Научная статья на тему 'Интернационализация высшего образования в Приморском крае: ретроспектива и перспектива'

Интернационализация высшего образования в Приморском крае: ретроспектива и перспектива Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
122
31
Поделиться
Ключевые слова
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / INTERNATIONALIZATION / HIGHER EDUCATION / INTERNATIONAL COOPERATION / EDUCATIONAL SERVICES / EXPORT OF EDUCATIONAL SERVICES

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Юрченко Наталья Александровна

В статье проводится ретроспективный анализ международной деятельности вузов Приморского края после распада СССР. Автор выделяет три основных этапа интернационализации высшего образования в регионе, раскрывая суть каждого из них. Особое внимание уделяется формам и направлениям международного сотрудничества вузов на каждом из этапов.

The internationalization of higher education in Primorsky region: retrospective and perspective

The article presents a retrospective analysis of international activities of the Primorsky region universities after the collapse of the USSR. The author identifies the three main stages of the internationalization of higher education in the region and reveals the essence of each of them. Particular attention is given to the forms and directions of international cooperation between the Primorsky and foreign universities in each of the stages.

Текст научной работы на тему «Интернационализация высшего образования в Приморском крае: ретроспектива и перспектива»

Образование

УДК 65.497

Н. А. Юрченко1

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток. Россия

Интернационализация высшего образования в Приморском крае: ретроспектива и перспектива

В статье проводится ретроспективный анализ международной деятельности вузов Приморского края после распада СССР. Автор выделяет три основных этапа интернационализации высшего образования в регионе, раскрывая суть каждого из них. Особое внимание уделяется формам и направлениям международного сотрудничества вузов на каждом из этапов.

Ключевые слова и словосочетания: интернационализация, высшее образование, международное сотрудничество, образовательные услуги, экспорт образовательных услуг.

N. A. Yurchenko

Vladivostok State University of Economics and Service Vladivostok. Russia

The internationalization of higher education in Primorsky region: retrospective and perspective

The article presents a retrospective analysis of international activities of the Primorsky region universities after the collapse of the USSR. The author identifies the three main stages of the internationalization of higher education in the region and reveals the essence of each of them. Particular attention is given to the forms and directions of international cooperation between the Primorsky and foreign universities in each of the stages.

Key words: internationalization, higher education, international cooperation, educational services, export of educational services.

После окончания «холодной войны» в Дальневосточном регионе в целом и в Приморском крае в частности сложились благоприятные условия для выхода высших учебных заведений региона на международный уровень. Начались масштабные процессы интернационализации высшего образования в крае.

Согласно определению, принятому в исследованиях Организации экономического сотрудничества и развития, интернационализацию образования на национальном, секторальном и институциональном уровнях принято понимать как про-

1 Юрченко Наталья Александровна - ст. преп. кафедры международного маркетинга и торговли; e-mail: natalya.yurchenko@vvsu.ru.

цесс, при котором цели, функции и организация предоставления образовательных услуг приобретают международное измерение. Понятие интернационализации в сфере высшего образования в международной практике традиционно включает в себя два аспекта: «внутреннюю» интернационализацию и «внешнюю» интернационализацию или образование за границей, межстрановое, трансграничное образование [3].

Первый этап интернационализации высшего образования в Приморском крае охватывает последнее десятилетие XX века и характеризуется началом установления деловых контактов вузов края с вузами АТР, а в дальнейшем и Европы. Так, еще в 1990 г. Ученым советом Дальневосточного государственного университета (ДВГУ) было приято решение о включении международного сотрудничества и интернационализации образования в число приоритетных направлений развития университета.

Основными формами межвузовских контактов в то время стали обмены, научные и учебные стажировки студентов и преподавателей, совместное проведение научных конференций, симпозиумов, заключение долгосрочных договоров о сотрудничестве, начало грантовой деятельности, в отдельных случаях - открытие представительств дальневосточных вузов за рубежом и первый опыт создания совместных образовательных программ (например, создание филиала ДВГУ в г. Хакодате (Япония) в 1994 г. открытие в 1991 г. в соответствии с договором между ДВГУ и Мэрилендским университетом (США) и приказом 371 от 26.04.91 г. Госкомитета РСФСР по делам науки и высшей школы совместного Российско-американского факультета международных экономических отношений и менеджмента). В целом в период с 1989 г. по настоящее время вузы региона установили связи и продолжают развивать международное сотрудничество с более чем 80 университетами стран АТР, Европы, США, Австралии и Новой Зеландии. Особенно тесное сотрудничество на первом этапе сложилось и в последующем укрепилось с вузами КНР.

Таким образом, для первого этапа интернационализации высшего образования Приморского края характерно достаточно одностороннее сотрудничество по траектории Дальний Восток России в страны АТР, иначе говоря, в тот период превалировал импорт образовательных услуг - оказание образовательных услуг гражданам России иностранными учебными заведениями как на территории зарубежных государств, так и через филиалы или программы иностранных вузов в России [10. С. 304]. Но именно благодаря первому этапу был заложен фундамент для дальнейшего развития международного сотрудничества вузов Приморского края, перехода интернационализации ВПО на новый качественный уровень.

Второй этап интернационализации высшей школы Приморья приходится на начало 2000-х годов и охватывает период вплоть до образования в 2010 г. Дальневосточного федерального университета.

В начале XXI века вузы региона оказались под влиянием следующих факторов:

- присоединение России к Болонскому процессу в 2003 г. и принятие на себя обязательств воплотить в жизнь основные его принципы к 2010 г.;

- существенное снижение численности российских абитуриентов, обусловленное «демографической ямой» в нашей стране в 1980-90-е гг. (в Приморском

крае численность выпускников школ, начиная с 2002г. постоянно снижалась, достигнув своего минимума в 2010 г. - 8 787 чел., что на 17 113 чел. (66,07%) меньше по сравнению с 2002 г. Только в 2011 г. стали наблюдаться положительные тенденции, и прирост численности выпускников составил 287 чел. по сравнению с 2010 г.);

- снижение государственной поддержки значительной части региональных вузов в рамках реформы высшего образования Российской Федерации;

- дублирование российскими (в том числе и Приморскими) вузами программ высшей профессиональной подготовки по специальностям и направлениям, востребованным на рынке образовательных услуг (например, экономическим), отсюда высокий уровень внутренней конкуренции университетов по отдельным образовательным программам.

Названные проблемы заставили вузы ДФО России искать дополнительные пути по сохранения своей образовательной ниши и повышения эффективности собственной деятельности.

Одним из основных направлений, способным решить эти задачи, стало углубление международного сотрудничества Приморских университетов с зарубежными вузами-партнерами с упором на развитие экспорта российских образовательных услуг в страны АТР. Экспорт образовательных услуг - оказание образовательных услуг гражданам других стран как на территории нашей страны, так и через филиалы или программы российских вузов за рубежом [10. С. 304].

В мировом масштабе экспорт образовательных услуг за последние 20 лет выделился в отдельную отрасль хозяйства - единый мировой рынок образовательных услуг. Основными характеристиками этого рынка являются потоки учащихся, пересекающие национальные границы (по данным ОЭСР около 2,7 млн человек), и сопутствующие трансграничные потоки денежных средств (по оценкам ВТО, объем мирового рынка образовательных услуг составляет 90 млрд долл.) [8]. В настоящее время существует два основных международных образовательных центра - североамериканский (США и Канада контролируют сегодня около четверти международного рынка образовательных услуг) и европейский (около трети мирового рынка образования), на третьем месте - Австралия и Новая Зеландия (около 9%) [4].

После распада СССР, который в 1990 г. занимал третье место по доле иностранных студентов от их общемировой численности (10,8%), Россия на сегодняшний день имеет долю мирового рынка образовательных услуг по разным оценкам от 2 до 5% и занимает восьмое место в мире по количеству обучающихся иностранных граждан после США (580 тыс. чел.), Великобритании (233 тыс. чел.), Германии (200 тыс. чел.), Франции (160 тыс. чел.), Австралии (157 тыс. чел.), Китая (141 тыс. чел.), Испании (124 тыс. чел.) [4; 12; 8].

ДФО занимает последнее место среди федеральных округов России по доле иностранных студентов, обучающихся в вузах федерального круга: в последние годы количество иностранных студентов в вузах ДФО сохраняется примерно на одном уровне, имея при этом тенденцию к уменьшению [5. С. 132].

Рис. 1. Доля иностранных граждан, обучавшихся в вузах федеральных округов РФ в 2008/2009-2012/2013 уч. года, %

В 2012-2013 учебном году каждый второй иностранный стажер, студент, бакалавр, магистрант, аспирант и т.д. учился в вузах Москвы и Санкт-Петербурга. Вузы центральной части России имеют больший опыт обучения иностранцев, а также более узнаваемые бренды, известные во многих странах мира еще со времен СССР. В РУДН, МГУ им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургском государственном техническом университете и многих других уже на протяжении десятилетий апробированы и действуют совместные образовательные программы. Дальневосточные вузы только в начале 2000-х годов стали осваивать практику экспорта образовательных услуг и на сегодняшний день, обладая высоким интеллектуальным и инновационным потенциалом, должны стать форпостом продвижения конкурентоспособных экспортных образовательных программ, ориентированных на рынок стран АТР, прежде всего Китая.

На данный момент среди Приморских вузов сложились и функционируют следующие формы образовательных программ для иностранных граждан:

1) обучение иностранных студентов по аккредитованным специальностям с получением степеней бакалавра, специалиста и магистра;

2) обучение иностранных аспирантов для защиты кандидатских и докторских диссертаций с получением ученых степеней кандидата и доктора наук;

3) обучение иностранных студентов в рамках совместных международных проектов с получением дипломов бакалавра двух вузов: Приморского и его партнера за рубежом;

4) курсовое обучение иностранных граждан русскому языку как иностранному;

5) тестирование иностранных граждан по русскому языку как иностранному на получение российского гражданства.

Наиболее привлекательной и эффективной для вузов Приморского края стала третья форма сотрудничества с иностранными студентами - привлечение их на обучение по совместным или российским образовательным программам. С этой целью Приморскими университетами были разработаны модели международных образовательных программ по совместной подготовке с зарубежными вузами-партнерами иностранных студентов, в основе которых лежит принцип глубокого погружения в языковую среду.

Анализ опыта международного сотрудничества Приморских вузов свидетельствует о том, что абсолютное большинство их вузов-партнеров в рамках экспорта образовательных услуг представляют вузы Китая. На сегодняшний день у вузов Приморья заключены договоры о сотрудничестве примерно с 50 вузами КНР по различным направлениям подготовки.

На протяжении последних тридцати лет половину всех студентов на мировой рынок поставляют страны Азии (43%). В 2012-2013 учебном году доля иностранных студентов - выходцев из стран Азии в России составила 28,1% (или 39 162 чел.), уступив только гражданам стран СНГ, доля которых в российских вузах достигла 49,9% (или 69 689 чел.) [5. С. 133-134]. В число лидеров по этому показателю входят Китай, Республика Корея, Малайзия и Индия [11. С. 46.]. В 2008 г. количество китайских студентов, обучавшихся за рубежом, составило 179 800 чел., что в 10,2 раза больше показателя 1998 г. и в 36,8 раза больше уровня 1985 г. [2]. Общее число граждан КНР (включая Тайвань), обучающихся на дневных отделениях вузов Российской Федерации, возросло за 2000/2001-2010/2011 годы почти в 3 раза: с 6,1 тыс. чел. в 2000-2001 уч. году до 16,6 тыс.чел. в 20102011 уч. году [1].

Данные УФМС России по Приморскому краю также свидетельствуют о том, что большая часть прибывающих на территорию Приморья иностранных граждан с целью получения образования - это китайские студенты. Более 2000 иностранных студентов обучались в 2013 г. в Приморском крае. 1783 человека приехали из Китая, 108 человек - из Кореи, 33 - из Японии, 31 - из Вьетнама и 23 человека - из США [9]. По состоянию на 1 января 2014 г. около тысячи иностранцев прибыли на учебу в Приморский край, подавляющее большинство из которых -граждане КНР (77%). [7].

Проведенное нами исследование посредством личного опроса среди 1000 китайских школьников 10-12 классов из 37 средних школ Китая, расположенных в 24 городах страны позволило выявить ряд факторов, благоприятствующих получению высшего образования китайскими школьниками в России. Первое место в ряду таких причин отводится простоте получения визы (36% опрошенных), а также стоимости обучения (16%). Респонденты считают российское образование недорогим. И только на третье место они ставят качество российских образовательных программ (12%). Причем доля респондентов, считающих, что российское высшее образование характеризуется высоким качеством, совпадает с долей тех, кто готов поехать на обучение в Россию, потому что их интересует культура нашей страны, а также потому, что наши страны являются соседями (также по 12%). Особенно активно к российскому образованию стремятся школьники Севе-

ро-Востока КНР, имеющего непосредственную границу с российским Дальним Востоком.

Еще одной тенденцией экспорта образовательных услуг Приморских университетов является сложившаяся схема подготовки иностранных студентов. Сегодня на рынке международных образовательных программ Приморского края работает две основные схемы: первую условно можно назвать традиционной, которая предполагает использование обычной модели обучения иностранных студентов в Приморских вузах на основе реализации принципа вертикальной мобильности, т.е. полного обучения студента на степень в зарубежном вузе. Примером такой программы является модель «1+4», которая сочетает годичное обучение в рамках образовательных программ факультета русского языка для иностранцев и последующего обучения по выбранному направлению бакалавриата. Однако эти программы не являются массовыми в практике международной деятельности Приморских вузов, что связано с низкой эффективностью преодоления языкового барьера, сложностью адаптации китайских студентов в обычных студенческих группах и, как следствие, недостаточным освоением иностранными студентами учебных программ.

Вторая модель образовательных программ развивается на основе горизонтальной мобильности, подразумевающей обучение в зарубежном вузе в течение определенного периода («2,5+2,5», «2+2», «1+4+1»), при этом язык страны пребывания изучается или параллельно основной образовательной программе, или год-полтора перед ее освоением (и в этом случае обучения увеличивается на соответствующий период времени), а уже затем - дисциплины учебного плана с последующим присвоением степени бакалавра. Именно такая схема совместных образовательных программ как инструмента экспорта образовательных услуг получила наибольшее распространение в практике международного сотрудничества университетов Приморского края с вузами КНР.

Наконец, начало третьему этапу интернационализации высшего образования в Приморском крае было положено в 2010 г. после создания Дальневосточного федерального университета на базе четырех вузов Приморского края.

Создание федерального университета коренным образом изменило конкурентную ситуацию на региональном рынке образовательных услуг, в том числе и в международном сотрудничестве. Сейчас в ДВФУ функционирует комплексная структура, занимающаяся международной деятельностью, которая подчиняется проректору по международным отношениям и включает в себя Департамент интернационализации образования, Департамент международного партнерства, Центр международного рекрутинга и Центр новых технологий интернационализации университетов. Подобная разветвленная структура, опирающаяся на финансовые ресурсы, несравнимые с ресурсами рядовых региональных вузов, позволяет ДВФУ быть центром притяжения иностранных студентов и преподавателей: на сегодняшний день в вузе учатся свыше 1300 студентов из более чем 20 стран мира, а десятки приглашенных иностранных преподавателей ежегодно признают в университет в рамках программы академической мобильности [6].

На наш взгляд, на третьем этапе интернационализации высшего образования в крае необходимы инновационные решения в сфере экспорта образовательных услуг [13. С. 72]. Применяемая в настоящее время стратегия привлечения иностранных студентов и продвижения образовательных услуг вузов региона не выдерживает конкуренции с флагманом рынка образовательных услуг Дальневосточного региона - ДВФУ. Рядовым региональным вузам необходимо содержательно менять формы и методы международного сотрудничества с иностранными партнерами, искать формы взаимовыгодной кооперации (особенно объединения финансовых ресурсов) при продвижении своих образовательных услуг на внешние рынки. Это позволит институтам и университетам региона чувствовать себя более уверенно в конкурентной среде, правила игры в которой сейчас задает Дальневосточный федеральный университет.

1. Арефьев А.Л. Китайские студенты в России / А.Л. Аефьев [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.socioprognoz.ru/files/ File/2013/ChinaStu dentsNew2011.pdf (дата обращения 7 апреля 2015 г.).

2. Боревская Н.Е. Новые акторы: создание потенциала для повышения конкурентоспособности на мировом рынке (Китай) / Н.Е Боревская // Материалы I Меж-дунар. конф. «Интернационализация высшего образования: тенденции, стратегии и сценарии будущего» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// intpr.ntf.ru/DswMedia/borevskaya_ras.pdf (дата обращения 1 апреля 2015г .)

3. Интернационализация образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:/ /intpr.ntf.ru/p42aa1.html (дата обращения 28 марта 2015г.)

4. Мау В.А. Экспорт российских образовательных услуг: задачи и условия повышения конкурентоспособности и развития экспортного потенциала / В.А. Мау // Материалы I Междунар. конф. «Интернационализация высшего образования: тенденции, стратегии и сценарии будущего» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://intpr.ntf.ru/p66aa1.html (дата обращения 1 апреля 2015 г.)

5. Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации: стат. сб. Вып. 11 / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Центр социологических исследований, 2014. - 200 с.

6. Официальный сайт Дальневосточного федерального университета [Электрон ный ресурс]. Режим доступа: http://www.dvfu.ru/struktura (дата обращения: 31.03.2015)

7. Почти тысяча иностранцев обучается в Приморье [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://primamedia.ru/ news/primorye/ 10.02.2014/335264/pochti-1-tisyacha-inostrantsev-obuchayutsya-v-primore. html (дата обращения 8 апреля 2015 г.)

8. Развитие экспорта образовательных услуг российских вузов [Электронный ресурс]. Режим доступа: <http://www.russia.edu.ru/ information/ analit/ official/4069/ > (дата обращения 28 марта 2015 г.)

9. Студенты из 44 стран мира приехали учиться в Приморье [Электронный ресурс]. Режим доступа:<http://deita.ru/news/society/ 21.08.2013/844404-studenty-iz-44-stran-mira-priekhali-uchitsja-v-primorje/#axzz2ctJN6g3i> (дата обращения 8 апреля 2015г.)

10. Управление высшим учебным заведением: учебник / под ред. д-ра экон. наук, проф. С.Д. Резника и д-ра физ.-мат. наук В.М. Филиппова. - 2-е изд., перераб. -М.: ИНФРА-М, 2010. - 768 с.

11. Хорошилов А.В. К проблеме интернационализации образования / А.В. Хоро-шилов, Н.И. Максюков // Открытое образование. - 2002. - №1. - С. 52-63.

12. Экспорт образовательных услуг в системе высшего образования Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.russia.edu.ru/ information/analit/1300, (дата обращения 30 марта 2015г.)

13. Юрченко Н.А. Основные тенденции развития экспорта образовательных услуг в Приморском крае / Н.А. Юрченко // Экономика и предпринимательство. -2012. - № 2 (25) - С. 70-76.