УДК 378
Шестак Ольга Игоревна
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток, Россия
Состояние и основные тенденции развития системы профессионального образования и науки на Дальнем Востоке
В статье нашли отражение основные цели государственной политики в области модернизации высшей школы, показаны произошедшие в связи с этим изменения на рынке образовательных услуг Дальневосточного федерального округа. Проанализированы структура рынка образовательных услуг региона и потребность региональной экономики в выпускниках вузов. Определены траектории развития профессионального образования на Дальнем Востоке.
Ключевые слова и словосочетания: профессиональное образование, Дальний Восток, модернизация высшей школы, федеральный университет, региональный вуз, рынок труда, научно-исследовательская деятельность, образовательная программа.
Модернизация системы профессионального образования, развернувшаяся во многих странах, способствовала формированию новых трендов развития высшей школы, одним из которых стала ориентация на обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. В ходе реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 гг. были приняты законы, которые легли в основу значительных институциональных преобразований в системе образования: появились федеральные и научно-исследовательские университеты, автономные и бюджетные образовательные учреждения, был введен единый государственный экзамен, начался переход на двухуровневую модель высшего образования. В результате были созданы основные механизмы модернизации системы образования, сформировалась сеть инновационных образовательных учреждений, сложилась новая конкурентная среда и определились группы лидеров для распространения практики модернизации во всей системе образования Российской Федерации. Повысилась общедоступность высшего профессионального образования за счет появления устойчивой тенденции
сопоставимости числа бюджетных учебных мест в вузах и числа выпускников общеобразовательных школ.
Новая стратегическая цель государственной политики в области образования и задачи текущего этапа модернизации были определены Федеральной целевой программой развития образования на 2011 - 2015 гг. как повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Одной из особенностей этого этапа является переход на образовательные стандарты нового поколения, основанные на компетентностной парадигме образования, предполагающей разработку новых моделей, методов и технологий обучения в тесном сотрудничестве образовательных учреждений и работодателей. Такое сотрудничество стало необходимо также для создания условий максимальной гибкости и нелинейности образовательного процесса, включения процессов получения и обновления знания во все производственные и общественные процессы, что является важнейшим требованием инновационной экономики.
Качественные изменения в результате модернизации произошли на рынке образовательных услуг Дальневосточного федерального округа (далее - ДВФО). Появление двух федеральных университетов - СевероВосточного федерального университета им. М.К. Амосова в г. Якутске и Дальневосточного федерального университета в г. Владивостоке - усложнило структуру конкурентной среды. Сегодня на рынке образовательных услуг ДВФО действуют более 100 образовательных учреждений высшего профессионального образования (далее - ВПО), большинство из которых филиалы. Создание федеральных университетов привело к появлению на рынке образовательных услуг структур олигополистического типа, которые в силу объективных и субъективных факторов могут оказать особое влияние на основных потребителей. Поэтому сохранение конкурентной среды выступает необходимым условием повышения качества образования в регионе.
На рынке образовательных услуг ДВФО в 2012 г. свою деятельность осуществляли 114 образовательных учреждений высшего профессионального образования (табл. 1), из которых 32 государственных вуза, 12 -негосударственных, 70 - филиалов.
Согласно статистике Рособрнадзора, крупнейшими вузами по приведенному контингенту обучающихся в ДВФО считаются: Дальневосточный федеральный университет (далее - ДВФУ) (г. Владивосток), Тихоокеанский государственный университет (далее - ТОГУ) (г. Хабаровск), Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Амосова (далее -СВФУ) (г. Якутск), Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (далее - ВГУЭС) (г. Владивосток).
Таблица 1
Количество образовательных учреждений высшего профессионального образования в Дальневосточном федеральном округе [1]
Т ерритория Г осударственные Негосударственные Итого
вузы филиалы* вузы филиалы
Хабаровский край 11 7 6 5 29
Приморский край 7 5 3 5 20
Республика Саха (Якутия) 5 16 1 4 26
Амурская область 4 6 — 2 12
Камчатский край 2 4 1 2 9
Сахалинская область 1 5 1 1 8
Магаданская область 1 2 — 3 6
Еврейская автономная область 1 2 — 1 4
ИТОГО 32 47 12 23 114
Важнейшим трендом современного развития профессионального образования в регионе является сохранение дисбаланса между спросом на специальности и предложением от профессиональных систем образования. Этот дисбаланс проявляется не только на профессиональном (между спросом на гуманитарные, экономические специальности и вакантными местами высококвалифицированных рабочих), но и территориальном уровне (между предложениями городского и сельских рынков труда).
В настоящее время в экономике Дальнего Востока формируются новые секторы - нефтегазопереработка, автомобиле- и судостроение, самолетостроение. По прогнозам Министерства регионального развития предприятия новых отраслей к 2025 г. будут формировать до 63,5 % объема ВРП. В связи с этим приоритетной задачей образовательных учреждений Дальнего Востока является подготовка, переподготовка и повышение кадров. Особое значение имеет деятельность вузов по организации системы непрерывного и опережающего обучения для решения проблем занятости и снижения безработицы.
Стратегическим направлением развития профессионального образования на Дальнем Востоке для российских вузов является взаимодействие с образовательными учреждениями и предпринимательскими структурами стран АТР. Задача региональных вузов - не просто обеспечить социально-экономическое развитие региона, но еще и вписаться в рынок трудовых ресурсов стран АТР, быть на нем конкурентоспособными как с образовательными программами, так и со своими выпускниками.
Общая численность хозяйствующих субъектов Приморского края на 1 ноября 2011 г. составила 115 857 единиц, в том числе 80 589 субъектов - это предприятия малого и среднего бизнеса (26 374) и индивидуаль-
ные предприниматели (54 215), чья потребность в кадрах ежегодно увеличивается.
В период до 2016 г. прогнозируется неуклонный рост потребности в молодых специалистах и квалифицированных рабочих (табл. 2). Коэффициент роста спроса на молодых специалистов с высшим образованием в среднем увеличивается на 129,1% ежегодно, на специалистов со средним профессиональным образованием - на 117,6%, на квалифицированных рабочих - на 126,6%.
Таблица 2
Тенденция роста спроса на молодых специалистов и квалифицированных рабочих на рынке труда Дальнего Востока, %
Год Спрос на выпускников по уровням образования
НПО СПО ВПО
2011 100,0 100,0 100,0
2012 118,4 112,5 116,8
2013 123,1 114,8 124,9
2014 125,8 117,5 131,5
2015 128,3 119,6 135,8
2016 137,4 123,4 136,4
Примечание: за 100 % принят уровень спроса по состоянию на 2011 г. [4].
Таблица 3
Сложности удовлетворения потребностей предприятий Приморского края в квалифицированных кадрах [4]
Потребность в кадрах Потребность Сложность удовлетворения
Очень легко Скорее легко Скорее сложно Крайне сложно
В квалифицированных рабочих, имеющих диплом об окончании ПТУ, лицея 29,8 5,2 9,0 41,8 44,0
В квалифицированных технических специалистах, имеющих диплом об окончании техникума, колледжа 27,3 7,3 13,0 44,4 35,3
В квалифицированных инженерах, имеющих диплом об окончании вуза 15,0 3,2 9,1 47,8 39,9
В специалистах для непроизводственных подразделений (экономисты, бухгалтера, юристы, менеджеры и т.д.), имеющих диплом об окончании вуза 27,9 4,6 31,7 35,8 27,9
В ноябре 2012 г. Центр социологических и маркетинговых исследований ВГУЭС провел опрос 278 руководителей и владельцев предприятий различных форм собственности и размеров по ключевым отраслям региональной экономики. Результаты опроса выявили острую потребность в квалифицированных кадрах на предприятиях Приморского края при высокой сложности её удовлетворения (табл. 3).
Предприниматели определяют недостаток квалифицированных кадров как ключевую проблему развития бизнеса в Приморском крае.
Потребность в молодых специалистах распространяется на лиц с высшим образованием, преимущественно в области экономики и управления (табл. 4).
Таблица 4
Молодые специалисты, востребованные работодателями
Вид деятельности Степень востребованности, в % Требования к образованию
Экономика и финансы 33,7 Высшее
К и связь 19,2 Высшее
Продажи 10,3 Высшее, среднее профессиональное
Обслуживающий персонал 9,6 Высшее, среднее профессиональное
Бухгалтерский учет и аудит 8,7 Высшее
Менеджмент и управление 6,8 Высшее
Производство 6,7 Высшее, среднее профессиональное, начальное профессиональное
Маркетинг, реклама, РЯ 4,9 Высшее
Примечание: по результатам опроса руководителей предприятий, 2012 г. [4].
Таким образом, потребность региональной экономики в специалистах всех уровней образования, в особенности с высшим образованием, достаточно велика и коррелирует со структурой вакансий региональных кадровых агентств и реальными потребностями предприятий. Преобладает потребность в специалистах в области экономики и финансов, менеджмента и управления, сервиса, информационных технологий и связи. Отметим, что именно эти направления подготовки выбраны приоритетными во ВГУЭС. Велика потребность и в инженерных кадрах, хотя в общей структуре востребованности специалистов с высшим образованием её доля относительно невелика при наибольшей сложности её удовлетворения.
Результаты анализа итогов поступления выпускников средних общеобразовательных школ в высшие учебные заведения, проводимого ежегодно Департаментом образования и науки администрации Приморского края, показывают, что с 2005 г. в крае сохраняется устойчивая привлека-
тельность (которая сохранится по прогнозам до 2013 г.) для абитуриентов следующих направлений подготовки:
- «Экономика и управление» (2005 г. - 15%, 2010 г. - 17%, 2011 г. и на период до 2013 г. - 27 - 28% от общей численности выпускников в крае);
- «Сфера обслуживания» (2005 г. - 15%, 2010 г. - 18%, 2011 г. и на период до 2013 г. - 17% от общей численности выпускников в крае);
- «Транспорт и связь» (2005 г. - 16%, 2010 г. - 10%, 2011 г. и на период до 2013 г. - 13,3% от общей численности выпускников в крае).
Показатели трудоустройства выпускников по данным группам являются наиболее высокими и в период 2008 - 2011 гг. составляют в среднем 85 - 90%.
За период 2000 - 2012 гг. в Приморском крае сформирован устойчивый спрос на специальности в области гуманитарных наук (2005 г. - 10%, 2010 г. - 11%, 2011 г. и на период до 2013 г. - 14% от общей численности выпускников в крае). Вместе с тем, специальности в областях «Физикоматематические науки», «Естественные науки», «Социальные науки», «Образование и педагогика», «Здравоохранение», «Культура и искусство», «Сельское и рыбное хозяйство», «Геодезия и землеустройство», «Геология, разведка и разработка», «Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника», «Морская техника» за период 2000 - 2010 гг. привлекали, в среднем, 1 - 5% от общего количества абитуриентов.
Чтобы оставаться успешными в нынешних условиях, университеты должны грамотно определить свою рыночную нишу, разработка которой гармонично дополнит научно-образовательную структуру Дальневосточного региона, в значительной степени сформированную федеральными университетами с учетом стратегических целей и задач развития регионов, приоритетов государственной научно-технической политики, имеющегося в университетах кадрового, управленческого и материальнотехнического потенциала.
Созданные на Дальнем Востоке федеральные университеты не только сконцентрировали значительные кадровые, материально-технические и финансовые ресурсы вследствие поддержки их программ развития из федерального бюджета, но и стали центрами притяжения для институтов Дальневосточного отделения РАН. В связи с этим другие субъекты образовательного пространства округа должны адаптировать некоторые свои стратегические и тактические цели и инструментарий их достижения изменившимся условиям внешней среды. Учитывая вышесказанное, остановимся коротко на анонсированных ведущими университетами ДВФО приоритетных направлениях развития научно-образовательной деятельности.
Современное состояние научно-исследовательской деятельности в ДВФО можно охарактеризовать как переходный этап, вызванный системными институциональными изменениями, инициированными Правительством РФ. Согласно информации, размещенной на сайте Дальнево-
сточного федерального университета (ДВФУ), в вузе насчитывается 92 научных школы по многим отраслям естественных, технических и гуманитарных наук. Детальный анализ конкурсной активности и результативности ДВФУ в рамках федеральных целевых программ показывает, что приоритетными направлениями исследований для этого университета являются, прежде всего, естественные (математика, физика конденсированного состояния, биология моря, химия) и инженерные (судостроение, технологии энергосбережения, переработки сельскохозяйственного сырья и продуктов питания, геология, методы обработки разных материалов). Научная деятельность Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ВГУЭС) развивается по приоритетным направлениям развития в области экономики и управления, сервиса и информационных технологий. Приоритетные научные направления Северо-Восточного федерального университета концентрируются вокруг исследования проблем Севера, включая технико-технологическое освоение региона, его культурное, социально-экономическое, правовое развитие. Приоритетными научными направлениями Тихоокеанского государственного университета выступают теоретическая и экспериментальная физика, а также обширный перечень инженерных наук. Научные интересы Амурского государственного университета (АмГУ) охватывают некоторые направления теоретической и экспериментальной физики, филологических и технических наук. Другие региональные университеты являются либо отраслевыми (Дальневосточный государственный университет путей сообщения, Морской государственный университет им. адм. Г.И. Невельского, Дальневосточный государственный рыбохозяйственный технический университет), что предопределяет специфику их научных интересов, либо весьма скромными с точки зрения достигнутого к настоящему времени научного потенциала.
Таким образом, на Дальнем Востоке имеется один действительно крупный научно-образовательный центр - Дальневосточный федеральный университет, интегрировавший ресурсы при слиянии нескольких крупных университетов и связанный партнерскими отношениями с институтами ДВО РАН, а также 5 - 6 более скромных университетов с ограниченным набором приоритетных направлений научных исследований, однако не пересекающихся с исследовательским полем ДВФУ.
Ни любой отдельно взятый вуз, ни система высшего образования региона в целом не могут и не должны абстрагироваться от реальной образовательной ситуации в самих регионах. Решение этой проблемы, по нашему мнению, лежит в ориентации вузов на реальные образовательные потребности населения и экономики региона. В последние годы уровень потребностей региона и его работодателей в кадрах стал значительно опережать традиционные возможности университетов [3].
В новых экономических реалиях в Дальневосточном регионе сформировались новые вызовы для университетов, а именно:
- конкретизация путей построения инновационной региональной экономики;
- формирование стратегии и тактики достижения результатов на пути построения инновационной экономики;
- формирование кадрового потенциала региона, адекватного стратегическим и тактическим задачам;
- формирование инновационной технологической базы региона и ее проектного наполнения.
По итогам экспертной оценки инновационных образовательных программ вузов Дальнего Востока и Сибири [2] был сделан вывод, что современная трактовка роли инновационных университетов вытекает из региональных вызовов и заключается в следующем: университет - это активный субъект формирования региональной экономики. Университеты в современных экономических условиях должны стать локомотивами развития ключевых отраслей региона, фактором повышения их конкурентоспособности внутри страны и усиления экономических позиций России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
С этой целью предлагается реализовать траектории формирования стратегий развития вузов, включающие:
- преобразование университетов в крупные научно-образовательные центры инновационного типа на основе взаимосогласованных проектов;
- маркетинговый подход к управлению университетами;
- проектно-ориентированный подход в научно-образовательных процессах;
- концентрацию ресурсов на основе частно-государственного партнерства;
- создание, инкубирование и агентирование региональной инновационной среды;
- новые схемы образования, реализацию специализированных экспортно-ориентированных образовательных проектов.
В этом случае стратегии развития вузов будут укладываться в контекст региональных стратегий, формировать эти стратегии и существенным образом влиять на их реализацию. Именно такой подход обеспечивает высокий уровень эффективности государственной поддержки вузов и опережающий характер социально-экономического развития региона.
1. Все вузы России: справочник аккредитованных вузов [Электронный ресурс] // Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Режим доступа: http://abitur.nica.ru/ (дата обращения: 10.11.2012).
2. ДВГТУ поручено выполнить экспертную оценку роли вузов в ин-
новационном развитии Дальнего Востока и Сибири [Электронный ресурс]. Режим доступа: Ьйр://юр.ГепШ.ги/^ех.ркр?орйоп=сот_ соп-
tent&task=view&id=116&Itemid=35 (дата обращения: 01.11.2012).
3. Университет в современном обществе: стратегия инновационного развития: кол. монография / под общ. ред. проф. Г.И. Лазарева. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2011. - С. 55.
4. Шестак О.И. Структура потребности в специалистах и кадровые проблемы российской экономики (на примере анализа рынка труда в Приморском крае) / О. И. Шестак // Ойкумена. Регионоведческие исследования. - 2012. - № 4. - С. 24 - 36.