Научная статья на тему 'Роль студенческих юридических клиник в современной России'

Роль студенческих юридических клиник в современной России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1215
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКАЯ КЛИНИКА / БЕСПЛАТНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / НАСЕЛЕНИЕ / СТУДЕНТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / LEGAL CLINIC / FREE LEGAL AID / POPULATION / STUDENTS / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воропаев Иван Герасимович

Статья освещает различные вопросы деятельности юридических клиник и показывает развитие современного юридического образования. Автор уделяет внимание роли деятельности юридических клиник в сфере оказания бесплатной юридической помощи как для населения страны, так и для студента, который в будущем готовиться стать высококвалифицированным специалистом в области юриспруденции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF STUDENT LEGAL CLINICS IN MODERN RUSSIA

The paper highlights various issues of the activity of legal clinics and shows the development of modern legal education. The author pays attention to the role of the activities of legal clinics in the field of providing free legal assistance, both for the population of the country and for the student, who is preparing to become a highly qualified specialist in the field of jurisprudence in the future.

Текст научной работы на тему «Роль студенческих юридических клиник в современной России»

УДК 340

Воропаев И.Г.1

роль студенческих юридических клиник В современной РОССИИ

Аннотация. Статья освещает различные вопросы деятельности юридических клиник и показывает развитие современного юридического образования. Автор уделяет внимание роли деятельности юридических клиник в сфере оказания бесплатной юридической помощи как для населения страны, так и для студента, который в будущем готовиться стать высококвалифицированным специалистом в области юриспруденции.

Ключевые слова: юридическая клиника, бесплатная юридическая помощь, население, студенты, профессиональная компетентность.

Voropaev I.

the role of student legal clinics in modern Russia

Abstract. The paper highlights various issues of the activity of legal clinics and shows the development of modern legal education. The author pays attention to the role of the activities of legal clinics in the field of providing free legal assistance, both for the population of the country and for the student, who is preparing to become a highly qualified specialist in the field of jurisprudence in the future.

Keywords: legal clinic, free legal aid, population, students, professional competence.

В настоящее время с целью повышения конкурентоспособности российских специалистов на рынке труда общество столкнулось с необходимостью изменения качества профессиональной подготовки юристов. Для этого имеется потребность в реформировании системы образования, в качестве основной цели ставится развитие профессионального потенциала личности путем приобретения значительной базы знаний и получения реального опыта их применения в ходе учебного процесса.

В настоящее время произошли существенные изменения в системе юридического образования и нужно сказать появились значительные результаты. Одним из самых важных инструментов в реализации качественной образовательной политике в стране стало введение на базе высших учебных заведений структурного подразделения для оказания

бесплатной юридической помощи социально незащищенным слоям населения, которое называется юридическая клиника. Студенты оказывают правовую помощь и защиту общественных интересов пенсионерам, инвалидам, а также другим малообеспеченным гражданам под наблюдением и наставничеством руководителя юридической клиники.

В России клиническое движение начало развиваться в конце 90-х годов ХХ века и оно поставило перед собой конкретные цели в виде приобретения и усвоения теоретических знаний в ходе обучения студентов, развитие его потенциала для выполнения поставленных задач и формирование у студентов компетенций и основ профессионального мастерства, необходимых для будущей профессиональной деятельности.

Министерство образования Российской Федерации поддержало создание правовых

1 Воропаев Иван Герасимович, кандидат юридических наук, доцент кафедры правового обеспечения деятельности органов власти, заведующий юридической клиникой, Северо-Кавказский институт-филиал РАНХиГС, г. Пятигорск, i-voropaev@list.ru

Ivan Voropaev, Ph.D. in Law, Department for Legal Support of Authorities Activity, Head of the Legal Clinic, North Caucasus institute, branch of RANEPA, Pyatigorsk, e-mail: i-voropaev@list.ru

консультаций («правовых клиник») для населения на правах структурных подразделений вузов, осуществляющих подготовку юридических кадров [5].

Согласно статье 22 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 324-ФЗ (ред. от 28.11.2015 г.) «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи являются студенческие юридические клиники [3].

В юридической клинике на безвозмездной основе оказываются правовые услуги, которые предоставляются под руководством заведующего студентами юристами. Студенты-консультанты, которые работают в юридической клинике, приобретают большой опыт реального оказания юридических услуг на бесплатной основе тем, кто нуждается в поддержке. Клиническое движение очень серьезно дополняет стандартную программу обучения и является мощным стержнем изучения юридической науки и подготовки профессиональных кадров. Так как получение реальных навыков у студентов происходит в процессе консультации клиента и формировании стратегии действия в решении поставленных задач.

юридические клиники оказывают бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной формах, составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера [4].

Следует отметить, что благодаря работе в юридической клинике студенты начинают хорошо ориентироваться в правоприменительной и законодательной базе, учатся составлять различные процессуальные документы, а также быть вежливым при консультации людей. Здесь студент готовится к реальной работе в максимально приближенных условиях под непосредственным контролем руководителя юридической клиники.

Образование является единым целенаправленным процессом воспитания и обучения. Сегодня особое значение наравне с различными видами воспитания приобретают правовое и патриотическое воспитание [6].

Клиническое юридическое образование

до получения диплома, позволяет увеличить мотивацию студента к получению серьезных теоретических знаний, что в совокупности с полученным практическим опытом в итоге позволит иметь преимущества среди других студентов при выборе рабочего места. В связи с этим роль юридических клиник в образовательном процессе очень велика, так как у студентов происходит освоение теоретических способностей через практику, развиваются речевые способности ввиду использования юридических терминов на практике, приобретаются профессиональные компетенции, а также в итоге можно проследить результат своей деятельности.

В основу деятельности юридических клиник заложено две ключевые функции, а именно: процесс получения реальных навыков работы в сфере юриспруденции у студентов-клиницистов и помощь нуждающимся гражданам, путём оказание им бесплатной юридической консультации. Вышеуказанные задачи выполнимы только при высокой компетентности руководства юридической клиники, которое распределяет обязанности между студентами и следит за правильностью оказания помощи. Решение данных задач возможно только при слаженной организационной и методологической работе юридической клиники.

Деятельность юридической клиники можно представить в виде студенческой организации, в которой студенты под руководством руководителя проводят прием граждан и оказывают правовые услуги.

Однако принимают участие в работе юридической клиники только студенты юридических факультетов, так как предоставление юридических консультаций могут давать люди уже обладающие определенным набором юридических знаний. К тому же сложно представить на месте студентов других лиц, кроме общественных деятелей, которые помогают людям в течение длительного отрезка времени на бесплатной основе.

Следует также подчеркнуть, что предоставление юридических услуг, представляет собой достаточно сложную работу, требующую больших умственных усилий от студента-консультанта, так как им приходится

анализировать судебную практику по схожим проблемам, делать определенные выводы и формулировать пути решения поставленных задач.

Студенты понимают, что для них это не просто хобби или развлечение, а серьезная работа, которая их мотивирует на высокие достижения в образовании. Нужно обратить внимание, что обучение в юридической клинике не является обязательной учебной программой университета, а является дополнительным средством получения качественных знаний.

Работа студента-консультанта начинается с первичного приема клиента в юридической клинике и проведением опроса клиента. Важно, чтобы человек был уверен, что, несмотря на то, что прием ведет студент, гражданин получит квалифицированную юридическую помощь, так как у студентов уже имеются хорошие юридические знания, и он хочет помочь, и самое главное может это сделать. Для начала студент, как юрист должен подготовиться к встрече, так как установление взаимоотношений с клиентом имеет большое значение, нужно внимательно выслушать его, чтобы вникнуть в суть дела, перед тем как начать свою работу. Очень большое значение для успешной работы студента в юридической клинике имеет также внешнее проявление, например, корректное поведение, уважительное отношение к людям, деловая форма одежды, обстановка, что в целом должно вызывать у человека доверие [7].

Студент с каждой новой консультацией вырабатывает уверенность в своих силах, тем более он выполняет свою деятельность под контролем опытного куратора. В юридической клинике есть определенные правила работы, такие, например, ответ после консультации дается после установления конкретного срока, который визируется руководителем юридической клиники. Вполне естественно, что сиюминутную помощь клиенту в юридической клинике просто невозможно оказать, так как студенту потребуется провести значительную работу по подготовке ответа. В данном случае студент должен понимать, что его работа в юридической клинике влияет на репутацию и престиж юридического факультета, где он

обучается, так что он должен ответственно подходить к поставленной задаче.

В статье 2 Конституции Российской Федерации провозглашено, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» [1].

В случае если человек не имеет специального образования, и у него нет денежных средств на услуги специалистов, законодательством предусмотрена специальная правовая норма, которая закреплена в статье 48 Конституции Российской Федерации, в которой закреплено, что каждый имеет право на юридическую помощь и в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно [1].

Данная норма нашла свое развитие в некоторых законах. В статье 26 Федерального закона от 31.05.2002 г. N 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», указано, что адвокаты оказывают юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 г. № 324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», а оплата труда адвоката являются расходным обязательством субъекта Российской Федерации [2].

Таким образом, возможность получения бесплатной юридической помощи очень важна для населения, особенно для социально уязвимых слоев населения. Существование и функционирование такой помощи - одна из составляющих правового государства.

Считаем необходимым, рассмотреть оказание бесплатной юридической помощи на примере юридической клиники Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС, которая за период своего более чем двухлетнего существования показала хорошие результаты, граждане довольны уровнем оказания юридической помощи, а студенты юридического факультета приобрели практические навыки, которые присущи действующим юристам.

Заведующим данной юридической клиникой является федеральный судья в почётной отставке, Председатель Андроповского районного суда Ставропольского края (198963

2014 гг.), кандидат юридических наук Воропаев Иван Герасимович, который передаёт свой опыт работы в должности судьи, знания и умения в ходе деятельности в юридической клинике своим студентам.

В рамках реализации этих задач организуется регулярный приём граждан и ежегодно происходит набор новых студентов-консультантов.

Студенты, работая в юридической клинике, под непосредственным руководством заведующего решают одновременно несколько задач. Первая - это достаточно благородное дело, интеллектуальная помощь людям, которые оказались в различных жизненных ситуациях, требующих скорейшего разрешения, а вторая - это работа студентов, которая позволяет в реальных условиях почувствовать себя настоящим профессиональным юристом.

Если смотреть в масштабах страны, то студенческие юридические клиники оказывают положительное влияние на саму систему юридического образования, так как здесь речь идёт о внедрении передовых форм и методов обучения студентов, закрепления теоретических знаний на практике, погружение студентов в реальные жизненные ситуации людей, анализ проблем и поиск решений. Все это положительным образом складывается на качество образования, что идет на пользу как студенту, так и государству, которое сразу же получает квалифицированные кадры после их завершения обучения [8].

Таким образом, создание юридических клиник при высших учебных заведениях является очень удачным шагом в деятельности государства.

библиографический список

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с

учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014 г. № 31, ст. 4398.

2. Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017 г.) «Об адвокатской де-

ятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 10.06.2002 г., № 23, ст. 2102.

3. Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 324-ФЗ (ред. от 28.11.2015 г.) «О бесплатной юриди-

ческой помощи в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 28.11.2011 г., № 48, ст. 6725.

4. Приказ Минобрнауки России от 28.11.2012 г. № 994 «Об утверждении Порядка создания

образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридических клиник и порядка их деятельности в рамках негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи» // «Российская газета», № 298, 26.12.2012 г.

5. Приказ Минобразования РФ от 30.09.1999 г. N 433 (ред. от 01.03.2004 г.) «О правовых кон-

сультациях («правовых клиниках») для населения на базе вузов, осуществляющих подготовку юридических кадров» // «Бюллетень Минобразования РФ», № 11, 1999 г.

6. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой гра-

мотности и правосознания граждан: утв. Президентом РФ 28.04.2011 г. // Российская газета. 14.07.2011 г. № 151.

7. Брыжинская Г.В., Курмаева Н.А. Психологические аспекты первичной беседы с клиентом

при оказании ему бесплатной юридической помощи // Paradigmata poznani. 2014. № 4. С. 96-98.

8. Такушевич Т.О. Роль юридических клиник в процессе подготовки юридических кадров //

Клиническое юридическое образование: перспективы и проблемы: тезисы докладов I межвузовской научной конференции студентов, преподавателей и выпускников юридических клиник (27 мая 2011 г.) / редкол.: Ю.А. Хватик [и др.]. Минск: БГЭУ, 2011. С. 4-5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.