S343?5 I R- KEREFOV*
K36
LEGAL CLINIC AS A FORM OF LEGAL AID (FROM THE EXPERIENCE OF LEGAL CLINIC OF THE ACADEMY OF THE FEDERAL PENAL SERVICE OF RUSSIA)
Аннотация: статья посвящена вопросам организации работы юридической клиники как формы оказания бесплатной юридической помощи. Особое внимание уделяется практике работы юридической клиники на базе Академии ФСИН России
Ключевые слова: бесплатная юридическая помощь, юридическая клиника, осужденные
ИНАЛ
РУСЛАНОВИЧ
КЕРЕФОВ*
ЮРИДИЧЕСКАЯ КЛИНИКА КАКФОРМА ОКАЗАНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ КЛИНИКИ АКАДЕМИИ ФСИН РОССИИ)
Annotation: the article focuses on the organization of work of legal clinic as a form of free legal aid. Particular attention is paid to the practice of legal clinic at the Academy of the Federal Penal Service of Russian.
Key words: free legal aid, legal clinic, prisoners
Основополагающими принципами правового государства являются приоритет прав и свобод человека и гражданина, верховенство закона во всех сферах жизни общества, взаимная ответственность личности и государства (ст. 1 Конституции РФ). Нет необходимости доказывать, какое значение в реализации данных принципов имеет не только знание гражданами своих прав и обязанностей, но и наличие возможностей пользоваться ими и их выполнять. Однако в силу достаточно резкого расслоения населения по материальным возможностям далеко не все граждане могут пользоваться квалифицированной юридической помощью, которую оказывают адвокаты главным образом на платной основе. Именно поэтому большое значение придается бесплатной юридической помощи, оказываемой малоимущему населению.
В сентябре 1999 г. Министерством образования и науки Российской Федерации был издан приказ о создании правовых консультаций для населения на базе вузов, осуществляющих подготовкуюридических кадров. На основании этого приказа был утвержден перечень соответствующих вузов. Таким образом, было положено начало созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим и социально незащищенным гражданам.
В 2005 г. Правительство Российской Федерации утвердило Положение об оказании бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам, согласно которому в ряде регионов Российской Федерации создавались государственные юридические бюро, оказывающие юридическую помощь населению.
* Юрисконсульт (Академия ФСИН России) E-mail: [email protected].
Передовой опыт
Передовой опыт
Данный вид оказания услуг населению стал настолько востребован, что вызвал необходимость разработки соответствующего закона: 27 июня 2011 г. на сайте «Российской газеты» был опубликован проект федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». 21 ноября 2011 г. указанный Федеральный закон подписан Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым.
В Законе определены его цели: реализация установленного Конституцией РФ права граждан на получение квалифицированной юридической помощи, оказываемой бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектовРоссийской Федерации; формирование и развитие государственной системы бесплатной юридической помощи, а также содействие развитию негосударственной системы бесплатной юридической помощи и ее поддержка со стороны государства; создание условий для осуществления прав и свобод граждан, защиты их законных интересов, повышения уровня социальной защищенности, а также обеспечение их доступа к правосудию.
В Законе получили закрепление основные принципы оказания бесплатной юридической помощи: обеспечение реализации и защиты прав, свобод и законных интересов граждан; социальная справедливость и социальная ориентированность при оказании бесплатной юридической помощи; доступность бесплатной юридической помощи для граждан в установленных законодательством Российской Федерации случаях; контроль за соблюдениемлицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, норм профессиональной этики и требований к качеству оказания бесплатной юридической помощи; установление требований к профессиональной квалификации лиц, оказывающих бесплатную юридическую помощь; свободный выбор граждани -ном государственнойили негосударственнойси-стемы бесплатной юридической помощи; объективность, беспристрастность при оказании бесплатной юридической помощи и ее своевременность; равенство доступа граждан к получению бесплатной юридической помощи и недопущение дискриминации граждан при ее оказании; обеспечение конфиденциальности при оказании бесплатной юридической помощи.
Закон определяет категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи:
1) граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного миниму-
ма, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума (далее - малоимущие граждане);
2) инвалиды I или II группы;
3) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда,
4) дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;
5) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»;
6) несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);
7) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гаран -тиях прав граждан при ее оказании»;
8) граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;
9) граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В Законе получил свое закрепление такой субъект оказания бесплатной юридической помощи, как юридическая клиника. Согласно ст. 23 Закона последние создаются для реализации
целей Федерального закона, правового просвещения населения и формирования у обучающихся по юридической специальности навыков оказания юридической помощи.
Порядок создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридических клиник и порядок их деятельности в рамках негосударственнойсистемы оказания бесплатной юридической помощи определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Юридические клиники оказывают гражданам бесплатную юридическую помощь в виде правового консультированияв устной и письменной форме, составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера.
Правовое консультирование в письменной форме, составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера в юридической клинике осуществляются лицами, обучающимися по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, под контролем лиц, имеющих высшее юридическое образование, ответственных за обучение указанных лиц и деятельность юридической клиники в образовательном учреждении высшего профессионального образования.
Отнесение права на бесплатную юридическую помощь к конституционным правам граждан, в том числе осужденных, закрепление права последних на получение юридической помощи в Уголовно-исполнительном кодексеРоссий-ской Федерации (ч. 8 ст. 12) обязывает государство обеспечить все условия для его реализации. Создать практическую систему оказания бесплатной юридической помощи, при которой она была бы доступной для всех нуждающихся в ней и качественной, непросто, поэтому очень важно использовать накопленный опыт. Применительно к юридическим клиникам такой опыт имеется в Академии ФСИН России. Клиника была образована в 2006 г. Ее создание стало результатом подготовительной работы, проведенной совместными усилиями Правительства Рязанской области, Аппарата Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе по Рязанской области и Академии ФСИН России.
У казаниемдиректораФСИН России от 13 июня 2007 г. № 10/1-1685 «О создании внештатных юридических служб» внедрение опыта работы юридической клиники Академии ФСИН России
предписано во всех образовательных учреждениях высшего профессионального образования Федеральной службы исполнения наказаний.
Основными категориями граждан, которым оказывается бесплатная юридическая помощь, являются:
а) социально незащищенные граждане;
б) осужденные, отбывающие наказание в местах лишения свободы;
в) персонал учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
Непосредственно прием граждан ведут консультанты юридической клиники - курсанты, слушатели и студенты старших курсов юридического факультета. Каждый ответ консультанты в обязательном порядке согласовывают с преподавателем-куратором.
Одним из основных направлений деятельности, отражающих специфику вуза, является работа по оказанию бесплатной правовой помощи осужденным в учреждениях УФСИН России по Рязанской области. С этой целью регулярно осуществляются выездные сессии в исправительные учреждения Рязанской области на основе ежеквартального плана посещения исправительных учреждений, утверждаемого начальником Академии ФСИН России и начальником У ФСИН России по Рязанской области.
Механизм работы по рассматриваемому направлению следующий. Предварительно (примерно за неделю до выезда) в юридическую клинку поступают письменные вопросы осужденных конкретного исправительного учреждения, которые распределяются администратором клиники по всем направлениям. Полученные ответы передаются консультантам клиники, непосредственно участвующим в выездной сессии (как правило, это три человека). Они знакомятся с ответами своих коллег и на их основе готовят устный комментарий к поступившим вопросам. Выездная сессия обычно проходит в здании клуба исправительного учреждения, куда приглашаются все желающие. Сначала консультанты клиники озвучивают заранее подготовленные ответы на вопросы осужденных. Вторым этапом является проведение индивидуальных консультаций.
В стадии согласования находится проект соглашения о сотрудничестве с Управлением социальной защиты населения Рязанской области, в соответствии с которым будут открыты два филиала юридической клиники на базе Управления и государственногоучреждения «Комплексный центр социального обслуживания -г. Рязань». Готовится аналогичное соглашение
Передовой опыт
Передовой опыт
с Сапожковской местной организацией «Общество слепых».
С целью совершенствования методики оказания юридической помощи населению руководством академии было принято решение о проведении регулярных (не реже одного раза в месяц) научно-практических семинаров. К участию в них приглашаются: профессорско-преподавательский состав вузов, работники судебных и иных органов государственной власти, адвокатские работники, курсанты, слушатели и студенты юридического факультета.
Регулярно издается Вестник юридической клиники Академии ФСИН России, в котором опубликованы ответы консультантов на самые актуальные вопросы граждан. В свет вышли два выпуска вестника, причем один из них посвящен исключительно вопросам осужденных к лишению свободы. Материалы Вестника используются в качестве учебно-методического пособия при написании курсовых, дипломных работ, проведении диссертационных исследований.
Деятельность клиники, помимо нормативноправовых актов федерального уровня, регламентируется актом внутреннего пользования -Положением о порядке приема посетителей в юридическую клинику Академии ФСИН России, утвержденным ученым советом вуза. Актом внутреннего пользования является Кодекс профессиональной этики юридической клиники при Академии ФСИН России. Среди этических требований к участникам клиники следующие: обязанность разъяснять клиенту, что юридические консультации оказываются силами курсантов, слушателей и студентов под контролем преподавателей; взаимоотношения участника юридической клиники с клиентом должны основываться на доверии; доверие достигается честностью и правдивостью участника юридической клиники; участник юридической клиники не вправе давать каких-либо гарантий
или заверений в успешном разрешении дела и порождать надежды у клиента, в том числе с помощью ссылок на свой опыт или особые отношения с представителями властных структур; при общении с посетителем участник юридической клиники должен проявлять тактичность, пунктуальность, вежливость, оказывать клиенту моральную поддержку, а также не вправе вводить клиента в заблуждение относительно времени, которое потребуется для разрешения дела, возможных результатов дела; участники юридической клиники обязаны соблюдать конфиденциальность без ограничения времени, за исключением случаев использования материалов дела без указания данных о личности посетителя в целях разрешения его проблемы в учебных целях; выполняя поручения, участники юридической клиники обязаны принять все зависящие от них меры к наиболее полному уяснению всех специальных вопросов дела, знакомству с судебной практикой и соответствующей литературой, привлекая в необходимых случаях специалистов; отношения между участниками юридической клиники строятся на основе уважения, доверия, сотрудничества и взаимопомощи; в отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями и организациями, учреждениями и гражданами участник юридической клиники должен осознавать, что своим поведением он создает впечатление о юридической клинике в целом; не допускать принятия участниками юридической клиники материального или иного вознаграждения в связи с оказанием правовой помощи.
Считаем, что принятие такого рода актов должно быть предусмотрено в соответствующем федеральном законе. Норма, запрещающая принятие участниками оказания бесплатной правовой помощи материального и иного вознаграждения, должна найти текстуальное отражение непосредственно в законе.