УДК 378(063)
Е.В. Васкэ
д-р психол. наук, профессор, кафедра уголовного права и процесса, ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет
им. Н.И. Лобачевского»
Е.В. Серегина
магистрант,
ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет
им. Н.И. Лобачевского»
ЮРИДИЧЕСКИЕ КЛИНИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:
ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье представлена история развития юридических клиник в России, проанализированы правовые аспекты создания и деятельности юридических клиник, рассмотрены психологические составляющие подготовки студентов для осуществления конструктивного взаимодействия с клиентом.
Ключевые слова: юридическая клиника, бесплатная юридическая помощь, студенты, конструктивное общение, психотехники профессионального общения, интерактивная форма обучения.
E.V. Vaske, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod
E.V. Seregina, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod
LEGAL CLINICS IN THE RUSSIAN FEDERATION: HISTORICAL AND LEGAL AND PSYCHOLOGICAL
ASPECTS
Abstract. The article examines the history of legal clinics in Russia, the legal aspects of the establishment and opération of legal clinics, psychological components of training of students for implementation of constructive interaction with the client are considered.
Keywords: legal clinic, free legal aid, students, constructive communication, psychotechnology of professional communication, interactive form of education.
В последние годы в Российской Федерации растет число юридических клиник, что вполне объяснимо. Во-первых, с учетом большого числа мошеннических действий по отношению к гражданам потребность государства в оказании квалифицированной юридической помощи населению становится с каждым днем все более актуальной. Во-вторых, клиники предоставляют студентам возможность получить практический опыт, реализовать полученные теоретические знания на практике, применительно к конкретным жизненным ситуациям. Все это в совокупности способствует созданию эффективной системы юридического образования в Российской Федерации и подготовке квалифицированных юристов. В-третьих, большое число граждан из различных социально-незащищенных слоев населения остро нуждаются в получении бесплатной юридической помощи, о чем четко сказано в ч. 2 ст. 48 Конституции РФ [1].
Необходимо отметить, что опыт создания и деятельности юридических клиник в Российской Федерации имеет давнюю историю. Первые упоминания о юридических клиниках в России относятся к 40-м годах XIX века. Именно в эти годы на юридическом факультете Казанского университета была создана первая юридическая клиника. Ее создатель - профессор Казанского университета Д.И. Мейер выступал за необходимость практической подготовки будущих юристов. Д.И. Мейер сравнивал подготовку юриста и подготовку врача: «В самом деле, звание юриста, как и звание врача, практическое, и потому как практическое приготовление учащихся к врачебной науке происходит в школе, точно так же практическое приготовление юриста должно совершаться там же». Именно он ввел термин «юридическая клиника», поскольку, «клиника сама по себе означает применение знания к делу» [8, с. 21].
Организация оказания юридической помощи в клинике была следующей: человек, который нуждался в консультации, приходил к заведующему практикой и рассказывал свою проблему в присутствии студентов. После этого заведующий, обсудив ситуацию со студентами, давал советы клиенту в их присутствии. По просьбе обратившегося гражданина ему подготав-
ливали различные документы правового характера: проект акта, прошение и т.д. При этом работа юридической клиники не выходила за ее пределы, студенты не могли посещать присутственные места или быть представителями людей, обращающихся за бесплатной юридической помощью.
Данная юридическая клиника просуществовала при Казанском университете около десяти лет, а в 1855 г. опыт ее деятельности был описан Д.И. Мейером в работе «О значении практики в системе современного юридического образования» [9]. На какой-то период времени о юридических клиниках было забыто. Возврат к ним был осуществлен в 1900 г., когда А. Люблинский выступил за создание на юридических факультетах аналогов медицинских клиник, где студенты могли бы применить полученные в ходе обучения теоретические знания к конкретным ситуациям. Как и в клинике Д.И. Мейера, студенты не имели права быть представителями клиента или поверенными в судах.
Юридическая помощь ограничивалась оказанием консультаций и составлением различных юридических документов (бумаг). При этом основной целью создания правовой клиники была образовательная, а не благотворительная цель. Руководитель клиники должен был осуществлять отбор дел, которые могли рассматриваться в клинике, исходя из того, какие категории дел представляют наибольший интерес для конкретной клиники. Кроме того, для каждого отдельного случая преподаватели должны были организовать специальную лекцию. Юридические клиники как, впрочем, и многие другие весьма полезные начинания (например, «детские суды»), просуществовали до революции. Понятно, что в годы советской власти идея юридического клинического образования в России не получила своего дальнейшего развития.
Возрождение интереса к юридическим клиникам произошло в 1990-е годы ХХ столетия - был издан приказ Министерства образования РФ от 30.09.1999 № 433 «О правовых консультациях («правовых клиниках») для населения на базе вузов, осуществляющих подготовку юридических кадров» [3]. В данном приказе был утвержден перечень вузов, осуществляющих подготовку юридических кадров, на базе которых было предусмотрено открытие «правовых клиник» для населения. Изначально таких вузов было всего 9, впоследствии их число увеличилось до 17. Также в приказе указывалось, что, при наличии заявок из других вузов, необходимо принять все меры к созданию правовых консультаций в этих высших учебных заведениях, а в дальнейшем всячески содействовать осуществлению деятельности «правовых клиник».
Наконец, ФЗ РФ от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» [2] впервые закрепил статус юридических клиник на законодательном уровне, четко определив организационно-правовые основы их деятельности. В ст. 22 ФЗ РФ от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ указано, что юридические клиники (студенческие консультативные бюро, студенческие юридические бюро и др.), как и негосударственные центры бесплатной юридической помощи, являются участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи, а в ст. 23 данного Закона определен статус юридических клиник.
Так, согласно данному закону, структура и способ организации работы клиники определяются соответствующим образовательным учреждением (с 2 июля 2013 г. - образовательной организацией), на базе которого она создается. В частности, клиника может быть образована как в качестве структурного подразделения учебного заведения, так и в качестве самостоятельного юридического лица, но только при условии, что такое право у учебного заведения есть. Например, согласно Положению о Юридической клинике студентов юридического факультета ННГУ им. Н.И. Лобачевского, юридическая клиника студентов - структурное подразделение юридического факультета ННГУ им. Н.И. Лобачевского, целью которого является организация практики студентов без отрыва от процесса обучения на юридическом факультете и оказание юридической помощи населению.
Кроме того, образовательная организация может определить категории дел, которые
рассматриваются юридической клиникой, и определить тем самым, будет это клиника общего или специализированного права. В частности, согласно Положению о Юридической клинике студентов юридического факультета ННГУ им. Н.И. Лобачевского, практиканты юридической клиники не имеют права оказывать юридическую помощь по уголовным делам и представлять интересы доверителей (граждан) в судах, заниматься обращениями в международные организации. Оказание юридической помощи юридическим лицам допускается в исключительных случаях с письменного разрешения руководителя юридической клиники [10, с. 104].
Оказание правовой помощи клиенту юридической клиники главным образом происходит в форме предоставления необходимой ему информации, в виде консультаций по правовым вопросам в устной и письменной форме. Формы оказания бесплатной юридической помощи разнообразны: составление проектов исковых заявлений, жалоб, претензий, помощь при составлении исковых заявлений, жалоб, претензий, разъяснение правил составления гражданско-правовых договоров, разъяснение правил оформления различных документов (например, в Пенсионный Фонд, заявление в ЖЭУ) и т.д. Таким образом, формы оказания бесплатной юридической помощи полностью соответствуют основным формам оказания юридической помощи, указанным в ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».
В любом случае, как правило, ответственность за деятельность клиники берет на себя учебное заведение. Контроль осуществляется преподавателями, имеющими высшее юридическое образование. Они ответственны как за обучение студентов-консультантов, так и за деятельность юридической клиники. Во многом это представляется правильным, поскольку, согласно ст. 8 ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», оказывать юридическую помощь могут лица, имеющие высшее юридическое образование, что не соблюдается (и не может соблюдаться, в силу специфики целей создания и деятельности) в юридических клиниках.
Наш многолетний опыт работы, связанный с деятельностью юридической клиники в ННГУ им. Н.И. Лобачевского, как в части обучения студентов психотехникам взаимодействия с клиентом, так и непосредственного осуществления консультативной деятельности, со всей очевидностью показывает, что нестандартные подходы в подготовке юристов более чем оправдывают себя [11]. Так, работа будущих юристов в юридических клиниках в период обучения в вузе способствует не только апробированию получаемых ими теоретических знаний в области юриспруденции, но и формирует у них умения и навыки конструктивного профессионального общения на основе полученных знаний психологии. Поясним вышесказанное.
Как указывалось ранее, клиентами юридических клиник в подавляющем большинстве являются граждане из социально-незащищенных, малообеспеченных слоев населения. В этой связи, среди клиентов юридической клиники встречаются лица с психической патологией, но основной процент обратившихся (по нашим данным до 78%) - это люди, находящихся в различных негативно-окрашенных эмоциональных состояниях (хронической фрустрации, стресса, выраженного эмоционального напряжения и т.д.). Понятно, что осуществление профессионального общения с лицами, изначально испытывающими гамму негативных эмоций, независимо от источника их возникновения, создаст особые трудности даже у профессионала [7]. В юридической же клинике работают студенты, в виду своего возраста, не имеющие достаточного опыта не только в профессиональном, но и в обыденном общении.
Поэтому овладение теоретическими знаниями в области юридической психологии с дальнейшей выработкой умений и навыков применения их на практике (использование психологического инструментария профессионального общения) мы считаем необходимым и обязательным компонентом подготовки юристов вообще и для работы в юридической клинике в частности. Поскольку юридическая деятельность вообще относится к категории субъект-субъектных отношений, юрист должен обладать и определенными навыками, обуславливаю-
щими возможность конструктивного взаимодействия с различными категориями граждан для достижения своих профессионально-важных целей.
Необходимо помнить о том, что профессиональное общение юриста характеризуется его целевой направленностью при осуществлении контроля как за своим поведением, так и за действиями собеседника в ходе взаимодействия, которое обусловлено определенной нормативной регламентацией, временными ограничениями и вынужденным характером общения. Деятельность профессионального общения юриста нередко сопряжена с жестким противодействием со стороны собеседника, которое может носить как явный, так и замаскированный характер. В подобных ситуациях юрист посредством рефлексивного анализа должен прогнозировать эмоциональное и поведенческое реагирование собеседника, уметь своевременно блокировать попытки манипулирования, ликвидируя деструктивный характер общения [6].
При этом сам юрист должен обладать набором не только профессионально-важных качеств, но и определенными индивидуально-психологическими особенностями: эмоциональной устойчивостью, высоким самоконтролем поведения, развитием коммуникативных навыков, развитой способностью к рациональному выходу из конфликтной ситуации, адекватной самооценкой, уверенностью в себе и т.д. Данные особенности личности могут и должны формироваться у юриста в процессе не только профессионального, но и его личностного роста. Для развития же коммуникативных навыков юристу необходимы знания в области психологии профессионального общения. Так, юрист должен уметь на основе полученных психологических знаний формировать собственные психотехники общения через овладение принципами рефлексивного анализа, осуществлять психологическую диагностику партнера по общению через определение его психотипа, в совершенстве освоить правила речевого поведения, приемы установления психологического контакта и доверительных отношений, приемы правомерного психологического воздействия, способы разрешения конфликтных ситуаций и т.д. [5].
Многолетний опыт одного из авторов (с 1998 по 2014 годы) позволяет говорить о том, что формированию и дальнейшему развитию навыков профессионального общения способствуют интерактивные формы проведения занятий со студентами при изучении юридической психологии. Семинары, продолжающие лекционные блоки, проводимые в форме деловых игр, являющиеся по сути своей тренинговыми занятиями, приносят весьма позитивные результаты не только в плане формирования у студентов навыков профессионального общения, но и по развитию у них определенных профессионально-важных качеств.
Поскольку проведению семинарских занятий в собственно тренинговой форме препятствует, в первую очередь, большой численный состав группы (28-35 человек) и временные ограничения (одно семинарское занятие в неделю), проведение деловых игр по определенной методике позволяет добиться результатов тренинга: сплочения, консолидации и толерантности группы; получению и развитию навыков профессионального общения и рефлексивного анализа, снижению тревожности, повышению уровня самооценки и уверенности в себе у отдельных членов группы. Применение же на практике в юридической клинике теоретических знаний психологии личности дает возможность определения студентами психотипа субъекта, обратившегося за помощью, позволяя в кратчайшие сроки подобрать нужные именно для данного клиента психотехники профессионального общения.
Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесен. Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. -№ 31. - Ст. 4398.
2. О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации: ФЗ РФ от 21.11. 2011
№ 324-ФЗ // Российская газета. - 2011. - 23 нояб. (№ 263).
3. Приказ Минобразования РФ от 30.09.1999 № 433 «О правовых консультациях («правовых клиниках») для населения на базе вузов, осуществляющих подготовку юридических кадров» // Бюллетень Минобразования РФ. - 1999. - № 11.
4. Приказ Минобрнауки России от 28.11.2012 № 994 «Об утверждении Порядка создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридических клиник и порядка их деятельности в рамках негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи» (Зарегистрировано в Минюсте России 19.12.2012 № 26198).
5. Васкэ Е.В. Стратегии психологического воздействия в ходе проведения допроса: теоретический и прикладной аспекты // Приволжский научный журнал. - 2010. - № 1 (13). -С. 256-263.
6. Васкэ Е.В. Психическое и психологическое воздействие в уголовном процессе - к определению понятий // Российский психологический журнал. - 2010. - Т. 7, № 1. - С. 25-36.
7. Васкэ Е.В. Анализ эмоционального реагирования несовершеннолетних потерпевших в ситуациях пролонгированной инцестуальной связи // Российский психологический журнал. -2009. - Т. 6, № 3. - С. 42-48.
8. Организация и управление в юридической клинике: опыт практической деятельности в современной России / отв. ред. Л.А. Воскобитова, Л.П. Михайлова, Е.С. Шугрина. - М.: Дело, 2003. - 304 с.
9. Мейер Д.И. О значении практики в системе современного юридического образования. - Казань, 1855. - 50 с.
10. Серегина Е.В. Психологические особенности профессионального общения юрисконсульта с различными категориями граждан при оказании бесплатной юридической помощи: (на примере юридических клиник) // Приволжский научный вестник. - 2014. - № 3-2 (31). - С. 103106.
11. Толстолуцкий В.Ю. Причины востребованности эйдетического мышления в деятельности следователя // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 2. - С. 470-484.