УДК 378
Солодухин Константин Сергеевич, Крюков Владимир Васильевич,
Рахманова Марина Сергеевна, Шестак Ольга Игоревна
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток, Россия
ВГУЭС на рынке образовательных услуг Дальневосточного региона: позиционирование, анализ сильных и слабых сторон
Проведен анализ рынка образовательных услуг в системе высшей школы на территории Приморского края. Показаны место и доля ВГУЭС в структуре различных направлений подготовки бакалавриата. Названы факторы, способствующие укреплению позиций ВГУЭС на региональном рынке образовательных услуг. Авторы приводят результаты детального анализа конкурентных преимуществ и конкурентного потенциала ВГУЭС в разрезе приоритетных направлений развития по сегментам рынков образовательных услуг, научных исследований, разработок и инноваций.
Ключевые слова и словосочетания: образовательные услуги, Дальний Восток, рынок труда, направления подготовки, выпускники вузов, конкурентные преимущества.
Осуществление стратегического управления нацелено, как известно, на формирование и поддержание устойчивых конкурентных преимуществ организации, которая взаимодействует с многочисленными группами и индивидами с целью получения ресурсов, необходимых для реализации стратегии.
Стратегический анализ является одним из важнейших этапов стратегического управления, на котором решаются задачи информационного обеспечения стратегического процесса, причем речь идет уже о систематизированной и особым образом упорядоченной информации. От качества этой информации будет зависеть и качество стратегического управления в целом [3. С. 70]. Составной частью стратегического анализа является позиционирование компании и анализ ее конкурентных преимуществ.
На региональном рынке образовательных услуг Владивостокский государственный университет экономики и сервиса занимает особую нишу предпринимательского университета, готовящего кадры для предприятий сервисной и туристской отраслей, малого и среднего бизнеса в области экономики и управления, информационных технологий. По данным Г ос-комстата РФ, из общей численности предприятий ДВФО на долю малого
и среднего бизнеса приходится 78,9 %; предприятия сервиса и туризма составляют 24,4 % и по объему потребности в кадрах занимают вторую позицию после оптовой и розничной торговли.
Мониторинг рынка труда, проводимый Центром социологических и маркетинговых исследований ВГУЭС с 2006 г., показывает, что вуз обеспечивает квалифицированными кадрами сервисную отрасль региона на 82,6 %, туристскую отрасль - на 68,7 %, отрасль управления - на 32,6 % и сферу информационных технологий и связи - на 16,3 %.
Динамика развития ВГУЭС за последние три года показывает неуклонный рост доли университета на рынке образовательных услуг Приморского края (рис. 1).
Рис. 1. Динамика долей рынка государственных вузов Приморского края
в 2009 - 2011 гг. (%)1
Среди государственных вузов Приморского края по итогам приемной кампании 2011 г. лидером рынка образовательных услуг Приморского края является ДВФУ - 45,6% рынка. На втором месте ВГУЭС - 16,4% рынка, на третьем месте Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет (Дальрыбвтуз) - 11,62%. Остальные вузы Приморского края имеют в совокупности 2,8% рынка. В данном слу-
1 Доля ДВФУ за 2009 и 2010 гг. показана в совокупности долей вузов (Дальневосточный государственный университет, Дальневосточный государственный технический университет, Тихоокеанский государственный университет, Уссурийский государственный педагогический университет), вошедших в состав ДВФУ в качестве структурных подразделений 01.06.2011. Расшифровка аббревиатур диаграммы: ВГМУ (Владивостокский государственный медицинский университет); ДВГАИ (Дальневосточная государственная академия искусств); МГУ (Морской государственный университет им. адм. Г.И. Невельского); ПГСХА (Приморская государственная сельскохозяйственная академия).
чае доля рынка определяется от общего количества абитуриентов, поступивших на 1-й курс.
По сравнению с 2010 г. в 2011 г. только ВГУЭС значительно увеличил свою долю рынка - на 4,6%, в то время как доля рынка ДВФУ (в совокупности долей рынка вузов, вошедших в состав ДВФУ) сократилась на 10,1%.
Количество выпускников средних общеобразовательных школ Приморского края, поступающих в вузы, также неуклонно увеличивается (табл. 1, 2), что является реакцией потребителей на рост спроса на специалистов с качественным высшим образованием на региональном рынке труда.
Таблица 1
Дальнейшие образовательные траектории выпускников средних общеобразовательных школ 2011 г.
Количество выпускников СОШ в 2011 г. Поступили в вузы СПО НПО Прочее
Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %
Владивосток 1600 1282 80 256 16 32 2,0 30 2
Приморский край 7768 5508 70,1 1594 20,5 523 6,7 143 1,8
Итого 9368 6790 72,5 1850 20 555 6,0 173 1,8
Таблица 2
Дальнейшие образовательные траектории выпускников средних общеобразовательных школ 2010 г.
Количество Поступили в вузы СПО НПО Прочее
выпускников СОШ в 2010 г. Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол- во %
Владивосток 1682 1298 77 294 17,5 34 2,0 56 3,3
Приморский край 7105 4610 65 1874 26,3 543 7,6 78 1,1
Итого 8787 5908 67 2168 25,0 577 6,5 134 1,5
ВГУЭС в 2011 г. осуществлял набор по 10 укрупненным группам и 23 направлениям бакалавриата. По реализуемым направлениям бакалавриата доля сервиса, экономики и управления по всем формам обучения значительно увеличилась по сравнению с 2010 г. (табл. 3).
Рост доли рынка образовательных услуг ВГУЭС по основным направлениям подготовки обеспечивается за счет качества реализуемых образовательных программ, диверсификации затрат на подготовку, практи-коориентированности обучения.
Очевидна привлекательность университета и для абитуриентов из ДВФО. Во ВГУЭС традиционно поступают выпускники школ Сахалинской, Амурской, Камчатской, Магаданской, Читинской, Иркутской областей, Хабаровского края, Республики Саха, Еврейской автономной облас-
ти, Республики Тыва, Бурятии. За последние три года в университет поступают абитуриенты с европейской части России. Всего с разных территорий ежегодно поступают 230 - 250 человек. Это составляет 20 - 25% от общего количества принятых на 1-й курс.
Таблица 3
Динамика доли рынка основных направлений подготовки ВГУЭС
Направление бакалавриата Доля ВГУЭС на рынке об разовательных услуг (%)
2010 г. 2011 г.
Дизайн 58,3 63,4
Экономика* 33,1 35,9
Менеджмент** 35,4 41,9
Бизнес-информатика 59,8 62,3
Туризм*** 58,9 64,6
Торговое дело 56,8 60,3
Т овароведение 61,2 66,7
Г остиничное дело 56,4 60,9
Примечание: *Реализуется в 7 вузах (доля ДВФУ в 2011 г. — 30,5%); ** реализуется в 7 вузах (доля ДВФУ в 2011 г. — 32,9%); ***реализуется в 3 вузах (доля ДВФУ в 2011 г. — 32,7%)
Исследования, проводимые Департаментом образования и науки Приморского края, показали: начиная с 2009 г. почти 30% поступающих в вузы Приморского края составляют абитуриенты из других краев, областей и регионов и по прогнозам их количество будет увеличиваться на 8 - 9% ежегодно. Численность абитуриентов, поступивших во ВГУЭС из других субъектов ДВФО, приведена в табл. 4.
Таблица 4
Динамика поступления абитуриентов из субъектов ДВФО на 1-й курс ВГУЭС
Количество абитуриентов
Субъект Российской Федерации по годам
2010 2011
ВСЕГО поступило из других территорий 241 247
В том числе из ДВФО:
Сахалинская область 52 51
Амурская область 47 49
Камчатская область 20 21
Хабаровский край 44 49
Республика САХА 18 15
Магаданская область 3 5
Еврейская АО 10 10
Средняя доля выпускников вузов, регистрируемых в качестве безработных, в среднем составляет 7,6 - 8,1%1. Доля выпускников ВГУЭС по итогам последних 3-х лет не превышала 4,2%, являясь самой низкой по вузам Приморского края.
Целевая направленность ВГУЭС на повышение качества образовательных услуг на основе интеграции науки, практики, образования и инноваций как важнейшего тренда современного этапа модернизации профессионального образования дает возможность университету сохранять свою нишу на рынке. Усиление позиции ВГУЭС на рынке образовательных услуг как Приморского края, так и ДВФО во многом обусловлено высокой долей трудоустройства выпускников, обеспечиваемого практи-ко-ориентированным подходом к обучению, ориентацией обучения на потребности рынка труда.
Анализ конкурентных преимуществ и конкурентного потенциала ВГУЭС осуществлялся по созданной Дж. Барни модели УЫО [4], на основе которой предложен метод определения конкурентных преимуществ вуза [1, 2].
Выделенные ресурсы и способности оценивались по четырем параметрам: ценность (позволяют ли ресурсы и способности использовать внешние возможности и нейтрализовывать угрозы), редкость (сколько конкурентов обладают аналогичными ресурсами и способностями), невоспроиз-водимость (насколько кому-либо, не обладающему аналогичными ресурсами и способностями, сложно получить к ним доступ), организованность (в полной ли мере Университет задействует ресурсы и способности для реализации своего конкурентного потенциала) по 10-балльной шкале.
Приоритетными направлениями образовательной, научной и инновационной деятельности университета являются экономика и управление, сервис, информационные и телекоммуникационные системы и технологии, рациональное природопользование в уникальных условиях юга Дальнего Востока, биомедицинские технологии, основанные на биоресурсах региона.
Приоритетное направление «Экономика и управление»
В сегменте «Образовательная деятельность» устойчивые конкурентные преимущества ВГУЭС обеспечивают: высококачественный профессорско-преподавательский состав; выстроенная система подготовки, привлечения и закрепления научно-педагогических кадров; действующая система повышения конкурентоспособности выпускников; уникальная
1 По данным Управления Федеральной государственной службы занятости населения по Приморскому краю.
система трансляции опыта ВГУЭС в сфере университетского менеджмента на образовательные учреждения ДВФО.
Временные конкурентные преимущества университета достигаются за счет: развитой материально-технической базы; имеющегося направления подготовки «Менеджмент в образовании»; механизма взаимодействия с образовательными учреждениями довузовской подготовки; широкого спектра дополнительных образовательных программ, сопряженных с основными образовательными программами и востребованных региональным рынком труда; системы взаимодействия вуза с органами власти; организационной культуры университета; библиотечного фонда (с широким доступом к полнотекстовым базам данных библиотеки на русском, английском, китайских языках).
Конкурентный паритет университету обеспечивают: действующие образовательные технологии и рейтинговая система оценки успеваемости студентов; методическая обеспеченность самостоятельной работы студентов по ФГОС 3; экспорт образовательных услуг.
Конкурентные слабости университета состоят в слабой интеграции образовательной и инновационной деятельности; малом количестве образовательных программ на иностранных языках.
В сегменте «Научные исследования и разработки» устойчивые конкурентные преимущества университету обеспечивают: квалификационный состав научно-педагогических кадров; ориентированность исследований на практическое применение в системе управления университетом; организация процесса стратегического управления вузом как научного направления.
Временные конкурентные преимущества университета базируются на: высоком уровне материально-технического и информационного обеспечения исследований; принятой системе стимулирования профессионального роста ППС и научных сотрудников; действующем диссертационном совете по специальности «Экономика и управление народным хозяйством».
Тематика научного направления «Экономика и управление народным хозяйством» обеспечивает университету лишь конкурентный паритет, поскольку не является приоритетным направлением развития науки, техники и технологий РФ, но соответствует «Стратегии социальноэкономического развития Приморского края до 2025 года».
Конкурентные слабости университета порождаются недостаточно развитой научной инфраструктурой; слабым международным взаимодействием с зарубежными вузами и научными организациями; недостаточной публикационной активностью научно-педагогических кадров и результативностью их конкурсной деятельности.
В сегменте «Инновационная деятельность» источниками устойчивых конкурентных преимуществ являются уникальная система отбора и распространения организационно-управленческих инноваций, а также действующая система управления информационными ресурсами для преподавателей и студентов.
Временные конкурентные преимущества обеспечиваются деятельностью Инновационного бизнес-инкубатора; управлением доступом к ресурсам на основе идентификационных пластиковых карт; выстроенными системами внутреннего финансового аудита и управления электронным документооборотом.
Конкурентный паритет достигается за счет принятой системы премирования персонала по результатам оценки текущей деятельности, а также действующего корпоративного портала для нормативных и регламентирующих материалов.
Конкурентные слабости университета определяются отсутствием многоуровневой системы оперативной оценки результатов деятельности и автоматизированной системы управления закупками.
Приоритетное направление «Информационные технологии»
В сегменте «Образовательная деятельность» устойчивые конкурентные преимущества университету также обеспечивают система подготовки, привлечения и закрепления научно-педагогических кадров и система повышения конкурентоспособности выпускников.
Уровень профессорско-преподавательского состава в данной области позволяет отнести его лишь к временным конкурентным преимуществам, которые также достигаются за счет: развитой материально-технической базы; механизма взаимодействия с образовательными учреждениями довузовской подготовки; широкого спектра дополнительных образовательных программ, сопряженных с основными образовательными программами и востребованных региональным рынком труда. Отдельно следует выделить систему взаимодействия профильных кафедр с обеспечивающими подразделениями университета.
Конкурентный паритет университету обеспечивают действующие образовательные технологии и рейтинговая система оценки успеваемости студентов, методическая обеспеченность самостоятельной работы студентов по ФГОС 3, а также принятая модель учебного процесса по данному направлению.
Конкурентные слабости университета по данному направлению, прежде всего, состоят в недостаточной продуктивности существующей системы воспроизводства научно-педагогических кадров по данному направлению и низкой финансовой заинтересованности молодого поколения ППС в работе в университете.
В сегменте «Научные исследования и разработки» устойчивые конкурентные преимущества помимо ориентированности исследований на практическое применение в системе управления университетом обеспечиваются ориентацией исследований и разработок на получение конечного продукта в инновационной цепочке и передовой материальнотехнической базой научно-образовательной деятельности (информационной инфраструктурой).
Временные конкурентные преимущества университета в данной области базируются на высоком уровне материально-технического и информационного обеспечения исследований, принятой системе стимулирования профессионального роста ППС и научных сотрудников. Кроме того, необходимо отметить высокий уровень развития корпоративной информационной среды.
Тематика научного направления «Информационные технологии» обеспечивает университету конкурентный паритет, поскольку полностью соответствует приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий РФ.
В конкурентные слабости помимо отмеченных выше следует отнести низкий уровень защит и отсутствие диссертационных советов по соответствующим специальностям.
В сегменте «Инновационная деятельность» источниками устойчивых конкурентных преимуществ являются: высококвалифицированный персонал ИТ-службы, имеющий опыт разработки и внедрения ИТ-решений в Университете; процессный подход к информатизации деятельности вуза; интеграция данных и процессов в единую корпоративную информационную среду.
Временные конкурентные преимущества, помимо перечисленных выше, обеспечиваются технологиями хранения данных на основе архитектуры БКЛ, регламентами и нормативными документами на основе методологии ГПЪ, продвинутой технологией видеоконференц-связи для задач учебного процесса.
Конкурентный паритет достигается за счет принятой системы премирования персонала по результатам оценки текущей деятельности, а также за счет действующего корпоративного портала для нормативных и регламентирующих материалов.
Конкурентные слабости университета определяются: низкой скоростью доступа в сеть Интернет; неразвитостью сервисов облачных вычислений; слабым использованием технологии социальных сетей; недостаточной насыщенностью сайта Университета.
Приоритетное направление «Сервис»
В сегменте «Образовательная деятельность» в качестве устойчивых конкурентных преимуществ помимо отмеченных следует выделить монополистическое положение Университета на региональном рынке образовательных услуг по данному направлению (кроме дизайна).
Во временные конкурентные преимущества по данному приоритетному направлению следует дополнительно добавить наличие направления подготовки магистратуры «Дизайн» (профиль «Дизайн среды и визуальных коммуникаций») и уникальной кафедры физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.
Конкурентный паритет и конкурентные слабости по направлению «Сервис» в образовательном сегменте совпадают с перечисленными для других приоритетных направлений.
В сегменте «Научные исследования и разработки» в устойчивые конкурентные преимущества Университета по данному направлению следует добавить уникальность в масштабе региона некоторых направлений научно-образовательной деятельности, в том числе наличие научных коллективов по направлению «Технологии конструирования и производства изделий легкой промышленности».
Среди временных конкурентных преимуществ по данному направлению следует дополнительно отметить наличие действующего диссертационного совета по техническим наукам по специальности «Конструирование швейных изделий».
Тематика научного направления «Конструирование швейных изделий» обеспечивает университету конкурентный паритет, поскольку не является приоритетным направлением развития науки, техники и технологий РФ, но в то же время соответствует «Стратегии развития г. Владивостока до 2020 г.». Научная инфраструктура по данному направлению также является конкурентным паритетом.
Конкурентные слабости по данному направлению практически полностью совпадают с отмеченными аспектами по другим направлениям.
В сегменте «Инновационная деятельность» в качестве временного конкурентного преимущества следует дополнительно добавить наличие действующих бизнес-мастерских по данному направлению.
Как конкурентную слабость университета необходимо дополнительно отметить недостаточность информационного обмена инновациями в области сервиса с российскими и зарубежными научными и образовательными организациями.
1. Солодухин К.С. Стратегическое управление вузом как стейкхолдер-компанией / К.С. Солодухин. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2009.
2. Солодухин К.С. Модель оценки конкурентного потенциала ресурсов и способностей вуза как стейкхолдер-компании / К.С. Солодухин, М.С. Рахманова // Bестн. УГТУ-УПИ. - 2009. - №3. - С. 133 - 139.
3. Университет в современном обществе: стратегия инновационного развития: кол. монография / под общ. ред. проф. Г.И. Лазарева. - Bлади-восток: Изд-во BГУЭC, 2011.
4. Barney J.B. Firm resources and sustained competitive advantage / J.B. Barney // Journal of Management. - 1991. - No 1. - P. 99 - 120.
5. Barney J.B. Gaining and Sustaining Competitive Advantage / J.B. Barney. - 2nd ed. - Prentice-Hall: Upper Saddle River, NJ, 2002.