Научная статья на тему 'Цели и задачи создания и введения клинического компонента в образовательную программу обучения студентов-юристов'

Цели и задачи создания и введения клинического компонента в образовательную программу обучения студентов-юристов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY-NC-ND
825
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКАЯ КЛИНИКА / LEGAL CLINIC / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / EDUCATIONAL STANDARDS / ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КЛИНИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА / AIMS AND OBJECTIVES OF THE CLINICAL COMPONENT / ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ КЛИНИК В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ / TYPES OF LEGAL CLINICS DEPENDING ON THE AIMS AND TASKS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лимина Наталья Валерьевна

Статья посвящена правовому анализу целей и задач создания юридических клиник в России в рамках Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», определены основные цели создания и введения клинического компонента в образовательную программу вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Aims and tasks of creation and introduction of the clinical component of the educational program of training the students-lawyers

The article is devoted to the legal analysis of the aims and tasks of creation of juridical clinics in Russia in the framework of the Federallaw dated November 21, 2011 № 324-FZ “on free legal aid in the Russian Federation”, the main objectives of creation and introduction of the clinical component of the curriculum of universities.

Текст научной работы на тему «Цели и задачи создания и введения клинического компонента в образовательную программу обучения студентов-юристов»

Н.В. Лимина

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СОЗДАНИЯ И ВВЕДЕНИЯ КЛИНИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ

Статья посвящена правовому анализу целей и задач создания юридических клиник в России в рамках Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», определены основные цели создания и введения клинического компонента в образовательную программу вузов.

Ключевые слова: юридическая клиника, образовательные стандарты, цели и задачи клинического компонента, виды юридических клиник в зависимости от целей и задач.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» определил юридические клиники как участников негосударственной системы бесплатной юридической помощи1. Целями, указанными в ч. 2 ст. 1 настоящего Федерального закона, являются:

1) создание условий для реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на получение квалифицированной юридической помощи, оказываемой бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - бесплатная юридическая помощь);

2) формирование и развитие государственной системы бесплатной юридической помощи, а также содействие развитию негосударственной системы бесплатной юридической помощи и ее поддержка со стороны государства;

© Лимина Н.В., 2014

3) создание условий для осуществления прав и свобод граждан, защиты их законных интересов, повышения уровня социальной защищенности, а также обеспечение их доступа к правосудию.

Указано, что образовательные учреждения высшего профессионального образования для реализации целей правового просвещения населения и формирования у обучающихся по юридической специальности навыков оказания юридической помощи могут создавать юридические клиники. Юридическая клиника создается в качестве юридического лица, если такое право предоставлено образовательному учреждению высшего профессионального образования его учредителем, или структурного подразделения образовательного учреждения высшего профессионального образования.

Указано, что порядок создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридических клиник и порядок их деятельности в рамках негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. То есть юридические клиники могут оказывать бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме, составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера. Отмечено, что в оказании бесплатной юридической помощи юридическими клиниками участвуют лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, под контролем лиц, имеющих высшее юридическое образование, ответственных за обучение указанных лиц и деятельность юридической клиники в образовательном учреждении высшего профессионального образования.

Наряду с юридическими клиниками бесплатную юридическую помощь могут оказывать студенческие консультативные бюро, студенческие юридические бюро и др., а также негосударственные центры бесплатной юридической помощи (ст. 22 ФЗ)2. Это означает, что перечень участников негосударственной системы бесплатной юридической помощи является открытым.

Выделение студенческих консультативных бюро, студенческих юридических бюро в числе видов юридических клиник объясняется тем, что государственные образовательные стандарты в сфере высшего профессионального образования по направлению «юриспруденция» (бакалавриат, магистратура) предусматривают в числе обязательных компонентов получения высшего образования по данному направлению наличие у высшего учебного заведения

юридической консультации (приказы Минобрнауки РФ от 4 мая 2010 г. № 464; от 14 декабря 2010 г. № 1763). Следовательно, такие виды юридических клиник, как студенческие консультативные бюро, студенческие юридические бюро, являются обязательными3.

Стоит добавить, что данный Федеральный закон впервые в истории новой России на официальном уровне устанавливает государственную систему бесплатной юридической помощи населению, предоставляет основные гарантии реализации права граждан Российской Федерации на получение бесплатной юридической помощи, организационно-правовые основы создания государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи и организационно-правовые основы деятельности по правовому информированию и правовому просвещению населения. Это важные шаги на пути к формированию у граждан России правосознания и правовой культуры, столь необходимых для развития права и демократии.

На сегодняшний день в России действуют более 200 юридических (правовых) клиник. Некоторые российские вузы создали целую сеть бесплатной юридической помощи, открыв клиники в разных городах РФ. Клиники создаются в разных формах и моделях, с разным приоритетом целей.

По мнению А.Б. Гутникова, нынешняя волна создания клиник отличается приоритетом социальных целей. Новые программы под названием «юридическая клиника» появляются в контексте развития региональных систем бесплатной юридической помощи. Учебный компонент часто вторичен и вовсе отсутствует4.

В зависимости от определения основных целей каждая создаваемая юридическая клиника отличается своей структурой, принципами и методами работы, ролями кураторов, учебными результатами, критериями оценки эффективности и атмосферой. Пожалуй, единственное, что остается общим для юридических клиник, - это название. По мнению упомянутого А.Б. Гутникова, юридическим клиникам для взаимодействия и развития необходимо вырабатывать общий язык. При этом предстоит преодолеть недоверие и стереотипы и попытаться оттолкнуться от видения желаемого образа юриста. Гутников предлагает такие характеристики образа будущего юриста, как клиентоориентированность и социальная ответственность5.

В широком смысле понятие «юридическая клиника» можно рассматривать в двух формах (две клинические формы): как студенческую юридическую приемную и как идентичные курсы с практическим компонентом.

Большинство же авторов схожи во мнении, что юридическая клиника в современной России - это структурное подразделение вуза (осуществляющего подготовку юридических кадров), обеспечивающее сочетание теоретического и практического обучения студентов в целях оказания юридических услуг по правовой поддержке населения на безвозмездной основе.

Как правило, задачами создания юридических клиник выступают образовательные, социальные и воспитательные задачи.

Среди задач, для решения которых создаются юридические клиники в настоящее время, преобладают социальные, поскольку основная функция юридических клиник - помощь гражданам, которые в силу своего материального положения не могут позволить себе профессиональную юридическую помощь. Но некоторые клиники не преследуют в приоритете социальные цели и задачи, например, Центр клинического юридического образования Санкт-Петербургского института права им. принца П.Г. Ольденбургского: клиенты для консультаций в клинике отбираются через са11-центр. Для данной модели клиники социальная задача не является приоритетной, поскольку клиенты отбираются только по наиболее интересным и трудно решаемым делам, в основном жилищным.

В свою очередь, в последнее время в клинической сфере появилась дефиниция «клиентоориентированный юрист» - англосаксонский термин, который означает профессиональную ориентацию юриста на цели (проблемы) граждан.

Другой популярный термин в клинической среде - «социально ответственный юрист», т. е. профессиональный юрист, который решает не теоретические вопросы права, а реальные правовые задачи. В своей деятельности юридические клиники преследуют цель обучать реальному правоприменению, т. е. применению правовых норм к частному, конкретному случаю (проблеме клиента).

Современный опыт клинического компонента юридического образования в России позволяет сделать вывод о существенном его отличии от чисто академических способов обучения юристов. Включение клинического компонента юридического образования имеет следующие преимущества:

1) сочетание теоретического обучения с получением навыков практического самостоятельного правоприменения;

2) обучение студентов преподавателями, имеющими опыт практической работы и владеющими специально разработанной интерактивной методикой;

3) воспитание профессионально значимых качеств, в первую очередь соответствующих нормам профессиональной этики;

4) преодоление неуверенности в своих знаниях и умениях, психологического барьера перед «реальными» клиентами и получение навыков самостоятельной работы;

5) систематический обмен опытом клинического юридического образования между действующими юридическими клиниками6.

Образовательный процесс в юридических клиниках преследует одну важную цель - научить студентов самостоятельно организовывать свою профессиональную деятельность (имеется в виду профессиональная самоорганизованность).

Положительной особенностью клинической части юридического образования следует считать овладение студентами началами профессиональной этики, накопление ими опыта работы с социально не защищенными людьми. Клиническое юридическое образование способствует воспитанию нового поколения юристов, воспринимающих право в социальном контексте.

Из сложившегося опыта создания юридических клиник можно выделить три группы целей, которые ставят перед собой юридические клиники в пределах основных направлений своей деятельности: образовательные, социальные и иные цели.

Образовательные цели:

- соединение юридической науки и преподавания с юридической практикой для преодоления в учебном процессе разрыва между теоретическим образованием и последующим правоприменением;

- привитие студентам навыков самоорганизации и выполнения профессиональной деятельности. Юридическая клиника Санкт-Петербургского государственного университета организована в форме студенческого самоуправления, при которой действует система коллективного и преподавательского контроля, функциональные группы студентов организуют работу клиники: распределение дел, отчет каждого клинициста о проделанной работе, составление графика дежурств;

- стимулирование и поддержка научно-исследовательских инициатив студентов. При юридической клинике Самарского государственного университета им. Чернышевского создан издательский центр, осуществляющий публикацию научных статей студентов-клиницистов по интересующим и актуальным вопросам права. Статьи выходят в форме брошюр и распространяются среди населения/клиентов с целью правовой просвещенности. Юридической клиникой Ижевского юридического института (филиала) РПА Минюста РФ так же издаются брошюры по актуальным юридическим

вопросам и разъяснениям по составлению элементарных юридических документов.

Социальные цели:

- правовая помощь и правовая информированность населения, нуждающегося в повышенной социальной защите. Юридическая клиника Саратовской государственной академии права сотрудничает с Общественной палатой, Саратовской ассоциацией адвокатов, Апелляционным судом, Нотариальной палатой. В рамках сотрудничества проводятся совместные теоретические занятия с работниками прокуратуры. Студенты осуществляют выездные консультации в исправительных колониях. В рамках клиники созданы проекты «Знай свое право», с 1999 г. Поволжский центр Европы работает совместно с клиникой по обращениям в Европейский суд по правам человека (за время работы более 30 обращений были удовлетворены);

- повышение уровня правовой культуры, правосознания и юридической грамотности населения. Студенты-клиницисты юридической клиники Ижевского юридического института (филиала) РПА Минюста РФ проводят занятия и консультирование по вопросам миграции на базе Дома мигрантов. К данным занятиям на добровольной основе привлекаются студенты-филологи, которые обучают мигрантов русскому языку. Юридическая клиника Российского университета дружбы народов (РУДН), г. Москва, проводит онлайн-кон-сультации по Интернету; студенческие консультации МГУ им. М.В. Ломоносова также проводятся в онлайн-режиме по Интернету и осуществляются по почтовой связи;

- оказание помощи государственным и общественным организациям в разработке и экспертизе законопроектов. Представители автономной некоммерческой организации «Центр развития юридических клиник» принимали активное участие в подготовке законопроекта «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», вносили свои предложения в действующий Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

Иные цели:

- организация и проведение семинаров, конференций, круглых столов по отдельным вопросам правовой теории и юридической практики (юридическая клиника Самарского государственного экономического университета организует тренинги для студентов, взаимодействуя с органами

власти - правительством Самарской области, Российской ассоциацией юристов; юридическая клиника Волгоградского института бизнеса (ВИБ - негосударственный вуз) сотрудничает с прокуратурой г. Волгограда, в частности, сотрудники прокуратуры устраивают мастер-классы студентам-клиницистам. В клинике работает Общественная приемная при прокуратуре и Управлении юстиции. Со всеми организациями заключены договоры о сотрудничестве);

- проведение выездных студенческих консультаций (юридическая клиника Волгоградского института бизнеса организует так называемый Legal bus - «правовой» автобус, который курсирует по отдельным уголкам Волгоградской области, и студенты-клиницисты разъясняют правовые вопросы, дают правовые консультации населению; юридическая клиника Ижевского юридического института (филиал в г. Саратове) РПА Минюста РФ осуществляет выездные консультации в отдельные районы Удмуртии);

- развитие межрегионального и международного сотрудничества юридической клиники с государственными учреждениями, судебными, правоохранительными органами, органами местного самоуправления, учебными заведениями, негосударственными правозащитными организациями, средствами массовой информации (юридическая клиника Поволжского юридического института (филиал в г. Саратове) РПА Минюста России работает в исправительных колониях, оказывая консультации по гражданско-правовым вопросам, публикации студентов-клиницистов размещаются в газете, издаваемой в колонии. Клиника оказывает помощь глухонемым, сотрудничая со Всероссийским обществом глухих, для работы студентов данная организация предоставляет переводчика; юридическая клиника Поволжского юридического института (филиал в г. Саратове) РПА Минюста России работает в сотрудничестве с Уполномоченным по правам человека в Саратовской области; студенческие консультации МГУ им. М.В. Ломоносова в феврале 2011 г. создали пункт приема граждан, покинувших страну, в которой они постоянно проживали, в силу чрезвычайных обстоятельств (беженцы), данное подразделение сотрудничает с Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев - УВКБ ООН (по беженцам). Студенты-клиницисты проходят обучение в офисе УВКБ ООН в Москве. Основной поток клиентов приходится на граждан из Пакистана и Ирака, консультации прово-

дятся анонимно с обязательным присутствием переводчика. В рамках студенческих консультаций МГУ им. М.В. Ломоносова создана межрегиональная общественная организация «Мемориал», где гражданам также оказывается бесплатная юридическая помощь, квалифицированные адвокаты консультируют и дают разъяснения студентам-клиницистам).

В настоящее время существует проблема «несовпадения целей», для которых создана юридическая клиника, с концепцией вуза, в котором она создана. Клиники либо опережают концепцию вуза, либо отклоняются от нее. В некоторых случаях, очень редко, клиники и вуз/факультет, в рамках которых клиника работает, существуют гармонично. В то же время стоит отметить, что на какие бы цели ни была ориентирована клиническая форма, основным смыслом, основной идеей, в рамках которой и создаются клиники / общественные приемные / консультативные бюро, остается образовательная цель, ради которой еще в середине XIX в. создавал первую юридическую клинику в России Д.И. Мейер.

Примечания

1

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 48. Ст. 6725. Там же. Ст. 22.

Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. № 324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (постатейный) / Под общ. ред. Ю.А. Дмитриева. М.: ЮРКОМПАНИ, 2012. С. 77. Там же. С. 7.

Проблемы организации и функционирования юридических клиник в России: Сб. докладов Второй ежегодной общерос. конф. М., 2011. С. 8. Организация и управление в юридической клинике. М., 2003. С. 38.

3

4

5

6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.