Научная статья на тему 'Высшее образование на Дальнем Востоке России в контексте рыночных реформ, национальных традиций, инноваций и безопасности (1991–2011 гг. )'

Высшее образование на Дальнем Востоке России в контексте рыночных реформ, национальных традиций, инноваций и безопасности (1991–2011 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
351
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК РОССИИ / РЕФОРМЫ / ТРАДИЦИИ / ИННОВАЦИИ / РЫНОК ТРУДА / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / HIGH EDUCATION / FAR EAST OF RUSSIA / REFORMS / TRADITIONS / INNOVATIONS / JOB MARKET / NATIONAL SECURITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макаренко Василий Геннадьевич

Исследован опыт рыночных реформ в системе высшего образования на Дальнем Востоке России в 1991–2011 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

High education of the Far East of Russia in the system of market reforms, national traditions, innovations and security (1991–2011)

Market reforms experience in the Russian Far East universities during 1991–2011 was researched.

Текст научной работы на тему «Высшее образование на Дальнем Востоке России в контексте рыночных реформ, национальных традиций, инноваций и безопасности (1991–2011 гг. )»

Вестник ДВО РАН. 2012. № 4

УДК 378.1(09)(571.6)

В.Г. МАКАРЕНКО

Высшее образование на Дальнем Востоке России в контексте рыночных реформ, национальных традиций, инноваций и безопасности (1991-2011 гг.)

Исследован опыт рыночных реформ в системе высшего образования на Дальнем Востоке России в 1991-2011 гг.

Ключевые слова: высшее образование, Дальний Восток России, реформы, традиции, инновации, рынок труда, национальная безопасность.

High education of the Far East of Russia in the system of market reforms, national traditions, innovations

and security (1991-2011). V.G.MAKARENKO (Institute of History, Archaeology and Ethnography of the Peoples of the Far East, FEB RAS, Vladivostok).

Market reforms experience in the Russian Far East universities during 1991-2011 was researched.

Key words: high education, Far East of Russia, reforms, traditions, innovations, job market, national security.

После распада СССР последовательный курс новой генерации российских политиков на укрепление и дальнейшее развитие рыночных отношений в России обусловил ряд глубинных преобразований во всех сферах жизнедеятельности общества, в том числе в системе образования [7, с. 168; 15, с. 5, 511]. В соответствии с планами реформаторов инновации здесь должны обеспечить формирование образовательной модели, наиболее полно соответствующей рыночной экономике, кардинально изменившемуся социально-экономическому укладу государства при сохранении качества, эффективности и доступности образования для всех категорий населения. (Последнее, на наш взгляд, невыполнимо в принципе - именно рынок с его непредсказуемыми тенденциями развития и товарно-денежными отношениями всегда будет препятствовать получению образования малообеспеченным населением, да еще в условиях современного глубокого экономического кризиса и безработицы.)

Цель данной статьи - исследовать опыт и результаты преобразований в системе высшего образования на Дальнем Востоке России под воздействием рыночных реформ в 1991-2011 гг. Задачи статьи сводятся к попытке автора, не претендуя на всестороннее освещение обозначенной проблемы, выявить основные тенденции, проблемы и противоречия в развитии региональной высшей школы, эффективность ее взаимодействия с рынком

МАКАРЕНКО Василий Геннадьевич - кандидат исторических наук, ученый секретарь (Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока, Владивосток). E-mail: vasgen@bk.ru

Работа выполнена при финансовой поддержке Президиума РАН (проект № 12-1-ПЗЗ-04 «Традиции и инновации в системе высшего образования на Дальнем Востоке в период социальных трансформаций в XX-начале XXI в. в свете историко-культурных ценностей России»)

труда, роль в обеспечении устойчивого социально-экономического развития территории, национальной безопасности РФ на Дальнем Востоке и в АТР'.

В результате реализации новой, рыночной, парадигмы образования в РФ сегодня окончательно ликвидированы его прежние, «социалистические» организационно-правовые основы, утвердившиеся в условиях СССР: жесткая централизованная система управления, идеологизация обучения, целенаправленная воспитательная работа, планирование ежегодного увеличения численности подготовленных специалистов без полного учета реальной потребности в них хозяйственно-экономического комплекса, система их государственного распределения и др.). Однако по-прежнему сохраняется принцип остаточного финансирования государством социальной сферы, в том числе учреждений образования и подготовки кадров, что оказывает негативное влияние на уровень и качество подготовки специалистов. В начале 1990-х годов возрождена выгодная реформаторам концепция «многоканального» финансирования системы образования - за счет физических (в первую очередь) и юридических лиц, попечительских советов, общественных организаций и др.

Реформирование высшего образования в России в 1991-2000-е годы осуществлялось на основе изучения, осмысления и практического использования международного опыта функционирования образовательных систем, несмотря на то что в нашей стране совершенно другие, несопоставимые с зарубежными, социально-экономические условия (низкая оплата труда, недостаточно развитая социально-бытовая инфраструктура) и менталитет населения. Тем не менее в начале 1990-х годов постепенно были введены платные «образовательные услуги» наряду с сохранением бесплатной (бюджетной) формы обучения. Началось становление, развитие и распространение многоуровневой системы подготовки специалистов, существующей в большинстве зарубежных стран; стали реализовываться идеи интернационализации образования, интеграции с зарубежными учреждениями науки, культуры, образования, развития международных связей и взаимовыгодного сотрудничества.

Однако развитие высшей школы в РФ, в том числе на Дальнем Востоке, осуществлялось в русле прежних, дореформенных тенденций - росла сеть вузов, увеличивалось число студентов в них, причем в основном за счет создания негосударственных высших учебных заведений (см. таблицу).

Данные таблицы свидетельствуют о том, что в 1991-2009 гг. в России быстрыми темпами росло число негосударственных вузов. Так, в 2009 г. с учетом 7 государственных высших учебных заведений Республики Саха (Якутия) и 1 вуза Еврейской автономной области в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) насчитывалось 52 высших учебных заведения (из них 37 государственных), в которых обучались 315 662 студента [16, с. 36].

Расширение «территориальных полей» высшей школы в РФ, в том числе на Дальнем Востоке, в 1991-2011 гг. осуществлялось также за счет открытия многочисленных филиалов вузов на периферии. Так, в 2006 г. в регионе функционировали 46 филиалов дальневосточных вузов и 26 филиалов крупных вузов других регионов страны (Архив ИИАЭ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 668. Л. 4, 5). Из-за недостаточного материально-технического и кадрового обеспечения и, как следствие, низкого качества подготовки специалистов дальнейшее существование этих учебных заведений (филиалов) весьма проблематично. Вместе с тем в Приморском крае в 2011 г. принято решение о сохранении филиалов при условии безусловного повышения качества работы [3]. В то же время на Дальнем Востоке, как и в

1 Под национальной безопасностью в данном контексте нами понимается безусловное и гарантированное обеспечение конституционных (равных) прав всех российских граждан на получение образования, в том числе высшего, и на их последующее трудоустройство; обеспечение государством подготовки необходимого количества (и качества) специалистов всех уровней в соответствии с текущими и перспективными потребностями хозяйственно-экономического, военно-промышленного и культурного комплексов страны в целях ее устойчивого политического, социально-экономического и культурного развития.

Динамика развития системы высших учебных заведений на Дальнем Востоке России (1990-2009 гг.),

число вузов / в них студентов, тыс. чел.

Край, область 1990/91 2000/01 2005/06 2008/09

Приморский 10 / 47,0 10 / 74,8 10 / 99,1 10 / 96,6

- - 2 / 2,9 1 / 2,4

Хабаровский 12 / 43,9 10 / 69,3 11 / 81,7 11/83,6

Амурская 4 / 14,3 4 / 22,6 8 / 7,0 4 / 27,0 8 / 6,3 4 / 24,2

- - 1--/-5-,-1- 1/5,5

Камчатский 2 / 3,3 2 / 10,5 2 / 17,0 2 / 14,6

- - 1 / 0,4 1 / 0,2

Магаданская 1 / 2,8 1 / 4,6 1 / 7,0 1 / 7,7

- - 1 / 2,8 3 / 3,3

Сахалинская 1 / 3,1 2 / 6,8 2 / 11,9 1 / 12,3

- - 1/2,1 11/14,11

Дальний Восток 30 / 114,4 29 / 188,6 30 / 243,7 29 / 239,0

в целом - - 14 / 20,3 15 / 21,8

Всего вузов на ДВ 30 / 114,4 29 / 188,6 44 / 264,0 44 / 260,8

РФ 514 / 2825 603 / 2923 692 / 3228 687/3211

- 399 / 369 629 / 1120 665 / 1452

Всего вузов в РФ 514 / 2825 1002 / 3392 1321 / 4348 1352 / 4663

Источник: [7, с. 169].

Примечание. Над чертой - государственные, под чертой - негосударственные вузы. Прочерк - отсутствие вузов.

стране в целом, в рамках военной реформы под предлогом «перепроизводства» офицеров в 2010 г. приостановлен на два года прием в военные вузы; закрыты Уссурийское высшее военное автомобильное командное и Благовещенское танковое училища, Тихоокеанский высший военно-морской институт им. адм. Макарова во Владивостоке в 2009 г. реорганизован в филиал Санкт-Петербургской военно-морской академии [8]. (В научной литературе пока нет оценок образовательной реформы в военных вузах, в том числе и с точки зрения национальной безопасности РФ.)

Развитие сети высшего образования на Дальнем Востоке сопровождалось ростом численности студентов: в 2005/06 учебном году в вузах региона обучалось более 250 тыс. чел., на начало 2008/09 учебного года 315,7 тыс., из них в Приморье около 99 тыс., в Хабаровском крае более 89 тыс., в Республике Саха (Якутия) 47 тыс., в Амурской области почти 30 тыс., на Сахалине более 16 тыс. чел. [18, с. 50-51]. В 2009/10 учебном году по сравнению с 2005/06 учебным годом произошло снижение численности студентов вузов ДФО и темпов ее роста, что было обусловлено негативной демографической ситуацией и высоким уровнем миграции населения за пределы Дальневосточного региона. Возможно, в связи с созданием в ДФО двух федеральных университетов - Дальневосточного (г. Владивосток) и Северо-Восточного (г. Якутск), куда, как планируется реформаторами, будет поступать молодежь из России и зарубежных стран (на платной основе), ситуация изменится. Но, на наш взгляд, это не может произойти быстро, так как демографическая ситуация в стране, по подсчетам специалистов, останется сложной примерно до 2030 г., а возможно и дольше [20, с. 421-423]. Кроме того, слишком высока плата за обучение, не сформирован высококвалифицированный преподавательский корпус с непременным отличным знанием иностранных языков - на все это потребуется значительное время.

В соответствии с федеральным рейтингом в 1991-2011 гг. ведущими вузами региона являлись Дальневосточный государственный университет (ДВГУ), Дальневосточный

государственный университет путей сообщения (ДВГУПС), Дальневосточный государственный технический университет (ДВГТУ), Хабаровский государственный гуманитарный университет (ХГГУ), Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет (КнаАГТУ) (Архив ИИАЭ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 668. Л. 4). Однако качество подготовки и профессиональный уровень выпускников российских вузов согласно международным рейтингам высших учебных заведений оставляет желать много лучшего. Оснований для такой оценки много. Так, в последние годы численность принятых в вузы почти сравнялась с числом выпускников средних школ. У большинства коммерческих вузов, их руководителей и преподавателей нет другой мотивации к повышению качества подготовки специалистов, кроме извлечения прибыли. В то же время большинство отраслей промышленности в стране, в том числе на Дальнем Востоке, находится в упадке или в стадии постепенного возрождения. После распада СССР и смены парадигмы образования вузы потеряли не только значительную долю талантливых преподавателей, молодых ученых и перспективных студентов, но и часть основных вузовских фондов, традиционные места производственной практики студентов, что повлекло за собой снижение качества подготовки. Из-за недостаточного государственного финансирования оказалась разрушенной эффективно работавшая в советский период научно-образовательная цепочка «вуз - отраслевая или академическая наука - производство». В условиях современного системного кризиса большинство молодых специалистов - недавних выпускников вузов (по данным НИИ Высшей школы экономики РФ - до 40%) трудоустраиваются не по профилю полученной специальности - это, к сожалению, стало обычным явлением (http://ru.wikipedia.org/wiki/DEDBE (дата обращения 03.11.2011)). Многие из них (по данным экономистов и социологов, в 2010-2011 гг. - более 45% выпускников российских, в том числе и дальневосточных вузов) не могут найти работу и ориентируются на ее поиск за рубежом - в КНР, Японии, Республике Корея, Австралии, Канаде [21, с. 14].

Сегодня в вузах Дальневосточного региона насчитывается около 300 специальностей (в вузах РФ - 460); подготовка бакалавров и магистров осуществляется по 70 направлениям (в вузах РФ - по 95) [19, с. 6-7, 53]. Наиболее популярны специальности в области экономики и управления (35%), социально-гуманитарные (24%), технические (16%). При этом в вузах ДФО преобладают технические специальности (96 наименований), на втором месте - специальности классического университетского образования (34 наименования), на третьем - педагогические (28 наименований) (Архив ИИАЭ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 668. Л. 3) [18, с. 51].

Преобладание технической направленности в подготовке специалистов в вузах ДФО обусловлено инерционностью самой системы образования, а также предшествующим индустриальным развитием страны и сырьевой направленностью экономики региона. В то же время стратегические программы развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2025, 2030 и 2050 гг. предусматривают развитие именно промышленного потенциала, что обусловливает рост потребности в специалистах технического профиля (для нефтегазового комплекса, энергетики, горной промышленности, судостроения, морских инновационных технологий грузоперевозок, строительства). Но пока эти программы не вполне соотносятся с возможностями вузов, с реальной профессиональной ориентацией молодежи и ее мотивацией к получению необходимых для региона специальностей. Так, несмотря на принятые программы социально-экономического и инновационно-технологического развития Дальнего Востока и Забайкалья, за последние 10 лет доля студентов, обучающихся по гуманитарным направлениям, выросла примерно с 30 до 60% [18, с. 51].

Основное противоречие современного российского высшего образования состоит в том, что при наличии развитой сети учебных заведений и ежегодном увеличении численности подготовленных специалистов значительная часть из них пополняет ряды безработных. В этом - проявление не только общих тенденций развития высшего образования,

характерных и для других стран, например КНР2, но и следствие долговременного системного кризиса в стране, недостаточного взаимодействия вузов с рынком труда, сферой бизнеса. Так, численность выпускников дальневосточных вузов в 1990-е годы ежегодно возрастала: в 1990 г. она составила 14 104 чел., в 1991 г. - 15 557, в 1992 г. - 16 255, в 1993 г. - 17 442 чел. (хотя и значительно уступала показателям середины 1980-х годов -18 291 чел.) [13, с. 228]. В последующий период ежегодный выпуск специалистов увеличился и в 2000-2005 гг в среднем составлял около 30 тыс. чел. [17, с. 18]. Однако проблема их трудоустройства существовала и в 1990-е, и в 2000-е годы, сегодня же она стала еще острее, что чревато ростом политической и социальной напряженности, ухудшением криминогенной обстановки в обществе, а по большому счету (принимая во внимание недавние студенческие волнения в Греции и Чехии) является одной из потенциальных угроз национальной безопасности.

Другой причиной неудовлетворительного положения с трудоустройством выпускников вузов является отмена системы их государственного распределения. Так, по данным статистики, в 1993 г. не были трудоустроены 46,4% выпускников вузов Российской Федерации, в том числе в Центральном районе - 52,5%, на Урале - 36,9%, в Западной Сибири - 42,5%, в Восточной Сибири - 37,4 %, на Дальнем Востоке - 38,6% [13, с. 232]. В Приморском крае в 1996 г. лишь 49% выпускников вузов получили направления на работу, в том числе 92% выпускников Морской академии им. Г.И. Невельского, 88% выпускников Дальневосточной государственной академии экономики и управления, 80% выпускников Дальневосточного государственного технического университета (см.: [2]; Архив ИИАЭ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 668. Л. 2).Тем не менее в 1990-2000-е годы имели место случаи, когда студенты технических вузов Владивостока по настоянию администрации были вынуждены самостоятельно искать для себя места производственной и преддипломной практик, приносить в вуз справки предприятий и учреждений о том, что якобы в перспективе будут приняты туда на работу.

По данным департамента Федеральной государственной службы занятости по Приморскому краю в 1998 г. 3,2 % безработных составляли специалисты с высшим и средним специальным образованием - недавние выпускники учебных заведений. Почти каждый десятый безработный имел высшее образование (что составило 3,3 тыс. чел.), каждый пятый - среднее профессиональное образование, 14 % - начальное профессиональное образование; одна третья часть безработных имела среднее общее образование, одна пятая вообще не имела образования. В Приморском крае каждый десятый безработный не имел профессии или специальности (в сельской местности - каждый седьмой). В то же время по состоянию на 1 июля 1998 г. в службе занятости Приморского края было 4,6 тыс. вакантных должностей, из них 70% - рабочие специальности, что составило 114% по сравнению с 1997 г. В среднем же по краю предложение рабочей силы превышало спрос в 9 раз [1, с. 6, 11].

Безработица среди специалистов с высшим образованием в России, в том числе на Дальнем Востоке, сохранилась и в 2000-е годы. Так, в 2010 г. в Приморье на рынке труда в избытке были представлены бухгалтеры, социальные психологи, экономисты, юристы, социальные работники, секретари, техники, операторы связи, парикмахеры, повара, кондитеры, швеи, портные, операторы электронно-вычислительных и вычислительных машин. В то же время наблюдалась острая потребность в специалистах рабочих профессий, особенно в строительной отрасли (каменщики, арматурщики, бетонщики, маляры, плотники, штукатуры, монтажники) [1, с. 6, 11; 10].

Еще одной причиной безработицы является невысокая эффективность профориентационной работы. Так, в Приморье в 2010 г. абитуриенты выбрали популярные и модные

2 В КНР в 2009 г. в вузах подготовлено 6,11 млн специалистов, но трудоустроено лишь 68% от их общей численности; при этом уровень первичной занятости выпускников вузов КНР составил 70% (см.: [4, с. 6; 18, с. 131]). В странах Европы, США и Японии создание одного рабочего места обходится в 1 млн долл., поэтому там предпочитают выплачивать пособие по безработице [11, с. 28].

специальности (экономические, гуманитарные, управленческие), а не те, которые в тот момент были востребованы на рынке труда (химия, прикладная биология, математика, физическая культура). В настоящее время социально-профессиональная структура специальностей в вузах Приморского края не в полной мере соответствует запросам рынка труда; в связи с этим сегодня 40% от всего числа безработных - молодые специалисты с высшим образованием, недавние выпускники, как правило без опыта работы. Согласно прогнозам, в перспективе, примерно через 5 лет, в Приморье будут востребованы специалисты с высшим образованием для нефтегазового комплекса, судостроения, строительства, портового хозяйства, транспорта [10]. В связи с этим необходимо постоянное сотрудничество и тесное взаимодействие высшей школы и потенциальных работодателей для своевременной корректировки подготовки специалистов по группам специальностей, учебным программам и содержанию обучения. Такие мероприятия регулярно проводятся на базе вузов Дальнего Востока, но рассчитывать на быстрый эффект при отсутствии планирования (а как можно планировать при непредсказуемости и стихийности «рынка»?) не приходится, так как в условиях системного кризиса не «срабатывают» даже государственные программы.

Как известно, в РФ принята специальная государственная программа модернизации образования на 2001-2010 гг. [5; 14, с. 1], предусматривающая приоритетное развитие начальной и средней (специальной) профессиональной школ. Однако оказалось, что программа существовала сама по себе, в отрыве от деятельности по профессиональной ориентации потенциальных абитуриентов. То есть при наличии института (или специальной структуры) для разработки государственной образовательной политики в РФ не был создан адекватный механизм для ее реализации. В результате программа оказалась невыполненной, так как не была своевременно и целенаправленно сформирована мотивация, не предложены стимулы для поступления молодежи в учебные заведения начального и среднего профессионального образования; российская молодежь по-прежнему ориентировалась на получение высшего образования, несмотря на ежегодное повышение его стоимости. Следствием этого в Дальневосточном регионе стало, например, привлечение на стройки саммита АТЭС-2012 в г. Владивосток рабочих и специалистов из ближнего и дальнего зарубежья. Так, только за восемь месяцев 2011 г. в Приморский край въехали 247 тыс. 290 чел., на миграционном учете находилось 200 тыс. 397 чел., что на 1/3 больше, чем в 2010 г. [9, с. 6]. Нелегальная миграция, на наш взгляд, представляет собой угрозу национальной безопасности РФ на Дальнем Востоке.

Согласно концепции Министерства образования и науки РФ современная рыночная экономика, отличающаяся динамизмом и неустойчивостью, ставит под сомнение целесообразность сохранения узкоспециализированной подготовки кадров, требует большей гибкости и, соответственно, дальнейшей реорганизации системы высшего образования. Думается, что многоуровневая подготовка, как апробированная и эффективная за рубежом система и как инновация Министерства образования и науки РФ, в наибольшей степени будет соответствовать быстро меняющейся ситуации на рынке труда, в том числе международного. Но при этом, на наш взгляд, не нужно отказываться и от традиционных, фундаментальных основ российского образования; правда, данные национальные традиции сегодня подаются в «инновационной упаковке» бакалавриата и магистратуры. Так, новый «Перечень направлений подготовки специалистов», разработанный в Министерстве образования и науки РФ, содержит 171 направление подготовки бакалавров и 176 направлений подготовки магистров, при этом сохранено 111 «узких» специальностей. Однако до сих пор для работодателей, в том числе из высокотехнологичного сектора экономики и бизнеса, содержание подготовки и роль бакалавра на производстве остаются неясными, и бакалавров пока неохотно принимают на работу [12].

По предварительным прогнозам службы занятости Приморского края ситуация на рынке труда до 2015 г. кардинально не изменится: по-прежнему будут востребованы

высококвалифицированные кадры рабочих, особенно в сфере строительства. Останется высокой потребность сферы здравоохранения в специалистах с высшим и средним профессиональным образованием (особенно в сельской местности); кроме того, будут востребованы работники инженерных направлений (конструкторы, радиоэлектронщики, программисты), а также кадры для отрасли приморского автомобилестроения - юристы, переводчики и технические специалисты [10].

Если исходить из того, что система образования должна улучшать социально-экономические и культурные условия жизни населения страны, становится очевидным, что в высшей школе Российской Федерации и ее регионов необходимо развивать научно-образовательные направления, востребованные в условиях глобализации: экологическое образование, нано-, био- и медицинские технологии, производство новых материалов, освоение новых источников энергии, ресурсосберегающие, информационные и космические технологии, социокультурные и межкультурные коммуникации [6; 7, с. 173]. При этом необходимо учитывать региональные особенности развития экономики, социально-бытовой инфраструктуры, системы образования, формирования корпуса высококвалифицированных трудовых ресурсов, а также геополитическую и демографическую ситуации. Сегодня данная миссия возложена на ряд недавно созданных элитных вузов - федеральные и научно-исследовательские университеты.

Таким образом, в 1991-2011 гг. в ходе кардинальных реформ политического и социально-экономического строя в России система высшего образования на Дальнем Востоке развивалась в русле общероссийских тенденций и на основе «рыночной» парадигмы. С разрушением «железного занавеса» региональная система высшего образования получила определенный импульс к дальнейшему развитию и совершенствованию. В результате за счет негосударственного сектора расширилась сеть вузов (но сократилось количество военных высших учебных заведений), выросла численность студентов и увеличился выпуск специалистов, постепенно происходило обновление форм, методов и содержания подготовки специалистов.

С другой стороны, значительная часть реформ осуществлялась в рамках простого ко -пирования зарубежных образовательных программ и технологий (не всегда адекватных национальным особенностям России и менталитету ее населения), в рамках «догоняющего мировой уровень» режима при отсутствии достаточного государственного финансирования, увеличении сегмента «рыночного», коммерческого образования, ослаблении воспитательных начал в процессе обучения, усилении конкуренции между вузами, что во многом способствовало снижению качества подготовки специалистов.

Однако опыт реформ 1991-2011 гг. в системе образования России, подчас болезненный и негативный, на наш взгляд, стимулировал создание сети федеральных и инновационных научно-исследовательских университетов, что можно считать началом нового этапа в развитии отечественного образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Безработные: кто они? // Утро России. Владивосток, 1998. 31 июля. № 139/140.

2. Бюллетень Приморского комитета государственной статистики от 9 декабря 1996 г.

3. Все филиалы ДВФУ в Приморье будут сохранены - губернатор. - http://news.mail.ru/inregions/fareast/25/ 7248852/?frommail=1 (дата обращения: 04.11.2011).

4. Китай: ежемесячный журн. 2010. № 4 (54). С.6.

5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 № 393. - http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_02/393.html (дата обращения: 24.07.2012).

6. Курилов В.И. Концепция создания и развития Дальневосточного федерального университета (новая редакция). Утверждена распоряжением Правительств Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. № 2094-р // Текущий архив ДВО РАН. Материалы заседания Президиума ДВО РАН от 14 февраля 2010 г.

7. Макаренко В.Г Высшая школа и рынок труда на Дальнем Востоке России: проблемы взаимодействия (1991-2011 гг.) // Региональный рынок труда: проблемы регулирования: материалы II междунар. науч.-практ. конф. (Биробиджан, 28 ноября 2011 г.) / под ред. Н.Н. Деевой. Биробиджан: Биробидж. фил. Амур. гос. ун.-та, 2011. С. 168-174.

8. Макаренко В.Г Современные проблемы высшей школы в контексте национальной безопасности России на Дальнем Востоке // Материалы 53-й всерос. науч. конф. Т 5. Проблемы тактики Военно-морского флота, военной истории, геополитики и военно-морской географии. Владивосток: ТОВВМИ им. С.О. Макарова, 2010. С. 24-38.

9. Нас - все меньше. Их - все больше // Выбираем справедливость: инф. бюл. 2011. 3 ноября. С. 6.

10. Не все выпускники приморских вузов в силах найти себе работу по специальности // VestiRegion.ru. (дата обращения: 22.08.2010).

11. Новиков А.М. Постиндустриальное образование. М.: Эвгес, 2008. 136 с.

12. Об итогах деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации в 2010 году и задачах на 2011 год. 19 марта 2011 г. - http://mon.gov.ru/ruk/ministr/dok/8344/ (дата обращения: 16.11.2011).

13. Образование в Российской Федерации. М.: Госкомстат России, 1995. 278 с.

14. От выживания к развитию: из доклада министра образования РФ В. Филиппова на Итоговой коллегии 26 февраля 2003 г. // Вузовские вести. 2003. № 5. Март. С. 1.

15. Попов ГХ. Реформирование нереформируемого (попытки Алексея Косыгина). М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2009. 528 с.

16. Приморский край и субъекты ДВФО в 2008 г.: бюл. / Приморскстат. Владивосток, 2009.

17. Российская газета. 2005. № 24 (3693). 8 февр.

18. Страны Северо-Восточной Азии в начале XXI века: науч.-справ. изд. Владивосток: Дальнаука, 2011. 245 с.

19. Текущий архив ДВФО. Справка о деятельности высшей школы Дальневосточного федерального округа по реализации концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и решения VII съезда Российского Союза ректоров (2001-2003 гг.): информ.-аналит. изд. / сост. В.Г. Григоренко, Е.Ю. Римлянд, С.А. Иванилов. Хабаровск, 2003.

20. Тихоокеанская Россия-2030: сценарное прогнозирование регионального развития / под ред. П.А. Мина-кира. Хабаровск: ИЭИ ДВО РАН, 2010. 560 с.

21. У карты Тихого океана: материалы круглого стола № 1 «Определение понятий и идентификация угроз» // Информ.-аналит. бюл. ИИАЭ ДВО РАН. 2011. № 18 (216). 58 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.