Научная статья на тему 'Состояние и перспективы международной деятельности НИУ «БелГУ»'

Состояние и перспективы международной деятельности НИУ «БелГУ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
417
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / СОВМЕСТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / GLOBAL HIGHER EDUCATION SPACE / INTERNATIONALIZATION / JOINT EDUCATIONAL PROGRAMS / ACADEMIC MOBILITY / EXPORT OF EDUCATIONAL SERVICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трубицын Михаил Александрович

Рассмотрены основные аспекты международной деятельности Белгородского государственного национального исследовательского университета, направленной на повышение уровня его интернационализации. Решению поставленных задач способствовало внедрение в НИУ «БелГУ» программных мероприятий по трем основным направлениям: 1) расширение экспорта образовательных услуг с целью привлечения иностранных граждан для обучения в университете; 2) разработка и реализация совместных образовательных программ и проектов с зарубежными партнерами; 3) поддержка и развитие двусторонней академической мобильности студентов и преподавателей. Приведены данные о контингенте иностранных обучающихся, объемах академической мобильности студентов и преподавателей, а также о взаимодействии с зарубежными вузами-партнерами по реализации совместных образовательных программ. Важным инструментом интернационализации является реализуемая в вузе программа иноязычного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CURRENT STATE AND TRENDS OF INTERNATIONAL COOPERATION OF NRU BELSU

The article focuses on the main aspects of international cooperation of Belgorod State National Research University aimed at increasing its internationalization level. In order to achieve the goals specific measures are introduced by NRU BelSU in three basic areas: 1) extension of export of educational services for the purpose of international students' recruitment for study; 2) development and realization of joint educational programs and projects with foreign partners; 3) support and increase of bilateral academic mobility of students and teaching staff. Detailed information on international student body, numbers of academic mobility of students and teaching staff, collaboration with partner universities and implementation ofjoint educational programs are specified. The Program ofForeign Languages Education is put forward as an important instrument of internationalization.

Текст научной работы на тему «Состояние и перспективы международной деятельности НИУ «БелГУ»»

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НИУ «БелГУ»

ТРУБИЦЫН Михаил Александрович - канд. техн. наук, доцент, начальник управления по международным связям, Белгородский государственный национальный исследовательский университет. E-mail: troubitsin@bsu.edu.ru

Аннотация.. Рассмотрены основные аспекты международной деятельности Белгородского государственного национального исследовательского университета, направленной на повышение уровня его интернационализации. Решению поставленных задач способствовало внедрение в НИУ «БелГУ» программных мероприятий по трем основным направлениям: 1) расширение экспорта образовательных услуг с целью привлечения иностранных граждан для обучения в университете; 2) разработка и реализация совместных образовательных программ и проектов с зарубежными партнерами; 3) поддержка и развитие двусторонней академической мобильности студентов и преподавателей. Приведены данные о контингенте иностранных обучающихся, объемах академической мобильности студентов и преподавателей, а также о взаимодействии с зарубежными вузами-партнерами по реализации совместных образовательных программ. Важным инструментом интернационализации является реализуемая в вузе программа иноязычного образования.

Ключевые слова:мировое образовательное пространство, интернационализация, совместные образовательные программы, академическая мобильность, экспорт образовательных услуг

Для цитирования: Трубицын М.А. Состояние и перспективы международной деятельности НИУ «БелГУ» // Высшее образование в России. 2016. № 2 (198). C. 121-126.

Целевым ориентиром Российской Федерации в развитии международного образования на сегодняшний день является стратегия интернационализации - последовательное развитие международного потенциала национальной высшей школы и интенсивное наращивание присутствия страны в мировом образовательном пространстве [1].

В рамках национальных приоритетов в сфере высшего профессионального образования большинство университетов подтверждают выбор в пользу интернационализации как инструмента модернизации и повышения конкурентоспособности образовательных программ и научных исследований в условиях глобализации. Наиболее эффективно при этом действует комплексный подход, при котором интернационализация рассматривается не как отдельная задача, а как интегральная составляющая

целей и задач развития вуза, процессов их реализации, что находит отражение в стратегических документах университетов.

Значительный опыт нормативно-правового обеспечения международной деятельности позволил НИУ «БелГУ» внедрить собственную стратегию интернационализации благодаря разработке Программы повышения конкурентоспособности на 20132017 гг. (далее - Программа), направленной на модернизацию научно-образовательной деятельности вуза в соответствии с европейскими тенденциями развития высшего профессионального образования. Данная Программа, нацеленная на интернационализацию вуза в широком контексте, позволяет на институциональном уровне эффективно решать целый комплекс взаимосвязанных приоритетных задач по повышению академической репутации НИУ «БелГУ» на международном уровне, уве-

122

Высшее образование в России • № 2, 2016

личению объемов академической мобильности студентов и преподавателей, всемерному продвижению университета в мировом информационном пространстве.

Решению поставленных задач способствует внедрение программных мероприятий по трем основным направлениям:

1) расширение экспорта образовательных услуг с целью привлечения иностранных граждан для обучения в университете;

2) разработка и реализация совместных образовательных программ и проектов с привлечением зарубежных партнеров.

3) поддержка и развитие двусторонней академической мобильности студентов и преподавателей.

В последнее десятилетие одной из приоритетных целей высшего образования является вхождение российских вузов в глобальное научно-образовательное пространство и укрепление своих позиций на мировом рынке образовательных услуг [2]. Образовательные услуги, предоставляемые иностранным гражданам, несут в себе колоссальную общественно-политическую составляющую, которая способствует повышению имиджа нашей страны за рубежом, вносит вклад в формирование будущей интеллектуальной и политической элиты зарубежных стран, ведет к распространению русского языка и нашей культуры и в итоге формирует пророссийскую ориентацию зарубежной общественности. Востребованность научно-образовательных услуг со стороны иностранных граждан из различных стран мира считается одним из главных критериев современного университета международного уровня. Ключевым индикатором международного признания для всех ведущих университетов России, в том числе и для НИУ «БелГУ», является контингент иностранных учащихся. В 2015/ 2016 учебном году в вузе обучаются 2252 иностранных гражданина из 78 стран мира, из них 1288 чел. - из стран СНГ и 964 чел. -из стран дальнего зарубежья. Необходимо отметить тенденцию резкого увеличения

количества студентов из стран СНГ, и прежде всего - из Украины. Так, по сравнению с 2011 г. количество украинских студентов очной формы обучения в университете возросло в 12 раз и составляет 784 человека.

Рост популярности и авторитета Белгородского государственного университета на мировом рынке образовательных услуг является результатом совместной комплексной работы с национальными культурными центрами, диаспорами и посольствами зарубежных стран. Благодаря тесному сотрудничеству с Представительствами «Россотрудничества» в Республике Узбекистан и в Республике Таджикистан в нашем вузе в шесть раз возрос студенческий контингент из этих стран. Немаловажным преимуществом работы с национальными культурными центрами является возможность набора абитуриентов из числа соотечественников.

Важную роль в увеличении количества иностранных студентов из стран дальнего зарубежья играет подготовительный факультет. Он был организован в 1980 г. приказом Министерства просвещения РФ как базовый государственный подготовительный факультет для иностранных граждан педагогических специальностей. За 35 лет работы международного факультета здесь прошли подготовку около 4500 тысяч иностранных учащихся из 110 стран Европы, Азии, Африки и Латинской Америки.

В качестве примера успешной интеграции БелГУ в мировое образовательное пространство можно назвать новый концептуальный подход к организации набора и обучения иностранных граждан, при котором центр тяжести довузовской подготовки по русскому языку переносится в регионы мира, являющиеся потенциальными партнерами для нашего университета. Там же организована система отбора абитуриентов, наиболее способных к психологической адаптации и условиям обучения в нашем университете, прежде всего - по об-

разовательным программам бакалавриата и магистратуры. В русле данного подхода был подписан ряд международных соглашений по сотрудничеству в области образования. Так, в 2007 г. состоялось подписание договора между НИУ «БелГУ» и Дэ-чжоуским государственным университетом (провинция Шандунь) об организации в китайском университете подготовки студентов по русскому языку как иностранному. В развитие этого договора в октябре 2008 г. на базе Дэчжоуского государственного университета был открыт Центр русского языка как иностранного. Российская сторона в лице БелГУ оказала учебно-методическую поддержку Центру, а также направила в вуз-партнер высококвалифицированных преподавателей русского языка как иностранного. Основная идея вышеуказанных проектов заключается в том, чтобы уже на месте производить отбор наиболее талантливых студентов и заложить основы их подготовки по русскому языку с целью их дальнейшего обучения в Белгородском государственном университете.

Что касается наиболее востребованных со стороны иностранных граждан специальностей, то традиционно на протяжении ряда лет ими остаются медицина, инженерия, экономика и лингвистика (русский язык и филология). Кроме того, большим спросом в университете пользуется образовательная программа на английском языке по специальности «Лечебное дело», по которой в настоящее время обучается 214 иностранных граждан.

Для современной системы образования одним из характерных принципов является обеспечение возможности обучения студентов в нескольких вузах. Совместные образовательные программы признаны сегодня в качестве одного из главных инструментов создания глобального образовательного пространства [3]. Совместные образовательные программы (СОП) позволяют, с одной стороны, повысить международное измерение внутренней образова-

тельной среды вуза, с другой - сделать учебное заведение более привлекательным как для российских, так и для иностранных студентов [4]. Сегодня под СОП понимают совместно разработанные двумя (или более) партнерскими вузами и ведущие к диплому образовательные программы, признаваемые всеми вузами-партнерами. Важным элементом совместных образовательных программ является академическая мобильность, однако она не всегда обязательна и требуется только для их определенного типа [5].

Наш университет вместе с зарубежными вузами-партнерами на протяжении последних восьми лет успешно реализует под-готовкубакалавров и магистров по 18 международным совместным образовательным программам, в том числе программам «двойных дипломов». В рамках двусторонних договоров с рядом китайских вузов в НИУ «БелГУ» осуществляется подготовка китайских студентов по бакалаврским совместным программам «3+1» направления «Филология» с последующим присвоением квалификации «бакалавр филологии»

124

Высшее образование в России • № 2, 2016

КНР и программам «2+2» по направлениям «Зарубежное регионоведение» и «Экономика » с выдачей диплома бакалавра РФ. Ежегодно в университете по данным программам обучается более 50 китайских студентов.

Одним из главных достижений НИУ «БелГУ» в области международного сотрудничества в Азиатском регионе стало получение статуса базового вуза Сетевого университета Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) по направлению «На-нотехнологии ». В рамках данного масштабного проекта НИУ «БелГУ» ведет тесное сотрудничество с ведущими вузами Казахстана - Казахским национальным университетом им. Аль-Фараби и Казахским национальным техническим университетом имени К.И. Сатпаева, с которыми с 2010 г. реализуются совместные магистерские программы по направлениям «Физика», «Химия», «Материаловедение и технологии материалов». Благодаря активному участию БелГУ в деятельности Университета ШОС началась реализация новых направлений: «Экономика», «Регионоведение», «Педагогика», «Экология». С 2015/2016 учебного года по данным направлениям стартовали совместные магистерские образовательные программы с ведущими вузами Киргизии и Казахстана. На европейском образовательном пространстве НИУ «Бел-ГУ» ведёт совместные магистерские образовательные программы «Международный бизнес» (программа двух дипломов) с Университетом Сержи-Понтуаз (Франция) и «Теория и практика межкультурной коммуникации » с Бременским университетом (Германия).

Наряду с подготовкой обучающихся по международным совместным образовательным программам, университет уделяет большое внимание развитию программ исходящей и входящей академической мобильности обучающихся, благодаря которым у студентов университета есть возможность пройти семестровое обучение в зару-

бежном вузе-партнере на паритетных условиях и приобрести уникальный международный опыт. В настоящее время реализуется целый ряд таких программ обмена с вузами Франции, Германии, Нидерландов, Польши, Китая, Казахстана, Таджикистана. В 2015 г. в рамках этих программ более 70 студентов университета прошли согласованный период обучения за рубежом, а более 80 студентов из партнерских вузов обучались в НИУ «БелГУ».

Обучение в зарубежных вузах-партнерах требует от студентов - участников программ академической мобильности достаточного уровня владения иностранным языком, а также значительных финансовых расходов, связанных с пребыванием (проживанием) в стране. В качестве инструментов поддержки исходящей академической мобильности в вузе реализуется Программа иноязычного образования, университет также покрывает транспортные расходы студентов и освобождает их от оплаты на период обучения за рубежом. Благодаря таким формам поддержки в 2015 г. количество участников данных программ увеличилось на 25%.

Устойчивой тенденции к росту исходящей мобильности студентов университета способствовал целый комплекс мер, а именно: 1)создание в университете студенческого международного офиса; 2) проведение информационных сессий для студентов 1-4-х курсов не менее двух раз в учебном году; 3) проведение тестирования по иностранному языку студентов 1-3-х курсов с целью выявления минимального языкового уровня, необходимого для участия в программах академической мобильности с европейскими вузами-партнерами; 4) отбор, учет и регулярный мониторинг кандидатов для участия в программах академической мобильности в институтах/ факультетах; 5) внедрение процедуры номинирования студентов-кандидатов на конкретные программы академического обмена не менее двух раз в учебном году.

Другим не менее важным критерием оценки эффективности международной деятельности НИУ «БелГУ» является академическая мобильность научно-преподавательского состава на срок три и более месяцев. Такая академическая мобильность предполагает различные виды преподавательской или научной деятельности наших ведущих преподавателей и ученых за рубежом: в рамках совместных образовательных программ с вузом-партнером, международных научных и образовательных проектов, а также через систему международных конкурсов, стипендий и грантов. Так, в 2015 г. исходящая международная академическая мобильность НПР реализовы-валась, главным образом, в рамках действующих межвузовских соглашений с зарубежными вузами-партнерами из стран Западной Европы (Франция, Чехия, Польша, Германия, Сербия), Азии (Вьетнам, Китай) и СНГ (Армения, Белоруссия, Казахстан и Молдавия) и составила 44 человека на срок три и более месяцев. По сравнению с предыдущим годом данный показатель возрос более чем в четыре раза.

Создание в университете оптимальных условий для проведения научной и образовательной деятельности способствовало привлечению зарубежных преподавателей и профессоров для работы в течение учебного года в рамках сотрудничества с Фондом Роберта Боша (Германия), Немецкой службой академических обменов (DAAD), Фондом Фулбрайт (США), а также с рядом вузов-партнеров Сербии, Польши, Италии, Эквадора, Вьетнама, Казахстана и Украины.

Положительная динамика роста вышеназванных показателей связана, главным образом, с планомерным возрастанием масштабов международного сотрудничества. Так, в 2015 г. университетом было заключено 10 новыхмеждународных договоров,

преимущественно с высшими учебными заведениями стран Шанхайской организации сотрудничества (Киргизия, Казахстан, Таджикистан), что позволило существенно расширить возможности академической мобильности НПР.

Литература

1. Роль интернационализации университетов

и их вклад в социальный прогресс развивающихся стран [Электронный ресурс] : материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 50-летию образования РУДН, Москва, 24-25 ноября 2009 г. / Рос. ун-т дружбы народов. М.: РУДН, 2009. 343 с. URL: http://lib.rudn.ru/MegaPro/Web/ SearchResult/ToPage/1

2. Арефьев А.Л. Состояние и перспективы

экспорта российского образования. М.: РУДН, 2010. 117 с.; Арефьев А.Л, Шереги Ф.Э. Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации: Стат. сб. Вып. 10. М.: Центр социологических исследований, 2013. 139 с. 1CD ROM.

3. Гретченко А.И, Гретченко А.А. Болонский

процесс: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство. М.: КНОРУС, 2009. 425 с.; Артамонова Ю.Д, Демчук А.Л, Камынина Н.Р, Котлобовский И.Б. Российское высшее образование в Болонском процессе (По материалам Национального доклада РФ) // Высшее образование в России. 2015. № 8/9. C. 46-53.

4. Райчук Д.Ю. Совместные образователь-

ные программы и области их эффективного использования в интеграционных процессах высшей школы // Университетское управление: практика и анализ. 2007. № 5. С. 72-78.

5. Академическая мобильность в России: нормативно-методическое обеспечение / Н.В. Сёмин, Ю.Д. Артамонова, А.Л. Демчук и др. М.: Изд-во МГУ, 2007. 208 с.

Статья поступила в редакцию 22.12.15.

126

Bbicrnee o6pa3oeaHue e Poccuu • № 2, 2016

THE CURRENT STATE AND TRENDS OF INTERNATIONAL COOPERATION OF NRU BELSU

TRUBITSYN Mikhail A. - Cand. Sci. (The.), Assoc. Prof., Head of International Office, Belgorod National Research University, Belgorod, Russia. E-mail: troubitsin@bsu.edu.ru

Abstract. The article focuses on the main aspects of international cooperation of Belgorod State National Research University aimed at increasing its internationalization level. In order to achieve the goals specific measures are introduced by NRU BelSU in three basic areas: 1) extension of export of educational services for the purpose of international students' recruitment for study; 2) development and realization of joint educational programs and projects with foreign partners; 3) support and increase of bilateral academic mobility of students and teaching staff. Detailed information on international student body, numbers of academic mobility of students and teaching staff, collaboration with partner universities and implementation ofjoint educational programs are specified. The Program ofForeign Languages Education is put forward as an important instrument of internationalization.

Keywords: global higher education space, internationalization, joint educational programs, academic mobility, export of educational services

Cite as: Trubitsyn, M.A. (2016). [The Current State and Trends of International Cooperation of NRU BelSU]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 2 (198), pp. 121-126. (In Russ., abstract in Eng.)

References

1. Rol' internatsionalizatsii universitetov i ikh vklad v sotsial'nyy progress razvivayushchikhsya

stran [The Role of Internationalization of Universities and Their Contribution to Social Progress in Developing Countries: Int. Science and Practice Conf. dedicated to the 50th anniversary of the People's Friendship University, Moscow, Nov. 24-25 2009]. Moscow: Peoples' Friendship University of Russia Publ., 2009. 343 p. (In Russ.).

2. Arefiev, A.L. (2010). Sostoyanie i perspektivy eksporta rossiyskogo obrazovaniya [State and

Prospects of Export ofRussian Education]. Moscow: Peoples' Friendship University of Russia Publ., 117 p. (In Russ.); Arefiev. A.L., Sheregi. F.E. (2013). Obuchenie inostrannykh grazhdan v vysshikh uchebnykh zavedeniyakh Rossiyskoy Federatsii: Statisticheskiy sbornik [Education of Foreign Citizens in the Higher Education Institutions of the Russian Federation: Statistical Reference Handbook]. Moscow: Centre for Sociological Research Publ. No. 10. 139 p., 1 CD ROM. (In Russ.)

3. Gretchenko, A.I., Gretchenko, A.A. (2009). Bolonskiyprotsess: integratsiya Rossii v evropeyskoe

i mirovoe obrazovatel'noeprostranstvo [The Bologna Process: the Integration of Russia into the European and World Educational Space]. Moscow: KNORUS Publ., 425 p. (In Russ.); Artamonova, Yu.D., Demchuk, A.L., Kamynina, N.R., Kotlobovsky, I.B. (2015). [Russian Higher Education System in the Bologna Process (On the Materials of the Russian Federation National Report for the EHEA Ministerial Conference)]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 8/9, pp. 46-53. (In Russ., abstract in Eng.)

4. Raychuk, D.Yu. (2007). [Joint Educational Programs and Areas of Their Effective Use in the Integration Processes of Higher School]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz [University Management: Practice and Analysis]. No. 5, pp. 72-78. (In Russ.)

5. Semin, N.V., Artamonova Yu.D., Demchuk, A.L. [et al.] (2007) Akademicheskaya mobil'nost' v

Rossii: normativno-metodicheskoe obespechenie [Academic Mobility in Russia: Legal and Methodological Support]. Moscow: Lomonosov Moscow State University Publ., 208 p. (in Russ.)

The paper was submitted 22.12.15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.