосрочном периоде хорошие показатели деятельности, соблюдает налоговое законодательство и правила ведения бизнеса, установленные в Российской Федерации. Именно на воспитание этих качеств, навыков и компетенций направлен данный проект. Была выдвинута гипотеза, что специально организованное инновационное образовательное бизнес-пространство в университете для осуществления студенческой предпринимательской деятельности в условиях, максимально приближенных к условиям реального бизнеса, создаст условия для формирования предпринимательских и инновационных компетенций будущих выпускников, повысит их конкурентоспособность на рынке труда и обеспечит самозанятость в условиях рынка.
В задачи подготовительного этапа проекта входили:
- определение понятия инновационной учебной бизнес-среды;
- разработка концепции и моделей организации инновационной учебной бизнес-среды университета, максимально приближенной к условиям реального бизнеса;
- разработка соответствующих технологий организации деятельности обучающихся на основе интеграции образовательной, производственной и предпринимательской деятельности в условиях взаимодействия внутренних и внешних стейкхолдеров;
- разработка организационной процедуры и алгоритма создания инновационной учебной бизнес-среды.
Под понятием «инновационная учебная бизнес-среда» мы подразумеваем социум, отличающийся от обычной среды более высокими по содержанию и интенсивности характеристиками совместной проектной деятельности и общения, эмоционально и интеллектуально насыщенной атмосферой сотрудничества и созидания. В такой среде наиболее полно актуализируются межличностные и межгрупповые механизмы продуктивности и успешного развития личности. Инновационную учебную бизнес-среду можно представить как инновационную образовательную площадку, состоящую из совокупности обособленных учебных бизнес-единиц и обеспечивающей инфраструктуры, миссия которых состоит в воспроизведении реальных бизнес-процессов, все функции по управлению которыми выполняют обучающиеся. Однако сами по себе бизнес-единицы не могут функционировать до тех пор, пока не создано правовое поле их деятельности, не написаны регламенты функционирования, а также не сформирована «внешняя» по отношению к этим бизнес-единицам инфраструктура.
Бизнес-единицы создаются на основании инновационного метода операционно-технологического погружения, который обеспечивает воз-
89
можность формирования у обучающихся профессиональных и предпринимательских компетенций. Метод заключается в том, что обучающиеся помещаются в условия, максимально приближенные к реальным [4]. Так, например, в учебном ресторане студенты не только занимаются приготовлением пищи, но и сами себя обслуживают, являясь одновременно как работниками (исполнителями услуг), так и клиентами ресторана - потребителями услуг. В учебной гостинице студенты не только администрируют процессы заезда-выезда гостей, но и воспроизводят все расчетные операции с помощью квазиденег, а также, проживая в гостинице, являются потребителями предоставляемых услуг [2, 3]. Приобретая опыт исполнителя, организатора и потребителя услуг бизнеса, обучающийся изучает все бизнес-процессы изнутри, что позволяет ему в последствии качественно управлять данным объектом.
На основе метода операционно-технологического погружения разработана циклическая модель практико-ориентированного обучения как технологическая основа создания учебных (модельных) бизнес-единиц.
Основные специфические принципы, положенные в основу циклической модели организации практико-ориентированного обучения на основе метода операционно-технологического погружения, отражены в табл. 1 [1].
Усиливающее системное и интегрирующее влияние оказывает особый принцип «образовательно-технологической преемственности образовательных структур», который заключается в сохранении основных принципов, методов и технологий организации образовательной деятельности при переходе в рамках университетского комплекса из одного подразделения в другое и с одного уровня образования на другой. Это принцип обеспечивает технологическую связанность образовательных, производственных и бизнес-процессов и образовательных структур в целом, позволяет создавать учебные бизнес-фирмы в виде межструктурных проектов, а также гармонично включать в деятельность учебных бизнес-единиц обучающихся разных уровней образования и разных направлений профессиональной подготовки.
Необходимыми условиями, способствующими формированию такой среды, по мнению экспертов, являются: административный ресурс, вовлечение бизнес-стейкхолдеров в образовательный процесс, совершенствование методов обучения и изучения предпринимательства [5].
Создание инновационной учебной бизнес-среды в вузе - это сложный многоступенчатый процесс осуществления организационных, материально-технических, социальных и психологических изменений. На наш взгляд, главным направлением создания ИУБС является внедрение регулярного менеджмента и интегрированных технологий управления человеческими ресурсами.
90
Таблица 1
Специфические принципы практико-ориентированного обучения на основе метода операционно-технологического погружения
№ Наименование принципа Содержание
1 Принцип интеграции программ Объединение программ как по горизонтали (освоение смежных профессий), так и по вертикали (освоение профессиональных программ разных уровней одного направления подготовки)
2 Блочно-модульный принцип Формирование различных вариантов программ, включающих отдельные модули в свою структуру (блочно-модульное представление учебной информации)
3 Принцип цикличности Равномерное по времени чередование этапов теоретического и практического обучения
4 Принцип единства теории и практики Соединение обучения с трудом
5 Принцип приближения учебных условий к реальным Максимальное приближение лабораторно-практической базы к условиям реального производства
6 Принцип оптимальности использования лабораторной базы Непрерывное использование лабораторной базы через организацию деятельности модельных (учебных) институциональных бизнес-единиц
7 Принцип конкурсности Конкурсное распределение (отбор) обучающихся на производственную практику (индустриальную адаптацию) по заявкам работодателя (на оплачиваемые должности)
8 Принцип открытости Общественная оценка качества подготовки специалистов на этапах промежуточной и итоговой аттестации
9 Принцип предпринимательской активности Формирование компетенций ведения предпринимательской деятельности в рамках учебных бизнес-фирм
10 Принцип индустриальной адаптации Закрепление теоретических навыков во время работы в реальной индустрии в период производственной практики
Рассмотрим подробнее технологию создания инновационной развивающей учебной бизнес-среды. Для этого разложим технологию на организационную процедуру и алгоритм создания.
91
Организационная процедура создания ИУБС представляет собой совокупность условий, регламентов, комплекс системных мероприятий по организации инновационного бизнес-пространства, имитирующего условия функционирования учебных бизнес-фирм в условиях, приближенных к реальным.
Организационная процедура создания ИУБС предполагает выполнение следующего алгоритма:
1. Принятие решения о создании учебной бизнес-среды и встраивании ее в учебный процесс (приказ ректора по университету; корректировка рейтинговой системы с учетом работы студентов в учебных бизнес-фирмах и др.).
2. Разработка методических положений и рекомендаций по функционированию вспомогательной инфраструктуры, имитирующей «внешнюю среду», а именно:
а) положения об учебных фирмах, регламентирующего порядок регистрации, функционирования и ликвидации учебных фирм (аналог Гражданского кодекса и закона об акционерных обществах);
б) положения об уплате налогов (аналог Налогового кодекса);
в) положения о правонарушениях ведения внутреннего бизнеса и др.;
г) положения о взаимодействии учебных бизнес-фирм с внутренними подразделениями университета и др.
3. Создание обеспечивающей инфраструктуры, а именно:
а) налогового органа, исполняющего как функцию взимания налогов, так и функцию регистрации бизнес-фирм;
б) органа статистики, выполняющего учетную функцию;
в) органа финансового контроля, осуществляющего контроль за деятельностью бизнес-фирм.
4. Разработка основ денежной системы и порядка хождения «внутренних» денег, в т.ч. виртуальных, как средства обращения и средства платежа.
5. Создание учебного банка и платежных терминалов для организации платежей между фирмами, а также уплаты налогов и взносов.
6. Обучение тьюторов для сопровождения предпринимательской деятельности студентов на всех стадиях предпринимательского цикла.
7. Регистрация студенческих бизнес-фирм и т.д.
Примером реализации вышеизложенной концепции и процедуры может служить проект создания инновационной учебной бизнес-среды «ВГУЭС-СИТИ», включенный в Программу стратегического развития Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ВГУЭС) и реализуемый с 2012 г.
В университете введен курс «Основы предпринимательства» для студентов всех специальностей ВПО, для большинства экономических специ-92
альностей читается также курс «Малый и средний бизнес», где занятия ведут опытные преподаватели-консультанты, прошедшие профессиональную переподготовку по модулю «Динамическая модель обучения предпринимательству» (Россия - США). Они же впоследствии являются тьюторами (наставниками), сопровождающими деятельность учебных бизнес-фирм.
В процессе обучения и работы в учебных бизнес-фирмах студенты осваивают не только технологические азы той или иной профессиональной деятельности, но и общие вопросы действующего законодательства в сфере предпринимательства, а также налогообложение и бухгалтерский учет, некоторые юридические и маркетинговые вопросы. Здесь же они получают основы технологии генерирования и отбора бизнес-идей, написания бизнес-планов, моделирования бизнесов, принимают участие в различных тренингах и т.д. Все знания, навыки и компетенции, полученные на этом этапе, формируют у молодежи активную жизненную позицию, способствуют пропаганде самой идеи предпринимательства, а также оказывают выпускникам помощь в адаптации к условиям рынка.
Профиль создаваемых учебных бизнес-фирм, особенно в сфере ВПО, чаще всего (хотя и не всегда) соответствует профилю основной образовательной программы, на которой обучается студент. Например, студент, обучающийся на программе «маркетинг», может создать фирму, оказывающую маркетинговые услуги; на программе «юриспруденция» - юридическую конса-линговую фирму, которая будет оказывать услуги по разработке учредительных документов и регистрации фирм; на программе «бухгалтерский учет» -фирму, оказывающую бухгалтерские услуги по принципу аутсорсинга, и т.д.
Однако наибольший интерес представляют так называемые производственные фирмы или фирмы «прикладного» характера, которые производят продукцию либо оказывают сервисные услуги. К ним относятся: учебный ресторан, учебная гостиница, фотоателье, ателье по пошиву одежды, туристическое агентство, клининговая компания и др. В этой части подключается сфера СПО, поскольку именно здесь представлен целый спектр возможностей организации учебных бизнес-фирм прикладного характера в соответствии со специальностями подготовки. Особо следует отметить студентов направления «менеджмент», которые могут быть использованы как «наемные управленцы» в любой компании.
В целом функционирование инновационной учебной бизнес-среды направлено на пропаганду идеи предпринимательства среди обучающихся, обеспечение своевременной и качественной информационной поддержкой
93
студентов, консультационное сопровождение студентов, желающих открыть собственное дело, от бизнес-планирования до реальной работы.
Наиболее успешные учебные фирмы получают возможность участвовать в конкурсе проектов в инновационном бизнес-инкубаторе, где могут рассчитывать на финансовую и консультационную поддержку. Будущее таких фирм - это выход в реальный бизнес.
В заключение можно сформулировать следующие выводы:
1. Инновационная учебная бизнес-среда позволяет формировать представления студентов об организации собственного дела, об управлении бизнесом, а также о сложных взаимоотношениях между хозяйствующими субъектами в бизнес-среде. Здесь прослеживаются два аспекта: во-первых, знания, полученные в ходе обучения, должны быть реализованы на практике. Во-вторых, участники данного проекта привыкают учиться, способны и готовы продолжать свое обучение после окончания вуза. Это важно, потому что в быстро меняющемся мире способности выпускников продолжать учиться на протяжении всей их карьеры могут быть их лучшим активом и лучшим показателем их будущего успеха.
2. Инновационная учебная бизнес-среда является платформой для создания организационного и социально-психологического фундамента формирования предпринимательских компетенций обучающихся и повышения качества образовательных услуг.
1. Межонова Л.В. Метод операционно-технологического погружения как инновационная основа создания модельных (учебных) институциональных бизнес-единиц в вузе / Л.В. Межонова, Н.Н. Масюк // Науковедение: Интернет-журнал. - 2012. - № 4. - С. 40.
2. Масюк Н.Н. Международная интеграция образовательных программ ВГУЭС / Н.Н. Масюк, Л.Л. Шиловская, П.В. Петрищев // Университетское управление. - 2012. - №3. - С. 80 - 86.
3. Масюк Н.Н. Бенчмаркинг как инновационный способ повышения конкурентоспособности университета на международном рынке образовательных услуг / Н.Н. Масюк, П.В. Петрище // Современные проблемы науки и образования - 2012. - №6.
4. Межонова Л.В. Методический инструментарий разработки организационно-экономического механизма управления интеграционными процессами в университетском комплексе / Л.В. Межонова. - М.: ИТКОР, 2013. - 52 с.
5. Developing Entrepreneurial Graduates. Putting entrepreneurship at the center of higher education. September 2008. URL: http://www.ncee.-org.uk/publication/developing_entrepreneurial_graduates.1.pdf.
94