Научная статья на тему 'Региональный рынок образовательных услуг Приморского края: анализ состояния и конкурентоспособности'

Региональный рынок образовательных услуг Приморского края: анализ состояния и конкурентоспособности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
334
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ПРИМОРСКОГО КРАЯ / ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДВУХУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / PECULIARITIES OF EDUCATION SERVICES REGIONAL MARKET IN PRIMORSKIY REGION / FINANCING OF EDUCATION / INTERNATIONAL EDUCATIONAL PROGRAMS / DISTANCE LEARNING / TWO-LEVEL EDUCATIONAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фисенко А. И., Омельченко Л. Ш.

В статье рассматриваются состояние и особенности регионального рынка образовательных услуг Приморского края, а также возможная трансформация этих услуг в условиях роста конкуренции со стороны национальных и международных образовательных институтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Фисенко А. И., Омельченко Л. Ш.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES IN PRIMORSKIY REGION: ANALYSIS OF CURRENT CONDITION AND COMPETITIVE ABILITY

The article examines current condition and peculiarities of regional market of educational services in Primorskiy Region. Also the article ponders how this market can possible be transformed, influenced by competitive national and international educational institutions.

Текст научной работы на тему «Региональный рынок образовательных услуг Приморского края: анализ состояния и конкурентоспособности»

Нетрудно заметить, что ряд из вышеперечисленных процедур анализа конкурентов предполагает наличие весьма серьезного многофакторного методологического инструментария.

На пятом этапе формируется методологический инструментарий процесса ценообразования: определяется наиболее приемлемый метод расчета цены, а также соответствующий этому методу операционный аппарат.

Необходимо отметить, что при выборе методологических подходов к решению задач ценообразования крайне важно сформировать систему, базирующуюся на единой платформе, позволяющей успешно решать задачи всех вышеперечисленных этапов. В качестве такой единой платформы могут быть выбраны статистические методы, поскольку они позволяют выделить значение объективных факторов ценообразования и исключить элементы субъективизма и психологических спекуляций.

Задачей математической статистики является построение методов оценки вероятности или принятия решений о характере событий на основе статистических данных. Основные методы математической статистики, использование которых позволит повысить эффективность поименованных выше этапов ценообразования, представлены в Таблице 3.

Таким образом, статистические методы могут быть применены на всех без исключения этапах процесса ценообразования, что делает построение систем, базирующихся на них, весьма актуальным для оптимизации процедур ценовой политики.

Литература:

1. Математическая статистика : учебное пособие / Ю. В. Потапов ; М-во образования и науки РФ, Федеральное агентство по образованию, Томский гос. ун-т .- Томск : Изд-во науч.-технической лит. , 2012 - 167 с.

2. Ришар Ж. Бухгалтерский учет: теория и практика: Пер. с фр. /Под ред. Я.В. Соколова. - М.: Финансы и статистика, 2000. -160 с.

3. Ценообразование : : учебное пособие / Д. А. Шевчук .- Москва : ГроссМедиа : Российский бухгалтер , 2008 - 235 с.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ПРИМОРСКОГО КРАЯ: АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Фисенко А.И., д.э.н., профессор, зав. кафедрой финансов Института экономики и управления на транспорте Морского

государственного университета им. адм. Г.И. Невельского Омельченко Л.Ш., аспирант кафедры финансов Института экономики и управления на транспорте Морского государственного

университета им. адм. Г.И. Невельского

В статье рассматриваются состояние и особенности регионального рынка образовательных услуг Приморского края, а также возможная трансформация этих услуг в условиях роста конкуренции со стороны национальных и международных образовательных институтов.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, особенности регионального рынка образовательных услуг Приморского края, финансирование образование, международные образовательные программы, дистанционное образование, двухуровневая система образования.

REGIONAL MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES IN PRIMORSKIY REGION: ANALYSIS OF CURRENT CONDITION AND COMPETITIVE ABILITY

Fisenko A., Doctor of Economic Sciences, Professor, Head of Finance Department of Institute of Economics and Transport Management of

Maritime State University named after Admiral G.N. Nevelskoy Omelchenko L., the post-graduate student, Finance Department of Institute of Economics and Transport Management of Maritime State

University named after Admiral G.N. Nevelskoy

The article examines current condition and peculiarities of regional market of educational services in Primorskiy Region. Also the article ponders how this market can possible be transformed, influenced by competitive national and international educational institutions.

Keywords: higher professional education, peculiarities of education services regional market in Primorskiy Region, financing of education, international educational programs, distance learning, two-level educational system.

Нынешняя система образования в России в целом, и высшего профессионального образования, в частности, является одним из секторов национальной экономики, в котором формируется повышенный спрос на новые знания и технологии. Поэтому сегодня вузы имеют все возможности, чтобы стать центрами не только инновационной активности региональных экономик и Российской Федерации в целом, но и базовыми элементами новой, рыночной экономики страны. Этот тезис подтверждается тем фактом, что наиболее передовые в научно-техническом, технологическом и организационно-методическом отношении вузы (университеты, колледжи, высшие школы и т.п.) и научные центры в т.н. «промышленно развитых странах» традиционно являются базовыми институциональными элементами национальной инновационной системы государства для проведения научных исследований и разработок. Однако национальная инновационная система, в которую входят вузы, состоит из так называемых региональных подсистем-элементов, формирование спроса на услуги в которых бывают весьма различными как по содержанию и объёму, так и по востребованности и возможности предоставления.

Какие же особенности имеет региональный рынок образовательных услуг, какие факторы и в каком направлении оказывают влияние на его развитие и изменение? Попробуем ответить на этот вопрос на основе анализа характерных особенностей рынка обра-

зовательных услуг Приморского края Российской Федерации. С нашей точки зрения, к таким особенностям можно отнести следующие.

Первое. В связи с негативными демографическими процессами не только в Приморском крае, но и по России в целом, наблюдается снижение количества потенциальных потребителей образовательных услуг. С середины 80-х годов прошлого столетия наблюдается устойчивая тенденция снижения рождаемости, что сказывается на численности потенциального контингента выпускников. Уже сегодня образовательные учреждения ощущают сокращение потока абитуриентов в связи с падением рождаемости.

Демографический фактор — один из наиболее важных факторов, оказывающих воздействие на формирование и функционирование рынка образовательных услуг. Современная демографическая ситуация Приморского края характеризуется следующими процессами: уменьшением численности населения за счет естественной убыли и миграционного оттока (только за 2011 г. край покинули 37,2 тыс. чел., а всего за последние восемь лет население края сократилось на 114,8 тыс. чел., составив в 1910 г. - около 1982 тыс. чел. [см. 11; 13]; резким сужением базы воспроизводства: низкий уровень рождаемости (снижение рождаемости в 1,8 раза), высоким уровнем смертности (увеличение смертности почти наполовину), повышенной смертностью мужского населения; ухудшени-

ем качественных характеристик населения за счет старения, роста диспропорций полового состава, снижения уровня брачности; сокращением миграционного оборота и естественной убыли населения последние два года при сохранении тенденции оттока населения; отрицательным сальдо миграции, снижением численности экономически активного населения; сокращением объемов миграционного обмена с другими регионами; повышением интенсивности миграции в пределах края; ростом объёмов нелегальной миграции и привлечения иностранной рабочей силы и др. [см. 17].

Демографические изменения определяют численность главных потребителей образовательных услуг - детей и молодёжи. На протяжении последних лет численность этих групп испытывала значительные колебания, которые происходили на общем фоне тенденции к сокращению численности населения.

Динамика числа лиц в возрасте от 18 до 24 лет непосредственно влияет на развитие системы вузов и средних учебных заведений Приморского края. Демографические тенденции вносят существенные коррективы в судьбы средних специальных и высших учебных заведений, как Дальнего Востока в целом, так и Приморского края, в частности. Если в 2005-2006 уч. гг. в Приморском крае численность их контингента составляла 136,8 тыс. чел., то к 2010-2011 уч. гг. эти показатели уменьшились на 20,2 %. И сегодня идёт процесс быстрой убыли потенциальных абитуриентов. Так, например, если на 2005-2006 уч. гг. было принято 36,4 тыс. чел., включая студентов средних профессиональных и высших учебных заведений, то на 2010-2011 уч. гг. эта цифра составила 28,5 тыс. чел. Многие учебные заведения Приморского края остались без необходимого минимума (нормативной численности) учащихся.

Кроме того, в настоящее время, как в России, так и в Приморском крае усилилась «конкуренция» за молодежь между учебными заведениями, рынком труда и армией. Для учебных заведений жизненно необходимо набрать студентов, при этом средние учебные заведения получают определенные преимущества перед высшими, так как многие молодые люди не решаются сдавать ЕГЭ, и после девятого класса уходят в средние профессиональные учебные заведения.

Второе. Спрос на рынке образовательных услуг имеет ярко выраженную региональную локализацию и направленность, т.е. большинство абитуриентов являются потребителями на региональном рынке образовательных услуг и большинство выпускников востребованы именно региональным рынком труда. Кризисные явления в стране привели к более жесткой привязке населения к образовательным учреждениям своего региона. Уровень доходов потребителей образовательных услуг не всегда позволяет им обеспечивать обучение и проживание в других регионах страны и за рубежом в период обучения.

Особое место среди вузов Приморского края, расположенного на берегах Тихого океана, занимают вузы, осуществляющие подготовку кадров для морского транспорта и морского флота, а также для освоения биоресурсов океана. К таким вузам относятся Морской государственный университет (МГУ) им. адм. Г. И. Невельского и Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет (Дальрыбвтуз), в которых наряду со студентами обучаются по целому ряду специальностей особые учащиеся

- курсанты.

В Дальневосточном федеральном округе (ДВФО) и вплоть до Санкт-Петербурга на западе и Новороссийска на юге единственным вузом, обеспечивающим подготовку специалистов для торгового флота, является МГУ им. адм. Г.И. Невельского. Убедительным доказательством высокого качества российского морского образования является его признание международным сообществом. Так, в декабре 2000 года Российская Федерация была включена в так называемый «белый список» Международной морской организации, то есть в перечень государств, чьи морские дипломы и квалификационные свидетельства признаются международным морским сообществом [см. 1; 6, с. 27. Более подробно об организации учебного процесса в МГУ им. адм. Г.И. Невельского см.: 4-5].

Третье. Несоответствие рынка образовательных услуг рынку труда. Диспропорция между структурой и объемами подготовки специалистов и профессионально-квалификационной структурой спроса на рабочую силу является одним из существенных факторов, задающих количественные и качественные параметры этого дисбаланса.

В настоящее время (впрочем, как и ранее) актуальным является проблема соответствия подготовки специалистов с высшим про-

фессиональным образованием реальным потребностям национальной экономики и социальной жизни общества. Понятно, что общественный заказ на образование должен быть сбалансирован в соответствии с интересами человека, общества и государства. Для этого необходимо проводить анализ структурного соответствия спроса и предложения на рынке труда выпускников вузов, мониторинг и сбор информации о потребностях определенных отраслей экономики в специалистах для формирования обоснованного государственного задания на подготовку специалистов.

Структура выпуска специалистов вузов Приморского края по группам специальностей в 2010 г. показывает лидирующее положение таких специальностей и направлений, как экономика (42%), гуманитарные науки (17%) и образование и педагогика (5%). На самом последнем месте представлены авиационная и ракетно-космическая техника (0,1%) [см. 12].

Вместе с тем, по имеющимся данным на рынке труда Приморского края, в частности, существует большой спрос на специалистов педагогических специальностей, однако количество желающих обучаться по данному направлению крайне низко (4,7% всех выпускников 2009 г.). Другой пример. В последнее время наблюдается появление и заметное повышение спроса на специалистов т.н. «технического» направления (инженеры, технологи и все родственные им специальности и направления), но получение такого образования практически не привлекает школьников (например, в 2009 г. желание обучаться по указанным специальностям изъявили: по электротехнике - 0,9% выпускников; технологии производства продовольственных продуктов и потребительских товаров - 2,5%; энергетике и энергомашиностроению - 1,9%; компьютерным технологиям - 1,3%; геологии, разведке и разработке полезных ископаемых - 0,6%; геодезии и землеустройству - 0,5%.). Одновременно с этим, по данным Управления государственной службы занятости населения Приморского края, наибольшее количество специалистов состоящих на учёте в службе занятости - это экономисты (1,2 тыс. чел.), секретари и делопроизводители (526 чел.), юристы (432 чел.), бухгалтера и экономисты (390 чел.) [см. 14]. Более, того, по имеющимся оценкам, в 2011 г. вузы Приморского края должны были выпустить 7,3 тыс. экономистов и более 2,6 тыс. специалистов других гуманитарных направлений. При этом, по состоянию на 1 февраля 2011 года, количество вакансий в крае составило 51,2 тыс. ед., что на 12,5 тыс. ед. (на 32,4%) больше, чем на 1 февраля 2010 года (из них 32,2 тыс. вакансий заявлены работодателями, привлекающими иностранную рабочую силу).

Несмотря на это, казалось бы, огромное количество незанятых рабочих мест, в связи с проведением в 2012 году в г. Владивостоке саммита АТЭС, организации в приморском крае туристско-рекреационной особой экономической зоны и игорной зоны особенно остро встал вопрос о привлечении дополнительно высококлассных работников сферы обслуживания, имеющих специальные профессиональные качества, навыки и знания. Пока этот вопрос не решён.

Четвёртое. Недофинансирование системы высшего профессионального образования. В России финансирование системы высшего профессионального образования в соответствии с Федеральным законом «Об образовании» является многоканальным, и осуществляется за счёт средств федерального, регионального и муниципального (местного) бюджетов (их доля 50-60 %), а также за счет средств внебюджетной деятельности вуза. В настоящее время бюджет формируется по норме расходов на одного студента. Это значит, что никакое изменение или «перестраивание» системы образования не может изменить ассигнования. Лишь изменение числа студентов влечет за собой изменение бюджетного финансирования. В идеале это должно привести к «естественной» конкуренции между образовательными учреждениями: при этом выигрывает в конечном итоге то, где выше качество и ниже стоимость предлагаемых услуг. Таким образом, государство, на наш взгляд, весьма своеобразно стимулирует конкурентную борьбу между образовательными учреждениями, что, по его мнению, должно способствовать качественному росту предлагаемых услуг. На это нацелена и концепция модернизации высшего образования в стране [см. 2].

Как следует из проведённого нами исследования, расходы на образование и подготовку кадров в регионах страны - самый крупный раздел расходов территориальных бюджетов. Их доля в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации превышает 17%. Особенно велика их доля в местных бюджетах - более 30%, а в расходах региональных бюджетов она составляет примерно 7% [см. 15].

В настоящее время из федерального бюджета финансируется около 18% всех расходов на образование, из бюджетов субъектов Российской Федерации - около 22%, а из местных бюджетов - порядка 60%. Однако, из общей суммы расходов территориальных бюджетов, направляемых на образование, только около 1% поступает на финансирование высшего профессионального образования [см. 16].

Так, в частности, в 2005-2009 гг. расходы консолидированных бюджетов субъектов Федерации по ДВФО выросли в целом более чем в 2 раза - с 210,2 до 421 млрд. руб., в т.ч. на образование -только в 1,88 раза, с 49,3 до 92,9 млрд. руб., что вряд ли является оправданным как с национально-политической, так и с социальноэкономической точек зрения той политики, которая должна, на наш взгляд, проводится в этом регионе страны. По указанным выше показателям ситуация в Приморском крае выглядит ещё более скромно: при росте расходов консолидированного бюджета за 20052009 гг. более чем в 2,5 раза, расходы на образование возросли всего лишь на 81,3% - с 7,5 до 13,6 млрд. руб. [см. 12]. Правда, в настоящее время, в связи со строительством объектов Дальневосточного федерального университета (ДВФУ), ситуация резко - и в лучшую сторону - изменилась. Однако, и в этом случае, как нам представляется, имеющиеся финансовые трудности действующих в крае вузов решить не удаётся. Более того, не до конца ясны как проблемы, так и возможные их последствия, которые могут возникнуть для всей системы высшего образования ДВФО и, в первую очередь, Приморского края, после начала функционирования всего комплекса ДВФУ на о. Русский.

Как известно, около 70% внебюджетных доходов вузов, - это средства от платной образовательной деятельности, т.е. плата за обучение студентов. Однако за последние пять лет количество бюджетных мест на очную форму обучения в вузах края (хотя и незначительно) снижается и находится в пределах 7 тыс. мест. Из приведённых цифр следует, что в ближайшее время (при спаде рождаемости и снижении числа поступающих в приморские вузы местных школьников - за последние три года, с 2007 по 2010 гг., число выпускников приморских школ снизилось почти в 2 раза - с 20 до 11 тыс. чел., из которых примерно 60-65% поступали в вузы края) практически изживут себя «платные» места, бывшие для вузов весьма важным источником дополнительных доходов. При сокращении бюджетного финансирования и снижении коммерческого набора основная образовательная деятельность вузов станет практически убыточной. В результате ряду приморских вузов придётся решать непопулярные проблемы реорганизации или (даже) прекращения своей деятельности. Конечно, рассматриваемый фактор - недофинансирование - несёт в данном контексте одну из возможных причин, и, на наш взгляд, не является определяющим или, тем более, единственным.

Следствием постоянного и серьезного недофинансирования сферы образования становится снижение уровня материально-технического обеспечения высших учебных заведений, низкий уровень оплаты преподавательского состава и уменьшение из-за этого числа квалифицированных преподавателей и стимулов их работы, снижение престижности преподавательского труда и т.д., и, в конечном итоге, - снижение качества обучения и уровня научно-методического и инновационного обеспечения высшего профессионального образования в стране в целом.

За последние три года - с 2007 по 2010 - число выпускников приморских школ снизилось почти в 2 раза - с 20 до 11 тыс. чел. В 2007 году их было около 20 тыс., в 2008 - 17 тыс., в 2009 -16 тыс. чел.

Пятое. Развитие международных образовательных программ. В последние годы - с начала 2000-х годов - всё возрастающую роль в экономике Приморского края и его, так сказать, экономике образования играет экспорт и импорт образовательных услуг, и на этой основе развитие международного образовательного сотрудничества со странами АТР, прежде всего, с КНР, Республикой Кореей, Японией, США, Австралией, Монголией, Вьетнамом, Тайванем и др.

Так, например, за 2005-2010 уч. гг. численность иностранных студентов (кроме аспирантов, магистров и преподавателей-стажё-ров), обучавшихся в вузах Приморского края увеличилась с 704 до 1641 чел., или более чем в 2,3 раза [см. 12]. А в 2013-2014 уч гг. только в одном ДВФУ предполагается обучение более 5 тыс. иностранных граждан.

Реализация совместных с иностранными вузами образовательных программ выступает одним из существенных направлений по-

вышения вузами своей конкурентоспособности на внутреннем и международном образовательном рынке и, на наш взгляд, позволяет решить некоторые новые и «традиционные» проблемы вузов, в частности: компенсировать (хотя бы частично) потери вузов от демографического кризиса в стране, получить дополнительные доходы, стимулировать повышение качества образования, материальное стимулирование профессорско-преподавательского состава и сотрудников, развивать новые научные и инновационные направления, как в самих вузах, так и на производстве, формировать новые механизмы учебной и научной коммуникации российских и зарубежных вузов и т.п. Немаловажным фактором такой работы является и формирование ориентированных на экономику и культуры страны представлений и образа мышления учащихся, а тем более остающихся в ней на работу молодых (и что особенно важно

- перспективных) специалистов и исследователей. Эти т.н. «агенты влияния» играют особую роль в проводимой наиболее сильными в научно-техническом и учебно-методическом планах странами геополитической борьбе за умы и настроения молодёжи, поддерживая и интенсифицируя тем самым «утечку мозгов» из менее готовых к такой конкуренции стран. Кроме того, фактически все иностранные учащиеся прямо или косвенно вкладывают свои деньги (а следовательно, и деньги того государства, из которого они приехали) и свои знания и навыки в развитие экономики принявшей их на учёбу страны. Так, например, такая (особенно успешная в 5080-х годах прошлого века) работа системы высшего образования СССР, определённая идеологическая направленность, научно-техническая и иная поддержка привели к тому, что многие выпускники российских вузов чрез определённое время возглавили соответствующие государства, правительства, партии и крупнейшие предприятия многих стран Азии, Африки и Латинской Америки [см. 10]. Экономическая отдача этого факта, на наш взгляд, была также довольно ощутимой для советской экономики. Правда на переломе 90-х-2000-х годов ситуация стало резко меняться в обратную сторону. И сегодня тон в этой конкурентной борьбе задают США, Япония и некоторые страны Западной Европы.

В качестве примера можно привести США, которые ежегодно выделяют почти 7 млрд. долл. (субсидии, гранты, стипендии) для обучения иностранных граждан в своих колледжах и университетах (этой помощью пользуются 28 % иностранных учащихся), получая в качестве совокупной прибыли (включая расходы иностранцев на проживание в США) сумму в 3,6 раза большую - порядка 25 млрд. долл. Таким образом, каждый из почти 700 тыс. иностранцев, обучающихся в США по программам третичного уровня, приносит американской экономике в среднем 26,5 тыс. долл. Аналогичный показатель для России существенно - в 5,5 раза - ниже, - в среднем 4,8 тыс. долл. США от каждого иностранного студента вузов и учреждений среднего специального образования всех форм обучения (всего около 174,2 тыс. чел.). Ситуация с экспортом российского образования остается на сегодняшний день достаточно сложной и неотработанной. Сегодня в Российской Федерации в вузах обучается только около 2% от общего числа иностранных студентов в мире [см. 10].

Как показывает изучение опыта, анализ повышения конкурентоспособности вуза на международном рынке образовательных услуг предполагает не только приведение качества подготовки специалистов в соответствие с международными образовательными стандартами, но и требует дополнительных усилий: оно должно включать в себя повышение качественного уровня (профессионализма) преподавательского состава и его заработной платы, улучшение содержания и организации учебного процесса, его ресурсного обеспечения, качества условий жизни и безопасности иностранных граждан и тому подобное. Очевидно, что только системное решение этих задач (предусматривающая значительные капиталовложения в сферу образования) способно обеспечить дополнительный приток желающих учиться в России не только из развивающихся, но и промышленно развитых стран, а также увеличить доходы вузов от подготовки специалистов для зарубежных стран.

Шестое. Одной из самых перспективных и конкурентоспособных форм развития образовательных услуг Приморского края является открытое дистанционное образование (ДО). Дистанционное образование - это комплекс образовательных услуг, представляемых широким слоям населения с помощью специализированной информационно-образовательной среды и технологий, базирующихся на современных средствах обмена учебной информацией на расстоянии. Оно позволяет сделать услуги качественного образо-

вания более доступным и открывает новые перспективы как для потребителей, так и для продавцов образовательных услуг [см. 3].

Однако к настоящему времени далеко не все приморские вузы развивают эту систему. Дистанционная технология обучения «работает» в таких вузах края, как ДВФУ, Владивостокском государственном университете экономики и сервиса (ВГУЭС), Дальрыбв-тузе и МГУ им. адм. Г. И. Невельского. При этом наиболее активно и в заметных масштабах такая технология обучения развивается только в ДВФУ, ВГУЭС и МГУ им. адм. Г. И. Невельского (в настоящее время в ДВФУ по этой технологии обучается около 2 тыс. чел., во ВГУЭСе - почти 6 тыс. чел. и в МГУ им. адм. Г. И. Невельского

- около 300 чел.). Однако все они сталкивается со следующими основными проблемами: отсутствием или наличием очень дорогой, а поэтому невозможной для реализации в широком масштабе системой подготовки кадров преподавателей-разработчиков курсов для системы ДО; необходимостью разработки электронных курсов, учебников и программного обеспечения (отсутствует, как правило, необходимое материальное стимулирование этой работы); отсутствием необходимого числа преподавателей, владеющих методиками и технологиями ДО; сложностью разработки системы контроля качества и нормативно-правового обеспечения этой технологии обучения; важностью материально-технического обеспечения развития системы ДО и (чаще всего) отсутствием необходимых для этого финансовых и материальных ресурсов.

Седьмое. В 2003 году Россия взяла на себя обязательства ввести двухступенчатую (двухуровневую) систему образования (бакалавриат и магистратуру), провести аккредитацию учебных заведений, а также ввести систему учёта изучаемых дисциплин и зачётных единиц, принятую в Европе. Вместе с тем, на сегодняшний день в структуре направлений подготовки будущих специалистов с высшим образованием, как в России, так и в Приморском крае наибольшее распространение получили два уровня (степени) квалификации: бакалавр и специалист. Иными словами, процесс перехода на новую систему идёт вяло и совсем не теми темпами, на которые, видимо, рассчитывала Западная Европа. До последней возможности вузы ДВФО, в т.ч. и Приморского края готовили преимущественно специалистов. Это, на наш взгляд, можно объяснить как социально-экономическими, учебно-методическими и материально-техническими факторами, а также ментальностью руководящего и преподавательского состава вузов. Причём такая ситуация характерна и для страны в целом. Так, например, из общего числа выпускников вузов Приморского края за 2005-2009 гг. степень бакалавра получили 2874 чел. (чуть более 4,3% всех выпускников), а магистра - немногим более 0,6% (правда, темп роста за этот период составил 21,6%). Специалистов же было выпущено за эти годы более 62,4 тыс. чел., или 94% всех выпускников вузов (темп роста -3,3%) [рассчитано по: 7, с. 409; 8, с. 254].

Как видно из приведённых данных, магистратура в вузах Приморского края в силу различных причин до сих пор не получила широкого распространения, а следовательно, и признания у учащихся (и их родителей). Можно согласиться с мнением ряда специалистов о том, что такое положение ситуации возникло из-за невостребован-ности магистров рынком труда [см. 9, с. 19]. Вместе с тем, по нашему мнению, это - только один из факторов. Другими являются, в частности, и научно-методическая, техническая и кадровая неподготовленность вузов по большинству программ подготовки магистров, отсутствие необходимого для магистров в обществе «социального лифта», желание получить степень магистра за рубежом в известных и признанных университетах, различия в требованиях к программам подготовки магистров со стороны вузов и работодателей и др.

Таким образом, проведённый нами анализ характерных особенностей рынка образовательных услуг позволяет сделать вывод о весьма большой многогранности и глубине проблем состояния и направлений развития высшего профессионального образования Приморского края (как, впрочем, и всей России), а также о необходимости поиска новых, современных путей их решения на основе консолидации усилий, как самих вузов, так и государства, бизнес-сообщества и отдельных граждан.

Литература:

1. Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания: постановление Правительства Российской Федерации от 31.05.2005 г. № 349 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: БД «Консультант Плюс» (дата вхождения

19.04.2012 г.).

2. О концепции модернизации российского образования на период до 20І0 года [Электронный ресурс]: приказ Минобразования России № 393 от ІІ февраля 2002 г. - Режим доступа: http:// www.edu.ru/db/mo/Data/d_02/393.html (Федеральный образовательный портал «Российское образование» / Нормативные документы) / І0.І2.07 (дата вхождения (дата вхождения І9.04.20І2 г.).

3. Об использовании дистанционных образовательных технологий: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 6 мая 2005 г. № І37 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: БД «Консультант Плюс» (дата вхождения І9.04.20І2 г.).

4. Инновационные образовательные технологии в отраслевом вузе/ Под общ. ред. А.И. Фисенко. - Владивосток: Мор. гос. ун-т,

2009. - 2І5 с.

5. Инновационные образовательные технологии в вузе: организация, управление, эффективность/ Под общ. ред. А.И. Фисен-ко: Монография. Владивосток: Мор. гос. ун-т, 20ІІ. - 2І2 с.

6. Кружков И. Система управления качеством подготовки и дипломирования моряков / И. Кружков // Морской флот. - 2006. -№ 6. - С. 26-29.

7. Образование в России-2009: стат. бюлл. - М.: МГУПИ,

2010. - 436 с.

8. Российский статистический ежегодник. 2009 год: стат. сб. / Федеральная служба гос. статистики (Росстат). - М.: Б.и., 20І0. -783 c.

9. Эффективность системы профессионального образования региона: монография / Под общ. ред. В.Г. Белкина. - Владивосток: Изд-во ТГЭУ, 2008. - І40 c.

10. http:// www.finansmag. т/960І5/ (дата вхождения І3.04.20І2 г.).

11. http://primamedia.ru/news/primorye/30.03.20ІІ/І507І2/ naseleme-primorskogo-kraya-za-posledme-vosem-let-sokratilos-na-n4-tis-chelov.html (дата вхождения І8.04.20І4 г.).

12. http://www.primstat.ru/digital/region2/default.aspx (дата вхождения І4.04.20І2 г.).

13. http://ru.wikipedia.org/wiki (дата вхождения І4.04.20І2 г.).

14. http://www.zanprim.ru/ index. php?id=bis&idr=vakans&a=fl. (дата вхождения І5.04.20І2 г.).

15. www.budgetrf.ru. (дата вхождения І3.04.20І2 г.).

16. www.edu.gov.ru. (дата вхождения І4.04.20І2 г.).

17. www.zrpress.ru/web/20H/20/4n99/ (дата вхождения

І5.04.20І2 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.