УДК 378+339.564 ИССЛЕДОВАНИЕ СПРОСА НА РОССИЙСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ СРЕДИ КИТАЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ
Ворожбит О.Ю., Юрченко Н.А.
Цель состоит в выявлении интереса китайских школьников к зарубежному образованию и факторов, которые рассматриваются китайскими школьниками в качестве благоприятных при принятии решения относительно выбора вузов РФ для получения высшего образования.
Метод проведения работы. В качестве метода проведения исследования использовался количественный метод сбора информации - опрос, в частности личное интервью.
Результаты. Определены основные факторы, благоприятствующие выбору зарубежного высшего образования среди китайских школьников, а также позитивные и негативные факторы в отношении российских вузов в качестве места получения высшего образования.
Область применения результатов. Результаты исследования могут использоваться высшими учебными заведениями при продвижении своих образовательных услуг на внешний рынок.
Ключевые слова: образовательные услуги; спрос на образовательные услуги; образование КНР.
RESEARCH OF THE CHINESE SECONDARY SCHOOL STUDENTS’ DEMAND FOR THE RUSSIAN EDUCATIONAL SERVICES
Vorozhbit O.Y., Yurchenko N.A.
Purpose. The article presents some primary causes of the Chinese secondary school students’ interests in the foreign education and factors which are considered by them as favorable to make a decision what type of the higher schools of the Russian Federation (RF) to choose for further education.
The methodology of research. The quantitative technique of data gathering such as survey (especially personal interview) was used as a method of research.
The results of research. According to this research we defined some major factors which were favorable to the Chinese students choosing the foreign higher education, and also positive and negative factors influencing them to choose Russian universities for further education.
Practical implications. The research results can be used by universities in the RF to promote their educational services to the foreign market.
Keywords: educational services; demand for educational services; education in
China.
Сегодня в мире около 2 миллионов 700 тысяч китайских студентов получают образование за пределами своей страны. По абсолютному количеству обучающихся за границей граждан КНР занимает первое место и является самым большим рынком для образовательных учреждений других стран.
По данным Министерства образования КНР за 2000 год общее количество лиц, уехавших за границу с целью учебы, составляло 39 тысяч человек, за 2001г. - 84 тысячи, а в 2002г. эта цифра возросла до 125 тысяч человек, в 2008г. составила 179 800 человек [1]. И если раньше китайские граждане, в основном, уезжали учиться в США, Канаду и Японию, то сегодня они учатся в 103 странах мира.
Другой тенденцией в развитии зарубежного образования китайских граждан стало снижение возрастного рубежа китайских студентов обучающихся за границей. Если ранее большинство китайцев, выбирающих для обучения зарубежные вузы, сначала получало высшее образование в КНР, то сегодня основ-
ную массу этого контингента составляют вчерашние школьники. Кроме того, 10 лет назад государство выступало основным заказчиком зарубежных образовательных услуг. Сейчас зарубежное образование на средства государства получают только 12% всех зарубежных студентов, за остальных плату за обучение берут на себя родственники. Есть среди китайских студентов и такие, кто обучается за рубежом на свои собственные средства, в основном это молодые люди в возрасте около 30 лет, имеющие стаж практической работы и выбирающие зарубежные вузы для повышения образовательного уровня.
Спрос населения на зарубежное образование обосновывается в основном следующими социально-психологическими факторами:
1. Признанием престижа образовательных услуг зарубежных вузов среди работодателей Китая и желанием получить высокую квалификацию. Первый фактор в последние годы играет меньшую роль, чем еще совсем недавно. Отношение работодателей к иностранным дипломам заметно меняется. И, если раньше при поступлении на работу, при прочих равных условиях, безусловное предпочтение, отдавалось людям с иностранными дипломами, то сейчас выбор претендентов на вакансии осуществляется более прагматично. Что касается стремления получить более высокую квалификацию, то этот фактор и сейчас играет ведущую роль при выборе зарубежного образования. Особенно котируются в китайском обществе университеты Великобритании, США и Японии.
2. Альтернативный вариант получения высшего образования. В ряде случаев выбор иностранного образования диктуется высоким спросом на отдельные образовательные программы в Китае. Так, например, за последние годы по мере «популяризации» дипломов бакалавра резко увеличился конкурс в магистратуру китайских вузов. Только за последний год число магистрантов в КНР возросло на 20%. Однако, всех желающих принять национальная магистратура не может. Часть поступающих, не выдержав конкурса при поступлении обращает свое внимание на зарубежные университеты. Некоторые выпускники
школ сразу выбирают бакалаврские программы иностранных вузов, с учетом того, что после их окончания поступят в магистратуру. В других случаях решающим моментом для принятия решения об обучении за границей является то, что уровень оплаты за обучение в иностранных учреждениях только незначительно превышает уровень оплаты в негосударственных вузах Китая. В то же время знание языка и диплом другой страны существенно увеличивают шансы найти хорошую работу в сфере сотрудничества между Китаем и этой страной.
3. Можно также утверждать, что темп развития экономики отдельных стран мира и уровень развития их взаимоотношений с Китаем оказывают все большую роль при выборе места получения зарубежного образования.
4. Желание попасть в более развитую страну. В этом случае предпочтение при выборе места зарубежного образования, формируется на основании общих сведений об уровне экономического и социального развития конкретных стран мира, осознанная оценка реального уровня образования выбранного ВУЗа оттесняется на второй план. Очень часто при таком выборе места зарубежного образования, за желанием учиться за рубежом скрывается желание эмигрировать в страну с более развитой экономикой и социальным обеспечением.
5. Стремление подчеркнуть экономическую состоятельность. Такая психология характерна для «новых» китайцев, которые считают обучение своих детей за границей непременным атрибутом их нового социального статуса.
Данные маркетинговых исследований показали, что наиболее популярной страной, в которой китайские школьники хотели бы получить высшее образование, являются США. В 2009-2010 учебном году численность китайских студентов в США составила 127,63 тысячи человек. На втором месте по привлекательности для китайских студентов находится Великобритания. Россия, к сожалению, не является той страной, высшее образование которой китайские граждане в массовом порядке предпочтут обучению в национальных университетах: в вузах России обучается всего 3,4% студентов из Китая, обучающихся за рубежом [3, с. 253].
В то же время, из донора студентов в зарубежные страны КНР постепенно становится страной, которая притягивает на обучения в свои вузы студентов со всего мира. В Китае на государственном уровне принята программа на приведение национальной высшей школы к международным стандартам, для чего определено 100 флагманских университетов. Эта золотая сотня, по замыслу китайских властей, в ближайшее время должна выйти на первые позиции в международных рейтингах лучших вузов мира. И сегодня уже 23 китайских университета входят в 500 лучших вузов мира. Китай в рейтинге ARWU занимает уже 4 место по числу университетов в списке 500 лучших, уступая только США, Англии и Германии [4, с. 73].
Примерно 265 тысяч иностранных студентов из 189 стран мира учились в Китае в 2010 году, а власти страны рассчитывают, что в 2020 году иностранцев в китайских вузах будет уже 500 тысяч. На мировом рынке образовательных услуг появился новый серьезный игрок, претендующий на передел рынка образовательных услуг. Больше всего в Китае обучается студентов из Южной Кореи (33%), далее следуют Япония (9,5%), США (7,5%), Вьетнам (5%) и Таиланд (3,7%). Россиян - около 3,5%, или около 7000 студентов. Сегодня стоимость обучения в Китае одна из самых низких в мире [2].
Для выявления потенциального спроса на образовательные услуги российских вузов на рынке КНР был проведен опрос на основе очного заполнения анкет представителями целевых групп. В опросе приняли участие 1000 китайских школьников 10-12 классов из 37 средних школ Китая, расположенных в 24 городах страны. В выборку на 70% попали города Северо-восточных и восточных провинций Китая. Остальные города примерно в одинаковых пропорциях разделились на города юга Китая, а также северных и центральных провинций.
Целью опроса школьников было выявление:
- намерений целевой аудитории по продолжению образования;
- интереса школьников к зарубежному образованию;
- стран, которые китайские школьники считают привлекательными для получения высшего образования;
- факторов привлекательности той или другой страны для потенциальных абитуриентов.
В результате обработки данных, проведенного анкетирования была получена, на наш взгляд, информация, меняющая представление о востребованности на рынке образовательных услуг Китая программ российских вузов.
На вопрос чем после окончания будут заниматься респонденты, более половины (64%) заявили, что предполагают поступать в университеты, еще около 12% - хотели бы обучаться в колледжах. Таким образом, треть от числа опрошенных школьников собирается после окончания школы продолжить обучение с целью получения профессионального образования на уровне средней и высшей подготовки.
В рамках цели, поставленной в рамках исследования, задачей интервью было исследование предпочтений школьников при выборе направления и места получения высшего образования, поэтому в дальнейшем интервьюеры работали только с теми 64% опрошенных респондентов, которые после окончания школы планируют обучаться в высших учебных заведениях. Соответственно, дальнейшие результаты опроса касаются только этой группы школьников. Всего после отбора в числе респондентов осталось 643 школьника.
На вопрос «Где Вы собираетесь учиться?» 51,7% школьников данной группы выбрали ответ - в другой стране, а 48,3% - в Китае.
Далее работа велась только с теми школьниками, которые предпочли дальнейшее обучение в других странах мира. Для этой группы было предложено ответить на вопрос, чем вызвано предпочтение зарубежного образования
Среди причин, по которым школьники готовы обучаться в других странах лидируют две: около 70% респондентов считают, что диплом другой страны дает больше возможностей по устройству на работу и карьерному росту. У 19,7% респондентов, входящих в нашу выборку, нет возможности учиться в
Китае. В первую очередь, это связано с недостаточно высоким уровнем знаний этих школьников, который, по мнению этой группы респондентов, не даст им возможностей получить высокие баллы во время государственной аттестации. Как следствие, учитывая высокую конкуренцию на рынке высших образовательных услуг страны, они не смогут поступить в государственные высшие учебные заведения с относительно низкими ценами на обучение. Обучение же в частных вузах, 80% считают очень дорогим и 20% - не эффективным с точки зрения уровня образования.
Наиболее популярной страной, в которой респонденты хотели бы получить высшее образование, являются США (28,8%). На втором месте находятся Великобритания и Россия (по 27,1%). Кроме того, относительно большие группы опрошенных школьников хотели бы обучаться в Южной Корее или Японии.
Основной причиной выбора той или иной страны для обучения, явилось высокое качество образования и ценность диплома этой страны на рынке труда Китая. Эти две причины называют в качестве преимущества зарубежного образования более половины всех респондентов.
Достаточно большая группа школьников (17,2%) объясняют свое желание обучаться за рубежом желанием познакомиться с культурой других стран, а также простотой получения визы (12,1%). Таким образом, стоимость обучения в зарубежных вузах, а также близость страны по отношению к месту проживания школьников не рассматриваются большей частью из них как фактор, ограничивающий зарубежное обучение. О них говорится, соответственно, в 10% анкет и 7% анкет.
Если рассмотреть ответ на этот вопрос в разрезе трех наиболее предпочитаемых стран, то мы получим следующие результаты:
- обучение в США привлекает китайских школьников, прежде всего, своим высоким уровнем и признанием ценности американских дипломов в Китае. Доля школьников, выделивших эти две причины, как основу своих предпочте-
ний в отношении обучения в США на 15% выше средних показателей по отношению к зарубежному образованию вообще.
При оценке причин выбора местом обучения Великобритании, респонденты сделали крен в сторону высокого признания английских дипломов в Китае, но высокое качество образования оценили на уровне средних показателей по всей группе стран.
Что касается России, то в числе причин, по которым китайские школьники отдают предпочтение нашей стране, лидирующие позиции занимают совсем другие ответы.
Первое место в ряду причин, определяющих предпочтение России перед другими странами, отводится простоте получения визы, а также стоимости обучения. Респонденты считают российское образование не дорогим. И только на третье место они ставят качество российских образовательных программ. Причем доля респондентов, считающих, что российское высшее образование характеризуется высоким качеством, совпадает с долей тех, кто готов поехать на обучение в Россию, потому что их интересует культура нашей страны, а также потому, что наши страны являются соседями.
Таким образом, мы видим, что такие факторы как ценность диплома и качество образования играют важную роль только для тех ребят, которые хотели бы учиться в США или Великобритании. Для респондентов, выбравших Россию, наиболее важным фактором является простота получения визы и невысокая плата за обучение.
Из респондентов, входящих в выборку, большая часть (67,2%) еще не определились с выбором вуза.
В дополнительных графах анкеты та часть респондентов, которая не определилась с выбором вуза, отметила, что причиной такого положения является отсутствие информации об учебных программах зарубежных вузов и условиях обучения, а также проживания в разных странах.
При выборе университета наиболее важным фактором, по мнению респондентов, является наличие специальности, которая их интересует (22,5%). Следующим по значимости фактором является наличие комфортных условий учебы и проживания (19,2%). Наименее важными факторами школьники считают близость к дому и лояльное отношение преподавателей к иностранным студентам.
Большинство из опрошенных школьников, отдающих предпочтение получению высшего образования в России, считают, что не смогут оплачивать обучение в России (23%). В то же время около 20% респондентов этой группы полагают, что их семья сможет платить за их обучение в России на уровне 3000-4000 долларов в год.
Выбор учебного заведения напрямую связан с той сферой деятельности (специальностью), с которой школьники хотели бы связать свою жизнь. Наиболее популярными специальностями среди школьников являются экономика (14,6%), коммерческая деятельность, дизайн одежды, управляющий офисом, домом и туризм (по 9,4%). Наименее популярными направлениями являются математика и мировая экономика (по 1%).
Как уже говорилось выше, отсутствие определенности с выбором учебного заведения для учебы в России многие респонденты связали с нехваткой информации о российских вузах на территории Китая и со слабой доступностью сайтов российских вузов населению Китая: около 70% всех респондентов считают, что информация об образовательных услугах российских вузов для них недоступна или представлена не достаточно.
Чтобы подвести итог исследованию о степени востребованности образовательных услуг российских вузов у китайских школьников, все данные опроса, имеющие отношение к России приведены в таблице 1.
Таблица 1
Основные характеристики спроса на образовательные услуги россий-
ских вузов среди китайских школьников
№ Характеристики спроса Численность респондентов, чел. Доля респондентов, %
1 Имеют предпочтение обучаться в России 90 9.0
2 Выбирают Россию из-за низкой стоимости обучения и простоты оформления визы 45 4.5
3 Выбирают Россию, полагая, что в нашей стране высокое качество образования 11 1.1
4 Выбирают Россию, потому что хотят ближе познакомиться с ее культурой 15 1.5
5 Уже определились с выбором университета 17 1.7
6 Хотят обучаться по программам бизнес - специальностей 37 3.7
7 Хотят обучаться по программам менеджмента 24 2.4
8 Хотят обучаться по программам специальностей, связанных с информационными технологиями 10 1.0
9 Готовы платить за обучение в России более 3 тысяч долларов 20 2.0
10 Г отовы платить за обучение в России от 2 до 3 тысяч долларов 49 4.9
11 Не могут оплатить обучение в России 12 1.2
12 Хорошо информированы об образовательных программах российских вузах и условиях проживания в России 24 2.4
13 Имеют некоторое представление об образовании в России 32 3.2
Из таблицы видно, что из 1000 респондентов 90 готовы обучаться в России, однако только 78 человек считают, что их семья способна оплачивать получение высшего образования в нашей стране. Основными специальностями, которые собираются освоить китайские школьники в России, являются бизнес -специальности и менеджмент. При этом относительно высокую по российским меркам плату за обучение в России готовы платить только 16% школьников, нацеленных на обучение в России. Еще половина претендентов на обучение в России готова учиться в нашей стране по средним российским ценам.
Следует также сказать о том, что респонденты, собирающиеся стать российскими студентами, гораздо лучше осведомлены о российских образовательных услугах, чем средний китайский школьник. Двадцать из 90 респондентов, оказавших предпочтение российским вузам, заявили о том, что хорошо знают условия реализации и набор образовательных программ российских вузов, еще 32 - отметили, что имеют представление о российском образовании, а 17 человек уже определились с выбором российского вуза. Из них у 13 человек выбор пал на высшие учебные заведения Сибири и Дальнего Востока.
Среди респондентов, отдающих предпочтение обучению в России, преобладают школьники из городов северо-востока Китая. Особенно популярно российское образование у школьников провинций Цзилинь и Хэйлундзян. На эти провинции приходится свыше 70% респондентов, выбравших для себя местом обучения российские вузы. Напротив, в южных и центральных городах Китая практически нет претендентов на обучение в России. Только 3% респондентов из городов этих районов Китая упомянули о возможности обучения в России, из них 97% ничего не знали о системе высшего образования в нашей стране.
Уровень востребованости образовательных программ российских вузов в различные периоды времени определяется преимущественно следующими факторами:
- состоянием и направлением развития экономики страны;
- соотношением спроса и предложения на рынке специалистов высшей квалификации;
- способностью системы высшего образования Китая удовлетворять растущий спрос на образовательные услуги со стороны населения;
- демографическим развитием населения Китая;
- ценами на образовательные программы в Китае и России;
- качеством системы продвижения образовательных программ российских вузов на китайский рынок.
Таким образом, оценка перспектив востребованности услуг российских вузов китайским населением показывает, что в течение ближайших пяти лет спрос на российские образовательные услуги будет развиваться не равномерно. В ближайшие два года спрос на российские услуги в Китае будет проявляться дифференцированно. В приграничных к России провинциях он существенно увеличится (удвоится), на остальной территории этой страны, он либо сохранится на очень низком уровне, либо еще уменьшится.
После 2015 года следует ожидать быстрого снижения интереса китайского населения к образовательным программам российских университетов. Общая численность китайских студентов, обучающихся в России, может снизиться на порядок и составит не более 6 - 7 тысяч человек.
Список литературы
1. Боревская Н.Е. Создание потенциала повышения конкурентоспособности КНР на мировом рынке / Материалы I Международной конференции «Интернационализация высшего образования: тенденции, стратегии и сценарии будущего». ЦКЬ: http://intpr.ntf.ru/DswMedia/borevskaya_ras.pdf (дата обращения: 10.04.2012)
2. Высшее образование в Китае. ЦКЬ: http://www.education-
medelle.eom/articles/visschee-obrazovanie-v-kitae.html#1#1 (дата обращения: 9.04.2012)
3. Модернизация российского образования: проблемы и перспективы / Под ред. М.К. Горшкова и Ф.Э. Шереги. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2010. 352 с.
4. Юрченко Н.А. Основные тенденции развития рынка экспорта образовательных услуг в Приморском крае // Экономика и предпринимательство, № 2 (25), март-апрель 2012. С. 70-76.
References
1. Borevskaya N.E. Materialy I Mezhdunarodnoy konferentsii «Internat-sionalizatsiya vysshego obrazovaniya: tendentsii, strategii i stsenarii budushchego» [Proc. The 1st International “Internationalization of the Higher Education: tendency, strategy and future prospects”]. http://intpr.ntf.ru/Ds wMedia/borevskaya_ras.pdf (accessed April, 10, 2012)
2. Vysshee obrazovanie v Kitae [Higher education in China]. http://www.education-medene.com/articles/visschee-obrazovanie-v-kitae.html#1#1 (accessed April, 9, 2012)
3. Gorshkov M.K., Sheregi F.E Modernizatsiya rossiyskogo obrazovaniya: problemy i perspektivy [Modernization of the Russian education: problems and prospects]. Moscow. 2010: 352 p.
4. Yurchenko N.A. Osnovnye tendentsii razvitiya rynka eksporta obrazova-tel'nykh uslug v Primorskom krae [The Basic Tendencies of the Export of Educational Services Market Development in Primorsky region]. Economy and Entrepreneurship. № 2 (25). March-April (2012): 70-76.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Ворожбит Ольга Юрьевна, заведующая кафедрой «Финансы и налоги», доктор экономических наук, профессор
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса ул. Гоголя, 41, г. Владивосток, Приморский край, 690014, Россия e-mail: olga. vorozhbit@vvsu. ru
Юрченко Наталья Александровна, старший преподаватель кафедры Маркетинга и коммерции
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса ул. Гоголя, 41, г. Владивосток, Приморский край, 690014, Россия e-mail: natalya.yurchenko@vvsu. ru
DATA ABOUT THE AUTHORS
Vorozhbit Olga Yurevna, Head of the Finance and Taxes Department, doctor of economics, professor
Vladivostok State University of Economics and Service 41 Gogolya, Vladivostok, Primorsky region, 690014, Russia e-mail: olga. vorozhbit@vvsu. ru
Yurchenko Natalya Aleksandrovna, Senior Lecturer Marketing and Commerce Department
Vladivostok State University of Economics and Service 41 Gogolya, Vladivostok, Primorsky region, 690014, Russia e-mail: natalya.yurchenko@vvsu. ru
Рецензент:
Напалкова А.А., канд. экон. наук, доцент, начальник Отдела маркетинговых исследований Центра маркетинга Дальневосточного федерального университета, г. Владивосток, Россия