Научная статья на тему 'Психологические особенности профессионального общения юрисконсульта с различными категориями граждан при оказании бесплатной юридической помощи (на примере юридических клиник)'

Психологические особенности профессионального общения юрисконсульта с различными категориями граждан при оказании бесплатной юридической помощи (на примере юридических клиник) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2049
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКАЯ КЛИНИКА / LEGAL CLINIC / БЕСПЛАТНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / FREE LEGAL AID / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / PSYCHOLOGICAL INFLUENCE / СТАДИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ / STAGE OF LEGAL COMMUNICATION / НЕВЕРБАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБЩЕНИЯ (ПОЗА) / NONVERBAL COMPONENT OF COMMUNICATION (POSE)

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Серегина Е. В.

Статья посвящена психологическим особенностям профессионального общения юрисконсульта с различными категориями граждан при оказании бесплатной юридической помощи в юридических клиниках. Рассмотрены стадии профессионального юридического общения с клиентом, выделены задачи каждой стадии. Отдельное внимание уделено процессу психологического наблюдения; рассмотрены невербальные компоненты в общении юриста и клиента, на примере анализы позы клиента приведены способы, позволяющие снять психологические барьеры у клиента и установить позитивный психологический контакт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF PROFESSIONAL COMMUNICATION LAWYER WITH DIFFERENT CATEGORIES OF CITIZENS WHEN PROVIDING FREE LEGAL AID (ON THE EXAMPLE OF THE LEGAL CLINICS)

The article is devoted to the psychological characteristics of professional communication of the lawyer with various categories of citizens when providing free legal aid in legal clinics. Stages of professional legal communication with the client are considered, tasks which the lawyer has to solve at each stage are allocated. Special attention is given to process of psychological observation; considered non-verbal components in communication of the lawyer and the client, analyses of a pose of the client are given in an example the ways, allowing to remove psychological barriers at the client and to come into positive psychological contact.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности профессионального общения юрисконсульта с различными категориями граждан при оказании бесплатной юридической помощи (на примере юридических клиник)»

УДК 159.9:34(075.8)

Е.В. Серегина

юрисконсульт, ООО «Сегал»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ЮРИСКОНСУЛЬТА С РАЗЛИЧНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ ГРАЖДАН ПРИ ОКАЗАНИИ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ (НА ПРИМЕРЕ ЮРИДИЧЕСКИХ КЛИНИК)

Аннотация. Статья посвящена психологическим особенностям профессионального общения юрисконсульта с различными категориями граждан при оказании бесплатной юридической помощи в юридических клиниках. Рассмотрены стадии профессионального юридического общения с клиентом, выделены задачи каждой стадии. Отдельное внимание уделено процессу психологического наблюдения; рассмотрены невербальные компоненты в общении юриста и клиента, на примере анализы позы клиента приведены способы, позволяющие снять психологические барьеры у клиента и установить позитивный психологический контакт.

Ключевые слова: юридическая клиника, бесплатная юридическая помощь, психологическое воздействие, стадия юридического общения, невербальный компонент общения (поза).

E.V. Seregina, OOO «Segal»

PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF PROFESSIONAL COMMUNICATION LAWYER WITH DIFFERENT

CATEGORIES OF CITIZENS WHEN PROVIDING FREE LEGAL AID (ON THE EXAMPLE OF THE LEGAL

CLINICS)

Abstract. The article is devoted to the psychological characteristics of professional communication of the lawyer with various categories of citizens when providing free legal aid in legal clinics. Stages of professional legal communication with the client are considered, tasks which the lawyer has to solve at each stage are allocated. Special attention is given to process of psychological observation; considered non-verbal components in communication of the lawyer and the client, analyses of a pose of the client are given in an example the ways, allowing to remove psychological barriers at the client and to come into positive psychological contact.

Keywords: legal clinic, free legal aid, psychological influence, stage of legal communication, nonverbal component of communication (pose).

Право граждан на получение квалифицированной юридической помощи было закреплено еще в Конституции РФ. При этом ч. 1 ст. 48 Конституции РФ особо указывала, что в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Несмотря на то, что данное конституционное право было закреплено за гражданами РФ еще в 1993 г., вплоть до последнего времени (до принятия Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации») единой системы оказания юридической помощи, тем более - оказания ее бесплатно, не существовало. Реализацию данного конституционного права осложняло как отсутствие квалификационных требований к лицам, оказывающим юридическую помощь, так и огромное количество нормативно-правовых актов в данной сфере и, как следствие, большое количество организаций, оказывающих юридическую помощь. Так, несмотря на то, что традиционно оказание бесплатной юридической помощи считалось одной из основных задач адвокатуры, она могла оказываться также, например, нотариусами, государственными юридическими бюро, да и любыми лицами, к которым не предъявлялось никаких требований.

Наконец, Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» определил квалификационные требования к лицам, оказывающим такую помощь, а также установил состав участников государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи, впервые закрепив некоторых из них на законодательном уровне.

Так, в ст. 22 ФЗ РФ от 21 ноября 2011 г. № 324-Ф3 есть указание на юридические клиники как на одного из участников негосударственной системы бесплатной юридической помощи. До этого юридические клиники создавались на основании приказа Минобразования РФ от

30.09.1999 г. № 433 (ред. от 01.03.2004 г.) «О правовых консультациях («правовых клиниках») для населения на базе вузов, осуществляющих подготовку юридических кадров». В приказе содержался перечень вузов, наделенных правом создавать правовые консультации («правовые клиники»). Сейчас образовательные организации высшего образования могут создавать юридические клиники для формирования у студентов практических навыков, необходимых в последующей профессиональной деятельности. Поскольку помощь в клиниках оказывается лицами, не имеющими высшего юридического образования, образовательная организация может установить отдельные ограничения по категориям дел, по которым консультанты юридических клиник могут оказывать юридическую помощь. Например, консультанты юридической клиники юридического факультета ННГУ им. Н.И.Лобачевского не могут оказывать помощь по уголовным делам, по вопросам обращений в международные организации, не могут быть представителями в суде.

Практика работы правовых клиник демонстрирует неуклонный рост числа обращений в них граждан. При этом анализ нашей деятельности в юридической клинике юридического факультета ННГУ им. Н.И. Лобачевского показывает, что категории граждан, обращающихся за бесплатной юридической помощью, являются социально незащищенными и, как следствие, наиболее психологически уязвимыми. При работе с ними от консультанта требуются повышенное внимание к психологическому состоянию клиента, знание приемов психологического воздействия, помогающих убрать психологические барьеры, которые часто присутствуют у граждан, предубежденность по отношению к юристу или представляемой им организации.

Успешность в общении между юристом и гражданином, обратившимся за консультацией, во многом зависит от обоюдной готовности к восприятию и пониманию лицами друг друга, поэтому «любое межличностное взаимодействие предполагает оказание психологического воздействия как со стороны одного из субъектов, так и взаимное (перекрестное) воздействие коммуникаторов друг на друга» [1, с. 25]. В этой связи, очевидно, что юрист должен уметь создавать предпосылки для позитивного сотрудничества с обратившимся к нему за профессиональной помощью гражданином.

Кроме того, оказание консультации в юридической клинике не предполагает предварительного письменного обращения гражданина. Во многом это является достоинством работы клиники, поскольку позволяет за часы работы проводить множество консультаций, не требует от граждан соблюдения каких-либо формальных процедур. Но при таком подходе консультант должен получить от клиента всю информацию, необходимую ему для оказания консультации, в ходе устной беседы, что требует от него владения навыками профессионального юридического общения.

Самый доступный и наиболее широко применяемый путь получения психологической информации о человеке, представляющем профессиональный интерес для юриста, - наблюдение за ним, со стороны, при разговоре, при профессиональном контакте. Это так называемое психологическое наблюдение, целью которого является визуальная экспресс-диагностика психологических особенностей человека по его внешнему виду и поведенческим проявлениям.

Как правило, юрист наблюдает за внешними признаками психических состояний. Такими признаками выступают: интонации голоса, изменения его темпа, паузы; выражение глаз и направление взгляда; цвет лица; жесты, поза (в состоянии напряжения, например, поза несколько неестественна, пальцы на руках могут дрожать или напряженно сжиматься в кулак), движение рук (в состоянии волнения человек берет что-то в руки, начинает вращать, ускоряет вращение). Таким образом, юрист должен уметь понимать язык невербального общения, так как именно невербальные компоненты проявляются спонтанно и, как правило, в очень короткий промежуток времени.

Целесообразно подробнее остановиться на анализе позы собеседника. Так, широко из-

вестно, что скрещенные на груди руки - это бессознательная попытка отгородиться от чего-то неприятного, возвести своеобразный барьер между собой и собеседником. Этот жест показывает, что человек нервничает, настроен агрессивно или оборонительно. Юристу следует помнить, что пока руки собеседника остаются скрещенными, его негативное отношение сохраняется. Такой жест, как обхватывание предплечий также показывает, что человек усиливает защиту и при этом одновременно пытается успокоиться.

В том случае если человек испытывает те же негативные эмоции страха, недоверия, но лучше контролирует свое тело, возможно использование более замаскированного жеста - частичного скрещивания [3, с. 110]. Это положение, при котором одна рука закрывает корпус, касаясь или обхватывая другую руку. Оказывая консультации женщинам, мы отметили, что примером «замаскированного» скрещивания может быть поза, когда женщина ставит сумку себе на колени и при этом чуть придерживает ее руками, формируя своеобразный барьер.

О наличии психологических барьеров свидетельствуют и сцепленные кисти. Руки могут быть сцеплены в трех положениях: перед лицом, на столе или на коленях. При этом чем выше расположены сцепленные кисти, тем сложнее убедить человека в чем-либо. В таком случае юрист должен стремиться к тому, чтобы убрать закрытую позу. Можно попросить собеседника чуть наклониться вперед, чтобы рассмотреть что-то важное, или подать ему что-нибудь (в нашем случае это может быть образец подготовленного юристом процессуального документа).

В ходе профессионального юридического общения юристу следует оценивать не столько личность собеседника, сколько специфические черты его характера и на их основе предположительно выявлять тип акцентуации характера клиента.

Успешность в общении между юрисконсультом и гражданином, обратившимся за консультацией, во многом зависит от установления психологического контакта. Психологический контакт - это процесс установления, развития и поддержки взаимного тяготения общающихся. Психологический контакт складывается в ходе общения, и его обязательной предпосылкой является обоюдная готовность к восприятию и пониманию лицами друг друга. Можно утверждать, что при установлении психологического контакта между сторонами возникает доверие. Однако важно понимать, что доверие в данном случае является локальным и ограничивается конкретной ситуацией общения.

Основной задачей, решаемой юристом на стадии установления психологического контакта, является снятие напряжения и психологических барьеров, убеждение собеседника в целесообразности позитивного сотрудничества. Реализация же этой задачи возможна только при использовании приемов психологического воздействия, когда юрист как «воздействующий должен управлять коммуникативным процессом, направлять его в нужное русло, посредством использования не только приемов психологического воздействия, но и всех видов рефлексивного анализа, в зависимости от поведенческого реагирования объекта воздействия, напрямую связанного с его эмоциональными проявлениями» [2, с. 260].

После успешного установления психологического контакта юрист переходит к стадии убеждения. Задача данной стадии состоит в том, чтобы прояснить взгляды собеседника на проблему, критически исследовать факты, изложенные собеседником, устранить или смягчить возникшие противоречия, предложить варианты решения проблемы.

На заключительной стадии юрист должен побудить собеседника к выполнению принятого решения, а также завершить ситуацию общения. Значение данной стадии не следует недооценивать. Она во многом влияет на последующие коммуникативные процессы, если предполагается продолжение профессионального общения (есть необходимость в нескольких консультациях), и в любом случае формирует мнение обратившегося гражданина о консультанте.

Таким образом, данные показывают, что ежегодно за бесплатной юридической помощью обращается все большее количество граждан. При этом категории граждан, имеющие

право на получение квалифицированной юридической помощи бесплатно, являются наиболее психологически уязвимыми и сложными в процессе профессионального общения. Разумеется, это требует от юриста высокой юридической квалификации, готовности помочь. Но, на наш взгляд, также юрист должен не только владеть набором психологических приемов и правил, использование которых в процессе профессионального общения способно заметно повысить эффективность взаимодействия юриста и гражданина, но и понимать и язык невербального общения, поскольку оно спонтанно и проявляется бессознательно, и потому порой может рассказать о человеке намного больше, чем словесный рассказ.

Список литературы:

1. Васкэ Е.В. Психическое и психологическое воздействие в уголовном процессе - к определению понятий // Российский психологический журнал. - 2010. - Т. 7. - № 1. - С. 25-36.

2. Васкэ Е.В. Стратегии психологического воздействия в ходе проведения допроса: теоретический и прикладной аспекты // Приволжский научный журнал. - 2010. - № 1 (13). - С. 256263.

3. Язык телодвижений. Расширенная версия / Алан Пиз, Барбара Пиз; [пер. с англ. Т. Новиковой]. - М.: Эксмо, 2012. - 448 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.