Научная статья на тему 'Экспортные образовательные программы дальневосточных вузов (опыт и перспективы развития)'

Экспортные образовательные программы дальневосточных вузов (опыт и перспективы развития) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
275
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартыненко О. О., Черная И. П., Хузиятов Т. Д.

Авторами рассматриваются некоторые актуальные вопросы международного сотрудничества в сфере образования. Акцентируется внимание на региональных особенностях этого процесса. Анализируется опыт дальневосточных вузов по реализации экспортных образовательных программ. Очерчивается круг проблем, требующих решения как на международном, так и на федеральном, региональном, локальном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Export Educational Programs of the Far East Universities in Russia (Experience and Perspectives)

The authors of this article consider several concrete issues of international co-operation in the field of education. They are taking into consideration local conditions of this process. The authors also analyze implementation of export educational Programs in the Far East Universities of Russia. The authors reveal the major needs to be resolved on international, federal, regional and local levels

Текст научной работы на тему «Экспортные образовательные программы дальневосточных вузов (опыт и перспективы развития)»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ опыт ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

ЭКСПОРТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ВУЗОВ (опыт и перспективы развития)

О. О. Мартыненко, заместитель первого проректора Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, доцент,

И. П. Черная, главный специалист Учебно-методического Владивостокского государственного университета экономики

и сервиса, доцент,

Т. Д. Хузиятов, профессор кафедры мировой экономики и экономической теории Владивостокского государственного университета экономики и сервиса

Авторами рассматриваются некоторые актуальные вопросы международного сотрудничества в сфере образования. Акцентируется внимание на региональных особенностях этого процесса. Анализируется опыт дальневосточных вузов по реализации экспортных образовательных программ. Очерчивается круг проблем, требующих решения как на международном, так и на федеральном, региональном, локальном уровнях.

потерей непосредственных финансовых доходов. Во всем мире экспорт образовательных услуг связывается с возможностью расширения сферы культурного, экономического и политического влияния на другие страны, а также получения отложенных экономических выгод, определяемых распространением национальных товаров, услуг и технологий за рубежом. Освоение международного образовательного рынка всегда рассматривается как фактор, обеспечивающий конкурентоспособность вузов в мировом масштабе. Помимо всего перечисленного для России экспорт образовательных услуг следует представлять и как своеобразную компенсацию демографических проблем набора студентов. Особо остро данные проблемы стоят перед региональными вузами, включение которых в интеграционные процессы различных макрорегионов имеет свою специфику

За последние годы в стране реально сформировались три региона международного сотрудничества в сфере образования и науки: Балтийский (Россия и Балтийские страны Европы — бывшие Прибалтийские республики Советского Союза), Баренцев Евро-Арктический (Рос-

образование в значительной части стран мира все в большей мере развивается как экспортная отрасль. По мнению экспертов ЮНЕСКО, обучение иностранцев может стать одним из самых прибыльных видов экспорта в XXI в. Так, в США оказание образовательных услуг иностранным гражданам является пятой по значимости статьей экспорта, принося более 14 млрд дол. в год в виде платы за обучение, проживание и т. д.

Доля России на международном рынке образования сегодня достаточно скромна: по количеству иностранных студентов наша страна занимает 7-е место, что составляет примерно 3,8 % рынка. За счет экспорта образовательных услуг российские вузы зарабатывают около 150 млн дол. в год. И хотя в последнее время РФ начинает восстанавливать утраченные после распада СССР позиции на мировом рынке образовательных услуг, ситуация не может характеризоваться как благополучная.

По оценкам специалистов, общий объем средств, затрачиваемых российскими гражданами на обучение за рубежом, стал приближаться к объему, ввозимому в Россию иностранными учащимися. Такая ситуация чревата не только

© С). О. Мартыненко, И. П. Черная, Т. Д. Хузиятов, 2006

3

сия и Норвегия, Финляндия, Швеция) и Дальневосточный (Россия и Китай, Япония, Корея). Дальневосточные вузы, как показывает практика, больше стремятся к партнерским отношениям с вузами АТР При этом именно Дальневосточный образовательный регион пока еще выгодно отличается от других регионов РФ наличием экспортного потенциала образовательных услуг.

Наиболее перспективным и емким можно считать рынок Китая, который является крупнейшим импортером образовательных услуг, ежегодно расходуя 1 млрд дол. на подготовку своих граждан за границей. В российских университетах, по разным оценкам, обучаются от 8 до 10 тыс. китайских граждан, около 19 % из них учатся в вузах Урала, Сибири и Дальнего Востока. Тем не менее, как представляется, именно дальневосточные вузы должны стать форпостом продвижения российского образования в Китай и другие страны АТР. Процесс глобализации образования рано или поздно потребует создания своего рода «адаптеров», т. е. переходных моделей от одной образовательной системы к другой, например от азиатской к европейской. Роль такого адаптера в мировом масштабе могут сыграть вузы российского Дальнего Востока, и такая перспектива достойна рассмотрения и изучения как национального стратегического интереса России. Дальневосточные вузы, имеющие достаточно высокий интеллектуальный и инновационный потенциал и ранее других российских вузов вынужденные решать демографические проблемы набора студентов, могут стать своеобразным полигоном разработки и апробации конкурентоспособных экспортных образовательных программ, ориентированных на азиатский рынок образовательных услуг, прежде всего рынок КНР.

Дальневосточные вузы обладают целым рядом сравнительных преимуществ как на макрорегиональном, так и на национальном рынке образовательных

услуг. Основным потребителем экспортного продукта вузов Дальневосточного федерального округа (ДВФО) является средний класс, ориентированный на получение качественных товаров и услуг по относительно низким ценам. Как показывает анализ, дальневосточные вузы предоставляют образовательные услуги иностранным гражданам практически по демпинговым ценам. Например, годовая плата за обучение по программам высшего профессионального образования составляет от 1 до 5 тыс. дол., что значительно ниже средней стоимости образования в других странах АТР. Фактором привлекательности российского образования служит и сравнительно низкая стоимость проживания. Вузы ДВФО имеют также дополнительное важное преимущество, связанное с географической близостью к местам постоянного проживания студентов из АТР и со стоимостью проезда до места учебы и обратно.

Таким образом, экспортная ориентация дальневосточных вузов, развитая благодаря соответствующей государственной политике, может стать важным конкурентным преимуществом России в борьбе за мировой рынок образовательных услуг. Безусловно, такой подход на первом этапе требует анализа существующего опыта и определения перспектив развития международной деятельности дальневосточных вузов.

Поскольку до начала 90-х гг. прошлого века международные контакты многих дальневосточных вузов были невозможны из-за закрытости городов, полномасштабная работа по налаживанию в регионе международных связей развернулась ближе к середине десятилетия.

Общая оценка экспортного рынка образовательных услуг вузов ДВФО может быть дана только ориентировочно. Официальные статистические органы не владеют полной информацией, а наши попытки получить сведения непосредственно у вузов практически не увенчались успехом. Это объясняется не только тем, что в сфере образовательных

услуг действует «серый», теневой, рынок, но и тем, что оформление иностранных студентов пока еще связано с большим количеством административно-нормативных проблем, преодолеть которые отдельные вузы на своем уровне не в состоянии, а афишировать ситуацию не стремятся.

На основании сводных данных комитетов по статистике краев и областей Дальнего Востока рассчитано, что в 1990—2000 гг. в структуре экспорта услуг доля образования составляла около 0,1 % (0,65 — 1 млн дол.). Лидерами на данном рынке являются Приморский и Хабаровский края. По данным департамента образования администрации Приморского края, в 2004 г. в Приморье обучалось свыше 1 тыс. иностранных студентов. Большая часть из них являются жителями стран АТР, прежде всего КНР.

Количество студентов, обучающихся в каждом из дальневосточных вузов в рамках основных образовательных программ, колеблется от десяти до нескольких сотен. Эти показатели выше у вузов, имеющих институциональные структуры для подготовки иностранных студентов. Так, во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса (ВГУЭС), создавшем для реализации своих образовательных программ на рынке КНР особое подразделение — Институт международного образования, количество иностранных студентов в настоящее время составляет около 600 чел. (в 2003 г. — 23 чел.). Примерно такое же количество иностранных студентов обучается в Дальневосточном государственном университете, имеющем филиалы в Японии и КНР.

Экспорт образовательных услуг осуществляется дальневосточными вузами в следующих четырех формах: работа со слушателями подготовительных отделений, студентами, стажерами, с аспирантами.

Количество студентов подготовительных отделений в большинстве вузов

не превышает 60—70 чел. в год. Особое место в структуре подобной подготовки занимают различные школы русского языка, предлагающие иностранным студентам курсы продолжительностью от одного месяца до года. Самой крупной из них можно считать Русскую школу Дальневосточного государственного университета. Подобная подготовка осуществляется и на факультете русского языка для иностранцев во ВГУЭС. При Северном международном университете в Магадане с 1991 г. действует Русский лингвистический центр, слушателями которого являются в основном американские и китайские студенты. Обычно после окончания подготовительного отделения при вузе студентами того же вуза становятся до 75 % обучавшихся. Таким образом, наличие подготовительных отделений для иностранцев — это существенное конкурентное преимущество вуза.

Количество стажеров и аспирантов иностранных вузов в дальневосточных вузах невелико, по косвенным данным, в целом оно не превышает десятка человек в год. Стажировки осуществляются на основе межвузовских соглашений, предполагающих, в том числе, обменные программы. Поступления в аспирантуру носят, как правило, частный характер, случаи защиты диссертаций достаточно редки. Так, в Дальневосточном государственном университете за последние 15 лет только 6 аспирантов-иностранцев защитили кандидатские диссертации.

Как представляется, особого внимания заслуживает опыт дальневосточных вузов по реализации различных типов международных образовательных программ высшего профессионального образования. Анализ показывает, что программы российского «специалитета», не имеющие аналогов в странах АТР, не пользуются спросом у иностранных студентов. Наибольшую значимость для обучения иностранных студентов представляют различные схемы подготовки в рамках двухуровневой мо-

дели бакалавриат — магистратура. Существуют два вида этой модели с несколькими разновидностями. Рассмотрим их особенности на примере ВГУЭС, который в 2003 г. выиграл конкурс Министерства образования РФ по проекту «Организация федерально-региональных экспериментальных площадок развития экспорта образовательных услуг».

Первый вид предполагает использование обычной модели обучения иностранных студентов в российском вузе на основе реализации принципа вертикальной мобильности, т. е. полного обучения студента на степень в зарубежном вузе. Примером такой программы является модель обучения, которую условно можно назвать «1+4». Она представляет собой сочетание годичного обучения в рамках образовательных программ факультета русского языка для иностранцев и последующего обучения по выбранному направлению бакалавриата. Однако подобные программы не могут стать массовыми прежде всего из-за сложностей адаптации китайских студентов в обычных студенческих группах и, как следствие, недостаточного освоения иностранцами учебных программ.

Второй вид международных образовательных программ развивается на основе горизонтальной мобильности, подразумевающей обучение в зарубежном вузе в течение ограниченного периода. Во ВГУЭС подобная программа получила название «2+2». Она предусматривает обучение китайских студентов по программам бакалавриата в вузах КНР и ВГУЭС.

Основным китайским партнером ВГУЭС в КНР является негосударственное образовательное учреждение Институт международного образования в городе Циндао, провинция Шаньдун, где по указанной программе обучаются около 400 чел. В сентябре 2004 г. первая группа китайских студентов прибыла на III курс ВГУЭС для продолжения обучения совместно с российскими студентами.

Отличительной особенностью модели обучения по программе «2+2» является формирование программы обучения с учетом основных закономерностей освоения иностранцами русского языка и социокультурной адаптации. На первом этапе обучения китайские студенты находятся в своей стране, к преподаванию привлекаются как китайские, так и российские преподаватели. Наиболее сложные для понимания дисциплины преподаются на родном языке. В течение первых двух лет преподается также русский язык, занятия по которому включаются в расписание ежедневно. Изучению русского языка уделяется особое внимание, так как, судя по результатам маркетингового исследования, население Китая среди параметров оценивания качества подготовки в зарубежном вузе на первое место ставит уровень владения языком соответствующей страны. По результатам социологических опросов китайских студентов разных курсов, обучающихся по программам модели «2+2», постоянное языковое сопровождение учебного процесса является одним из главных факторов ее популярности.

Формирование учебной и материально-технической базы комплекса программы «2+2» осуществляется на основе широкого использования технологий очного и дистанционного обучения. Созданы варианты адаптированных учебных пособий по дисциплинам гуманитарного цикла с комментариями на китайском языке.

Данный проект получил полную поддержку Министерства образования и науки РФ и Министерства образования КНР. В протоколе состоявшегося в сентябре 2004 г. в Пекине четвертого заседания Подкомиссии по сотрудничеству в области образования ВГУЭС определен как приоритетный вуз, ведущий совместную подготовку бакалавров в китайских провинциях Цзилинь и Шаньдун.

В целом за три года удельный вес иностранных студентов во ВГУЭС вырос с долей процента до 8 % от общей

численности студентов очной формы обучения, а удельный вес средств, полученных за их подготовку, в общем объеме средств вуза, полученных от образовательной деятельности, повысился до 6,7 %. Главным образом эти показатели достигнуты благодаря развитию программы «2+2».

Опыт ВГУЭС начинают использовать и другие дальневосточные вузы. Например, Амурский государственный университет (АмГУ) отрабатывает аналогичную схему с Пекинским университетом китайского языка и культуры и Дунбэйским финансово-экономическим университетом (г. Далянь).

Реализуемая во ВГУЭС международная образовательная программа «2+2», безусловно, имеет кроме названных достоинств и определенные ограничения. К последним следует отнести узкую направленность — программа ориентирована только на китайский рынок. Достаточно проблемным остается и правовой статус подобных программ. Практика показывает, что в КНР существуют серьезные объективные и субъективные препятствия для легализации деятельности филиала или представительства иностранного вуза, в том числе российского, поэтому развитие таких программ осуществляется в рамках определенных Министерством образования и науки РФ экспериментальных площадок, перспективы которых в рамках действующих законодательств двух стран весьма неопределенны. Сложившееся положение может быть изменено лишь на уровне законодательств обеих стран и межгосударственных соглашений.

Значительно осложняют процесс развития международных образовательных программ по традиционной схеме «2+2» проблемы совмещения национального китайского многоуровневого и российского, только переходящего на систему бакалавриат — магистратура, образования, равно как и непредсказуемость реакции рынка труда.

Следует акцентировать внимание на вопросе взаимного признания результа-

тов обучения и совместимости российско-китайских программ. Ситуация существенно различается в зависимости от направления подготовки. По техническим, сельскохозяйственным направлениям совместимость программ достигается без особых проблем. По социально-гуманитарным направлениям, экономике, менеджменту совместить программы, спроектированные по китайскому и российскому государственным образовательным стандартам, практически не удается, если только не добавлять в учебные планы каждой стороны достаточно большой объем дополнительной подготовки. Это существенно ограничивает спрос, так как требует от студентов больших финансовых вложений, трудозатрат на освоение программы.

Среди международных образовательных программ, реализуемых дальневосточными вузами в АТ Р. особое место занимают программы двойных дипломов, предполагающие получение выпускниками дипломов вузов-партне-ров. Заслуживает внимания программа «2,5+2,5», осуществляемая Дальневосточным государственным техническим рыбохозяйственным университетом (Дальрыбвтуз, г. Владивосток) совместно с китайскими вузами — Северо-Во-сточным сельскохозяйственным университетом (г. Харбин), Даляньским и Шанхайским рыбохозяйственными университетами. Программа осуществляется по четырем направлениям бакалавриата: технология продуктов питания, экономика, водные биоресурсы и аквакультура, рыболовство. К особенностям данной программы можно отнести один год языковой подготовки и обучение студентов по выбранному ими направлению по согласованным учебным планам. В настоящее время контингент студентов составляет 300 чел., причем две трети численного состава — это иностранные студенты. Эффективность программы подтверждается результатами первого выпуска: все 78 выпускников 2004 г. (бакалавры экономики и бакалавры техники и технологии) трудоустроены, работают

как в реальном секторе экономики, так и в финансовой сфере и даже административных учреждениях России и Китая.

О своевременности и востребованности таких образовательных программ свидетельствует и расширение географических границ действия программы «2,5+2,5»: если первыми российскими студентами были жители Владивостока и других городов Приморья, то в настоящее время по программам обучаются студенты из Хабаровского края, Сахалинской области, Сибири, Чувашии, а также из различных провинций КНР.

Развитие программ бакалавриата ставит перед дальневосточными вузами новые задачи, связанные с разработкой магистерских программ, адаптированных к международным стандартам. Эти задачи актуальны и с точки зрения сохранения и увеличения контингента иностранных студентов, обучающихся в ДВФО, и в плане реализации на Дальнем Востоке идей Болонского процесса. К тому же спрос на программы магистратуры российских вузов растет как со стороны бакалавров — выпускников вузов Китая, так и со стороны выпускников российских программ бакалавриата.

Очевидно, что дальневосточные вузы для упрочения своего положения нуждаются в поддержке со стороны государства. Необходимость такой политики определяется не только развитием рынка образования в стране и за рубежом, но и ролью инновационного потенциала вообще и образования (как его составляющей) в частности для определения места России в международном разделении труда. Развитие интеграционных процессов в Европе наглядно показывает, что наша страна имеет возможность полноправного участия в них только в сфере образования. В Азиатско-Тихоокеанском регионе и Северо-Восточной Азии подобные процессы только начались, и Россия посредством дальневосточных регионов должна усиливать свои конкурентные позиции на основе использования не сырьевых ресурсов, а

человеческого капитала. Для этого требуется решение комплекса внешних и внутренних для российских вузов проблем, имеющих прямое или косвенное отношение к организации и реализации международных программ.

На уровне государства необходимо прежде всего создание соответствующей нормативно-правовой базы по различным аспектам экспорта образовательных услуг. Давно назрела необходимость урегулирования проблемы правового статуса филиалов, представительств и других подразделений российских вузов в зарубежных странах. Вступление КНР в ВТО требует значительной либерализации образовательного рынка, предполагающей ликвидацию ограничительных законов и установок для иностранных вузов. Как ожидается, это приведет к обострению конкуренции стран — экспортеров образовательных услуг на китайском рынке. Следует также решить вопросы, связанные с некоторыми ограничениями визового режима в РФ. Так, например, действующий в настоящее время визовый режим запрещает иностранцам работать во время обучения. Существуют серьезные ограничения в отношении внутрироссийской мобильности для студентов-иностранцев: их перевод из вуза в вуз практически невозможен без выезда в страну постоянного проживания. Либерализация подобных нормативных ограничений позволит привлечь дополнительный контингент студентов, обеспечит конкурентоспособность России на международном образовательном рынке.

Необходимо принятие и ряда институциональных мер на государственном уровне, способствующих расширению экспорта образовательных услуг в страны АТР. Россия — евразийское государство, однако осуществляемая государством политика, в том числе в плане включения в интеграционные процессы в сфере образования, носит европоориентированный характер. Происходящие в образовательном пространстве АТР

процессы, подобные Болонскому, здесь фактически игнорируются. Так, в созданной еще в 1993 г. организации «Университетская мобильность в АТР», представляющей собой добровольное объединение университетов и являющейся одним из лидеров интеграционного процесса в сфере образования в регионе, РФ состоит лишь ассоциативным членом. Среди 354 университетов, участвующих в организации, российские вузы не значатся.

Государственная поддержка интеграционных процессов в сфере образования позволит дальневосточным вузам активнее действовать в других государствах региона, например СРВ, РК, КНДР. Пока же политика международного сотрудничества дальневосточных вузов главным образом исходит из их автономных интересов, не отражая основных направлений федерально-региональной политики в области образования и науки, так как она еще не сформулирована.

Нуждается в решении и проблема признания и установления эквивалентности документов об образовании выходцев из стран АТР, желающих продолжать обучение в дальневосточных вузах. Существующая на сегодня в РФ централизованная система признания и установления эквивалентности документов об образовании, предполагающая рассмотрение каждого документа Службой по надзору в сфере образования в Москве, в силу временных и транспортных расходов для потенциальных абитуриентов ощутимо осложняет приемную кампанию и увеличивает риски российских вузов при заключении договоров на оказание образовательных услуг по программам высшего образования. Дальневосточные вузы заинтересованы в создании в регионе Экспертного совета по оценке документов об образовании стран АТР при Совете ректоров ДВФО. Решение о формировании такого органа принято Советом ректоров в июне 2005 г.

Необходимо предпринять ряд шагов, направленных на повышение привлека-

тельности российского образования, и на уровне вузов. Требуют внимания к себе проблемы организации учебного процесса, связанные с сопоставимостью образовательных программ, учебных планов, учебных курсов, технологий обучения и оценки знаний. Решение проблемы соответствия учебных курсов невозможно без создания информационного пакета на иностранных языках.

Большое значение имеет решение проблем, обусловленных недостатками инфраструктуры. Для увеличения доли дальневосточных вузов на региональном рынке образовательных услуг необходимо создать соответствующую современным требованиям материально-техническую базу, включая состояние компьютерного парка и лабораторного оборудования, наличие свободного доступа в Интернет и оснащенность учебных аудиторий. Очень важно создать благоприятные социально-бытовые условия проживания студентов. Одним из возможных резервов решения этой проблемы являются филиалы региональных вузов в малых городах. В последние годы наметилась тенденция достаточно активного включения части вузовских филиалов в процесс международного сотрудничества. И когда головные вузы начнут испытывать проблемы с ресурсным обеспечением, прежде всего в плане размещения и организации быта студентов в пределах университетских кампусов, «на помощь» придут филиалы, расположенные в малых городах недалеко от вузовских центров и имеющие достаточно развитую инфраструктуру. Важным преимуществом малых городов, как показывает практика, является и возможность обеспечения более высокого уровня безопасности студентов-ино-странцев.

Безусловно, развитие инфраструктуры потребует определенного времени и значительных финансовых вложений. Без помощи и содействия федерального центра и региональных властей эта задача не может быть успешно решена.

Развитие экспорта образовательных услуг дальневосточных вузов требует внедрения новых методов освоения рынка и форм предоставления услуг. Реализация международных образовательных программ нуждается в детальном анализе ситуации на предполагаемом рынке сбыта, изучении потребителя и его мотивации и т. д., что на практике означает комплексное применение маркетинговых методов и технологий в сфере высшего образования.

Серьезную проблему составляет организация межвузовского сотрудничества для преодоления межрегиональной конкуренции и межвузовского сепаратизма. Учитывая, с одной стороны, важность информационной и профориентационной работы для набора иностранных студентов, а с другой — величину затрат на проведение такой работы на территории зарубежных государств, следует активнее использовать формы взаимодействия, в том числе на основе пула. Одной из таких новых форм можно считать создание на долевой основе зарубежных учебно-консультационных центров и под-

готовительных отделении, на которые предполагается перенести центр тяжести в плане организации языковой подготовки или реализации программ довузовской подготовки. Региональной власти также следует обращать больше внимания на этот вопрос, поскольку идея формирования международных университетских центров на Дальнем Востоке России может лечь в основу общей концепции регионального развития и явиться точкой роста экономики региона.

В целом реализация экспортных образовательных программ дальневосточных вузов в Азиатско-Тихоокеанском регионе имеет достаточно значимые перспективы. Однако развитие российского сегмента международного рынка образовательных услуг станет эффективнеег если будут решаться не столько социально-экономические проблемы вузов, связанные с их выживанием в новых условиях, сколько стратегические задачи интеграции РФ в АТР, предполагающие повышение конкурентоспособности всех российских товаров и услуг, включая сферу образования.

Поступила 30.12.05.

НЕОБХОДИМОСТЬ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ ГРАЖДАН СНГ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ

Л. С. Кременецкая, преподаватель Московского автомобильно-дорожного института (государственного технического университета),

А. Н. Ременцов, декан подготовительного факультета для иностранных граждан Московского автомобильно-дорожного института (государственного технического университета), профессор

В данной статье рассматривается ситуация, сложившаяся в настоящее время на рынке образовательных услуг. Обосновывается необходимость создания учебно-методического и программного обеспечения для студентов из стран СНГ, обучающихся в российских вузах.

В последнее время много говорят и ствования СССР наша страна считалась

пишут о Болонской конвенции и приня- одним из главных центров международ-

тии общеевропейских образовательных ного образования. В послевоенное вре-

стандартов. Актуальным является во- мя советские дипломы признавались все-

прос: останется ли российская высшая ми университетами мира, а уровень под-

школа столь же фундаментальной или готовки по многим дисциплинам считал-

понизит свой уровень? В период суще- ся самым высоким. На сегодняшний

© Л. С. Кременецкая, А. Н. Ременцов, 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.