УДК 379.85
Д.А. Ильина1 Л.Л. Руденко2
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. Россия, Владивосток
О практико-ориентированном взаимодействии гостиничного комплекса «Аванта» и ВГУЭС
На сегодняшний день актуален вопрос партнерства университета с бизнесом. Его ключевым компонентом является практико-ориентированная образовательная среда, нацеленная на эффективную подготовку студентов вуза. В данном контексте изучен вопрос о партнерстве вуза с гостиничным комплексом «Аванта» в рамках практико-ориентированного образования.
Ключевые слова и словосочетания: практико-ориентированное образование, партнерство вузов, проекты, базовые навыки, эффективность партнерских отношений, бизнес-структура.
D.A. Ilina L.L. Rudenko
Vladivostok State University of Economics and Service. Vladivostok. Russia
About the practice-oriented interaction between the «AVANTA» and VGUES
Now the issue of partnership of the University with business. It is key component is a practice-oriented educational environment aimed at the effective training of students of the University. In this context, we studied the issue of partnership of the University with a hotel complex «AVANTA» in the context of practice-oriented education.
Keywords: practice-oriented education, partnership of universities, projects, basic skills, practice-oriented focus, business structure.
В настоящее время гостиничный бизнес - одна из наиболее перспективных и динамично развивающихся сфер экономики, вследствие чего подготовка профессиональных кадров в индустрии гостеприимства актуальна и важна. Но туристическая отрасль характеризуется нестабильным положением кадров [3]. Существует большое количество вузов, имеющих право готовить специалистов для этой отрасли. В настоящее время в России специалистов различного уровня для сферы туризма и индустрии гостеприимства готовят более 300 вузов, но в них
1 Ильина Дарья Александровна - магистрант 1 курса, кафедра туризма и гостинично-ресторанного бизнеса; e-mail: [email protected].
2 Руденко Людмила Лазаревна - канд. техн. наук, доцент, кафедра туризма и гостинично-ресторанного бизнеса; e-mail: [email protected].
не хватает квалифицированных преподавателей, а учебные программы не обновляются. Результатом чего является слабая практическая подготовка выпускников и незнание современного гостиничного бизнеса [4].
В связи с постоянным увеличением объема и усложнением содержания профессиональной деятельности специалистов в области туризма и гостеприимства интеграция образования и бизнеса является объективной современной тенденцией в развитии профессиональной подготовки студентов. Конкурентоспособность молодых специалистов на рынке труда зависит от качества и эффективности профессионального обучения в вузе. Основные базовые навыки профессиональной и практической деятельности студент получает в процессе практико-ориентирован-ного обучения в высших учебных заведениях [2]. Идея практико-ориентированного образования стала внедряться в систему общего образования достаточно давно (постановление Правительства РФ № 334 от 9.06.2003 г. «О профильном обучении старшеклассников»). В системе высшего образования существует несколько подходов к практико-ориентированному образованию (ПОО), но все они сводятся к тому, что студент проходит учебную, производственную и преддипломную практику на производстве с целью погружения в профессиональную среду, соотнесения своего представления о профессии с требованиями, предъявляемыми реальным бизнесом [1].
Образовательный процесс практико-ориентированного обучения бакалавров направления «гостиничный сервис» основан на сотрудничестве кафедры туризма и гостинично-ресторанного бизнеса ВГУЭС с гостиницами края, в частности, гостиничным комплексом (ГК) «Аванта».
В своей работе мы изучили опыт организации ПОО бакалавров ВГУЭС на базе ГК «Аванта», осуществленный в ноябре, декабре 2014 года и январе, феврале 2015 года.
На рисунке 1 представлено взаимодействие ГК «Аванта» и ВГУЭС в период ПОО.
Рис. 1. Схема практико-ориентированного взаимодействия между ГК «Аванта» и ВГУЭС
Ильина Д.А., Руденко Л.Л. О практико-ориентированном взаимодействии.
Проектно-ориентированная направленность учебного процесса формирует у бакалавров следующие базовые профессиональные навыки:
- способность студентов адаптироваться в реальных профессиональных условиях в гостиничном комплексе;
- умение проводить маркетинговый преддипломный/дипломный анализ;
- навыки сбора и обработки информации для осуществления проектной деятельности;
- навыки формирования гостиничного продукта и технически грамотного эксплуатирования гостинично-ресторанного комплекса.
Опыт ПОО во ВГУЭС показал, что за 2014 году студентами успешно выполнено несколько практико-ориентированных проектов:
- Разработка пакета дополнительных услуг (на примере гостиницы «Аванта», г. Владивосток);
- Разработка плана мероприятий по увеличению количества посетителей ресторана (на примере ресторана «Аванта» г. Владивосток);
- Оценка конкурентной среды гостинично-ресторанного комплекса «Аван-та» в контексте тенденции развития гостиничного рынка г. Владивостока;
- Бенчмаркинг как инструмент повышения конкурентоспособности гостиничного предприятия (на примере гостиницы «Аванта», г. Владивосток);
- Оценка конкурентной среды гостинично-ресторанного комплекса «Аван-та» в контексте тенденции развития гостиничного рынка г. Владивостока;
- Позиционирование гостиничного продукта (на примере гостиницы «Аван-та», г. Владивосток).
Данные выпускные работы - пример эффективного практико-ориентиро-ванного образования в университете. Однако изучение партнерских отношений между вузом и гостиницей выявило немало проблем в области ПОО. Приведем некоторые из них:
- отсутствие методического обеспечения прохождения всех видов практик в гостинице, а значит, отсутствие цели, задачи практик, компетенций, которые должны быть сформированы у студента за время прохождения практики. Практикантов направляют на рабочие места, в которых больше заинтересовано предприятие, но не практикант;
- отсутствие четко разработанной структуры и графика прохождения практики по каждому студенту;
- студентам не предоставляется возможность полного погружения в работу того или иного подразделения (только поверхностное изучение основных обязанностей сотрудников). Студенты чаще задействованы на рабочих профессиях, таких как горничные, мойщики и уборщики посуды;
- отсутствие у практиканта мотивации к научно-исследовательской работе, написанию курсовых и дипломных проектов, иных разработок. Студенты порой сами не знают, какой материал им нужен от предприятия.
Результат данных проблем приводит к тому, что такого рода взаимодействие между вузом и бизнес-структурой отрицательно сказывается на ПОО студента. Од -
ной из причин можно назвать неотлаженные партнерские отношения между вузом и гостиницей, иногда нежелание одной из сторон адекватно подойти к партнерству с целью практико-ориентированного образования. Обозначенные проблемы требуют своего разрешения, совершенствования взаимодействия вуза и гостиницы. Наши последующие исследования ставят целью разработку оптимальной модели подобного взаимодействия и выведение практической подготовки студентов на более эффективный уровень.
Практико-ориентированная профессиональная подготовка студентов дает возможность выпускать конкурентоспособных на рынке труда специалистов. Востребованность выпускников на рынке труда - одна из основных задач учебного заведения, критерий качества профессиональной подготовки специалистов. Профессиональная направленность студентов определяется успешными партнерскими отношениями между вузом и практико-ориентированной организационной средой.
Показатель эффективности партнерских отношений в рамках практико-ори-ентированного образования определяется за счет обоюдной заинтересованности сторон, что в итоге позволит решить обозначенные в работе проблемы.
1. Месенева, М.В. Практико-ориентированная деятельность студентов вуза / М.В. Месенева // Гуманитарные науки: теория и практика. - 2013. - N° 3. - С. 72-73.
2. Мохначев, С.А. Интеграция образования, науки и производства / С.А. Мохначев, К.С. Мохначев, Н.П. Шамаева // Экономические науки. - 2012. - № 3. - С. 707-711.
3. Титов, В. Направления взаимодействия вузов и бизнес-сообщества / В. Титов // Высшее образование в России. - 2011. - № 7. - С. 10-19.
4. Фатыхова, А.А. Актуальные проблемы в подготовке кадров для предприятий гостиничного бизнеса России / А.А. Фатыхова // Казанские научные чтения студентов и аспирантов, - 203. - № 3. - С. 304.
© Ильина Д.А., 2015 © Руденко Л.Л., 2015
Для цитирования: Ильина, Д.А. О практико-ориентированном взаимодействии гостиничного комплекса «Аванта» и ВГУЭС / Д.А. Ильина, Л.Л. Руденко // «Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса». - 2015; № 4. - С. 205-208.
For citation: Ilina, D.A. About the practice-oriented interaction between the «AVANTA» and VSUES / Ilina D.A., Rudenko L.L. // The Territory Of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University of Economics and Service. - 2015; № 4. - P. 205-208.