Научная статья на тему 'Использование возможностей многофункционального интерактивного учебного кабинета-полигона с целью повышения уровня компетенций курсантов при проведении занятий по управлению группировкой сил и средств органов внутренних дел в особых условиях'

Использование возможностей многофункционального интерактивного учебного кабинета-полигона с целью повышения уровня компетенций курсантов при проведении занятий по управлению группировкой сил и средств органов внутренних дел в особых условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
276
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Задорожный А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование возможностей многофункционального интерактивного учебного кабинета-полигона с целью повышения уровня компетенций курсантов при проведении занятий по управлению группировкой сил и средств органов внутренних дел в особых условиях»

Учебно-методический сбор «Повышение качества подготовки как важнейший аспект модернизации профессионального образования»

Education and methodological conference «Improving the quality of training as an important aspect of professional education modernization»

В Нижегородской академии МВД России с 6 по 8 сентября 2016 года проходил учебно-методический сбор «Повышение качества подготовки как важнейший аспект модернизации профессионального образования».

Особое внимание уделено обсуждению инновационных методов преподавания, актуальных задач совместной деятельности структурных подразделений академии в процессе всестороннего обеспечения образовательного процесса, повышения качества подготовки обучающихся.

7 сентября 2016 года учебно-методический сбор продолжил работу в рамках секционных заседаний: «Инновационные методы преподавания (анализ педагогического мастерства и школы педагогического мастерства)»;

«Качество подготовки обучающихся Нижегородской академии МВД России»;

«Реализация Нижегородской академией МВД России приоритетного профиля подготовки деятельности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции»;

«Научно-исследовательская работа и редакционно-издательская деятельность в Нижегородской академии МВД России»;

«Морально-психологическое обеспечение личного состава академии как одно из условий успешного развития личности и становления профессионала»;

«Актуальные задачи совместной деятельности структурных подразделений академии, связанной с обеспечением служебно-боевой и спортивной подготовки переменного и постоянного состава академии в 2016—2017 учебном году»;

«Юридическая клиника Нижегородской академии МВД России как полигон для отработки профессиональных навыков и умений юриста».

В заключение были определены задачи по дальнейшей модернизации подготовки высококвалифицированных специалистов для органов внутренних дел, совершенствованию содержания методик и оптимизации практической направленности образовательного процесса.

Было акцентировано внимание на том, что, создавая новую инновационную площадку для внедрения образовательных технологий и презентаций собственных инновационных проектов и программ, академия готовит базис для вхождения инновационной образовательной среды академии в международное образовательное пространство, тем самым совершенствуя качество образования посредством компетентностного подхода.

Секция «Инновационные методы преподавания (анализ педагогического мастерства и школы педагогического мастерства)»

А.В. Задорожный, начальник кафедры деятельности ОВД в особых условиях

Использование возможностей многофункционального интерактивного учебного кабинета-полигона с целью повышения уровня компетенций курсантов при проведении занятий по управлению группировкой сил и средств органов внутренних дел в особых условиях

Современное образование — один из наиболее динамичных процессов, изменения которого определяются происходящими в современном обществе переменами (глобализация, информатизация, обновление технологий и др.).

Требования ФГОС к материально-техническому и информационному оснащению, возможности использования достижений новых технологий, свободный доступ к разнообразным информационным ресурсам (дистанционность, мобильность, интерактивность, возможность формирования

социальных образовательных сетей и образовательных сообществ, возможность моделирования и анимирования различных процессов и явлений и пр.) определяют новый подход к образовательному процессу. Происходит формирование новой информационно-образовательной среды. Стремительное развитие цифровых технологий приводит к разнообразию новых средств обучения.

В данном русле несомненный интерес вызывает опыт применения инновационных технологий и новых форм и методов преподавания профессорско-преподавательским составом кафедры деятельности органов внутренних дел в особых условиях.

Для изучения дисциплин «Тактико-специальная подготовка», «Личная безопасность сотрудников ОВД», «Деятельность ОВД в особых условиях», «Транспортная безопасность», «Автомобильная безопасность», «Автомобильная подготовка» в Нижегородской академии МВД России разработан и создан многофункциональный интерактивный учебный кабинет-полигон.

Многофункциональный интерактивный учебный кабинет-полигон представляет собой пункт управления группировкой сил и средств ОВД для решения задач, связанных с ликвидацией чрезвычайных обстоятельств.

Уникальная схема многофункционального интерактивного учебного кабинета-полигона позволяет:

— моделировать оперативную обстановку;

— решать учебные задачи по отработке плана действия при ЧО;

— проводить реальные командно-штабные учения;

— разрабатывать предложения для принятия решения на развертывание группировки сил и средств ОВД.

Многофункциональный интерактивный учебный кабинет состоит из:

— 3-х интерактивных светоотражающих полей — экранов принятия решения (предназначенных для отображения изображения, получаемого от мультимедийных проекторов, а также для управления интерактивными приставками);

— 3-х многофункциональных мультимедийных проекторов (предназначенных для подачи изображения на светоотражающие экраны);

— автоматизированного рабочего места преподавателя (предназначенного для общего управления многофункциональным интерактивным учебным кабинетом-полигоном);

— распределенной акустической системой (предназначенной для передачи звуковых сигналов в аудиоформатах);

— персональных устройств ввода, обработки и анализа информации обучаемыми — планшетных компьютеров (предназначенных для обработки заданий, поступающих с рабочего места преподавателя);

— интерактивных приставок к проекторам (предназначенных для придания светоотражающим экранам интерактивности);

— рабочего места принятия решений членов оперативного штаба (предназначенного для размещения и крепления светоотражающих экранов);

— коммутатора видеосигналов (предназначенного для деления (подачи) видеосигналов на приемные устройства (проекторы));

— Wi-Fi роутера (предназначенного для создания беспроводной сети для обмена информацией).

На экранном поле центрального рабочего стола проецируется изображение, полученное в результате работы на интерактивных поверхностях, что позволяет исключить из процесса творческой деятельности излишний документооборот и значительно ускорить процесс принятия решения на применение сил и средств ОВД.

Используя имеющееся интерактивное оборудование, обучаемые выступают в роли руководителя оперативного штаба и членов рабочей группы, проводят работу по планированию действий функциональных групп, расчет необходимых сил и средств, а также расстановку подразделений на местности при выполнении задач в особых условиях.

Оборудование многофункционального интерактивного учебного кабинета-полигона позволяет делать занятие более наглядным за счет использования при проведении командно-штабных учений:

— схем зданий и сооружений;

— карт местности;

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2016, № 4 (36)

3П1

— фотоматериалов;

— сводок по оперативной обстановке;

— ресурсов сети «Интернет» и других необходимых источников информации.

Электронный документооборот, используемый при проведении занятий в многофункциональном интерактивном учебном кабинете-полигоне, позволяет курсантам и слушателям с использованием минимально необходимого количества времени обрабатывать такие сложные вопросы, как:

— организация и проведение специальной операции по розыску и задержанию вооруженных и иных особо опасных преступников;

— организация и проведение специальной операции по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований;

— организация и проведение специальной операции по освобождению заложников;

— организация и проведение специальной операции по пресечению массовых беспорядков.

За период эксплуатации многофункционального интерактивного учебного кабинета-полигона

на его базе:

— прошли обучение 537 курсантов и слушателей;

— повысили профессиональную квалификацию 234 сотрудника.

По результатам самоанализа, проведенного тестирования и адресного анкетирования выявлено значительное повышение уровня получаемых знаний по управлению органами внутренних дел.

На основании отзывов с мест прохождения службы офицеров-выпускников установлено, что значительно вырос потенциал молодых лейтенантов полиции по таким вопросам, как:

— организация и проведение специальной операции по розыску и задержанию вооруженных и иных особо опасных преступников;

— организация и проведение специальной операции по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований;

— организация и проведение специальной операции по освобождению заложников;

— организация и проведение специальной операции по пресечению массовых беспорядков.

Н.В. Нечипоренко, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранного языка и культуры речи

Использование кейс-технологии на занятиях по иностранному языку в процессе подготовки специалистов органов внутренних дел

В современных условиях для успешного усвоения предметного курса, в том числе и курса иностранного языка, преподавателю высшей школы не достаточно просто изложить готовый материал. Он должен стремиться вовлечь студентов в активную учебную деятельность и в результате конструировать новые знания. ФГОСы третьего поколения ставят перед высшей школой задачу сделать акцент на «широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий». Такими формами занятий являются компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, тренинги и т. д. В результате применения данных методов студенты учатся критически мыслить, самостоятельно формулировать и решать практические проблемы, делать выводы, отстаивать свою точку зрения и оценивать полученные результаты.

Дисциплина «Иностранный язык» обеспечивает формирование иноязычной коммуникативной составляющей общекультурной компетенции, подразумевающей «способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия». Владение иностранным языком является неотъемлемой частью подготовки специалистов в Нижегородской Академии МВД России, при этом обучение дисциплине «Иностранный язык» направлено на развитие всех составных частей иноязычной коммуникативной компетенции — когнитивной, лингвистической, социокультурной, компенсаторной, дискурсивной, информационной и коммуникативной.

Задача представляется сложной и многоплановой. Интерактивный подход к ее решению, на наш взгляд, является самым продуктивным. Кейс-технология считается одной из разновидностей интерактивных технологий. Процесс обучения иностранному языку с использованием кейс-метода представляет собой имитацию реального события. В данном случае «не только отрабатывается пройденный лексический и грамматический материал, развиваются коммуникативные навыки, но

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.