Научная статья на тему 'Современные возможности и требования к подготовке специалистов в сфере гостиничного и ресторанного менеджмента за рубежом'

Современные возможности и требования к подготовке специалистов в сфере гостиничного и ресторанного менеджмента за рубежом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
514
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРЫ / ГОСТИНИЧНЫЙ И ТУРИСТСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ДУАЛЬНАЯ СИСТЕМА / ПОСЛЕДИПЛОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТАЖИРОВКА / СЕРТИФИКАТ / ДИПЛОМ / ШКОЛЫ ГОСТИНИЧНОГО МЕНЕДЖМЕНТА И ТУРИЗМА / POSTGRADO / EXPERTO / ESPECIALISTA / PERSONNEL / HOTEL AND TOURIST MANAGEMENT / EDUCATION SYSTEM / DUAL SYSTEM / POST-QUALIFYING EDUCATION / TRAINING / CERTIFICATE / DIPLOMA / SCHOOLS OF HOTEL MANAGEMENT AND TOURISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кучеренко И.М.

Школы гостиничного и туристического менеджмента за рубежом это особый тип учебных заведений. Как правило, они располагаются на базе бывших или действующих отелей. Соответственно студенты постигают тонкости гостеприимства в условиях, максимально приближенных к реальным. В данной статье представлен анализ деятельности учебных заведений в сфере туристского и гостиничного менеджмента,рассмотрены системы образования и, современные возможности и требования к подготовке специалистов. По окончании таких учебных заведений студенты полностью подготовлены, обучены и конкурентоспособны для вступления в деловой мир бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кучеренко И.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Schools of hotel and tourist management abroad is a special type of educational institutions. As a rule, they are located based on the being or operating hotels. Respectively students comprehend hospitality subtleties in the conditions as close as possible to real. In this article the analysis of activities of educational institutions in the sphere of tourist and hotel management is provided, education systems and, modern opportunities and requirements to training of specialists are considered. Upon termination of such educational institutions students are completely prepared, trained and competitive for the introduction in the corporate world of business.

Текст научной работы на тему «Современные возможности и требования к подготовке специалистов в сфере гостиничного и ресторанного менеджмента за рубежом»

УДК 378+338.48 ББК 65.432+74.58 К 88

СОВРЕМЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ГОСТИНИЧНОГО И РЕСТОРАННОГО МЕНЕДЖМЕНТА ЗА РУБЕЖОМ

(Рецензирована)

Кучеренко Ирина Михайловна,

кандидат географических наук, доцент кафедры гостиничного и туристского бизнеса Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (918) 451 69 75, e-mail: tourist-resource@mail.ru

Аннотация. Школы гостиничного и туристического менеджмента за рубежом - это особый тип учебных заведений. Как правило, они располагаются на базе бывших или действующих отелей. Соответственно студенты постигают тонкости гостеприимства в условиях, максимально приближенных к реальным. В данной статье представлен анализ деятельности учебных заведений в сфере туристского и гостиничного менеджмента,рассмотрены системы образования и, современные возможности и требования к подготовке специалистов. По окончании таких учебных заведений студенты полностью подготовлены, обучены и конкурентоспособны для вступления в деловой мир бизнеса.

Ключевые слова: кадры, гостиничный и туристский менеджмент, система образования, дуальная система, последипломное образование, стажировка, сертификат, диплом, школы гостиничного менеджмента и туризма, Postgrado, Experto, Especialista.

MODERN OPPORTUNITIES AND REQUIREMENTS TO TRAINING OF SPECIALISTS IN THE SPHERE OF HOTEL AND RESTAURANT MANAGEMENT ABROAD

Kucherenko Irina Mikhaelovna,

candidate of geographical sciences, associate professor of hotel and tourist business of the Southern institute of management, Krasnodar. Ph.: (918) 451 69 75, e-mail: tourist-resource@mail.ru

Summary. Schools of hotel and tourist management abroad is a special type of educational institutions. As a rule, they are located based on the being or operating hotels. Respectively students comprehend hospitality subtleties in the conditions as close as possible to real. In this article the analysis of activities of educational institutions in the sphere of tourist and hotel management is provided, education systems and, modern opportunities and requirements to training of specialists are considered. Upon termination of such educational institutions students are completely prepared, trained and competitive for the introduction in the corporate world of business.

Keywords: personnel, hotel and tourist management, education system, dual system, post-qualifying education, training, certificate, diploma, schools of hotel management and tourism, Postgrado, Experto, Especialista.

Школы гостиничного и туристического менеджмента International - это особый тип образования. Как правило, данные учебные заведения расположены на базе бывших или нынешних отелей. В таких условиях студенты изучают тонкости гостеприимства в условиях, максимально приближенных к реальным. За границей, большинство карьерных путей в этом бизнесе начинается с сертификата, полученного в результате обучения рабочим профес-

сиям и дающим право выполнять самую простую работу. Образование в этом случае длится шесть месяцев или год. С опытом, можно окончить еще один учебный курс и получить диплом, а в дальнейшем, диплом о среднем специальном образовании (два года). Менеджер в индустрии гостеприимства, получая степень бакалавра (BA in Hospitality или BA in Hotel/Tourism Management) обучается в среднем 3-4 года. При желании,после года до-

полнительного обучения можно получить степень степень магистра. Большим спросом пользуются также последипломные программы. Не секрет,что самые престижные в мире школы гостиничного и туристического менеджмента находятся в Швейцарии. Швейцария имеет давнюю репутацию страны, обеспечивающей превосходное качество обучения ресторанно-гостиничному делу, благодаря высоко зарекомендовавшим себя учебным заведениям и школам отельного менеджмента. Именно здесь более века тому назад появилась первая школа гостиничного менеджмента, и с тех пор швейцарская модель является эталоном подготовки в этой области. Школа IHTTI была основана в 1984 году и является одной из ведущих школ гостиничного бизнеса в Швейцарии по подготовке специалистов гостиничной индустрии, предлагающих обучение на английском языке. Школа входит в состав SEG, Swiss Education Group - ассоциации ведущих швейцарских школ отельного менеджмента. Ассоциация включает лучшие школы гостиничного менеджмента и туризма: IHTTI, SHMS, HIM и известна во всем мире как лидер в области подготовки высококлассных специалистов в сфере гостиничного бизнеса и туризма. Обучение в школе ведётся на английском языке, но владение языками является жизненно необходимым умением в сфере гостиничного бизнеса. IHTTI предлагает обучение французскому, немецкому или испанскому языкам в зависимости от индивидуальных потребностей и интересов студентов. Главное достоинство IHTTI - неразрывная связь теории с практикой. Учебный год состоит из академического семестра и прохождения обязательной оплачиваемой стажировки в течение 4-6 месяцев в Швейцарии или за рубежом. Студенты, проходящие стажировку в Швейцарии, получают ежемесячную заработную плату в размере от 2168 - 2450 швейцарских франков в месяц без учета вычетов на еду, проживание, налоги, страховку, которые составляют приблизительно 1000 швейцарских франков. IHTTI предлагает обучающимся следующие учебные программы:

- 1-й год обучения - профессиональный сертификат (неполное специальное образование): по окончании первого года обучения выдается Профессиональный Сертификат (продолжительность обучения в 1-год: 5 месяцев теоретический курс и 4-6 месяцев оплачиваемая стажировка в сфере гостиничного бизнеса в Швейцарии или за рубежом);

- 2-й год обучения - швейцарский диплом по курсу «Оперативное управление гостиничным хозяйством» (неполное специальное образование): по окончании 2-х лет обучения выдается швейцарский диплом (Swiss Diploma in Hotel Management; продолжительность обучения во 2-й год: 5 месяцев

теоретический курс и 4-6 месяцев оплачиваемая стажировка в сфере гостиничного бизнеса в Швейцарии или за рубежом);

- 2,5-й год обучения - швейцарский диплом высшей степени по курсу «Международное управление гостиничным и туристическим хозяйством» (специальное образование): если студент пройдет курс длительностью 2,5 года, то он получает швейцарский диплом высшей степени (Swiss Higher Diploma in Hotel Management).

- 3-й год обучения -диплом бакалавра британского образца по курсу «Управление гостинич-но-ресторанным и туристическим хозяйством» (полное специальное образование): по окончании трехгодичной программы выпускник получает степень бакалавра и соответствующий диплом (продолжительность обучения в 3-год: 5 месяцев теоретический курс и 6 недель дипломной работы);

- последипломное специальное образование по курсу «Управление гостинично-ресторанным хозяйством» (диплом о последипломном образовании): (продолжительность обучения 1 год: 5 месяцев теоретический курс и 4-6 месяцев оплачиваемая стажировка (по желанию) в сфере гостиничного бизнеса в Швейцарии или за рубежом). Степень мастера получают в школе SHMS в Лейзине, также относящейся к Swiss Education Group.

ALPINE CENTER - первая Швейцарская Бизнес Школа Гостиничного и Туристического Менеджмента в Греции была основана в 1987 году, с целью удовлетворения потребностей в квалифицированных специалистах в области гостеприимства и менеджмента туризма в стране, где туризм всегда был основным источником дохода для местных жителей. В соответствии с традиционной швейцарской философией основанной на гармоничном сочетании теоретической подготовки и опыта работы и управленческих навыков, обучение ALPINE CENTER осуществляется на базе действующего отеля «Palmyra Beach». Отель полностью оборудован всем необходимым, чтобы получить практические навыки: стойка регистрации, обслуживание номеров, ресторан, бар, кухня. Для осуществления учебного процесса оборудованы просторные лекционные залы, полностью оснащены современным аудио и видео оборудованием, стулья, студенческие комнаты отдыха, библиотека с читальным залом, современный компьютерный центр. В каждом номере есть собственная ванная комната, телефон, спутниковое телевидение и беспроводной доступ в Интернет. Студентам предлагается 3-х разовое питание. Учебный год в Alpine College делится на 2 семестра, каждый из которых продолжается 6 месяцев. После семестра теоретического обучения следует 1 семестр обязательной оплачиваемой ста-

жировки на предприятии. Во время стажировки питание и проживание предоставляется студентам бесплатно и кроме того, выплачивается ежемесячная заработная плата в размере 400-500 Евро. Трудоустройство выпускников школы составляет 99%. При школе существует рекрутинговый центр, который помогает в поиске работы, обучает студентов надлежащему составлению резюме, как вести себя во время прохождения собеседования, а также прививает навыки общения. Каждый год данный центр проводит ярмарки вакансий для выпускников. [1] Это позволяет студентам выбрать самые интересные вакансии и предложения для создания своей карьеры. Даже после окончания школы, рекрутинговый центр, совместно с Ассоциацией выпускников и далее отслеживает «трудовой путь», чтобы помочь выпускникам в поиске наиболее подходящего места работы и предоставить лучшие возможности для карьерного роста. Выпускники данной школы работают в крупных гостиницах цепи, как Marriott, Intercontinental, Hilton, Hyatt, Sheraton, в известных авиакомпаний Aegean Airlines, Air France, Air Греция, Swiss International Airlines, Olympic Airlines, British Airways, в лондонском аэропорту Хитроу, а также в ведущих турфирмах, ресторанах и кафе, в парках развлечений и казино по всему миру. [6]

Прекрасными возможностями для получения образования в индустрии гостеприимства обладает Испания, которая занимает второе место по количеству учебных заведений, готовящих будущих специалистов в данной сфере. Большинство этих вузов находится именно в Барселоне. Академический год в Барселонских университетах разделен на два семестра. Первый семестр длится с середины сентября до 20-х чисел декабря. Второй, начинается в январе и заканчивается в июне. Высшее образование в Барселоне длится от 4до6 лет. Язык обучения - в основном испанский и каталонский, но есть и программы на английском. Чаще - это экономические специальности в частных бизнес-школах. Испанская система образования, переживающая реформу, имеет несколькоступений (циклов): Ensenanza Universitaria (гуманитарные и другие направления); Formacion Profesional de Grado Superior (технические направления). Высшее образование в Барселоне заканчивается присвоением степени Licenciado. По окончании первых двух циклов, можно получить степень Master (магистерская степень) или пройти более специальный курс (Postgrado, Experto, Especialista), что подразумевает исследовательскую деятельность и практику в компании. Степень Доктора (Doctorado) в Испании присваивается, в основном, после 2-х лет исследовательской работы и написания диссертации. Последипломное образование в Барселоне, несколько легче, чем высшее

образование, оно включает три ступени: Postgrado, Master, Doctorado. В Испании считают, что при получении высшего образования происходит процесс познания материала, а в последипломном - уже приобретенные знания применяют и отрабатывают на практике. По окончании последипломного образования в Барселоне обучающиеся также получают диплом. Одной из сильнейших и престижных школ в Испании, специализирующихся в сфере туристических услуг, и относящейся к Университету Жироны является Бизнес-школа EUROAULA. Школа EUROAULA имеет четыре собственных отеля и два турагентства. Среди которых такие, как отель Atrium Palace, отель Apsis 40, отель Splendid Bcn и турагентство - Standing Tours. Обладая высоким статусом и известностью в мире туризма, в своих учебных процессах школа применяет самые передовые образовательные технологии и новейшие методики. Каждому студенту обеспечен индивидуальный подход; студенты имеют возможность общаться с руководством компаний-лидеров в сфере туризма на конференциях и встречах, в которых принимает участие EUROAULA. По окончании учебы студенты получают два диплома EUROAULA и Университета Жироны. EUROAULA активно занимается студенческими обменами с университетами Великобритании, Франции, США, Мексики, Финляндии, Португалии, Норвегии. Школа предлагает студентам различные стипендиальные программы.В школе очень профессиональный преподавательский состав. Бизнес-школа EADA разработала собственную педагогическую модель обучения, основанную на методиках «изучать, делая» и «изучать, слушая». Студенты активно принимают участие в обсуждении вопросов в мире бизнеса и в дискуссиях на занятиях. Они так же проходят практику в различных фирмах, интенсивно участвуют в студенческих обменах между университетами стран Германии, США, Франции, Японии, Великобритании, Южной Африки, Швеции, Тайланда и Тайваня. В школе учатся студенты 50-ти национальностей, что позволяет ученикам обмениваться культурным опытом, интересами и языками. EADA сотрудничает с фирмами международного уровня: The Boston Consulting Group (Германия), Deloitte (Германия), Novartis (Колумбия), L'Oreal (Испания), Renault (Франция), DaimlerChrysler (Япония), Volkswagen (Мексика), BP (Великобритания), Shell (Великобритания), Mango (Испания), Sony (Бельгия), P&G (Бельгия), Microsoft (Норвегия), Pricewaterhousecoopers (Испания). EADA - единственная в Испании, которая сотрудничает с Резидентским Центром Образования. [7] В этом Центре студенты принимают участие в эксклюзивной программе по персональному Развитию, основанной

на обучении на свежем воздухе, персональном подходе и участии представителей известных школ. По окончании бизнес-школы EADA студенты полностью подготовлены, обучены и конкурентоспособны для вступления в деловой мир бизнеса. Не менее актуальны и профессиональные стажировки за рубежом. Испания предлагает оптимальные условия стажировок: 2-6 месяцев на берегу Средиземного моря в стране с высоким уровнем жизни, занимающей одно из самых высоких мест в мировом списке экономических гигантов и среди стран-членов ЕС. Занятость в компании в период стажировки составит от 20 до 40 часов в неделю (все зависит от сферы деятельности компании), длительность - 2-4 месяца, в некоторых случаях возможно и более длительное сроки.

А вот предприятия в Германии заранее заботятся о кадрах. Они выбирают будущих сотрудников из числа выпускников гимназий. В дальнейшем, на стадии обучения в системе высшего образования немецкие вузы используют дуальную систему. Предприятие берет на себя расходы на обучение студента и даже выплачивает ему стипендию, а студент обязуется по окончании вуза начать свою трудовую деятельность именно на этом предприятии. К тому же студенты набираются опыта работы во время стажировок на предприятии. Полсеместра - теоретические занятия, вторая половина - практика. Дуальная система образования соответствует концепции многопрофильных вузов, которые в отличие от университетов всегда были сильнее ориентированы на практику. Стажировка в концерне Rewe Group, специализирующемся на торговле продуктами питания и туризме дает возможность получить навыки специалиста по оптовой и внешней торговле продуктами и услугами,закрепляя свои теоретические знания на практике: таких практических навыков не может дать ни один университет. В отличие от университета у европейских студентов в высшей школе каникулы отсутствуют,поэтому студенты находятся постоянно в процессе обучения, либо слушают лекции и закрепляют знания на семинарах, либо стажируются в компании. В средней школе программа предусматривала иностранный семестр в Брюле. Студенты приобретают социальный опыт, знакомятся с другими культурами, изучают несколько иностранных языков. Студенческие группы в таких школах гораздо меньше по размеру, а тесное сотрудничество с преподавательским составом и кураторство более интенсивно, чем в университетах. Оплата за обучение в частном европейском заведении высшего образования выше, чем в других аналогичных учреждениях в Германии, поэтому стоимость обучения многих студентов берут на себя предприятия. [3] Весь процесс обучения в уни-

верситете сосредоточен на непосредственной подготовке к практике. [4] Выпускники высших школ готовые специалисты для гостинично -ресторанного бизнеса и туризма. Как правило, они продолжают свою карьеру в фирмах, которые заботились о них. Двойная система образования для многих молодых людей является важной гарантией будущей занятости. В процессе получения степени академического бакалавра на выпуске студент не вправе самостоятельно выбирать тему дипломной работы, так как обучение студентов в высшей школе финансируется за счет компании, тему проекта согласовывают с будущим работодателем. Большим преимуществом в обучении является и то, что преподаватели на семинарах обсуждают конкретные практические ситуации, которые возникают на предприятии, где проходит стажировка.

Предприятия и фирмы в сфере туризма и гостеприимства, поддерживающие систему дуального обучения, инвестируют в собственное будущее. Будущим работодателям партнерство с вузом тоже выгодно, потому что они получают гарантию, в том что выпускники вуза начнут свою трудовую деятельность именно у них. Стажировки за пределами страны для будущего специалиста не менее важны, чем приобретение практических навыков на своем предприятии.

ИСТОЧНИКИ:

1. Алферов Ю.С. Источники и механизмы финансирования образования за рубежом. - М.: Научная цифровая библиотека, 2007.

2. ондаренко Е.Н. Высшее образование в России / Технологии и методы обучения студентов в зарубежном педагогическом вузе. - М., 2009.

3. Захарова И.Ю. Конкуренция как фактор развития туристского комплекса Краснодарского края // Социально-экономический ежегодник-2012. Сборник научных трудов. - Краснодар, 2012.

4. Кучеренко И.М. Стратегия обучения и развития персонала в сфере гостеприимства // Социально-экономический ежегодник-2014. Сборник научных трудов. - Краснодар, 2014.

5. Никитина И.А. Перспективные направления модернизации сферы образовательных услуг // Социально-экономический ежегодник - 2014. Сборник научных трудов. - Краснодар, 2014.

6. Рахимов Ю.И. К вопросу о понятии модуля применительно к профессиональному высшему образованию // Наука и современность. - 2010.

7. Dimanche, F. Tourism in Russia - A Management Handbook / F.Dimanche, L.Andrades. Emerald Group Publishing Limited, Bingley. - 2015. - 383 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.