Научная статья на тему 'Правовой анализ ситуации и информирование клиента в юридической клинике'

Правовой анализ ситуации и информирование клиента в юридической клинике Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4129
389
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ / ЮРИДИЧЕСКАЯ КЛИНИКА / ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ СИТУАЦИИ / TRAINING OF STUDENTS / LEGAL CLINIC / LEGAL ANALYSIS OF THE SITUATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ерохина Марина Георгиевна

Рассматривается вопрос об оказании бесплатной юридической помощи; отражена роль юридических клиник в негосударственной системе бесплатной юридической помощи. Дается обзор деятельности юридических клиник в ведущих вузах нашей страны. Рассказывается, каким образом осуществляется правовой анализ ситуации и как строятся отношения студента и клиента, обратившегося в клинику. Перечислены способы информирования клиента о получении юридической помощи от студента. Проводится анализ дела на примере конкретной ситуации. Вносятся предложения по совершенствованию обучения студентов в юридических клиниках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A legal analysis of the situation and informing the client at a legal clinic

This article focuses on the ways of conducting a legal analysis of a situation and informing the client, as well as the development of relations between the student and the client of a clinic. The author makes certain suggestions regarding the improvement of student training at legal clinics.

Текст научной работы на тему «Правовой анализ ситуации и информирование клиента в юридической клинике»

УДК 378.147

М. Г. Ерохина

ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ СИТУАЦИИ И ИНФОРМИРОВАНИЕ КЛИЕНТА В ЮРИДИЧЕСКОЙ КЛИНИКЕ

Рассматривается вопрос об оказании бесплатной юридической помощи; отражена роль юридических клиник в негосударственной системе бесплатной юридической помощи. Дается обзор деятельности юридических клиник в ведущих вузах нашей страны. Рассказывается, каким образом осуществляется правовой анализ ситуации и как строятся отношения студента и клиента, обратившегося в клинику. Перечислены способы информирования клиента о получении юридической помощи от

© Ерохина М. Г., 2013

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2013. Вып. 3. С. 156 — 162.

студента. Проводится анализ дела на примере конкретной ситуации. Вносятся предложения по совершенствованию обучения студентов в юридических клиниках.

This article focuses on the ways of conducting a legal analysis of a situation and informing the client, as well as the development of relations between the student and the client of a clinic. The author makes certain suggestions regarding the improvement of student training at legal clinics.

Ключевые слова: обучение студентов, юридическая клиника, правовой анализ ситуации.

Key words: training of students, legal clinic, legal analysis of the situation.

Достижение поставленной в Российской Федерации цели — создание правового демократического социального государства — требует ответа на многие вопросы, в том числе о том, кто будет обеспечивать достижение этой цели и какими путями.

Решение этих правовых проблем зачастую связано с неверием граждан в возможность легальным способом защитить свои права из-за наличия правового нигилизма и коррупции. Определенные шаги в искоренении этого делаются: так, предпринимаются меры по совершенствованию высшего и послевузовского профессионального образования в области юриспруденции, реализации права граждан на получение квалифицированной юридической помощи, развитию как государственной, так и негосударственной системы бесплатной юридической помощи и др.

Вступивший в силу 15 января 2012 г. федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» [1] определил правовой статус таких институтов, как «негосударственный центр бесплатной юридической помощи» и «юридическая клиника». В главе 4 настоящего закона «Негосударственная система бесплатной юридической помощи» установлено, что «негосударственная система бесплатной юридической помощи формируется на добровольных началах. Участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи являются юридические клиники (студенческие консультативные, юридические бюро и др.) и негосударственные центры бесплатной юридической помощи».

Юридические клиники могут оказывать бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной формах, составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера.

Прежде чем студенты будут готовы заниматься правовым консультированием, они должны пройти обучение соответствующим навыкам и методам работы с клиентами. Овладение студентами определенными навыками и приобретение ими компетенций, предусмотренных учебными программами, должно стать, на наш взгляд, основной задачей работы в юридических клиниках.

Теоретическая основа правового анализа ситуации и информирования клиента как составная часть обучения студентов юридической кли-

157

158

ники должна включать, по нашему мнению, следующие аспекты: анализ правовой ситуации; основы правового информирования; способы получения и передачи информации; использование справочно-правовых систем.

При анализе правовой ситуации, с которой обратился клиент, следует выяснить, может ли быть дана консультация. Поэтому прежде всего надо определиться с ответом на вопрос: кого консультирует данная клиника? Так, в студенческих консультациях юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова предлагается несколько способов оказания правовой помощи — это личный прием посетителей и работа с просьбами о юридической помощи, поступающими по почте, в том числе по электронной. Кроме того, по решению руководства консультации могут участвовать в любых проектах, имеющих своей целью обучение сту-дентов-юристов и/или оказание правовой помощи населению. Консультации осуществляют бесплатную юридическую помощь по любой отрасли права всем обратившимся, консультации по неправовым вопросам не даются. В ходе консультаций могут быть составлены различные жалобы (в судебные инстанции, прокуратуру и иные государственные органы), заявления, обращения, иски и т. п. Представительство интересов посетителей в государственных органах сотрудниками консультаций не осуществляется [2].

Студенческая юридическая консультация юридического факультета Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского оказывает юридическую помощь в студенческой правовой клинике малоимущим и социально незащищенным слоям населения. К таковым относятся: пенсионеры, ветераны, инвалиды, несовершеннолетние, безработные, военнослужащие срочной службы, беженцы и вынужденные переселенцы, лица, доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного законодательством Саратовской области. Возможно предоставление юридической помощи и другим категориям граждан [3].

Юридический институт Иркутского государственного университета на своем сайте http://clinic.lawinstitut.ru/ предлагает бесплатную юридическую помощь малоимущим гражданам, но при этом не уточняется, кто понимается под данной категорией посетителей.

По нашему мнению, при определении категории лиц, которых клиника рассматривает в качестве клиентов, нужно учитывать: является ли клиника специализированной либо консультирует по общим вопросам; каков количественный и качественный состав преподавателей и студентов.

Зачастую бывает, что обратившиеся за консультацией граждане не вполне представляют, какого рода проблема стоит перед ними. Поэтому студентам прежде всего необходимо уяснить, по какой отрасли (институту) права требуется дать консультацию, какого рода юридическую помощь (информирование, консультирование, разъяснение действующего закона или нормативного акта) хотят получить клиенты.

При анализе ситуации студенту надо помнить о том, что незнание закона не освобождает от ответственности, хотя ни в одном федераль-

ном законе не говорится об этом. И нет никакого документального подтверждения подобного изречения, что многих сбивает с толку и заставляет искать разнообразные оправдания в свою пользу. Есть закон, а есть ответственность за совершенное нарушение или преступление. Законы подвержены изменениям, причем иногда достаточно быстро и кардинально, поэтому даже добросовестные граждане могут нарушить их, и не подозревая об этом. Законы подлежат опубликованию в полном объеме и в установленном порядке, тем не менее даже квалифицированный юрист не всегда готов дать пояснения по заданному вопросу, если тема не является предметом его научного либо практического интереса.

Самая древняя юридическая презумпция — презумпция знания права и закона, из чего следует, что все без исключения должны знать писаный закон. Эта презумпция была сформулирована и применялась еще в римском праве («Незнание закона никого не извиняет»). Без такого предположения было бы вообще невозможно применить правовую норму, решить то или иное юридическое дело.

Если человек совершил поступок, противоречащий существующим требованиям права, но о которых не знал, то признается, что он поступил вопреки предъявленным ему требованиям и к нему должны быть применены меры государственного принуждения [4].

Анализируя ситуацию, студенту-юристу необходимо прежде всего уяснить определенное выше понятие для себя и в доступной форме изложить их клиенту, а затем четко обозначить цель, которую ставит последний (чтобы не получилось какого-либо навязывания или вселения неоправданных надежд). При этом следует заметить, что цель, с которой обращается клиент, не всегда является сугубо утилитарной: иногда человек приходит только для того, чтобы его выслушали, посочувствовали, дали совет. Требуется также выяснить вопросы, которые могут не иметь прямого отношения к проблеме, но позволят установить источник ее возникновения, условия и причины.

Анализ дела как самостоятельный этап работы над делом предполагает последовательное решение следующих задач.

Во-первых, по итогам анализа дела надо осуществить правовую квалификацию ситуации клиента.

Во-вторых, исходя из правовой квалификации дела, необходимо принять решение по поводу правовых возможностей защиты интересов и нарушенных прав клиента.

Так, в юридической клинике юридического института Иркутского государственного университета в качестве способа достижения указанных выше целей предлагается несколько последовательных этапов работы:

— первый — проведение всестороннего анализа фактических обстоятельств дела;

— второй — осуществление правовой квалификации ситуации;

— третий — анализ требований клиента;

— четвертый — анализ правомерных возможностей достижения требований клиента;

159

160

М. Г. Ерохина

» ----------------------------------------------------------------

— пятый — определение механизма защиты прав обратившегося лица» [5].

Данные этапы работы могут быть рассмотрены как один из вариантов последовательности действий студента, работающего с клиентом.

На наш взгляд, могут быть предложены три основных этапа:

— анализ обстоятельств дела и уяснение вопроса, с которым обратился клиент;

— юридическая квалификация ситуации;

— определение способов и механизмов для разрешения задачи, поставленной клиентом.

Информирование о том, что консультация осуществляется на безвозмездной основе не профессиональным юристом, а именно студентом, должно быть осуществлено на первоначальном этапе взаимодействия с клиентом.

Так, работа юридической клиники БФУ им. И. Канта на первоначальном этапе ее формирования (1999 — 2000 гг.) была ориентирована именно на бесплатное консультирование клиентов студентами, при этом способы информирования об этом были следующие:

— вывеска «Студенческая юридическая консультация» на двери аудитории, где располагается клиника;

— предложение клиенту прочитать и подписать уведомление, в котором указано, что он проинформирован о том, что его консультируют студенты под руководством преподавателя;

— оформление зафиксированного в документе письменного согласия клиента на получение такого рода консультации именно от студента/ студентов.

В процессе работы с клиентом в первую очередь необходимо выяснить существенные детали, которые способны прояснить фактическую ситуацию, и цель обращения клиента в студенческую юридическую клинику.

Рассмотрим сформулированные выше тезисы на примере.

В студенческую юридическую консультацию обратилась 78-летняя гражданка В. с просьбой составить завещание на квартиру, приватизированную ею в 1990 г. единолично, в пользу дочери Алисы. На момент приватизации в квартире проживали муж и две дочери. Впоследствии муж умер, а одна из дочерей, Алиса, уехала и стала жить отдельно. Другая дочь, Белла, продолжает проживать в указанной квартире вместе с гражданским мужем, который не имеет регистрации по данному месту жительства и у которого, как известно В., в городе есть другая квартира. Клиентка попросила юриста помочь решить вопрос об освобождении квартиры от лиц, которые могут воспрепятствовать дочери Алисе вступить в наследство и распорядиться квартирой по своему усмотрению.

Проведя анализ ситуации, консультант выяснил, что дочь В. Белла постоянно проживает в данной квартире, зарегистрирована по указанному адресу, ведет со своей матерью совместное хозяйство. Убедившись, что обстоятельства ситуации и интерес клиентки ясны, юрист предложил В. написать заявление в суд о выселении гражданского мужа дочери из квартиры, поскольку он проживает там без регистрации и

-----------------------------------------------------------------

имеет другое жилье. Студент-юрист также разъяснил, что Белла после смерти матери сохранит право на проживание в данной квартире, однако право собственности на нее не приобретет, если завещание будет составлено в пользу ее сестры Алисы.

Выслушав доводы юриста, женщина сообщила, что она категорически против того, чтобы гражданский муж дочери Беллы был по суду выселен из квартиры, и мотивировала это тем, что, несмотря на то что ей не нравится этот мужчина, она не хотела бы огласки среди соседей и родственников. Кроме того, этот человек живет с ее дочерью давно, помогает по хозяйству, ухаживает за садом и огородом.

Итак, данный пример наглядно демонстрирует то, как ошибки в определении интереса клиента могут повлечь наступление нежелательного для клиента результата, что недопустимо при оказании правовой помощи.

Рассматривая вопрос, будет ли он вести это дело, консультант обязан проинформировать клиента о вероятных неправовых последствиях и вариантах решения неправового конфликта.

В заключение хотелось бы отметить, что в процессе анализа ситуации и общения с клиентом студент реализует такие задачи юридического клинического образования, как получение практических навыков, а также приобретение необходимых знаний в тех областях права, в которых он проводит консультации. Как студентам, так и преподавателям нужно понимать, что при этом складывается другая, неформальная система взаимоотношений «преподаватель — студент», открывающая новые возможности для обучения.

Изучение автором статьи опыта работы юридических клиник, функционирующих в ведущих университетах США, позволяет сделать вывод о том, что помимо обучения студентов, необходимо обучать и преподавателей методике работы в юридических клиниках, создавать условия для их специализации в рамках дополнительной образовательной программы «Юридическая клиника».

Следует как можно скорее сформулировать самостоятельную концепцию юридической клиники, действующей в Юридическом институте Балтийского федерального университета им. И. Канта, что, безусловно, будет способствовать практической направленности образовательного процесса, повышению образовательного уровня студентов и улучшению качества их обучения.

Список литературы

1. О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации : федер. закон от 21 нояб. 2011 г. №324-Ф3 // СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6725.

2. Студенческие консультации // Юридический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова : [сайт]. ЦКЬ: http://sc.law.msu.ru/

3. Юридическая клиника юридического факультета // Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского : [сайт]. ЦКЬ: http://www. sgu.ru/node/41426

4. Доржиев Ж. Б. Теория государства и права : учеб.-метод пособие. Улан-Удэ, 2005.

161

162

М. Г. Ерохина

» -----------------------------------------------------------------------------

5. Презумпция и фикция // РГИИС группа 222 : [сайт]. URL: http://rgiis222. narod.ru/Study/Theory/praesumptio_fictio.htm

6. Анализ дела : учеб. курс // Юридическая клиника Юридического института Иркутского государственного университета : [сайт]. URL: http:// clinic. law-institut.ru/ studies/kurses/analizl.html

Об авторе

Марина Георгиевна Ерохина — канд. юр. наук, доц., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград.

E-mail: egmarina@rambler.ru

About author

Dr Marina Yerokhina, Ass. Prof., Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad.

E-mail: egmarina@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.