Научная статья на тему 'Инновационные технологии как обязательное условие совершенствования педагогического процесса в образовательных организациях МВД России'

Инновационные технологии как обязательное условие совершенствования педагогического процесса в образовательных организациях МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
603
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КАЧЕСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / КОМПЕТЕНЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INNOVATIONS / EDUCATIONAL ACTIVITIES / THE QUALITATIVE STATE OF THE EDUCATIONAL SYSTEM COMPETENCE / THE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фалькина Татьяна Юрьевна, Виноградова Ольга Павловна

Статья посвящена проблеме инноваций в образовательной деятельности как целостному, сложноорганизованному процессу по достижению управляемого изменения в качественных состояниях образовательной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фалькина Татьяна Юрьевна, Виноградова Ольга Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The innovative technologies as a prerequisite for the improvement of the educational process in the higher educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia

The article is devoted to the problem of innovations in the educational activities as the holistic complex process to achieve managed changes in the qualitative state of the educational system.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии как обязательное условие совершенствования педагогического процесса в образовательных организациях МВД России»

УДК 378.126

Инновационные технологии как обязательное условие совершенствования педагогического процесса в образовательных организациях МВД России

Фалькина Татьяна Юрьевна,

доцент кафедры теории и истории государства и права Уральского юридического института МВД России, кандидат юридических наук

e-mail: f.t.u.81@mail.ru

Виноградова Ольга Павловна,

старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Уральского юридического института МВД России, кандидат юридических наук

e-mail: olga10vin@mail.ru

Статья посвящена проблеме инноваций в образовательной деятельности как целостному, сложноорганизован-ному процессу по достижению управляемого изменения в качественных состояниях образовательной системы.

Ключевые слова: инновации; образовательная деятельность; качественное состояние образовательной системы; компетенции; образовательные организации МВД России; информационно-коммуникативные технологии.

The innovative technologies as a prerequisite for the improvement of the educational process in the higher educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Fal'kina Tatyana Yurievna,

Associate professor of the Department of Theory and History of Law and State of the Ural Law Institute of the Ministry of the Interior Affairs of the Russian Federation, Gandidate of juridical sciences

Vinogradova Olga Pavlovna,

Senior lecturer of the Department of Theory and History of Law and State of the Ural Law Institute of the Ministry of the Interior Affairs of the Russian Federation, Gandidate of juridical sciences

The article is devoted to the problem of innovations in the educational activities as the holistic complex process to achieve managed changes in the qualitative state of the educational system.

Key words: innovations; educational activities; the qualitative state of the educational system competence; the educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia; information and communication technologies.

Инновации в образовательной деятельности - это целостный, сложноорганизованный процесс образовательной деятельности по достижению управляемого изменения в качественных состояниях образовательной системы.

Педагогическая сущность инноваций в образовании связана, прежде всего, с педагогической стратегией самого преподавателя, ориентированной на такое взаимодействие участников образовательного процесса, которое способствует их естественному и не-

прерывному образованию, развитию рефлексивных способностей, субъектности и ценностно-смысловой позиции [1, с. 5].

История науки доказала, что всякий раз, когда происходит смена традиции, возникают новые парадигмы, т. е. радикально новые теории, образцы решения задач, связанные с такими явлениями, о существовании которых ученые даже не могли подозревать в рамках «старой» парадигмы. Образование же по своей сути уже является инновацией, поскольку, применяя новые технологии в инновационном обучении, преподаватель делает процесс более полным, интересным и насыщенным. Постоянно видоизменяющийся мир порождает необходимость преобразований в самой личности, а это и является главной целью инновационных технологий.

Проблемы инновационного образования вызваны потребностью российского общества в новом качестве образования. Данный вопрос уже достаточно давно волнует многих российских ученых [2-8].

Инновационные технологии предполагают формирование потенциальных возможностей человека и их реализацию при ориентации самого учебного процесса. Инновационная подготовка специалистов в рамках компетентностного подхода в образовательной организации МВД России заключается в развитии и приобретении обучающимися набора ключевых компетенций, которые определяют их успешную адаптацию в обществе и профессиональной деятельности в дальнейшем.

Инновационные технологии в образовательной сфере представляют собой систему способов, принципов, регулятивов, направленных на обеспечение рациональных путей обучения.

Необходимо определить следующие уровни реализации инновационных технологий:

1. Общедидактический уровень: общедидактическая инновационная технология характеризует целостный образовательный инновационный процесс в данном субъекте, образовательной организации, на определенной стадии обучения.

Здесь инновационная технология синонимична образовательной системе: в нее включается совокупность целей, инновационного содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.

2. Частнометодический (предметный) уровень: част-нопредметная инновационная технология употребляется в значении «частная методика», т. е. совокупность инновационных методов и средств для реализации определенного содержания инновационного обучения и воспитания в рамках какой-либо дисциплины.

3. Модульный (локальный) уровень: он представляет собой технологию разнохарактерных этапов инновационного учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология формирования общекультурных и профессиональных компетенций; выработки умения действовать в практической деятельности; формирования понимания категорий и понятий; воспитания отдельных профессионально-личностных качеств; внедрения актив-

ных и интерактивных форм обучения; создания фонда оценочных средств; самостоятельной работы и др.).

Компетентностный подход позволяет практически оперировать приобретенными в процессе изучения дисциплин теоретико-исторического блока знаниями, применять их на протяжении всей жизни. Он связан с инновационными технологиями развития общества и совокупностями факторов, которые обеспечивают модернизацию ведомственного высшего образования и повышение профессионального мастерства сотрудника ОВД. Под результатами образования при компе-тентностном подходе понимают наборы компетенций, выражающие то, что именно обучающийся будет знать, понимать и способен делать после завершения освоения учебной дисциплины или всей образовательной программы.

Одним из его направлений является приобретение опыта самостоятельного и творческого решения сложных жизненных проблем, приобретения и успешного выполнения социальных ролей.

Основные цели инновационной деятельности - развитие умения мотивированно осуществлять действия, самостоятельно ориентироваться в информационном потоке, формирование творческого мышления, развитие личностных качеств.

В соответствии с приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2013 г. № 1367 [9] на учебных занятиях должны предусматриваться инновационные формы, направленные на развитие у обучающихся навыков командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерских качеств (включая, при необходимости, проведение интерактивных лекций, групповых дискуссий, ролевых игр, тренингов, анализ ситуаций и имитационных моделей, преподавание дисциплин (модулей) в форме курсов, составленных на основе результатов научных исследований, проводимых организацией, в том числе с учетом региональных особенностей профессиональной деятельности выпускников и потребностей работодателей). Полагаем, инновационные технологии обучения следует рассматривать как инструмент, с помощью которого новая образовательная парадигма может быть претворена в жизнь.

Инновационная образовательная технология включает следующие взаимосвязанные составляющие:

1. Содержание дисциплин, которое передается обучающимся, предполагает не столько знания, умения и навыки, сколько развитие компетенций, то есть обучающийся должен не только знать теоретически изучаемый материал, но и уметь принимать оперативные и грамотные решения в конкретной ситуации, то есть иметь навыки, что в процессе обучения достигается за счет использования методов моделирования и работы в группе.

2. Содержание изучаемых дисциплин в рамках образовательных программ должно в точности соответствовать требованиям федерального государственного образовательного стандарта по соответствующей специальности или направлению подготовки, быть структурированным и представленным в виде мультимедийных учебных материалов, которые передаются с помощью информационно-телекоммуникационных

средств (видеопроектор, ноутбук, система Polycom и телевизионная панель), то есть посредством воспроизведения каких-либо практических ситуаций и примеров, с их последующим обсуждением и принятием решения.

3. Активные и интерактивные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном осмыслении материала, т. е. обучаемые либо самостоятельно обсуждают предложенную практическую ситуацию и принимают решение, либо совместно с преподавателем, либо выполняют ту или иную роль, предложенную преподавателем, в ходе обучающей игры с отработкой алгоритма действий.

4. Разработка форм межкафедрального и межвузовского взаимодействия в рамках создания современной инфраструктуры обучения, которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяющие эффективно использовать преимущества дистанционных форм обучения посредством применения «Polycom».

Таким образом, без применения информационно-коммуникативных технологий (далее - ИКТ) образовательная организация не может претендовать на инновационный статус в образовании. Ведь инновационной считается образовательная организация, широко внедряющая в образовательный процесс организационные, дидактические, технические и технологические инновации и на этой основе добивающаяся реального увеличения темпов и объемов усвоения знаний и качества подготовки специалистов.

Как известно, основу инновационных образовательных технологий, применяемых в учебном процессе, должен составлять социальный заказ, профессиональные интересы будущих специалистов, учет индивидуальных, личностных особенностей обучающихся [10, с. 182]. Поэтому при подготовке специалистов в современной ведомственной высшей школе применение инновационных форм и методов необходимо органично сочетать с прагматическим пониманием целей и задач обучения и подготовки кадров.

В современной психолого-педагогической литературе отмечается, что инновационные методы получают отражение во многих технологиях обучения, направленных на развитие и совершенствование учебно-воспитательного процесса и подготовку специалистов к профессиональной деятельности в различных сферах жизни современного общества [11, с. 202]. Они создают условия для формирования общекультурных, профессиональных компетенций, способствуют развитию профессиональных качеств будущего специалиста. Использование преподавателями инновационных методов в процессе обучения способствует преодолению стереотипов в преподавании различных дисциплин, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих, креативных способностей слушателей.

Наиболее удачными, на наш взгляд, формами учебной работы по внедрению в образовательный процесс образовательных организаций МВД России инновационных технологий и формированию основных про-

фессиональных компетенций будущих специалистов правоохранительных органов является применение различных активных форм и методов обучения: дискуссионное обсуждение профессионально важных проблем, подготовка публичных выступлений, создание и решение проблемных ситуаций, создание проектов и т. д. Переход от информационно-объяснительного процесса обучения к инновационно-действенному связан, прежде всего, с использованием в рамках учебного процесса различных новых компьютерных и информационных технологий, электронных учебников, видеоматериалов, обеспечивающих свободную поисковую деятельность, а также предполагает развитие и личностную ориентацию [12, с. 76]. Исходя из этого, следует особо обозначить многообразные инновационные методы обучения слушателей и курсантов, применимые в учебном процессе: например, это могут быть проблемная и игровая технологии, технологии коллективной либо групповой деятельности, имитационные методы активного обучения, методы анализа конкретных ситуаций, обучение в сотрудничестве, креативное обучение, инновационная образовательная проектная деятельность, лекция-пресс-конференция, лекция-беседа, лекция-визуализация, лекция-диспут и т. д.

Следует более подробно рассмотреть такие методы, как:

1. Игровое имитационное моделирование, при

котором достаточно полно представлены различные игры: инновационные, аттестационные, деловые, поис-ково-апробационные, организационно-деятельност-ные, рефлексивные игры по снятию стрессов и формированию инновационного мышления и т. д. [13, с. 104]. В частности, при использовании деловых игр преобладает продуктивно-преобразовательная деятельность слушателей, а для обучающих игр характерны многовариантность и альтернативность решений, из которых нужно сделать выбор наиболее рационального. Следует отметить, что деловые игры получили в настоящее время достаточно широкое распространение в вузах и применяются, в основном, на старших курсах при изучении специальных дисциплин, особенно тех, которые связаны с экономикой, организацией и управлением, бухгалтерским учетом, правоведением.

2. Инновационная образовательная проектная деятельность является достаточно эффективной формой организации процесса учебной деятельности, направленной на индивидуальное развитие познавательных интересов и творческих способностей слушателей и курсантов. Этот метод предполагает овладение технологией презентации различных творческих работ (отчетов, обзоров, рефератов, докладов на профессионально ориентированные темы).

Избыточная идеализация, как правило, произвольно исключает из структуры юридического познания наиболее сложные и наименее изученные иные элементы, их компоненты и отдельные свойства [14, с. 11].

Основная идея педагогических инноваций в данном случае заключается в осуществлении нового видения методологии обучения и привлечении новых технологий, методов, мультимедийных технических средств

обучения в интересах развития личности будущего специалиста правоохранительных органов.

3. Исследовательский метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную или групповую, которую курсанты и слушатели выполняют в течение указанного в задании промежутка времени. Его целью является развитие умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, познавательных навыков обучающихся, критического мышления и творческих способностей.

Сложноструктурный характер юридического познания проявляется в различных по содержанию понятийных категориях, разработка которых предполагает как дифференцированный, так и интеграционный подход на основе использования комплексных данных философии и права [15, с. 13]. В этой связи данный метод органично сочетается с групповым подходом к обучению и предполагает решение определенной проблемы, которая предусматривает, с одной стороны, использование разнообразных методов и средств обучения, а с другой - интегрирование знаний и умений из различных областей науки.

4. Креативное обучение, предполагая свободный доступ каждого обучающегося к ресурсам ИКТ, базируется на следующих позициях: базой креативного обучения является предполагаемый образовательный продукт, который впоследствии будет создан обучающимся в соответствии с его внутренними потребностями; интерактивность занятий, осуществляемых с помощью телекоммуникаций; свободное общение по отношению к создаваемой обучающимся образовательной продукции.

Также следует особо отметить, что в соответствии с концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. [16] отсутствие механизма использования ИКТ является важной проблемой современного образования. До настоящего времени такие технологии используются не в полной мере, отсутствует единая информационно-коммуникативная сфера как фактор повышения качества образования. Решение этой проблемы возможно путем создания программы в сфере формирования технических и технологических условий, которые позволят преподавателям и обучающимся широко использовать информационно-телекоммуникационные образовательные ресурсы в процессе обучения.

Наиболее перспективными являются технологии, связанные с различными формами интерактивного обучения (юридическая клиника), проектной деятельности, в виде организации практического занятия в форме судебного заседания, максимально полно приближенного к судебному разбирательству по гражданским делам с участием бывших судейских работников и практических сотрудников ОВД. Также можно использовать в организации учебного процесса такие интернет-ресурсы, как веб-квесты и вебинары.

Под веб-квестом (от англ. webquest) понимается проблемная задача с элементами ролевой игры, для выполнения которой используются ИКТ. Проблемные задачи должны отличаться степенью сложности, а ре-

зультаты выполнения веб-квеста представляются в виде устного выступления либо презентации, эссе, вебстраницы и т. п.

Термин «вебинар» (от англ. webinar, сокр. от web-based seminar), или онлайн-семинар используют для обозначения лекции, семинара, презентации или курса, организованных в режиме реального времени при помощи web-технологий. Во время вебинара его участники находятся у своих компьютеров, а связь между ними поддерживается через Интернет посредством загружаемого приложения, установленного на компьютере каждого обучающегося.

5. Кейс-технология представляет собой педагогическую технологию для изучения конкретной реальной ситуации, направленную не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений анализа и решения различных проблем, умений работать с информацией, в т. ч. в группе иных должностных лиц, обладающих различными процессуальными полномочиями, деятельность которых подчинена единой задаче. Эклективный подход - метод проведения практического занятия, заключающийся в групповой конкуренции обучающихся, создании среды дискуссионно-диалогового взаимодействия, направленной на развитие, усвоение и закрепление изучаемых дидактических единиц, навыков и умений.

Таким образом, применение современных образовательных технологий в обучении и воспитании позволит создать условия, в которых обучающийся самостоятельно определяет проблему, ставит цель и достигает ее, вырабатывает навыки организации планирования, что способствует формированию профессиональных компетенций.

Поскольку новации в организации обучения определяют использование разнообразных учебных курсов и материалов, которые должны чётко и ясно излагаться, находиться в постоянном открытом доступе, быть удобными для пользования обучающимися, то повышается важность качественной подготовки учебных материалов. Поскольку теория должна полноценно интегрироваться в практику, а при подходе, основанном на компетенциях, значительная доля ответственности за обучение лежит на самих обучающихся, преподаватель становится тьютором, т. е. консультантом-наставником.

Таким образом, использование инновационных образовательных технологий в учебном процессе -это объективная потребность и условие достижения высокого качества современного образования. на наш взгляд, наиболее часто в организации учебного процесса следует применять такие образовательные технологии, как проектный метод обучения, тестовый контроль знаний, учебный элемент на основе электронного учебника, компьютерная презентация аудиторного занятия, технология интегрированного обучения, технология игр.

Поскольку использование передовых образовательных технологий, в основе которых лежат активные и интерактивные методы, помогающие формировать творческий, инновационный подход к пониманию профессиональной деятельности в процессе подготовки практических сотрудников ОВД, формирует общие и

профессиональные компетенции, то преподаватель, владеющий особенностями методологической культуры проведения учебных занятий, способен теоретически обосновать и разработать инновационные программы, которые в дальнейшем будут им применяться в педагогической деятельности. Как показывает практика, использование инновационных методов в профессионально ориентированном обучении курсантов и слушателей ведомственных образовательных организаций системы МВД является необходимым условием для подготовки высококвалифицированных специалистов для органов внутренних дел.

Инновационная деятельность невозможна при наличии пробелов в методологической культуре образовательной деятельности, а результаты анализа современного состояния российского образования свидетельствуют о том, что отечественная образовательная система, демонстрируя внешнюю целостность, сохраняет внутри себя проблемы и противоречия [16]. Применение различных методов, способов и приемов активного обучения создает атмосферу мотивированного, творческого обучения, позволяя решать целый комплекс обучающих, развивающих и воспитательных задач. Полагаем, подготовку курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России необходимо осуществлять, определенным образом корректируя методические аспекты современного образования, объективно пересматривая существующие педагогические средства и целевые установки, основанные на формировании компетенций обучающихся. Необходимо внедрение таких образовательных технологий, которые будут направлены на индивидуальное развитие личности будущего сотрудника практических органов системы МВД России как высококлассного конкурентоспособного профессионала.

Список литературы

1. Торгунская Н. Л. Педагогические инновации как условие личностно-профессионального развития преподавателей высшей школы: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Н. Л. Торгунская. - Владивосток, 2007.

2. Новикова Т. Г. Теоретические основы экспертизы инновационной деятельности в образовании: дис. ... канд. юрид. наук / Т. Г. Новикова. - М., 2006.

3. Прищепа Т. А. Развитие готовности педагога к инновационной деятельности на основе обогащающей образовательной среды в системе дополнительного профессионального образования: автореф. дис. . канд. юрид. наук / Т. А. Прищепа. - Томск, 2010.

4. Савина Н. М. Управление деятельностью кафедры по развитию инновационных процессов в системе дополнительного профессионального образования педагогов: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Н. М. Савина. - Белгород, 2009.

5. Шашлова И. И. Аксиологические основы развития профессиональной компетентности педагога в региональной системе постдипломного образования: автореф. дис. . канд. юрид. наук / И. И. Шашлова. -СПб., 2003.

6. Буц В. Г. Управление инновациями в современной российской образовательной среде: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / В. Г. Буц. - М., 2011.

7. Горюнова Е. В. Повышение качества образовательных услуг региональных вузов на основе внедрения инноваций и инновационных стратегий: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Е. В. Горюнова. - Ростов н/Д, 2011.

8. Кононова О. В. Структура и институциональные формы управления инновациями в учебно-методической работе вуза: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / О. В. Кононова. - Красноярск, 2008.

9. Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования -программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры: приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2013 г. № 1367 // СПС «Гарант».

10. Осмоловская И. М. Инновации и педагогическая практика / И. М. Осмоловская // Народное образование. - 2010. - № 6.

11. Симоненко Н. Н. Управление образовательными услугами с применением инновационных методов обучения / Н. Н. Симоненко // Вестник Тихоокеанского государственного университета. - 2012. - № 2.

12. Скрипко Л. Е. Внедрение инновационных методов обучения: перспективные возможности или непреодолимые проблемы? / Л. Е. Скрипко // Менеджмент качества. - 2012. - № 1.

13. Базилевич С. В. Использование инновационных и интерактивных методов обучения при проведении лекционных и семинарских занятий / С. В. Базилевич, Т. Б. Брылова, В. Р. Глухих, Г. Г. Левкин // Наука Красноярья. - 2012. - № 4.

14. Боруленков Ю. П. Технологическая структура юридического познания как композиционного элемента правовой системы общества / Ю. П. Боруленков // Юридическая наука и правоохранительная практика. -2013. - № 3 (25).

15. Боруленков Ю. П. Методология юридического познания / Ю. П. Боруленков // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2013. - № 1 (23).

16. О концепции федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг.: распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р // СПС «Гарант».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.