Научная статья на тему 'Анализ условий обучения в высшей школе как факторов, влияющих на выбор абитуриентов'

Анализ условий обучения в высшей школе как факторов, влияющих на выбор абитуриентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
286
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОДУКТ / EDUCATIONAL PRODUCT / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА / EDUCATIONAL SERVICE / ВЫСШАЯ ШКОЛА / HIGHER SCHOOL / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ (ВУЗЫ) / HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS (HEIS) / РЫНОК ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION MARKET / КОНКУРЕНЦИЯ / COMPETITION / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ / TRAINING DIRECTIONS / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / EDUCATIONAL PROGRAM / ПОТРЕБИТЕЛЬ / CONSUMER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смольянинова Елена Николаевна, Козлова Александра Алексеевна

Рынок образовательных услуг, как и любой другой, с каждым годом развивается, конкуренция на нем растет, а перед ВУЗами появляются новые задачи, требующие незамедлительного решения. Университеты, выступающие на данном рынке в роли производителя, предлагают как различные образовательные продукты (образовательные услуги), так и ряд сопутствующих товаров, к которому в данном случае относятся условия, касающиеся не только обучения, но и студенческой жизни в целом. Если образовательный продукт и его цена в университетах может совпадать, то «сопутствующие товары», как правило, везде различаются, хотя и имеют одну суть. Это говорит о том, что в условиях современного рынка высшим учебным заведениям необходимо, а некоторые и вынуждены, уделять больше внимания второстепенным вещам, которые все чаще становятся определяющими факторами в выборе потребителя. В большинстве случаев абитуриент/студент, выступающий в роли потребителя, отдает свое предпочтение тому производителю (ВУЗу), который в наибольшей степени удовлетворит его потребности, т.е. не только предоставит необходимый ему образовательный продукт по подходящей цене, но и будет соответствовать ряду критериев, выдвигаемых им к процессу обучения и организации студенческой жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смольянинова Елена Николаевна, Козлова Александра Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF TRAINING CONDITIONS IN HIGHER SCHOOL AS FACTORS INFLUENCING THE ELECTION OF THE APPLICANTS

The market of educational services, like any other, develops every year, competition grows on it, and new tasks appear before universities that require immediate solution. Universities acting in the given market as producers, offer both various educational products (educational services) and a number of related products, which in this case include conditions related not only to education, but also to student life in general. If the educational product and its price in universities can coincide, then "related products", as a rule, are always different, although they have one essence. This suggests that in a modern market, higher education institutions need, and some are forced to, pay more attention to secondary things, which are increasingly becoming the determining factors in the choice of the consumer. In most cases, the entrant / student, acting as a consumer, gives his preference to that producer (HIGH SCHOOL), which will most satisfy his needs, i.е. not only will he provide the educational product he needs at a suitable price, but will also meet a number of criteria that he puts forward to the process of teaching and organizing student life.

Текст научной работы на тему «Анализ условий обучения в высшей школе как факторов, влияющих на выбор абитуриентов»

economic sceinces

УДК 339.137.22

АНАЛИЗ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ КАК ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ВЫБОР АБИТУРИЕНТОВ

© 2017

Смольянинова Елена Николаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Международный маркетинг и торговля» Козлова Александра Алексеевна, магистрант кафедры «Международный маркетинг и торговля» Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, улица Гоголя, 41, e-mail: kozlovalexandra2016@yandex.ru)

Аннотация. Рынок образовательных услуг, как и любой другой, с каждым годом развивается, конкуренция на нем растет, а перед ВУЗами появляются новые задачи, требующие незамедлительного решения. Университеты, выступающие на данном рынке в роли производителя, предлагают как различные образовательные продукты (образовательные услуги), так и ряд сопутствующих товаров, к которому в данном случае относятся условия, касающиеся не только обучения, но и студенческой жизни в целом. Если образовательный продукт и его цена в университетах может совпадать, то «сопутствующие товары», как правило, везде различаются, хотя и имеют одну суть. Это говорит о том, что в условиях современного рынка высшим учебным заведениям необходимо, а некоторые и вынуждены, уделять больше внимания второстепенным вещам, которые все чаще становятся определяющими факторами в выборе потребителя. В большинстве случаев абитуриент/студент, выступающий в роли потребителя, отдает свое предпочтение тому производителю (ВУЗу), который в наибольшей степени удовлетворит его потребности, т.е. не только предоставит необходимый ему образовательный продукт по подходящей цене, но и будет соответствовать ряду критериев, выдвигаемых им к процессу обучения и организации студенческой жизни.

Ключевые слова: образование, образовательный продукт, образовательная услуга, высшая школа, высшие учебные заведения (ВУЗы), рынок образования, конкуренция, конкурентоспособность, направления подготовки, образовательная программа, потребитель.

ANALYSIS OF TRAINING CONDITIONS IN HIGHER SCHOOL AS FACTORS INFLUENCING THE ELECTION OF THE APPLICANTS

© 2017

Smolyaninova Elena Nikolaevna, candidate of economic sciences, associate professor of the department "International marketing and trade" Kozlova Alexandra Alexeevna, Master of International Marketing and Trade Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, Gogolya street. 41, e-mail: kozlovalexandra2016@yandex.ru)

Abstract. The market of educational services, like any other, develops every year, competition grows on it, and new tasks appear before universities that require immediate solution. Universities acting in the given market as producers, offer both various educational products (educational services) and a number of related products, which in this case include conditions related not only to education, but also to student life in general. If the educational product and its price in universities can coincide, then "related products", as a rule, are always different, although they have one essence. This suggests that in a modern market, higher education institutions need, and some are forced to, pay more attention to secondary things, which are increasingly becoming the determining factors in the choice of the consumer. In most cases, the entrant / student, acting as a consumer, gives his preference to that producer (HIGH SCHOOL), which will most satisfy his needs, ге. not only will he provide the educational product he needs at a suitable price, but will also meet a number of criteria that he puts forward to the process of teaching and organizing student life.

Keywords: education, educational product, educational service, higher school, higher education institutions (HEIs), education market, competition, competitiveness, training directions, educational program, consumer.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Переход российской экономики к рыночным отношениям потребовал новых решений и совершенно другой организации всей деятельности высшей школы, активного поиска новых механизмов приспособления вузов к реальной демографической, экономической, социальной ситуации, постоянного взаимодействия вузов с быстро меняющимся рынком образовательных услуг и рынком труда [1].

Сложившаяся негативная тенденция в российском высшем образовании продлится до 2025 г., а демографическая яма достигнет «дна» не ранее 2020 г. [2], что обуславливает рост конкуренции на рынке образования среди ВУЗов, а также снижение контрольных цифр приема по экономическим и гуманитарным направлениям подготовки, предусмотренные в докладе Министерства образования и науки Российской Федерации «Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации на 2016-2018 годы» [3].

В последние годы старшеклассникам все труднее сделать выбор из-за возрастающей конкуренции на ранке образовательных услуг. ВУЗам необходима информация для того, чтобы проанализировать ситуацию на рынке и свое положение на нем, а также понять какой позиции придерживаться дальше. Вследствие этого актуальность данного исследования возрастает.

Анализ последних исследований и публикаций, в ко-

торых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Высшие учебные заведения (ВУЗы) стремятся оптимизировать процесс обучение, модернизировать техническую базу и, конечно, стараются привлечь большее количество абитуриентов, в связи с чем ВУЗам необходимо изучать поведение потребителей, их предпочтения, выявлять, какие факторы являются определяющими в выборе дальнейшего места обучения, а какие уходят на второй план. Необходимость формирования конкурентоспособной системы высшего образования определена и в отчете «Об итогах деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации в 2015 году и задачах на 2016 год» [4].

Снижение количества студентов ВУЗов (как государственных, так и негосударственных) имеет постоянную тенденцию. Об этом свидетельствуют данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю [5]. На сегодняшний день российский Дальний Восток занимает лидирующую позицию по оттоку молодежи - трудоспособного населения в возрасте до 30 лет (как абитуриентов, так и квалифицированных специалистов), о чем свидетельствует проведенная в 2015 году Федеральной службой государственной статистики Всероссийская перепись населения, а также ежегодные отчеты Федеральной миграционной службы [6].

экономические науки

Формирование целей статьи (постановка задания). Каждый школьник рано или поздно встает перед выбором, где учиться дальше. Кто-то продолжает обучение в колледже, кто-то поступает в техникумы и училища, но все же большее число абитуриентов предпочитают получить высшее образование, вследствие чего выбирают высшие учебные заведения. Зачастую на выбор абитуриентами ВУЗа имеют существенное влияние родители [7, 8, 9], которые имеют более полное представление о рынке ВУЗов, востребованности профессий выпускников на рынке труда и среди работодателей [10-19 и др.]. Все это формирует определенный ряд критериев оценки, а затем и выбора дальнейшего места обучения.

Таким образом, основной целью данного исследования является анализ условий обучения в высшей школе, как факторов, влияющих на выбор абитуриентов. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: рассмотреть основные определения по данной теме; рассмотреть рынок образовательных услуг высшей школы г. Владивостока и определить конкурентную ситуацию на нем; выявить группы факторов, влияющих на выбор абитуриентов; проанализировать положение ВУЗов на рынке; определить степень соответствия условий обучения предпочтениям и требованиям абитуриентов.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Образовательные услуги высшей школы можно разделить на две большие группы: основные образовательные услуги и дополнительные. Каждая из них, в свою очередь, делится на платные и бесплатные.

Основные образовательные услуги - это услуги, предоставляемые по основным направлениям подготовки специалистов, т.е. по основным образовательным программам. Содержание их обязательного минимума определяют государственные образовательные стандарты, устанавливаемые федеральными органами государственной власти и управления в рамках их компетенции. Однако стоит отметить, что в 2017 году секвестр образовательной программы составит 23,4% от паспорта программы. Он продолжится в 2018 году: расходы сократятся на 28,5% и на 35,2% - в 2019 году. Доля расходов на образование в общем объеме бюджетных расходов упадет с 2,75% в 2015 году до 2,45% в 2019-м [19].

Дополнительные образовательные услуги - это комплекс целенаправленно создаваемых и предлагаемых образовательным учреждением возможностей получения образования в рамках его основной образовательной программы и приобретение дополнительных знаний, умений, навыков, развитие творческих и других способностей под руководством специалистов, с целью удовлетворения образовательных потребностей [20].

Анализируя образовательное пространство Дальнего Востока, стоит отметить, что оно представлено не только группой государственных и негосударственных вузов, но и группой вузов и их филиалов [21].

Предоставляя образовательные услуги ВУЗы ориентируются на потребителей, т.е. граждан, имеющих намерение заказать или приобрести товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности [22].

«Качество образования как необходимое условие конкурентоспособности вуза в условиях международной интеграции, высокой внутренней конкуренции напрямую зависит от качества человеческих ресурсов, и поэтому одним из основных направлений развития высшей школы должно стать развитие персонала, в первую очередь, преподавательского потенциала» [23].

Конкуренция на рынке образовательных услуг, в частности на рынке Приморья, возрастает с каждым годом. В последние годы в региональных университетах наблюдается планомерный процесс сокращения бюджетных мест в рамках государственного задания на под-

готовку специалистов на направления и специальности блока «Экономика и управления», причем это относится, в первую очередь, к бакалавриату» [24].

На рынке г. Владивостока существует пять основных ВУЗов, предоставляющих образовательные услуги: Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (ВГУЭС), Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ), Морской государственный университет имени адмирала Невельского (МГУ им. Невельского), Дальрыбвтуз и Тихоокеанский государственный медицинский университет (ТГМУ). Однако при анализе рассматривалось всего четыре ВУЗа, поскольку с недавнего времени ТГМУ реализует программы подготовки, направленные исключительно на медицину [25-29].

При анализе были выделены три группы факторов, по которым производилось сравнение университетов, а именно: качество обучения, стоимость обучения и качество студенческой жизни. В первую очередь стоит рассмотреть непосредственно сам образовательный продукт, предлагаемый ВУЗами, и его стоимость.

Основные образовательные программы, реализуемые университетами, представлены в таблице 1. Стоит отметить, что помимо упомянутых, каждый ВУЗ также предлагает уникальные направления подготовки, имеющие узкую направленность.

Таблица 1 - Основные образовательные программы ВУЗов г. Владивостока.

Направление подготовки ВГУЭС ДВФУ Дальрыбвтуз МГУ им. ГЛ. Невельского

Экологияи природ овскТьзоЕание 79 тыс.р. 128 тыс.р. 94 тыс.р.

Экономика 95-130 тыс.р. 136 тыс.р. 90 тыс.р 110 тыс.р

Торговоедело 101-105 тыс.р. 136 тыс.р. 90 тыс.р. 110 тыс.р.

Менеджмент 95-101 тыс.р. 136 тыс.р. 90 тыс.р. 100-110 тыс.р.

Юр ис пруд енция 120 тыс.р. 154 тыс.р. 110 тыс .р

Туризм 110 тыс.р. 136 тыс.р.

Психология 92 тыс.р. 131 тыс.р. 110 тыс.р.

Социология 131 тыс.р. 90 тыс.р. 125 тыс.р.

Информатика 79-101 тыс.р. 114-141 тыс.р. 105-110 тыс.р.

Технике с кие специально стн 79 тыс.р. S0-143 тыс.р. SS-172 тыс.р. 79-150 тыс.р.

Из таблицы 1 видно, что в ДВФУ самая высокая стоимость за обучение, а в Дальрыбвтузе - самая низкая. Также стоит отметить, что Дальрыбвтуз и МГУ им. Г.И. Невельского предлагают образовательные программы не по всем направлениям подготовки.

В области высшего образования выбранные ВУЗы предлагают несколько видов образовательных услуг, а именно: образовательные программы бакалавриата и магистратуры, которые в свою очередь имеют очную, заочную и очно-заочную (вечернюю) форму обучения; образовательные программы аспирантуры; программы дистанционного образования; международные программы; ряд программ дополнительного образования. Также во всех ВУЗах кроме ВГУЭС по некоторым направлениям подготовки сохранились программы специалитета. В качестве особенностей организации учебного процесса можно выделить следующее: ВГУЭС реализует систему интегрированного практикоориентированного обучения; в ДВФУ осуществляет программу военного обучения; МГУ им. Г.И. Невельского и Дальрыбвтвуз помимо стандартной, также предлагают курсантскую форму обучения.

Данные университеты также реализуют множество программ дополнительного образования, куда входят как краткосрочные курсы, так и полноценное образование, по окончанию которого выдаются дипломы о профессиональной переподготовке.

Следует отметить, что все вышеперечисленные ВУЗы в процессе обучения в большей или меньшей мере степени используют компьютерные технологии. Так во ВГУЭС существует электронная образовательная среда «moodle», электронная библиотека, системы тестирования «СИТО» и «TOEFL»; в ДВФУ - электронная библиотека и электронное обучение «BlackBoard». Также во все университеты имеют собственный сайт и электронную библиотеку.

Достаточно большое внимание университеты уделя-

economic sceinces

ют работе с абитуриентами. Каждый из них имеет программы подготовки к вступительным испытаниям, подготовительные курсы разной продолжительности, проводит различные олимпиады и конкурсы и репетиционные тесты ОГЭ и ЕГЭ. Помимо всего вышеописанного, каждый семестр ВУЗы проводят дни открытых дверей, где абитуриенты и их родители могут получить всю интересующую их информацию.

Говоря об образовательном продукте (услуге, предоставляемой ВУЗом), следует сказать о так называемом «сопутствующем товаре», к которому в данном случае можно отнести инфраструктуру ВУЗа (условия проживания, питание, дополнительные возможности развития).

Наиболее удачное месторасположение имеет ВГУЭС, поскольку кампус, включающий и учебные корпуса, и общежития находится довольно близко относительно центра города. У Дальрыбвтуза, несмотря на расположение главного корпуса в самом центре Владивостока, существенным недостатком является то, что общежития находятся достаточно далеко от него. Самым удаленным университетом является ДВФУ: он располагается на о. Русском, где только развивается инфраструктура в целом. Условия и стоимость проживания в общежитиях представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Условия и стоимость проживания в общежитиях

ВУЗ Про™™,

Удаленность Условия Стоимость

ВГУЭС 0-10 м -1-4 человека б комнате -кухни -гладильные комнаты -санузлы -перемещение полностью внутри кампуса -услугиза допллату (уборка, стирка и др.) 1100-2000 рубУмес.

ДВФУ 0-20 км -2-4 человека б комнате -уборка(о_ Русский) -стщжа(о. Русский) -санузлы -прачечные -о Русскнй:2600-6500 рубУмес. ш; 6200-10800 рубУмес. -500-1500 рубУмес. к\м

Дальрыб втуз 7км -за допллату предоставляются в пользование стиральные машины, эл.плиты, шкафы'шка фы-купе, стирка постельных принадлежностей 600-1500 руб./мес. (600-800 руб'мес. к\м; 1200-1500 рубУмес,

МГУ им Г .И. Невельск 0км -1-4 человека б комнате -прачечные -гладильные комнаты 700 -1400 рубУмес.

Из таблицы 2 следует вывод, что наиболее дорогое проживание обходится студентам ДВФУ, такая стоимость обусловлена тем, что общежития на кампусе на о. Русский позиционируется как гостиницы. В целом стоимость и условия проживания в других университетах одинаковые, но надо отметить, что для комфортного проживания в общежитии Дальрыбвтуза необходимо доплачивать.

Инфраструктуры кампусов ВГУЭС и ДВФУ развиты довольно хорошо. На территории данных университетов имеются медицинские центры, спорткомплексы, гостиницы, кафе, автошколы, магазины, парковки, банки, библиотеки, парки и многое другое, что делает жизнь студентов и сотрудников комфортной. Инфраструктуры двух других ВУЗов, Дальрыбвтуза и МГУ им. Г.И. Невельского, развиты хуже, однако, в принципе удовлетворяют самые необходимые потребности обучающихся.

Все анализируемые высшие учебные заведения стремятся развивать своих студентов не только в образовательной сфере, но и в спортивной, и в творческой. На своей базе они организовывают и развивают различные творческие кружки и коллективы, спортивные секции и т.д. По данному пункту сравнения нельзя обозначить безусловного лидера, т.к. во всех университетах для студентов открывается широкий выбор возможностей.

В целом, если говорить о степени соответствия высших учебных заведений Владивостока предпочтениям абитуриентов, то складывается следующая картина:

- ВГУЭС имеет довольно высокую степень соответствия (несмотря на то, что стоимость обучения и

проживания выше среднего, во ВГУЭС обширный выбор направлений подготовки, в процессе обучения используются современные технологии, хорошо развита инфраструктура, большой выбор в направлениях профессионального, творческого и спортивного развития, условия проживая в общежитиях комфортные);

- ДВФУ также имеет довольно высокую степень соответствия (здесь представлен наибольший выбор направлений подготовки, большой выбор в направлениях профессионального, творческого и спортивного развития, инфраструктура развита достаточно хорошо и продолжает улучшаться, в процесс обучения внедряются современные технологии, условия проживания комфортные, но стоимость обучения и проживания довольно высокая);

- Степень соответствия Дальрыбвтуза находится на среднем уровне (здесь представлена самая низкая стоимость обучения, достаточно большой выбор специализированных направлений подготовки, но маленький выбор общих специальностей, большой выбор в узкоспециализированных направлениях доп. образования, есть возможность творческого развития, инфраструктура университета не особо развита, общежития находятся довольно далеко от учебных корпусов, условия проживания становятся комфортными только при оплате дополнительных услуг);

- Степень соответствия МГУ им. Г.И. Невельского можно определить, как выше среднего (в данном университете средняя стоимость обучения, достаточно большой выбор специализированных направлений подготовки, но маленький выбор общих специальностей, большой выбор в узкоспециализированных направлениях дополнительного образования, есть возможность творческого и спортивного развития, инфраструктура развита достаточно хорошо, условия проживания в общежитии комфортные).

Таким образом, следует вывод, что в наибольшей степени соответствуют ожиданиям абитуриентов Владивостокский государственный университет экономики и сервиса и Дальневосточный федеральный университет. Далее идет Морской государственный университет имени Адмирала Невельского, а замыкает список Дальрыбвтуз.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Подводя итоги данного исследования можно сделать ряд однозначных выводов: ВУЗы г. Владивостока представляют разнообразные качественные образовательные услуги, при этом основная конкурентная борьба разворачивается между ВГУЭС и ДВФУ. При равных конкурентных позициях ДВФУ опережает ВГуЭС по количеству направлений подготовок, а ВГУЭС, в свою очередь, опережает ДВФУ по стоимости обучения и проживания. Также стоит отметить, что Дальрыбвтуз и МГУ им. Г.И. Невельского всегда будут востребованы в Приморском крае и Дальнем Востоке в целом, поскольку осуществляют подготовку по направлениям, потребность в которых предопределена региональными особенностями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Актуальные вопросы экономики и управления: Специфика образовательной услуги как основа маркетинговой политики вуза: мат. междунар. науч. конф. апрель 2011 г. - Москва: Изд-во РИОР, 2011. - С. 7-12.

2. Боляев Д.А. Результаты и основные направления деятельности Министерства образования и науки РФ на 2016-2018 годы [Электронный ресурс] / Д.А. Беляев // Дмитрий Анатольевич Беляев, персональный сайт и блог. - Режим доступа: http://bda-expert.com/2015/04/ rezuhaty-i-osmvnye-napravleшya-deyatelnosti-mimster-stva-obrazovaшya-i-nauki-rossijskoj-federarii-na-2016-2018^у/.

3. Ильинский И.М. О ситуации, некоторых прогнозах и стратегиях развития негосударственного высшего профессионального образования в России в связи

экономические науки

с демографической ямой / И.М. Ильинский // Знание. Понимание. Умение. - 2010. - № 4. - С. 4-15.

4. Информация об итогах деятельности министерства образования и науки Росской Федерации в 2015 году и задачах на 2016 год [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа: http://минобрнауки.рф/до-кументы/7951.

5. Информация о статистике количества студентов ВУЗов [Электронный ресурс] // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю. - Режим доступа: http://primstat.gks.ru/.

6. Авсянников Н.М. Маркетинг в образовании: учеб. пособие / Н.М. Авсянников. - М.: РУДН, 2007. -158 с.

7. Информация о направлении государственной образовательной политики до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //murzim.ru/ nauka/peda-gogika/ 28940 -napravleniya -gosudarstvennoy-obrazo-vatelnoy -politiki-do-2020-goda.html.

8. Омельчук Р.К. Идеология в педагогике: идеалы философии или идолы культуры / Р.К.Омельчук // Педагогика и просвещение. - 2014. - № 2. - С. 114-124.

9. Результаты опроса работодателей об удовлетворенности выпускниками-студентами Новосибирского государственного технического университета [Электронный ресурс] // Новосибирский государственный технический университет: официал. сайт - Режим доступа: http://www.nstu.ru/static_files/23173/nstu_stud_ companies.pdf.

10. Гаврилова М.А. Проблемы мотивации выпускников на трудоустройство. Мероприятия ГАУ НПО «СРПК», направленные на повышение мотивации [Электронный ресурс] / М.А.Гаврилова // - Режим доступа:http://www. labourmarket.ru/conf10/reports/gavrilova.doc.

11. Анализ результатов социологического опроса «Оценка степени удовлетворенности работодателей качеством профессиональной подготовки в ЗАБгу» [Электронный ресурс] // Забайкальский государственный университет. - Режим доступа: http://zabgu. ru/files/html_document/pdf_files/fixed/ocenka_stepeni_ udovletvorennosti_rabotodatelej/otchet_rabotodateli_2015.pdf.

12. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от03.02.2014) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_140174/.

13. Васильева Е.Ю., Солодов С.В., Кочетов Д.А., Кочетов А.И. Мониторинг удовлетворенности работодателей качеством выпускников вузов: монография / Е.Ю. Васильева, С.В. Солодов, Д.А. Кочетов, А.И. Кочетов. - М.: Изд.дом МИСИС, 2013. - 259 с.

14. Чуланова О.Л. Методика реализации взаимодействия работодателей с выпускниками вузов на основе современных технологий работы с персоналом [Электронный ресурс] / О.Л. Чуланова, М.А. Колтунович, К.И. Яворская // Интрнет-журнал «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук». - 2016г. - №5-2. - Режим доступа: //http://publika-cia.nct/archive/2016/5/2/49.

15. Прокофьев О.В., Сёмочкина И.Ю. Факторы социально-экономического развития и рынка труда: оценка состояния, взаимосвязи, воздействие на профессиональное самоопределение выпускников // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. Т. 1. № 11 (15). С. 229-236.

16. Горбачева Н.Б. Взгляд молодежи на профессиональный выбор и востребованность профессий на рынке труда // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 7-9.

17. Шкиль О.С., Бурдуковская Е.А., Чжэн В. О соответствии профессиональной подготовки кадров современным запросам рынка труда // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 348-350.

18. Биксина Н.А. Степень напряженности ситуации

на региональном рынке труда как фактор, определяющий стратегию его регулирования // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 3. С. 62-66.

19. 15Аскеров С. Российское высшее образование ждет сокращение финансирования [Электронный ресурс] / С.Аскеров // Интернет-журнал «Молодой ученый». - 2016. - №19 (78). - Режим доступа: http://mo-luch.ru/archive/78/13556/.

20. Шинкарева Л.В., Дополнительные образовательные услуги в дошкольном учреждении: понятие, виды, особенности реализации / Л.В. Шинкарева, А.А. Воробьева // Проблемы и перспективы развития образования: мат. Междунар. науч. конф., Пермь, апрель 2011 г. - Пермь: Изд-во Меркурий, 2011. - С. 92-95.

21. Все вузы России [Электронный ресурс] // ON-Line справочник. - Режим доступа: http://allvuzes.ru/catalog.

22. О защите прав потребителей: федеральный закон от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 03.07.2016) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/.

23. Шевченко Д.А. Маркетинговая деятельность вуза: структура, управление и содержание / Д.А. Шевченко // Практический маркетинг.- 2013. - №9 (199) .- С. 10.

24. Белый Е.М., Романова И.Б. Проблемы экономики и менеджмента / Е.М. Белый, И.Б. Романова // Маркетинговая политика регионального университета в сфере экономического образования. - 2015. - №7 (47).

- С. 9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Владивостокский государственный университет экономики и сервиса [Электронный ресурс] // ВГУЭС: официал. сайт организации. - Режим доступа: http:// vvsu.ru/.

26. Дальневосточный федеральный университет [Электронный ресурс] // ДВФУ: официал. сайт организации. - Режим доступа: https://www.dvfu.ru/.

27. Дальрыбвтуз [Электронный ресурс] // Дальрыбвтуз: официал. сайт организации. - Режим доступа: http://dalrybvtuz.ru/.

28. Морской государственный университет имени Г.И. Невельского [Электронный ресурс] // МГУ им. Г.И. Невельского: официал. сайт организации.

- Режим доступа: http://www.msun.ru/.

29. Тихоокеанский государственный медицинский университет [Электронный ресурс] // ТГМУ: официал. сайт организации. - Режим доступа: http://www.tgmu.ru/.

Статья поступила в редакцию 29.06.2017.

Статья принята к публикации 25.09.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.