УДК 159
ОБУЧЕНИЕ В ЮРИДИЧЕСКОЙ КЛИНИКЕ И РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ
Э.И. Мещерякова, А.И. Петрушин (Томск)
Аннотация. Рассматриваются возможности юридической клиники, организованной в Юридическом институте ТГУ для развития профессиональной компетентности студентов - будущих юристов. Исследование проводилось в рамках модели коммуникативной компетентности, состоящей из трех компонентов (личностные диспозиции, знания, коммуникативные умения). Выбранные методы позволили изучить исходное состояние, а также формирование психологических компонентов коммуникативной компетентности студентов 4-го курса юридического факультета в условиях обучения в юридической клинике. Ключевые слова: профессия; юрист; обучение; коммуникативная компетентность; юридическая клиника; личностные диспозиции; знания; умения.
Перечень юридических профессий весьма обширен, причем любая из них предполагает работу с людьми, включенность в систему человек - человек. Коммуникативная компетентность юриста относится к числу базовых компетенций. Общение протекает в рамках самых разнообразных профессиональных действий: общение с гражданином, обратившимся за помощью, при юридическом консультировании, профилактической беседе, административном разборе правонарушения, в ходе личного сыска, опроса, допроса, очной ставки, других следственных действий. В подавляющем числе случаев это не простой разговор юриста с человеком, а акт поведения и действий, осуществляемый для решения определенных профессиональных задач. Профессиональные особенности общения определяются результатом, который должен быть достигнут (дача показаний, установление истины, изменение поведения гражданина и др.), протеканием в режиме права и правоотношений, контактом, как правило, с непростыми людьми, обстановкой напряженности, зачастую, конфликтности и противоборства.
Студенты-юристы получили возможность формировать свою коммуникативную и профессиональную компетентность в процессе работы в юридической клинике ТГУ, созданной в 2000 г.; ее «сотрудники» - студенты III и IV курсов Юридического института ТГУ - оказывают бесплатную юридическую помощь людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Впервые идея создания подобных организаций при вузах возникла в России еще в XIX в. Это делалось по принципу клиник при медицинских факультетах университетов, где студенты могли применить полученные знания на практике, работая с пациентами. В Томске первая «юридическая клиника» появилась при ТГУ в
59
№ 49
Сибирский психологический журнал
2013 г.
начале ХХ в. Профессора юридического факультета вели прием граждан, нуждавшихся в правовой помощи, в присутствии студентов. После революции эта практика была забыта, зато американцы в 1960-е гг. подхватили эту инициативу. Наконец, вспомнили об этой идее и отечественные вузы.
В Томске руководит юридической клиникой, т.е. Центром клинических методов обучения Юридического института ТГУ, Т.В. Трубникова, доцент кафедры уголовного процесса.
Работа в юридической клинике предполагает усвоение теоретических знаний и их практическое применение. Теоретическая часть состояла в прослушивании спецкурсов, а практическая - в разрешении конкретных проблем правового характера (в том числе путём подготовки правовых документов, представления интересов граждан в судах и юрисдикционных органах), а также проведении психологических тренингов. Психология играет в деле подготовки будущих юристов важную роль [3]. Чтобы уметь выдерживать натиск эмоций людей, приходящих за помощью, студенты юрфака посещают психологические тренинги. За 12 лет существования клиники была оказана помощь более 3 000 лиц. На счету клиники уже есть серьезный судебный прецедент: бывший житель Казахстана, который проживал недалеко от Семипалатинского полигона, где проводились ядерные испытания, добился льгот и компенсаций, полагающихся пострадавшим от радиационного воздействия. В течение двух лет студенты клиники представляли его интересы в пяти судебных разбирательствах, и только в 2009 г. суд признал клиента юридической клиники пострадавшим от радиационного воздействия из-за испытаний на полигоне.
Чаще всего людям требуется помощь в разрешении семейных дел (алименты, развод, раздел имущества), социального обеспечения (пенсии, пособия), гражданских дел (недвижимость, договоры займов, защита прав потребителей), налоговых, земельных, трудовых. Время от времени студенты юридической клиники ведут приемы по месту нахождения мировых судей, отсюда значительный объем дел частного обвинения, к примеру, когда причинен легкий вред здоровью. Задача клиники -оказать юридическую помощь людям в трудной жизненной ситуации -безработным, инвалидам, сиротам, матерям-одиночкам, пенсионерам, а также студентам и работникам бюджетной сферы. Но есть и такие люди, которые не могут прийти в клинику и попросить о помощи. Речь идет об оказании правовой помощи заключенным, отбывающим наказание в ФКУ СИЗО-1, ЛИУ-1, ИК-3, ИК-4, ТВК-1 и ТВК-2 УФСИН России по Томской области (проект «Юридическая клиника в местах лишения свободы»). Правовая помощь оказывается по вопросам, не связанным с уголовными делами и условиями содержания.
Цель данного исследования - выявление роли обучения в юридической клинике в процессе развития коммуникативной компетентности
60
Обучение в юридической клинике и развитие коммуникативной компетентности
студентов-юристов. Коммуникативная компетентность рассматривается как фактор обретения профессиональной компетентности. В материалах модернизации образования компетентностный подход провозглашается в качестве одного из концептуальных положений обновления содержания образования. Понятие «ключевые компетентности» выступает в качестве центрального, своего рода «узлового» понятия, так как обладает интегративной природой, объединяет знание, навыковую и интеллектуальную составляющие образования. В понятии компетентностного подхода заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого «от результата» («стандарт на выходе») [5]. Одна из моделей коммуникативной компетентности предложена социолингвистом Р. Беллом и основана на ранних работах М. Аргайла [1]. Коммуникативная компетентность рассматривалась как механизм принятия решения и соотносила замысел сообщения с коммуникативной ситуацией и возможностями коммуникатора. В модели Ю. Хабермаса, взгляды которого на природу коммуникативной компетентности формировались под влиянием теории порождающей грамматики А.Н. Хомского, понятие коммуникативной компетентности мыслилось как расширение понятия языковой компетентности и включало в себя, помимо правил порождения высказывания, правила поведения в социальной ситуации. Однако позже Хабермас представил принципиально иную концепцию коммуникативной компетентности. В одной из последних работ он предложил модель, основанную на разработанной им теории коммуникативного действия. Согласно Хабермасу, коммуникативное действие является компетентным тогда, когда оно является истинным, правильным и искренним, т.е. адекватным образом соотносится с тремя жизненными мирами: предметным (объективным), социальным (нормативным), и личностным (субъективным) [8].
В отечественных исследованиях наряду с понятием «компетентность» используется и понятие «компетенция». Одни отождествляют его с понятием «компетентность», другие выделяют его как самостоятельную структуру. Несмотря на широкое использование понятий «компетенция» и «компетентность» в научной литературе, их специфика содержательно точно не определена. Л. А. Петровская рассматривает коммуникативную компетентность как часть компетентности в общении. В этом случае коммуникативная компетенция имеет отношение только к процессам обмена информацией, т.е. должны существовать и такие виды компетентности, как социально-перцептивная и интерактивная. В другом смысле указанный автор использует такое широкое понятие, как «социально-психологическая компетентность личности» [6]. В. А. Спивак определяет коммуникативную компетентность как совокупность знаний, умений и навыков в области организации взаимодействия и рассматривает ее как составной компонент профессиональной компетентности руководителей и других работников, чьи обязанности подразумевают взаимодействие с другими людьми [7].
61
№ 49
Сибирский психологический журнал
2013 г.
В то же время существуют другие примеры использования понятия коммуникативной компетентности без того, чтобы рассматривать содержание данного понятия как части содержания другого понятия или понятий. Например, Ю.Н. Емельянов определяет коммуникативную компетентность как существующую в виде умений и навыков и предполагающую «ситуативную адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения» [5].
Для изучения исходного уровня сформированности коммуникативной компетентности и выявления влияния обучения в юридической клинике на развитие психологических компонентов коммуникативной компетентности студентов была разработана и реализована программа экспериментального исследования, в которой выделяются два этапа:
1) констатирующий, в ходе которого выявлялся уровень сформированности психологических компонентов коммуникативной компетентности студентов, не обучающихся в юридической клинике; 2) формирующий, в процессе реализации которого выявлялось влияние обучения в юридической клинике на развитие психологических компонентов коммуникативной компетентности. В соответствии с целью исследования были определены задачи опытно-экспериментальной работы: разработать и внедрить методику исследования уровня сформированности психологических компонентов коммуникативной компетентности студентов юридического института ТГУ; измерить исходный уровень сформированности психологических компонентов коммуникативной компетентности; выявить влияние обучения в юридической клинике на изменение уровня коммуникативной компетентности студентов-юристов.
В исследовании участвовали студенты 4-го курса Юридического института ТГУ. Общее количество испытуемых составило 67 чел., из них 24 чел. не обучались в юридической клинике, 43 - обучались. Средний возраст испытуемых составил 19,8 лет; в общей выборке 35,8% юношей, 64,2% девушек.
Методики исследования компонентов коммуникативной компетентности
Общий показатель коммуникативной компетентности Тест-опросник коммуникативных и организаторских склонностей (КОС) (автор Б.А. Федоришин)
Навыки, умения Тест коммуникативных умений (автор Л. Михельсон, перевод и адаптация Ю.З. Гильбуха)
Когнитивный компонент Контент-анализ эссе студентов
Личностные диспозиции Тест-опросник В.Н. Куницыной «Измерение коммуникативной и социальной компетентности» (КОСКОМ-2)
Отбор методик проводился с учетом модели коммуникативной компетентности, состоящей из трех компонентов (таблица).
62
Обучение в юридической клинике и развитие коммуникативной компетентности
Первый этап экспериментального исследования заключался в определении уровня сформированности психологических компонентов коммуникативной компетентности студентов 4-го курса. Выявлены значимые различия в уровне компетенции между студентами, обучающимися и не обучающимися в юридической клинике.
По результатам теста коммуникативных умений в группе студентов, обучающихся в юридической клинике, компетентность оказалась преобладающим фактором в общении у 61,9% испытуемых, что на 21% выше, чем у студентов 4-го курса, не проходящих обучение в юридической клинике.
Для оценки когнитивного аспекта коммуникативной компетентности использовался контент-анализ написанных студентами эссе на тему «Первичная консультация клиента юрисконсультом». Контент анализ написанных студентами эссе проводился с помощью выявления следующих критериев.
1. Общекультурный аспект:
- многообразие синтаксических конструкций (сложные предложения);
- использование художественных приемов (сравнения и эпитеты);
- использование разных типов речи;
- использование синонимов;
- соответствие языкового содержания заданной теме;
- композиционная оригинальность.
2. Специальный юридический аспект:
- владение юридической терминологией;
- знание форм, средств и методов социального и профессионального взаимодействия (использование научных рекомендаций);
- выражение отношения к клиенту (уважительное, сочувственное, снисходительное, пренебрежительное);
- умение правильно понимать желания, ожидания и требования людей;
- использование специальной юридической лексики;
- заявление коммуникативных целей общения, понимания их значимости.
Результаты анализа написанных студентами эссе позволили определить, что у студентов 4-го курса, обучающихся в клинике, выше показатели употребления юридической лексики; их лексический запас не только более обширен, использование его, как правило, уместно. Они лучше понимают цели коммуникативной деятельности. Несмотря на то, что в эссе, написанных студентами 2-го курса, в большинстве случаев также заявляются цели общения с клиентом, однако цели носят обобщенный характер и в большинстве случаев указывают на конечный результат работы юриста. Обучающиеся в клинике значитель-
63
№ 49
Сибирский психологический журнал
2013 г.
но чаще демонстрируют знания о средствах и методах проведения консультации, представлении проблемной ситуации клиента.
Результаты формирующего эксперимента показали, что в процессе обучения в юридической клинике у студентов отмечается развитие отдельных психологических компонентов коммуникативной компетентности.
Литература
1. Белл Р. Т. Социолингвистика. Цели, методы и проблемы. М. : Международные отношения, 1980. 318 с.
2. Боева М.В. Тактико-коммуникативная компетентность следователя (на примере взаимодействия с обвиняемым в конфликтной ситуации расследования) : дис. ... канд. юрид. наук. Воронеж, 2002. 230 с.
3. Васильев Н.Н. Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике. СПб. : Речь, 2005. 283с.
4. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л. : ЛГУ,
1985. 120 с.
5. Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход // Образование и наука. 2004. № 3. С. 42.
6. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М. : МГУ, 1989. 216 с.
7. Спивак И.А. Организационное поведение и управление персоналом. СПб. : Питер, 2001. 412 с.
8. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. М. : Наука, 2000. 379 с.
TRAINING IN THE LEGAL CLINIC AS A FACTOR DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF LAW STUDENTS Meshcheriakova E.I., Petrushin A.I. (Tomsk)
Summary. During the study, a model of communicative competence of the student, consisting of three components (personality dispositions, knowledge, communication skills). The selected methods allowed to study the initial state of formation and development of the psychological components of the communicative competence of students of the fourth year of law school learning environments in the legal clinic. .
Key words: profession; a lawyer; learning; communicative competence; legal clinic; personal dispositions; knowledge and skills.
64