УДК 355.23
Горбачев Владимир Викторович
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА
Трансформация социальной и профессиональной структур российского общества, становление рыночных и демократических институтов привели к социальной и экономической дифференциации, социально-имущественному и со-циально-территориальномурасслоению населения, изменению ценностных ориентаций различных слоев общества.
Российская армия, как социальный институт, с начала формирования Вооруженных Сил РФ в 90-е годы проецирует, отражает сдвиги в общественной структуре и в общественном сознании. Социальный состав Вооруженных Сил РФ включает представителей базисных слоев общества. Отсутствует рекрутация выходцев из новых социальных групп и слоев, имеющих высокий социальный и образовательный статусы. В этих условиях российская армия долгое время сохраняла роль лифта социальной мобильности в условиях, когда другие механизмы были выключены или имели явно пониженное значение.
Актуальность проблемы на социально-педагогическом уровне состоит в том, что одной из наиболее характерных особенностей современного этапа в развитии человеческого общества является непрерывно нарастающая интенсивность и динамичность разномасштабных и разнонаправленных изменений, которые глобально охватывают все сферы и процессы жизнедеятельности людей. Современный человек живет в условиях быстроменяющегося мира, а процессы глобализации и интеграции ставят его перед необходимостью постоянно быть готовым к перемещениям в социальном пространстве, легко адаптироваться к изменяющимся условиям и гибко взаимодействовать с самыми разными культурными и социальными системами и субъектами. Развитие передовых технологий, нововведений в профессиональный и социальный мир является толчком к появлению новых престижных профессий, требующих высокой квалификации и специальной подготовки. На научно-педагогическом уровне актуальность исследования проблемы социально-профессиональной мобильности курсантов выступает как сравнительно новая научная проблема, носящая комплексный междисциплинарный характер.
Ключевые слова: формирование, курсант, мобильность, социально-профессиональная мобильность, проблема, общество, социальная деятельность.
Социально-профессиональная мобильность обусловлена остротой проблемы воспитания современной молодежи на этапе получения ею профессионального образования, характером задач, которые стоят перед высшей школой в условиях реформирования страны, реализаций новой национальной доктрины внешней политики государства; значимостью деятельности МВД России, связанной с правовой защитой населения, обеспечением его безопасности.
Социальная действительность предъявляет к выпускнику вуза все возрастающие требования, ставит его перед необходимостью осуществления личного выбора в экстремальных ситуациях при дефиците времени, возлагает на него бремя ответственности за принятые решения и их последствия, требует знаний особенностей поведения отдельных возрастных групп и категорий людей, закономерностей развития социальных отношений, базовых ценностей общества и способов регулирования взаимоотношений. Это делает необходимым интенсивный поиск педагогических подходов к интеграции профессиональных и социальных знаний, приемов и способов педагогического воздействия на личность курсантов, традиционного и инновационного в воспитании в высшем учебном заведении, в обогащении социального опыта личности на этапе профессионального обучения.
Все сказанное указывает на актуальность изучения различных аспектов социально-профессиональной мобильности будущих специалистов,
в том числе и особенностей процесса формирования социального опыта курсантов в стенах ВУЗа МВД России.
В последние годы, как показывает проведенный нами анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы, работ по военной психологии и педагогике, вопросам воспитания и обучения в общеобразовательной и высшей школе, в системе дополнительного образования, исследованию различных аспектов формирования личности ребенка и взрослого уделяется внимание многих ученых (А.Г. Асмолов, Л.П. Буева, Н.Ф. Голованова, И.С. Кон, А.В. Мудрик, М.И. Рожков, А.Л. Уман-ский, Д.И. Фельдштейн, В.А. Фокин и др.). Особое место среди них занимают проблемы социализации (Б.З.Вульфов, Э.Дюркгейм, Дж. Ко-улмен, А.В. Мудрик, А.В. Москаленко, Т. Парсонс, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровский, М.И. Рожков и др.). Как часть социального опыта изучался опыт проектной деятельности и пути его формирования у студентов в воспитывающей среде факультета (Н.Б. Топка), конструктивного разрешения межличностных конфликтов у курсантов военного вуза (А.В. Афанасов). Таким образом, можно отметить наличие, с одной стороны, работ, посвященных вопросу формирования социального опыта, анализу отдельных его аспектов у школьников, студентов и отсутствие целостных исследований по организации такого процесса в ходе обучения курсантов в вузах МВД России. Проблему профессиональной мобильности исследовали Ю.Ю. Дворецкая,
198
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 7, 2014
© Горбачев В.В., 2014
Формирование социально-профессиональной мобильности курсантов вузов МВД России как научная проблема
В.И. Загвязинский, Б.М. Игошев, Ю.И. Калинов-ский, А.В. Хуторской и др. Вопросы формирования профессиональной мобильности будущих специалистов рассматриваются в работах Л.А. Амиро-вой, С.И. Архангельского, Л.В. Вершинкиной, Л.В. Горюновой, О.М. Дудиной, В.Н. Дюниной, Ю.И. Калиновского, С.Е. Каплиной, В.А. Мищенко, Э.А. Морылёвой, М.А. Ставрук, Н.В. Сидоровой, Л.П. Меркуловой, Г.В. Мухаметзяновой, Е.Л. Шаровой и другие. Концепции мобильности разработаны такими зарубежными учеными, как Ж. Адам, М. Вебер, С.М. Липсет и другие.
Вопрос учета актуальных требований общественного развития к профессиональным, личностным, социальным качествам выпускника вузов всегда находится в зоне особых интересов педагогов-исследователей, «на кончике пера» современной педагогической науки и практики.
Современное общество - это сложная система, которая с каждым годом становится все более открытой, изменчивой, динамичной. Успешность жизни молодого человека в ней определяется, в первую очередь, не стабильной, раз и навсегда освоенной совокупностью знаний и умений, а способностями к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации, основанными на чутком восприятии перемен и активной адаптации к ним.
Сегодня, как никогда прежде, профессиональное образование должно быть направлено на формирование менталитета людей как творцов своей судьбы, в том числе владельцев, распорядителей основной своей собственностью - образованностью и социально-профессиональной компетентностью.
Для характеристики динамичного положения личности в изменчивом мире мы используем термин «мобильность», который может одновременно трактоваться и как общественный феномен (социологический подход), и как индивидуально-личностное образование (психолого-педагогический подход).
Само понятие мобильности связано, прежде всего, с характеристикой движения, как физического, так и метафорически - социального, психологического, экономического.
Применительно к сфере высшего образования гораздо более исследован феномен профессиональной мобильности, под которым понимается способность выпускника отвечать изменяющимся потребностям профессиональной сферы, активно добывать новые знания, умения, развивать компетенции. Основным средством приобретения профессиональной мобильности является такое построение образовательного процесса, в основе которого лежит возможность активного участия студента в выборе образовательного маршрута. Приобретая опыт перспективного видения возможностей трудоустройства, соотнесения требо-
ваний профессиональной сферы с собственными ресурсами и потенциалами, реализуя этот опыт в конкретных решениях, выпускник приобретает способность к профессиональной мобильности, которая будет развиваться и за рамками обучения в вузе.
Однако, на наш взгляд, сегодня уже недостаточно говорить только о профессиональной мобильности. Сообразуясь с реалиями российского и зарубежного рынка труда, необходимо расширить это понятие до категории социально-профессиональной мобильности.
Социальная составляющая этого феномена акцентирует наше внимание на личностных качествах выпускника, позволяющих ему эффективно строить взаимодействие с окружающими людьми, проектировать собственное личностное развитие в профессиональной сфере.
Можно, наверное, говорить о том, что введение термина социально-профессиональная мобильность предполагает несколько иной взгляд на процесс профессионального образования:
профессиональная мобильность предполагает активное приспособление личности к профессии, что само по себе уже хороший образовательный результат;
но социально-профессиональная мобильность выражается в видении индивидом задачи наиболее полной личностной самореализации как стратегической цели жизни. В этом случае профессиональная сфера становится одним из пространств ее достижения. Итогом становится не максимальная профессиональная успешность, а такое профессиональное функционирование, которое обеспечит максимальную личностную успешность.
Однако, вместе с тем, социально-профессиональная мобильность, является скорее внешним выражением системы доминирующих ценностно-смысловых отношений будущего специалиста к себе, социокультурному окружению и своей деятельности, определяющей готовность молодого человека стать субъектом собственной жизни. Эту систему мы предлагаем обозначить как субъектную профессионально-личностную позицию.
Библиографический список
1. Гидденс Э. Современность и самоидентичность // Социальные и гуманитарные науки. РЖ «Социология». - 1994. - Сер. 11. - № 2.
2. Дубина О.М., Ратников М.А. Профессиональная мобильность: кто и как принимает решение изменить профессию // Социологические исследования. - 1997. - № 11. - С. 37-42.
3. Кожевников В.В. Проблемы профессионализма сотрудников органов внутренних дел // Социологические исследования. - 1999. - № 9. - С. 55-60.
4. Тимонин А.И. Социально-педагогическое обеспечение профессионального становления сту-
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 7, 2014
199
дентов в высшем учебном заведении // Традиции и новации профессионального воспитания в высшей школе: материалы всероссийской научно-практической конференции (28-30 октября 2009 года) / под общ. ред. Н.М. Рассадина. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2009. - 324 с. - С. 133-136.
5. Тимонин А.И., Павлова О.А. Формирование социально-профессиональной мобильности как задача высшей школы // Ярославский педагогический вестник. Психолого-педагогические науки. -2014. - № 1. - Том II (Психолого-педагогические науки). - С. 216-220.
УДК 355.23
Новиков Олег Юрьевич
Военная академия радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПОТЕНЦИАЛА РЕЛИГИИ
В статье раскрывается особая значимость Вооруженных Сил Российской Федерации, военно-образовательных организаций в процессе формирования морально-нравственных, духовных, гражданских качеств обучающихся военнослужащих. Указывается, что, к сожалению, воспитательный потенциал Вооруженных Сил России раскрыт не в полной мере, несмотря на то, что государство, общество предъявляют к процессу формирования духовно-нравственных качеств российских воинов высокие требования. Показано, что большинство проблем, касающихся процесса формирования духовно-нравственных качеств гражданина и патриота, у военнослужащих возникают вследствие недостаточно сформированного понимания необходимости более глубокого и системного обращения к религии, к ее воспитательному потенциалу. В статье показана необходимость раскрытия этого потенциала, определена сущность религиозного воспитания военнослужащих. Совершенствование патриотического воспитания на основе реализации потенциала религии рекомендуется осуществлять с целью развития мотивационной системы и ценностных установок, определяющих основание, укоренение нравственных и военно-профессиональных качеств военнослужащих. Аргументируется положение о невозможности формирования качеств человека - гражданина - патриота - защитника Отечества вне осознания духовной ценности религии, ее глубокого нравственного содержания, помогающего понять смысл жизни и деятельности солдата и офицера, их высшее предназначение. Такое воспитание возможно посредством отнюдь не религиозного давления, а деликатного взаимодействия с верующими и неопределившимися военнослужащими на основе индивидуального подхода, обращения к сознанию каждого воина. Для решения проблем, связанных с духовно-нравственным, патриотическим воспитанием военнослужащих предлагается подход, направленный на объединение усилий Русской Православной Церкви, мусульманского и буддистского сообщества в процессе научения военнослужащих нравственным азам, единым во всех религиях нашей страны.
Ключевые слова: воспитание, духовность и нравственность, патриотизм, Вооружённые Силы России, воспитательный потенциал религии.
На современном этапе развития Вооружённых Сил анализ руководящих документов показывает, что в системе воспитания акцент делается на формирование и развитие личности военнослужащих в соответствии с требованиями современной военной организации государства, обеспечение готовности военнослужащих к выполнению задач по обороне и безопасности государства, при этом формируются и развиваются у военнослужащих качества гражданина-патриота, военного профессионала и высоконравственного человека. Однако достижение этой цели крайне затруднительно. Причиной является то, что основные векторы системы воспитания размыты в государстве. Так, например, в школе система воспитания играет второстепенную роль, задача воспитания человека, гражданина, патриота не решается ни в ходе изучения учебных дисциплин, ни в ходе внеучебной деятельности, при этом разрушающе действует система средств массовой коммуникации, пропагандирующая культ денег. В результате та-кой деятельности призывник осознаёт защиту Отечества не как священную обязанность
гражданина, а как потерянное время. Он смутно представляет цели и задачи службы в рядах Вооружённых Сил, нечётко осознаёт, чье Отечество и от кого он призван защищать.
Несколько лучше дела обстоят в Вооружённых Силах. Современные социально-политические и экономические процессы в нашем обществе не могли не повлиять на духовную и нравственную обстановку в Вооружённых Силах Российской Федерации, характеризующуюся сегодня крайней сложностью и противоречивостью. Она является порождением того системного кризиса, который переживает российское общество на этапе своей модернизации [1, с. 4]. Несмотря на многократные реформы Вооружённых Сил, в них также развивается духовно-нравственный кризис, система воспитания не даёт чётких ценностных ориентиров служебной деятельности по отношению к государству и его защите и не служит основой формирования и развития отношения к военной службе не за страх, а на совесть.
Как показывает опыт некоторых войсковых частей, достижение требуемых качеств и отношений
200
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова .¿j. № 7, 2014
© Новиков О.Ю., 2014