Научная статья на тему 'Ориентированное на практику обучение ответ на требования внешней среды'

Ориентированное на практику обучение ответ на требования внешней среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1226
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / БИЗНЕС-СРЕДА / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / БИЗНЕС-МАСТЕРСКАЯ / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ППС / PRACTICE-ORIENTED EDUCATION / ENTREPRENEURIAL COMPETENCIES / BUSINESS ENVIRONMENT / BUSINESS-WORKSHOP / STRATEGIC PARTNERSHIP / ACTIVE TRAINING METHODS / FACULTY DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лазарев Геннадий Иннокентьевич

В статье анализируется опыт Владивостокского государственного университета экономики и сервиса по внедрению практико-ориентированного обучения. Новому качеству образовательных услуг университета способствует вовлечение в учебный процесс представителей бизнес-среды, пересмотр подходов к организации практик и стажировок, к исследовательской работе студентов по заказам предприятий. В рамках проектирования учебного процесса внедряются новые междисциплинарные курсы, успешно работают профессиональные лаборатории, создаются совместные международные программы. В статье рассматривается кадровая политика вуза, направленная на развитие компетенций и мотивацию профессорско-преподавательского состава.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лазарев Геннадий Иннокентьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Practice-oriented education: response to requirements of the outside environment

Experience of Vladivostok State University of Economics and Service in implementation of practiceGoriented education is analyzed in the article. New quality of the university education services is promoted through integration of business representatives into the academic activity, revision of approaches in organization of practice and traineeship and in research work of students by orders from enterprises. Within projecting of education process new crossG disciplinary courses are being introduced, professional laboratories are working efficiently, joint international programs are being designed. University personnel policy focused on competencies development and faculty motivation is considered in the article.

Текст научной работы на тему «Ориентированное на практику обучение ответ на требования внешней среды»

с

N

ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ

Г.И. ЛАЗАРЕВ, профессор, ректор Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

Ориентированное на практику обучение ответ на требования внешней среды

В статье анализируется опыт Владивостокского государственного университета экономики и сервиса по внедрению практико-ориентированного обучения. Новому качеству образовательных услуг университета способствует вовлечение в учебный процесс представителей бизнес-среды, пересмотр подходов к организации практик и стажировок, к исследовательской работе студентов по заказам предприятий. В рамках проектирования учебного процесса внедряются новые междисциплинарные курсы, успешно работают профессиональные лаборатории, создаются совместные международные программы. В статье рассматривается кадровая политика вуза, направленная на развитие компетенций и мотивацию профессорско-преподавательского состава.

Ключевые слова: практико-ориентированное обучение, бизнес-среда, стратегическое партнерство, предпринимательские компетенции, бизнес-мастерская, активные методы обучения, повышение квалификации ППС.

В фокусе актуального диалога между вузовским сообществом и рынком труда была и остается фигура выпускника. Именно его готовность и способность к эффективной профессиональной деятельности являются для работодателей (и общества в целом) основным критерием оценки качества обучения в конкретном учебном заведении и, как следствие, главной сферой ответственности самого вуза.

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (ВГУЭС) за последние годы многое сделал для преодоления разрыва между академическим образованием и внешней средой, для подготовки молодых специалистов в соответствии с требованиями работодателей - чтобы они могли с первого дня работать на предприятии или в организации, принося максимальную пользу [1]. Вот почему главным стратегическим вектором развития программ высшего образования в вузе стало практико-ориентирован-ное обучение.

Такой подход является логичным продолжением реализации стратегических приоритетов ВГУЭС как инновационного предпринимательского университета, готовящего кадры для реального сектора экономики. Главное для нас - научить студентов решать задачи, с которыми наши выпускники сталкиваются сегодня или столкнутся в будущем. Для этого они должны обладать необходимым набором компетенций, которые позволят им легко адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды, быть гибкими в выборе карьерной траектории, успешно строить свою жизнь. Эта задача совпадает и с общей стратегией российской высшей школы, внедряющей в настоящее время образовательные стандарты нового поколения. Очевидно, что при этом возникает ряд вопросов, касающихся проектирования учебного процесса нового типа, формирования иных отношений между всеми его участниками. В предлагаемой статье мы излагаем собственную программу дей-

ствий в связи с внедрением практикоориентированного обучения (ПОО) и анализируем уже накопленный опыт.

Практико-ориентированное обучение в рамках ФГОС. В основу практи-ко-ориентированного обучения положен принцип «обучение через делание» («Learning by doing»), при реализации которого общепрофессиональные и специальные компетенции формируются у студентов в ходе выполнения ими реальных практических задач в учебное время. Этим принципом руководствуются многие зарубежные университеты, отводя на практическую часть до 50% учебного времени. Обучение носит междисциплинарный характер и ориентировано на работу в группе, команде; учебные ситуации, максимально приближенные к реальным, профессиональным, конструируются с помощью методов проблемно-ориентированного и проектного обучения [2]. Большинство университетских преподавателей имеют значительный опыт практической работы.

Излишняя теоретизированность и оторванность содержания подготовки студентов от их будущей практической деятельности обычно объясняются несовершенством действовавших до недавнего времени государственных образовательных стандартов, жестко регламентирующих учебный процесс и набор дисциплин. Федеральный государственный образовательный стан-дарт(ФГОС) снимает эти ограничения, поскольку регулирует только 50% общей трудоемкости образовательной программы, предоставляя университетам большую степень свободы. Идеология нового стандарта выражается в терминах компетентностного подхода. Вот почему разработку образовательных программ нового поколения в со-

ответствии с ФГОС мы рассматриваем как благоприятную возможность для реализации ПОО на системной основе и, что самое важное, в рамках основного образовательного процесса. Вуз, с одной стороны, освобождается от необходимости утруждать себя изобретением мотивационных механизмов для студентов и преподавателей по участию в подобных программах и проектах (они становятся обязательным требованием), с другой - принимает на себя дополнительные обязательства по обеспечению гарантий формирования у своих выпускников компетенций, действительно востребованных профессиональной практикой.

В то же время даже самый лучший и свободный от нормативных ограничений образовательный стандарт не может точно предугадать требования к выпускнику на выходе из программы, то есть через 4-6 лет. Необходима постоянная «настройка» содержания профессиональной образовательной программы в процессе ее реализации на реалии экономики. Механизмы такой «настройки » мы формируем в следующих направлениях:

■ выстраивание взаимоотношений с внешней средой, прежде всего - с властью, бизнесом, работодателями;

■ проектирование учебных планов и организация учебного процесса;

■ использование и развитие инфраструктуры вуза с учетом целей ПОО;

■ развитие компетенций и мотивация ППС.

Взаимоотношения с работодателями как механизм настройки образования на требования рынка труда. ВГУЭС взаимодействует с региональными сообществами профессионалов, руководителей и собственников бизнеса в рамках целевой программы стратегического партнерства. Она предполагает:

■ участие специалистов-практи-ков в учебном процессе;

■ новую систему практик и стажировок студентов в компаниях-партне-рах;

■ проведение проектных и исследовательских работ студентов по заказам предприятий.

В рамках проекта, который в нашем университете носит название «Приглашенные спикеры» [3], к участию в учебных занятиях приглашаются специалисты практического сектора: линейные менеджеры, руководители среднего звена, успешные предприниматели. Такая форма рабочей коммуникации способствует формированию у студентов профессиональной мотивации с точки зрения понимания ими требований и специфики будущей работы. Уже в процессе обучения студент непосредственно от практиков получает информацию о том, что происходит в его профессиональной сфере, какие типовые задачи решаются, какие методики работы там используются. Это и своеобразная «сверка часов» для преподавателей, которые могут увидеть новые сферы приложений для исследовательских и консалтинговых проектов.

Университет собирает и анализирует информацию о существующих и прогнозируемых потребностях партнерских предприятий и организаций, которые могут быть удовлетворены силами студентов ВГУЭС в рамках учебного процесса (практика, самостоятельная работа, курсовое и дипломное проектирование и т.п.). Например, наш новый подход к организации практик построен на учете как требований учебного процесса, так и конкретных запросов предприятий. Опросив руководителей компаний, мы обнаружили, что схемы традиционных вузовских практик часто не устраива-

ют их по условиям и срокам, из-за чего практики превращаются в формальные мероприятия. Поэтому было решено перейти к гибкой системе: мы принимаем заявки от предприятий в любое время учебного года и предлагаем студентам по их желанию пройти практику в заинтересованной компании. С предприятиями, готовыми к долгосрочным отношениям со студентами, мы переходим от практик к стажировкам; для этого составляется индивидуальная программа, назначается руководитель-наставник от предприятия. Зачет практик в этом случае осуществляется в индивидуальном порядке.

Удачным оказался эксперимент с объединением всех практик в одну (что не противоречит ФГОС) на специальности «Математические методы в экономике». Объединенные практики были запланированы на девятый семестр, при этом объем учебных занятий в этом семестре был сведен к минимуму - до четырех часов в неделю по субботам. В течение рабочей недели студенты работали на базовых предприятиях, на них же затем проходили преддипломную практику и выполняли выпускные квалификационные работы. В результате почти 70% выпускников этой экспериментальной группы после получения дипломов остались работать на своих базовых предприятиях. Предприятия в большинстве своем были довольны таким подходом, т.к. они получили почти готовых специалистов на достаточно длительный срок (6 месяцев) и на полный рабочий день, практически без обязательств по оплате их услуг (хотя фактически каждый второй студент получал на предприятии оплату за свой труд). У работодателя появилась возможность оценить их как кандидатов в свой штат, адаптировать и обучить. В результате и университет, и студенты, и предприятия

могли решить свои проблемы без ущемления интересов других сторон.

Совместно с компаниями, заинтересованными в подготовке кадрового резерва, либо с отдельными специалистами, имеющими большой опыт работы и склонность к наставничеству, мы создали программу «Бизнес-мастерские». Здесь наиболее мотивированные студенты получают доступ к полезным знаниям от профессионалов, им гарантирована качественная практика, стажировка и трудоустройство, компании же формируют «кадровый резерв» (и продвигают свой бренд в студенческой среде). О том, как мы встраиваем бизнес-мастерские в учебный процесс, будет рассказано ниже.

Ставя целью формировать у студентов современные, востребованные компетенции и заботясь об успешности своих выпускников, университет ищет эффективные способы влияния на развитие профессиональной среды региона, на общий уровень производственных и управленческих процессов на предприятиях и в организациях. ВГУЭС - член всевозможных ассоциаций работодателей, которые принимают участие в подготовке специалистов и их трудоустройстве. В университете успешно действует «Деловой клуб», объединяющий работников, руководителей и собственников компаний-парт-неров. Университет является партнером ряда региональных профессиональных премий и конкурсов, учредителем региональной премии в области PR, международного конкурса дизайнеров «Пигмалион». Кафедры и институты ВГУЭС выступают как организаторы и ведущие региональных конг-рессных и выставочных мероприятий. Все это усиливает авторитет менеджмента и преподавательского состава университета в региональном бизнес-сообществе и среди профессионалов,

создает предпосылки для развития консалтинговых проектов и прикладных исследований.

Проектирование учебного процесса. Центральным звеном практикоориентированного подхода, безусловно, является учебный процесс. В нашем университете это подразумевает:

■ ориентацию программ на прогнозы рынка труда;

■ реальную практическую направленность курсовых и дипломных работ;

■ использование активных методов обучения и информационных технологий;

■ введение индивидуальных планов практики;

■ поощрение работы студентов;

■ активное вовлечение специали-стов-практиков в обучение и оценку студентов;

■ создание площадок практического обучения (бизнес-мастерские).

Предвидя возможные упреки коллег в том, что такой подход может снизить фундаментальность подготовки, подчеркнем, что ПОО, напротив, стимулирует стремление студентов к изучению теории. Если правильно поставить практическую задачу, студент сам захочет искать, изучать и привлекать необходимые концептуальные средства для ее решения. Причем делать это он будет осмысленно и целенаправленно, нежели тогда, когда он просто заучивал материал.

Практико-ориентированное обучение позволяет в полной мере реализовать междисциплинарный подход к проектированию программ. Одним из ключевых элементов ПОО в вузе является учебный курс «Бизнес-мастерские» (БМ). Курс введен во все учебные планы бакалавриата, реализуемого на базе ФГОС. Он имеет «сквозной » характер (продолжается на всех годах

обучения) и модульную структуру. Каждый модуль БМ соответствует определенному году обучения и представляет собой логически законченную единицу; все модули также логически увязаны между собой. БМ включает в себя учебные дисциплины специфической структуры и содержания, практику (учебную, производственную) и курсовое проектирование (табл. 1). Курсовое проектирование не привязано к конкретной дисциплине, а носит междисциплинарный характер. Все темы курсовых и дипломных проектов и работ составляются на основе заявок работодателей. Основной формой учебной деятельности в бизнес-мастерской является активное обучение, решение кейсов, выполнение и защита проектов, презентации. Аудиторная нагрузка не предполагается. В каждой бизнес-мастерской обязательно предусматривается возможность стажировки в компаниях.

Поясним табл. 1 на примере организации бизнес-мастерской для студентов 2-го курса бакалавриата (модуль 2). Целью этого модуля является освоение студентом типовых профессиональных задач, способов их решения,

современных методик профессиональной деятельности, а также приобретение первого опыта практической работы по профилю. В течение обоих семестров для каждой учебной группы проводится минимум по три лекционных или практических занятия с участием приглашенных специалистов-практи-ков. Дисциплина «Профессиональный практикум» также рассчитана на два семестра. В одном из них студенты участвуют в конференции «День карьеры», где встречаются с представителями кадровых агентств и кадровых служб предприятий-партнеров, получая от них рекомендации в отношении профессионального самоопределения и карьерных траекторий. В следующем семестре учащихся ожидает работа на реальных рабочих местах в подразделениях ВГУЭС. Учебная практика длится одну неделю и завершается дифференцированным зачетом на основании отчета о практике.

В настоящее время в институтах ВГУЭС уже созданы следующие бизнес-мастерские: школа дизайна, школа предпринимательства, академия туризма и гостеприимства, школа муниципальной политики, школа корпора-

Таблица 1

Модульный курс «Бизнес-мастерская» в учебном плане

Название дисциплины Семестр Количество зач. ед. Количество час. СРС Количество недель Форма аттестации

Бизнес-мастерская, модуль 1:

Введение в профессию 2 2 72 ДЗ

Учебная практика 2 І І ЗП

Бизнес-мастерская, модуль 2:

Занятия с приглашенными профессионалами 3, 4 В рамках лекционных и практических занятий по дисциплинам учебного плана

Профессиональный практикум 3, 4 2 72 ДЗ

Учебная практика 4 І І ЗП

Бизнес-мастерская, модуль 3:

Курсовое проектирование 1 5, б 2 72 КР/КП

Производственная практика б З 3 ЗП

Бизнес-мастерская, модуль 4:

Курсовое проектирование 2 7 2 72 КР/КП

Примечание. СРС - самостоятельная работа студентов, зач. ед - зачетные единицы, ДЗ -дифференцированный зачет, КР/КП - курсовая работа/курсовой проект, ЗП - зачет практики.

тивного юриста, школа НR-менедже-ра, академия телекоммуникаций, школа корпоративной безопасности, школа логистики, школа гидов-экскурсово-дов, школа инструкторов и менеджеров экстремального и экотуризма, академия М^Е-менеджмента. Многие бизнес-мастерские созданы на базе подразделений ВГУЭС или предприятий (ОАО «Соллерс-ДВ», «Дальлак», Отель «Аванта», служба питания ВГУЭС, Центр подготовки волонтеров, турклуб ВГУЭС «Сплав» и т.д.).

Как уже говорилось, мы по-новому организовали практики 1-х, 2-х, 3-х курсов (кроме преддипломной), что нашло отражение в регламенте. Для 1-2-го курсов предусмотрена учебная и социальная практика, для 3-го и 4-го - производственная практика. В настоящее время мы создаем новое общеуниверситетское подразделение - офис практик как «место встречи » всех участвующих сторон. Офис будет поддерживать контакты с предприятиями и кафедрами, осуществлять поиск мест практик, представлять интересы студентов, проводить итоговые конференции по практикам, вести отчетность.

Учебная практика для студентов первых курсов организуется по заявкам внутренних работодателей ВГУЭС. В большинстве подразделений университета для этого созданы практикоориентированные площадки (ПО), готовые принять студентов различных направлений подготовки для прохождения практики. К примеру, общий отдел университета подает на кафедру управления персоналом и документо-ведения заявку на выполнение таких процессов, как обработка бумажных документов, обеспечение электронного документооборота, а отдел труда и заработной платы - на формирование архивных документов и папок с дела-

ми. Студенты направления подготовки «Управление персоналом» смогут пройти практику в отделе организации учебно-методической работы, где примут участие в построении компетент-ностной модели преподавателя, а также в общем отделе, где проведут мониторинг психологических аспектов работы отдела. В табл. 2 указаны созданные во ВГУЭС практико-ориенти-рованные площадки для прохождения практик студентов различных направлений подготовки.

Как видим, в нашей модели организации практик университет рассматривается как работодатель. Внедряя такой подход, мы решаем ряд задач. Во-первых, преодолеваем формальный подход к организации практик, когда ни студенты, ни преподаватели, ни работодатели не заинтересованы в них. В нашем случае вуз представляет сразу все три стороны и получает уникальную возможность отработать все механизмы, устранив неэффективные моменты, а потом перенести технологию в бизнес. Во-вторых, мы рассматриваем вуз как компанию с множеством бизнес-процессов, освоение которых входит в содержание обучения всех направлений подготовки. Однако студенты не только получают практические навыки, но и, действуя под руководством преподавателей, могут реализовать в стенах ВГУЭС конкретные проекты, которые повысят эффективность деятельности самого вуза (за их выполнение университет готов платить). Таким образом, в процесс обучения реально интегрированы исследования и практика, дающие дополнительный заработок и студентам, и преподавателям.

Решая эти задачи, мы принципиально меняем мотивацию преподавателей, избавляя их от ненужной, неэффективной и затратной по времени работы,

Таблица 2

Практико-ориентированные площадки на базе подразделений

Направления подготовки Наименование подразделений

Экономика Менеджмент Управление персоналом Торговое дело Товароведение Гостиничное дело.Туризм Культурология Дизайн Сервис Лингвистика Психология Информационные системы и технологии Бизнес-информатика Прикладная информатика Организация работы с молодежью Технология транспортных процессов - Отдел труда и заработной планы, отдел кадрового делопроизводства (ОКД), управление международных связей (УМС), управление экономики и планирования, центр стратегического партнерства (ЦСП), лаборатория актуальных проблем геополитических исследований, проектно-сметная группа - Центр социологических и маркетинговых исследований (ЦСМИ), научнобиблиографический отдел, ОКД, бизнес-инкубатор - Отдел закупок, служба снабжения, «Экохаус», научно-производственная лаборатория «Химмотология» - Гостинично-ресторанный комплекс «Аванта», спорткомплекс «Чемпион» - Музей ВГУЭС, библиотека, молодежный центр, ГРК «Аванта», центр «Старт - карьера» - Обустройство средовых пространств ВГУЭС, центр имиджа и рекламы (ЦИР) - Музей ВГУЭС, библиотека, ЦИР, ЦСП, ЦСМИ - ЦИР, Восточная гимназия ВГУЭС, УМС - Центр «Абитуриент» - Управление информационно-технического обеспечения, отдел организации учебно-методической работы, издательство ВГУЭС - ЦСМИ - Учебно-методический центр безопасности дорожного движения

оплата которой весьма скромна. На примере собственного вуза мы демонстрируем ППС возможности и преимущества взаимовыгодного партнерства с бизнесом, учим преподавателей тому, как получать востребованный внешней средой и достойно оплачиваемый результат. Конечно, речь прежде всего идет о внедрении научно-исследовательских результатов.

Практико-ориентированные площадки созданы не только в структурных подразделениях. Современная инфраструктура ВГУЭС дает студентам возможность выполнять реальные задачи практической деятельности по осваиваемому профилю обучения на базе специализированных лабораторий, экспериментальных учебно-производственных площадок, бизнес-инкубатора (табл. 3).

Так, в лабораторный комплекс ка-

федры туризма и гостинично-ресторанного бизнеса, осуществляющей подготовку специалистов сферы гостеприимства, входит современное оборудование, компьютерные программы для анализа, оценки эффективности сферы услуг, а также учебнотренинговый и гостинично-ресторанный комплекс «Аванта». Уже с 1-го курса студенты в течение учебного года работают сначала на тренажёрах в лабораториях, а затем непосредственно в гостинично-ресторанном комплексе на рабочих местах. После окончания обучения студенты имеют производственный опыт и получают квалификацию и соответствующий диплом (сертификат). В ходе изучения ресторанного бизнеса учащиеся дополнительно приобретают профессии официанта, бариста, бармена, сомелье и др. Работа в ресторане «Аванта» зак-

Таблица 3

Профессиональные лаборатории

Направления подготовки Лаборатория

Туризм Сервис Г остиничное дело - Технологий гостиничного обслуживания; - Организационно-экономических методов управления в туризме и гостиничном хозяйстве; -Организации и управления внутреннего и международного туризма; - Учебно-производственный блок по организации и управлению ресторанным сервисом; - Учебно-тренажерный модуль гостиничного номера

Дизайн Конструирование изделий лёгкой промышленности - Конструирования одежды; - Материаловедения; - Сервиса; - Имиджа и стиля ; - Творческая аудитория

Товароведение - Продовольственных товаров; - Экспертизы непродовольственных товаров; - Товароведения однородных групп товаров; - Таможенной экспертизы

Технология транспортных процессов Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов - Прикладной механики; - Компьютерной диагностики и инструментального контроля; - Гидравлики и теплотехники; - Технического обслуживания и ремонта автомобилей; - Устройства систем и механизмов легковых автомобилей Хонда; - Организации дорожного движения

Радиотехника - Диагностики слабых физических полей и обеспечения безопасности высокотехнологичного быта; - Радиотехники

Лингвистика - Компьютерные лингафонные кабинеты

Юриспруденция - Криминалистическая лаборатория; - Зал судебных заседаний

Информатика и вычислительная техника Информационные системы и технологии - Микропроцессорных систем; - Телекоммуникационных и радиотехнических систем; - Нанотехнологий; - Информационных систем в управлении

репляет профессиональные навыки, востребованные работодателями. Это особенно актуально в связи со строительством во Владивостоке современных пятизвездочных гостиничных комплексов и игровой зоны, а также в связи с проведением осенью 2012 г. саммита АТЭС.

На обеспечение востребованности выпускников ВГУЭС в сфере гостеприимства нацелена совместная с Тихоокеанской международной школой гостиничного менеджмента (Новая Зе-

ландия) образовательная программа, реализация которой начнется в 2012 г. У наших новозеландских партнеров подготовка бакалавров по данной программе построена на воспроизводстве реальных технологических процессов в учебной гостинице (она одновременно является общежитием для студентов) и в учебном ресторане (в нем питаются студенты). В рамках модуля теоретико-практического обучения (длится два семестра) студенческая группа разбивается на две подгруппы.

Одна из них первую половину семестра изучает академический блок и одновременно играет роль постояльцев отеля и клиентов ресторана. В это время вторая подгруппа осваивает операционный блок, работая в качестве менеджеров, официантов, поваров, барменов и другого персонала, обслуживающего первую подгруппу. Во второй половине семестра студенты меняются ролями. Реальная работа во всех службах учебного отеля позволяет учащимся освоить все технологические процессы, которыми впоследствии они будут управлять. К окончанию обучения в рамках теоретико-практического модуля студенты формируют портфолио, служащее основанием для распределения на стажировку, которая также занимает два семестра.

Наша совместная программа будет строиться на таких же принципах и предполагать обучение и во Владивостоке, и в Новой Зеландии.

Развитие компетенций и мотивация профессорско-преподавательского состава. Чтобы эффективно реализовать цели и задачи ПОО, преподаватели должны обладать необходимыми компетенциями. Как же выглядит «идеальный » преподаватель в структуре прак-тико-ориентированного обучения?

К минимальным требованиям (первый уровень) относятся следующие:

■ наличие опыта практической работы вне кафедры;

■ наличие сертификатов бизнес-образования;

■ работа в качестве организатора и исполнителя по договорам о сотрудничестве ВГУЭС и предприятий;

■ владение информационными технологиями и активными методами обучения;

■ активные коммуникации с бизнес-средой, включая СМИ.

На втором, более продвинутом уровне требуется еще и опыт консультирования, руководства проектами либо собственный бизнес, участие в профессиональных сообществах, работа экспертом в вопросах практики, наличие публикаций в профессиональной прессе, выступления перед профессионалами.

Приведенные критерии мы включаем в действующую в университете рейтинговую систему оценки деятельности ППС, на основании которой производятся стимулирующие выплаты. Эти же показатели будут использованы при мониторинге и аттестации профессорско-преподавательского состава.

Для достижения таких показателей требуются прежде всего активность и усилия самого преподавателя. В то же время университет готов и уже принимает непосредственное участие в развитии ППС, выделяя на это финансовые и другие ресурсы. В начале текущего учебного года была реализована интенсивная программа повышения квалификации для ППС, заведующих кафедрами и директоров институтов по проблемам практико-ориентиро-ванного обучения. Используя активные методы, слушатели курсов познакомились с лучшим мировым и российским опытом ПОО и, главное, сами предлагали формы реализации ПОО и составляли конкретные планы на учебный год.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На этих же занятиях мы выявили ряд проблем, связанных с внедрением ПОО в преподавательские ряды. Как выяснилось, необходимо предпринимать специальные усилия по продвижению самой идеи практико-ориентирован-ного обучения в данной среде. Мы планируем осуществлять это главным образом с помощью «ядра» практикоориентированных преподавателей -

убежденных сторонников и носителей этой идеи. Многие высказались за организацию круглогодичной комплексной обучающей программы для ППС. Именно поэтому в очередных программах повышения квалификации предусмотрены специальные курсы по активным методам обучения, коммуникативной компетентности, инновационные курсы по консалтингу и т.п. В наших ближайших планах - создание университетского консалтингового центра для продвижения преподавателей в бизнес, а также организация малых предприятий, где преподаватели и студенты будут воплощать идеи ПОО в жизнь.

Важно отметить, что мы используем повышение квалификации еще и как дополнительный инструмент повышения мотивации преподавателей, внедряющих инновационные методы. Так, мы запланировали для поощрения наиболее эффективных руководителей бизнес-мастерских оплатить их участие в тренингах с лучшими российскими и зарубежными тренерами. Материальное и моральное поощрение предусмотрено и для победителей (индивидуальных и коллективных) конкурса на лучшую организацию практики.

Эти и другие меры войдут в комплексную систему мотивации преподавателей и кафедр к применению ПОО, которую нам предстоит разработать в ближайшее время. Изменения коснутся структуры нагрузки ППС, системы требований к приему и аттестации на должность, системы оплаты труда и материального стимулирования, схем работы в доходообразующих проектах. Для поддержки проек-

тов ППС и кафедр мы планируем создать университетский венчурный фонд.

Отдельной задачей является для нас более эффективное включение в систему практико-ориентированного обучения научного сообщества, а также выработка конкретных критериев для оценки результатов научной деятельности в контексте ПОО.

Подводя итог, подчеркнем, что прак-тикоориентированность образовательных программ является для нас главным критерием оценки их качества, а значит, и лучшим инструментом обеспечения конкурентоспособности наших выпускников. ПОО позволяет нам достигать соответствия содержания образования сегодняшним и перспективным потребностям рынка труда. Инновационный подход к содержанию и методам образования уже приносит социальные и экономические выгоды всем участникам учебного процесса, а также работодателям и обществу в целом.

Литература

1. Университет в современном обществе:

стратегия инновационного развития / Под общ. ред. Г.И. Лазарева. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2011. 308 с.

2. Рензулли Дж.С., Джентри М., Рейс С.М.,

Селюк Е.Ю. Обогащающее обучение. Путеводитель по практико-ориентирован-ному, основанному на потребностях студентов обучению. URL: http://abc.vvsu.ru/ Воок8/оЬо§а8^а]и8^е]е_оЬи^еш]е_ putevoditelj/Default.asp

3. Лазарев Г.И., Мартыненко О.О. Стратеги-

ческое партнерство университета: опыт ВГУЭС // Университетское управление: практика и анализ. 2010. № 3.

LAZAREV G. PRACTICE-ORIENTED EDUCATION: RESPONSE TO REQUIREMENTS OF THE OUTSIDE ENVIRONMENT

Experience of Vladivostok State University of Economics and Service in implementation of practice-oriented education is analyzed in the article. New quality of the university education

services is promoted through integration of business representatives into the academic activity, revision of approaches in organization of practice and traineeship and in research work of students by orders from enterprises. Within projecting of education process new cross-disciplinary courses are being introduced, professional laboratories are working efficiently, joint international programs are being designed. University personnel policy focused on competencies development and faculty motivation is considered in the article.

Key words: practice-oriented education, entrepreneurial competencies, business environment, business-workshop, strategic partnership, active training methods, faculty development.

М.Б. ГИТМАН, профессор

A.Н. ДАНИЛОВ, доцент

B.Ю. СТОЛБОВ, профессор Пермский национальный исследовательский политехнический университет

Об одном подходе к контролю уровня сформированности базовых компетенций выпускников вуза

В соответствии с новыми образовательными стандартами, реализующими компетентностей подход, предлагается в процедуру аккредитационной экспертизы качества подготовки студентов вуза вместо контроля остаточных знаний студентов включить контроль уровня сформированности базовых компетенций. При этом предполагается проверять уровень остаточных знаний и умений в форме компьютерного тестирования и отдельно - уровень сформированности владений в форме решения ситуационных заданий (кейсов), выполняемых студентами в ходе экспертизы за выделенное время.

Ключевые слова: компетентностный подход, основная образовательная программа, аккредитационная экспертиза, уровень сформированности компетенций.

Современные требования к развитию системы высшего профессионального образования (ВПО) требуют новых подходов к организации и качеству проведения аккредитационной экспертизы основных образовательных программ (ООП) ВПО, реализуемых в вузах России. В настоящее время Росак-кредагентством разработана и применяется методика аккредитационной экспертизы, включающая как один из критериев качества подготовки выпускников вуза контроль остаточных знаний студентов. По существу, речь идет об оценке знаний, умений и навыков (ЗУНов), приобретенных студентами при освоении ООП ВПО. При этом в качестве измерительных инструментов используются тесты на проверку

уровня освоения дидактических единиц учебных дисциплин федерального компонента ООП, заданных ГОС ВПО.

В связи с переходом на ФГОС, реализующие компетентностный подход в образовании, предлагается вместо контроля остаточных знаний студентов в процедуру аккредитационной экспертизы включить контроль уровня сформированности базовых компетенций по направлению и уровню подготовки по циклам дисциплин (ГСЭ, МиЕН, ПД). Под базовыми компетенциями понимаются те компетенции, которые указаны в базовых частях циклов содержания ООП в ФГОС ВПО по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки ВПО (УГСН). Компетенции, которые фор-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.