Научная статья на тему 'Бизнес-модель компании при поиске инвестора и запуске стартапа'

Бизнес-модель компании при поиске инвестора и запуске стартапа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
842
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-МОДЕЛЬ / BUSINESS MODEL / СТАРТАП / ИНВЕСТИРОВАНИЕ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / SMALL BUSINESS / КЛЮЧЕВЫЕ ПАРТНЕРЫ / KEY PARTNERS / ПОСЕВНЫЕ ИНВЕСТОРЫ / SOWING INVESTORS / БИЗНЕС-АНГЕЛЫ / BUSINESS ANGELS / ФОНДЫ ПРЯМОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ / ВЕНЧУРНЫЕ ФОНДЫ / VENTURE CAPITAL FUNDS / STARTUP INVESTMENT / PRIVATE EQUITY FUNDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Масюк Наталья Николаевна, Бушуева Марина Александровна, Котовщикова Евгения Александровна

Малый бизнес во всех странах нуждается в постоянной финансовой поддержке. При этом потребности в дополнительном финансировании могут возникать у предприятия на разных стадиях его деятельности. Правительства разных стран по-разному решают проблему поддержки малого бизнеса, но все они солидарны в одном: без финансовой поддержки малый бизнес погибнет. Наибольшую сложность представляет поиск источников финансирования любого проекта на начальном этапе. Банки, как правило, стартапы не финансируют. Поэтому при запуске стартап-проекта перед предпринимателем встает задача поиска наиболее оптимальных механизмов финансирования проекта. При этом сама бизнес-модель деятельности компании претерпевает значительные изменения. В данной работе предлагается теоретико-методологический подход к выбору бизнес-модели компании и ее содержательному наполнению в случае комбинированных источников инвестирования стартапа, в том числе, использования «венчурной лестницы». Все рассуждения ведутся с позиции предпринимательской структуры-владельца стартапа. За основу принята классическая или базовая бизнес-модель Остервальдера-Пинье, в рамках которой подробно рассматривается содержание каждого из девяти ключевых элементов. Особое внимание уделяется ключевым партнерам-инвесторам, подключающимся к инвестированию на разных этапах проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BUSINESS MODEL OF THE COMPANY IN CASE OF THE SEARCHING INVESTOR AND LOUNCHING OF STURTUP

Small business in all countries in need of constant financial support. At the same time the need for additional financing may arise in the enterprise at different stages of its operations. Governments around the world in different ways solve the problem of small business support, but they are all in agreement on one thing: a small business will die without financial support. The greatest difficulty is the search for sources of financing of any project in the initial phase. Banks usually do not finance start-ups. Therefore, when you run a start-up project to the entrepreneur gets the task of finding the most appropriate project financing mechanisms. At the same time the very business model of the company is undergoing significant changes. This paper proposes a theoretical and methodological approach to the choice of business model and its content filling in the case of combined sources of start-up investment, including the use of "Venture stairs." All the arguments are conducted from the perspective of the business structure, the owner of a startup. The basis adopted by the classical or the basic business model Osterwalder-Pigneur, under which details the content of each of the nine key elements. Particular attention is paid to the key investors, partners, connecting to investment at different stages of the project.

Текст научной работы на тему «Бизнес-модель компании при поиске инвестора и запуске стартапа»

Масюк Наталья Николаевна, Бушуева Марина Александровна, Котовщикова Евгения Александровна БИЗНЕС-МОДЕЛЬ КОМПАНИИ ПРИ ПОИСКЕ ИНВЕСТОРА ...

УДК 330.332 © 2016

БИЗНЕС-МОДЕЛЬ КОМПАНИИ ПРИ ПОИСКЕ ИНВЕСТОРА И ЗАПУСКЕ СТАРТАПА

Масюк Наталья Николаевна, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики и менеджмента Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Владивосток (Россия) Бушуева Марина Александровна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (Ивановский филиал), Иваново (Россия) Котовщикова Евгения Александровна, магистрант кафедры экономики и менеджмента Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Владивосток (Россия) Аннотация. Малый бизнес во всех странах нуждается в постоянной финансовой поддержке. При этом потребности в дополнительном финансировании могут возникать у предприятия на разных стадиях его деятельности. Правительства разных стран по-разному решают проблему поддержки малого бизнеса, но все они солидарны в одном: без финансовой поддержки малый бизнес погибнет. Наибольшую сложность представляет поиск источников финансирования любого проекта на начальном этапе. Банки, как правило, стартапы не финансируют. Поэтому при запуске стартап-проекта перед предпринимателем встает задача поиска наиболее оптимальных механизмов финансирования проекта. При этом сама бизнес-модель деятельности компании претерпевает значительные изменения. В данной работе предлагается теоретико-методологический подход к выбору бизнес-модели компании и ее содержательному наполнению в случае комбинированных источников инвестирования стартапа, в том числе, использования «венчурной лестницы». Все рассуждения ведутся с позиции предпринимательской структуры-владельца стартапа. За основу принята классическая или базовая бизнес-модель Остервальдера-Пинье, в рамках которой подробно рассматривается содержание каждого из девяти ключевых элементов. Особое внимание уделяется ключевым партнерам-инвесторам, подключающимся к инвестированию на разных этапах проекта.

Ключевые слова: бизнес-модель, стартап, инвестирование, малый бизнес, ключевые партнеры, посевные инвесторы; бизнес-ангелы, фонды прямого инвестирования, венчурные фонды.

THE BUSINESS MODEL OF THE COMPANY IN CASE OF SEARCH INVESTOR

AND LOUNCH STURTUPS

© 2016

Masyuk Natalya Nikolaevna, Doctor of Economical Science, Professor, Professor of Economics and Management Department Vladivostok State University of Economics and Service, Vladivostok (Russia) Bushueva Marina Aleksandrovna, Candidate of Economics, Associate Professor, Assistant Professor of Economics Department Ivanovo Branch of the Russian Economic University by GV Plekhanov, Ivanovo (Russia) Kotovshchikova Evgeniya Aleksandrovna, master student of the Economics and Management Department Vladivostok State University of Economics and Service, Vladivostok (Russia) Abstract. Small business in all countries in need of constant financial support. At the same time the need for additional financing may arise in the enterprise at different stages of its operations. Governments around the world in different ways solve the problem of small business support, but they are all in agreement on one thing: a small business will die without financial support. The greatest difficulty is the search for sources of financing of any project in the initial phase. Banks usually do not finance start-ups. Therefore, when you run a start-up project to the entrepreneur gets the task of finding the most appropriate project financing mechanisms. At the same time the very business model of the company is undergoing significant changes. This paper proposes a theoretical and methodological approach to the choice of business model and its content filling in the case of combined sources of start-up investment, including the use of "Venture stairs." All the arguments are conducted from the perspective of the business structure, the owner of a startup. The basis adopted by the classical or the basic business model Osterwalder-Pigneur, under which details the content of each of the nine key elements. Particular attention is paid to the key investors, partners, connecting to investment at different stages of the project.

Keywords: business model, startup, investment, small business, key partners, sowing investors; business angels, private equity funds, venture capital funds.

Постановка проблемы. тически не финансируют стартапы. Возникает необхо-

В настоящее время стремительно возрастает роль ма- димость поиска источника инвестирования стартапа, а

лых и средних предприятий в экономиках стран мира. также подстройки бизнес-модели своей деятельности

Доля продукции, выпущенной такими предприятиями, под требования инвестора. При этом бизнес-модель

также увеличивается. Однако одной из острых проблем играет определяющую роль в построении инвестицион-

остается недостаток финансирования малого и среднего ной стратегии.

бизнеса в Российской Федерации. Анализ последних исследований и публикаций по про-

С одной стороны, государство признает важность блеме.

поддержки малого бизнеса. С другой стороны, серьез- Существует множество исследований, посвященных

ных механизмов, которые бы реально поддерживали бизнес-моделям. Наиболее ранние упоминания о биз-

малый бизнес, в нашей стране абсолютно недостаточ- нес-моделях мы находим у Питера Друкера [1], Майкла

но. Если предприятие крепко стоит на ногах и имеет Льюиса [2], Пола Тиммерса [3], Джоан Магретта [4] и

активы, то под залог этих активов не составляет труда др., хотя зачастую сам термин «бизнес-модель» не упо-

получить кредит в банке. И совсем другое дело, если у требляется. Однако бесспорным основоположником

предприятия таких активов нет. Развитие малого бизне- идеологии бизнес-моделирования по праву считают

са в большой степени зависит от способности привлече- Александра Остервальдера [5]. Вместе с Ивом Пинье [6]

ния различных форм финансирования, таких как: заем- они разработали канву (шаблон) классической бизнес-

ное, собственное, венчурное, лизинговое и др.. Однако, модели, состоящую из 9 ключевых элементов (рис.1).

если предприятие только начинает свою деятельность, Предприниматели, как правило, наибольшее внима-

то даже при наличии отличной бизнес-идеи и хорошо ние обращают на два нижних элемента: «Структура за-

проработанного бизнес-проекта получить банковский трат» и «Потоки доходов», рассматривая в первую оче-

кредит практически невозможно, поскольку банки прак- редь угрозу банкротства, а также стараются встроиться

Масюк Наталья Николаевна, Бушуева Марина Александровна, Котовщикова Евгения Александровна БИЗНЕС-МОДЕЛЬ КОМПАНИИ ПРИ ПОИСКЕ ИНВЕСТОРА ...

в сеть, понимая важность сетевизации в современных условиях. Однако термин бизнес-модель еще не вошел пшчно в ледовой обопот ггоелггоинимателей.

Ценно п редло

D С

Рисунок 1 - Канва (шаблон) бизнес-модели Остервальдера-Пинье

Само понятие «бизнес-модель» до сих пор не имеет однозначного толкования. Такие авторы, к примеру, как Р. Амит и С. Зотт [7], а также Т.Эйзенманн [8], считают бизнес-модель абстрактным понятием, с помощью которого можно описать все реальные процессы. Другая группа придерживается классификации бизнес-моделей Г. Чесбро [9], в которой все предприятия разделены на группы с общими характеристиками и каждой группе соответствует своя бизнес-модель. Позднее российские ученые также подключились к исследованию бизнес-моделей и формулировки их определений. Так, В. Котельников [10] определяет бизнес-модель как метод устойчивого ведения бизнеса. На наш взгляд, наиболее удачное современное определение бизнес-модели дано Н. Стрекаловой [11], которая считает бизнес-модель концептуальным инструментом для исследования бизнес-системы, отражающим логику бизнеса.

Последователями Остервальдера и Пинье, внесшими свой вклад в модификацию шаблонов бизнес-моделей, явились Эрвин Филт [12], Том Хальме [13], Марк Роботам [14], Патрик Шталер [15] и многие другие. Подробное исследование бизнес-моделей стартапов приводят в своих работах Р. Чинарьян [16]. При этом каждый из перечисленный авторов акцентирует свое внимание не только на ключевых элементах базовой бизнес-модели Остевальдера-Пинье, но и добавляет новые элементы в шаблон бизнес-модели. Вместе с тем в названных работах отсутствует подробная детализация основных элементов бизнес-моделей.

При построении инвестиционной стратегии владельцам бизнеса необходимо отработать содержательную часть ключевых элементов базовой бизнес-модели, обращая особое внимание на ключевых партнеров, основными из которых будут являться потенциальные инвесторы.

Формирование цели и постановка задачи исследования.

Основной целью исследования является разработка содержательного наполнения бизнес-модели инвестирования стартапа предприятия малого и среднего бизнеса в контексте российской действительности. К числу заявленных задач можно отнести:

- модификацию шаблона базовой бизнес-модели;

- детализацию содержательной части бизнес-модели;

- подробное рассмотрение элемента «Ключевые партнеры».

Изложение основных материалов исследования с обоснование полученных результатов.

Авторами предлагается теоретико-методологический подход к выбору бизнес-модели инвестирования стар-тапа, в основе которого лежит рабочая гипотеза, предполагающая, что успешное инвестирование стартапа в России возможно только в том случае, если компания выберет смешанную форму финансирования проекта и в соответствии с этим внесет существенные изменения в бизнес-модель.

Наиболее часто в современной литературе рассматривается инвестирование стартапов с позиции инвесто-

ров [17,18]. Авторы данной работы рассматривают бизнес-модель с позиции владельца стартапа.

Рассмотрим основные элементы классической (базовой) бизнес-модели Остервальдера-Пинье и их содержательное наполнение в случае комбинированного инвестирования стартапа разными инвесторами с позиции предпринимательской структуры-владельца проекта (рис.2).

Наибольший интерес, по нашему мнению, представляет элемент «Ключевые партнеры». Основными стратегическими партнерами на разных стадиях инвестирования стартап-проекта могут быть:

- посевные инвесторы;

- бизнес-ангелы;

- фонды прямого инвестирования;

- венчурные фонды.

Рисунок 2 - Бизнес-модель предпринимательской структуры в случае привлечения к инвестированию в стартап разных инвесторов

Для бизнес-структур зачастую представляет большую сложность поиск стратегических партнеров, хотя именно партнерские отношения становятся основой для построения успешных стратегий [19]. Помощь в поиске необходимых инвесторов могут оказать образовательные учреждения, имеющие большую аналитическую базу и проводящие необходимые исследования в направлении стратегического партнерства бизнеса и вла-сти[20], а также бизнеса и университетов. К примеру, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (ВГУЭС) использует образовательные методы операционно-технологического погружения и создает учебные бизнес-единицы для того, чтобы студенты смогли максимально приблизиться к потребностям бизнес-среды и оказывать реальную помощь бизнесу [21].

Посевные инвестиции - самый значительный тип инвестирования в стартапы на стадии сверхраннего развития с огромными рисками. При наличии высоких финансовых рисков данный вид финансирования отличает и высокая окупаемость инвестиций в случае благоприятного исхода, нежели на иных этапах развития компании. Посевные инвестиции появились сравнительно недавно и играют роль предварительных инвестиций в стартап.

Бизнес-ангелы предоставляют инвестиции на более длительный срок (до 7 лет), без залогов за пакет акций в компании, одновременно вкладывающие средства в несколько компаний с использованием процедуры due diligence (проверка инвестируемых проектов), тем самым снижая риски вложений [22, с.7]. «Бизнес-ангельское» (частное) инвестирование - важнейший элемент экономики, которое направляет финансы в инновационные, штурмовые проекты, тем самым закладывает «фундамент» благополучного будущего не только для себя, но и для всей страны [23].

Фонды прямых инвестиций вкладывают денежные средства в активы компании или приобретают контрольный пакет акций. Суть деятельности фонда состоит в том, чтобы вложить активы, реализовать бизнес-план и затем вывести средства с долей прибыли. Главной задачей является совместная работа с бизнес-партнером по

Масюк Наталья Николаевна, Бушуева Марина Александровна, Котовщикова Евгения Александровна экономические

БИЗНЕС-МОДЕЛЬ КОМПАНИИ ПРИ ПОИСКЕ ИНВЕСТОРА ... науки

ускорению развития и повышению капитализации.

Венчурное финансирование малого бизнеса - это вложение денежных средств в уставный капитал растущих компаний, с высокими рисками невозврата вложенных средств. С развитием научно-технического прогресса, венчурное финансирование выдвигают на первое место среди источников финансирования, которое может способствовать развитию МСБ.

Во многих развитых странах венчурное финансирование получает все большее распространение и одобрение. Венчурный бизнес показывает, что ориентация на долгосрочные цели требует создания специальной кредитно-финансовой системы в виде венчурного капитала. Венчурное финансирование - инвестирование в уставный капитал малых компаний, не обеспеченное гарантией возврата вложенных средств.

Значимость венчурных инвесторов выражается в своевременной поддержке предприятий малого и среднего бизнеса на этапе развития, заключающихся, в динамичности инвестирования в уставный капитал и поддержке по совершенствованию развития управления, маркетинговой стратегии, бизнес-процессов.

Особенно наглядно роль венчурных инвесторов проявляется в ассоциативных холдингах [24], где венчурные инвестора мониторят все инновационные проекты в поле зрения холдинга и своевременно предлагают свое участие в инвестировании. Такие взаимовыгодные отношения способствуют развитию всех участников партнерства.

В России проблема развития венчурного финансирования стоит особо остро. В Российской Федерации венчурные фонды начали создаваться в 1990-х годах. В 1997 году организовалась РАВИ - Российская ассоциация венчурного инвестирования. В это время был создан первый в стране венчурный фонд с государственным участием, целью которого было привлечение частного сектора экономики к разработке технологий под государственные гарантии.

С учетом вышесказанного можно утверждать, что в случае запуска стартап-проекта с помощью привлечения различных источников инвестирования на первый план у компании выходит построение «венчурной лестницы», и выстраивание деловых взаимовыгодных отношений с инвесторами-ключевыми партнерами на всех этапах финансирования. Именно баланс взаимных интересов с ключевыми партнерами в данном случае будет основой бизнес-модели.

Выводы и перспективы дальнейших изысканий по данному направлению.

1. Малый бизнес в России остро нуждается в механизмах поддержки в части финансирования деятельности, что особенно важно при запуске новых проектов.

2. В рамках существующих методов инвестирования малого бизнеса к финансированию проектов могут быть привлечены посевные инвестиции, которые очень важны на самых ранних стадиях запуска проекта; бизнес-ангелы, готовые вложить свои средства в проект без залога и финансировать проекты сроком до 7 лет; фонды прямых инвестиций, которые вкладываются в активы компании, а затем выводят вложенные средства вместе с долей компании; венчурные фонды, инвестирующие средства в уставный капитал компании и разделяющие все риски компании по запуску стартапа, что выводит их на первое место среди всех возможных источников финансирования малого бизнеса в настоящее время.

3ю Для успешного запуска стартапа с привлечением комбинированных методов финансирования компании необходимо стратегически верно выбрать бизнес-модель и обратить особое внимание на элемент «Ключевые партнеры», выстраивание деловых отношений с которыми должно стать стратегически важной задачей для руководства компании.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Peter F. Drucker. The Theory of the Business (англ.). Harvard Business Review (1994).

2. Paul Timmers. Business Models for Electronic Markets (англ.). Journal on Electronic Markets (04-1998).

3. Майкл Льюис. Новейшая новинка. История Силиконовой долины = The New New Thing: A Silicon Valley Story. — М.: Олимп-Бизнес, 2004. — 384 с.

4. Joan Magretta. Why business models matter (англ.). Harvard Business Review(05-2002). P.86-92.

5. Alexander Osterwalder. The Business Model Ontology. A proposition in a Design Science Approach, 2004, Dissertation at University of Lausanne.

6. Alexander Osterwalder, Yves Pigneur, Christopher L. Tucci. Clarifying business models: origins, present and future of concept (англ.). Communications of the Association for Information Systems (2005).

7. Amit R., Zott C. Value creation in e-business // Strategic Management Journal 2001. N 22. P. 493-520.

8. Eisenmann T. Internet Business Models. New York: Irwin/McGraw-Hill, 2002.

9. Chesbrough H., Rosenbloom R. The role of the business model in capturing value from innovation: evidence from Xerox Corporation's technology spin-off companies. Industrial and Corporate Change 2002. N 11(3). P. 529-555.

10. Котельников В. Ten3. Новые бизнес-модели для новой эпохи быстрых перемен, движимых инновациями (на спирали). - М.: Эксмо. - 2007. - 96 с.

11. Стрекалова Н.Н. Концепция бизнес-модели: методология системного анализа // Экономика и экономические науки. - 2009. - №92. - С. 96-105

12. Fielt E., Janssen W., Faber E., Wagenaar R. (2004): Confronting the design and acceptance of electronic intermediaries: a case study in the ma. In: Janssen, Marijn, Sol, Henk G., Wagenaar, René W. (eds.) Proceedings of the 6th International Conference on Electronic Commerce - ICEC 2004 October 25-27, 2004, Delft, The Netherlands. pp. 392401. http://doi.acm.org/10.1145/1052220.1052270

13. Hulme T. Visualizing your business model [Электронный ресурс]: URL:http://inspirationkit.nl/kit-de-tail/850/visualizing-your-business-model (дата обращения 17.10.2015).

14. Robotam M. Business Models. Growth Management Consulting LTD. - 2011. URL: http://www.growwel-lington.co.nz/document/6-20/Lecture_1_-_Business_mod-el_presentation_-_Mark_Robotham.pdf (дата обращения 17.08.2015).

15. Stahller P. Business Model Innovation and the Red Queen Effect. URL: http://blog.business-model-innova-tion.com/2009/02/business-model-innovation-and-the-red-queen-effect/ (дата обращения 11.09.2015).

16. Чинарьян Р.А. Клиентская составляющая ключевых компетенций универсальных бизнес-моделей (часть 3) // «Клиентинг и управление клиентским портфелем». - 2012. - №4.

17. Недолужко О.В., Литвин Н.Д. Формирование экономического механизма предпринимательской деятельности в венчурном бизнесе. Монография. М-во образования и науки Российской Федерации, Владивостокский гос. ун-т экономики и сервиса. Владивосток, 2012.

18. Краевский И.С. Анализ бизнес-моделей инвестиционных предпринимательских структур, специализирующихся на управлении активами физических лиц // Экономика, предпринимательство и право. — 2011. — № 8 (8). — с. 14-20. — URL: http://bgscience.ru/lib/8842/

19. Масюк, Н.Н. Стратегическое партнерство в инновационной экономике знаний: мультивариантный подход: коллективная монография (под ред. Н.Н. Масюк) [Текст] / Н. Н. Масюк, Л.В. Межонова, М.А. Бушуева, О.А. Батурина, Ю.В. Балдина, Г.В. Петрук, Ю.П. Кузнецова - Владивосток: ВГУЭС, 2014. - 160 с.

20. Батурина О.А., Масюк Н.Н., Мокшина Ю.В. Российская практика оценки эффективности взаимодействия бизнеса и власти в форме государственно-АНИ: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 3(16)

Масюк Наталья Николаевна, Бушуева Марина Александровна, Котовщикова Евгения Александровна БИЗНЕС-МОДЕЛЬ КОМПАНИИ ПРИ ПОИСКЕ ИНВЕСТОРА ...

частного партнерства // Наука и бизнес: пути развития. 2013. № 12 (30). С. 67-70.

21. Межонова Л.В., Масюк Н.Н. Метод операционно-технологического погружения как инновационная основа создания модельных (учебных) бизнес-единиц в вузе // Интернет-журнал Науковедение. 2012. № 4 (13). С. 40.

22.Каширин А.И., Семенов А.С. В поисках бизнес-ангела. Российский опыт поиска стартовых инвестиций. М.: Вершина, 2008. — 384 с.

23. Жаров А.И., Изместьева Е.А. Фонд прямых инвестиций как финансовый инструмент реализации государственно-частного партнерства // Современные наукоемкие технологии и перспективные материалы текстильной и легкой промышленности (Прогресс): сборник материалов международной научно-технической конференции. 2013. № 2 (1). С. 302-304.

24. Масюк Н.Н., Брагина З.В., Этезов А.Х. Ассоциативный холдинг - предпосылки организации на примере текстильных предприятий: монография / Н.Н.Масюк, З.В. Брагина, А.Х. Этезов; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию. Иваново, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.