Научная статья на тему 'Роль международного научного сообщества в формировании региональной идентичности Северо-Восточной Азии'

Роль международного научного сообщества в формировании региональной идентичности Северо-Восточной Азии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАУЧНЫЕ И УНИВЕРСИТЕТСКИЕ СООБЩЕСТВА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Cевостьянова Наталия Валентиновна

Статья посвящена исследованию позитивной роли, которую в форми- ровании региональной идентичности Северо-Восточной Азии играют ака- демические и университетские сообщества. Первые решают эту задачу че- рез создание международных консорциумов исследовательских институтов для выработки совместных программ развития региона, а вторые за счёт формирования международных университетских партнёрств для реализа- ции исследовательских и образовательных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль международного научного сообщества в формировании региональной идентичности Северо-Восточной Азии»

Мировая система и межрегиональные отношения

УДК 37. 02

Cевостьянова Н.В.

Роль международного научного сообщества в формировании региональной идентичности Северо-Восточной Азии

Role of the international epistemic community in forming regional identity

of the Northeast Asia

Статья посвящена исследованию позитивной роли, которую в формировании региональной идентичности Северо-Восточной Азии играют академические и университетские сообщества. Первые решают эту задачу через создание международных консорциумов исследовательских институтов для выработки совместных программ развития региона, а вторые за счёт формирования международных университетских партнёрств для реализации исследовательских и образовательных программ.

Ключевые слова: Северо-Восточная Азия, региональная идентичность, региональные научные и университетские сообщества, международные образовательные программы.

In this article the author is exploring positive role that epistemic and university communities play in forming Northeast Asia's regional identity. For this purpose the former are creating research institutions' international consortiums to work out joint programs for regional development, while the latter are forming universities' international partnerships to realize research and educational programs.

Key words: Northeast Asia, regional identity, regional epistemic and university communities, international educational programs.

Основными показателями для характеристики состояния и уровня международного сотрудничества в регионе являются: динамика развития международных связей, уровень их институционализации, степень выработки взаимоприемлемых норм поведения и чувства региональной идентичности (общности). Результаты анализа выше приведённых показателей применительно к Северо-Восточной Азии (СВА) свидетель-

ствуют о том, что, в условиях слабого интереса государств этого субрегиона к многостороннему взаимодействию, за последние 20 лет ведущими участниками международного сотрудничества в СВА были внутригосударственные регионы и научное сообщество.

Так, со стороны Японии большую активность проявили префектуры западного побережья, такие как Ниигата, Тоттори, Тояма. В начале 90-х годов несколько региональных администраций, в первую очередь, вышеперечисленных японских префектур, а также провинций Цзилинь, Хейлунцзян (КНР), Канвон, Северный Кёнсан, Южный Кёнсан (РК), Приморского и Хабаровского краев (РФ) сформировали ведущую группу по развитию сотрудничества в СВА, сердцевиной которого было развитие взаимосвязей в зоне Японского моря. Инициированные региональными властями многосторонние и двусторонние контакты обеспечили благоприятные условия для развития связей в области бизнеса, образования, научных и культурных обменов. В то же время внутригосударственные регионы, достигнув определённого уровня взаимодействия, оказались не способны добиться качественного повышения уровня международных отношений в СВА в условиях того, что решение многих проблем сотрудничества находилось вне их компетенции.

В этой связи особую значимость приобрёл многосторонний диалог на неправительственном уровне, осуществляемый международными экспертными или «познавательными» сообществами так называемой «второй дорожки» (track II epistemic communities), который внёс существенный вклад в формирование региональной идентичности СВА. В последние двадцать лет значительно возросла региональная научная активность, выразившаяся в проведении многочисленных международных конференций, формировании исследовательских институтов, создании совместных образовательных программ и т.п. За этот период Японией, США, РК и другими странами было осуществлено несколько попыток создания регионального консорциума исследовательских институтов. На рассмотрение организаций так называемой «второй дорожки» научные сообщества стран СВА выносили вопросы, к обсуждению которых в официальном формате государства не готовы. Наиболее эффективными эти усилия оказались в сфере экономических исследований, самыми влиятельными центрами которых стали две международные неправительственные организации (МНПО): Экономический форум СВА (г. Гонолулу, США) и Экономическая конференция СВА (г. Ниигата, Япония).

Обе эти организации ставили перед собой схожие исследовательские задачи, приоритетными среди которых являлись такие, как: изучение проблем и перспектив развития международной транспортной системы, создание регионального энергетического сообщества, поиск моделей для реализации этих проектов и вариантов их финансирования. Высокий уровень проводимых исследований и достижение высокой степени институализации научного сотрудничества (формирование комитетов поддержки в странах-участницах и рабочих групп для координации совместных исследований) позволили этим МНПО оказывать существенное влияние на формирующиеся планы развития транспортной и энергетической инфраструктуры в СВА [3, с. 221-222].

Особую важность в СВА имеет проблема безопасности Корейского полуострова, без урегулирования которой невозможен переход ряда инициатив регионального сотрудничества в практическую плоскость. В этой связи усилия РК по развитию международного научного сотрудничества были направлены преимущественно на достижение главной цели — подключение к нему представителей КНДР. Не только обе Кореи, но и другие страны региона должны внести свой вклад в нормализацию межкорейских отношений [5, p. 8].

Как один из вариантов такого вклада ученые расположенного в Сеуле Института развития Кореи (Korea Development Institute -KDI) предлагают научному сообществу стран СВА принять участие в предназначенных для северных корейцев программах бизнес-образования. В качестве координатора проекта KDI предложил Центр партнёрства в области образования, выступающий ко-спонсором при проведении в странах СВА симпозиумов и семинаров, к участию в которых приглашаются правительственные чиновники и ученые из КНДР. Таким образом, основной задачей проекта является развитие партнерства в образовательной области, в первую очередь между двумя Корейскими государствами, и совместная с другими странами СВА выработка вариантов межкорейского урегулирования [6, p. 11].

Научные сообщества российского Дальнего Востока и северовосточных провинций КНР в 90-е годы ХХ века, как правило, не были инициаторами комплексных программ развития многосторонних связей, но активно участвовали в проектах исследований, предлагаемых партнёрами по региону. Представители РФ на международных форумах подчеркивали открытость нашей страны для сотрудничества и большой вклад, который она могла бы внести в развитие региона. Особое внимание при этом уделялось наращиванию поставок природных ресурсов, в том числе путём реализации совместных проектов по совершенствованию региональной инфрастуктуры на территории Дальнего Востока, Восточной Сибири и Корейского полуострова. Такой подход детерминирован тем, что сотрудничество со странами СВА рассматривается как один из компонентов государственной стратегии РФ, направленной на приоритетное развитие Дальнего Востока.

В целом, многосторонние проекты сотрудничества, предложенные научным сообществом и основанные на совместном использовании природных и производственных ресурсов региона, позволили, с одной стороны, привлечь внимание к его социально-экономическим проблемам и предложить меры для их решения, с другой — внести существенный вклад в формирование чувства региональной общности СВА. Так, после многих лет обсуждений на уровне научного сообщества, часть из вышеупомянутых проектов развития инфраструктуры перешла либо в стадию активного межправительственного диалога (соединение Транссибирской и Транскорейской железнодорожных магистралей), либо — практической реализации (строительство магистральных нефте- и газопроводов из Восточной Сибири и с Сахалина в страны Восточной Азии).

Не менее значимый вклад, по сравнению с академической наукой, в формирование идентичности СВА внесли представители университетского сообщества за счёт создания региональных университетских сетей, реализации международных исследовательских и образовательных программ.

Большую активность в этой области в последние годы предпринимают университеты РК. Так, попытку развития регионального сотрудничества в области образования, науки и социального взаимодействия предпринял Каннынский (провинция Канвон) национальный университет (Kangnung National University), по инициативе которого в ноябре 2001 г. была создана Сеть прибрежных академических и исследовательских институтов КЛАРИНЕТ (The Coastal Linkage of Academic and research Institutions' Network in Northeast Asia - CLARINET). В её состав на этапе формирования вошли: по два университета и исследовательских института от Приморского края (ДВГУ и МГУ им. Невельского), префектуры Ниигата (Япония), провинции Цзилинь (КНР), и по одному от провинций Канвон и Южный Кёнсан (РК), а также Тумэньский секретариат.

В 2003 г. деловым и университетским сообществом РК был инициирован ещё один проект «Поиск путей делового и экономического сотрудничества между нациями вдоль «Шёлкового пути», нацеленный на формирование региональной сети академического сотрудничества. При поддержке корейской ассоциации менеджмента «Логос», участники проекта — представители группы университетов РК, Китая, РФ, Монголии, Узбекистана1 — проводят ежегодные конференции в одной из стран-участниц. В ходе конференций они обсуждают, как вопросы регионального экономического сотрудничества, так и более широкую повестку расширения академических контактов, академической мобильности и т.п.

Что касается России, то за последние годы только вузами Владивостока было инициировано несколько проектов международных исследований, вызвавших большой интерес у российской научной общественности и иностранных экспертов. Несколько значимых проектов было проведено ДВГУ, в том числе в 2002 и 2004 гг. две конференции в рамках Межрегионального института общественных наук (МИОН) по единой тематике: «Азиатско-тихоокеанские реалии, перспективы, проекты: XXI век». Большой интерес также вызвал проведённый в 2003-2005 гг. совместный с Азиатско-Тихоокеанским Центром исследований безопасности (г. Гонолулу) научный проект на тему: «Вызовы XXI века и политика безопасности в АТР: взгляд из России и США» [1, с. 96]. Из последних мероприятий МИОН можно выделить научно-практическую конференцию «Российско-китайское взаимодействие: опыт институционального и научного сотрудничества» (2007 г.), а также межрегиональный сетевой проект «Будущее России: взгляд из центра и регионов» (2006-2008 гг.). Более 10 лет проводятся международные конференции FIELTA, где осуществляется сотрудничество в плане обмена опытом по обучению иностранным языкам студентов стран Тихоокеанского региона.

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (ВГУЭС) выбрал одним из направлений исследований изучение различных аспектов международного сотрудничества в СВА, результаты которых были обсуждены на четырёх представительных международных конференциях, посвящённых исследованию проблем, как ниже указано (2001 г. — безопасности, 2003 г. и 2005 г. — экономики и торговли, 2004 г. - образования и науки). В 2005 г. ВГУЭС выступил площадкой для проведения ежегодного заседания Транспортной группы АТЭС, что стало первым опытом для этой МПО по проведению мероприятия на базе университета с подключением для его обеспечения значительного числа студентов.

Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского, в свою очередь, провел две международные конференции, посвященные неправительственному диалогу о территориальных спорах в АТР (2002 и 2003 гг.). Оба мероприятия с привлечением дальневосточных, московских и иностранных экспертов характеризовались высокой содержательностью диалога и позволили привлечь к этой важной проблематике должное внимание. В развитие этой острой тематики в 2008 г. в университете была организована научная конференция на тему: «Япония: шесть десятилетий без права на войну».

При повышении важности научной составляющей, основным приоритетом в деятельности российских университетов остаётся образовательная деятельность. Глобализация в этой сфере ведёт к тому, что всё большее число студентов стремится получить качественное образование за пределами своей страны, и действие этой тенденции в Азии не меньше, чем в других регионах мира. В свою очередь, российские универси-

1 Россию в этом международном проекте представляет ВГУЭС. Ожидается также подключение к нему на постоянной основе университетов Киргизии и Вьетнама.

теты заинтересованы, чтобы у них учились иностранные студенты. Это позволяет получать дополнительные финансовые средства, совершенствовать учебные программы с учётом специфики других культур и т.д. Активные обмены преподавателями и студентами также способствуют расширению профессионального кругозора первых и глубины знаний вторых, что в целом работает на повышение конкурентоспособности университета [2, с. 299].

Учитывая, что за последнюю четверть века международная академическая мобильность возросла более, чем на 30%, очевидна та роль, которая отводится в современном мире университетам как центрам подготовки специалистов нового поколения. Это побуждает вузы реформировать программы и учебные планы и выходить на международный рынок образовательных услуг. В концепции реформы высшего образования в России было подчеркнуто, что интернационализация образования и экспорт образовательных услуг являются неотъемлемой задачей развития Российской высшей школы.

Важным элементом в деятельности университетов на пути интернационализации стало создание национальных центров образования и культуры. Так в ДВГУ, ВГУЭС и ряде других вузов созданы Центры образования Республики Корея, которые проводят большую просветительскую работу по пропаганде корейской культуры и языка на Российском Дальнем Востоке. В 1995г. совместно с Министерством иностранных дел Японии ДВГУ создал Японский центр, где японские и российские специалисты проводят семинары по экономике и управлению, обучают бизнесменов японскому языку, пропагандируют культуру Японии. При Восточном институте работают Центры китайского языка и индийской культуры, которые позволяют лучше понять специфику этих восточных стран.

Дальневосточный политехнический университет занимается разработкой программы, являющейся составной частью международного проекта ЮНИКОМ/Россия, предусматривающего создание национальной академической системы базы данных знаний Российских вузов. Выполнение этой работы способствует интеграции отечественной высшей школы в мировое научно-образовательное пространство.

Для развития экспорта образовательных услуг вузы предлагают специальные программы по обучению иностранных граждан русскому языку, что способствует успешному освоению основной специальности. Уже в начале и середине 90-х годов в вузах Владивостока были созданы структуры, предназначенные для предоставления иностранцам возможности изучения, в первую очередь, русского языка, например, такие как: Русский колледж для иностранных граждан (ДВГУ), Центр обучения русскому языку как иностранному (ДВГТУ), Факультет русского языка для иностранцев (ВГУЭС) и другие. Для обучения русскому языку в вузах Дальнего Востока разработаны специальные пособия, созданы специализированные кафедры, центры тестирования и т.д.

Другой важнейшей сферой деятельности вузов в интеграционном процессе является заключение договоров о сотрудничестве с зарубежными университетами. Это даёт возможность не только иностранным студентам получать российское высшее образование, но и российским студентам обучаться в зарубежных университетах. Первым опытом в этом направлении стал совместный проект ДВГУ и Мэрилендского университета по созданию Российско-американского факультета, где студенты ДВГУ могут получать диплом бакалавра Мэрилендского университета по специальности «менеджмент» и диплом ДВГУ по специальности «мировая экономика». Приобретённый опыт позволил усилить влияние российского образования в регионе. Так, в г. Хакодатэ в 1994 г. был открыт

филиал ДВГУ в Японии, предоставляющий гражданам этой страны возможность получить российское образование.

Во ВГУЭС следует выделить активно развивающееся сотрудничество с американскими и китайскими университетами: с Калифорнийским государственным университетом, Хейвард, Калифорнийским политехническим университетом, Помона — по реализации программ магистратуры; а также с университетом Аляска Анкоридж, Институтом международного образования (г. Циндао, КНР) - по программам бакалавриата.

За последнее десятилетие во многих вузах Дальнего Востока произошло значительное увеличение числа иностранных, преимущественно, китайских студентов, что объясняется ростом интереса к российскому образованию. Последнее вызвано улучшением экономической ситуации в РФ и желанием китайских граждан развивать собственный и совместный бизнес в России. С другой стороны, на Дальнем Востоке нашей страны также появляется интерес к получению образования в Китае, что является залогом успеха совместной работы в этой области.

В интересах повышения эффективности экспорта образовательных услуг, дальневосточные университеты принимают меры для создания конкурентоспособной на мировом и региональном уровнях инфраструктуры набора, обучения и жизнеобеспечения иностранных студентов. Они включают в себя программы по рекламированию образовательных возможностей вузов за рубежом; создание современных информационно-образовательных комплексов; открытие международных центров культурного сотрудничества, строительство комфортабельных общежитий и т.п.

Ускоренное развитие дальневосточными вузами международных академических обменов и совместных образовательных программ позволяет готовить специалистов, как правило, получающих дипломы о высшем образовании сразу двух стран региона, что способствует развитию «региональности» СВА. Реализуемые в дальневосточных университетах РФ совместно с зарубежными партнёрами программы бакалавриата можно поделить на две категории:

1. Рассчитанные на российских студентов программы, базовым для которых является английский язык. В этом случае первые два года студенты учатся в российском вузе, а последующие два года - в одной из англо-говорящих стран (США, Австралия, Новая Зеландия). По данной схеме созданы и успешно работают совместные программы обучения, предусматривающие выдачу двух дипломов бакалавра: между ДВГУ и Мэрилендским университетом (США); между Дальневосточным государственным университетом путей сообщения (г. Хабаровск) и Университетом Аляска (УАА) (г. Анкоридж, США); между ВГУЭС и УАА; между ВГУЭС и университетом ЮНИТЕК (Новая Зеландия).

2. Рассчитанные на иностранных студентов программы, базовым для которых является русский язык. В этом случае первые два года студенты учатся в иностранном (в настоящее время - преимущественно, китайском) вузе, а последующие два года - в российском. По такой схеме созданы и успешно работают совместные программы обучения, предусматривающие выдачу дипломов бакалавра: ВГУЭС и Института международного образования (г. Циндао); ВГУЭС и Дэчжоуского университета (оба — провинция Шаньдун, КНР); ДВГУ и Хейлунцзянского университета (г. Харбин, КНР); ДВГУ и Даляньского университета иностранных языков (КНР).

Еще одним вариантом подготовки иностранных студентов в России по совместным программам бакалавриата является обучение их в течение не четырёх, а пяти лет. По моделям, предусматривающим бо-

лее длительную подготовку по русскому языку, успешно функционируют программы: между Дальневосточным государственным техническим университетом (ДВГТУ) и Хейлунцзянским научно-техническим институтом (г. Харбин) (модель «1+2+2»: первый, четвертый и пятый год — в КНР, второй и третий — в РФ); между Дальневосточным государственным техническим рыбохозяйственным университетом (ДАЛЬРЫБВТУЗ) и Северо-восточным сельскохозяйственным университетом (г. Харбин); между ДАЛЬРЫБВТУЗом и Даляньским рыбохозяйственным университетом (модель обучения — «2,5 + 2,5» — первая половина обучения осуществляется в КНР).

Обе модели совместных программ бакалавриата (в течение 4 и 5 лет) имеют свои преимущества и недостатки, и требуется анализ качества обучения и подготовки выпускников за более длительный период, чтобы сделать вывод об их сравнительной эффективности. В целом же предпринятые дальневосточными вузами меры обеспечили позитивную динамику роста экспорта российских образовательных услуг. Так, например, в 2001 г. во ВГУЭС обучалось 23 иностранных студента, а в 2008г. в этом университете только во Владивостоке обучалось более 650 иностранных студентов [4, с. 127-128].

Приведённые данные свидетельствуют о том, что, хотя рынок образовательных услуг в АТР во многом сформировался, Россия способна бороться за расширение своего сегмента этого рынка. При этом тот факт, что в университетах Дальнего Востока обучается значительное число китайских студентов, работает на перспективу укрепления двусторонних отношений РФ с КНР, и способен внести особый вклад в формирование региональной идентичности СВА. Одновременно в своем развитии дальневосточные вузы активно используют богатый передовой опыт зарубежных вузов. Декларируя приверженность принципам Болонского процесса, они уделяют большое внимание одновременной интеграции, как в европейское, так и азиатско-тихоокеанское образовательные пространства, что обусловлено спецификой Дальневосточного региона России.

Литература

1. Курилов В.И., Дикарев В.П. Роль университетов в региональном развитии. // Азиатско-Тихоокеанские реалии, перспективы, проекты: XXI век. Под ред. В.Н. Соколова. Владивосток, ДВГУ, 2004. с. 91-99.

2. Лебедева М.М. Мировая политика. — М.: Аспект Пресс, 2007. 365 с.

3. Севастьянова Н.В. Международное сотрудничество как средство интеграции вузов Приморья в мировое образовательное и научное пространство. // Дальний Восток России: условия и проблемы экономической интеграции в АТР. Под ред. А.А. Исаева. Владивосток, ВГУЭС, 2005. с. 220-229.

4. Севастьянов С.В. Неправительственные участники сотрудничества Восточной Азии. Владивосток, ВГУЭС, 2009. 212 с.

5. Jo D. The Improvement of Inter-Korean Economic Relations Requires Active Regional Cooperation // NIRA Policy Research. 2002. Vol. 15, # 2. P.7-9.

6. Park J. Proposals for Inter-Korean Knowledge Partnership // NIRA Policy Research. 2002. Vol. 15, # 2. P.10-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.