Научная статья на тему 'Международная интеграция образовательных программ ВГУЭС'

Международная интеграция образовательных программ ВГУЭС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ СОВМЕСТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНТЕГРА-ЦИЯ / ГОСТИНИЧНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА / ОПЕРАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ПОГРУЖЕНИЕ / ИНДУСТРИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / INTERNATIONAL JOINT EDUCATION PROGRAM / INTERNATIONAL INTEGRATION / HOTEL MANAGEMENT / HOSPITALITY / OPERATIONAL AND TECHNOLOGICAL IMMERSION / INDUSTRIAL ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Масюк Наталья Николаевна, Шиловская Лариса Леонидовна, Петрищев Пётр Владимирович

Статья посвящена рассмотрению вариантов международного сотрудничества вузов в области организа-ции совместных образовательных программ с учетом анализа существующих разновидностей интегрированных программ. Особое внимание уделяется международной образовательной программе подготовки бакалавров гостиничного менеджмента, организованной Владивостокским государственным университетом экономики и сервиса совместно с Тихоокеанской школой гостиничного менеджмента (Новая Зеландия). Рассматриваются инновационные технологии операционно-технологического погружения и индустриальной адаптации, используемые в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Масюк Наталья Николаевна, Шиловская Лариса Леонидовна, Петрищев Пётр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International integration of educational programs in the VSUES

The article considers the options for international cooperation of universities in the field of joint educational programs to the analysis of existing types of integrated programs. Particular attention is given to an international educational program of Bachelor of Hotel Management, organized by the Vladivostok State University of Economics and Service in conjunction with the Pacific School of Hospitality Management (New Zealand). We consider the innovative technology of operational and technological and industrial adaptation of embedding used in the learning process.

Текст научной работы на тему «Международная интеграция образовательных программ ВГУЭС»

Н. Н. Масюк, Л. Л. Шиловская, П. В. Петрищев

МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

ВГУЭС

Статья посвящена рассмотрению вариантов международного сотрудничества вузов в области организации совместных образовательных программ с учетом анализа существующих разновидностей интегрированных программ. Особое внимание уделяется международной образовательной программе подготовки бакалавров гостиничного менеджмента, организованной Владивостокским государственным университетом экономики и сервиса совместно с Тихоокеанской школой гостиничного менеджмента (Новая Зеландия).

Рассматриваются инновационные технологии операционно-технологического погружения и индустриальной адаптации, используемые в учебном процессе.

Ключевые слова: международная совместная образовательная программа, международная интеграция, гостиничный менеджмент, индустрия гостеприимства, операционно-технологическое погружение, индустриальная адаптация.

N. N. Masyuk, L. L. Shilovskaya, P. V. Petrishchev

International integration of educational programs in the VSUES

The article considers the options for international cooperation of universities in the field of joint educational programs to the analysis of existing types of integrated programs. Particular attention is given to an international educational program of Bachelor of Hotel Management, organized by the Vladivostok State University of Economics and Service in conjunction with the Pacific School of Hospitality Management (New Zealand).

We consider the innovative technology of operational and technological and industrial adaptation of embedding used in the learning process.

Keywords: international joint education program, international integration, hotel management, hospitality, operational and technological immersion, industrial adaptation.

овышение качества образования является одной из главных целей, которую должна и может достичь международная интеграция образовательных программ. Одна из ее задач — обеспечение эффективного переноса знаний из одной части мира в другую, создание мирового образовательного пространства. Процесс интеграции как объединение в единое целое разрозненных частей и элементов системы характерен для осуществления международного сотрудничества высшими учебными заведениями России. В этот процесс сегодня повсеместно включаются высшие учебные заведения по всей территории страны.

По данным аналитического доклада, подготовленного Центром изучения проблем профессионального образования [1], в настоящее время в европейском академическом сообществе не ослабевает интерес к совместным программам. Одновременно признается, что в «чистом виде» программ совместных дипломов — единицы, поскольку реализация соответствующих программ весьма дорогостояща из-за встроенной долгосроч-

© Масюк Н. Н., Шиловская Л. Л., Петрищев П. В., 2012 80

ной мобильности, а также не решены правовые вопросы, включая вопросы обеспечения качества. Большой проблемой является и владение иностранными языками. Поэтому в настоящее время акцент с вопроса совместных и двойных дипломов несколько перемещается в сторону разработки совместных программ как механизма согласования содержания, методов обучения и оценки и приведения их в соответствие с требованиями Болонского процесса для обеспечения сопоставимости программ и прозрачности присуждаемых квалификаций.

Сегодня уже никто не сомневается в значимости совместных программ в европейском измерении, которое определяется заметными выигрышами, приносимыми его участникам, — это новые дополнительные возможности студентам для овладения профессией и развития нового типа мышления, приобретения опыта в иных академических и социальных условиях, что создает предпосылки для их более широкой профессиональной мобильности и востребованности на рынке труда. Одновременно они могут обеспечить сту-

Н. Н. Масюк и др. Международная интеграция образовательных программ ВГУЭС

дентам возможность приобретения дополнительного академического и культурного опыта за границей, а вузам — новую возможность сотрудничества и расширения своего потенциала.

Следует также сказать, что современные российские вузы ощущают мощный посыл бизнес-среды, относящийся к требованиям по многим специальностям, которым должны отвечать выпускники вузов. Сегодняшние выпускники часто становятся молодыми кадрами с дипломами без возможности трудоустройства и востребованности в реальной бизнес-среде. Для того чтобы высшее образование давало молодому человеку возможность успешно трудоустроиться, процесс образования должен обеспечить не только знания, но и умения, навыки и компетенции в конкретной профессии. Соответственно, приобретение студентами подобных компетенций требует от российского образования большего разнообразия образовательных программ и внедрения новых образовательных технологий, направленных на подготовку кадров, отвечающих требованиям современного рынка.

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (ВГУЭС) успешно использует создание совместных образовательных программ с зарубежными вузами, что само по себе способствуют увеличению популярности российского образования и улучшению его качества. Совместные программы помогают модернизации учебных планов и технологий обучения, повышению его конкурентоспособности.

За более чем 15 лет международного сотрудничества ВГУЭС с различными европейскими, американскими и азиатско-тихоокеанскими учебными заведениями накоплен значительный опыт в области создания совместных образовательных программ. Для университета такое сотрудничество помогает решить целый ряд задач:

• повысить качество подготовки специалистов, востребованных на рынке труда;

• подготовить высококвалифицированных выпускников;

• использовать новые технологии в образовании и изучить зарубежный опыт;

• повысить конкурентоспособность университета на внутреннем и внешнем рынках;

• создать условия для экспорта российского образования;

• способствовать популярности как конкретного университета, так и российского образования в целом;

• привлечь в университет дополнительные финансовые ресурсы.

Университет имеет большой спектр форм международной деятельности с образовательными учреждениями разных стран, среди них: совместные образовательные программы подготовки бакалавров по таким направлениям, как экономика, менеджмент (в отраслях нефтегазового комплекса и в строительстве), коммерция, туризм, лингвистика, бизнес-информатика, прикладная информатика, дизайн; совместные образовательные программы подготовки магистров по следующим направлениям: менеджмент, государственное и муниципальное управление, экономика, психология, туризм, экология и природопользование, управление персоналом, торговое дело, прикладная информатика, дизайн; совместные образовательные программы подготовки специалистов среднего профессионального образования по направлениям: экономика, торговое дело, товароведение и экспертиза качества потребительских товаров, гостиничный сервис, техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, дизайн; международная программа подготовки бакалавров гостиничного менеджмента; курсы русского языка; страноведческие и культурологические образовательные программы по Дальнему Востоку и России; образовательные программы педагогических стажировок для обучающихся педагогических вузов; консалтинговые услуги в области предпринимательского, финансового и налогового права для желающих вести бизнес в приграничных территориях России и КНР; миграционный консалтинг; научно-исследовательские проекты в сфере информационно-коммуникационных систем и технологий; проведение совместных форумов, конференций, выставок-ярмарок, научно-образовательных семинаров; издание сборников совместных научных трудов.

В соответствии с требованиями, которым должны соответствовать совместные образовательные программы, между ВГУЭС и вузами-партнерами подписаны соглашения о реализации совместных образовательных программ; сами образовательные программы созданы и одобрены всеми вузами-партнерами; выбран язык обучения, как правило, русский; совместно разработаны и согласованы учебные планы; обучение и экзамены признаются вузами-партнерами; по окончанию совместных программ студенты получают двойные дипломы вузов-партнеров. Среди традиционных типов образовательных программ во ВГУЭС наиболее распространены ва-лидированные программы и программы двойных дипломов. Примером может быть реализация

совместных образовательных программ между ВГУЭС и вузами Китайской Народной Республики (Северо-восточный университет лесного хозяйства, Университет Бэйхуа, Цзилиньский международный политехнический институт, Цин-даоский экономический университет Синь Юань, Хэйлунцзянский сельскохозяйственный университет Байи, Университет Дэчжоу и другие). Характерным для них является взаимное признание периодов обучения вузами-партнерами и перезачет дисциплин, пройденных в вузе-партнере за рубежом. Программы двойных дипломов также широко используются в практической деятельности, так как разрабатываются совместно обеими сторонами и совместно управляются. Вузы-партнеры согласуют учебные планы, признают результаты обучения студентов и выдают дипломы обеих сторон.

Несмотря на превалирование традиционных типов совместных образовательных программ, университет стремится использовать новые для себя возможности. Так, в 2011 г. ВГУЭС подписал соглашение на создание и реализацию одной из инновационных программ, интегрированных в международное образовательное пространство, которой является совместная международная программа по подготовке бакалавров гостиничного менеджмента, реализуемая с Тихоокеанской международной школой гостиничного менеджмента (Pacific International Hotel Management School, PIHMS), расположенной в городе Нью Плимут, Новая Зеландия, Совместная образовательная программа разработана на основе образовательной технологии, по которой PIHMS реализует свое обучение, хотя впервые эта технология была использована в Швейцарии для подготовки специалистов индустрии гостеприимства. Данная образовательная программа относится к лицензионно-франчайзинговым программам, с сохранением за PIHMS права мониторинга, контроля программы и качества подготовки выпускников.

Для ВГУЭС, стратегическими приоритетами которого являются подготовка в области сервиса, экономики, управления и IT-технологий, такое партнерство рассматривается как возможность качественно изменить уровень подготовки специалистов в области индустрии гостеприимства. Выбор партнера, сделанный университетом, не случаен: индустрия гостеприимства и туризма — самая быстро развивающаяся в мире отрасль. Поэтому сегодня специалист в области гостиничного и туристического менеджмента — одна из наиболее высокооплачиваемых, престиж-

ных и интересных профессий, одинаково востребованная в разных странах мира.

Гостиничный менеджмент — занятие, требующее немалых знаний, которые в значительной степени востребованы в гостиничном и туристическом бизнесе. Как и в любом другом бизнесе, в этой сфере нужны профессиональные кадры разного уровня — от секретаря до управляющего. Управление гостиничным комплексом является крайне трудоемким процессом. Гостиничный комплекс — это сложное интегрированное предприятие, управление которым не под силу одному человеку. Только команда профессионалов способна обеспечить слаженность и бесперебойность работы отеля.

Одним из важнейших условий работы в сфере гостеприимства является чувство слаженной, единой команды профессионалов, дружелюбие по отношению к клиенту и способность заменить друг друга. Профессионализм управляющего отелем высшего уровня оценивается знанием и умением выполнить любую работу, он должен уметь все: бронировать и убирать номера, получить визу и оформить страховку, готовить напитки и сервировать столы, проводить маркетинговые исследования и вести бухгалтерский учет. Современный топ-менеджер отеля обязан разбираться в функционировании любого сектора своего отеля и всегда служить примером своим подчиненным: такого руководителя уважают и слушаются.

С появлением первых отелей были открыты и школы, готовящие персонал для работы в них. Первая школа гостиничного хозяйства, Ecole Hoteliere de Lausanne, открылась в Швейцарии в 1899 г. Вслед за ней, в начале XX в., стали появляться и другие. В настоящее время подготовкой специалистов в гостиничном менеджменте занимаются университеты и колледжи многих стран, а также специализированные школы Швейцарии и Ирландии, Кипра и Австралии, США и Франции. Многие российские студенты, избравшие путь гостиничного бизнеса, уже уехали за границу, чтобы учиться там, где традиции настоящего сервиса и профильного образования формировались годами.

Лучшие школы гостиничного хозяйства сегодня находятся в Швейцарии. За ними следуют Австралия, Франция, Новая Зеландия, Америка, Ирландия и Голландия. Следует сказать, что в России также начинается становление образования в области гостиничного менеджмента.

Основной отличительной чертой обучения туризму и гостеприимству можно смело назвать совмещение теории и практики в процессе обу-

Н. Н. Масюк и др. Международная интеграция образовательных программ ВГУЭС

Ч

чения. Во многих школах, независимо от страны нахождения, практика занимает столько же времени, сколько теоретическая подготовка. Однако обучение осуществляется не всегда в отеле или туристической компании, в этом случае в процессе используются специализированные классы (лаборатории). Во ВГУЭС также есть лаборатория, оборудованная как номер в гостинице. Обучение в такой лаборатории логично для будущих горничных, которых можно научить делать уборку и заправлять постель, но процесс обучения администратора традиционно будет включать лишь общие сведения о том, как должен выглядеть идеально убранный номер. Модельный reception (лаборатория reception) позволяет принимать и размещать условных гостей, и это также реализовано во ВГУЭС. Кроме вышеназванных, в университете смоделированы такие лаборатории, как ресторанный зал с барной стойкой и кухня.

Как уже было сказано, выбор вуза-партнера для ВГУЭС имел принципиальное значение, так как позволил, оттолкнувшись от наработанного собственного опыта в подготовке специалистов гостиничного дела, принять к реализации инновационную образовательную программу подготовки бакалавров гостиничного менеджмента, ранее не реализуемую в России. Данная совместная образовательная программа представляет собой по форме образовательную программу «2 + 1», которая предусматривает обучение во ВГУЭС в течение 2-х лет и обучение в PIHMS в течение одного года. Результатом программы является получение выпускником диплома бакалавра PIHMS. По оценкам аналитиков, данная форма образовательной программы редкая для российских вузов, но при ее реализации обеспечивает значительное преимущество как самого российского вуза, так и студентов. В чем конкретно заключаются преимущества — это, прежде всего, значительное сокращение сроков обучения для студентов и повышение качества образования благодаря зарубежному опыту и новым образовательным технологиям.

Кроме формы «2 + 1», в практике совместного образования применяются такие программы, как:

— совместная образовательная программа «2 + 2», которая предусматривает обучение вузе-партнере одной страны в течение двух лет и обучение в вузе-партнере другой страны также в течение двух лет. В результате обучения на данной программе студент получает диплом бакалавра обоих вузов-партнеров разных стран. Со-

ответственно такая образовательная программа может быть как лицензионно-франчайзинговой, так и программой двойного диплома. Как правило, подобная программа реализуется как на территории российского вуза, так и на территории зарубежного вуза-партнера;

— совместная образовательная программа «3 + 1», которая предусматривает обучение в вузе-партнере одной страны в течение трех лет и обучение в вузе-партнере другой страны в течение одного года. Также как и в предыдущем случае, в результате обучения на данной программе студент получает диплом бакалавра обоих вузов-партнеров. Сходство в результатах обучения не единственное для образовательных программ «2 + 2» и «3 + 1», так как подобная программа также может быть как лицензионно-франчайзин-говой, так и программой двойного диплома. Территория, на которой может быть реализована программа, избирается вузами-партнерами и представляет оба вуза;

— совместная образовательная программа «3 + 2», которая предусматривает обучение в вузе-партнере одной страны в течение трех лет и обучение в вузе-партнере другой страны в течение двух лет. Квалификационным уровнем в результате обучения на данной программе является получение степени (диплома) магистра обоих вузов-партнеров. Как и все программы, реализуемые по схеме п + т, данная программа может быть как лицензионно-франчайзинговой, так и программой двойного диплома;

— совместная образовательная программа «4 + 0» предусматривает обучение в вузе-партнере одной страны в течение четырех лет без обучения в вузе-партнере другой страны. Особенностью данной программы является предоставленная студентам возможность сдать или зачесть результаты экзаменов в вузе-партнере. Получение диплома бакалавра обоих вузов-партнеров — закономерный результат обучения на данной программе. Совместная образовательная программа «4 + 0» реализовывается как на территории российского вуза, так и на территории зарубежного вуза-партнера. Особенностью следует назвать «экспортный вариант» при реализации на территории зарубежного вуза. Такую программу традиционно относят к аккредитованно-ва-лидированным программам.

В университете поступательно и планомерно использующем возможности инновационного подхода к образовательным технологиям, стало нормой рассматривать модернизацию учебного процесса как один из естественных путей повы-

шения качества и привлекательности самого вуза и его образовательных программ. Не случайно одним из ведущих направлений международного сотрудничества ВГУЭС по праву является создание совместных образовательных программ.

Возвращаясь к ранее сказанному о совместной образовательной программе с PIHMS, следует не только точно описать применяемую образовательную технологию, но и познакомиться с основными принципами, которым ВГУЭС должен следовать в рамках реализации программы.

Прежде всего это полное и неукоснительное соблюдение технологии преподавания дисциплин, последовательность преподаваемых курсов, применение единого для обоих учебных заведений языка обучения — английского языка. Кроме того, создание материальной базы обучения, воспроизводящей реальные инфраструктурные объекты управления в сфере гостеприимства — отель и ресторан. Не меньшее место имеет значение особая культура передачи знаний от носителя таковых студенту, что является отражением корпоративного духа PIHMS. И наконец, высокая степень демократии в сочетании с единоначалием, что выражается в отсутствии специальных зон повышенной комфортности для топ-менеджмента учебного заведения и соблюдения принципа уважения личности.

Особого внимания требует интернационализация процесса обучения и воспитание толерантности к различным национальностям и культурам, что в высшей степени востребовано при обучении студентов разных стран и вероисповеданий.

С учетом сказанного во ВГУЭС должна быть реализована образовательная технология, в корне отличающаяся от технологий, используемых в традиционном российском образовательном процессе. Остановимся на ней более подробно.

Главное отличие образовательного процесса заключается в том, что студенты на протяжении всего периода обучения, как на территории России, так и на территории Новой Зеландии, должны проживать в учебной гостинице, которая по комфортности приближена к отелю класса четырех звезд. Это первое условие обучения.

В учебном ресторане отеля на протяжении всего периода обучения студенты должны питаться. И это второе условие обучения.

На первый взгляд все кажется довольно простым, однако при более пристальном рассмотрении оказывается, что нетрадиционный подход к созданию условной изолированности от домашнего быта становится психологической проблемой для некоторых студентов. Готовность отка-

заться от «бабушкиных пирогов» должна быть высоко мотивирована более значимыми преимуществами, которые дает подобный подход к процессу обучения. Сходным можно считать опыт ВГУЭС, реализуемый в школе-интернате для одаренных детей, где с успехом применяется методика совместного длительного нахождения детей в стенах учебного заведения.

Третьим условием обучения является то, что все студенты должны обучаться путем ежедневной работы в различных структурных единицах гостиничного хозяйства: готовить комнаты (номера) для гостей, мыть посуду на кухне, обслуживать гостей ресторана за барной стойкой, обслуживать гостей в зале ресторана, заниматься расселением гостей, их выездом из отеля, бронированием номеров и билетов на транспорт, организовывать конференции и праздники, а также многое другое. Несмотря на то, что обучающимся на данной образовательной программе по большей части никогда в дальнейшем не придется выполнять обязанности горничных, официантов, барменов, они должны в деталях знать работу, которой будут руководить и контролировать в будущем.

И снова возникает непростой вопрос о преодолении психологического барьера, который, безусловно, встает перед некоторыми из студентов: готов ли студент проходить обучение на тех участках, на которых впоследствии ему не придется работать, а придется руководить, находясь на позиции менеджера среднего и высшего звена? В таком подходе к обучению заключена целая философия, основная мысль которой в том, что студент должен научиться тому, чем ему никогда не придется заниматься в реальной жизни, и для того, чтобы ему этим не пришлось заниматься.

Четвертым условием обучения является процесс воспитания в каждом из студентов качеств, которые помогут им уверенно идти вверх по карьерной лестнице, занимая позиции топ-менеджеров отелей мирового класса — это желание угодить гостю, что ничего общего не имеет с унижением собственного достоинства, которое часто ассоциируется с обслуживающим персоналом. По мнению Мартина Кисслеффа, президента Ассоциации швейцарских школ отельного менеджмента, в этом бизнесе выживают, прежде всего, коммуникабельные люди. Сотрудники любого отеля или ресторана всегда на виду, и от их такта и умения ладить с людьми во многом зависит успех предприятия: клиент всегда вернется туда, где ему было комфортно и уютно.

H. H. Масюк и др. Международная интеграция образовательных программ ВГУЭС

Ч

Не меньшего внимания заслуживает организация образовательного процесса, его структура, последовательность и цикличность учебных блоков, продолжительность семестров.

Итак, общая продолжительность обучения на совместной образовательной программе подготовки бакалавров гостиничного менеджмента ВГУЭС и PIHMS составляет 3 года или 6 семестров. Вся образовательная программа разделена на две неравные части: 2 года в России и 1 год в Новой Зеландии. Структура академических программ обеспечивает высокое качество образования благодаря сочетанию изучения теории управления и практических занятий.

Первый год посвящен изучению ресторанно-барного обслуживания, в первом семестре которого студенты, наряду с теоретическими знаниями в области прикладного гостеприимства и туризма, должны изучить все аспекты технологии приготовления блюд и напитков, правила сервировки стола и составления меню, правила обслуживания в ресторанном зале и особенности формирования цен на продукцию ресторана и бара. Во втором семестре студенты должны выехать на первую оплачиваемую стажировку за рубеж, что является практической работой. Позиции, которые в ресторане могут занять вчерашние студенты — это официанты, бармены либо другие должности, связанные с потребностями ресторана.

Во втором году обучения студенты будут осваивать как практическую работу службы приема и размещения гостей (front office management) и методы управления гостиничным хозяйством (housekeeping), так и теоретические курсы. Этому посвящен третий семестр. В четвертом семестре студенты смогут выехать во вторую оплачиваемую стажировку, которая будет представлять собой работу в отеле на одной из позиций, связанных с приемом гостей и обслуживанием номерного фонда.

Третий год обучения студенты должны будут учиться в Новой Зеландии. В PIHMS помимо гостиничного и туристического менеджмента они будут изучать дисциплины, позволяющие закрепить и развить экономические знания, тем самым обеспечить теоретическую поддержку приобретенным практическим навыкам.

Перед получением диплома каждый студент будет обязан защитить выпускную работу, которая посвящена организации большого мероприятия, связанного с каким-либо событием. От успешности этой защиты во многом зависит будущая карьера выпускника.

Сложившаяся практика работы и авторитет PIHMS таковы, что на момент выпуска каж-

дый студент этой школы получает не одно, а несколько карьерных предложений от сетевых отелей всего мира и имеет возможность выбрать свою позицию с учетом своих симпатий и склонностей.

Достоинством выбора специальности «гостиничный менеджмент» является то, что емкость рынка труда в индустрии гостеприимства и туризме в настоящее время очень велика. Индустрия туризма сегодня развивается настолько стремительно, что у нее есть все шансы в ближайшие 20 лет превратиться в одну из самых крупных отраслей на рынке. По прогнозам специалистов World Tourism Organization, в 2020 г. в мире будет 1,6 млрд туристов, что в 3 раза больше по сравнению с 1996 г. [4]. Потребность в обслуживании этой громадной отрасли оценивается в ежегодном создании 5,5 млн рабочих мест, вплоть до 2020 г. После окончания школы гостиничного менеджмента местом трудоустройства выпускника может стать классическая гостиница или ресторан, а также парки развлечений, консалтинговые компании, круиз-ные лайнеры, авиалайнеры, мировые пищевые корпорации, страховые и компьютерные компании и т. д.

Участвуя в совместных программах, ВГУЭС не только решает задачи выхода в международное образовательное пространство, но и предоставляет своим выпускникам новые возможности для успешного карьерного роста на международном рынке труда.

Российские университеты, в большинстве своем, давно пришли к выводу, что развитие международного сотрудничества в научно-образовательной сфере является неотъемлемой составляющей развития университета, важным показателем его активности в реализации миссии [3]. Позиционируя университет как центр образования международного уровня в сфере бизнеса и сервиса, ВГУЭС декларирует свои стратегические приоритеты в данной сфере. Интеграция в образовательное пространство и социокультурные сообщества стран Азиатско-Тихоокеанского региона является одним из них. Использование лучших российских практик в реализации своей миссии, представляется для ВГУЭС обоснованным и закономерным явлением. Использование же международного опыта в достижении заявленных стратегических приоритетов, включая интеграционные процессы формирования совместных образовательных программ, все больше приобретает черты стандартного развития университета. Отдавая дань пройденному пути, следует сказать,

что развитие в российских вузах совместных образовательных программ с зарубежными университетами, несомненно, обогатило нашу систему высшего образования [2], а желание не останавливаться на достигнутом позволит говорить об этом и впредь.

1. Проблемы и тенденции в области разработки и реализации совместных программ трех циклов высшего

образования [Электронный ресурс]. URL: http:// inpro.msu.ru/PDF/joint_program.pdf

2. Райчук Д. Ю. Совместные образовательные программы и области их эффективного использования в интеграционных процессах высшей школы // Университетское управление: практика и анализ. 2007. № 5. С. 72.

3. Чучалин А. И. Управление международной деятельностью вуза: опыт Томского политехнического университета // Университетское управление: практика и анализ. 2009. № 5. С. 82.

4. Школы гостиничного и ресторанного дела [Электронный ресурс]. URL: http://www.freewayrussia.ru/ hotelschools/

Т. В. Терентьева, А. И. Шавлюгин

РАЗВИТИЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В РЕГИОНАЛЬНОМ ВУЗЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ (НА ПРИМЕРЕ ВГУЭС)

Рассматривается существующее состояние и перспективы развития научно-исследовательской деятельности в региональном вузе в контексте современной государственной научно-технической политики, институциональных изменений в сфере высшего профессионального образования, трендов социально-экономического положения в России. Общие положения иллюстрируются примерами из управленческой практики Владивостокского государственного университета экономики и сервиса.

Ключевые слова: региональный вуз, университет предпринимательского типа, научно-исследовательская деятельность, система управления, система оплаты труда, инфраструктура.

T. V. Terenteva, A.I. Shavlyugin

Development of research activity in a regional university: results and prospects (on the example of the VSUES)

The article observes current state and development perspectives of a scientific research in the regional high school in conditions of modern scientific policy, social trends and high school institutional changes in Russian Federation. Common theses are illustrated by examples of management in Vladivostok State University of Economy and Service.

Keywords: regional university, entrepreneurial university, research activity, management system, wage system, infrastructure.

Система высшего профессионального образования России вступила в очередную стадию реформирования, которая характеризуется, прежде всего, институциональными изменениями, вызванными сокращением числа и структурированием вузов на несколько категорий, существен© Терентьева Т. В., Шавлюгин А. И., 2012

но отличающихся по многим признакам, не последним из которых является объем бюджетного финансирования [5]. Причины такого развития событий в образовательной сфере страны неоднократно озвучивались на самом высоком государственном уровне. Основная из них хорошо

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.