Представляем номер
Дорогие друзья и коллеги!
Уважаемые читатели!
Номер журнала, который вы держите в руках, вышел в свет в дни, когда Владивостокский государственный университет экономики и сервиса отмечает свое 45-летие. Именно поэтому в выпуске нашли отражение не только итоги нашей работы, но и планы на ближайшую перспективу. Что касается итогов, то за весьма короткий для университетских масштабов срок ВГУЭС из ведомственного вуза стал одним из лучших региональных университетов. Об этом свидетельствуют итоги комплексной оценки вуза Министерством образования и науки, отзывы международных экспертов, а также наше место в рейтингах вузов, мнение наших выпускников и их работодателей. Лидирующие позиции ВГУЭС в области бизнес-образования и сервисного образования на востоке России подтверждены премией Правительства РФ в области качества, которую университет получил в 2009 году.
Сегодня университет предлагает 224 основные образовательные программы всех уровней образования и 211 программ дополнительного образования для более 24 тыс. обучающихся, включая иностранных студентов. Университет ведет подготовку аспирантов по 16 направлениям в 9 отраслях наук и по одному направлению докторантуры. За последнее десятилетие в вузе создана эффективная современная система управления и развитая инфраструктура образовательной, научной и инновационной деятельности.
В университете собран блестящий кадровый состав преподавателей: здесь читают лекции лучшие профессора и ученые края, опытом делятся практики - руководители исполнительной и законодательной власти, крупных предприятий. Повышается активность научно-педагогических работников в защите кандидатских и докторских диссертаций, издаются монографии и сборники научных трудов, многие из которых получают награды региональных конкурсов вузовской книги. Неуклонно растет импакт-фактор университета: ВГУЭС занимает третье место среди дальневосточных вузов по общему количеству цитирований публикаций в реферируемых научных журналах.
Результаты работы ведущих научных коллективов университета неоднократно получали высокую оценку в ходе проведения конкурсов по различным федеральным и ведомственным научно-техническим программам. Так, в рамках федеральной целевой программы (ФЦП) развития образования на 2006 - 2010 годы ВГУЭС получил статус регионального центра по апробации и реализации программ повышения квалификации кадров управления образованием в регионах и среднего звена управленческих кадров университетов Дальневосточного федерального округа. Университет активно участвует в реализации ФЦП «Научные и научнопедагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 годы, ФЦП развития образования на 2010 - 2015 годы. ВГУЭС неоднократно получал статус регионального центра по реализации крупных федеральных проектов в области информатизации образования и информационных технологий. По результатам участия в федеральных целевых программах (число заключенных государственных контрактов) университет занимает второе место в Дальневосточном федеральном округе (без учета федеральных университетов) и третье место среди университетов сервиса/экономики и сервиса в России.
Достигнутые к настоящему времени результаты стали следствием реализуемой во ВГУЭС и опирающейся на передовые методы управления стратегии модернизации, одним из приоритетов которой является «развитие динамичной научной среды, интегрированной с реальным сектором экономики». Необходимость повышения конкурентоспособности региона и улучшения его бизнес-климата задают императивы для выбора приоритетных направлений научной деятельности университета, к которым относятся экономика и управление; сервис; информационные технологии; экология и рациональное природопользование. Научные исследования нацелены на формирование инфраструктуры поддержки инновационной деятельности, стимулирование внедрения инноваций на предприятиях реального сектора экономики, развитие перспективных технологий для новых секторов и создание необходимой для этого информационнокоммуникационной среды.
Для достижения названных приоритетных целей мы создали в университете организационную и проектную структуру, включающую в себя управление научных исследований и опытно-конструкторских работ, научно-исследовательский сектор, отдел аспирантуры, докторантуры и магистратуры, научные лаборатории и научно-образовательные центры, диссертационные советы по экономическим и техническим наукам, центр стратегического партнерства, научно-исследовательский институт развития профессионального образования. Научный журнал «Территория новых возможностей. Вестник ВГУЭС» мы также рассматриваем как важный и неотъемлемый элемент этой структуры, призванный не только
представлять результаты исследований в области экономики, политологии, права, инноваций и высоких технологий, но и стимулировать публичное обсуждение интересных и злободневных для академического сообщества вопросов.
В настоящем выпуске журнала представлены результаты научных исследований профессорско-преподавательского состава ВГУЭС по ряду направлений, однако их объединяет общая цель: все они направлены на решение проблем, важных и актуальных для региона и общества. Именно этот критерий определял и будет определять стратегию развития университета.
Председатель редакционного совета ректор ВГУЭС, профессор Г.И. Лазарев
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В ЭПОХУ МОДЕРНИЗАЦИИ
УДК 378.1
Лазарев Геннадий Иннокентьевич
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток, Россия
Стратегические приоритеты ВГУЭС и социально-экономическое развитие Дальнего Востока
Статья посвящена анализу приоритетов образовательной, научной и инновационной деятельности ВГУЭС и их ориентации на решение важнейших задач социально-экономического развития Дальневосточного региона. Подчеркивается, что важнейшим отличительным признаком ВГУЭС как предпринимательского университета является активное сотрудничество с бизнес-средой. Дается общая характеристика Программы развития ВГУЭС, победившей в конкурсе Министерства образования и науки РФ. Сформулированы планируемые результаты ее реализации: укрепление позиции России в Азиатско-Тихоокеанском регионе; повышение конкурентоспособности экономики Дальнего Востока.
Ключевые слова и словосочетания: стратегические приоритеты, образовательная, научная и инновационная деятельность, предпринимательский университет, региональный вуз, программа развития ВГУЭС, конкурентные преимущества, модернизация.
Ход преобразований в высшей школе за последние годы открывает вузам возможность разнообразных направлений развития. Каждый университет выбирает свою модель, однако неизменным критерием правильности выбранной стратегии остается адекватность современным задачам развития общества.
Выбор приоритетных направлений образовательной, научной и инновационной деятельности ВГУЭС обусловлен стратегическими целями развития страны. Среди таких целей особое место отводится повышению конкурентоспособности России на основе использования человеческого капитала. В «Концепции долгосрочного социально-экономического раз-
вития Российской Федерации на период до 2020 года» подчеркивается, что именно повышение конкурентоспособности России на мировом рынке обеспечит создание благоприятных условий для развития способностей каждого человека, улучшит условия жизни российских граждан и качества социальной среды [1]. Однако решение данной комплексной проблемы является очень сложным и противоречивым процессом.
В «Докладе о конкурентоспособности России 2011 г.», подготовленном Всемирным экономическим форумом в партнерстве со «Сбербанком», отмечается значительное ухудшение рейтинга страны по глобальному индексу конкурентоспособности в результате существующих недостатков национального бизнес-климата. Решение стратегических задач повышения конкурентоспособности и переориентации страны на более надёжный и устойчивый путь экономического роста предполагает глубокую трансформацию модели ее развития на основе предложенной международными экспертами формулы «три плюс пять», раскрывающей три основных преимущества национальной экономики и пять её ключевых проблем. Среди проблем выделяются: повышение качества образования, содействие развитию предпринимательства, снижение зависимости экономики от природных ресурсов, стимулирование инноваций. Среди рекомендаций экспертов исключительная важность придается тому, чтобы содержание образования все больше отвечало потребностям бизнеса, причём как текущим, так и будущим [2].
Выявленные проблемы и рассмотренные рекомендации перехода к инновационной конкурентоспособной экономике следует распространять и на уровень российских регионов. Проведенное в 2011 г. Strategy Partners Group и Евразийским институтом конкурентоспособности исследование бизнес-климата в 40 субъектах РФ выявило его несоответствие потребностям малого и среднего бизнеса. Приморский и Хабаровский край оказались в числе аутсайдеров рейтинга, получив 32 и 38 места соответственно. Низкие показатели отмечаются для кадрового потенциала территорий, включая доступность специалистов для непроизводственных подразделений и поставщиков бизнес-услуг [3].
Проблемы развития бизнеса отмечают также представители региональных отделений «ОПОРЫ России» на местах. Так, в Приморском крае доля валового регионального продукта (ВРП), произведенного малым бизнесом, составляет около 23%. Вместе с тем только треть экономически активного населения работают на предприятиях малого и среднего бизнеса, тогда как для решения проблем развития региона необходимо вовлечение в предпринимательство не менее 50%.
Потребность развития бизнес-среды, включая инфраструктуру, систему подготовки и переподготовки кадров, отмечается в документах стратегического планирования разного уровня: «Стратегия социально-
экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года», «Стратегия социально-экономического развития Приморского края до 2025 года», «Стратегия развития г. Владивостока до 2020 года». Главная цель социально-экономического развития Приморского края сводится к повышению конкурентоспособности экономики и обеспечение высокого уровня качества жизни, в соответствии с которой сформулированы приоритетные направления развития региона [4].
Особое внимание в стратегии уделено развитию малого и среднего бизнеса, в том числе таким направлениям, как:
- развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- совершенствование подготовки кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства;
- вовлечение молодежи и студенчества в предпринимательскую деятельность;
- развитие деловой активности населения и повышение интереса к предпринимательской деятельности.
Важную роль в повышении конкурентоспособности региона, улучшении бизнес-климата в нем должны сыграть региональные вузы. Комплекс проблем, связанных с радикальным структурным изменением региональной социально-экономической системы, может быть решен только на основе полноценной интеграции научных исследований и образовательного процесса, развития партнерских связей на национальном и международном уровнях, а также интеграции в международное образовательное пространство. Адекватно ответить на новые вызовы и угрозы, с которыми сталкивается регион, могут только высококвалифицированные специалисты, обладающие профессиональными знаниями о быстроменяю-щемся мире и соответствующими компетенциями. Именно на подготовку таких кадров и ориентирован ВГУЭС.
На региональном рынке образовательных услуг Владивостокский университет экономики и сервиса занимает особую нишу предпринимательского университета, определяемую миссией и приоритетными направлениями развития вуза. Важнейшим отличительным признаком ВГУЭС как предпринимательского университета является активное сотрудничество с бизнес-средой. Такое сотрудничество стимулирует формирование и развитие актуальных компетенций у студентов и сотрудников, требует генерации знаний и трансфера инновационных образовательных и управленческих технологий в реальный сектор экономики, обеспечивает новое качество подготовки и переподготовки кадров для предпринимательских структур региона, расширяет спектр научных исследований. Именно бизнес-среда региона, её проблемы и потребности
задают императивы для выбора приоритетных направлений образовательной, научной и инновационной деятельности ВГУЭС.
Приоритетными направлениями образовательной деятельности ВГУЭС являются: обеспечение соответствия содержания образования требованиям рынка труда на основе открытия новых основных и дополнительных образовательных программ; разработка и внедрение в учебный процесс новых моделей активного и интерактивного практико ориентированного обучения, в том числе технологии обучения через волонтерство, реальные и виртуальные бизнес-площадки и бизнес-мастерские; формирование адекватных запросам бизнеса компетенций у студентов и преподавателей; развитие механизмов содействия трудоустройству выпускников; общественно-профессиональная аккредитация основных образовательных программ, добровольная сертификация квалификации молодых специалистов; развитие академической мобильности студентов и преподавателей; развитие системы опережающего обучения специалистов предприятий ДВФО, находящихся под угрозой сокращения; организация обучения безработных граждан и незанятого населения Приморского края по программам повышения квалификации, профессиональной переподготовки и профессиональной подготовки.
К приоритетным направлениям научной деятельности университета относятся: создание условий, обеспечивающих устойчивое развитие научных исследований по приоритетным направлениям развития ВГУЭС (экономика и управление, сервис и информационные технологии), по приоритетным направлениям развития науки, технологии и техники Российской Федерации (информационно-телекоммуникационные системы; рациональное природопользование; индустрия наносистем), интеграция науки с образовательной и инновационной деятельностью для решения задач социально-экономического развития Дальнего Востока, а также сотрудничества РФ и стран АТР.
Приоритетными направлениями инновационной деятельности ВГУЭС выступают информационные и телекоммуникационные системы и технологии, организационно-управленческие инновации, рациональное природопользование в уникальных условиях юга Дальнего Востока, биомедицинские технологии жизнеобеспечения человека, основанные на биоресурсах региона.
Ориентация стратегии ВГУЭС на решение важнейших задач социальноэкономического развития Дальневосточного региона нашла отражение в Программе развития ВГУЭС на 2012 - 2016 годы (далее - Программа), которая победила в конкурсе Министерства образования и науки РФ. Из 248 российских вузов подобное финансирование выделено 55 участникам.
Подготовке проекта Программы предшествовал анализ состояния, тенденций и основных проблем развития системы профессионального
образования и науки на Дальнем Востоке, в которой в результате модернизации произошли качественные изменения. Появление двух федеральных университетов - Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова в г. Якутске и Дальневосточного федерального университета в г. Владивостоке - усложнило структуру конкурентной среды и создало дополнительные стимулы для повышения качества образования на региональном рынке. Важнейшим трендом современного периода развития профессионального образования в регионе является сохранение дисбаланса между спросом на специальности и предложением от профессиональных систем образования. Этот дисбаланс проявляется не только на профессиональном (между спросом на гуманитарные, экономические специальности и вакантными местами высококвалифицированных рабочих), но и территориальном уровне (между предложениями городского и сельских рынков труда).
В настоящее время в экономике Дальнего Востока формируются новые секторы: нефтегазопереработка, судостроение и самолетостроение, индустрия отдыха (в том числе игорная зона). Предприятия новых отраслей к 2025 г. будут формировать до 60% объема ВРП. В связи с этим приоритетная задача образовательных учреждений Дальнего Востока состоит в подготовке, переподготовке и повышении кадров. Особое значение имеет деятельность вузов по организации системы непрерывного и опережающего обучения для решения проблем занятости и снижения безработицы.
Стратегическим направлением развития профессионального образования на Дальнем Востоке для российских вузов выступает взаимодействие с образовательными учреждениями и предпринимательскими структурами стран АТР. Проведение саммита АТЭС во Владивостоке создает новые перспективы экономического роста для всей России, поэтому задача региональных вузов - не просто обеспечить социально-экономическое развитие региона, но еще вписаться в рынок трудовых ресурсов стран АТР, быть на нем конкурентоспособными как с образовательными программами, так и со своими выпускниками.
Проанализированы конкурентные преимущества ВГУЭС, его позиционирование по сегментам рынков образовательных услуг, научных исследований и разработок и инноваций на территории Дальнего Востока и в отрасли. Был проведен анализ сильных и слабых сторон кадрового потенциала университета, его организационной культуры, системы управления, финансового положения. Изучение возможностей интеграции ВГУЭС в социально-экономическое пространство, образовательную, научную, инновационную структуру Дальневосточного федерального округа позволило сделать вывод о хороших перспективах интеграции в развивающуюся научную структуру региона благодаря высокому авторитету исследовательских коллективов ВГУЭС, налаженным формальным и неформальным свя-
зям с другими организациями. Перспективным, хотя и более сложным с точки зрения реализации, представляется также путь создания представительств кафедр университета при научно-исследовательских институтах и крупных промышленных предприятиях. Важным является участие ВГУЭС в инициации, разработке и реализации крупных международных, федеральных и региональных научно-технических проектов, в том числе в рамках федеральных целевых программ.
Программа развития ВГУЭС нацелена на формирование на базе университета современного интегрированного образовательного и научного центра в области экономики и управления, сервиса и информационных технологий, осуществляющего подготовку кадров в соответствии с потребностями рынка труда и стратегией социально-экономического развития Дальнего Востока. Программа оценивается в 1 млрд руб. и предусматривает реализацию более 20 проектов. В течение 2012 - 2014 годов университет будет получать из федерального бюджета финансирование в размере 100 млн руб. в год. Программа включает 5 комплексов, каждый из которых подразумевает реализацию нескольких проектов, объединенных в мероприятия (табл. 1).
Особое внимание в Программе уделено развитию малого и среднего бизнеса, в том числе таким направлениям, как развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; совершенствование подготовки кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства; вовлечение молодежи и студенчества в предпринимательскую деятельность; развитие деловой активности населения и повышение интереса к предпринимательской деятельности.
В случае эффективной реализации Программы основные результаты ожидаются по трем ключевым позициям:
1. Укрепление позиции России в Азиатско-Тихоокеанском регионе:
- продуктивное включение Российской Федерации в рынки товаров, финансов, рабочей силы, технологий и информации стран АТР за счет развития экономического и технологического сотрудничества в областях: логистика в глобальных коммуникациях, информационные технологии, обеспечение здоровья и продление срока жизни граждан, рациональное использование природных ресурсов;
- устойчивая интеграция Дальнего Востока в экономическое, социокультурное, образовательное и информационное пространство стран АТР;
- развитие малого и среднего бизнеса в регионе, эффективное снижение инвестиционных и предпринимательских рисков, повышение трансграничной мобильности, развитие инновационного предпринимательства, особенно молодежного, с активным участием азиатско-тихоокеанских университетов;
- формирование инновационного производственного менталитета профессиональных кадров, создание новых рабочих мест выпускниками вуза, которые обладают предпринимательскими компетенциями;
- существенное развитие индустрии гостеприимства Приморского края в туристическом, гостиничном, ресторанно-развлекательном, экскурсионном и спортивно-рекреационном секторах за счет обеспеченных высокопрофессиональными кадрами предприятий сервиса и туризма, активного сотрудничества с международными гостиничными сетями и операторами конгресс-туризма, существенного увеличения числа конгрессов, выставок, ярмарок; а также за счет стимулирования смещения занятости граждан в сферы создания необходимой инфраструктуры и предоставления услуг, повышения производительности труда профессиональных кадров новой формации;
- инвестирование в молодежь и обеспечение для нее достойных стартовых условий в сфере занятости;
- совершенствование инфраструктуры информационных услуг, сервисных потоков и институциональной среды;
- стимулирование миграционного притока в условиях дефицита трудовых ресурсов.
2. Развитие научных исследований по приоритетным направлениям:
- интеллектуальные системы в экономике и управлении вузом;
- технологии конструирования и производства изделий легкой промышленности;
- управление корпоративными образовательными структурами;
- информационные и телекоммуникационные системы и технологии;
- самоорганизация атомных и молекулярных структур пониженной размерности;
- закономерности биологической активности и механизмы действия эндемичных и интродуцированных растений Дальнего Востока;
- техногенно-безопасные технологии в эксплуатации транспортных систем;
- новые композиционные материалы в пластиковом судостроении;
- оценка состояния и перспективные модели исследований в области политических наук.
3. Повышение конкурентоспособности экономики Дальнего Востока:
- преодоление дефицита квалифицированных кадров для предприятий сервисной и туристской отраслей, малого и среднего бизнеса в области экономики и управления, информационных технологий ДВФО;
- создание фундамента для генерации и реализации научнотехнических и организационно-управленческих инноваций, способствующих достижению программных целей развития региона;
активизация инновационной деятельности и благоприятного инвестиционного климата, молодежного инновационного предпринимательства, коммерциализации и маркетинга новой продукции за счет проведенных мероприятий на международном и российском уровне по стимулированию внедрения инноваций на предприятиях, развития перспективных технологий и сервисов;
- развитие высококвалифицированного рынка труда Дальнего Востока, новых видов деятельности, способных аккумулировать инновационный ресурс за счет сформированной совместно с Дальневосточным отделением Российской академии наук инфраструктуры поддержки; созданной информационно-коммуникационной среды взаимодействия инвесторов и разработчиков инновационных проектов;
- повышенная привлекательность региона для проживания российских граждан.
Таблица 1
Программа развития ВГУЭС на 2012 - 2016 гг.
Комплекс Мероприятия___________________Проекты_______________
1
2
3
1. Модернизация образовательного процесса
1.1. Модернизация образовательного процесса на основе практикоориентированной модели обучения
1.2. Развитие системы подготовки кадров по приоритетным направлениям деятельности университета
1.1.1. Развитие системы практикоориентированного обучения для подготовки конкурентоспособных специалистов мирового уровня в сфере гостеприимства.
1.1.2. Формирование механизма организации практической подготовки студентов на базе предприятий, организаций, научнообразовательных центров.
1.2.1. Разработка модели и создание внутренней учебной бизнес-среды Университета «ВГУЭС-Сити».
1.2.2. Создание центра компетенций в области современных информационных технологий.
1.2.3. Развитие конкурентоспособной системы дополнительного образования университета, ориентированной на потребности современного рынка труда Дальневосточного федерального округа.
1.2.4. Разработка системы контроля компетенций студентов основных образовательных программ ВПО на базе ФГОС.
1.2.5. Профессиональное признание основных образовательных программ и квалификаций по ведущим направлениям подготовки в области экономики и управления, сервиса и информационных технологий через процедуру общественно-профессиональной аккредитации.
1.2.6. Развитие применения ИТ в учебном процессе университета
Окончание табл. 1
1 2 3
2. Модернизация научноисследовательского процесса и инновационной деятельности 2.1. Создание условий для продуктивной научной и инновационной деятельности 2.2. Развитие научных исследований 2.1.1. Развитие инновационного бизнес-инкубатора как центра инноваций и коммерциализации разработок университета (в том числе, создание бизнес-площадок в области экономики, менеджмента и сервиса на базе бизнес-инкубатора). 2.1.2. Комплексное исследование и разработка информационных сервисов электронного кампуса университета для повышения результативности научной и инновационной деятельности. 2.2.1. Решение комплексных проблем по направлению «Экономика и менеджмент» на базе исследовательских коллективов университета. 2.2.2. Решение комплексных проблем технологии изготовления изделий легкой промышленности и объектов сервисной деятельности на базе кафедры сервиса и моды. 2.2.3. Решение комплексных проблем ресурсосберегающих биотехнологий на базе кафедры экологии и природопользования
3. Развитие кадрового потенциала и формирование качественного контингента обучающихся 3.1. Создание условий для закрепления аспирантов и молодых научно-педагогических работников в вузе 3.2. Создание условий для улучшения качественного состава обучающихся в вузе 3.1.1. Совершенствование и развитие внутри-российской и международной мобильности аспирантов и молодых научно-педагогических работников вуза. 3.1.2. Организация и проведение конкурсов в образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности для аспирантов и молодых научно-педагогических работников университета. 3.2.1. Совершенствование профориентационной работы и довузовской подготовки
4. Модернизация инфраструктуры 4.1. Развитие материально-технической базы образовательной и научной деятельности 4.2. Строительные работы 4.1.1. Разработка и приобретение компьютер ного и телекоммуникационного оборудования. 4.1.2. Разработка и приобретение программного обеспечения для моделирования производственных процессов. 4.1.3. Приобретение мультимедийной техники для поточных лекционных аудиторий и аудиторий для групповой работы. 4.2.1. Строительство плавательного бассейна
5. Совершенствование организационной структуры вуза и повышение эффективности управления 5.1. Создание и развитие эффективной системы управления в вузе 5.1.1. Обеспечение внутреннего мониторинга реализации программы стратегического развития университета
Подводя итог, необходимо подчеркнуть, что Программа стратегического развития ВГУЭС ориентирует деятельность вуза на решение важных для Дальневосточного региона проблем, выражает его ответственность за развитие кадрового потенциала науки и профессионального образования, развитие научных исследований, создание и коммерциализацию наукоемкой продукции в приоритетных направлениях развития науки, технологии, техники, отраслях экономики и социальной сфере.
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf.
2. Доклад о конкурентоспособности России 2011. Закладывая фундамент устойчивого процветания [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://strategy.ru/UserFiles/File/Doklad/Doklad.pdf.
3. Предпринимательский климат в России: индекс ОПОРЫ 2010 -2011 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://opora.ru/upload/Reserch/ Index_2011_corr_040711_sec.pdf.
4. Стратегия социально-экономического развития Приморского края до 2025 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.primorsky.ru/ doшments/2025_Primorie_Strategy_Development.doc.